Особенности системы «Виртуальная мнемотехника. Скачать архив "Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления"

Я никогда не знал своего отца, и, по-моему, мать тоже его никогда не знала. Не могу, конечно, быть уверен, но склонен думать, она никогда его не знала, - во всяком случае, что он такое, если брать это выражение в его социальном значении. Половина моих непосредственных предков пребывает во тьме неизвестности, и меня редко тянет ломать себе голову на их счет. Но я существую. Эти пожелтевшие от табака пальцы, бегающие по клавишам машинки, эта тяжесть, придавившая стул, убеждают меня: сошлись двое, и один из них - моя мать. Интересно, как определили бы меня другие? И какие важные даты я отмечаю? Помню, в 1917-м были победы и поражения, и еще революция. Ввиду таких событий одним ублюдком больше, одним меньше… Кто он был, тот второй? Солдат, которого потом разорвало на куски? Или он жив-здоров, топчет землю, коптит небо, все позабыв? Может, даже гордился бы мною и моими успехами, если знал бы. Может, мы даже и встречались лицом к лицу - чужим лицом к чужому лицу. Да и где нам было опознать друг друга? Я имел о нем столько же понятия, сколько ветер, шелестящий страницами книги, о ее содержании - беспутный ветер, которому так же не прочесть ряды черных загогулин, как двум незнакомцам то, что написано на лицах друг друга.

Но так или иначе, меня завели. Я тикаю. Я существую. И на целых восемнадцать дюймов возвышаюсь над черными загогулями, которые вы разбираете. И влезаю в вас из своей черепной коробки, стараясь закрепиться на белом листе. Загогули нас соединяют, но, сколько бы чувств мы ни разделяли, не приносят ничего, кроме сознания чужеродности. Так зачем мне думать о моем отце? Не все ли равно, кто он такой?

Вот маманя - это другое дело. У нее была своя тайна, в которую, может, были посвящены коровы или кот на коврике, своя особенность, делавшая ее независимой от того, так или не так ее понимали. Ей хватало моего присутствия. Оно входило частью в ее жизнь. А на мои успехи ей было плевать. Подумаешь! В моем альбоме ее портрет дан в полную величину; он окончателен, как точка в конце фразы.

Иногда, когда на меня вдруг находило, я спрашивал ее об отце, но жгучего любопытства не проявлял. Пожалуй, если бы я настаивал, она, возможно, и выдала что-нибудь поточнее - а так зачем? Жизненного пространства у ее передника мне вполне доставало. Ну, были мальчишки с отцами, как были мальчишки, которые, будто иначе и быть не может, ходили в ботинках. Были на свете сверкающие игрушки, машины, рестораны, где люди ели красиво, - но это было не мое кино, это все было из другого мира, все равно что снято на Марсе. И настоящий отец оказался бы каким-то немыслимым привеском. Ни к чему. И потому я спрашивал о нем ближе к вечеру, пока еще не открыли наш "Светляк", или позже, после его закрытия, когда маманю как следует развозило. Спрашивал, словно просил рассказать на ночь байку, да и верил в нее не больше:

Кто был мой папка, мам?

И потому что нам обоим было плевать, кто он на самом деле был, я получал ответы, которые разнились в зависимости от того, о чем ей в данный момент мечталось. Они сочинялись под влиянием "Светляка" или кадров, мелькавших на экране кинематографа "Королевский". Я знал: все это байки - и только так их и воспринимал. Я и сам был не дурак пофантазировать. Лишь холодный любитель чистейшей правды заклеймил бы их словом "ложь", хотя, подчиняясь рудиментарному нравственному чувству, маманя и сама от них тут же отрекалась. А так мой отец был чаще всего военным, прекрасным парнем, офицером, хотя, подозреваю, к тому времени, когда я был зачат, она уже не тянула на офицера и джентльмена. Однажды вечером, когда она вернулась из "Королевского" после картины, где у берегов Америки бомбили линкор, отец стал военным летчиком. Позже - что мы тогда отмечали? по какому случаю гарцевали кони, колыхались плюмажи на касках и ревели толпы? - он превратился в самого принца Уэльского.

Вот это была новость! Меня так огорошило - хотя я конечно же не поверил! - что багровое сияние за каминной решеткой запечатлелось остаточным изображением у меня на сетчатке. Мы оба не верили, но миф уже мерцал посреди грязного пола, и я с благодарностью принял его - я с моими скромными возможностями такого изобрести не мог! Правда, и она, еще прежде чем сообщить мне эту версию, приготовилась взять ее назад. Она явно хватила через край или занеслась слишком высоко. Я видел, как в багровых отсветах у нее забегали глаза, а на пергаментном лице вспыхнул румянец и тут же с него сбежал. Она чихнула, поскребла ногтем нос, смахнула набежавшую пьяную слезинку и заговорила, повернувшись к каминной решетке - туда, где могло бы быть и побольше огня:

Ты же знаешь, я запойная вруша!

Да, я знал, никогда ее не уличая. И все равно почувствовал разочарование. Рождества сразу как не бывало, и фанфар тоже. Я понял: придется возвращаться к ее постоянной легенде. Принц Уэльский, боевой офицер, летчик - а вот шлюхи любят сказываться дочерьми отцов духовных, и при всем блеске придворной жизни победила церковь.

Кто был мой папка, мам?

Священник, я же тебе говорила.

В целом так звучала и моя легенда. С нею у нас не было ничего общего, кроме разделительной черты, но ее можно было различить, и за чужим лицом я увидел бы прозябание, отчаяние, Сатану, путаные мрачные мысли, ежечасно подгоняемые под веру, пока они полностью не скукожатся, как спеленутые ножки китаянки. В горькие минуты я утешал себя тем, что связан с добрыми делами. Мне нравилось думать, что за моим отцом не числится ни одного проступка, за который его нужно было оправдывать или обвинять в нравственной безответственности. Моя гордость предпочла бы, чтобы он отчаянно боролся с собственной плотью. Военные испокон веку любят женщин и бросают их, а служители церкви, воздержанные и целомудренные, - пасторы и пресвитеры, попы и патеры… Я был старой болячкой, о которой давно позабыли, а она возьми и воспались вновь. Вот прорвусь в одном из особнячков или уютном доме пресвитера, перед алтарем или в приделе, - прорвусь, как забытый гнойник! Да, они такие же, как я, - не чужды греху. В этом моя точка опоры.

Пастырь. Но какой церкви? Вчера или позавчера я брел по переулку, минуя ряд часовен, молельню, старую церковь на углу и поместительный дом священника. Так к какой же церкви приписать мою легенду? К англиканской или римско-католической? Может, мой отец был от роду джентльменом, а потом уже принял сан - так сказать, из любви к искусству? Но даже монахи ходят в штанах, выглядывающих из-под их ладно скроенной рясы. Они очень похожи на друидов с Браун Уилли или еще откуда-то - в машинах и очках. Пусть уж он будет католиком. Церковь - так настоящая, по всем правилам, даже если тебя от нее воротит. Но сможет ли ублюдок тронуть за сердце, а не только за рукав, одного из ее служителей?! Что же касается всех этих нонконформистов со всеми их штучками, этих недопеченных еретиков и раскольников с их алтарями, молельнями и капищами - то тут мы с маманей едины: нам их не надо. Все равно что взять в отцы полицейскую ищейку или сексота.

Кто был мой папка, мам?

Я лгу. Обманываю себя так же, как и все вы. Их мир - мой мир, мир греха и искупления, показаний и осуждений, любви на гноище. Вы ежедневно торгуете самой кровью моей жизни. А я один из вас, преследуемый - преследуемый чем? кем? О чем крик моей души? О том, что брожу среди вас, пользуясь интеллектуальной свободой, а вы ни разу не пытались отвратить меня от нее, потому что сами уже столетие как совращены ею: верите в человеческую порядочность, бескорыстие, при том, что человек все же не святой. Вы уступили свободу тем, кто не способен ею пользоваться, кто допустил, чтобы драгоценный алмаз покрылся пылью и грязью. Я выражаюсь на вашем тайном языке, на котором не говорят другие люди. Я - брат ваш в обоих смыслах и, потому что свобода стала моим проклятием, швыряю в вас всей грязью и гнилью, какие могу соскрести вокруг этой болячки, которая никак не прорвется и никого не убьет.

Кто был мой папка, мам?

Пусть он так и не узнает. Мне и самому знакомо сладостное содрогание, но я мало думал о физическом отцовстве или о последующем медленном развитии того, что зачал. Дети не принадлежат нам. И мой отец не был личностью. А лишь крупицей, чем-то вроде личинки, невидимой простым глазом. Без головы, без сердца. Целенаправленный и бездушный, как управляемый снаряд.


Марат Зиганов, Владимир Козаренко

МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления

В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации.

ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.

Доминик о"Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором - 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т. е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.

Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

Учебные упражнения, выполняемые обучающимися в «Школе рационального чтения» на курсе мнемотехники, состоят из сотен цифр, которые запоминаются без ошибок. Очень точно запоминаются и другие сведения: слова, буквосочетания, телефонные номера, исторические даты, фамилии и имена, названия и иностранные слова - информация, приблизительное запоминание которой не имеет смысла.

Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив - 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

На первых пяти занятиях вы узнаете и освоите базовые приемы запоминания, основанные на возможностях визуального мышления. Эти приемы отрабатываются на большом количестве бессмысленной и логически не связанной информации. Вы научитесь запоминать разными способами длинные последовательности слов, абстрактных понятий, географических названий, бессмысленных буквосочетаний, двузначных и трехзначных чисел.

После того, как у вас сформируются начальные навыки запоминания, вы станете последовательно изучать и отрабатывать разнообразную технику запоминания. Вы узнаете, как запоминать отдельные исторические даты и целые хронологические таблицы. Научитесь запоминать телефонные номера по порядку и в алфавитной последовательности. Вы сможете удерживать в своей памяти целые блоки информации о людях (Ф.И.О., адреса, телефоны, номера их автомобилей), познакомитесь с техникой запоминания иностранных слов и знаковых систем языков (транскрипция, хирагана японская азбука - и пр.). Методы мнемотехники помогут лучше запоминать текстовую информацию небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Вы научитесь запоминать многочисленные анекдоты, сможете запомнить быстро и без ошибок 200-400 случайных цифр.

В процессе обучения у вас сформируются навыки запоминания, без которых мнемонические методы работают крайне медленно, а чаще - вообще не работают. Например, техника запоминания иностранных слов достаточно проста, но при условии, что вы уверенно владеете базовыми приемами кодирования информации в образы и образуете связи между образами достаточно быстро и надежно.

В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации.

ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.

Доминик о"Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором - 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т. е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.

Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

Учебные упражнения, выполняемые обучающимися в «Школе рационального чтения» на курсе мнемотехники, состоят из сотен цифр, которые запоминаются без ошибок. Очень точно запоминаются и другие сведения: слова, буквосочетания, телефонные номера, исторические даты, фамилии и имена, названия и иностранные слова - информация, приблизительное запоминание которой не имеет смысла.

Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив - 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

На первых пяти занятиях вы узнаете и освоите базовые приемы запоминания, основанные на возможностях визуального мышления. Эти приемы отрабатываются на большом количестве бессмысленной и логически не связанной информации. Вы научитесь запоминать разными способами длинные последовательности слов, абстрактных понятий, географических названий, бессмысленных буквосочетаний, двузначных и трехзначных чисел.

После того, как у вас сформируются начальные навыки запоминания, вы станете последовательно изучать и отрабатывать разнообразную технику запоминания. Вы узнаете, как запоминать отдельные исторические даты и целые хронологические таблицы. Научитесь запоминать телефонные номера по порядку и в алфавитной последовательности. Вы сможете удерживать в своей памяти целые блоки информации о людях (Ф.И.О., адреса, телефоны, номера их автомобилей), познакомитесь с техникой запоминания иностранных слов и знаковых систем языков (транскрипция, хирагана японская азбука - и пр.). Методы мнемотехники помогут лучше запоминать текстовую информацию небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Вы научитесь запоминать многочисленные анекдоты, сможете запомнить быстро и без ошибок 200-400 случайных цифр.

В процессе обучения у вас сформируются навыки запоминания, без которых мнемонические методы работают крайне медленно, а чаще - вообще не работают. Например, техника запоминания иностранных слов достаточно проста, но при условии, что вы уверенно владеете базовыми приемами кодирования информации в образы и образуете связи между образами достаточно быстро и надежно.

Запоминание - это навык. И этот навык может быть определен с высокой точностью по скорости, объему запоминания и по количеству ошибок. Для контроля результатов обучения применяется специально разработанная программа «Мастер запоминания», контролирующая возможности вашей памяти с точностью до сотых. Человек, не обученный технике запоминания, не может запомнить даже вводный тест из 20 двузначных чисел, тогда как прошедшие курс обучения уверенно запоминают сотни цифр.

Особо отметим, что данный курс мнемотехники - базовый, в нем представлены основные и наиболее простые приемы, методы и техника запоминания. В этот курс не входит изучение системного запоминания, запоминания больших объемов смысловой информации (подготовка к устным выступлениям), принципов формирования бесконечной последовательности опорных образов, фиксированных образных кодов трехзначных чисел, техники «Календарь».

Тренировочные упражнения не выходят за пределы 300 элементов запоминаемой информации. Эти техники и запоминание большого объема сведений относятся ко второму уровню сложности и могут быть освоены вами самостоятельно после обучения базовым техникам.

Изучая предлагаемый курс мнемотехники, вы получите все необходимое для формирования навыков запоминания: консультации и разъяснения преподавателя, иллюстрацию приемов запоминания сотнями примеров, учебное пособие с системой тренировочных упражнений, тренировочную и экзаменационную программу, которая будет контролировать вашу память дома, при выполнении домашних заданий.

Авторы курса сделали все, чтобы процесс обучения был интересным и эффективным. Однако конечный результат зависит от вас: от вашего трудолюбия, усидчивости, настойчивости. Мы уверены, что результаты обучения удовлетворят самого закоренелого скептика, не верящего в системы тренировки памяти.

Мнемотехника широко применяется в повседневной жизни, бизнесе, учебе. Способность запоминать - это намного больше, чем просто хорошая память. Память человека - самый надежный тест на развитость интеллектуальных процессов. Как сила человека тестируется по количеству отжиманий, так и интеллектуальный потенциал человека может быть с высокой точностью определен по скорости и объему запоминания.

Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

§ мощное развитие визуального мышления;

§ выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

§ формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Как происходит запоминание

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Но как, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу? На этот вопрос мнемотехника дает исчерпывающий ответ.

Возможности зрительной памяти намного больше, чем вы привыкли думать. И процесс фиксации зрительных образов в памяти достаточно хорошо поддается контролю. Чтобы понять, почему мнемонисты запоминают информацию с помощью зрительных представлений, давайте рассмотрим простую аналогию. Вы знаете, что компьютер внутри своего процессора оперирует только нулями и единичками. Чтобы компьютер понимал команды, их необходимо закодировать соответствующим образом. Для этого существуют специальные устройства, осуществляющие обратное кодирование с языка компьютера на язык букв и слов.

Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Научившись общаться со своим собственным мозгом, вы не только научитесь запоминать, но и увидите его работу изнутри. Для вас станут очевидными многие явления, которые до сих пор остаются загадкой для психологии.

Чтобы наладить контакт с мозгом и пробить тропинку к своей памяти, вам придется немного потренироваться. Простое ознакомление с мнемотехникой не даст результата. Мозг упорно сопротивляется любым «нововведениям». Но русская пословица гласит: «терпение и труд все перетрут».

Особенности системы «Виртуальная мнемотехника»

В литературе описаны десятки систем мнемотехники, все разнообразие которых сводится к двум основным видам - классическая мнемотехника, берущая начало с книги «Ad Herennium» (86-82 гг. до н.э.), и педагогическая мнемотехника, сформулированная Петром Рамусом (конец XVI века, Англия). Классическая мнемотехника всегда основывалась на механизмах визуального (образного) мышления, тогда как педагогическая мнемотехника отказалась от операций с образами и сконцентрировала свое внимание на речевом мышлении. Типичные приемы педагогической мнемотехники - это разбивка запоминаемого материала на очень маленькие части, интенсивное повторение этих частей (зубрежка), составление фраз по буквам, полученным из запоминаемых числовых сведений; поиск закономерностей в запоминаемой информации, ее классификация и систематизация, составление структурных схем. Хорошо известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» относится к педагогической мнемотехнике.

Какая мнемотехника лучше - судить читателю. На наш взгляд, имеет право на существование любая система запоминания, помогающая облегчить процесс обучения.

Система «Виртуальная мнемотехника» относится к классической мнемонике и основывается на визуальном мышлении. Ее отличительные особенности следующие:

система имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование (в курсе не рассматривается);

приемы запоминания унифицированы. Разными комбинациями ограниченного набора приемов запоминается практически любая информация;

широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

любые сведения при запоминании собираются в блоки, которые можно в дальнейшем систематизировать;

введено много новых способов запоминания;

практически используются закономерности работы памяти, ранее не описанные в психологической литературе;

введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания;

для запоминания иностранных слов применяются фонетические образные коды;

введен способ контроля рефлекторного уровня запоминания.


Марат Зиганов
.

Мнемотехника.

Существует множество различных мнемотехник, но все они подчиняются трем принципам.

1. Использование ассоциаций.

Фундаментальное свойство психики - ассоциативность.
Мозг - совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит вспомнить Рождество и Новый год, и в памяти всплывает наряженная елка, шампанское и салат оливье, запах мандаринов и поздравления. Если человек настроен на воспоминания детства, елка напомнит об утреннике в детском саду с Дедом Морозом и Снегурочкой, подарках и праздничном костюме. Прагматик погрузится в печаль от подсчета расходов. Верующий вспомнит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа.

Вы уже знаете, что секрет хорошей памяти состоит не столько в запоминании, сколько в извлечении информации. Запоминаемое вернее сохранится, если будет привязано к уже известному. По цепочке ассоциаций его можно будет легко вспомнить в нужный момент.
Отсюда вытекает первый принцип мнемотехники: чтобы запомнить что-либо, свяжите это с тем, что хорошо вам знакомо, что вы легко можете вспомнить.

2. Кодирование информации образами.

Вы уже знаете о важности воображения для хорошей памяти. Изображения запоминаются легче, чем слова и цифры. Отсюда второй принцип мнемотехники: преобразуйте в картинки то, что вам нужно запомнить.

Первый и второй принципы мнемотехники используются совместно. Предположим, вам нужно в точности и надолго запомнить код автоматической ячейки камеры хранения, предназначенной для тайниковой связи: 855411. Возможно, этот код потребуется вам через несколько лет.

Представьте цифры в виде картинок (принцип кодирования через визуальные образы) и свяжите картинки воедино (принцип ассоциаций). Цифра 8 похожа на крупную женщину, 5 - на цирковой велосипед с одним колесом и рулем-сиденьем, 4 - на стул, 1 - на метлу. Женщина (8) едет на двух цирковых велосипедах (55). Одного ей мало, потому что она тяжелая. Чтобы удержать эти велосипеды вместе, она привязала их к стулу (4), на котором и сидит. Но велосипеды все-таки одноколесные, и она держит равновесие как канатоходец, с помощью двух метел (11). Едет она, конечно же, к вокзалу, в здании которого находится камера хранения. Представьте живо эту картинку, и код уже не сотрется из вашей памяти.

Маленький совет: лучше, если образы можно будет не только видеть. Они сильнее запомнятся, если будут звучать, обладать фактурой, запахом, вкусом. Вспомните Шерешевского с его синестетическим восприятием. Если вы представляете себе дерево, вообразите его в деталях: оно раскидистое, с молодой нежной листвой, пахнет свежей зеленью, с шершавой теплой корой, на которой поблескивают капельки липкой горьковатой смолы.

3. Эмоциональное отношение.

Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций. Хищник, представляющий прямую угрозу, вызывает страх - с ним нужно драться или от него нужно убегать. Сильная жажда вызывает беспокойство и заставляет искать воду. Запах гнилых продуктов вызывает отвращение, которое оберегает от возможного отравления. События, связанные с сильными эмоциями, заставляют учиться: избегать троп хищников, запоминать дорогу к источнику воды, опасаться испорченных продуктов.

Эмоции активизируют память. Если попросить обычного человека назвать события, произошедшие с ним несколько лет назад, скорее всего, он вспомнит самые важные вехи своей жизни: рождение детей, встреча или расставание со спутником жизни, переезд, смену работы, яркие путешествия. Все эти события в свое время вызвали сильные эмоции и потому запомнились. Все остальное, как правило, стирается из памяти как нечто обыденное, не представляющее интереса. Иными словами, вы помните только то, что вам нужно помнить, и то, что вас действительно волнует.

Третий принцип мнемотехники: формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации. Вы запомнили код ячейки камеры хранения из предыдущего пункта? Как вы думаете почему? Отчасти потому, что вас удивила или смутила абсурдность описанной комической картины женщины, едущей на одноколесных велосипедах, привязанных к стулу, и пытающейся удержать равновесие двумя метлами. Вы будете изучать мнемонические приемы. Пусть вас не смущает их абсурдность, она хороша тем, что вызывает в вас эмоции, а значит, позволяет надежно запоминать и быстро воспроизводить запомненное.

Год выпуска: 2001 Автор: М. Зиганов, В. Козаренко, издательство: Школа рационального чтения. В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации. Изложенная в книге техника помогает запомнить любую, даже бессвязную, информацию.

Марат Зиганов, Владимир Козаренко

МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления

В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации.

ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.

Доминик о"Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором - 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т. е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.

Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

Учебные упражнения, выполняемые обучающимися в «Школе рационального чтения» на курсе мнемотехники, состоят из сотен цифр, которые запоминаются без ошибок. Очень точно запоминаются и другие сведения: слова, буквосочетания, телефонные номера, исторические даты, фамилии и имена, названия и иностранные слова - информация, приблизительное запоминание которой не имеет смысла.

Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив - 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

На первых пяти занятиях вы узнаете и освоите базовые приемы запоминания, основанные на возможностях визуального мышления. Эти приемы отрабатываются на большом количестве бессмысленной и логически не связанной информации. Вы научитесь запоминать разными способами длинные последовательности слов, абстрактных понятий, географических названий, бессмысленных буквосочетаний, двузначных и трехзначных чисел.

После того, как у вас сформируются начальные навыки запоминания, вы станете последовательно изучать и отрабатывать разнообразную технику запоминания. Вы узнаете, как запоминать отдельные исторические даты и целые хронологические таблицы. Научитесь запоминать телефонные номера по порядку и в алфавитной последовательности. Вы сможете удерживать в своей памяти целые блоки информации о людях (Ф.И.О., адреса, телефоны, номера их автомобилей), познакомитесь с техникой запоминания иностранных слов и знаковых систем языков (транскрипция, хирагана японская азбука - и пр.). Методы мнемотехники помогут лучше запоминать текстовую информацию небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Вы научитесь запоминать многочисленные анекдоты, сможете запомнить быстро и без ошибок 200-400 случайных цифр.

В процессе обучения у вас сформируются навыки запоминания, без которых мнемонические методы работают крайне медленно, а чаще - вообще не работают. Например, техника запоминания иностранных слов достаточно проста, но при условии, что вы уверенно владеете базовыми приемами кодирования информации в образы и образуете связи между образами достаточно быстро и надежно.

Запоминание - это навык. И этот навык может быть определен с высокой точностью по скорости, объему запоминания и по количеству ошибок. Для контроля результатов обучения применяется специально разработанная программа «Мастер запоминания», контролирующая возможности вашей памяти с точностью до сотых. Человек, не обученный технике запоминания, не может запомнить даже вводный тест из 20 двузначных чисел, тогда как прошедшие курс обучения уверенно запоминают сотни цифр.



Просмотров