А н теория государства и. Николай МатузовТеория государства и права. Учебник. Обращение к читателю

При соотношении науки и учебной дисциплины, следует иметь в виду, что учебная дисциплина базируются на науке, вместе с тем наука и учебная дисциплина каждая имеет свою цель и свое строение.

Наука – система обобщения знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира.

Учебная дисциплина - начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности.

Теория государства и права (ТГП) как учебная дисциплина - общетеоретическая дисциплина о сущности и назначении государства и права, об основных ведущих закономерностях их возникновения и развития.

Отличия теории государства и права как учебной дисциплины и науки:

· 1. Рамки изучения ТГП как дисциплины уже, чем науки;

· 2.ТГП как дисциплина субъективна;

· 3.ТГП как дисциплина базируются на науке;

· 4.ТГП как дисциплина входит в систему юридических дисциплин, а не в систему юридических наук.

Цель теории государства и права как науки – теоретическое осмысление государственно-правовых явлений, а учебной дисциплины – формирование системы базовых знаний для профессионального изучения юридических дисциплин.

Предмет ТГП как науки составляет наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, структура, основные элементы, принципы, институты.

Структура предмета:

· 1. Юридическая догматика (понятийно-категорийный аппарат);

· 2. Юридическая техника (основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права);

· 3. Юридическая методология (основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки).

По схеме:

· 1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и их влияние на общество в целом и его отдельные элементы (возникновение общества и государства, построение системы органов государства, осуществление функций государства, проявление принципов, соблюдение, исполнение использование и применение норм права)

· 2. Система основных понятий и категорий (государство, право, функции государства, типы, формы государства и т.д.)

Назначение теории государства и права как учебной дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студента с основами науки ТГП, вооружить его знаниями по тем вопросам, которые она изучает, т.к. эти знания создают необходимую базу для надлежащего усвоения других юридических дисциплин и наук. Каждый юрист должен понимать значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, право- и дееспособность, правоотношение, правонарушение и т.п. Также ТГП помогает уяснить содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования.

2. Метода теории государства и права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

3. Место ТГП в системе общественных и юридических наук.

ТГП изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Для юридических наук ее значение в том, что она дает определение основным юридическим понятиям, исследует их природу, сущность. А соответствующие юридические понятия (правоотношения, юридический факт, субъективное право, обязанность, норма) активно используются во всех отраслевых юридических науках (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.). ТГП играет объединяющую роль в системе юридических наук, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются. Например, предмет науки административного права составляют нормы, регулирующие общественные отношения.

Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний.

ТГП также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4.Понятие и признаки государства.

Государство – это особая организация власти, обладающая аппаратом управления, выражающая интересы населения, обладающая своей территорией и суверенитетом.

Признаки государства:

Сущность государства:

1 подход. Классовый – государство, определяемое как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу.

2 подход. Общесоциальный – гос-во объединяет все общество и призвано разрешать возникающие противоречия и конфликты.

5.Сущность и социальное назначение государства.

1) Классовый – сущность государства определяется как выражение интересов и воли господствующего класса и навязывание воли всему обществу.

Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

2) Общественно-социальный – сущность государства состоит в способности объединять всё общество, разрешать конфликты и выступать средством достижения социального согласия.

Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:
Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;
Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;
Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей;

Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.
Главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:

1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;

2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;

3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);

4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;

5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

6.Понятие, признаки функций государства. (РФ)

Функции государства – основные направления деятельности государства.

Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.

Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

Функции государства отличаются от функций органов государственной власти, которые специально созданы для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:

1) отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;

4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.

В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:

1) экономическая функция - направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;

2) политическая функция - связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;

3) социальная функция - согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;

4) идеологическая функция - поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

К числу внутренних относятся функции:

1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3) социальная - речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

4) политическая - данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

8)обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

1. Военную - в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

2. Функцию сотрудничества с другими государствами - она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1) в экономике;

2) поддержании мира и мирового правопорядка;

3) природоохранительной деятельности;

4) борьбе с международной преступностью;

5) сфере науки, культуры, образования;

6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

7. Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию . Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия . Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию . Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали , что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

8.Механизм государства: понятие, структура и принципы функционирования

Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точна зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно занимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, учреждения уголовно-исполнительной системы и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Характерные черты механизма государства:

Он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;

Целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

Его основным элементом выступают государственные органы;

Он является той организационной и материальной силой (рычагом) с помощью которого государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов.

Структура государственного механизма выражается в делении его на части в зависимости от разделения единой государственной власти на отдельные ветви. В разных государства действуют неодинаковые принципы разделения властей. В России в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Структура государственного механизма включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, губернаторы, администрации субъектов федераций и т.п.);

2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиции и т.п.);

3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечение прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лиц, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельность государственного аппарата.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов : 1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата; 2) принцип разделения властей; 3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата; 4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны; 5) принцип обеспечения в обществе законности и правопорядка; 6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов; 7) принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.

9.Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

Центральный элемент политической системы – государство. Именно оно служит основным звеном управления в политике:

  • выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы;
  • обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.

Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шпам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Функции политической системы: экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; политическое рекрутирование и символизацию, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике.

10.Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру:

1. субъекты политической системы;

2. политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3. политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4. политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5. политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6. политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами политической системы являются:

1. государство;

2. политические партии;

3. общественные организации и объединения;

4. политические движения;

5. церковь;

6. органы местного самоуправления.

Функции политической системы:

1. выработка целей развития общества, планирование;

2. определение стратегического развития общества;

3. политическая интеграция общества;

4. регулирование политических процессов;

5. соблюдение интересов разных социальных групп общества;

6. создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем:

1. распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта;

2. рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности;

3. смешанные.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:

1. является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2. обладает суверенитетом;

3. имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4. специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5. обладает монополией на правотворчество.

Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

11. Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Большинство стран являются многопартийными, на планете "беспартийных" обществ не наблюдается и двух десятков.

Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.

С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.

С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.

Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда "четвертой властью".

Их политическая роль обусловлена тем, что:

 в демократических системах они действуют достаточно автономно;

 они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации;

 создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер;

 они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.

Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, моральные нормы, политические традиции, которые регулируют политическую жизнь. Функциональная подсистема выражается:

 в формах и направлениях политической деятельности;

 в политических процессах;

 в способе и методах осуществления власти.

Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической и экономической системой, а также между политической системой одной страны и других стран.

12.Форма государства: понятие, элементы, их краткая характеристика.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально-экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой .

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией , которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

14. Типология государства - это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.Типология государства с точки зрения формационного подхода.
Марксистко - ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.
Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.
Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства:
рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.
Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках
постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.

Цивилизационный подход. что цивилизация - это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.
Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.
Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.
Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.
Тип государства определяется по типу цивилизации.
По отношению государства и личности различают следующие виды государств:
а) традиционные - в них народ не является источником власти, полномочия
государства не ограничены;
б) современные (конституционные) - народ является источником власти,
полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и
гарантирует права и свободы личности.

Чебоксары – 2004

Корсаков В.Н., Петров В.Р. Теория государства и права:

Учебное пособие. – Чебоксары, 2004. – 203 с.

Рецензенты: Петренко Н.И., доктор юридических наук,

кандидат юридических наук, доцент

В работе в сжатой форме рассматриваются практически все вопросы, предусмотренные учебной программой по дисциплине «Теория государства и права».

Простота и доступность излагаемого материала позволяют в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, а также определить структуру и краткое содержание ответов на наиболее часто встречающиеся экзаменационные вопросы.

Рекомендуется в качестве пособия для подготовки к семинарским и практическим занятиям, семестровым и государственным экзаменам по теории государства и права студентам юридических факультетов учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой. Предмет ее изучения образуют основные юридические понятия и принципы, ценностные приоритеты, а также наиболее общие закономерности происхождения и развития государства и права. Она знакомит обучаемых с юридической терминологией, содержанием основных принципов юридической техники, формирует профессиональное правосознание и правовую культуру. Теория государства и права относится к числу первичных (вводных) дисциплин, изучаемых на первом курсе обучения в юридических вузах. В ходе изучения вводного курса теории государства и права устанавливаются структурно-логические связи между абстрактными теоретическими конструкциями и понятийно-категориальным аппаратом, между правовой теорией и юридической практикой, что является достаточно сложным для понимания и усвоения студентами первого курса. В этой связи возрастает потребность в учебных пособиях, сочетающих логическую последовательность и непротиворечивость излагаемого материала, его простоту и доходчивость с достаточной для последующего «вхождения» в отраслевые и прикладные юридические дисциплины степенью наукоемкости. Предлагаемый конспективный курс лекций по теории государства и права, как нам представляется, вполне отвечает изложенным требованиям.

Теория государства и права является не только вводной, но и обобщающей дисциплиной, преподавание которой в форме проблемного курса осуществляется на заключительном этапе обучения. Базовый характер теории государства и права предопределяет включение данной дисциплины в программу государственной аттестации выпускников юридических факультетов вузов страны. Вопросы, рассматриваемые в рамках лекционного курса, соответствуют содержанию действующей программы по теории государства и права. Пособие составлено с учетом современного уровня достижений в области теоретического правоведения и юридической практики. Особую помощь предлагаемое учебное пособие может оказать студентам при написании курсовых работ, а также при подготовке к семестровым и государственным экзаменам.

Приоритетное место теории государства и права в системе отечественного юридического образования обусловливает постоянное внимание к данной дисциплине как со стороны ученых, специализирующихся на исследовании общетеоретических и сравнительно-правовых аспектов юриспруденции, так и со стороны представителей отраслевых юридических наук. По этим проблемам опубликовано уже значительное число оригинальных работ (монографий, учебников, учебных пособий и т. д.). При этом точки зрения, имеющие место в подобных научных трудах, естественно, отличаются друг от друга, достигая в отдельных случаях диаметрально противоположных позиций. Учитывая данное обстоятельство, автор по мере своих сил и возможностей постарался показать различные подходы к освещению того или иного вопроса, фрагментарно используя материалы из ниже перечисленных работ:

– Общая теория права. М., 1993;

– Курс лекций по теории государства и права. Саратов, 1993;

– Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993;

– Общая теория права и государства. М., 1994;

– Теория государства и права. М., 2000;

– Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000, и др.

В учебнике рассматриваются предмет, методы, основные тенденции развития науки о государстве и праве, ее современное состояние и преследуемые ею цели, а также пути их достижения. Раскрываются основные понятия и категории этой фундаментальной юридической науки. Подробно рассказывается о происхождении государства, его сущности, содержании, формах, политической системе общества, о нормах и источниках права, о системе права и системе законодательства, юридической ответственности. Излагаются концепции правосознания и правовой культуры в современном обществе

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. М.: 2007 . - 640 с. ; Консультант Плюс, 2009, 2-е изд.

    Учебник содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по теории государства и права. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государства и права рассматриваются с использованием новых методических подходов.

    Основные положения излагаемого курса базируются на принципах историзма, объективности и конкретности, а также общепризнаваемых закономерностей формальной и диалектической логики. При характеристике рассматриваемых государственно-правовых явлений используются и частно-научные методы.

    При изложении материала теоретические положения иллюстрируются примерами из действующего законодательства, правовой и социально-экономической политики Российской Федерации и других государств на различных этапах исторического развития, а также положительных и иных примеров из практики государственного строительства.

    Книга рассчитана на студентов и слушателей юридических факультетов высших и средних учебных заведений, а также на всех изучающих или интересующихся проблемами теории государства и права.

    Формат: doc / zip (2007, 640с.)

    Размер: 925 Кб

    / Download файл

    Формат: pdf / zip (2007, 640с.) (в pdf лучше, здесь сама книга)

    Размер: 1 ,94 Мб

    / Download файл

    Формат: pdf (2009 , 2- е изд., дополн. и перераб., учебник с учебно-методическими материалами). Интерактивное оглавление слева, если не забыть включить метку Bookmark во View .

    Размер: 7,9 Мб

    yandex.disk

    Содержание
    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА, ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 3
    ПРОГРАММА КУРСА 4
    ЛИТЕРАТУРА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ 9
    Литература ко всем темам 9
    1. Литература к разделу 10
    2. Литература к разделу "Теория государства" 10
    3. Литература к разделу "Теория права" 12
    4. Литература к разделу 13
    5. Литература к разделу 13
    Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 15
    Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ 15
    Тема 2. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 20
    Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 21
    Тема 4. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 23
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 23
    ЛИТЕРАТУРА 24
    а) основная 24
    б) дополнительная 25
    Раздел 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 27
    Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ 27
    Тема 2. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 27
    Тема 3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 30
    "Восточный" путь 30
    "Западный" путь 33
    Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ 37
    Теологическая теория 38
    Патриархальная теория 39
    Органическая теория 39
    Теория насилия 40
    Психологическая теория 41
    Теория общественного договора (Договорная теория) 42
    Ирригационная теория 46
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 48
    ЛИТЕРАТУРА 48
    а) основная 48
    б) дополнительная 49
    Раздел 3. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 51
    Тема 1. НЕОБХОДИМОСТЬ В ТИПОЛОГИИ 51
    Тема 2. ПОНЯТИЕ ТИПА И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 52
    Тема 3. ФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПОЛОГИИ 52
    Тема 4. РАЗНОВИДНОСТЬ СМЕНЫ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА 54
    Тема 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА 55
    Рабовладельческое государство 55
    Феодальное государство 56
    Буржуазное (капиталистическое) государство 57
    Социалистическое государство 59
    Тема 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД 59
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 66
    ЛИТЕРАТУРА 66
    а) основная 66
    б) дополнительная 67
    Раздел 4. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 69
    Тема 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 69
    Тема 2. ГОСУДАРСТВО - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО 70
    Тема 3. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ 73
    Тема 4. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 80
    Самые религиозные европейские страны 83
    Тема 5. ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ 85
    Тема 6. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 86
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 86
    ЛИТЕРАТУРА 86
    а) основная 86
    б) дополнительная 87
    Раздел 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 91
    Тема 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 91
    Тема 2. ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 94
    Основные функции государства диктатуры пролетариата 94
    Основные функции общенародного государства 95
    Внутренние функции 96
    Внешние функции 98
    Тема 3. ФУНКЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ 106
    Тема 4. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ 108
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 109
    ЛИТЕРАТУРА 109
    а) основная 109
    б) дополнительная 110
    Раздел 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 112
    Тема 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 112
    Тема 2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 114
    Представительные органы государственной власти 115
    Органы исполнительной власти 119
    Местные органы государственной власти 123
    Судебные органы 125
    Тема 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 135
    Тема 4. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 136
    Тема 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 136
    Тема 6. РОЛЬ И МЕСТО БЮРОКРАТИИ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА 138
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 141
    ЛИТЕРАТУРА 141
    а) основная 141
    б) дополнительная 142
    Раздел 7. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 148
    Тема 1. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 148
    Тема 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ 148
    Монархия 148
    Республика 151
    Виды республик 155
    Тема 3. ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 158
    Конфедерация 162
    Тема 4. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 165
    Тема 5. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 167
    Итоги референдумов по объединению российских регионов 169
    Меры федерального вмешательства 178
    Тема 6. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) РЕЖИМА 184
    Тема 7. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ 190
    Тема 8. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 192
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 196
    ЛИТЕРАТУРА 196
    а) основная 196
    б) дополнительная 197
    Раздел 8. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. 203
    Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 203
    Тема 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 204
    Юридический позитивизм 204
    Нормативистская теория (позитивистский нормативизм) 206
    Прагматический позитивизм 207
    Социологическая теория 207
    Психологическая теория 207
    Философская теория 208
    Теория естественного права 208
    Интегративная теория 209
    Классовая (марксистская) теория 209
    Либертарно-юридическая теория 209
    Тема 3. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ 212
    Тема 4. ПРИЗНАКИ ПРАВА 215
    Тема 5. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА 215
    Тема 6. ФУНКЦИИ ПРАВА 215
    Тема 7. ТИПОЛОГИЯ ПРАВА 216
    Рабовладельческое право 216
    Феодальное право 217
    Капиталистическое право 217
    Конституционное право 217
    Уголовное право 218
    Судоустройство и процесс 218
    Социальное законодательство 218
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 218
    ЛИТЕРАТУРА 219
    а) основная 219
    б) дополнительная 220
    Раздел 9. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ МИРА 223
    Тема 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ 223
    Тема 2. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ (КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ) ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 223
    Тема 3. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ (ОБЩЕГО ПРАВА) 226
    Тема 4. РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ 230
    Еврейское право 230
    Каноническое (церковное) право 232
    Мусульманское право 238
    Индусское право 242
    Китайское право 243
    Япония 245
    Тема 5. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ (РОССИЙСКАЯ) ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 246
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 247
    ЛИТЕРАТУРА 247
    а) основная 247
    б) дополнительная 249
    Раздел 10. НОРМЫ ПРАВА 252
    Тема 1. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ 252
    Тема 2. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ 255
    Тема 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ 260
    Тема 4. СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОЙ НОРМЫ И СТАТЬИ 265
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 266
    ЛИТЕРАТУРА 266
    а) основная 266
    б) дополнительная 268
    Раздел 11. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА 270
    Тема 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 270
    Тема 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 273
    Правовой обычай 273
    Законник Хаммурапи 275
    Законы Ману (I век до н. э.) 276
    Правовой прецедент 276
    Международное право 280
    Нормативный правовой акт 284
    Нормативный договор 289
    Доктрина и религиозные тексты 292
    Тема 3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ 293
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 293
    ЛИТЕРАТУРА 294
    а) основная 294
    б) дополнительная 295
    Раздел 12. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 299
    Тема 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА 299
    Тема 2. СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 300
    Тема 3. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ 307
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 310
    ЛИТЕРАТУРА 310
    а) основная 310
    б) дополнительная 311
    Раздел 13. СИСТЕМА ПРАВА 315
    Тема 1. СИСТЕМА ПРАВА И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 315
    Тема 2. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО 316
    Тема 3. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ 318
    Тема 4. СООТНОШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО 324
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 328
    ЛИТЕРАТУРА 328
    а) основная 329
    б) дополнительная 330
    Раздел 14. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 335
    Тема 1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 335
    Тема 2. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ 340
    Тема 3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА 350
    Тема 4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 352
    Тема 5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 353
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 356
    ЛИТЕРАТУРА 357
    а) основная 357
    б) дополнительная 358
    Раздел 15. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 362
    Тема 1. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ. 362
    Тема 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 365
    Тема 3. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЙ 366
    Тема 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ 367
    Тема 5. ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ 369
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 369
    ЛИТЕРАТУРА 369
    а) основная 369
    б) дополнительная 370
    Раздел 16. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА 373
    Тема 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 373
    Тема 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА 373
    Установление фактических обстоятельств дела 374
    Установление юридической основы дела - выбор 375
    Тема 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ 375
    Тема 4. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ 378
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 378
    ЛИТЕРАТУРА 378
    а) основная 378
    б) дополнительная 379
    Раздел 17. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА 381
    Тема 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА 381
    Тема 2. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЙ НОРМ ПРАВА 384
    Тема 3. ПРИЕМЫ (СПОСОБЫ) ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ 386
    Тема 4. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА 390
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 391
    ЛИТЕРАТУРА 391
    а) основная 391
    б) дополнительная 392
    Раздел 18. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 394
    Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ПРАВА 394
    Тема 2. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 394
    Тема 3. АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 395
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 396
    ЛИТЕРАТУРА 396
    а) основная 396
    б) дополнительная 397
    Раздел 19. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, 399
    Тема 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 399
    Тема 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, 399
    Тема 3. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 402
    Тема 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ 403
    Тема 5. ПОМИЛОВАНИЕ КАК АКТ МИЛОСЕРДИЯ, 406
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 412
    ЛИТЕРАТУРА 412
    а) основная 412
    б) дополнительная 413
    Раздел 20. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 416
    Тема 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ 416
    Тема 2. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ 422
    Тема 3. ЗАКОННОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ 424
    Тема 4. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЗАКОННОСТИ В РОССИИ 425
    Тема 5. ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА, 428
    Правопорядок и общественный порядок 428
    Тема 6. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 430
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 434
    ЛИТЕРАТУРА 434
    а) основная 434
    б) дополнительная 435
    Раздел 21. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 440
    Тема 1. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И ЛИЧНОСТИ 440
    Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА 441
    Самые информационно открытые федеральные органы 448
    Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 459
    Тема 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 459
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 462
    ЛИТЕРАТУРА 462
    а) основная 462
    б) дополнительная 463
    Раздел 22. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 469
    Тема 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ 469
    Тема 2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 473
    Тема 3. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 474
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 475
    ЛИТЕРАТУРА 476
    а) основная 476
    б) дополнительная 477
    Раздел 23. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА 479
    Тема 1. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЭКОНОМИКИ 479
    Тема 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВА НА ЭКОНОМИКУ 480
    Тема 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИКУ 481
    Тема 4. СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 485
    Тема 5. ЗАПАДНАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ 486
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 487
    ЛИТЕРАТУРА 488
    а) основная 488
    б) дополнительная 488
    Раздел 24. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ 492
    Тема 1. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ 492
    Динамика развития экономики Москвы, % 495
    Тема 2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 496
    Уровень прозрачности российских банков (2005 г.) 502
    Крупнейшие компании мира (по состоянию на июнь 2005 г.) 504
    Тема 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК 505
    Выезд российских туристов за границу, тыс. чел. 507
    Въезд иностранных туристов в Россию, тыс. чел. 507
    Ведущие нефтедобытчики России (млн. тонн) 515
    Тема 4. ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИКА 518
    Десять самых богатых людей мира 522
    Самые богатые россияне в списке миллиардеров мира 522
    Самые богатые люди стран - членов СНГ 524
    Среднемесячная зарплата в странах СНГ за 2004 г. 528
    Количество условных продовольственных наборов, 529
    Рейтинг вузов России по количеству выпускников 530
    Рейтинг региональных вузов по количеству выпускников 530
    Средняя заработная плата выпускников московских вузов 530
    Средняя заработная плата по отраслям 531
    Средняя заработная плата работников органов 531
    Тема 5. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 533
    Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА 542
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 544
    ЛИТЕРАТУРА 544
    а) основная 544
    б) дополнительная 545
    Раздел 25. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 549
    Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 549
    Тема 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 554
    Высокий уровень материального обеспечения населения 554
    Высокий уровень культуры 555
    Демократия и политический плюрализм 556
    Деидеологизация общества и управления 558
    Тема 3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 558
    Тема 4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО 560
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 562
    ЛИТЕРАТУРА 562
    а) основная 562
    б) дополнительная 563
    Раздел 26. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 567
    Тема 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА 567
    Тема 2. СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 568
    Тема 3. ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 570
    Тема 4. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 570
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 580
    ЛИТЕРАТУРА 580
    а) основная 580
    б) дополнительная 581
    ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ "ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА" <*> 584
    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 600
    ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 601
    ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 602
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 603
    ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 606
    Содержание 626

    2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 . - 776 с.

    В Курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых проблем. Книга отражает современное состояние юридической науки и практики, конституционное и текущее законодательство, происходящие в России процессы. Во второе издание Курса включены дополнительные, актуальные темы (правовая политика, льготы и поощрения, ошибки в праве и др.). Некоторые темы расширены, переработаны, изложены с учетом новейших российских реалий и тенденций.

    Для студентов юридических вузов, слушателей школ и институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы государственно-правовых знаний.

    Формат: doc / zip

    Размер: 890 Кб

    / Download файл

    Оглавление
    Предисловие (Н.И. Матузов) 5
    Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (М.И. Байтин) 13
    1. Предмет теории государства и права 13
    2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками 19
    3. Метод изучения теории государства и права 22
    Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (В.Л. Кулапов) 29
    1. Плюрализм теорий происхождения государства 29
    2. Возникновение государства 31
    3. Возникновение права 37
    Тема 3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 42
    1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть 42
    2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства 47
    3. Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества 51
    4. Типы государства 53
    Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАМИ. Байтин, И.Н. Сенякин) 60
    1. Понятие и классификация функций государства " (М.И. Байтин) 60
    2. Основные внутренние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 64
    3. Основные внешние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 71
    4. Формы осуществления функций государства (М.И. Байтин) 75
    Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА (В.Л. Кулапов, 0.0. Миронов) 79
    1. Понятие формы государства (В.Л. Кулапов) 79
    2. формы правления (В.Л. Кулапов) 80
    3. Формы государственного устройства (0.0. Миронов) 86
    4. Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов 93
    Тема 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 97
    1. Орган государства: понятие, признаки, виды 97
    2. Понятие механизма государства 100
    3. Принципы организации и деятельности механизма государства 102
    4. Структура механизма государства 106
    Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО (А.И. Демидов) 114
    1. Системный подход к анализу политической жизни 114
    2. Понятие, структура и функции политической системы 116
    3. Место и роль государства в политической системе 121
    4. Основные субъекты политической системы 123
    5. Политический режим 125
    Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (М.И. Байтин) 130
    1. Основные направления учения о праве 130
    2. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 137
    3. О широком понимании права 145
    4. Принципы права 151
    5. функции права 156
    Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА, ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ (В.Л. Кулапов) 162
    Тема 10. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (Н.И. Матузов, В.Н. Синюков) 178
    1. Понятие и структура правовой системы (Н.И. Матузов) 178
    2. Классификация правовых систем (В.Н. Синюков) 186
    3. Основные правовые семьи народов мира (В.Н. Синюков) 190
    Тема 11. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО (Н.И. Матузов, Б.С. Эбзеев) 200
    1. Гражданское общество (Н.И. Матузов) 200
    2. О принципе «не запрещенное законом, дозволено» (Н.И. Матузов 214
    3. Государство и право в их соотношении (Н.И. Матузов) 235
    4. Соблюдение и защита прав человека - обязанность государства (Б.С. Эбзеев) 244
    Тема 12. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (А.В. Малько) 247
    1. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 247
    2. Понятие правового государства 252
    3. Принципы правового государства 254
    Тема 13. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (Н.И. Матузов, А.С. Мордовец) 263
    1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды (Н.И. Матузов) 263
    2. Право как мера свободы и ответственности личности (Н.И. Матузов) 269
    3. О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект ^Н.И. Матузов) 281
    4. Основные права личности (Н.И. Матузов) 289
    5. Теория и практика прав личности (Н.И. Матузов) 299
    6. Юридические обязанности личности (Н.И. Матузов) 306
    7. Гарантии прав личности: понятие и классификация (А.С. Мордовец) 311
    Тема 14. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (Н.И. Матузов) 320
    1. Социальные и технические нормы 320
    2. Понятие и классификация социальных норм 323
    3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия 326
    4. Право и другие социальные нормы 342
    5. Правовые презумпции и аксиомы 351
    Тема 15. НОРМЫ ПРАВА (М. И. Байтин) 357
    1. Понятие и признаки правовой нормы 357
    2. Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта 361
    3. Классификация правовых норм 368
    Тема 16. ФОРМЫ ПРАВА (В.Л. Кулапов) 374
    1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 374
    2. Виды форм права 377
    3. Система нормативных актов в Российской Федерации 381
    4. Понятие и виды законов. Краткая характеристика основных стадий законотворческой деятельности 382
    5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 390
    Тема 17. СИСТЕМА ПРАВА (Н.И. Матузов) 394
    1. Понятие и структурные элементы системы права 394
    2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты 399
    3. Частное и публичное право 403
    4. Общая характеристика отраслей российского права 406
    Тема 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (И.Н. Сенякин) 412
    1. Правотворчество: понятие, принципы, виды 412
    2. Стадии законотворческого процесса 415
    3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь 418
    4. Систематизация законодательства 421
    5. Тенденции развития современного российского законодательства 425
    6. Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития 429
    Тема 19. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (И.М. Зайцев, А.С. Мордовец) 440
    1. Понятие и содержание юридического процесса (И.М. Зайцев 440
    2. Стадии юридического процесса (И.М. Зайцев) 442
    3. Основные начала юридического процесса (И.М. Зайцев) 444
    4. Правовые процедуры и судебные процессы (И.М. Зайцев) 445
    5. Демократия, право, процедура (А.С. Мордовец) 448
    Тема 20. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 453
    1. формы реализации права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов). 453
    2. Применение права как особая форма его реализации (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 454
    3. Стадии правоприменительного процесса (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 457
    4. Акты применения права: понятие и виды (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 460
    5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 463
    6. Юридические коллизии и способы их разрешения (Н.И. Матузов 465
    Тема 21. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА (А.В. Осипов, Б.С. Эбзеев) 478
    1. Понятие и необходимость толкования права (А.В. Осипов) 478
    2. Виды толкования права по субъектам^А.В. Осипов) 480
    3. Способы толкования права (А.В. Осипов) 483
    4. Толкование права по объему (А.В. Осипов) 485
    5. Акты толкования права: понятие и виды (А. В. Осипов) 487
    6. Толкование Конституции и иных законов Российской Федерации Конституционным Судом (Б.С. Эбзеев) 488
    Тема 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В.Н. Карташов) 496
    1. Понятие юридической практики 496
    2. Структура юридической практики 498
    3. Виды юридической практики 501
    4. Функции юридической практики 502
    5. Пути совершенствования юридической практики 505
    Тема 23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Н.И. Матузов) 510
    1. Понятие правоотношений как особого вида обществен-то ных отношении 510
    2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений. Взаимосвязь нормы права и правоотношения 515
    3. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность 517
    4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения 525
    5. Объекты правоотношений: понятие и виды 528
    6. Юридические факты и их классификация 530
    7. Общерегулятивные правоотношения и их специфика 532
    Тема 24. ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ (А.Б. Лисюткин) 546
    1. Понятие и принципы законности 546
    2. Гарантии законности 555
    3. Ошибки в праве 557
    Тема 25. ПРАВОПОРЯДОК (В.В. Борисов) 562
    1. Правовой порядок: понятие, общая характеристика 562
    2. Структура правопорядка 567
    3. Уровни упорядоченности и функции правопорядка 571
    4. Право, законность, правопорядок 574
    Тема 26. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ (В.Л. Кулапов) 579
    1. Понятие и основные виды правомерного поведения 579
    2. Понятие и основные признаки правонарушения 582
    3. Юридический состав правонарушения 584
    4. Виды правонарушений 589
    5. Причины правонарушений и пути их устранения 591
    Тема 27. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (И.Н. Сенякин, Е.В. Черных) 595
    1. Социальная ответственность и ее виды (И.Н. Сенякин) 595
    2. Понятие, признаки и виды юридической ответственности (И.Н. Сенякин) 597
    3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность (И.Н. Сенякин) 601
    4. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности (И.Н. Сенякин) 603
    5. Юридическая ответственность и государственное принуждение (Е.В. Черных) 605
    Тема 28. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ (Т.В. Синюкова) 611
    1. Понятие, структура и виды правосознания 611
    2. Взаимосвязь права и правосознания 620
    3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 623
    Тема 29. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (В.П. Сальников) 626
    1. Понятие и общая характеристика 626
    2. Структура и функции правовой культуры 631
    Тема 30. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА (Н.И. Матузов) 639
    1. Общая характеристика политики 639
    2. Сущность и основные принципы правовой политики 647
    3. Современные приоритеты российской правовой политики 666
    Тема 31. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ (Н.И. Матузов) 683
    1. Нигилизм как общесоциальное явление 683
    2. Понятие и источники правового нигилизма 689
    3. Формы выражения правового нигилизма 695
    4. Правовой идеализм и его причины 712
    Тема 32. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (А.В. Малько) 722
    1. Правовые средства: понятие и виды 722
    2. Правовое регулирование и правовое воздействие 724
    3. Понятие механизма правового регулирования 725
    4. Структура механизма правового регулирования 727
    5. Эффективность механизма правового регулирования 732
    Тема 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В Малько) 734
    1. Информационно-психологический аспект действия права 734
    2. Понятие и виды правовых стимулов 737
    3. Понятие и виды правовых ограничений 739
    4. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 742
    5. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах 744
    Тема 34. ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В. Малько) 746
    1. Понятие, признаки и функции правовых льгот 746
    2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений 755
    3. Поощрительные санкции 761



Просмотров