Правила оформления справки о дтп. Дтп и автострахование Заполнение справки о дорожно транспортном происшествии

Водителям не стоит беспокоиться по поводу того, что справка о ДТП с 24 марта 2018 года отменена. Кроме того, что не будет существовать самого документа, отношения со страховыми компаниями не изменятся. Вся информация об аварии оформляется теперь в других бумагах и приложениях к ним. Как изменился порядок оформления ДТП, рассмотрим подробнее, сравним с прошлым положением и узнаем, с чем идти к страховщику в случае ДТП. Самое главное – как ГИБДД помогает выйти из сложной ситуации.

Обязательная страховка ОСАГО требует, чтобы факт дорожно-транспортного происшествия был зафиксирован инспекторами ГИБДД. На основании этого доказательства с указанием виновных, степени масштабности происшествия и данных об участниках ДТП страховой компанией проводились свои проверки и расследования, после которых потерпевшая сторона могла получить денежную компенсацию. Мелкие аварии могли быть зафиксированы только страховыми агентами или представителями страховой компании. О крупных происшествия должны были быть уведомлены работники ГИБДД. Они же и составляли специальный документ, который был основанием для обращения к страховщику. В договорах ОСАГО до сих пор есть пункт о том, что страхователь должен обязательно предоставить форму 154. Точно обозначены ситуации, когда такая справка необходима.

С 2011 года была введена справка о ДТП по форме 154, образец заполнения которой представлен на рисунке:

Этот документ был основным для страховых компаний. Без него невозможно было получить страховые выплаты. Но поначалу введению этого документа возмущались все, а особенно гаишники. Считалось, что инспекторам прибавили лишнюю бумажную работу.

Справка 154 о ДТП, образец которой вы видите, в настоящее время с марта 2018 года не используется.

Спрашивайте в Госавтоинспекции, какой документ замещает теперь эту справку.

  1. Инспектор, прибывший на место, был обязан зафиксировать все паспортные данные участников ДТП.
  2. В форме бланка на определённых строках были выделены: потерпевшая сторона, виновники.
  3. VIN-коды всех задействованных автомобилей или других транспортных средств.
  4. Данные техпаспорта транспортных средств.
  5. Причина ДТП.
  6. Адреса и контактные телефоны участников ДТП.
  7. Номер страхового полиса.
  8. Повреждения.
  9. Данные с водительских удостоверений.
  10. Информация о пострадавших или их родственниках.
  11. Полная информация о проведённом освидетельствовании на предмет опьянения, отказе или направлении на медицинское освидетельствование.
  12. В форму были включены номера протоколов и приложены их копии. Оригиналы протоколов оставались в ГИБДД или передавались виновнику (как положено).

Инспектор должен был составить и отдать справку сразу. Иногда разрешалось растянуть этот срок до суток после аварии. Единственной уважительной причиной такой задержки мог быть вызов на другую аварию или срочная необходимость оказать срочную первую медицинскую помощь или доставить пострадавшего в больницу.

Если при дорожно-транспортном происшествии пострадало больше 4 человек, например, несколько участников дорожного движения, несколько пешеходов, пассажиры, то инспектор оставлял не одну справку. Потому что один экземпляр рассчитан на происшествие максимум с 4 действующими лицами.

Справка с места ДТП по форме 154 была нужна для получения со страховой компании денег на ремонт автомобиля, по страховому случаю ОСАГО и Каско.

Этот документ не нужно было брать, если:

  • в ДТП участвовали два водителя с действующими полисами ОСАГО;
  • при аварии нет пострадавших, есть только повреждения машин;
  • все участники ДТП знают, кто виноват, а виновный признаёт это.

С задачей справлялся Европротокол. В других случаях инспектор ГИБДД обязан был заполнить бланк и оформить всё по регламенту. Документ скреплялся подписью ответственного лица, свидетелей, потерпевшего, виновного и печатью отделения автоинспекции.

В течение 5 дней после получения справки о ДТП, страхователь должен был собрать пакет других документов и обратиться в страховую компанию.

Изменения коснулись только пакета документов, которые вы должны предоставить страховой компании. В первую очередь, необходимо знать, что по новому порядку с 1 января 2018 года изменена форма полиса ОСАГО. На новых бланках теперь есть штрих-код (QR-код 2см Х 2 см), напечатанный типографской краской. Считывая этот код с помощью смартфона, например, в интернете можно найти все данные по страховому полису и его владельцу.

Но это нововведение никак не влияет на страховые выплаты, а отмена бланка справки о ДТП принесла немало проблем всем, и работникам ГИБДД, и участникам ДТП, и страховым компаниям.

Сейчас страховые компании находят миллион оснований, чтобы отказать в выплатах, ссылаясь на то, что владелец полиса не предоставил всю необходимую информацию. В МВД считают, что в ближайшем будущем стороны привыкнут к нововведению и будут работать более слажено.

Из МВД РФ сообщили, что в связи с изменениями в законах и пересмотром внутреннего регламента, работники ГИБДД лишены полномочий составлять справки о ДТП для предоставления в страховые компании, чтобы можно было получить выплаты по ОСАГО или Каско.

Страховые компании больше не имеют права требовать несуществующей формы справки. Это факт зафиксирован Указанием Банка России 15 декабря 2017 года (№ 4664-У). Закон действует. С вас не имеют права требовать форму 154 – можете сразу подать жалобу.

Где теперь взять справку о ДТП и, вообще, какую справку выдают в ГИБДД после ДТП вместо привычной для предоставления в страховую компанию, в случае аварии? Не стоит впадать в панику – страховые компании прекрасно осведомлены об изменениях и не потребуют с вас недействующего документа. Но вам придётся собрать несколько других справок и протоколов.

Европротокол, который остался, в отличие от справки ГИБДД о ДТП, с успехом продолжает выполнять свою функцию. С его помощью вопросы по оформлению незначительных аварий решаются, как всегда, достаточно быстро и без лишних проблем.

А отмена справки привела к тому, что инспекторы ГИБДД стали выдавать на руки водителям только оригиналы или копии протоколов, постановлений об административных правонарушениях. Но в этих документах нет информации о других участниках ДТП, которую потребуют в страховой компании.

Страховщики же требуют более подробной информации и о марке машины, и об остальных участниках ДТП. Сотрудники ГИБДД не всегда высылают нужные данные в электронном виде, как обещают. Поэтому на сбор документов уходит намного больше времени, чем годом раньше.

Все данные, которые ранее содержались в справке по форме 154, сейчас раскиданы по нескольким документам. Инспекторы должны составлять Протоколы и приобщать к ним Приложения, которых может быть несколько штук.

Поэтому вам необходимо проверить наличие в бумагах следующей информации:

  • Ф. И. О. каждого из участников ДТП;
  • данные по техпаспортам и VIN-коды всех участвовавших транспортных средств;
  • адреса и телефоны пострадавших и виновных;
  • степень урона, повреждений каждого транспортного средства;
  • степень травм пострадавших, справки из больницы, поликлиники;
  • протоколы освидетельствования, направление на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • дата, место и время происшествия;
  • дата, время место составления протокола инспектором ГИБДД;
  • постановление об административном нарушении на каждого виновного с приложениями;
  • российские паспорта владельцев полисов ОСАГО;
  • если машину эвакуировали, то сопутствующие документы и кассовый чек/БСО;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (заполняется владельцем ОСАГО);
  • рекомендуется иметь фотографии с места происшествия, снятые с расстояния, вблизи, с разных ракурсов. Желательно захватить в кадр окружающее пространство. Фотографий должно быть как минимум 4 штуки (с разных расстояний и сторон с захватом светофора, асфальта, тротуара и сразу всех машин, попавших в ДТП).

Бланк извещения представлен на рисунке. Его можно скачать на официальном сайте страховой компании, которая заключала с вами договор.

Извещение о дорожно-транспортном происшествии заполняется водителями ТС, которые участвовали в аварии, ДТП. Оформить документ можно ещё до прибытия на место происшествия инспекторов ГИБДД. Если вы не считаете себя виновным, то так и записываете в бланке. Тогда в степени вины каждого участника аварии будет разбираться инспектор. Каждый, подозреваемый в причине ДТП должен пройти те проверки, которые назначит работник ГИБДД.

Полис ОСАГО обязательно должен быть в машине. Фамилия водителя должна быть включена в список лиц, допущенных к управлению. Советуем пройти освидетельствование на алкоголь, чтобы не навлечь на себя дополнительных проблем.

Вы не имеете права отказываться от медицинского освидетельствования на алкогольное опьянение. Это будет приравнено к признанию вины, и права у вас всё равно отберут на 1,5 года с уплатой штрафа в 30 тыс. руб.

Не ожидайте снисхождения, если у вас просроченный страховой полис или его нет вообще – штраф неминуем. Причём работники ГИБДД будут штрафовать вас каждый раз, если остановят.

Итак, у вас на руках должно быть как минимум три важных для страховой компании документа:

  • извещение о ДТП;
  • копия ;
  • копия постановления об административном нарушении. Важно помнить, что официально обязательно этот документ выдаётся только виновнику ДТП. Другие заинтересованные в страховке лица должны сразу потребовать копию. Это нужно помнить всегда. Без такой копии страховая компания может отказать в выплате по страховке.

Наличие в машине видеорегистратора позволит точно установить причину ДТП и виновное лицо. С одной стороны это очень выгодно, если виноваты не вы. А с другой – невозможно избежать наказания, если виновник вы.

Каждая страховая компания имеет право устанавливать собственные правила и условия, по которым можно получить деньги.

Но есть и общие условия, обязательные для всех:

  1. Заявлять на выплаты страхового возмещения могут только двое – владелец транспортного средства и страхователь. Например, если отец застраховал машину сына (собственника), то обратиться к страховщику могут оба. Но если по ОСАГО, за рулём была, к примеру, супруга собственника, то она будет считаться потерпевшей, но документами займутся отец или сын. Есть исключение, когда оформлена Генеральная доверенность на водителя или третье лицо уполномочено вести юридические дела человека. Но в этом случае нужно чтобы третье лицо имело юридическое образование, имело нотариально заверенную доверенность.
  2. В выплатах могут отказать, если машина не в том состоянии, как на проверке при заключении договора. Это будет означать, что страхователь не выполнил свои обязанности по договору. Когда технические или юридические изменения с транспортом происходят без ведома страховщика, договор становится недействительным.
  3. Не поможет никакая справка, если за рулём ТС во время аварии находился человек, не вписанный в полис ОСАГО.
  4. Если при подписании договора была предоставлена недостоверная информация.
  5. Если авария случилась во время обучения вождению, гонках, соревнованиях.
  6. Если экспертиза докажет, что повреждения были нанесены умышленно. По этому пункту вы должны помнить, что фотографии с места происшествия вам помогут доказать правоту.

Обычно все пункты, по которым не будут выплачиваться деньги, обязательно включены в договор.

Относительно Каско, помните, что пакет страховых услуг выбираете вы сами. Поэтому определите наиболее уязвимые для вашего автомобиля ситуации, которые в вашем городе, регионе случаются достаточно часто.

Помните, что страховые выплаты по ДТП в условиях ОСАГО не компенсируют материальные потери самого виновника.

Что Госавтоинспекция делает для решения проблемы отсутствия справки по форме 154

Не думайте, что отмена справки обрадовала работников ГИБДД. Естественно, после получения приказа, каждое отделение сразу уточняло, а что будет вместо справки? Где взять справку о ДТП людям, которым она будет необходима? На что поступил ответ сверху, что этот вопрос нужно решать на месте самостоятельно или записывать необходимые для страховых компаний данные на оборотной стороне бланка Протокола.

Чтобы не создавать лишних проблем себе и участникам происшествий, в каждом отделении ГИБДД по месту разработаны собственные похожие на прежнюю справку, бланки, куда и заносятся все необходимые данные. Например, в Ростовской области, в одном из городков на реке Дон, фигурируют такие бланки, которые слегка отличаются друг от друга, но имеют полное содержание того, что требует страховщик. Страховые компании, в свою очередь принимают этот документ, заверенный подписями инспекторов, печатями отделения и подразделения ГИБДД. Это удобно всем. Один документ позволяет не собирать целый пакет протоколов и их копий. Страховые компании освобождаются от поисков нужных данных в кипе лишних бумаг.

Итак, если вы проживаете в более или менее продвинутом регионе, где органы ГИБДД заботятся об участниках дорожного движения и минимизируют бумажную нагрузку на них, то вам выдадут одну справку в свободной форме, которая будет содержать всю нужную страховой компании информацию. Достоверность документа будет подтверждена, поэтому сомнений не вызовет. Ваша задача – собрать другие документы, которые нужны по договору страхования.

Участники ДТП могут получить справку или её копию в бумажном или электронном формате. Но электронный вариант применяется не везде, поэтому возьмите справку сразу на месте у инспектора, фиксирующего факт ДТП.

Ситуация, в которую попали все заинтересованные лица – страховые компании, участники дорожного движения, инспектора ГИБДД, из-за отмены формы 154 могла быть намного плачевнее, если бы МВД не разрешало на своё усмотрение заменить этот документ другой справкой. Не удивляйтесь, если в каждом городе или селе новая справка отличается – по форме. Содержание всегда соответствует требованиям страховых компаний.

Изложенные на сайте сайт материалы являются авторским и не публиковались ранее в свободном доступе. Специалисты-правозащитники с многолетним опытом, многие в прошлом – сотрудники ГАИ, рассказывает о «лже-автоюристах», хитростях страховых компаний, уловках недобросовестных сотрудников ГАИ и «справедливости» суда.

Данная информация представляется крайне важной для любого автомобилиста, поэтому она и была вынесена на главную странцу сайта, рекомендуем прочитать ее полностью, а затем обязательно сохранить в закладки вашей социальной сети (ссылка для этого имеется в начале страницы).

В каких случаях действительно требуется помощь автоюриста

Разумеется, любой участник дорожного движения рассчитывает проездить безаварийно и беспроблемно до глубокой старости. Но, к сожалению, так случается не всегда (наглядное подтверждение этим словам смотрите на фотографиях ниже).

Поэтому первое, что нужно знать каждому автомобилисту: самое главное при расследовании ДТП - качество составленного первоначального материала.

Небрежность и поверхностный подход при оформлении дорожного происшествия, являются основными причинами последующих бед (читайте реальные ситуации в комментариях посетителей на нашем сайте).

Редко, когда у сторон происшествия имеется возможность получить квалифицированную консультацию или привлечь адвоката к моменту осмотра и составления схемы места происшествия.

Поэтому в данной ситуации приходится действовать самостоятельно, на сайте имеются памятки, распечатайте их и держите под рукой, либо поместите в закладки/избранное:

Способ решения проблемы: самостоятельно.

Преимущества:

    Отсутствие материальных затрат, связанных с оплатой юридических услуг.

    Самообразование.

    Получение личностного опыта.

Недостатки:

    Изучение законов и составление заявлений и ходатайств требует больших временных затрат и интеллектуальных усилий.

    Гарантированная неизбежность допущения ошибок, как юридического, так и тактического характера.

    Неравенство возможностей при участии в споре с профессиональными юристами, участвующими в деле (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты).

    Непредсказуемость в достижении поставленной цели.

Способ решения проблемы: с помощью «бывалых» советчиков.

Преимущества:

    Бесплатно

Недостатки:

    Ситуация на форуме и у соседа может отличаться от вашей.

    Законы за это время могли поменяться.

Очень хорошо, если «бывалый советчик» - юрист или просто очень грамотный человек, который докопался до всех нюансов, в противном случае проблема может появиться там, где ее не ждали.

Способ решения проблемы: с помощью профессионального адвоката.

Преимущества:

    Профессиональный юрист знает не только законы, но и практику их применения, что позволяет избежать «черных дыр» - уловок от юристов -оппонентов (судей, следователей, сотрудников страховых компаний и пр.).

    Реальная экономия нервов и времени.

    Предсказуемость в достижении намеченной цели.

    Избежание или минимизация негативных последствий, порожденных проблемой.

    Возмещение всех расходов, связанных с рассмотрением дела (расходы на адвоката, экспертизы и пр.) за счет средств виновного лица или страховой компании.

Недостатки:

    Профессиональному юристу нужно оплатить его услуги.

    На поиск хорошего квалифицированного юриста может потребоваться время.

Рекомендуется в сложных ситуациях. Нередко, самая простая и безобидная ситуация, перестает быть таковой, когда виновная сторона пытается избежать ответственности, а сотрудники страховых компаний и правоохранительных органов, действуя из заинтересованности, идут на прямое нарушение закона.

Для тех читателей, которые решили заниматься проблемой самостоятельно, мы подготовили соответствующие статьи (все они основаны на актуальном, на данный момент, законодательстве), пожалуйста, обратите внимание на меню сайта или воспользуйтесь поиском.

«Тайны мадридского двора» страховых компаний, адвокатов, экспертов и судей

Такое название выбрано не случайно, неискушенного автолюбителя, свято верящего в личную невиновность, а также на компетентность и справедливость правоохранительных органов и суда, порой поджидают приключения, достойные остросюжетного романа.

Судите сами, ниже приведены ситуации, в которые попали наши читатели, а также предложенные нами способы выхода из них (плюс ссылки на соответствующие статьи, если вы решите заняться решением проблемы самостоятельно).

Ситуация:

Водителя автомобиля Тойота Камри остановил сотрудник ДПС и указал, что им был нарушен пункт 6.2 ПДД РФ, при проезде регулируемого перекрестка, расположенного в зоне видимости инспектора ГИБДД.

Водитель отрицал необоснованные обвинения и предложил сотруднику полиции представить объективные доказательства его вины.

Сотрудник, нарушая требования закона, не представив доказательств, в некорректной форме, предложил водителю пройти в патрульный автомобиль для составления протокола. Водитель сказал, что обжалует постановление и докажет свою невиновность, так как проезд светофора зафиксирован на записи видеорегистратора, установленного на его автомобиле.

В административном протоколе сотрудник ГИБДД указал «карманных» свидетелей нарушения и вынес постановление о штрафе.

Предложенный способ решения:

После составления протокола, водитель в графе «Объяснения нарушителя» описал ситуацию, указал, что имеет видеозапись, подтверждающую его невиновность, сослался на нежелание сотрудника полиции приобщить данное доказательство к материалам дела, пояснил о том, что свидетели нарушения фиктивные.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд принял во внимание доводы заявителя и отменил незаконное постановление.

Если вы не согласны с протоколом о нарушении ПДД при ДТП, то читайте .

Как обжаловать постановление ГИБДД в суде смотрите .

Ситуация:

Потерпевший водитель К., обратился в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения материального ущерба, от ДТП, в порядке, предусмотренном законом.

Страховщик отказал в выплате с формулировкой о несоответствии повреждений автомобиля, принадлежащего К., обстоятельствам и механизму дорожно-транспортного происшествия.

Предложенный способ решения:

В порядке досудебного решения спора, в соответствии со статьей 16.1ФЗ РФ «Об ОСАГО» потерпевшим была направлена претензия с приложением заключения независимой технической экспертизы обстоятельств дорожного происшествия (трасологичекая экспертиза).

Страховщик по результатам рассмотрения претензии произвел страховую выплату и компенсировал расходы потерпевшего К., на проведение экспертизы.

О трасологической экспертиза при ДТП мы рассказывали в этой статье .

Ситуация:

В результате попадания камня был пробит радиатор кондиционера автомобиля VW Тигуан, имелась соответствующая справка о ДТП.

Страховая отказала в выплате, мотивируя тем, что имеется экспертное заключение, согласно которому данный радиатор пробит пчелами и жуками.

Предложенный способ решения:

Эксперт был вызван в суд и допрошен адвокатом потерпевшей стороны. В ходе допроса удалось установить, что выводы эксперта основаны на предположениях и не имеют научного обоснования.

По материалам дела была назначена повторная судебная экспертиза.

Выводы эксперта: «повреждение радиаторной трубки причинены в результате механического воздействия при соударении с предметом, имеющим большую прочность, чем материал, из которого изготовлен радиатор, вполне возможно гравием используемом при укладке дорожного асфальтобетонного покрытия».

Суд удовлетворил требования потерпевшей стороны и взыскал со страховой компании в пользу собственника автомобиля VW Тигуан, страховую выплату, компенсацию морального вреда,штраф и неустойку.

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП мы рассказали .

Ситуация:

Основной функция суда является осуществление правосудия по делам различных категорий в соответствии с компетенцией, определенной законом.

Но надо понимать, что под черной мантией судьи находится все тот же обыкновенный человек, с присущими ему чертами характера, отношением к работе, уровнем квалификации и прочее.

Даже если исключить фактор заинтересованности судьи в итогах рассмотрения дела, то, принимая во внимание высочайший уровень загрузки делами и материалами, по которым имеются строго очерченные законом сроки принятия решений, каждый судья нацелен на то, чтобы побыстрее завершить производство по делу.

На практике для того, чтобы разобраться с проблемами, которые привели человека в суд, ему требуется обосновать доказательствами свою позицию: вызвать и допросить свидетелей, истребовать материалы из ГИБДД, лечебных учреждений, дорожно-эксплуатационных организаций, назначить и провести экспертизы, допросить экспертов и прочее. На все нужно время, а у суда его нет.

Поэтому любые ходатайства стороны, требующие временных затрат для их реализации, при малейшей возможности будут отклоняться судьей, особенно это касается рассмотрения дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления ГИБДД.

Предложенный способ решения:

Дисциплинировать суд и направить рассмотрение дела в законном порядке без оглядки на сроки может только квалифицированный юрист или хорошо подготовленный и юридически образованный человек.

Или изучайте законы и практику их применения, или наймите адвоката и доверьте дело профессионалу.

Ситуация:

Поспрашивайте бывалых автолюбителей, которым уже довелось пользоваться юридической помощью адвоката: «Хороший у тебя был адвокат?», и вы услышите только два варианта ответа.

Хороший адвокат – тот, который решил проблему, плохой – тот, который не смог этого сделать.

В действительности все не так однозначно. Можно взяться за заведомо выигрышное дело и без каких –либо препятствий одержать предсказуемую победу, но при этом оставаться серой посредственностью.

Гораздо сложнее принять поручение от клиента и вступить в безнадежное, с точки зрения перспективы на успех, дело и, отработав на все сто процентов, добиться даже не победы (чудеса бывают только в сказках), а реально возможного, в сложившихся обстоятельствах, положительного результата.

Такое по силам только настоящему профессионалу.

Какой из адвокатов лучше? Каждый сам ответит на этот вопрос.

Наряду с теми, кто дорожит своей репутацией и честно выполняет профессиональный долг, есть и другие.

Одни, уже при первой встрече с клиентом, не вникнув должным образом в суть дела, гарантируют успех и победу. С удовольствием берут задаток за любое, даже самое безнадежное дело, а потом забывают ходить в суд и не отвечают на телефонные звонки.

Другие, при спорах со страховыми компаниями, предлагают потерпевшему за «шапку сухарей» купить у последнего право требования долга.

При этом эти чудо-автоюристы забывают разъяснить, что высуживают для себя, причитающуюся по закону только потерпевшему,значительную долю выплаты по ущербу, компенсацию морального вреда, штраф и неустойку.

И все бы ничего, только налог с полученных мошенником- юристом выплат, платить придется лицу, продавшему право требования автовладельцу.

Предложенный способ решения:

Основным критерием при выборе адвоката (автоюриста), является наличие у кандидата продолжительного опыта работы по специализации, помноженного на рекомендации положительные его бывших клиентов.

Способ борьбы с недобросовестными адвокатами мы рассмотрим ниже.

Как не ошибиться в выборе адвоката

Не первый год интернет пестрит объявлениями, предлагающими «консультацию опытного (профессионального, с большим стажем – нужное подчеркнуть) автоюриста».

На поверку, таковых профессионалов найдется совсем немного. Как же не ошибиться в данной ситуации и не попасть в лапы мошенников, либо просто недалекого «специалиста», пусть даже с так модным в последнее время, удостоверением адвоката?

Ведь по сути, основным мотивом любого мошенника, а мошенники «от юриспруденции» не являются исключением, всегда является корысть.

К сожалению, в погоне за платными клиентами, даже у юристов - профессионалов, возникает соблазн взяться за решение дела, не имея должного опыта и навыков по отстаиванию законных прав и интересов доверителей, попавших в сложную ситуацию на дороге.

Именно такие «мастера» зачастую и поджидают потенциальных клиентов около дверей ГАИ и страховых компаний.

Почему так получилось? В конце 90-х – начале 2000-х годов профессия адвоката являлась весьма высокооплачиваемой, а самих адвокатов было не так уж и много.

Но «свято место пусто не бывает», узнав об этом, в адвокатскую деятельность хлынули в большом количестве не только бывшие следователи, дознаватели и прокуроры, но выпускники юридических факультетов ВУЗов без практического опыта работы.

В последнее время распространенной практикой стало оказание адвокатом бесплатных консультаций, эта тенденция перекочевала из других сфер деятельности, например, совершенно нормальным и уже привычным считается бесплатная пробная тренировка в фитнес-клубе или бесплатный тест-драйв приглянувшегося автомобиля.

Ваш покорный слуга, имея многолетний опыт работы и уже наработанную клиентуру, тем не менее, регулярно проводит бесплатные консультации, что позволяет мне, помимо всего прочего, поддерживать в тонусе свой профессиональный уровень.

Наработанные материалы я публикую в виде статей, в том числе и для того, чтобы читатели смогли сравнить «как должно быть» и как делает выбранный ими «автоюрист».

Если вы подозреваете какие-либо корыстные мотивы участия в проекте сайт, то да, они есть, мне, практикующему адвокату, также, как и автомобилистам, невыгодны «дельцы» и «мошенники», я заинтересован в борьбе с ними, т.к. они портят и мою личную репутацию и репутацию моих честных коллег в том числе.

Мы надеемся, что подготовленная статья будет вам полезной, как всегда, пишите, что вас интересует, а мы постараемся обязательно ответить вам на сайте.

Если вы попали в ДТП, то на любом этапе можете бесплатно проконсультироваться с автором данной статьи и его коллегами по имеющимся на сайте телефонам, а также через форму онлайн-консультанта (в нижнем правом углу сайта – появляется автоматически для тех регионов России, где есть наши коллеги, которые готовы принять участие в проекте «Бесплатная помощь автомобилистам»).

Стремительный рост количества автомобильного транспорта способствует учащению аварийных происшествий. Любое ДТП обязательно влечет за собой незапланированные расходы. Ведь по сегодняшним ценам даже выравнивание вмятины на корпусе машины – это довольно дорогостоящая процедура. По правилам, расходы обязана покрыть страховая компания (ОСАГО, КАСКО). Однако агентам нужно представить доказательство аварии с точным описанием всех повреждений автотранспорта. Для этого и используется справка о ДТП форма 154.

Справка об аварийном происшествии (форма № 154) является официальным документом, содержащим первичные данные об аварии, а именно:

  • дату и точное время совершения ДТП;
  • данные всех участников (Ф.И.О.) и номера водительских удостоверений;
  • государственные номера транспортных средств, принявших участие в происшествии;
  • названия страховых компаний, клиентами которых являются участники аварии, а также номера их страховых полисов;
  • данные о пострадавших во время ДТП (при наличии таковых);
  • доскональные описания всех повреждений, которые были нанесены транспортным средствам вследствие аварии.


Возникает резонный вопрос: справка о ДТП форма 154, где получить? Так вот, по данным информационного письма управления ГИБДД России № 45-1468, ее выдают и заполняют непосредственно на месте аварии, в тот же день. Эта обязанность возлагается на инспектора ГИБДД, прибывшего на место происшествия.

При условии, что повреждения машин минимальны, и при отсутствии пострадавших, оформление происходит достаточно быстро. Однако бывают ситуации, когда выдать справку на месте затруднительно. К примеру, сотрудник ГИБДД обязан срочно выехать на место другого происшествия, или транспортные средства требуют эвакуации. В этом случае справку выдают в ближайшем подразделении или на стационарном посту ДПС. Максимальный срок получения документа – 24 часа с момента дорожно-транспортного происшествия.

Важно! Если в аварии есть пострадавшие, справка о ДТП выдается только после того, как их доставят в больницу и определят степень тяжести нанесенных повреждений.

На справке обязательно должна стоять подпись инспектора, который ее оформлял. Также должны быть указаны его должность, звание, фамилия и инициалы. После этого документ заверяют круглой печатью и выдают водителю.

Зачем нужна справка о ДТП форма 154, и что с ней делать

Как уже упоминалось, справка о ДТП – это основная составляющая стандартного пакета документов, который предоставляется в страховую компанию для получения компенсационной выплаты согласно договору. Выплаты без справки возможны лишь при единовременном выполнении следующих условий:

  • автомобильному транспорту причинен лишь механический ущерб;
  • оба участника аварии являются клиентами одной страховой компании;
  • мнения участников ДТП по поводу виновника случившегося и перечня повреждений не расходятся.

Во всех остальных случаях без исключения страховые выплаты не могут быть произведены без наличия справки № 154.

Важно! Если полицейский отказывается выдавать данный документ, при этом ссылаясь на то, что справка о ДТП форма 154 бланк отсутствует, или ее нет в наличии, то такие действия неправомерны! Участники аварии имеют полное право подать жалобу руководителю ГИБДД либо в прокуратуру.

После того, как водитель получил документ на руки, его необходимо предоставить агентам страховой компании в течение 5 суток. Перед этим рекомендуется внимательно изучить договор, подготовить все остальные документы и их копии и составить список пакета документов. В офисе компании-страховщика на нем обязательно должны поставить отметку.

При благоприятном течении дела выплаты производят по истечению 20-тидневного срока с момента обращения в компанию. Ни в коем случае нельзя начинать ремонт поврежденной машины до того, как повреждения будут зафиксированы страховыми агентами!

По правилам, заполнение формы является обязанностью сотрудника полиции, который прибыл на место аварии. Но, во избежание неточностей и недоразумений во время процедуры, каждому водителю нелишним будет ознакомиться с ее внешним видом.

Итак, справка о ДТП форма 154: образец заполнения представлен на рис.1 (документ утвержден приказом МВД № 154 от 01 апреля 2011 года).

Важно! Обязанность водителя – тщательно проверить все данные в пункте «Повреждения». Лучше всего параллельно зафиксировать ущерб на фотокамеру. Благодаря этим снимкам, в будущем не придется доказывать страховым агентам, что вмятины на корпусе появились именно в результате ДТП, а не раньше.

Если в результате происшествия пострадали люди, то вдобавок к основной части заполняется приложение.

Приложение также заполняет сотрудник ГИБДД. В нем необходимо указать следующие данные:

  1. Общие сведения о пострадавших. Возможна ситуация, когда их личности не удается установить сразу. Тогда об этом делают специальную пометку.
  2. Категорию, к которой относятся пострадавшие, – пешеходы, водители либо пассажиры.
  3. Информацию о вызове неотложки.
  4. Степень тяжести нанесенного вреда или указание факта смерти.

Всего в приложении можно указать 4 пострадавших человека. Если же их больше, то инспектор обязан заполнить дополнительный бланк.

: образец заполнения предельно понятен. Однако даже сотрудники полиции могут допускать ошибки и не вносить в бланк все повреждения. Особенно это касается поломок, которые на первый взгляд незаметны. Поэтому нужно проверять каждую букву во избежание нестыковок, поскольку любая неточность может повлечь за собой уменьшение суммы компенсации.

Основные вопросы, задаваемые о справке по форме 154

Один из самых распространенных вопросов на эту тему: что делать, если справка о ДТП форма 154 без печати? Ведь многие страховые компании отказываются принимать документы, аргументируя свою позицию отсутствием печати на бланке. Выход прост: печать можно поставить, подъехав в ближайшее отделение ГИБДД.

Или, к примеру, где взять справку, если авария произошла в лесу? При наличии связи в первую очередь нужно вызвать сотрудников полиции. Если таковой возможности нет, то необходимо добраться до ближайшего отдела ГИБДД и на месте оформить справку. Желательно предварительно зафиксировать все повреждения транспортного средства на фотокамеру во избежание несоответствий в дальнейшем.

В том случае, если страховая компания по каким-либо необоснованным причинам отказывается принимать документы или выплачивать компенсацию за причиненный ущерб, водитель имеет право в течение 10 дней подать жалобу. Тогда справедливость будет восстановлена путем судебного разбирательства.

Видео на тему справки о ДТП

Если водитель знает все про справку о ДТП форма 154: правила заполнения, сроки предоставления в страховую компанию – то никаких непредвиденных ситуаций возникнуть не должно и компенсация будет выплачена без нареканий с обеих сторон.

В новом Административном регламенте исполнения МВД РФ, вступившем в силу 20.10.2017 г. отражены функции государства в плане выполнения федерального госнадзора соблюдения ПДД участниками дорожного движения. Исходя из требований нового админрегламента, справка о ДТП для страховой по форме 154 теперь не нужна, она отменена.

Справка отменена, что взамен

В предыдущей редакции Админрегламента необходимость составления такой справки регламентировалась ст. 215. В новом документе этого требования нет. Эта справка выведена из перечня обязательных документов, выдаваемых на месте происшествия, но Приказ МВД, которым форма №154 утверждена, не признан утратившим силу.

Оказывается, данная справка, сроки выдачи которой составляли не более суток (если не было возможности оформить ее сразу же на месте ДТП) предусматривается п.3.10 Положения об ОСАГО. Это – правовая коллизия, которая не согласована между Административным регламентом и документом Банка России, выданным 19 сентября 2014 года под номером 431-П.

Если подходить к вопросу с формальной точки зрения, если такую справку в страховую компанию не предоставить, получить страховое возмещение после ДТП по ОСАГО не получится.

Между РСА и ГИБДД начала действовать договоренность о том, что инспекторы будут вносить в протоколы или постановления нужные страховщикам данные. Такие указания разосланы регионам, соответственно страховые компании заверяют, что не будут требовать от собственников автотранспортных средств справку по форме 154.

Что требует страховая компания

После отмены данной справки МВД и страховые компании пришли к соглашению, что при наступлении ДТП придется предоставлять следующие документы, которые служат подтверждением факта его наступления:

  • российский паспорт владельца ОСАГО;
  • извещение о ДТП, форма которого выложена на сайтах СК;
  • протокол (при его составлении), постановление (определение) взамен справки № 154;
  • СТС, паспорт на транспортное средство;
  • реквизиты счета в банке, открытого на владельца ТС;
  • заявление по форме, размещенной на сайте СК;
  • доверенность, выданная владельцем автомобиля, заверенная нотариально;
  • если авто было эвакуировано, соответствующий документ на эвакуацию и хранение, БСО/кассовый чек.

Проблемы и их решение

В связи с тем, что форма 154 отменена, возникли некоторые проблемы:

  1. Утратил силу приказ МВД №155 от 01.04.2011 г., которым утверждена форма извещения о дорожно-транспортном происшествии, все еще используемая страховыми компаниями. В связи с этим можно посоветовать использовать по рекомендации РСА форму, содержащуюся в приложении №5 Положения о правилах ОСАГО.
  2. Пока в РСА не появились новые формы документов, страхователи остаются в неведении, какую форму использовать. Некоторые СК предлагают свои формы извещений о ДТП, которые можно применить не только при ОСАГО, но и по КАСКО.
  3. Если участник ДТП не виновен, копию постановления (определения) ему могут не выдать, но страховая впоследствии ее потребует. Копия протокола об админправонарушении в соответствии с п.6 ст. 28.2 КоАП выдается потерпевшей стороне под расписку. Не известно, откажет СК или нет в выплате страхового покрытия невиновной стороне, если копии постановления у нее на руках не будет.
  4. В соответствии с п. 285 нового Административного регламента, если один из водителей, участвовавших в ДТП, отказывается самостоятельно оформлять бумаги о происшествии, дежурный ГИБДД должен проинформировать участников ДТП о том, что можно выполнить эти действия с участием сотрудников полиции, имеющих соответствующие полномочия. Оформить документы Админрегламент в таком случае предлагает на ближайшем посту, функционирующем стационарно или в ближайшем полицейском подразделении. Также дежурный должен объяснить, как добраться и в какое время можно прибыть в эти пункты, чтобы оформить все соответствующим закону образом.

Это значит, что после того как предварительные документы на месте происшествия составлены (при наличии только имущественного ущерба) без составления Европротокола нужно вместе со вторым участником ДТП отправляться на ближайший пост или отделение полиции, чтобы закончить оформление всех необходимых бумаг.

Что нужно делать

Порядок действий следующий:

  1. Необходимо зайти на сайт своей СК, скачать предлагаемую ею форму извещения о ДТП или воспользоваться формой, которую утвердил Центробанк. После скачивания распечатать ее и возить с собой в машине. Если случится ДТП, нужно будет оформить это извещение в ожидании приезда представителей ГИБДД. Важно ознакомиться с тем, что указывается в этом извещении, чтобы правильно его заполнить. После оформления этой формы нужно поставить подпись второй стороны, участвовавшей в ДТП. Далее необходимо написать в п.15 этого документа (в случае своей невиновности) « не считаю себя виновным в ДТП». При наличии разногласий со вторым участником, нужно подождать ГИБДД, чтобы продолжить совместные разбирательства.
  2. В случае оформления Европротокола при ДТП дежурный ГИБДД, прибывший на место ДТП может предложить самостоятельно оформить документы о ДТП путем заполнения формы извещения, выданной СК.

Соглашаться на такой вариант можно только если одновременно выполняются следующие условия:

  • пострадавшие в ДТП отсутствуют;
  • нанесен вред только двум автомобилям;
  • нет разногласий по обстоятельствам ДТП;
  • лимит ущерба, причиненного ТС не больше 50 тыс. руб., если он больше, разницу потерпевшей стороне придется выплачивать самостоятельно.

В случае несогласия составления Европротокола нужно:

  • известить дежурного ГИБДД о происшествии, который направит при необходимости представителей полиции;
  • зафиксировать обстоятельства ДТП, расположение автомобилей-участников, повреждения любым возможным способом;
  • составить схему места ДТП.

Приехавшие сотрудники ГИБДД составят протокол, предоставят по экземпляру виновному и потерпевшему. Но копию постановления дают только виновнику. Как получить в ГИБДД экземпляр невиновной стороне? Полицейские могут позволить только сфотографировать данный документ. Но в соответствии со ст. 29.11 п.2 КоАП потерпевший может попросить выдать ему копию постановления.

ВАЖНО! Не имея этих документов для предоставления в страховую компанию, страховое возмещение получить будет невозможно. Страховая вправе отказать в выплате, если документы не предоставлены, поэтому придется обращаться в суд.

На видео о справке

Желательно установить видеорегистратор на свой автомобиль, чтобы в спорных ситуациях имелись весомые аргументы.

о ДТП прилагается к заявлению о выплате страхового вознаграждения по полису ОСАГО. Обязанность по оформлению справки о ДТП и ее выдаче лежит на сотрудниках ГИБДД, выезжающих на место происшествия и осуществляющих его разбор. Однако на практике полицейские нередко нарушают права участников ДТП, отказывая в своевременном предоставлении справки. Не допустить этого позволит знание некоторых ведомственных приказов и требований к оформлению подобных документов.

Справка о ДТП формы 154: порядок и сроки представления

Действующая форма справки о ДТП утверждена приказом МВД России от 01.04.2011 № 154. Вероятно, поэтому ее часто называют справкой № 154, официальное же наименование документа — «Справка о дорожно-транспортном происшествии».

Справка о ДТП оформляется сотрудником полиции (ГИБДД), прибывшим на место аварии, и, в соответствии с информационным письмом Главного управления ГИБДД России № 45/1468 «Методические рекомендации по оформлению и выдаче справки о ДТП » и административным регламентом МВД РФ исполнения функции по надзору и контролю за соблюдениями участников дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утвержден приказом МВД РФ № 185 от 02.03.3009), предоставляется заинтересованным лицам незамедлительно, то есть сразу же после заполнения.

При наличии обстоятельств, не позволяющих выдать справку немедленно (необходимость выезда сотрудника полиции на другое происшествие, эвакуации транспортных средств, оказания помощи пострадавшим и т. д.), она предоставляется в течение суток с момента ДТП в помещении стационарного поста ДПС либо подразделения ГИБДД.

Для чего нужна справка о ДТП для страховой

Справка о дорожно-транспортном происшествии входит в стандартный пакет документов, подлежащих передаче в страховую компанию для оформления компенсационных выплат по ОСАГО. Получение страхового вознаграждения без справки о ДТП возможно только при одновременном соблюдении трех условий:

  • совершение ДТП с двумя участниками, каждый из которых является владельцем действующего полиса ОСАГО;
  • причинение вследствие ДТП исключительно механических повреждений транспортных средств;
  • отсутствие у участников ДТП разногласий по поводу виновника аварии и перечня полученных механических повреждений.

В остальных случаях сотрудник ГИБДД обязан предоставить справку о ДТП , оформленную в полном соответствии с приказом МВД России № 154.

Не знаете свои права?

Важно: ссылки полицейских на невозможность выдачи справки по причине отсутствия бланков или в силу других обстоятельств, объективно не препятствующих ее предоставлению, являются неправомерными. В таком случае участники ДТП вправе обратиться с жалобой к руководителю ГИБДД, в подразделение МВД России, в которое она входит, либо в прокуратуру.

Также неправомерны и требования сотрудников полиции о предоставлении копии справки о ДТП при оформлении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении — указанная справка необходима исключительно для передачи ее страховщику. У сотрудника ГИБДД должен остаться второй экземпляр, которого более чем достаточно для составления всех необходимых документов.

Справка о ДТП: образец заполнения

Несмотря на то, что оформление справки о ДТП целиком и полностью входит в обязанности сотрудников полиции, уполномоченных осуществлять разбор автоаварий, наличие представления о внешнем виде справки и ее содержании будет совсем не лишним — это поможет избежать недоразумений, связанных с некорректным или неправильным заполнением.

Так, справка по форме 154 должна быть выполнена строго на бланке, утвержденном приказом МВД России № 154 (наличие углового штампа подразделения ГИБДД обязательно). Ознакомиться с бланком можно, загрузив приложение к указанному приказу.

В справке о ДТП содержатся следующие сведения:

  • место, время, обстоятельства ДТП;
  • координаты ДТП (широта и долгота) на основании данных навигационной аппаратуры (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS);
  • количество участников, их данные (в том числе серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО);
  • данные об автотранспортных средствах, участвовавших в ДТП (марка, регистрационный знак, номерные агрегаты, сведения о собственниках);
  • сведения о направлении водителей на медицинское освидетельствование и его результатах;
  • данные о наличии или отсутствии состава административного правонарушения или уголовного дела;
  • описание повреждений транспортных средств, полученных в результате ДТП.

Справку о ДТП подписывает лицо, ее составившее, с указанием должности, звания, фамилии и инициалов. При наличии в ДТП пострадавших (в случае причинения вреда жизни или здоровью людей) помимо самой справки сотрудник полиции обязан также оформить и предоставить приложение к ней (выдается одновременно со справкой), в котором отражается следующая информация:

  • полные данные пострадавших (в случае, если личность пострадавшего не установлена, об этом делается соответствующая отметка);
  • категория пострадавших (пассажир, водитель, пешеход);
  • сведения о вызове бригады скорой помощи и характере повреждений (вред здоровью, смерть).

Форма приложения к справке о ДТП предусматривает возможность внесения данных о четырех пострадавших. В случае если таковых больше, сотрудник полиции обязан заполнить необходимое количество дополнительных листов приложения.



Просмотров