Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется. Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется Размер обеспечения исполнения договора

Правила совершения отдельных видов нотариальных действий», «Статут», 2015) Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ: формы обеспечения, размеры, сроки возврата, калькулятор расчета Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО). Формы обеспечения исполнения контракта Важно: Способ обеспечения исполнения определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Обеспечение заявки по 223-фз

В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения.


Инфо

Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов.


Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.


Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов.
Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый.
Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций.
Это возможно в форме:

  • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года.
    Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
  • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов.

Возврат обеспечения контракта по законам 44-фз и 223-фз

Если проводится важная крупная закупка, то заказчик вправе потребовать обеспечение и в большем размере.
Некоторые контракты могут предусматривать выплату аванса поставщику.


В этом случае сумма обеспечения контракта часто выбирается равной размеру аванса.

Так заказчик может минимизировать свои риски. Правила возврата обеспечения Сроки возврата обеспечения контракта должны быть заранее оговорены в закупочной документации и подтверждены в самом контракте.

Заказчик вправе устанавливать этот срок по своему усмотрению.

Внимание

Возврат обеспечения возможен только после полного исполнения поставщиком своих обязательств.


Подтверждением этому становятся правильно оформленные документы: накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи. Если контракт долгосрочный, то стороны могут предусмотреть возврат обеспечения по частям.

Обеспечение заявок согласно закону 223-фз

Сроки возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ Для того чтобы определиться со сроками возврата платежа по ОИК, необходимо уточнить, какой день является точкой отсчета.

Важно: срок возврата считается с момента приема работ/услуг/товаров заказчиком.

То есть объемы работ или поставок исполнителем выполнены в полном объеме, а их качество соответствует заявленному в техническом задании. Гарантийные обязательства при этом не признаются приоритетными и не влияют на сроки возвращения денежных средств или банковской гарантии. Штрафные санкции за неисполнение гарантийных обязательств прописываются отдельным пунктом договора. Возвращается ли обеспечение контракта при расторжении контракта? Невозврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ является неправомерным, если в заключенном между сторонами договоре не прописаны другие условия.

Ipc-zvezda.ru

Возвращается ли обеспечение контракта при расторжении контракта? Невозврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ является неправомерным, если в заключенном между сторонами договоре не прописаны другие условия.

Если расторжение произошло по вине заказчика, то средства ОИК возвращаются в полном объеме.

В какой срок необходимо вернуть исполнителю обеспечение исполнения контракта Здравствуйте.

Подскажите - в какие сроки мы возвращаем обеспечение исполнения? Способ определения поставщика - электронный аукцион.

Июня 2018, 10:11 Елена, г. Севастополь Ответы юристов (1) Добрый день, Елена! Таким образом, заказчик самостоятельно определяет и включает в условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве.

Ищете ответ? Спросить юриста проще! Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

В какой срок необходимо вернуть исполнителю обеспечение исполнения контракта

С начала 2012 года под 223-ФЗ перешли государственные корпорации и унитарные предприятия, естественные монополии и другие организации, деятельность которых регулируется государственными законами.

Другими словами, это те организации, у которых имеются точно определенные и утвержденные государством тарифы на предоставляемые услуги.

Уже с начала 2014 года, под действие 223-ФЗ попадали остальные заказчики.

Указанные в 223-ФЗ унитарные предприятия муниципального типа и автономные учреждения должны были применять нормы этого закона на практике.

И если заказчик не производит закупку по 223-ФЗ, то он по умолчанию должен был работать с 44-ФЗ. С организацией разных тендеров, аукционов и конкурсов в сфере госзаказа у поставщиков и заказчиков появилось больше возможностей.
Обеспечение договора – это своеобразная гарантия того, что поставщик исполнит свои обязательства. Действующая редакция 223-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика устанавливать требования к обеспечению договора.

Этот вопрос организатор закупки может решать на свое усмотрение.

Порядок предоставления обеспечения, его точная сумма и правила возврата должны быть прописаны в закупочной документации.

Порядок предоставления обеспечения договора Если заказчик хочет обезопасить себя от действий недобросовестного поставщика, он может предъявить требование о предоставлении обеспечения контракта (контракта).

Сумма и порядок его внесения обязательно прописываются в закупочной документации.

Обеспечение может быть предоставлено двумя способами:

  1. В виде залога денежных средств.

    При этом поставщик, с которым заключается контракт, переводит требуемую сумму на расчетный счет заказчика.

В какой срок по 223фз нужно вернуть обеспечение контракта

Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца.

Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю. Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости.
Относительно тендера, как способа размещения госзаказа, то в России его можно приравнять к торгам (конкурс). Соответственно, способ обеспечения тендерной заявки – это практически то же, что и обеспечение конкурсной заявки (аукционной). Обеспечение заявки для участия в аукционе Получение тендерного кредита – это, пожалуй, наиболее популярный и доступный метод обеспечения аукционной заявки по 223-ФЗ. Использование тендерного кредита позволяет организации сохранить значительную сумму денежных средств, не изымая их из оборота под проведение аукциона. При этом, получение тендерного кредита открывает больше возможностей для организаций, так как позволяет принимать участие сразу в нескольких аукционах, в том числе в тех, где обеспечение заявки и стоимость самого контракта довольно высокая.
Для того чтобы подтвердить внесение обеспечения, необходимо приложить к подписанному договору платежное поручение.

В случае недобросовестного исполнения контракта, заказчик имеет возможность оставить обеспечение себе или удержать его часть, равную сумме штрафов и пеней.

При добросовестном исполнении договора заказчик возвращает поставщику всю сумму обеспечения.

  • В виде банковской гарантии.

    Это документ, который подтверждает, что банк берет на себя риски, связанные с недобросовестным исполнением контракта. Для получения банковской гарантии поставщик должен заключить соответствующий договор с финансовой организацией. Такая услуга является платной. При этом ключевую роль играет правильность оформления документа.

  • Размер обеспечения контракта заказчик определяет самостоятельно. Чаще всего он составляет от 10 до 30% от начальной максимальной цены договора.

Во всех ли процедурах заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта?

В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено

Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других - только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.

По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации. По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.

Нужно ли обеспечение контракта по 44-ФЗ

В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Электронный аукцион и конкурс

Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.

Запрос котировок

При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011 .
  • Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
  • Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
  • Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
  • Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.
  • У единственного поставщика

    При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

    Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

    При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

    Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

    • закупки у естественных монополий (п.1),
    • у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
    • контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
    • закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
    • выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
    • контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826 ; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
    • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
    • закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
    • поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
    • закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
    • произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
    • закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
    • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
    • направление работника в служебную командировку (п.26)
    • закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
    • заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
    • аренда помещений на территории других государств (п.32),
    • контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
    • закупки для органов внешней разведки (п.40),
    • закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
    • заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
    • закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
    • услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
    • закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
    • и другие.

    Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

    Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)

    Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.

    Среди них:

    1. наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации ; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
    2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
    3. участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
    4. при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) - применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
    5. для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).

    Каждый, кто имеет дело с закупками или планирует в них участвовать, должен знать, что ФЗ № 223 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” не определяет порядок проведения тендера. Этот закон только обязывает заказчика тщательно разработать, утвердить и опубликовать положение о закупке. Тем не менее мы поговорим о том, как заключается договор по 223-ФЗ и в каких случаях возможно его изменение и расторжение.

    Согласно ст. 2 ФЗ №223, в положении о закупке должна быть указана следующая информация:

      порядок подготовки закупки;

      способы закупки и порядок ее проведения;

      способы обеспечения контракта;

      заключение договора по 223-ФЗ по итогам закупки.

    Часто, чтобы избежать недоразумений на этапе заключения сделки, заказчик вместе с тендерной документацией размещает образец договора по 223-ФЗ, который будет заключен по итогам закупки.

    Итак, заказчик обязан размещать на официальном сайте следующую информацию:

    Обеспечение контракта по 223-ФЗ

    Как мы уже говорили, финансовая сторона вопроса и вся информация о требованиях к исполнителю заказа и документации должна быть в положении о закупке. Это касается и обеспечения контракта.

    По закону, если в документации не указан обязательный способ обеспечения контракта 223-ФЗ, то участник сам может выбрать тот, который для него удобнее (депозит на счет заказчика или банковская гарантия).

    Размер и порядок предоставления обеспечения заявок или исполнения контракта установлен в положениях о закупках конкретного заказчика, а также в документации о проведении закупки. Данное требование обусловлено тем, что это - гарантия исполнения контракта. Заказчик должен быть уверен, что условия договора будут выполнены добросовестно.

    Именно по этой причине от обеспечения контракта 223-ФЗ освобождаются государственные поставщики.

    Способ обеспечения участник может выбрать самостоятельно, если он не указан в положении или в документации о такой закупке. Специалисты советуют предварительно согласовать с заказчиком этот вопрос, и желательно в письменной форме.

    Согласитесь, если в момент заключения контракта по 223-ФЗ заказчик объявит, что для него предпочтительнее обеспечение наличными и запретит банковскую гарантию, это может стать для Вас причиной потери выгодного контракта.

    Совет: в таком случае можно жаловаться в ФАС, но время, отведенное на заключение контракта, уйдет, и сделка, скорее всего, не состоится. Поэтому изначально внимательно изучайте положение о закупке заказчика

    Что, если один из участников демпингует цену контракта?

    Демпинговой заявка считается при понижении цены более, чем на 25% от начальной.

    Как вы понимаете, это — достаточно привлекательная и одновременно очень рискованная для заказчика возможность.

    Каких-либо требований, согласно 223-ФЗ, для участников, предложивших такую цену, не установлено, однако зачастую заказчики в целях защиты от недобросовестных исполнителей устанавливают особые условия для тех, кто объявляет чрезмерно низкую цену:

      обеспечение контракта по 223-ФЗ увеличивается на 50%;

      документы, подтверждающие, что компания-исполнитель добросовестно и без неустоек выполнила определённое количество договоров за какой-либо период времени или на определенную сумму;

      требования к подтверждению наличия квалифицированных специалистов в штате участника;

      требование к предоставлению информации о финансовом состоянии (бух. баланс и фин. отчёты) и т.д.

    Если подтверждение опыта участника подходит для сделки, он должен направить заказчику соответствующие документы вместе с подписанным проектом контракта по 223-ФЗ.

    Большое значение имеет не только цена контракта, но и качество предлагаемых услуг. Заказчики на своё усмотрение могут устанавливать требования к подробному описанию этапов выполнения работ, техническим характеристикам используемых материалов и прочее.

    Изменение, продление и расторжение контракта по 223-ФЗ

    На сегодняшний день изменение договора по 223-ФЗ регламентируется только положениями о закупках Заказчиков по 223-ФЗ. Порядок, сроки и прочие условия изменения или расторжения договора должны быть указаны именно в положениях о закупках.

    Важный момент: продление договора не считается закупкой, потому что исполнитель заказа не меняется (контрагент), меняется только срок действия контракта.

    Продленный контракт считается новым, потому что его условия значительно меняются: объект сделки — ключевой момент договора, и поэтому любые изменения относительно его количества, цены и качества могут быть существенны. Новый договор обязательно должен быть внесен в реестр контрактов по 223-ФЗ.

    Если у Вас нет серьезного опыта участия в тендерах, Вам может понадобиться образец контракта по 223-ФЗ. Зачем? Чтобы понимать, какого рода документ Вам предстоит подписать и защитить себя от любых недоразумений и финансовых потерь. Юридическую помощь в этом вопросе оказывают консультанты компании “РусТендер”.

    Отчетность по договорам

    Каждый месяц заказчик обязан отчитываться о количестве и общей цене заключенных договоров не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца. Соответствующий документ необходимо разместить на официальном сайте госзакупок.

    В отчет по договорам 223-ФЗ входят сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам всех закупок:

      открытые конкурсы и аукционы, запрос котировок и предложений;

      закупки у единственного поставщика;

      тендеры, сведения о которых представляют государственную тайну.

    Законодательство обязывает отчитываться обо всех крупных закупках в виде обобщенных сведений. Так выглядит образец отчета:

    ООО МКК "РусТендер"

    Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

    В случае потребности в обеспечении контракта по 223 ФЗ обращайтесь к нам. Мы помогаем получать легитимное обеспечение от надежных финансовых учреждений.

    Наличие обеспечения закон № 223 не требует, но оно включается в положение о закупке

    ФЗ № 223 не подразумевает непременного предоставления победителем закупок . Однако, это требование заказчик может указывать в своем положении о закупке.

    Требования к обеспечению исполнения контракта по 223 ФЗ

    В случае, если заказчик установил требование обеспечить контракт 223 ФЗ , то его заключение последует лишь после предоставления победителем или залога денег. Размер залога определяется суммой обеспечения, установленной аукционной документацией. Победитель вправе собственнолично выбрать способ.

    Внимание на детали при заключении контрактов в соответствии с 223 ФЗ

    Заключая контракт 223 ФЗ , каждый исполнитель, анализируя документацию по аукциону, должен тщательнейшим образом проработать вопрос, касающийся предоставления обеспечения контракта. Если залог в виде денежных средств не возможен (к слову, это очень не выгодное и не надежное обеспечение, которое может привести в целом к снижению деловой активности исполнителя), то исполнитель обязан побеспокоиться о .

    Изменения нынешние и грядущие в 223 ФЗ

    Теперь желающим получить контракт по 223 ФЗ стоит помнить о следующем дополнении в Федеральном законе: особенности проведения закупок, когда участвуют СМП (субъекты малого предпринимательства), это закреплено ч. 8 ст. 3 № 223-ФЗ.

    1 января 2016 года третья статья данного закона дополнится новой часть, в которой речь пойдет о том, что, если заказчик не сделает закупки у СМП на протяжении календарного года в требуемых объемах, которые установлены Правительством РФ, то его положение о закупке будет считаться неразмещенным. И с этого времени заказчику дозволено будет действовать в рамках Федерального закона № 44 "О контрактной системе", устанавливающего более жесткие рамки.

    Субъекты регулирования, которые совершают закупки по 223 ФЗ: бюджетные и автономные учреждениям, государственные компании и корпорации и пр..

    Помощь при обеспечении контрактов по Федеральному закону № 223 и № 44

    Исполнить контракты по 223 ФЗ, 44 ФЗ обязан каждый победитель закупок. И в случае требования предоставления обеспечения исполнения договора, обязан предоставить это обеспечение. Наша компания позволит получить правомочные инструменты для обеспечения по выгодным ценам.

    Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В прошлой своей статье я подробно разобрал вопрос связанный с при участии в торгах, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Сегодня же речь пойдет об обеспечении исполнения контракта. Этот инструмент также служит защитой от недобросовестных поставщиков и является для заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту. Как правило, обеспечение исполнения контракта возвращается победителю только после выполнения им всех обязательств по контракту. Обо всех нюансах использования данного инструмента мы подробно и поговорим далее в этой статье.

    1. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

    Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

    Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

    Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – , запрос предложений и (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

    Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» . Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только , социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

    Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в .

    Формы обеспечения исполнения контракта

    Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться , выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

    Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО .

    Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

    Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц . О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано .

    У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

    Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

    В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ предоставить заказчику ОИК, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного ОИК. При этом МОЖЕТ БЫТЬ изменен способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).

    Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.

    Многие поставщики задаются вопросом о возможности предоставления заказчику комбинированного обеспечения исполнения контракта. Т.е. это ситуация когда часть обеспечения предоставляется в форме денежных средств, а часть в форме банковской гарантии, либо обеспечение предоставляется в форме нескольких гарантий от разных банков. Ответ на этот вопрос однозначный — предоставление комбинированного обеспечения исполнения контракта не допускается. Кроме того, положениями 44-ФЗ не закреплена возможность третьего лица предоставлять ОИК вместо победителя. С более развернутым ответом на этот вопрос можно ознакомиться здесь — //www.garant.ru/consult/gpurchase/561772/ .

    Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

    Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК , указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

    В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей , заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК , но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

    В случае, если аванс превышает 30% НМЦК , размер ОИК устанавливается в размере аванса .

    В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано .

    Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

    Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

    Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта

    Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

    1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

    2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

    3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

    Расчет размера обеспечения исполнения контракта

    Для автоматического расчета размера обеспечения исполнения контракта есть удобный online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Воспользоваться этим калькулятором вы можете .

    Ниже по тексту размещен скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный калькулятор.

    Настоящий калькулятор позволяет производить расчет размера обеспечения исполнения контракта, а также размера обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах, и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и участникам закупок.

    Сроки возврата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ

    Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

    Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить на положения документации о закупке.

    В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

    В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней , конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

    Образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта

    Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать .

    Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

    Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

    Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

    • Обязан ли заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?
    • Может ли заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

    На эти вопросы дан подробный развернутый ответ на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ — //www.garant.ru/consult/gpurchase/541317/ .

    Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

    Информация для заказчиков: правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта подробно описаны здесь — //www.klerk.ru/buh/articles/419998/ .

    2. Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

    Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливается денежный залог, перечисляемый на счет заказчика.

    На этом моя статья подошла к концу. До встречи в новых выпусках!

    P.S.: Если статья была для вас полезной, то ставьте “лайки”, делитесь ссылками на эту статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. А также задавайте свои вопросы ниже в комментариях.




    Просмотров