Классный час «Права ребенка – это ваши права» классный час на тему. Права ребёнка (классный час) Классный час ребенок и его права

Игра- путешествие «Права детей»

Цели: в игровой форме познакомить учащихся с правами детей, которые записаны в Конвенции о правах ребенка; способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ, формированию коммуникативной компетентности, культуры участия в игре.

Оборудование:

Текст Конвенции о правах ребенка;

Декорации и костюмы для инсценировок;

Рисунки с изображением сказочных героев;

Маршрутные листы;

Выставка литературы.

Участники: воспитанники разновозрастной группы, возраст детей - от8 до 16 лет.

Место проведения: музыкальный зал

Длительность игры : 60 мин.

Подготовка к игре: группа делится на команды по 2-3 человека; каждая команда получает маршрутный лист (см. приложение), в соответствии с которым путешествует по сказочным станциям.

Ход игры.

В начале игры команды строятся на линейку. Ведущий раздает маршрутные листы и объясняет условия игры- путешествие от одной сказочной стации к другой. Подчеркивается, что время нахождения на каждой станции не должно превышать 15 минут, и все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.

Ведущий. Сегодня нашу игру мы посвятим теме «Права Ребёнка». Это связано с важной датой -20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию очень важного документа-Конвенции о правах ребёнка.

ООН- организация Объединённых Наций возникла после Второй мировой войны,

которую развязала фашистская Германия, и в результате погибло более 50 млн.

человек, было разрушено множество городов, сёл и деревень.

статьи:

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну

переписки.

Станция 1. «Право на жизнь»

Ведущий: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (Ответы учащихся.)

Ведущий. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (демонстрируется портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.

Инсценировка по «Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.

Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее. (Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)

Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

(Сердито смотрит на зеркальце.)

Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. (Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку.)

Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам! (Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)

Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась...

Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.

Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала...

Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Ведущий. Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?

Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.

Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? (Ведущий оценивает ответы детей, заполняет маршрутный лист.)

Станция 2. «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации»

Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из мультфильма «Бременские музыканты».

1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.

2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.

1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!

2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?

1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.

Ведущий. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые - могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.

Что вам нужно делать, как вы думаете? Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

(Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.)

Разбойники. Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!

Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!

Разбойники. Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!

Дети. Нет, все равно не пойдем!

Разбойники. Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!

Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!

Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем. (Собираются уходить.)

Ведущий. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!

Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!

Ведущий. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.

Итак, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.

Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?

Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.

(Ведущий заполняет маршрутный лист.)

Станция 3. «Право на защиту от разлучения с родителями»

Ведущий. Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными.

Дети. «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева».

Ведущий. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?

Кто поможет вам, если случится беда? (Ответы детей.)

Ведущий. Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.

С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ - «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей.

Скажите, кого мы называем ребенком?

Завершение игры

Пройдя все станции, команды сдают свои путевые листы жюри, которое состоит из актеров, играющих в сценках. После подсчета баллов ведущий объявляет победившую команду. Кроме того, члены жюри на станциях определяют учащихся, достигших высоких результатов в изучении Конвенции о правах ребенка. В заключение игры проводится награждение победителей подарками или грамотами.


Класс: 8­9.
Дидактическая цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся
по правовым вопросам.
Цели по содержанию:
образовательная: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о
правах ребенка;
развивающая: соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию
ответственности за свои права;
воспитательная: воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувства
собственного достоинства, справедливости.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Конвенция о правах ребенка»
(Приложение 1).
Ход мероприятия.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш час общения будет посвящен
рассмотрению правовых вопросов, а тема его выражена словами известного
педагога Януша Корчака: «Право ребенка быть тем… кем он есть».
Нормы о правах человека опираются на нашу нравственность, на стремление
к добру, правде, справедливости, человечности. Особенно это верно в отношении
прав ребенка. Вспомним слова русского писателя Ф.М. Достоевского, который
утверждал: «счастье всего человечества, мировая гармония не стоят даже одной
слезинки невинного ребенка». Страдания детей в далеком прошлом можно было
объяснить дикостью и отсталостью. В современном мире оправдания несчастья
малышей, в какой бы стране им не пришлось родиться, нет. Воспитывая детей, мы
преследуем благородную цель: сделать их добрыми, умными, хорошими. А лучший
способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми!!!
“Не строй церковь, пристрой сироту” ­ призывает русская пословица. Увы,
не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по­прежнему существуют в
мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.
Учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей
каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признается
важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в
каждой стране.
­
оказывается в трудном положении.
Учащиеся:
*Дети, оставшиеся без попечения родителей.
* Безнадзорные и бездомные дети.
Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок

* Дети­инвалиды.
* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом
развитии).
* Дети ­ жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических,
техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети ­ вынужденные
переселенцы и дети­беженцы).
* Дети ­ жертвы насилия.
* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах
лишения свободы.
* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут
преодолеть самостоятельно.
Учитель: мы с вами, ребята, выявили только несколько аспектов этой проблемы.
Но уже из услышанного видно как серьезно обстоят дела. И защищать права
ребенка надо всему мировому сообществу в целом и каждому человеку в
отдельности.
­ Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
Учитель: В США, в городе Нью­Йорке высится 39 этажное здание, в нем
помещается
Штаб­квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной
организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие
поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН
­ собрание делегатов всех государств­членов организации, сейчас их более 180.
В 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята
Конвенция о правах ребёнка. Почему возникла необходимость в принятии
Конвенции? Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение
фактов №10”:
 покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за
счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности

посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые
поддаются лечению.
Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Ребенок
должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он
проживает.

Еще с древнейших времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства.
Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
Так, Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» С
наступления 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и
объясняется рядом причин: социально­экономическая ситуация современного
мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного,
голодного ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом
обществе,
вне зависимости от политического строя и религиозного

вероисповедания, взрослые стоят перед решением важной проблемы: как защитить
права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации. Государства мира приняли
участие в создании Международного документа – Конвенции – о правах ребенка.
Наше государство подписало этот документ.
Презентация «Конвенция о правах ребенка».
(на усмотрение учителя: можно просто познакомиться с материалом
презентации, можно информацию отдельных слайдов обсудить вместе с
учащимися)
Учитель. Давайте еще раз все вместе повторим:
1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
2. Какие основные права вам известны?
3. В каком международном документе записаны права детей?
4. Какие положения Конвенции вы запомнили?
Учитель: В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной
закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? (в Конституции).
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в
Конституции – основном законе государства. Кроме Конституции права ребенка
прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе»,
«Уголовном кодексе», «Законе об образовании». В нашей школе, как и в любом
учреждении, существует Устав школы в котором также прописаны права и
обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы,
учащихся, их родителей, педагогов). Он находится в вестибюле школы.
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек
может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права
других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности,
разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше
ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей,
Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют
предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и
окружающим.
Если вы попали в трудную жизненную ситуацию, помните, рядом с вами есть люди,
которые всегда готовы придти к вам на помощь. Это учитель которому вы
доверяете, а так же главный правозащитник школы – социальный педагог
(Фамилия, имя отчество).
Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее
уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.
Всегда помните, что только взаимопонимание, уважение прав друг друга –
единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Спасибо за активную работу.
Литература.
Правозащитник, 2000, №1.

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОИ ПРАВА?»

Цель
- ознакомить уч-ся с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и механизмом их реализации на внутригосударственном уровне.
- формировать навыки использования полученных знаний при решении реальных жизненных ситуаций

Оборудование ватманы, фломастеры, Ситуации для группы, сундучок, стикеры
Занятие тренинг.

Ход урока

1. Знакомство
(Слайд 1 «Остров » Муз. “ Чунга – чанга”, учителя и учащиеся танцуют под музыку.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, который проходит на острове Знаний.
Мы - гости. Как называются коренные жители определенной территории?(аборигены)
Т.е.вы аборигены острова Знаний.
Давайте знакомится. Назовите свое имя и назовите по 1 правилу жителей острова.

2. Правила
Объединяемся в 2 группы
На прошлых занятиях ваша группа составила список правил. 1-я группа должна определить в этих правилах свои права и перечислить их, а 2-я обязанности.

3. Упражнение «Термин»
Ребята, ответьте на вопрос:
Как называется утверждение международного соглашения высшими государственными органами? (ратификация)
Т.е. правила, утвержденные вашей группой, это ратификация острова Знаний.

4. Упражнение «ОЖИДАНИЯ» - «Сундучок правонарушений»
А теперь давайте напишем правонарушения, с которыми вы или ваши близкие сталкивались, и спрячем их в сундучок ожиданий. (на листочках учащиеся записывают ожидания от урока и опускают в сундучок. В конце тренинга группа рассматривает эти листочки. Если остались вопросы, которые не обсуждались, рассматривают их.)(Это упражнение покажет, какие проблемы беспокоят подростков, как они научились использовать свои знания)

5. Информационное сообщение о нарушении прав детей в мире (слайд 2)

6. Работа в группах
(названия групп «Конституция», «Конвенция», «Программа», «Кодекс»)

Учащиеся объединяются в 4 группы. Каждой раздали ватман, фломастеры и статьи Конвенции ООН.
Задание: учащиеся должны прочитать статью и схематически ее зарисовать. Представитель каждой команды представляет свою работу. (первая группа – рассматривает статьи 1-10, вторая – статьи 11-20, третья – статьи 21-30, четвертая – 31-40)

7. Информационное сообщение «Дети о своих правах»
(данные Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ)) (слайд 3)
8. Проблемные ситуации.
Учащиеся объединяются в 2 группы. Каждой группе даны ситуации. Учащиеся обсуждают их и представитель каждой группы объясняет свой ответ по очереди.
Пример ситуаций
1) Двенадцатилетний Коля стрелял из рогатки в птиц возле детской площадки и случайно попал в глаз своему ровеснику Васе. Вася долго находился в больнице и в результате перестал видеть одним глазом. Несет лди Коля ответственность? Если нет, то кто?
2) Шестнадцатилетняя девушка мечтала о новых модных туфлях. На вещевом рынке, дождавшись, когда отвлекут продавца, украла туфли. Несет ли она ответственность? Если да, то какую?

9. Рефлексия
Ребята, вам нужно составить телеграмму для детей другого острова из 11 слов, которая содержала бы ответы на вопросы:
- Что вы думаете о проведенном тренинге?
- Что было для вас важным?
- Чему вы научились?
- Что вам понравилось?
- Что не удалось выяснить?
Каждый выходит и прикрепляет свой стикер на плакат «Телеграмма» и зачитывают. Участники, прослушав все телеграммы, определяют наиболее понравившуюся.

10. Прощание «Улыбка»
Встанем в круг. Возьмите товарища слева за руку, пожелайте что-нибудь приятное и подарите свою улыбку ему. Передаем улыбку по цепочке. Пусть эта улыбка сопровождает вас весь день!
(можно также «взять улыбку» в ладоши и передавать ее по кругу «из рук в руки»)
Спасибо всем за внимание!

Презентация на тему: Знаешь ли ты свои права?

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, фотовыставка, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, детские ноутбуки.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение - пожмите друг другу руки.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Прошу всех ребят подойти ко мне. Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Учитель: Какие правила вы знаете?

Ответы детей.

Учитель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила - законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям сесть на свои места и продолжить знакомство с данными документами.

1 ученик:

Первый документ, о котором я вам расскажу - «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

2 ученик:

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

Ученики зачитывают права детей:

  • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
  • дети имеют право жить с родителями;
  • дети имеют право на медицинскую помощь;
  • дети имеют право на обучение;
  • дети имеют право на отдых;
  • дети имеют право на охрану и защиту.

1 ученик:

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

2 ученик:

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Дети садятся за парты.

III. Игра «Разрешается - запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках - разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить -
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое - калечит».

Ответы детей.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Ответы детей.

Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого - уберем.

IV. Обязанности

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.

Работа в парах.

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть ).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола ). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор ).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости. Папа!

V. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение).

Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

Работа в парах на детских ноутбуках.

VI. Обобщение

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.

1 ученик

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

2 ученик

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3 ученик

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4 ученик

Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Песня «Мир ребенка».

Авторы: Лариса Юрисовна Хусаинова, учитель начальных классов поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности - 1 год; Евгения Михайловна Тютрюмова, учитель начальных классов 1 квалификационной категории поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности - 23 года. (Кальиночка)

Проверочные задания «Занимательное правоведение»

Классный час: «Ваши права, дети»

Цель занятия:

познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию на­выка работы с документом.

Задачи : передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.

Необходимое оборудование : текст Конвенции о правах ребенка, компьютер, проектор, сигнальные карточки, бумага, ручки.

Ход занятия

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?(Тема) А кто знает, в каком документе отражены права ребенка? Как называется этот документ? Ребята, XXI век - Век ребенка, а 20 ноября - Всемирный день прав ребенка. В этом году наша страна отмечала 20 – летие подписания Конвенции о правах ребенка. (Цель) Поэтому, сегодня мы познакомимся с правами детей, которые отражены в Конвенции о правах ребенка.

Что же такое конвенция?

Конвенция о правах ребенка – это важ­ный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, ко­торый имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из кото­рых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по зако­нам страны возраст совершеннолетия не насту­пает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Давайте сейчас познакомимся с некоторыми правами детей, которые отражены в Конвенции.

1: Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

2: Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята.

3: Есть еще такое право

помнить думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить.

4: Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.

5: Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

6: Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

7: Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

8: Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать.

9: Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.

Вот мы познакомились с основными правами ребенка. Давайте сейчас с вами проверим, как вы запомнили статьи Конвенции. Ребята, вы все хорошо знаете наши русские народные сказки. Во многих сказках рассматриваются права литературных героев. Я буду задавать вам вопросы, а вы называть сказку.

Вопросы

1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу?

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

Сказки мы вспомнили, а теперь поиграем в игру «Добро и зло»

Характеристика добра и зла

– Ребята, перед вами плакаты «добро» и «зло», на табличках написаны характеристики. Верно расположите характеристики под плакатами, соответствующими добру и злу.

ЗЛОЙ
ЖЕСТОКИЙ
ГРУБЫЙ
ВЛАСТНЫЙ
ЛЖИВЫЙ
СОВЕРШАЕТ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ

ДОБРЫЙ
ВЕЖЛИВЫЙ
ЧЕСТНЫЙ
СПРАВЕДЛИВЫЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
СОВЕРШАЕТ ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ

– И с этим заданием вы тоже справились. Молодцы!

Для того чтобы вам было легче запомнить права, их изобразили на знаках – разрешающих или запрещающих. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»

– Я буду говорить о каком-то праве, показывать знак, а вы – находить соответствующую ему сигнальную карточку и отвечать: «Разрешается – желтую или запрещается – красную».

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок.
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать.

– А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)
– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)
– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно. Давайте же будем жить так, чтобы нам в жизни всегда было спокойно и уютно…

Всего Вам самого хорошего и отличного настроения на весь день. А я Вас порошу оставить мне на память смайлик нашего мероприятия (Дети оставляют смайлики для определения результативности пройденного мероприятия)



Просмотров