Причины техногенных аварий и катастроф кратко. Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Что делать, если вы оказались в эпицентре техногенной катастрофы

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-

МСХА имени К.А. Тимирязева

(ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева)

ИНСТИТУТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА им. А.Н. Костякова

Факультет «Техносферной безопасности, экологии и природопользования»

Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Домашняя работа

На тему: «Техногенные катастрофы. Причины и последствия»

Подготовил: студент группы Д-Т-313

Домничев Андрей Михайлович

Руководитель: профессор кафедры ЗЧС

Соловьев Сергей Серафимович

Москва 2015

Введение 3

1. Понятие техногенная катастрофа 4

2. Основные причины техногенных катастроф 5

3. Последствия техногенных катастроф 6

Заключение 7

Список используемой литературы 8

Введение.

Жизнедеятельность человека направлена на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания. Развитие науки, техники и технологии вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Техногенные катастрофы по числу погибших находятся на третьем месте среди всех видов стихийных бедствий. Технический прогресс существенно повышает риск трагедий.

Техногенные катастрофы имеют начало, но не имеют окончания, они совершенно непредсказуемы, а степень ущерба после них не уменьшается с годами, поскольку негативные факторы продолжают действовать в среде еще многие годы.

За последние десятилетия в мире случились сотни техногенных катастроф. Некоторые из них имели глобальное воздействие на окружающую среду и человека.

Понятие техногенная катастрофа.

Техногенная ЧС- состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определённой территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источник ЧС- опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определённой территории или акватории произошла техногенная ЧС.

Скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий, и есть катастрофы.

Техногенная катастрофа – крупная авария, приводящее к возникновению пожаров, взрывов, загрязнению атмосферы, уничтожению материальных ценностей, сопровождаемые поражением или гибелью людей. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность. Техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти.

Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп:

Транспортные аварии (катастрофы) .

Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно-химически опасных веществ (АХОВ).

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ возникают на радиационно- опасных объектах.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ.

Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения.

Аварии на промышленных очистных сооружениях.

Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин.

Основные причины техногенных катастроф.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например – Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное.

Собственно катастрофа происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

Таким образом, можно выделить основные причины:

· просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· некачественное строительство или отступление от проекта;

· нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

· отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших.

· падение производственной дисциплины. Невнимательность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования.

· стихийные бедствия, в результате которых выходят из строя предприятия, имеющие в своем производстве опасные для общества вредные вещества и т.д.

· отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

· внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.


Похожая информация.


Современное производство постоянно усложняется. В промышленности и сельском хозяйстве все чаще применяют ядовитые и агрессивные компоненты. Во многих странах мира на ограниченных площадях сконцентрированы огромные производственные мощности. На различных видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, водном) сегодня перевозят большое количество химически-, пожаро- и взрывоопасных веществ. Все это увеличивает вероятность возникновения и тяжесть аварий, которые в некоторых случаях приобретают характер национальной, а иногда и глобальной (мировой) катастрофы.

Государственный стандарт Российской Федерации определяет аварию как опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде. Крупную аварию, повлекшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называют производственной (или транспортной) катастрофой. Производственные аварии и катастрофы относят к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Эти чрезвычайные ситуации могут сопровождаться выбросами опасных веществ, пожарами, взрывами, затоплениями и другими тяжелыми последствиями для населения и природной среды.

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяют на локальные (объектовые), местные, территориальные, региональные, федеральные.

Существует также понятие глобальная чрезвычайная ситуация. Поражающие факторы и воздействие такой чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства.

Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера показаны на схеме 1.

Схема 1. Классификация ЧС техногенного характера.

Аварии на химически опасных объектах

Аварии на радиационных опасных объектах

Аварии на пожаро - взрывоопасных объектах

Аварии на гидродинамических опасных объектах

Аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, метро)

Аварии на коммунально-энергетических сетях.

Опасности аварий и катастроф

Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп.

Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий обычно характерны удаленность места катастрофы от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших нуждающихся в срочной медицинской помощи.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Это происшествия, связанные с утечкой вред них химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки. Обычно аварии с выбросом таких веществ носят комбинированный характер. Кроме того, некоторые вещества в определенных условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ - не частое явление. Объясняется это, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких чрезвычайных ситуаций. Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапное обрушение зданий, сооружений. Подобного типа происшествия чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д. Обычно обрушения приводят к большим человеческим жертвам.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.

Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия - повреждение и разрушение гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий, нарушение судоходства, уничтожение значительных материальных ценностей.

Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро- и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Такие предприятия называют потенциально опасными объектами.

Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера:

* износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;

* недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;

* недостаточная технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;

* недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;

* увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически-, радиационно-, биологически опасных веществ и технологий;

* недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;

* размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;

* недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;

* резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;

* отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях

Что нужно сделать каждому, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность членов своей семьи на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера?

1. Анализируя различные источники информации (передачи местного радио и телевидения, свидетельства соседей и сослуживцев и др.), постараться выяснить степень потенциальной техногенной опасности своего места жительства (работы, учебы), а также перечень чрезвычайных ситуаций, имевших место на этой местности в прошлом.

Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций создают:

* наличие неподалеку от места жительства или работы предприятий, производящих, перерабатывающих или хранящих вредные химические вещества или радиоактивные материалы;

* наличие пожаро- и взрывоопасных объектов, грузо­вых железнодорожных станций, грузовых портов, аэродромов, газо- нефте - проводов, гидротехнических сооружений, захоронений химиче­ских и радиоактивных отходов, свалок и пр.;

* наличие в воздухе, реках и водоемах района, прилегающего к месту проживания, работы, учебы, вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации;

* наличие повышенного радиоактивного фона в районе проживания.

2. По каждому виду реально возможных в нашей местности чрезвычайных ситуаций нужно выяснить, какую потенциальную опасность они представляют.

Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера заключается в воздействии на человека и окружающую среду таких факторов, как воздушная ударная волна, радиация, вредные химические вещества, высокие и низкие температуры, вода, болезнетворные микро­бы и т.д.

Чтобы полнее оценить опасность, нужно иметь представление об общих социально-экономических последствиях, в том числе долговременных, к которым приводит чрезвычайная ситуация. Для человека они в основном сводятся к нанесению вреда здоровью, потере трудоспособности, материальному и финансовому ущербу, снижению уровня жизнеобеспечения, ухудшению условий жизнедеятельности и другим негативным социальным последствиям.

3. Надо заблаговременно принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к принятию мер по защите при их возникновении, для чего необходимо:

* освоить курс по программе «Основы безопасности жизнедеятельности*;

* знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях;

* знать организации, в которые в случае чрезвычайной ситуации можно обратиться за помощью, расположение ближайших защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и сбора эвакуируемых, телефоны противопожарной службы, милиции, скорой помощи, органа управления ГОЧС или другого специального органа;

* иметь средства индивидуальной защиты и уметь изготовить простейшие из них собственными силами;

* знать порядок своих практических действий, действий семьи и коллектива при различных видах возможных чрезвычайных ситуаций; при очевидной опасности уметь принять меры к самоспасению;

* соблюдать правила пожарной и других видов безопасности в жилище (учебном заведении, на рабочем месте», транспортных средствах и местах массовых посещений; следить за исправностью противопожарных и других противоаварийных систем, установленных в доме (учебном заведении, на рабочем месте);

* уметь изолировать жилище или отдельные его помещения от внешней среды и иметь для этого необходимые материалы;

* застраховать жизнь, здоровье и имущество от чрезвычайных ситуаций:

* предусмотреть на случай эвакуации минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, смена белья, продукты питания, запас посуды и кипяченой воды, средства для оказания первой медицинской помощи и лекарства для больных, предметы гигиены, деньги, ценные бумаги и др.).

ФГАУ ВПО "Северо-восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова"


Техногенные катастрофы. Виды и причины


Выполнили: Тимофеев Иван,

студент ТИ КТ СП-13

Проверил: Лех


Якутск 2014



Введение

1. Условия формирования чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Виды ЧС техногенного характера

1 Транспортные аварии

2 Пожары и взрывы

4 Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

5 Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

8 Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

10 Гидродинамические аварии

Действия при ЧС техногенного характера

Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф

Список литературы


Введение


На всех стадиях своего развития человек связан с окружающим его миром и средой обитания. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "Чрезвычайные Ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.


1. Условия формирования чрезвычайных ситуаций


Всякому чрезвычайному событию предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими факторами различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное, социальное или иное воздействие, нарушающее функционирование системы.

Имеется пять фаз развития ЧС: · накопление отклонений; · инициирование ЧС; · процесс ЧС;

· действие остаточных факторов;

· ликвидация ЧС.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

по сфере возникновения:

· техногенные;

· природные;

· экологические;

· социально-политические.

по масштабу возможных последствий:

· локальные;

· объектовые;

· региональные;

· глобальные.

по ведомственной принадлежности:

· на транспорте;

· в строительстве;

· в промышленности;

· в сельском хозяйстве.

по характеру лежащих в основе событий:

· авария;

· землетрясение;

· погодные условия.

Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Рассмотрим основные характеристики ЧС и основной упор сделаем на ЧС техногенного характера, так как основными причинами технологических катастроф всё же является человеческий фактор, он присутствует во всех указанных ниже причинах:

· Большая насыщенность производства;

· Конструктивные ошибки в изготовлении;

· Значительный износ оборудования;

· Ошибки персонала;

· Искажение информации при совместных действиях людей.


2. Виды ЧС техногенного характера


Определение: ЧС техногенного характера - это аварии, пожары, взрывы и т.п., спровоцированные хозяйственной деятельностью человека. По мере насыщения производства и сферы услуг современной техникой и технологией резко возрастает число вышеуказанных катастроф.


1 Транспортные аварии


Это экстремальное событие на транспорте техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшее за собой повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный ущерб.

Пример: Крупнейшие авиакатастрофы в истории авиации:

· 1977 - в аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе, Канарские острова) столкнулись два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской авиации.

· 1985 - в гору врезался Боинга-747 рейса JAL 123 японской авиакомпании. Погибло 520 человек. На сегодняшний день это крупнейшая катастрофа одного самолета.

Крупнейшие авиакатастрофы в истории России и СССР:

· 16 ноября 1967 года при взлете из аэропорта Свердловск из-за отказа двигателя разбился Ил-18 авиакомпании "Аэрофлот". Погибло 130 человек (122 пассажира и 8 членов экипажа).

· 18 мая 1972 года при заходе на посадку вблизи аэропорта Харьков произошло разрушение в воздухе самолета Ан-10, выполнявшего регулярный рейс авиакомпании "Аэрофлот" Москва (Внуково) - Харьков. Погибло 122 человека (114 пассажиров и 8 членов экипажа). Причиной этой катастрофы (и ряда предшествовавших ей) явились конструктивные недостатки самолета. По итогам расследования эксплуатация данного типа самолетов была прекращена.

· 13 октября 1972 года самолет Ил-62 авиакомпании "Аэрофлот" (рейс Париж-- Москва) при заходе на посадку разбился в районе п.Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту находилось 176 человек, все погибли. Точная причина катастрофы не установлена, предположительной причиной является неверная установка высотомера.

· 11 августа 1979 года в районе Днепродзержинска произошло столкновение в воздухе двух самолетов самолета Ту-134А. На обоих бортах находилось 178 человек (в том числе футбольная команда "Пахтакор"), все погибли. Причиной столкновения явилась ошибка диспетчера службы управления воздушным движением.

· 11 октября 1984 года в аэропорту Омска Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибло 178 человек (в т.ч. 4 человека на земле), выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170. Эта авиакатастрофа является крупнейшей по числу жертв из всех произошедших на территории РФ.

· 28 октября 1984 года в аэропорту Кабула был сбит душманами самолет Ан-22. Погибло 240 человек, находившихся на борту. Эта авиакатастрофа является крупнейшей в мире по числу жертв в военно-транспортной авиации и крупнейшей произошедшей с самолетами, принадлежавшими СССР.

· 10 июля 1985 года в результате отказа системы управления. Ту-154 авиакомпании "Аэрофлот" (рейс Ташкент -- Карши -- Оренбург -- Ленинград), войдя в штопор, разбился возле г. Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа, произошедшая на территории СССР.

· 20 октября 1986 года в 16 часов 58 минут по местному времени в аэропорту Курумоч города Куйбышева (ныне Самара) при приземлении потерпел катастрофу самолет Ту-134А, следовавший рейсом из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Грозный.

· 3 января 1994 года из-за повреждений в воздухе в районе Иркутска разбился Ту-154 авиакомпании "Байкальские авиалинии". Погибло 125 человек.

· 24 августа 2004 года практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу и упали на землю Ту-154 авиакомпании "Сибирь" (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" (погибли 44 человека).

· 3 мая 2006 года при посадке в аэропорт Адлера потерпел катастрофу и упал в Чёрное море самолёт авиакомпании "Армавиа" Airbus A320. Погибли все находившиеся на борту 113 человек.

· в ночь с 8 на 9 июля 2006 года рейс № 778 Москва -- Иркутск, при посадке в аэропорту Иркутска в 07:44 (время местное) выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего произошло возгорание самолёта вследствие столкновения с препятствием возле аэродрома. На борту самолета находилось 193 пассажира и 10 членов экипажа. Полёт выполнялся на самолёте Airbus А310.

· 22 августа 2006 года рейс FV 612 ФГУАП "Пулково" выполнявший рейс по маршруту Анапа - Санкт-Петербург потерпел крушение. Самолет ТУ-154М упал в населенном пункте Сухая Балка близ Донецка. Рейс FV 612 вылетел из Анапы по расписанию в 15:05. В 15:37 подал сигнал SOS. На высоте 3000 метров пропал с экранов радаров. На борту самолета находилось 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).


2.2 Пожары и взрывы


Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС в современном мире, наносящие большой материальный ущерб и связанные с гибелью людей, а также ущерб окружающей среде, психологический эффект и т.д. По химической природе это разновидности неконтролируемого горения.


3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ


СДЯВ - Это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей.


4 Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ)


Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Пример: Therac-25 - аппарат лучевой терапии, созданный Atomic Energy of Canada Limited и запущенный в серию в 1982 г. Этот аппарат был причиной как минимум шести передозировок радиации, некоторые пациенты получили дозы в десятки тысяч рад. Пятеро умерли от передозировок. Пример Therac-25 показывает, насколько опасно полагать управление важными системами исключительно на программное обеспечение.


2.5 Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ БОВ


Биологически опасные вещества БОВ - называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.


6 Внезапное обрушивание зданий


Этот тип аварий обычно инициируется каким-то побочным фактором. Например, скопление людей, машин, активная деятельность в разгар рабочего дня. Значительное число разрушений зданий и сооружений происходит из-за несоблюдения установленных правил строительства на просадочных грунтах и дефектов инженерно-геологических изысканий оснований строящихся объектов, а также из-за недостаточного обоснования прочности зданий, конструкций и деталей.

Трансвааль Парк -- спортивно-развлекательный комплекс в Тёплом Стане на юге Москвы (Голубинская ул., 16), обрушившийся 14 февраля 2004 года.

"Трансвааль Парк" открылся в июне 2002 года и на тот момент являлся самым большим аквапарком в Восточной Европе (площадь -- 20,2 тыс. кв. м, вместимость -- 2 тыс. человек, в том числе 700 -- в водной зоне). Помимо аквапарка с аттракционами, комплекс включал спортивный бассейн, два отделения саун, боулинг с кафе-баром и бильярдной, ресторан, тренажерный зал, салон красоты.

февраля 2004 года примерно в 19:20 произошло обрушение крыши аквапарка. В этот момент в здании находилось около 400 человек. По словам очевидцев, под крышей оказались погребены самые популярные аттракционы "Трансвааля", включая детский бассейн. Число погибших составило 28 человек, в том числе 8 детей, травмы различной степени тяжести получили 193 человека (в том числе 51 ребёнок). Следствием рассматриваются четыре основные версии обрушения крыши: нарушение в проектировании здания, ошибки при строительстве, неправильная эксплуатация либо подвижка грунта, на котором был возведен "Трансвааль". Версия теракта, по официальным данным, не нашла подтверждения.


7 Аварии на электроэнергетических системах


Существует три вида аварий на электроэнергетических системах:

Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения.

Аварии на электроэнергетических сетях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и территорий.

Выход из строя транспортных электрических контактных сетей.

Пример: 25 мая 2005года в Москве произошла крупная авария энергосети, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах, было нарушено железнодорожное сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций.


2.8 Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения


В основном происходят в городах и крупных поселках, где наблюдается большое скопление людей, промышленных предприятий. Помимо материального ущерба такие аварии наносят серьезный моральный ущерб и имеют негативные последствия среди населения.

Четыре группы аварий:

· На канализационных системах;

· На тепловых сетях;

· В системах водоснабжения;

· На коммунальных газопроводах.


9 Аварии на очистных сооружениях


Существует две группы аварий на очистных сооружениях:

На очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.

На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействием на персонал.


10 Гидродинамические аварии


Это аварии на сооружениях или естественных образованиях, создающих разницу уровней воды до и после него. Гидродинамические объекты - плотины, водозаборные станции запруды для различных целей. Разрушение или прорыв объекта происходит либо под воздействием сил природы, либо под воздействием человека. Гидродинамическая авария - это чрезвычайное событие следствие неуправляемое перемещение больших масс воды несущих разрушение и затопление обширных территорий.


3. Действия при ЧС техногенного характера


При крупных авариях и катастрофах организация работ по ликвидации последствий проводится с учетом обстановки, сложившейся после аварии или катастрофы, степени разрушения и повреждения зданий и сооружений, технологического оборудования, агрегатов, характера аварий на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта и других условий. Работы по организации ликвидации последствий аварий и катастроф проводятся в сжатые сроки: необходимо быстро спасти людей, находящихся под обломками зданий, в заваленных подвалах, и оказать им экстренную медицинскую помощь, а также предотвратить другие катастрофические последствия, связанные с гибелью людей и потерей большого количества материальных ценностей.

С возникновением аварии или катастрофы начальник гражданской обороны на основании данных разведки и личного наблюдения принимает решение на ликвидацию последствий и ставит задачи формированиям. Начальники участков руководят спасательными и неотложными аварийно-восстановительными работами. Они указывают командирам формирований наиболее целесообразные приемы и способы выполнения работ, определяют материально-техническое обеспечение, сроки окончания работ и представляют донесения об объеме выполненных работ, организуют питание, смену и отдых личного состава формирований.


4. Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф


Крупные производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб народному хозяйству, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно большое государственное значение. Современное промышленное предприятие является сложным инженерно-техническим комплексом. Успех его работы во многом зависит от состояния других предприятий отрасли, объектов смежных отраслей, обеспечивающих поставки по кооперации, а также от состояния энергоснабжения, транспортных коммуникаций, связи и т. п. Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для организации и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Наиболее эффективным мероприятием является закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, которые должны максимально уменьшить вероятность возникновения аварий или значительно снизить материальный ущерб в случае, если авария произойдет. Так, для снижения пожарной опасности предусматривается уменьшение удельного веса сгораемых материалов. При проектировании новых и реконструкции существующих систем водоснабжения учитывается потребность в воде не только для производственных целей, но и для случая возникновения пожара. Подобные решения разрабатываются и по другим элементам производства. Учитываются требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-кранового оборудования, емкостей под высоким давлением и т.д. Таким образом, эти мероприятия разрабатываются и внедряются комплексно, с охватом всех вопросов, от которых зависит безаварийная работа объектов, с учетом их производственных и территориальных особенностей, с привлечением всех звеньев управления производственной деятельностью.

чрезвычайный техногенный авария взрыв


В конце уходящего века техногенные катастрофы происходят гораздо чаще, чем в начале. И это, с одной стороны, явно связано со стремительным развитием научно-технического прогресса, создающего "технические шедевры" с точки зрения мощности, вариантов электронного управления, скоростей и тому подобное. Техногенные катастрофы - страшная дань, которую человечество платит за прогресс. Они происходят с учащающейся периодичностью и с кровавыми последствиями, верхний предел которых никто не в состоянии представить. Иногда это мгновенная гибель сотен людей, как в Альпах, иногда гибельная жатва растягивается на десятилетия, как после Чернобыля.

Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.


Список литературы


ХХ век. Хроника необъяснимого: От катастрофы к катастрофе. - М.: АСТ Олимп, 1998

Левинсон Нэнси, "Therac-25 Accidents",США, 1983 год.

Ильницая А.В., Козьяков А.Ф. и др., "Безопасность жизнедеятельности", Москва, издательство "Высшая школа", 2001 год.

Http://ru.wikipedia.org/wiki/Аварии энергосети в России.

Http://ru.wikipedia.org/wiki/Авиакатастрофы.

Http://ru.wikipedia.org/wiki/Техногенные катастрофы.

Http://ru.wikipedia.org/wiki/Трансвааль парк.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий.

Таких производств в России насчитывается около 45 тыс., а возможность возникновения аварий на них усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением своевременно соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

Отмечено, что в последнее время в мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций. В настоящее время они составляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

Большой ущерб стране наносят пожары . Максимальное количество пожаров в жилом секторе и на объектах экономики фиксируется в осенне-зимний период. Общее количество пожаров в этот период увеличивается на 5%, а количество крупных пожаров - на 40% по отношению к другим месяцам года. В 2008 г. пожаров в жилом секторе произошло 1605, погибло 3628 человек. Причиненный материальный ущерб составил миллиарды рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

Пожар на промышленном объекте - металлургическом заводе «Серп и молот». Площадь возгорания составила 5000 м 2 . Май 2005 г.

Радиационно опасные объекты . В России действуют 10 атомных электростанций (30 энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, работающих с ядерными материалами.

Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек. В отрасли ядерной энергетики в настоящее время существует система утилизации отработанного ядерного топлива.

Химически опасные объекты . Всего в Российской Федерации функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Суммарный запас АХОВ на предприятиях достигает 700 тыс. т. Такие предприятия часто располагаются в крупных городах (с населением свыше 100 тыс. человек) и вблизи них.

В стране имеется свыше 8 тыс. взрывопожароопасных объектов . Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок 12%.

Пригородный поезд столкнулся с автомобилем на переезде и врезался в жилое здание. Погибло 37 человек. Япония, провинция Хиого. 25 апреля 2005 г.

В настоящее время на территории России эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов.

Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая - на сетях водоснабжения и канализации.

Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

Это должен знать каждый

Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

  • ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду;
  • снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
  • человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

Человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

Внимание!

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности каждого отдельно взятого человека и населения страны не в полной мере соответствует общему уровню цивилизации нашего общества и государства. Все это отрицательно влияет на обеспечение национальной безопасности России.

Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности».

Вопросы

  1. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
  2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
  3. Что является основными источниками возникновения техногенных опасностей?
  4. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
  5. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?

Задание

Приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания. Перечислите основные мероприятия, которые были проведены для защиты населения.



Просмотров