Наблюдение за выборами руководство для индивидуальных наблюдателей. О кодексе этики наблюдателей на выборах Что может сделать наблюдатель, выявивший нарушение
4.1.1. Взаимодействие участковой избирательной комиссии с наблюдателями, иностранными (международными) наблюдателями и представителями СМИ,
иными лицами, имеющими право присутствовать в помещении для голосования,
___________________________________________________________________________
Наблюдатели
Список наблюдателей, которые назначены в соответствующую УИК, данная УИК получает из вышестоящей ТИК.
Для осуществления работы наблюдатель из указанного списка должен представить в УИК направление в письменной форме.
Направление представляется в день, предшествующий дню голосования
(досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).
Направление подписывается
уполномоченным представителем политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов (с проставлением печати
), либо кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом.
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона № 20-ФЗ . Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются.
Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, могут назначить в каждую УИК не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования
Наблюдатель вправе носить нагрудный знак, не носящий признаков предвыборной агитации. Форма знака утверждена ЦИК России(см. приложение).
2
Места расположения наблюдателей
В связи с этим решением УИК целесообразно определить места для расположения наблюдателей
, с тем чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей:
Помещение с одним эвакуационным выходом
Экспликация оборудования |
|
№ позиции на схеме |
Наименование оборудования |
Столы |
|
Стулья |
|
Стационарные ящики |
|
Переносные ящики |
|
Кабины для тайного голосования |
|
Информационный стенд |
|
Огнетушители |
Помещение с двумя эвакуационными выходами
Экспликация оборудования |
|
№ позиции на схеме |
Наименование оборудования |
Столы |
|
Стулья |
|
Стационарные ящики |
|
Переносные ящики |
|
Кабины для тайного голосования |
|
Информационный стенд |
|
Иные специально оборудованные места для тайного голосования |
|
Сейф или металлический ящик (шкаф) |
|
Огнетушители |
Следует учитывать, что наблюдать за подсчетом голосов избирателей наблюдатель вправе на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей. Таким образом, целесообразно расположить наблюдателей на расстоянии не более 2-2,5 метров от места сортировки избирательных бюллетеней.
При этом в ходе оглашения содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей члены УИК представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Рекомендованное время, в течение которого должна фиксироваться отметка в бюллетене - не менее одной секунды .
Также следует помнить, что подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке производится отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене . Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
- присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;
- обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
- знакомиться с протоколами УИК, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, получать от УИК заверенные копии указанных протоколов;
- обжаловать решения и действия (бездействие) УИК в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в УИК;
- осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.
Для ознакомления с перечисленными выше документами наблюдатель вправе подойти к тому месту, где они располагаются: столы председателя, секретаря УИК, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списками избирателей, другими избирательными документами.
ЦИК России рекомендует наблюдателям, представителям СМИ обращаться к председателю, заместителю председателя, секретарю УИК в те периоды времени, когда они свободны от выполнения таких обязанностей, как работа с избирателями, проведение заседаний, сообщение в вышестоящую избирательную комиссию информации об открытии избирательного участка, о ходе голосования (на 8.00, 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени), решение оперативных вопросов организации голосования, например, подготовка выписок из реестра для голосования вне помещения для голосования, оформление различных актов, внесение предусмотренных законом отметок в список избирателей. Вместе с тем, в случае если наблюдатель становится свидетелем правонарушения или преступления, следует обратиться к председателю УИК или представителю полиции незамедлительно.
Следует учитывать, что председатель УИК следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК - секретарь или иной член УИК с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
Наблюдатель не вправе:
- выдавать избирателям избирательные бюллетени;
- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
- совершать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
- совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
- проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Кто такие наблюдатели на выборах, что они делают?
- Наблюдатели - представители кандидатов или партий, которые следят за процессом голосования, подсчетом голосов, определением результатов выборов.
Кто может стать наблюдателем?
- Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Кто не может быть наблюдателем?
- Наблюдателями не могут быть представители некоммерческих организаций, включенных в реестр "иностранных агентов".
- Также наблюдатель не может быть членом избиркома, депутатом, занимать высшие выборные должности или находиться в непосредственном подчинении таких должностных лиц, быть судьей или прокурором.
Как стать наблюдателем?
- Для того чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии, участвующих в выборах. Обычно избирательные штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.
- Можно также не ходить самостоятельно по избирательным штабам. Свои услуги по оформлению документов для наблюдателей предлагают некоторые общественные организации.
Что должен делать наблюдатель?
- Наблюдатель должен cледить за всем происходящим на избирательном участке, фиксировать все возможные нарушения.
- На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.
Что конкретно может делать наблюдатель?
- Знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.
- Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования.
- Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
- Присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.
- Наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений.
- Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей.
- Визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.
- Обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему.
- Знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
- Обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящей избирательной комиссии или в суде.
- Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
Что не может делать наблюдатель?
- Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
- Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.
- Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.
- Совершать действия, нарушающие тайну голосования.
- Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
- Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
- Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.
- Участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Кто еще может присутствовать на избирательных участках?
- На участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. В 2011 г. было аккредитовано 688 иностранных наблюдателей из 54 стран и организаций (парламентских ассамблей ОБСЕ и Совета Европы, СНГ, ШОС, Северного совета, Бюро по демократическим институтам и правам человека). Они работали в 48 субъектах РФ.
- Присутствовать на избирательных участках также могут заранее аккредитованные журналисты, имеющие профессиональный стаж. Тем самым ограничивается присутствие на выборах гражданских активистов, "прикрывающихся" журналистским удостоверением, поясняют эксперты.
А какие международные организации осуществляют наблюдение за выборами?
- Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.
Кто приглашает международных наблюдателей?
- Приглашения могут быть направлены президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, правительством, Центральной избирательной комиссией после официальной публикации решения о назначении выборов депутатов Государственной думы.
«Политическая система общества» - Тоталитарная. Демократическая (конституционная). Все политические системы являются смешанными в культурном смысле. Идеи. Функции. «Политики одинаковы везде. Основания. Идеалы. Дистрибутивная распределение ресурсов и ценностей между членами общества. Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах.
«Политическая география» - призваны прояснять складывание геополитических идей, кодов и мифов. Что же такое – «геополитика»? Есть волевой политический акт, отталкивающийся от потенций, усмотренных в конкретном пространстве. Геополитика предстает многими лицами. Критикуя мифы геополитики. А.Грабовский, 1. Открытие геополитики в России 2. На пути к определению 3. Геополитика и политическая наука.
«Карта мира политическая» - Страны. Тема: Политическая карта мира. Политическая география. Тест на закрепление. Организация объединенных наций. Самое большое по площади государство Земли: а) Канада; б) Россия; в)Китай; г) США. Типология стран. Группировка стран по площади. Типы стран. Политическая карта мира – своеобразное зеркало эпохи.
«Политический лидер» - Р.Роллан. Изучение нового материала. Оборудование: Компьютер и интерактивная доска. Понятие «лидер». «Я ухожу, я сделал всё, что мог» (из телеобращения Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.). Экспресс – анкетирование. 1.Б.Н. Ельцин – активный участник распада СССР. Организация дискуссии о политической роли Б.Н.Ельцина.
«Государство и политическая власть» - Основные государственные должности в РФ. Высшие государственные должности в Российской Федерации. Понятие государственной службы. Какое общественное явление иллюстрирует данный факт? Генеральный прокурор РФ – Чайка Юрий Яковлевич. Что такое форма правления? Дать представление государстве как о сложной политической системе.
«Государство в политической системе общества» - Государсто и профессиональные союзы. Современное законодательство довольно подробно регламентирует различные стороны бизнеса, включая активность разнообразных общественных ассоциаций предпринимателей: союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, союзов работодателей, лоббистских организаций.