Теория государства. Николай МатузовТеория государства и права. Учебник А н теория государства и

Чебоксары – 2004

Корсаков В.Н., Петров В.Р. Теория государства и права:

Учебное пособие. – Чебоксары, 2004. – 203 с.

Рецензенты: Петренко Н.И., доктор юридических наук,

кандидат юридических наук, доцент

В работе в сжатой форме рассматриваются практически все вопросы, предусмотренные учебной программой по дисциплине «Теория государства и права».

Простота и доступность излагаемого материала позволяют в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, а также определить структуру и краткое содержание ответов на наиболее часто встречающиеся экзаменационные вопросы.

Рекомендуется в качестве пособия для подготовки к семинарским и практическим занятиям, семестровым и государственным экзаменам по теории государства и права студентам юридических факультетов учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой. Предмет ее изучения образуют основные юридические понятия и принципы, ценностные приоритеты, а также наиболее общие закономерности происхождения и развития государства и права. Она знакомит обучаемых с юридической терминологией, содержанием основных принципов юридической техники, формирует профессиональное правосознание и правовую культуру. Теория государства и права относится к числу первичных (вводных) дисциплин, изучаемых на первом курсе обучения в юридических вузах. В ходе изучения вводного курса теории государства и права устанавливаются структурно-логические связи между абстрактными теоретическими конструкциями и понятийно-категориальным аппаратом, между правовой теорией и юридической практикой, что является достаточно сложным для понимания и усвоения студентами первого курса. В этой связи возрастает потребность в учебных пособиях, сочетающих логическую последовательность и непротиворечивость излагаемого материала, его простоту и доходчивость с достаточной для последующего «вхождения» в отраслевые и прикладные юридические дисциплины степенью наукоемкости. Предлагаемый конспективный курс лекций по теории государства и права, как нам представляется, вполне отвечает изложенным требованиям.

Теория государства и права является не только вводной, но и обобщающей дисциплиной, преподавание которой в форме проблемного курса осуществляется на заключительном этапе обучения. Базовый характер теории государства и права предопределяет включение данной дисциплины в программу государственной аттестации выпускников юридических факультетов вузов страны. Вопросы, рассматриваемые в рамках лекционного курса, соответствуют содержанию действующей программы по теории государства и права. Пособие составлено с учетом современного уровня достижений в области теоретического правоведения и юридической практики. Особую помощь предлагаемое учебное пособие может оказать студентам при написании курсовых работ, а также при подготовке к семестровым и государственным экзаменам.

Приоритетное место теории государства и права в системе отечественного юридического образования обусловливает постоянное внимание к данной дисциплине как со стороны ученых, специализирующихся на исследовании общетеоретических и сравнительно-правовых аспектов юриспруденции, так и со стороны представителей отраслевых юридических наук. По этим проблемам опубликовано уже значительное число оригинальных работ (монографий, учебников, учебных пособий и т. д.). При этом точки зрения, имеющие место в подобных научных трудах, естественно, отличаются друг от друга, достигая в отдельных случаях диаметрально противоположных позиций. Учитывая данное обстоятельство, автор по мере своих сил и возможностей постарался показать различные подходы к освещению того или иного вопроса, фрагментарно используя материалы из ниже перечисленных работ:

– Общая теория права. М., 1993;

– Курс лекций по теории государства и права. Саратов, 1993;

– Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993;

– Общая теория права и государства. М., 1994;

– Теория государства и права. М., 2000;

– Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000, и др.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.

Выделяют следующие признаки государства:

· Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

· Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);

· Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управ­ления (органы законодательной и испол­нительной власти);

· Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);

· Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и регио­нальной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства - это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее раз­витие общества; внешние функции - направления деятельности в от­ношениях с другими государствами.

Внутренние функции:

· политическая функция заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социально­го согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;

· экономическая функция призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посред­ством охраны существующих форм собственности, установления нор­мативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;

· социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоя­тельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.


Внешние функции:

· оборона страны;

· свобода поддержания мирового порядка;

· свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);

· сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем

Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· правотворчество – разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

· правоприменение – государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;

· политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;

· идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;

· организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.

Монархия – это форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно-­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами. По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо по­литического кризиса.

Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок;

· производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

· юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламен­тарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально – под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.

Форма государственного устройства – это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.

1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (напри­мер, Индия, Канада).

2. Унитарное государство – это единое, слит­ное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической само­стоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образо­вания (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются из­вестным своеобразием, но не имеют ни собственного законодатель­ства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция. Финляндия, Белоруссия).

· под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

· государства уния – сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве при­мера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства.

· конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

Политический режим – это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

Авторитарный политический режим является одной из разновид­ностей недемократических режимов. Для него характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).

Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Из серии: Завтра экзамен!

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права (А. В. Попова, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Тема 2. Происхождение государства и права

2.1. Причины и формы возникновения государства у разных народов

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, поскольку этнографическая и историческая наука предоставляют новые факты, позволяющие по-новому взглянуть на причины происхождения этого института. Причины и генезис объясняются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознание); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т. д.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. В теории государства и права выделяют два пути: восточный и западный.

Восточный путь происхождения государства

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.), были доклассовыми, так как основной их функцией было одновременное управление сельскими общинами, объединенными в государство-полис, и организация общественных работ на ирригационных сооружениях. В таких государствах наибольшее распространение получил «азиатский способ производства». Основные причины появления государства здесь тесно связаны с сельским хозяйством: требовались масштабные ирригационные работы в связи с засушливым климатом и развитием поливного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого, централизованного руководства ими. Так называемая «знать» как высшее сословие возникает из родоплеменной знати, постепенно превращаясь в обособленную социальную группу, осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные интересы, не совпадающие с общественными.

Таким образом, этот (восточный или азиатский) путь возникновения государства отличается прежде всего тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на отправлении какой-либо общественной функции, занимаемой должности. Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность, однако она не оказывала существенного влияния на экономику – решающий вклад в общественное производство вносил труд «свободных» общинников.

Восточное государство возникло до появления сословий. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократическо-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Все восточные государства имели много общего в главном: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

Западный путь возникновения государств

По другому историческому пути шел процесс в европейских странах.

Афинское рабовладельческое государство возникает без внутреннего и внешнего насилия в результате появления частной собственности и раскола общества на сословия. С развитием частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям. Конфликт между наследственной аристократией и массами сопровождался борьбой за власть группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В результате богатейшие собственники стали занимать ответственные государственные должности, и господство родовой знати было ликвидировано.

В главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что в Греции. Так же, как в Греции, экономически сильная группа постепенно захватывает власть, формирует выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения – плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, обладали богатством, полученным в результате развития торговли и ремесла. Экономическое могущество плебеев возрастало. Их длительная борьба против патрициев – родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором образования государства.

Несколько иным путем шло формирование государства на Руси и во Франкском государстве. Этот путь получил наименование синтезного. Ранее в научной литературе он не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к протофеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Наблюдается активное заимствование государственности у других народов (Русь – Византия, Германия – Рим).

Европейский путь возникновения государства характеризуется следующими чертами: родовая знать оттесняется от власти богатой аристократией, военным, насильственным путем; основой государства является частная собственность; классы определяются по отношению к собственности; политическое господство определяется количеством богатства; административная структура складывается после появления частной собственности.

2.2. Происхождение права

Причины и условия, ставшие основанием для возникновения права, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Мононормы были едиными, нерасчлененными специфическими нормами, содержавшими в себе нормы морали, религии, права. Они носили универсальный характер, то есть подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного.

С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм: нормы-запреты (табу) – обеспечивались страхом перед божественной карой; нормы-ожидания – формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов, норм морали. В первобытном обществе существовали также и проторелигиозные нормы, связанные с поклонением первобытным богам.

Наиболее ценные из мононорм в дальнейшем были санкционированы государством и стали важным источником права – обычным правом.

Признаки социальных норм , сложившихся в догосударственный период:

Отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (то есть исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

Существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

Обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами общественного убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

Ведущим способом регулирования выступал запрет (система табу);

Выражали интересы всех членов рода и племени.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они взаимосвязаны, и именно поэтому обеспечивается эффективное их воздействие друг на друга. Согласно либертарно-юридической концепции, право и государство возникают и действуют как две взаимосвязанные сословные части единой по своей сущности формы и порядка бытия признания, выражения и осуществления свободы людей в социальной жизни. Так же, как и государство, право имеет два пути происхождения .

Восточный путь происхождения права характерен для стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник правовых норм – сборники нравственно-религиозных положений (поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии и т. п.). Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определенности. Очень хорошо развито гражданское право. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Правовые нормы устанавливались преимущественно тремя основными путями: перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их силой государства; правотворчество государства , которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и др.); прецедентное право , представляющее собой конкретные решения (принимаемые судебными или административными органами и приобретающие характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

2.3. Основные теории происхождения государства

Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государства.

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория получила распространение в трудах Аврелия Августина, Тертуллиана, в Средневековье – Фомы Аквинского, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной теории, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с ним необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это в конечном счете вопрос веры.

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Платона, Конфуция, Филмера и др. Они обосновывают свою теорию тем, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном итоге к образованию государства. Отсюда власть государя – продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства возникла в XVII–XVIII вв. и в наиболее логически завершенном виде представлена в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Л. де Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Н. Радищева, Т. Джефферсона и др. Согласно данной теории государство возникает как результат сознательного творчества – договора. Люди находились вначале в «естественном, первобытном состоянии», которое характеризовалось наличием у каждого индивида одинакового набора прав и свобод. Но в результате появления частной собственности в общество проникают конфликты, в результате чего индивид перестает чувствовать себя защищенным от посягательств на его правовой статус. Индивиды заключают между собой общественный договор, в результате которого и возникает государство. Таким образом, государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, власти государ ству.

В большинство концепций входит идея «естественного права», то есть наличия у каждого человека неотъемлемых прав, полученных от Бога или Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права.

Теория насилия

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство возникает на основе насилия, которое подразделяется на два вида: внутреннее (Э. Дюринг, К. Каутский) и внешнее (Л. Гумплович). По мнению представителей данной теории, государство представляет собой возникшую путем насилия организацию властвования одного племени над другим, при этом насилие и подчинение являются основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Органическая теория происхождения государства

Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально еще древнегреческими мыслителями: Платоном, Аристотелем. Широкое распространение они получили во второй половине XIX в. и изложены в трудах Г. Спенсера, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

Материалистическая теория происхождения государства

Представителем данной теории является М. Вебер. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и при появлении государственности разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий дали толчок росту производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном итоге и привел к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности является выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

Марксистко-ленинская теория происхождения государства

К представителям материалистической теории обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами, так же как и материалистическая теория. Однако главной причиной возникновения государства является раскол общества на имущих и неимущих, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Властная роль переходит к богатым людям, становящимися в процессе развития государства управляющим сословием. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое прежде всего служит инструментом реализации их воли. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. То есть государство – это машина для подавления одного класса другим. Авторы, основываясь на исторических факторах, выделяли следующую логическую последовательность в становлении государства: оно появляется на базе постепенно усложняющегося и укрепляющегося общинного и родового самоуправления как аппарат, способный разрешать классовые и экономические противоречия.

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. Петражицкого, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики – потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других – подчинять, быть образцом для подражания. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др., их магической силе, особой психической энергии. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют агрессивные намерения, инстинкты.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных намерений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными принимать ответственные решения, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

Кроме рассмотренных выше теорий существует ряд менее распространенных. Среди них:

а) психоаналитическая . Автором является З. Фрейд, который утверждал, что необходимость создания государства исходит из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления (сдерживания) в дальнейшем агрессивных комплексов человека;

в) патримониальная . Галлер считал, что государство возникло из права собственника на землю (патримониум). Право владения землей подразумевало власть над проживающими на ней людьми. Историки полагают, что именно в этом заключаются причины возникновения феодального сюзеренитета;

г) ирригационная . Возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы. Таким образом, государство выступало как организатор масштабных работ;

д) юридическая . Авторы Н. Коркунов, Н. Трубецкой рассматривали происхождение государства исключительно с правовой точки зрения, как «юридическое олицетворение нации» (признаки государства, отличающие его от догосударственных форм социальной организации; отличие государственной власти от общественной власти родового строя; государственная власть как особая разновидность социальной власти).

2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 . - 776 с.

В Курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых проблем. Книга отражает современное состояние юридической науки и практики, конституционное и текущее законодательство, происходящие в России процессы. Во второе издание Курса включены дополнительные, актуальные темы (правовая политика, льготы и поощрения, ошибки в праве и др.). Некоторые темы расширены, переработаны, изложены с учетом новейших российских реалий и тенденций.

Для студентов юридических вузов, слушателей школ и институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы государственно-правовых знаний.

Формат: doc / zip

Размер: 890 Кб

/ Download файл

Оглавление
Предисловие (Н.И. Матузов) 5
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (М.И. Байтин) 13
1. Предмет теории государства и права 13
2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками 19
3. Метод изучения теории государства и права 22
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (В.Л. Кулапов) 29
1. Плюрализм теорий происхождения государства 29
2. Возникновение государства 31
3. Возникновение права 37
Тема 3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 42
1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть 42
2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства 47
3. Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества 51
4. Типы государства 53
Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАМИ. Байтин, И.Н. Сенякин) 60
1. Понятие и классификация функций государства " (М.И. Байтин) 60
2. Основные внутренние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 64
3. Основные внешние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 71
4. Формы осуществления функций государства (М.И. Байтин) 75
Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА (В.Л. Кулапов, 0.0. Миронов) 79
1. Понятие формы государства (В.Л. Кулапов) 79
2. формы правления (В.Л. Кулапов) 80
3. Формы государственного устройства (0.0. Миронов) 86
4. Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов 93
Тема 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 97
1. Орган государства: понятие, признаки, виды 97
2. Понятие механизма государства 100
3. Принципы организации и деятельности механизма государства 102
4. Структура механизма государства 106
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО (А.И. Демидов) 114
1. Системный подход к анализу политической жизни 114
2. Понятие, структура и функции политической системы 116
3. Место и роль государства в политической системе 121
4. Основные субъекты политической системы 123
5. Политический режим 125
Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (М.И. Байтин) 130
1. Основные направления учения о праве 130
2. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 137
3. О широком понимании права 145
4. Принципы права 151
5. функции права 156
Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА, ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ (В.Л. Кулапов) 162
Тема 10. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (Н.И. Матузов, В.Н. Синюков) 178
1. Понятие и структура правовой системы (Н.И. Матузов) 178
2. Классификация правовых систем (В.Н. Синюков) 186
3. Основные правовые семьи народов мира (В.Н. Синюков) 190
Тема 11. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО (Н.И. Матузов, Б.С. Эбзеев) 200
1. Гражданское общество (Н.И. Матузов) 200
2. О принципе «не запрещенное законом, дозволено» (Н.И. Матузов 214
3. Государство и право в их соотношении (Н.И. Матузов) 235
4. Соблюдение и защита прав человека - обязанность государства (Б.С. Эбзеев) 244
Тема 12. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (А.В. Малько) 247
1. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 247
2. Понятие правового государства 252
3. Принципы правового государства 254
Тема 13. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (Н.И. Матузов, А.С. Мордовец) 263
1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды (Н.И. Матузов) 263
2. Право как мера свободы и ответственности личности (Н.И. Матузов) 269
3. О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект ^Н.И. Матузов) 281
4. Основные права личности (Н.И. Матузов) 289
5. Теория и практика прав личности (Н.И. Матузов) 299
6. Юридические обязанности личности (Н.И. Матузов) 306
7. Гарантии прав личности: понятие и классификация (А.С. Мордовец) 311
Тема 14. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (Н.И. Матузов) 320
1. Социальные и технические нормы 320
2. Понятие и классификация социальных норм 323
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия 326
4. Право и другие социальные нормы 342
5. Правовые презумпции и аксиомы 351
Тема 15. НОРМЫ ПРАВА (М. И. Байтин) 357
1. Понятие и признаки правовой нормы 357
2. Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта 361
3. Классификация правовых норм 368
Тема 16. ФОРМЫ ПРАВА (В.Л. Кулапов) 374
1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 374
2. Виды форм права 377
3. Система нормативных актов в Российской Федерации 381
4. Понятие и виды законов. Краткая характеристика основных стадий законотворческой деятельности 382
5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 390
Тема 17. СИСТЕМА ПРАВА (Н.И. Матузов) 394
1. Понятие и структурные элементы системы права 394
2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты 399
3. Частное и публичное право 403
4. Общая характеристика отраслей российского права 406
Тема 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (И.Н. Сенякин) 412
1. Правотворчество: понятие, принципы, виды 412
2. Стадии законотворческого процесса 415
3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь 418
4. Систематизация законодательства 421
5. Тенденции развития современного российского законодательства 425
6. Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития 429
Тема 19. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (И.М. Зайцев, А.С. Мордовец) 440
1. Понятие и содержание юридического процесса (И.М. Зайцев 440
2. Стадии юридического процесса (И.М. Зайцев) 442
3. Основные начала юридического процесса (И.М. Зайцев) 444
4. Правовые процедуры и судебные процессы (И.М. Зайцев) 445
5. Демократия, право, процедура (А.С. Мордовец) 448
Тема 20. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 453
1. формы реализации права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов). 453
2. Применение права как особая форма его реализации (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 454
3. Стадии правоприменительного процесса (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 457
4. Акты применения права: понятие и виды (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 460
5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 463
6. Юридические коллизии и способы их разрешения (Н.И. Матузов 465
Тема 21. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА (А.В. Осипов, Б.С. Эбзеев) 478
1. Понятие и необходимость толкования права (А.В. Осипов) 478
2. Виды толкования права по субъектам^А.В. Осипов) 480
3. Способы толкования права (А.В. Осипов) 483
4. Толкование права по объему (А.В. Осипов) 485
5. Акты толкования права: понятие и виды (А. В. Осипов) 487
6. Толкование Конституции и иных законов Российской Федерации Конституционным Судом (Б.С. Эбзеев) 488
Тема 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В.Н. Карташов) 496
1. Понятие юридической практики 496
2. Структура юридической практики 498
3. Виды юридической практики 501
4. Функции юридической практики 502
5. Пути совершенствования юридической практики 505
Тема 23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Н.И. Матузов) 510
1. Понятие правоотношений как особого вида обществен-то ных отношении 510
2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений. Взаимосвязь нормы права и правоотношения 515
3. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность 517
4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения 525
5. Объекты правоотношений: понятие и виды 528
6. Юридические факты и их классификация 530
7. Общерегулятивные правоотношения и их специфика 532
Тема 24. ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ (А.Б. Лисюткин) 546
1. Понятие и принципы законности 546
2. Гарантии законности 555
3. Ошибки в праве 557
Тема 25. ПРАВОПОРЯДОК (В.В. Борисов) 562
1. Правовой порядок: понятие, общая характеристика 562
2. Структура правопорядка 567
3. Уровни упорядоченности и функции правопорядка 571
4. Право, законность, правопорядок 574
Тема 26. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ (В.Л. Кулапов) 579
1. Понятие и основные виды правомерного поведения 579
2. Понятие и основные признаки правонарушения 582
3. Юридический состав правонарушения 584
4. Виды правонарушений 589
5. Причины правонарушений и пути их устранения 591
Тема 27. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (И.Н. Сенякин, Е.В. Черных) 595
1. Социальная ответственность и ее виды (И.Н. Сенякин) 595
2. Понятие, признаки и виды юридической ответственности (И.Н. Сенякин) 597
3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность (И.Н. Сенякин) 601
4. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности (И.Н. Сенякин) 603
5. Юридическая ответственность и государственное принуждение (Е.В. Черных) 605
Тема 28. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ (Т.В. Синюкова) 611
1. Понятие, структура и виды правосознания 611
2. Взаимосвязь права и правосознания 620
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 623
Тема 29. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (В.П. Сальников) 626
1. Понятие и общая характеристика 626
2. Структура и функции правовой культуры 631
Тема 30. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА (Н.И. Матузов) 639
1. Общая характеристика политики 639
2. Сущность и основные принципы правовой политики 647
3. Современные приоритеты российской правовой политики 666
Тема 31. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ (Н.И. Матузов) 683
1. Нигилизм как общесоциальное явление 683
2. Понятие и источники правового нигилизма 689
3. Формы выражения правового нигилизма 695
4. Правовой идеализм и его причины 712
Тема 32. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (А.В. Малько) 722
1. Правовые средства: понятие и виды 722
2. Правовое регулирование и правовое воздействие 724
3. Понятие механизма правового регулирования 725
4. Структура механизма правового регулирования 727
5. Эффективность механизма правового регулирования 732
Тема 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В Малько) 734
1. Информационно-психологический аспект действия права 734
2. Понятие и виды правовых стимулов 737
3. Понятие и виды правовых ограничений 739
4. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 742
5. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах 744
Тема 34. ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В. Малько) 746
1. Понятие, признаки и функции правовых льгот 746
2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений 755
3. Поощрительные санкции 761



Просмотров