Закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд форма договора. Подрядные работы для государственных нужд

Статья 763 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Комментарий к статье 763

  1. Подрядные работы могут выполняться для государственных или муниципальных нужд. В этом случае в целях осуществления этих работ должен заключаться государственный или муниципальный контракт. Исходя из ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” государственный контракт или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком, предметом которого является осуществление подрядчиком подрядных работ для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Элементы государственного контракта или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд следующие:

1) субъекты:

– подрядчик;

– государственный или муниципальный заказчик;

2) предмет государственного контракта или муниципального контракта – выполнение строительных, проектных и других связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работ. Под объектами производственного характера следует понимать здания, строения, сооружения (объекты капитального строительства), которые предназначены для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Объекты непроизводственного характера представляют собой объекты, предназначенные для реализации продукции, обслуживания населения).

3) обязанности сторон:

– подрядчик выполняет вышеуказанные работы и передает их государственному или муниципальному заказчику;

– государственный или муниципальный заказчик принимает и оплачивает подрядные работы.

  1. Применимое законодательство:
  1. Судебная практика:

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 N Ф07-3767/14 по делу N А56-62385/2012;

– Постановление ФАС Центрального округа от 13.09.2004 N А14-3482-04/153/31;

– Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 N 03АП-936/14;

– Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.10.2014 N Ф01-3884/14 по делу N А79-10406/2013;

– Постановление ФАС Уральского округа от 25.02.2009 N Ф09-896/10-С4 по делу N А60-35972/2009-С1;

– Постановление ФАС Уральского округа от 30.09.2009 N Ф09-7107/09-С4;

– Постановление ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф09-4897/09-С5;

– Постановление ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф09-4884/09-С5.

Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 764

  1. Сторонами государственного или муниципального контракта являются подрядчик и государственный и муниципальный заказчик. Подрядчиком может быть любое лицо (физическое или юридическое), основной целью деятельности которого является осуществление строительных, проектных и иных работ, связанных со строительством.

Государственными и муниципальными заказчиками являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, казенные учреждения, а также иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Отметим, что на практике вопрос о том, кто является субъектом государственного и муниципального контракта, имеет существенное значение при рассмотрении судебных споров. Так, ФАС Волго-Вятского округа рассматривал дело по иску ООО “Группа компаний “МЕГА климат” к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области “Городская поликлиника N 17 Московского района г. Нижнего Новгорода” и муниципальному образованию “город Нижний Новгород” в лице администрации города Нижнего Новгорода о взыскании долга за выполненные по муниципальному контракту работы. При рассмотрении суд установил, что во исполнение условий договора подрядчик выполнил, а учреждение приняло работы, что подтверждается актом и справкой о стоимости выполненных работ и затрат, подписанными сторонами без возражений, а учитывая, что при заключении спорного контракта учреждение выступало от имени муниципального образования, с источником финансирования контракта из средств городского бюджета, и учреждение перешло в государственную собственность субъекта РФ, в связи с чем его счет был закрыт, а денежные средства направлены в бюджет города, то должником по обязательствам муниципального контракта является муниципальное образование в лице уполномоченного органа – администрации (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2013 по делу N А43-11017/2012).

  1. Судебная практика:

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 N 12АП-9458/14;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 N 12АП-8684/14;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 15АП-15902/14;

– Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.10.2014 N Ф01-3653/14 по делу N А11-11703/2013;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 12АП-8889/14;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 N 17АП-9336/14;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 N 17АП-9348/14;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 N 12АП-8509/14;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 N 12АП-7717/14;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 N 12АП-8329/14;

– Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2013 по делу N А43-11017/2012;

– Постановление ФАС Уральского округа от 09.09.2003 N Ф09-2477/03-ГК;

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2007 N Ф08-1472/07;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 N 18АП-13193/2010;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 N 15АП-12733/2010;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 N 18АП-11090/10;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 N 17АП-7287/10-ГК;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 N 17АП-415/10-ГК.

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 765

  1. Основанием для заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в виде конкурсов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционов (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запросов котировок, запросов предложений.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд аналогичен порядку заключения договоров подряда для государственных и муниципальных нужд и включает в себя:

– составление проекта государственного или муниципального контракта;

– направление проекта государственного или муниципального контракта другой стороне;

– согласование условий государственного или муниципального контракта;

– урегулирование разногласий;

– подписание государственного или муниципального контракта;

– обращение в суд в случае неурегулирования разногласий, а также уклонения одной из сторон от заключения государственного или муниципального контракта.

  1. Применимое законодательство:

– ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

  1. Судебная практика:

– Определение ВАС РФ от 30.06.2014 N ВАС-7598/14;

– Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 07АП-9844/14;

– Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 N 11АП-13005/14;

– Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 N 13АП-18514/14;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 15АП-10375/14;

– Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 N 19АП-2813/14;

– Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 N 06АП-3202/14;

– Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 10АП-4795/14;

– Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 N 13АП-7100/14;

– Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 N 04АП-4/14;

– Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 N 08АП-11971/13;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2000 N А74-34/00-К2-Ф02-1223/00-С2;

– Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2010 по делу N А82-16307/2009;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2012 N Ф02-2877/12 по делу N А33-16209/2011;

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 N Ф04-3083/11 по делу N А46-14714/2010;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2011 N Ф07-342/2011 по делу N А21-2703/2010.

Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 766

  1. Государственный или муниципальный контракт включает в себя следующие положения:

– условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы: исчерпывающий перечень видов работ, которые должен выполнить подрядчик с указанием калькуляции, и стоимость каждой работы, входящей в объем работ;

– о сроках начала и окончания работ – конкретные даты или периоды, которыми обозначаются начало и окончание выполнения работ;

– размер и порядок финансирования и оплаты работ – указание на источник финансирования расходов (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет), объем финансирования по периодам (месяц, квартал, год), порядок перечисления денежных средств на счета подрядчика;

– способы обеспечения исполнения обязательств сторон в соответствии с гл. 23 ГК РФ.

В случае если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок, то его условия определяются по результатам проведения таких торгов, запроса котировок, и с учетом предложений победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок. Так, например, исходя из положений ст. 94 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” государственный или муниципальный контракт может включать в себя условие о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.

  1. Применимое законодательство:

– ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

  1. Судебная практика:

– Определение ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-14272/11;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2011 N Ф07-8277/11 по делу N А56-69568/2010;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2010 по делу N А69-514/2010;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2012 N Ф02-100/12 по делу N А10-1996/2011;

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2005 N Ф04-2725/2005(11024-А70-12);

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 N 15АП-6000/12;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 N 18АП-6963/11;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2014 N Ф07-10636/13 по делу N А56-29525/2013;

– Постановление ФАС Московского округа от 01.08.2013 N Ф05-8279/13 по делу N А40-87031/2012;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2013 N Ф06-4853/13 по делу N А55-21005/2012.

Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 767

  1. При исполнении государственного или муниципального контракта допускается внесение в него изменений. Изменения могут касаться объема работ, сроков их исполнения, объемов финансирования, способов обеспечения обязательств, а также иных условий.

Особым условием в государственном или муниципальном контракте является условие о сроках выполнения работ, так как оно зависит от финансирования государственного или муниципального заказчика из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета. В случае если такое финансирование меняется, то сторонам необходимо согласовать новые сроки выполнения работ, так как эти сроки зависят от периодов финансирования. Также в этом случае могут быть пересмотрены иные условия выполнения работ, например объемы работ, состав материалов, при помощи которых производятся эти работы, необходимость содействия государственного или муниципального заказчика в проведении работ и т.д.

Если сроки выполнения работ меняются, а это влечет за собой причинение подрядчику убытков, например невозможность выполнения других заказов, то государственный или муниципальный заказчик обязан возместить подрядчику причиненные убытки.

Также в одностороннем порядке или по соглашению сторон могут быть изменены и другие условия государственного или муниципального контракта. Так, согласно ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в частности, в следующих случаях:

– если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов;

– если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ.

  1. Применимое законодательство:

– ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

  1. Судебная практика:

– Определение ВАС РФ от 22.04.2011 N ВАС-4474/11;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 N 18АП-12680/12;

– Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 01АП-6725/2010;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N Ф07-3093/12 по делу N А56-61037/2011;

– Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 N 09АП-17810/14;

– Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 N 03АП-4204/13;

– Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 N 20АП-3803/12;

– Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 N 16АП-395/12;

– Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 N 03АП-345/12;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 N 15АП-12051/11;

– Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 N 11АП-599/10;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 N 17АП-11924/09;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2014 N Ф07-10636/13 по делу N А56-29525/2013.

Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта


Законодатель РФ устанавливает специальные правила, посвященные выполнению работ для государственных или муниципальных нужд (§ 5 гл. 37 ГК РФ). Согласно ст. 768 ГК РФ в части, не урегулированной Кодексом, должен применяться закон о подрядах для государственных нужд. В настоящее время такой закон не принят, но действует Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Правила § 5 гл. 37 ГК РФ распространяются на выполнение строительных, проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

Бланкер.ру

Внимание

ГК РФ устанавливаются теми же нормами, что и для государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд - ст. 527 и 528 ГК РФ, а также вышеназванным Законом. Размещение заказов на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд возможно в соответствии со ст.


10 указанного Закона:
  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Существенные условия государственного (муниципального) контракта определены в п. 1 ст. 766 ГК РФ. К таковым относятся объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

§ 5. подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

К существенным условиям согласно ст.432 ГК РФ кроме условия о предмете относятся и условия, которые названы таковыми в законе или в иных правовых актах, либо условия, которые необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Особенностью государственного или муниципального контракта является отнесение к существенным условиям срока начала и окончания работ.

Важно

При этом срок окончания работ связан и со сроком действия соответствующего контракта. Согласно ч.2 ст.72 БК РФ государственные или муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п.3 этой же статьи.


Таким образом, по общему правилу срок действия государственного или муниципального контракта, а следовательно, и срок выполнения работ не должны превышать трех лет.

Подряд для государственных или муниципальных нужд

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте. В случае задержки установленных контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

Инфо

Особенности ответственности сторон за невыполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.

Подрядные работы для государственных нужд

Закона понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов РФ).

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд – соглашение, в силу которого подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ). Договор строительного подряда является: 1) консенсуальным – заключение договора происходит с момента достижения сторонами соглашения о его условиях; 2) возмездным; 3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Согласно ч.2 ст.3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Процедура расторжения муниципального контракта в судебном порядке занимает продолжительное время, в связи, с чем возможность заключения контракта с иным подрядчиком существенно сокращается, делая практически невозможным исполнение и оплату заказа, особенно в конце текущего финансового года, и наносит заказчику прямые убытки. По нашему мнению, необходимо законодательно предусмотреть возможность заказчика одностороннего отказа от исполнения контракта, в случае ненадлежащего исполнения контракта подрядчиком, поскольку закон №94-ФЗ регулирует процесс размещения муниципального заказа вплоть до заключения муниципального контракта, а уже договорные отношения должны регулироваться непосредственно ГК РФ.

Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика, принятого подрядчиком. В этом смысле государственный заказ является офертой.

Когда речь идет о государственном оборонном заказе, такой заказ признается правовым актом. В большинстве случаев формирование заказа возможно, лишь когда такая возможность предусмотрена непосредственно в бюджете либо в специальных программах, перечень которых утверждается органами государственной власти и обеспечивается необходимым финансированием.

Действие по направлению заказа-оферты названо в ст. 527 ГК РФ размещением заказа. Заказ размещается как в индивидуальном порядке, т.е.

направляется только одному подрядчику, так и по конкурсу.
К подрядам для государственных нужд в части, не противоречащей п. 5 гл. 37 ГК РФ, применяются нормы п. 3 (строительный подряд) и п. 4 гл. 37 ГК РФ (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ), что вытекает из содержания п. 1 ст. 763 ГК РФ, содержащего отсылку к ст. 740 ГК РФ (строительный подряд) и ст. 758 ГК РФ (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ). Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» предусмотрено, что его нормы распространяются на отношения по оказанию услуг для государственных нужд.

Названное часто рассматривается как указание на возможность его применения и для государственных подрядов. Однако различие работ и услуг как самостоятельных объектов гражданского права не дает формального основания использовать этот Закон непосредственно.

Работы по своей природе трудно поддаются измерению в количественном выражении, и такое измерение, как правило, условно, применяется для установления универсальных единиц, используемых для расчета цены договора. Наиболее распространено измерение работ в единицах трудозатрат.Грудцина Л.Ю., Спектор А.А.

Гражданское право России. М.,2008.С.218 Цена работ по строительству и реконструкции объектов для государственных нужд должна фиксироваться в смете (п. 1 ст. 743 и п. 1 ст. 746 ГК РФ). По общему правилу цена (смета) является твердой. Предельный объем финансирования определяется не сторонами, а на уровне бюджета, целевых программ, т.е. заведомо до момента размещения заказа и, соответственно, до заключения договора. Поэтому стороны изначально связаны заранее заданными финансовыми показателями, отступление от которых для них невозможно.

Довольно часто в выполнении каких-либо видов строительных работ нуждается государство, реализующее свои целевые программы по строительству жилья для малообеспеченных слоев населения, созданию объектов жизнеобеспечения, социального обслуживания и т.п. А потому разработано специальное законодательство о подрядных работах для государственных нужд. Все строительные работы, выполняемые по запросу государства и его субъектов, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и выполняются по государственному контракту.

По такому контракту, или договору, подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие виды строительной работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить или обеспечить их оплату. таким образом, видно, что сторонами договора являются заказчик и подрядчик. В качестве заказчика в этом договоре выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами или организация, имеющая право распоряжаться такими ресурсами (министерства, ведомства, предприятия, наделенные правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчик – юридическое или физическое лицо, имеющее статус предпринимателя и соответствующую лицензию на занятие строительной деятельностью, который определяется на конкурсной основе путем проведения подрядных торгов.

Договор подряда на работы для государственных нужд является консенсуальным, взаимным и возмездным. Договор заключается в простой письменной форме по результатам обязательных подрядных торгов (проведение торгов на строительство для федеральных нужд обязательно).

Выполнение подрядных работ осуществляется на добровольной основе, но в исключительных случаях, предусмотренных законом (например, в отношении предприятий монополистов) и при условии возмещения возможных затрат, допускается принуждение. Кроме того, в законодательстве установлены специальные гарантии возмещения потерь подрядчика, связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов. Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.

Существенным условием договора подряда на работы для государственных нужд является цены, без ее согласования договор считается не заключенным. Цена контракта определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий. Специфический характер финансирования работ, выполняемых по государственным (муниципальным) контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия контракта, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного заказа. В этих случаях следует изменять сроки, а при необходимости - иные условия контракта. При этом подрядчик может требовать от заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока выполнения работ.

Еще одним существенным условием данного вида подряда является способ, обеспечивающий исполнение сторонами своих обязательств (п.1 ст. 766 ГК РФ). В зависимости от источника средств финансирования работ обязательства заказчика гарантируются органом управления соответствующего субъекта РФ или Правительством РФ. Возможно также обеспечение банковской гарантией, поручительством, неустойкой, а также их сочетание.

Обязательно в договоре должны быть определены начальный и конечный сроки проведения работ, а также (по согласованию сторон) промежуточные сроки. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Что касается обязанностей сторон, то подрядчик выполняет работу согласно заданию и требованиям заказчика, а заказчик должен своевременно принять результат работы и оплатить его. За нарушение обязательств, принятых на себя сторонами по договору (контракту), стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).
В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:
создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
реализации федеральных целевых программ;
обеспечения иных федеральных государственных нужд.
Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности установлены Федеральным законом от 25 декабря 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"*(450).
Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(451) устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности.
Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(452). Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами*(453).
Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта (договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (с изм. и доп.)*(454).
Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке*(455).
В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.
Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.
Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте*(456).
Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.
Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.
Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.
Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта.
Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях.
Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (подробнее об этом см. § 3 гл. 32 учебника).
Содержание государственного контракта и ответственность сторон за его неисполнение. Существенными условиями государственного контракта являются условия:
об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;
о сроках ее начала и окончания;
о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).
В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.
Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.
Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта.
Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).
Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.
В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ России. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Страница 7 из 35

Договор подряда для государственных нужд.

Согласно ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758ГК РФ), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее – государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

ГК содержит общие положения регулирования подрядных отношений для государственных нужд, которые регулируются специальными нормативно-правовыми актами, в зависимости от вида отношений (например, “Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации”, утвержденные Постановлением Правительства от 14 августа 1993, Положение о подрядных торгах в РФ от 13 апреля 1993 г. и др.). Как следует из статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных нужд. Однако, до настоящего момента такой закон не принят. В связи с этим, в части, не противоречащей ГК РФ и смыслу договора, к рассматриваемым отношениям применяются такие законы, как Закон РФ “О поставках продукции для федеральных нужд” и др. К сожалению, нерешенными в настоящий момент остаются проблемы своевременности, регулярности финансирования, контроля за расходованием выделенных средств, коррупция, – они являются сдерживающими факторами для потенциальных поставщиков.

Договор подряда для государственных нужд представляет собой разновидность договора подряда, является консенсуальным, взаимным и возмездным.

Форма договора – простая письменная (ст.161 ГК РФ). Договор (контракт) заключается по результатам обязательных подрядных торгов (например, согласно п.1.3 Положения о подрядных торгах в РФ от 13 апреля 1993г. при размещении заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных нужд проведение торгов обязательно).

Сторонами договора – заказчиком и подрядчиком – являются специальные субъекты. Заказчиком выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная (соответствующим государственным органом) правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком – юридическое лицо или гражданин. Подрядчик, кроме того, должен при необходимости обладать специальной лицензией, полученной в порядке и на условиях, определенных Законом РФ “О лицензировании…”

Выполнение подрядных работ осуществляется на добровольной основе, но в исключительных случаях, предусмотренных законом (например, в отношении предприятий монополистов) и при условии возмещения возможных затрат, допускается принуждение. Наряду с этим действует система мер стимулирования участия подрядчиков в данного вида договорах – кредитование на льготных условиях, налоговые льготы, выделение целевых дотаций, субсидий и ссуд и проч. Кроме того, в законодательстве установлены специальные гарантии возмещения потерь подрядчика, связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов.

Цена договора. Как следует из п.1 ст. 766 ГК РФ в договоре должны быть определены: стоимость предстоящих работ, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий. Согласно п. 5 “Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации” размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в шестимесячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте. Цена в данном договоре (контракте) является существенным условием, без ее согласования договор считается незаключенным. Дополнительное финансирование работ может быть осуществлено только по объективным обстоятельствам (удорожание стоимости работ, материалов и др.), по согласованию с государственным органом, выделившим средства.

Сроки. С рок в договоре подряда для государственных нужд является одним из существенных условий. В контракте обязательно должны быть определены начальный и конечный сроки проведения работ, а также (по согласованию сторон) – промежуточные сроки. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ). В случае нарушения сроков строительства подрядчик выплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п.9 “Основных положений…”). Кроме того, при несоблюдении сроков выполнения работ их финансирование или льготное государственное кредитование приостанавливается. Решение о возобновлении строительства принимается по предложению госзаказчика по согласованию с соответствующими органами государственной власти в установленном порядке.

Еще одним существенным условием данного вида подряда является способ, обеспечивающий исполнение сторонами своих обязательств (п.1 ст. 766 ГК РФ). В зависимости от источника средств финансирования работ обязательства заказчика гарантируются органом управления соответствующего субъекта РФ или Правительством РФ. Возможно также обеспечение банковской гарантией, поручительством, неустойкой, а также их сочетание.

Права и обязанности сторон. Характер выполняемых по договору работ, качество их выполнения, условия договора и соответствующего нормативно-правового акта определяют права и обязанности сторон. По общему правилу подрядчик выполняет работу согласно заданию и требованиям заказчика, а заказчик должен своевременно принять результат работы и оплатить его.

Ответственность сторон. За нарушение обязательств, принятых на себя сторонами по договору (контракту), стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Например, несоблюдение установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов льготное кредитование или бюджетное финансирование приостанавливается выделившим соответствующие средства органом. За нарушение сроков строительства в порядке п.9 “Основных положений…” на виновную сторону налагается штраф. Договором могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.



Просмотров