221 фз кадастровый инженер. Закон о кадастре. Последние изменения закона «О кадастре»

Что такое кадастр? По своей сути данный термин включает широкий перечень деятельности, направленной для правового регулирования и предотвращения возможных конфликтов в сфере недвижимости. Закон о кадастре, принятый Госдумой в 2007 году, рассмотрел типичные проблемы, возникающие при выделении, переоформлении и учете земельных участков, зданий и жилых помещений. Сегодня это позволило существенно улучшить кадастровый учет по всей стране вне зависимости от региона.

Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости (редакция 2019 г.) состоит из 5 глав и 48 статей. Как и многие другие законодательные акты, текст закона о кадастровой деятельности начинается с общих положений. В первую главу входят три статьи, рассказывающие о предмете и основе деятельности госкадастра. Кроме этого, здесь обосновывается необходимость внешнего надзора над работой частных компаний, специализирующихся в подрядах на выполнение межевания.

В пунктах 4–5 главы 1 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обозначается толкование основной терминологии, касающейся сферы кадастра. Также в упомянутой главе разъясняется, как должна проводиться подготовка и систематизация документов, относящихся к учету недвижимости.

В пунктах 6–7 главы 1 ФЗ регулируется сфера, исключающая ведение учета ГКН, к которой относятся:

  • предприятия, представляющие собой целостные имущественные комплексы;
  • подземные сооружения и горные выработки;
  • морские и речные суда;
  • воздушный транспорт;
  • космические объекты.

Вопрос относительно того, подлежат ли кадастровому учету сборные дома, ставшие весьма популярными в последние годы, является довольно спорным, что часто приводит к судебному решению. С одной стороны, движимое имущество, к которому относятся разнообразные дома-прицепы и трейлеры, однозначно не подлежат учету. С другой стороны, если сборно-щитовой дом установлен на фундамент - это относит его к стационарным жилым помещениям. Таким образом, вагончик и/или бытовка, установленные на дачном участке с помощью крана, не могут считаться недвижимостью. Однако если хозяин позаботится о переоборудовании такого помещения под стационарное жилье, имеющее фундамент и другие атрибуты обычного жилого дома (подключение коммуникаций, отделка стен кирпичом или вагонкой), то его уже нельзя будет отнести к движимому имуществу.

Что изменилось в законодательстве

Какие изменения произошли в законе про кадастр? В 2019 году действующий закон о государственном земельном кадастре претерпел существенные изменения. В частности, из него был удален целый ряд статей (с 4-й по 28-ю). Из второй и третьей главы в настоящее время действует лишь статья 26.1, регламентирующая обжалование приостановки ведения учета ГКН. В ней описывается не только процедура, по которой может быть принято решение о приостановлении работ, связанных с подготовкой кадастровой документации, но и случаи, когда заинтересованное лицо имеет право обжаловать это постановление в административном порядке. При этом до вынесения решения суда кадастровый инженер имеет право продолжать межевые работы, несмотря на выдачу решения о приостановлении.

Стоит учесть, что процедура обжалования предусматривает обязательную подачу жалобы во внесудебном порядке на имя апелляционной комиссии, занимающейся разрешением споров, касающихся кадастровой деятельности во вверенном им городе или районе. Только после того, как комиссия отказала в обжаловании постановления о приостановке учета, землевладелец или представители геодезической фирмы, ответственной за межевание объекта, могут подать административный иск.

Оттягивать с подачей апелляции не нужно: в законе четко указано, что на подачу заявления для разрешения спора отводится не более одного месяца. При рассмотрении жалобы комиссия вправе инициировать проведение экспертизы на наличие ошибок при проведении кадастровых работ.

Изменения в законе коснулись и других глав. Начиная с 2019 года утратили силу статьи 34, 38, 41–44, 45.1 и 42.5.

Требования к вакансии

Существующий закон о госкадастре (статьи 9–33 главы 4 ГЗК) подробно разъясняет все аспекты работы кадастровых инженеров и организаций, имеющих полномочия для саморегулирования деятельности лиц этой профессии.

Сейчас почти все знают, что кадастровому инженеру для работы необходимо иметь государственную лицензию. Однако это далеко не все требования, которые предъявляются к будущим инженерам-геодезистам. В частности, гражданин, желающий выполнять межевание и другие кадастровые работы, должен иметь:

  • гражданство России;
  • диплом профильного вуза (по специальности, допускающей дальнейшую работу в сфере кадастра, либо не по специальности, однако иметь при этом сертификат, свидетельствующий о прохождении дополнительной профессиональной подготовки);
  • двухлетний опыт работы помощником кадастрового инженера (включая стажировку);
  • успешно пройденный экзамен за знание теории кадастровой деятельности;
  • действующий ОСАГО;
  • отсутствие судимостей или дисквалификации в ГКН.

Учитывая, что контроль над работой инженеров положен на местные саморегулирующие организации, законодательство имеет ограничение на введение с их стороны каких-либо дополнительных условий. Это делается для того, чтобы пресечь возможный конфликт интересов между членами организации-саморегулятора, которые сами являются кадастровыми инженерами, и теми, кто только собирается ими стать. Таким образом, закон не допускает наличия ограничений на допуск к работе, кроме вышеперечисленных в статье 29 ФЗ.

Права и обязанности кадастрового инженера

Вступление в саморегулирующую организацию отнюдь не означает, что инженер с этого момента может работать так, как ему заблагорассудится. В своей работе он обязан неукоснительно следовать требованиям, изложенным в статье 29.1-ФЗ «О земельном кадастре». Знание этих требований будет полезно не только геодезистам, но и собственникам недвижимости. Это позволит, прежде всего, не допустить ошибок при межевании. В частности, кадастровый инженер может отказаться от предложенной ему работы, если:

  • объект не может считаться недвижимостью или не подлежит учету в ГКН в соответствии со статьями 6–7 действующего закона;
  • заказчик не смог представить требуемые документы для осуществления межевания участка;
  • заказчик не смог обеспечить инженеру свободный доступ на объект;
  • представленные собственником недвижимости документы недостоверны.

В то же время инженер должен представить заказчику документы, подтверждающие его полномочия для осуществления межевых работ. Если землевладелец требует конфиденциальности информации, полученной в ходе работ, инженер обязан ее обеспечить, за исключением ситуаций, где имеет место противоречие нормам законодательства.

Саморегулируемые кадастровые организации

Действующий закон о земельном кадастре, принятый Госдумой Российской Федерации в 2007 году, в статье 30 вносит разъяснение относительно статуса и полномочий саморегулируемых организаций (СО), в компетенции которых контроль над деятельностью кадастровых инженеров. Стоит отметить, что саморегулируемая организация может быть создана далеко не в каждом российском городе - закон допускает ее регистрацию лишь при наличии более 700 участников. Это ограничивает количество саморегулирующих кадастровых организаций лишь федеральными субъектами.

Среди функций таких организаций следует выделить:

  • составление правил работы и контроль за их соблюдением;
  • определение суммы регулярных членских взносов;
  • защиту интересов членов СО в правовых спорах;
  • рассмотрение жалоб со стороны заказчиков и других лиц;
  • принятие и исключение членов СО;
  • проведение информационных тренингов, стажировок и курсов повышения квалификации для членов СО.

Кроме функций, саморегулируемые организации имеют некоторые права, которые позволяют им эффективно следить за тем, чтобы все участники СО вели свою деятельность на высоком профессиональном уровне. К ним относятся:

  • осуществление официальных запросов относительно результатов работы того или иного инженера;
  • проведение графологической и технической экспертизы документов при подозрениях в фальсификации или порче.

Все решения СО должны приниматься простым большинством голосов на общем собрании. Обязательное условие - присутствие при голосовании не менее 50% от общего числа участников организации.

Кто имеет право заниматься кадастром

Депутатами Государственной Думы установлено четкое требование для каждого кадастрового инженера: быть членом местной саморегулируемой организации, в чьи функции среди прочих входит осуществление контроля над работой в сфере кадастра земли и других объектов недвижимости. Тем не менее, способ организации своей работы инженер может выбирать самостоятельно.

Согласно статьям 32–33 ФЗ «О государственном кадастре» деятельность кадастрового инженера может осуществляться в качестве:

  • частного предпринимателя;
  • сотрудника специализированной частной фирмы.



Если выбран второй вариант, то геодезическая фирма должна:

  • иметь в штате сотрудников как минимум двух квалифицированных инженеров, являющихся участниками профессиональной саморегулирующейся организации;
  • хранить документацию с результатами работ;
  • заключать с кадастровыми инженерами трудовой договор;
  • не допускать к выполнению заказов инженеров, которые были исключены из состава СО или отказались пройти квалификационные курсы.

Хранимые документы в виде копий заключенных договоров и результатами межевых работ могут быть востребованы у фирмы правоохранительными и контролирующими организациями на основании судебного решения.

Договор на выполнение кадастровых работ

Чтобы межевание было выполнено точно и согласно действующему законодательству, между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор, куда обязательно вписываются:

  • условия выполнения заказа (время, место, объем и содержание работ);
  • обязанности обеих сторон договора.

Стоимость на выполнение работ должна быть определена на основании проведенной сметы и утверждена обеими сторонами.

Достаточно часто заказчики обращаются в геодезические фирмы по телефону, требуя указать примерную стоимость нужных им работ. Однако подобный способ получения информации о цене выполнения выноса границ в натуре или межевания может быть неточным. Весьма вероятно, что впоследствии стоимость работ будет скорректирована исходя из особенностей местности и других нюансов, узнать о которых по телефону бывает довольно непросто.

Кроме того, в договоре желательно указать предельный срок выполнения работ. Особенно это важно, если оформление тех- или кадастрового паспорта вскоре понадобится для отчуждения объекта недвижимости. Соблюдение точных сроков в подготовке документации лучше всего упомянуть отдельным пунктом в договоре.


Согласование границ двух участков

Согласование общих границ двух или нескольких землевладений наиболее конфликтная работа, выполняемая при межевании. Отсутствие межевых знаков или самовольная их установка одним из владельцев не только препятствует нахождению взаимопонимания по этому вопросу среди соседей, но нередко приводит к судебным разбирательствам. Именно поэтому перед тем как согласовывать границы двух участков, необходимо учесть нормы закона.

Исходя из положений пункта 2 статьи 39 ФЗ, владелец соседнего участка не имеет права предъявлять претензии относительно местоположения правильно установленных межевых знаков. Кроме того, не допускается согласование расположения границы за денежную компенсацию, предоставленную владельцу одного из смежных участков.

Подписывать акт согласования границ, который является обязательным этапом при создании кадастровой документации, можно лишь с законным владельцем смежного участка или с его наследниками, еще не переоформившими право собственности, но получившими при этом нотариальное свидетельство. Кроме того, закон допускает согласование границ с арендатором при условии, что соглашение на землевладение заключено на срок, превышающий 5 лет.

Если же смежный участок находится в коллективной или долевой собственности (это касается также многоквартирных домов), подписывать акт имеет право официальный представитель, наделенный такими полномочиями на общем собрании владельцев земельных паев, помещений в доме или членов садоводческого товарищества.

По обоюдному желанию собственников смежных землевладений акт может быть согласован как с установлением межевых знаков на местности, так и без. В соответствии со статьей 40 ФЗ для исключения недоразумений или подлогов согласительный акт подписывается на оборотной стороне план-схемы расположения границ.

Закон имеет в себе четкие инструкции по поводу того, что нужно делать, если хозяин соседнего участка отказывается ставить свою подпись для согласования общей границы. В этом случае кадастровым инженером должна быть сделана соответствующая запись с указанием изложенных соседом аргументов, которые вынудили его отказаться от подписи. Спор по поводу границы впоследствии может быть урегулирован, основываясь на нормах Земельного кодекса РФ.

Комплексные кадастровые работы


Потребность в заказе кадастровых работ может коснуться не только какого-либо одного собственника дачи или иного частного землевладения, решившего привести в порядок документацию перед продажей или дарением дома. В некоторых случаях может понадобиться комплексное проведение межевания сразу нескольких десятков участков.

Иногда такая необходимость обусловлена введением в строй коттеджного городка или жилого комплекса, состоящего из нескольких зданий. Однако часто подобная работа кадастровых инженеров требуется для исправления ошибок в реестре, которые коснулись целого ряда участков. Кроме того, комплексное межевание нужно при объединении нескольких территорий под строительство единого объекта.

В действующем законодательстве кадастровая деятельность регламентирована статьей 42.1 ФЗ. Учитывая, что действия инженеров в такой ситуации требуют тщательной согласованности, подряд на выполнение комплексного межевания следует доверять одной фирме. Это защитит от путаницы во время полевых работ, позволит точно установить сроки окончательного окончания работ и оформления необходимой документации. Следует также принять во внимание, что повторные работы на территории обозначенного в договоре подряда кадастрового квартала не допустимы.

Отличия закон о земкадастре и ФЗ 221

Контроль над кадастровой деятельностью в ныне действующем законодательстве не ограничивается одним лишь законом № 221 «О государственном кадастре недвижимости». Кроме него существует закон № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Несмотря на очевидную схожесть названий, путать эти два законодательных акта не следует.

Если ФЗ № 221 представляет собой детализированную инструкцию по поводу того, кто и как должен проводить кадастровые работы, а так же как осуществляется контроль над такой деятельностью, то закон № 28 разъясняет понятие государственного кадастра, устанавливает цели его создания и принципы работы.

Особое место в законе уделено полномочиям государственных органов в сфере земельного кадастра. Учитывая, что в настоящее время основная часть земельных ресурсов является собственностью государства, а передача земли в долгосрочную аренду и под индивидуальное жилое строительство происходит в основном за счет муниципального и государственного фонда, полномочия федеральных и местных органов власти имеют большое влияние на процесс кадастрового учета. Для разъяснения роли государства в законе отводится глава 2.

Следующая, третья глава закона о земельном кадастре посвящена тому, какие именно сведения входят в единый реестр ГКН, а также основной терминологии, применяемой в кадастровом деле.

Глава 4 рассказывает о порядке ведения учета в ГКН, процедуре предоставления сведений, находящихся в государственном кадастре, заинтересованным лицам.

Статья 27. Отказ в осуществлении кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;

5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

7) межевой план, технический план, акт обследования или карта-план территории заверены подписью лица, не являющегося кадастровым инженером в соответствии с требованиями части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона;

8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;

9) на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы.

3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

2) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

6) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;

7) в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;

8) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов;

9) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

4. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.

6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.

9. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

10. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет заявителю уведомление о принятии такого решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

11. В случае, если в заявлении указано о необходимости получения решения об отказе в осуществлении кадастрового учета в форме документа на бумажном носителе, орган кадастрового учета обязан выдать заверенную копию решения об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить заверенную копию такого решения посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу.

13. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Если какие-то сведения о недвижимости находятся в государственном кадастре, то это значит Российская Федерация юридически подтвердила существование какого-либо объекта. Поэтому деятельность сферы должна эффективно регулироваться, чтобы каждое внесенное сведение в данную базу было точным, так как кадастр — это государственный гарант прав на жилье, другое недвижимое имущество.

221 ФЗ о государственном кадастре недвижимости – общие положения

Дума, понимая важность своих действий, в 2007 г. (июль) приняла Закон о государственном кадастре недвижимости. А уже 24 июля того же года текст акта № 221-ФЗ начал действовать. Последняя на сегодня редакция от мая 2016 г., но с изменениями, дата, когда они будут вступать в силу — июль. Его сила распространяется на все правоотношения сферы, при этом регулируя их. Общие положения документа указывают, что кадастр — это систематизированный свод, который содержит каждое предусмотренное сведение о любом учтенном объекте недвижимости, прохождении границ, причем как гос., так и между субъектами РФ, указывает их для населенных пунктов, обычных участков. Также основные положения ФЗ 221 указывают, как нужно принимать документы для учета, как нужно вносить сведения.

Изменения в последней редакции на 2016 год

За последнее время получила следующие важные новшества:

1. Уточнено, что такое кадастровая деятельность, а именно, это работы, результатами которых будут являться готовность документов со сведениями необходимыми для самого учета (статья 1);

2. Уточнено какой объект может быть учтенным, теперь это: земельный участок, недостроенный объект строительства, сооружение, здание у которого при работах определены точки границ, контуров, координаты, а также проведено согласование всех меж. Так указывает ст. 1, ее часть 4.2 (гл. 1);

3. Ужесточены положения, регламентирующие допуск кадастрового инженера к работам, что должно повышать качество сбора сведений (статья 33).

Также российский 221 ФЗ о государственном кадастре недвижимости с изменениями 2016 имеет еще ряд новшеств, датой их принятия в основном был декабрь 2015 г., а вступление в силу в 2016 г. Поэтому данный документ на сегодня в полной мере соответствует требованиям.

Кадастровая ошибка по ФЗ 221

Этот федеральный акт о государственном кадастре недвижимости, его последняя редакция со всеми внесенными изменениями, а также общие положения указывают, что ошибка — это неточные сведения. Настоящий документ требует, чтобы при ее выявлении вся техническая документация была уточнена, то есть необходимо выполнить исправление

Определение, которое указано в ФЗ о государственном кадастре недвижимости с изменениями, говорит, что орган, которым была обнаружена кадастровая ошибка обязан самостоятельно принять решение об устранении таковой. Отдельное положение, а также комментарий к нему указывают, что об этом должен указывать специальный документ с описанием недостатка, его общие положения должны быть подтверждены квалификацией с обоснованием.

Если выяснится, что ошибочное определение сведений сделал инженер, то его саморегулирующаяся организация должна быть уведомлена об этом, чтобы ошибка была устранена ними — так решила Дума (статья 28). В новой редакции ФЗ сказано, если выявлена неточность, то нужно оповестить владельца объекта, что основные сведения указаны неверно и о том, что нужно изменить тех. паспорт, другие документы. Это поможет сделать многофункциональный центр или Росреестр.

Последняя редакция акта о государственном кадастре недвижимости и его общие положения указывают, что оповещать можно любым способом, даже с помощью Интернет. Любой консультант также подскажет, что человек может получить нужное решение через суд, плюс этого в том, что всю процедуру будет организовывать государство, то есть так проще, так как не нужно будет проходить тест на психологическую устойчивость, доказывая отечественной бюрократии необходимость выполнить что-то.

Ранее учтенный земельный участок по 221 ФЗ

Согласно документу о государственном кадастре недвижимости с изменениями ранее учтенный участок в РФ — это объект который прошел постановку на учет, но до появления самого кадастра. Общие положения данного акта со всеми изменениями указывают, что он все равно будет являться учтенным, но этот российский ФЗ и отдельное дополнение к нему говорят, если документы подтверждающие право собственности на участок не содержат точек границ, то может последовать отказ.

Настоящий закон указывает, что так надо поступать обязательно (причем сила на это у ФЗ имеется), если границы данного участка пересекаются с межевыми точками других участков, то есть нарушают их. Но Российская Федерация позволяет отстоять свои интересы в суде, который будет принимать окончательное решение, это подтверждает любой комментарий к данному вопросу. Вступать в силу оно будет на общих основаниях, поэтому у человека будет достаточно времени, чтобы собрать доказательства своей правоты. Не одно положение, дополнение, а также общие положения с изменениями данного ФЗ, которые приняла Дума свидетельствует, что отношение судьи к делу может меняться от качества предоставленных документов заявителем, которые будут повышать шансы.

Недвижимое имущество по праву считается одним из самых твердых видов «валюты». Но ее нужно регистрировать, и вносить в государственный кадастр недвижимости. Урегулирование всех этих вопросов происходило на основании Федерального Закона под номером 221. Но, с 1 января 2017 года он был включен в состав ФЗ под № 218. Какие изменения это повлекло? Рассмотрим подробнее Закон о Кадастре с 1 января 2017 года.

Описание закона

В 218 ФЗ (бывший федеральный закон 221) описывается порядок урегулирования вопросов, связанных с государственной регистрацией объектов недвижимости и земельных участков. В законе о кадастре речь идет о кадастровой деятельности, которую, на основании статьи 29, может проводить только официально уполномоченное лицо - кадастровый инженер.

В 221 ФЗ «о государственном кадастре недвижимости», вошедшем в состав 218 ФЗ, обращается внимание на принципы единых методик и технологий проведения процедуры регистрации недвижимого имущества, для придания ему законного статуса. В число рассматриваемых законом 221 объектов входят земельные участки, здания, сооружения, неоконченные постройки и пристройки, и прочие объекты недвижимости, которые необходимо внести в государственный кадастр.

Последние изменения закона «О кадастре»

Главное изменение, произошедшее с ФЗ 221 о кадастре - внесение закона в состав ФЗ 218, с 1 января 2017 года, вместе с федеральным законом под номером 222. Это привело к появлению апелляционных комиссий во всех регионах РФ, которые занимаются урегулированием споров, связанных с государственным кадастром.

В новой редакции дается уточнение к требованиям для должности кадастрового инженера:

  • членство в профильной саморегулирующейся организации;
  • гражданство РФ;
  • аттестат от национального объединения инженеров.

В результате включения ФЗ 221 в состав ФЗ 218, утратили силу следующие статьи и главы:

  • Ст. 3, гл. 1 - об органе, которым осуществлялся учет земельных участков и построек;
  • Ст. 4, гл. 1 - о передаче полномочий органа учета кадастра представителям исполнительной власти субъектов РФ;
  • Гл. 2 - отменена целиком. В ней описывалась процедура ведения государственного кадастра недвижимости;
  • Гл. 3 - отменена целиком, за исключением ст. 26.1. В ней описывался порядок государственного учета земельных участков или построек;
  • Ст. 27 - о причинах отказа в осуществлении кадастрового учета;
  • Ст. 38, гл. 4 - о процедуре оформления и составления межевого плана;
  • Ст. 41, гл. 4 - о процедуре оформления и составления технического плана;
  • Ст. 42, гл. 4 - о процедуре оформления и составления акта обследования;
  • Ст. 43, гл. 5 - по вопросу осуществления кадастрового учета за готовыми строениями и объектами строительства в переходный период;
  • Ст. 44, гл. 5 - о лицах, осуществляющих государственный учет недвижимости в переходный период;
  • Ст. 42.5, гл. 4 - о границах земельных участков;
  • Ст. 45.1, 4, 5, 6, 7, 8-15, гл. 5 - по вопросу внесения сведений, которые были получены в результате комплекса кадастровых работ, в государственный реестр, и когда они признаются недействительными.

Статьи ФЗ 221, которые были изменены в результате его внесения в ФЗ 218:

  • Ст. 1 - изменения в определении законом предмета регулирования данного Федерального Закона. Теперь это - осуществление кадастровой деятельности и регистрация прав. Термин «кадастровый учет» заменен на «регистрацию прав». Вместо ссылок на «настоящий закон», приводятся ссылки на ФЗ 218;
  • Ст. 26.1 - точное указание федерального органа исполнительной власти, который занимается урегулированием вопросов по обжалованию решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и порядок процедуры. Например, когда и при каких условиях их можно обжаловать - после регистрации прав на недвижимость;
  • Ст. 29 - были изменены законные условия исключения кадастрового инженера из саморегулируемой организации. К ним добавлено принятие решения об осуществлении государственной регистрации, когда причины, ей препятствующие, еще не устранены.

В часть статей ФЗ 221 изменений (кроме новой терминологии) не вносилось:

  • Ст. 39, где указан порядок согласования земельных границ;
  • Ст. 40, где описываются особенности оформления акта согласования границ земельных участков.

Скачать

Закон о кадастре 221, ныне вошедший в состав ФЗ 218, претерпел ряд изменений, призванных улучшить урегулирование спорных вопросов, связанных с недвижимым имуществом и объединил все сведения о государственном кадастре учтенной недвижимости.

В новой редакции ФЗ 221 четко указываются принципы проведения процедуры, сопутствующие положения и пакет документов, предоставляемых по закону.

Чтобы избежать недоразумений и проблем при законной регистрации недвижимости, рекомендуем ознакомиться с последней редакцией ФЗ 221 в составе 218, с указанием произведенных изменений.

Как определяется вид разрёшенной эксплуатации участка земли и как он устанавливается при разделении участка на две отдельные земельные площади?

Интересует следующий вопрос, нужно ли совместно с соседями-землепользователями утверждать границы земельного надела при постановке данного земельного участка на ГКН?

Последние новости о федеральном законе о кадастре недвижимости 2017

Уже очень скоро приобретет юридическую силу новый закон о кадастре недвижимости 2017 , который предполагает введение новых правил регистрации российской недвижимости, которые создадут единый механизм ведения кадастра и оформления прав на владение теми или иными помещениями. Результатом нововведения должно стать упрощение права регистрации собственности недвижимости, во всяком случае именно такое заявление недавно сделали российские власти.

Что нужно знать?


Власти планируют создать новый единый реестр недвижимости (ЕГРН), который будет содержать информацию о кадастровых картах, реестрах прав и границ территории (в него также войдут те территории, которые будут иметь особенное пользование). Регистрировать объекты государственной недвижимости теперь будут только представители единого Госреестра, а нововведения предполагают существенное упрощение прохождения всех государственных процедур, поэтому процесс регистрации становится значительно проще.

Официальные последние новости о федеральном законе о кадастре недвижимости 2017 свидетельствуют о том, что подавать бумаги можно будет в электронной и бумажной форме. Бумаги передаются лично представителям Госреестра, который будет самостоятельно заниматься их обработкой, а электронные данные регистрируются на специальном портале государственных услуг. Стоит сакцентировать внимание о том, что реестр будет преимущественно вестись в электронном виде, ведь именно это позволяет максимально обезопасить информацию. Каждый владелец по требованию может запросить документы из государственного реестра, и надпись на ней будет соответствовать номеру регистрации договора, но он содержит дополнительное удостоверение и подтверждении кадастрового учета.

Какие есть преимущества?

Просматривая 221 закон о кадастре недвижимости с изменениями на 2017 год, стоит отметить, что у него есть определенные преимущества, к которым относится то, что теперь процесс регистрации будет происходить очень удобно. Сегодня учет в кадастре и процедура регистрации недвижимости представляют собой разные процедуры, поэтому человеку часто приходится тратить время делать практически одинаковую работу не единожды, тратя на это большое количество времени. Новый закон сделает данную процедуру значительно удобнее, причем стоит сделать акцент на том, что теперь документы на регистрацию в Госреестре можно подать в любом места нахождения (сделать это можно через госпортал), а раньше необходимо было обязательно ехать в специальное управление по месту жительства. Готовые документы доставляются человеку по требованию, но за подобную услугу придется платить дополнительно.

Изучая изменения в закон о кадастре недвижимости, вступившие в силу 2017 г , нужно уделить внимание тому, что теперь они смогут сберечь время заявителя, потому что теперь регистрация недвижимости занимает в общей сложности неделю, а регистрация в кадастре длится не более пяти дней. Выписки из государственных реестров будут предоставляться за максимально короткое время (обычно трех дней для проведения данной манипуляции будет достаточно).

Согласно данным экспертов, закон о государственном кадастре недвижимости 2017 также обеспечивает надежную сохранность информации. Данные в электронном виде будут защищены многократными резервными копиями и повышенной системой безопасности, что позволит укрепить позиции Госреестра и сведет вероятность мошенничества среди населения к минимуму. Свидетельство о праве собственности получить сегодня не получится, теперь все необходимые документы и информация о недвижимости будет храниться в Кадастровом реестре.

Данные нововведения вступят в изменение с начала 2017 года, поэтому стоит обязательно учитывать то, что поданные на регистрацию недвижимости документы до 31 декабря будут функционировать в соответствии с правилами прошлогоднего законодательства.

Общие положения


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

"О кадастровой деятельности"

С изменениями и дополнениями от:

22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 8 мая, 17 июля, 21, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 4 июня, 1, 18, 19, 21 июля, 30 ноября, 3, 8 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2, 23 июля 2013 г., 23 июня, 21 июля, 22 октября, 4 ноября, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 28 февраля, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 29, 30 декабря 2015 г., 5, 26 апреля, 1 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г.

ГАРАНТ:

См. Сравнительный анализ законов об оформлении недвижимости: от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ и от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ часть 1 статьи 1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - кадастровые отношения).

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в часть 4 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ часть 4.1 статьи 1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

4.1. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.2, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

4.2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии к статье 3 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ глава 1 настоящего Федерального закона дополнена статьей 3.2, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

Статья 3.2. Орган, осуществляющий государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственного реестра кадастровых инженеров

Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - государственный надзор), ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра кадастровых инженеров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - орган государственного надзора).

Федеральный закон "О кадастровой деятельности" (221-ФЗ) 2017

В последней действующей редакции от 1 января 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку "Сравнить". Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, ФЗ "О кадастровой деятельности" не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию - нет.

ФЗ «О кадастровой деятельности» регулирует отношения по ведению государственного кадастра недвижимости и кадастровой деятельности. Государственный кадастр недвижимости - это систематический свод сведений об учётном соответствии с Федеральным законом о недвижимом имуществе и сведений о прохождении госграницы РФ между субъектами РФ, о границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, об особых экономических зонах, зонах с особыми условиями и территориях объектов культурного наследия.

В ФЗ «О кадастровой деятельности» указано, что государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости данных о недвижимом имуществе с определёнными характеристиками, которые определить объект в качестве индивидуально-определённой вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровой деятельностью согласно ФЗ являются работы по подготовке документов, содержащих необходимые сведения для осуществления кадастрового учёта и оказание услуг в установленных законом случаях. Специальным правом на проведение кадастровой работы обладает кадастровый инженер.

Кадастровые работы осуществляются в отношении земельных участков, зданий, помещений, частей объектов недвижимости, объектов незавершённого строительства, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учёту.

Данный Закон ввел в область недвижимого имущества профессию «кадастровый инженер». Это своего рода исторический документ, позволяющий не просто осуществлять кадастровый учет и формировать конкретные требования к компетенции кадастровых инженеров, но и направлять сам процесс развития всей системы недвижимого имущества в России.

В рамках Закона о кадастре даются определения объекту кадастрового учета, правовой зоне, кадастровому номеру, опорно-межевой сети и др.

Само понятие Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вошло на замену земельному кадастру, и включает в себя сведения не только о земельных участках, а и объектах капитального строительства, государственных и административных границах, пределах населенных пунктов и зон, обладающих особыми условиями пользования. Исключением являются недра, воздушные и морские суда. ГКН, представляя собой федеральный информационный ресурс, является общедоступным и сопоставимым со сведениями, которые содержаться в других источниках.

Федеральный закон устанавливает не только полный состав сведений ГКН (глава 2) и его разделы (реестр объектов недвижимости, кадастровые дела и карты), но и мероприятия, посредством которых поступает информация данная информация, т.е. кадастровый учет. В рамках ФЗ №221 кадастровый учет (глава 3) связывают с изменением характеристик конкретного объекта недвижимого имущества: создание такого участка, изменение границ, снятие с учета. Каждый из этих моментов имеет свои нюансы и, соответственно, сроки, порядок предоставления сведений. Все это в полной мере прописано в нормативном документе. К тому же описываются меры по исправлению технических и кадастровых ошибок (ст.28), допущенных в процессе осуществления кадастрового учета.

Обратите внимание, что именно глава 4 и последующие посвящены деятельности кадастровых инженеров (ст.29), обеспечивающих подготовку документов необходимых для кадастрового учета.

Здесь определяются основания дающие права специалисту осуществлять свою работу (в том числе наличие квалификационного аттестата), а также устанавливаются формы контроля за работой кадастрового инженера. Одной из них является членство в саморегулируемой организации (ст.34). Таким образом, СРО кадастровых инжеров вправе представлять законные интересы членов их организаций, устанавливать определенные обязательства и правила, необходимые для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, контролировать выполнение работ и т.д.

В соответствии с Законом о кадастре, в результате кадастровых работ (ст.37) кадастровый инженер предоставляют межевой и технический план, акт обследования. Также с недавних пор к кадастровой деятельности относят и оказание установленных законом услуг (Глава 4.2 статья 1). Важным моментов для осуществления кадастрового учета является проведение комплексных работ (те же работы, только в отношении связанных между собой участков или кварталов): они не только сокращают расходы, но и сводят к минимуму количество кадастровых ошибок. Проведение таких системных работы имеют свои особенности, поэтому им в Законе о кадастре посвящена отдельная глава (4.1).

Конечно, как и любой другой, Закон о кадастре имеет свои пробелы и неточности, очень часто возникают спорные ситуации, требующие профессионального урегулирования. Для этого, если вы являетесь членом нашей Ассоциации «Гильдия кадастровых инженеров » или любой другой СРО, вы можете обратиться за юридической консультацией или найти нужную информацию у нас на сайте .

Очевидны проблемы с качеством самой кадастровой информации, особенно ее полноты, достоверности и отсутствия каких-либо гарантий со стороны государства. Все еще сохраняются проблемы с получением сведений в той форме и содержании, которые будут соответствовать запросам со стороны профессиональных сообществ.

Однако российское законодательство не стоит на месте и уже сейчас вступают в силу изменения в нормативные акты, регулирующие кадастровую деятельность, которые позволят сгладить не только технические моменты в работе кадастровых инженеров, но и упорядочить всю систему ГКН.

Надеюсь, что статья по 221 федеральному закону о кадастре была полезна для вас, задавайте вопросы в поле для комментариев и мы постараемся ответить вам.



Просмотров