Инструкция для работодателя. Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя Любовь и секс

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

Что такое профстандарт

Профессиональными стандартами называют современные требования к компетенции специалистов. Термин «профессиональный стандарт», который введен в обращение сравнительно недавно и закреплен в Трудовом кодексе РФ федеральным законом от 3.12.2012г. №236-ФЗ, подразумевает описание стандартных требований, предъявляемых к специалисту в конкретной области, то есть перечень определенных знаний, умений и компетенций.

Зачем нужны профстандарты

Профстандатры призваны сократить разрыв между содержанием образования и рынком труда. Профстандарты разрабатываются по профессиям (должностям) или по группам родственных профессий, схожих по психо-физиологическим требованиям и общим базовым технологическим компетенциям.

Профстандарты созданы с целью повысить эффективность профессионального образования и помочь работодателям четко регламентировать трудовые функции специалистов.

Обязательное применение стандартов — кого оно касается

Первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными для применения в государственных и муниципальных организациях. Именно такой законопроект о применении профстандартов был внесен на рассмотрение в Госдуму России год назад - в мае 2014 года. Однако в процессе обсуждения текст законопроекта о профстандартах был изменен.

С 1 июля 2016 года начинает действовать новая статья Трудового кодекса – 195.3. Она определяет порядок обязательного применения профессиональных стандартов для работодателей.

Если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований становятся обязательны для применения работодателями (ст.195.3 ТК РФ в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.).

Следовательно, чтобы профстандарт стал обязательным для применения работодателем, нужно, чтобы требования к квалификации, необходимой работнику, были установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой пример: лица, принимаемые на подземные работы, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным профессиональным стандартом (или квалификационным справочником). Это правило предусмотрено ч.1 ст.330.2 Трудового кодекса. Соответственно, применение работодателем профессионального стандарта (или квалификационного справочника) в этом случае обязательно.

Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции, штатное расписание, пересмотреть локальные акты (п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Сам профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда России, а это нормативно-правовой акт. Соответственно, если есть такой правовой акт, то применять его обязательно.

Работодатели, для которых не будет установлена обязанность применения профстандартов, будут применять их с учетом собственной специфики деятельности, они вполне могут принять во внимание отдельные положения профстандартов.

Наименование должностей в профстандартах

К наименованию должности требования обязательны в случае, если к конкретной должности (профессии, специальности) "привязаны" компенсации, льготы, ограничения. К примеру, когда периоды работы по определенным профессиям и должностям включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Или когда запрещена работа по совместительству на должностях и по профессиям, содержащимся в Перечне работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Когда компенсации и льготы работника или действующие в отношении него ограничения не зависят от названия его трудовой функции, такое наименование может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профстандарте. К примеру, признание выполняемой сотрудником работы "вредной" еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником либо профессиональным стандартом.

Профстандарт и трудовой договор

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом ст. 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда. Ответственность и обязанности по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

Квалификация работника и требования профстандарта

В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях коллективного договора, соглашений, трудового договора.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Требованиям к образованию и стажу, содержащиеся в профессиональных стандартах, являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Согласно п.13 Письма и ст. 5.27 КоАП РФ, за несоблюдение требований профстандартов в случае, когда они обязательны, работодатель может быть привлечен к ответственности. Проверку соблюдения работодателями трудового законодательства осуществляют Государственные инспекции труда в соответствующем субъекте РФ и Прокуратура РФ.

Оценка квалификации работников

22 июня Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет правительственных законов о проведении в России независимой оценки квалификации работников и соискателей.

Закон предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Оценка квалификации будет представлять собой профессиональный экзамен, порядок его проведения установит правительство. По итогам экзамена выдается свидетельство о квалификации, а если была получена неудовлетворительная оценка – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Предусматривается, что может быть установлен другой порядок проведения оценки квалификации для определенных категорий работников, для которых Трудовым кодексом будут определены особенности регулирования труда, в том числе с выполнением работ с вредными или опасными условиями труда.

Оценка квалификации будет добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не повлечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Вводимые положения не будут применяться к кандидатам на госслужбу и действующим чиновникам.

Координатором системы независимой оценки квалификации станет Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям. Для организации работы по оценке квалификации в определенном виде деятельности будут создаваться советы по профессиональным квалификациям на общероссийском уровне на базе отраслевого объединения работодателей или ассоциации, представляющие профессиональные сообщества.

Эти советы смогут отбирать юридические лица для проведения оценки квалификации. Центры оценки квалификации будут проводить оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформлять ее результаты.

Национальное агентство развития квалификаций создаст реестр независимой оценки квалификаций. В нем будет содержаться информация о советах, центрах оценки квалификации, сведения о наименованиях квалификаций и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.

Оценка квалификации по инициативе соискателя будет проводиться за счет средств соискателя либо иных физических и юридических лиц, а также за счет работодателя. Для стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации предусматривается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ.

1. В соответствии с проектами Минтруда, описание профстандартов должно размещаться на сайте profstandart.rosmintrud.ru;

2. Вести реестр поручено ФГБУ "НИИ труда и социального страхования". В течение 10 дней после регистрации соответствующего приказа в Минюсте России профстандарты, утвержденные Минтрудом России, будут помещаться в реестр.

Задача профстандарта - отражать навыки, опыт, умения и знания, необходимые для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.

Рекомендуется применять профстандарты всем работодателям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Стандарты могут использоваться для определения трудовых функций работников и требований к их квалификации, для разработки локальных нормативных актов, для расчета размера зарплаты и других целей. В Минтруде России подчеркивают, что это повышает производительность труда.

Для справки. Ст. 195.1 ТК РФ, которая внедрила понятие профстандарта, была введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ « О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Первые профстандарты, утвержденные осенью 2013 года, относились к педагогам, специалистам по патентоведению и специалистам по социальной работе. С тех пор Минтруд России регулярно принимает новые стандарты.

В связи с многочисленными вопросами по применению профессиональных стандартов Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" поступают многочисленные вопросы организаций и граждан по применению профессиональных стандартов.
Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов и размещены на официальном сайте Минтруда России в системе Интернет.
Направляем данные материалы для организации разъяснительной работы. Минтруд России готов принять участие в данной работе, в том числе, в формате вебинаров.

Приложение

ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?
Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?
Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. N 46).
Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.
Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?
Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?
В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?
Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) профессиональные стандарты применяются "в качестве основы для определения требований к квалификации работников". Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких - снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?



7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?
Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.
Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?
Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.
При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?
Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.
Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.
Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?
Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Стоит отметить, что действие тарифов на газ разделяется на два периода: тарифы на газ с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 и тарифы на газ с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 10.06.2016 № 74-Р «Об установлении цен на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах)»

Данный раздел находится в стадии редактирования и наполнения информацией.

Размер платы за пользование природным газом, реализуемым населению Московской области с 01.07.2016 г. при наличии у абонента приборов учета газа (газовых счетчиков)
Московской области 2016 год
№ п/п Направления использования газа населением Единица измерения Цена (тариф)
1 полугодие 2 полугодие
1. Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа)руб./куб. м руб./куб.м 5,8 +100,00% 5,91 +1,90%
2. Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) руб./куб.м 5,13 +100,00% 5,23 +1,95%
3. Отопление с одновременным использованием газа по направлениям, указанным в пунктах 1, 2 настоящего Прейскуранта руб./куб.м 5,037 +100,00% 5,14 +2,04%
4. Индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) сверх стандарта нормативной площади жилого помещения при отсутствии приборов учета газа руб./куб.м 6,059 +100,00% 6,184 +2,06%
5. Отопление нежилых помещений при отсутствии приборов учета газа руб./куб.м 6,258 +100,00% 6,387 +2,06%
6. Отопление и (или) выработка электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах руб./куб.м 4,891 +100,00% 4,991 +2,04%
7. руб./куб.м
8. руб./куб.м

1. В отапливаемую площадь жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) не включаются площади теплых чердаков и подвалов, подвала (подполья), холодных, неотапливаемых веранд, балконов, лоджий, террас, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду

2. При расчете платы за пользование природным газом в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах), не оборудованных приборами учета газа, следует руководствоваться постановлением Правительства Московской области от 09.11.2006 № 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа».

3. В жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты за пользование природным газом в целях отопления производятся по ценам, указанным в пункте 4 таблицы «Цены на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах)».

4. Размер стандарта нормативной площади жилого помещения, применяемый при расчете платы за пользование природным газом в целях отопления, установлен Законом Московской области № 120/2009-ОЗ «О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области».

5. В цене на природный газ учтены расходы по локализации аварийных ситуаций, кроме происшедших по вине абонента.

6. Цена на природный газ не включает в себя стоимость технического обслуживания и ремонта газового оборудования зданий и бытового газоиспользующего оборудования, а также стоимость работ по отключению и включению бытового газоиспользующего оборудования.

7. Цена на природный газ не включает в себя комиссионное вознаграждение, взимаемое банками и платежными системами за услуги по приему платежей населения.

Размер платы за пользование природным газом, реализуемым населению Московской области с 01.07.2016 г.
при отсутствии у абонента приборов учета газа (газовых счетчиков)
№ п/п Направление вида использования газа Нормативы потребления газа в месяц (утверждены постановлением Правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43) Цены на газ в руб./1куб.м с 01.07.2016 (расчитаны в соответствии с распоряжением Комитета по ценам и тарифам МО от 10.06.2016г. №74-Р) Размер платы за газ, приведенный к объемам потребления
При отсутствии индивидуального (поквартирного) отопления
1 Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения 10,00 куб.м/чел. 5,91 59,10
2 Приготовлении пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения 23,10 куб.м/чел. 5,23 120,81
3 11,60 куб.м/чел. 5,91 68,56
4 13,10 куб.м/чел. 5,23 68,51
При наличии индивидуального (поквартирного) отопления, в том числе с одновременным использованием газа по другим направлениям
1 Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения 23,10 куб.м/чел. 5,140 118,73
2 Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения 11,60 куб.м/чел. 5,140 59,62
3 Нагрев воды с использованием газового водонагревателя 13,10 куб.м/чел. 5,140 67,33
4 Индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) в пределах станданта нормативной площади 5,140 35,98
5 Индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) сверх станданта нормативной площади 7,00 куб.м/кв.м отапливаемой площади 6,184 43,29
6 Прочие цели (отопление нежилых помещений) при отсутствии приборов учета газа 26,00 куб.м/кв.м отапливаемой площади 6,387 166,06

Меньше чем через месяц - с 1 июля 2016 года профстандарты станут обязательными для работодателей в определённых законом случаях. Вступит в силу новая статья ТК РФ. Стандарты коснуться граждан, которые уже занимают свои должности, и тех, которые только будут приняты на работу. Работники должны соответствовать требованиям к профессии, если они установлены Кодексом, Федеральными законами или нормативными актами.

Нововведение вызывает массу вопросов у самих работодателей и у сотрудников, которых оно касается. Что делать работодателям, которые обязаны внедрить профстандарты, и что ждёт работников, если они им не соответствуют? Большинство сомнений и тревог уже развеяны официальными разъяснениями Минтруда. С тех пор, как вышел ФЗ N 122 от 02.05.2015 о внесении изменений в ТК РФ, было много споров и противоречий. Теперь, когда до вступления Закона в силу остаются считанные дни, тема вновь стала животрепещущей. Разберёмся, какие вопросы о профстандартах всё еще тревожат работодателей и сотрудников.

Что такое профстандарт

Профессиональный стандарт - уровень квалификации, который нужен сотруднику для работы в конкретной профессиональной сфере. Квалификация - требование к навыкам, знаниям, умениям и опыту. Такое определение даёт ТК РФ. При этом разработанные Министерством труда Профстандарты имеют форму документов, приблизительно одной структуры. Профстандарты приходят на смену квалификационным справочникам - ЕКС и ЕТКС, более подробно и чётко описывая функции работников. Профессиональные стандарты продолжают разрабатываться - их уже больше восьмисот, и это не предел. После утверждения Минтруда каждый вновь созданный стандарт попадает в специальный реестр. Заглянуть в него можно на официальном сайте министерства

Работодатели используют профстандарты, чтобы:

  • управлять персоналом и разрабатывать кадровую политику;
  • устанавливать систему оплаты труда сотрудников;
  • определять функцию сотрудников;
  • продумывать должностные инструкции;
  • устанавливать оплату труда работникам государственных учреждений;
  • применять тарифы и устанавливать разряды рабочим, которым они положены;
  • обучать, переобучать и проводить аттестацию сотрудников.

Для чего вводятся профессиональные стандарты

Министерство Труда ответило на этот вопрос в информационном письме от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/13-2253. Чиновники разъяснили, что стандарты нужны для поддержания информации о профессиях и необходимом уровне квалификации в актуальном состоянии. Это поможет работодателям снижать издержки при приёме граждан на работу - претендовать на вакансию смогут только люди, заведомо соответствующие требованиям. Что повысит эффективность труда и повлияет на конкуренцию среди сотрудников. В дальнейшем требования к конкретным профессиям будут учитываться уже во время обучения, на стадии подготовки кадров - государство займётся созданием подходящих образовательных программ.

Обязательно ли применение профстандартов

Использование профстандартов не носит тотально обязательный характер. Работодатель обязан их внедрять в двух случаях:

  • По ТК РФ (новая статья 195.3, еще не вступившая в силу) требования профтандартов обязательны, если они установлены ТК РФ, ФЗ, или иными нормативно-правовыми актами РФ.
  • По статье 57 ТК РФ соответствие должностей (в том числе названий) и требований к ним профстандартам или ЕКС (ЕТКС) обязательно, если по закону гражданам на этих должностях положены льготы, компенсации, или установлены ограничения.

С 1 июля 2016 Правительство сможет диктовать правила применения профстандартов внебюджетными государственными фондами, госучреждениями, корпорациями, и обществами, у которых более 50% уставного капитала принадлежит государству. Для организаций с большой долей государственного участия использование профстандартов также станет обязательным.

В прочих ситуациях профстандарт - рекомендация для работодателей. Его можно использовать как основу, чтобы понять требования к профессии. Но если закон не обязывает работодателя, использовать или не использовать профессиональный стандарт - его личный выбор. Правда, если организация добровольно перейдёт к использованию стандартов и закрепит это решение в учётной политике, то будет обязана привести должностные функции сотрудников к соответствию.

Кто может не следовать профстандартами

Если для работодателя профстандарт не обязателен в силу закона, то он вправе устанавливать для сотрудников иные требования, чем те, которые разработали в Министерстве труда. Полностью игнорировать стандарты чиновники не советуют. Профстандарты - просто ориентир для:

  • работодателей, которые не используют труд специалистов-льготников или работников профессий с установленными ограничениями;
  • работодателей, у которых доля государственного участия в активах фирмы меньше 50%, если они не используют труд работников льготных профессий и профессий с ограничениями;
  • работодатели, на которых не распространяется действие какой-либо нормы ТК РФ, ФЗ или иного нормативного акта о профстандарте, при соответствии первым двум условиям.

Популярные вопросы FAQ

Давайте рассмотрим популярные вопросы о применении профессиональных стандартов.

Только государственные и муниципальные предприятия используют профстандарты, или они касаются всех организаций?

Форма собственности и статус предприятия не важны. Изначально планировалось вводить профстандарты только в государственном секторе, но при разработке проекта цель изменилась. Профессиональные стандарты с 1 июля 2016 применяются во всех организациях, которые попадают под требования ТК РФ, федеральных законов и нормативных актов РФ.

Если сотрудник не соответствует профессиональному стандарту, его увольняют?

Приведения труда граждан в соответствие профстандартам в организации - не основание для увольнения сотрудников. Такой нормы нет в ТК РФ - увольнение по этому основанию неправомерно. Даже если квалификация сотрудника не соответствующая, и даже если он не согласен проходить переподготовку и обучаться. Требования к навыкам, стажу и образованию обязательны только при льготах, компенсациях или ограничениях для конкретной должности, или если они установлены Законом. Если образование или стаж не соответствуют норме, а профстандарт обязателен к использованию, работодатель вправе провести аттестацию сотрудников. Люди без соответствующего стажа и подготовки, которые при этом грамотно выполняют обязанности и обладают практическим опытом, могут быть назначены на должность по решению аттестационной комиссии. Увольняют работника, только если решение о несоответствии его занимаемой должности примет аттестационная комиссия.

Нужно ли приводить должностную инструкцию и трудовой договор с сотрудником в соответствие профстандарту?

Если использование профстандарта не обязательно, то изменять должностную инструкцию и трудовой договор не нужно. Если же профстандарт уже вступил в силу и обязателен для применения в конкретном случае, алгоритм действия таков:

  • проверьте соответствует ли название должностей стандарту, введите новые должности при необходимости;
  • проверьте соответствуют ли обязанности работников требованиям к трудовым функциям, описанным в профстандарте;
  • при несоответствии внесите изменения в трудовой договор по соглашению с работником;
  • проведите аттестацию персонала, чтобы проверить соответствие необходимым требованиям;
  • если знания не соответствуют, разработайте порядок обучения и переподготовки.

В каких случаях придётся изменять название должности?

Если выполнение работы предполагает льготы, компенсации, или ограничения, то должность должна называться так, как указано в профстандарте или квалификационном справочнике.

Пример: Правительством утверждён перечень профессий, по которому работники указанных должностей вправе досрочно уйти на пенсию. Это педагоги, медики, работники вредных и опасных производств и т.д. Чтобы сотрудник получил льготу, название должности должно соответствовать или профстандарту, или ЕКС (ЕТКС). Оба документа имеют юридическую силу, так как утверждены Минтрудом. Если названия профессий в них разнятся, то работодатель вправе выбирать, какой документ брать за основу. При этом соответствие профстандарту в приоритете, так как этот документ более поздний.

Процедура переименования должности законом не предусматривается. Название изменяется путём перевода работника на новую должность. Для этого заключается дополнительное соглашение, вносится новая запись в трудовую книжку и личную карточку. Если работник против перевода, то работодателю остаётся только прибегнуть к сокращению штата. Должность с неверным наименованием исключается из штата, вместо неё вводиться новая. Процедуру сокращения проводят по правилам ст 81 ТК РФ: уведомление сотрудника за 2 месяца, предложение альтернативных должностей и т.п.

Кто оплачивает переподготовку работников, которая нужна для соответствия профессиональному стандарту?

По статье 196 ТК РФ нужны ли подготовка и дополнительное обучение работникам, решает работодатель. Норма статьи не указывает на обязанность работодателей оплачивать обучение из собственных средств. Условия оплаты переподготовки сотрудников содержаться в коллективных договорах, трудовых договорах и доп. соглашениях - в локальных актах отдельно взятой организации.

Что грозит с 1 июля 2016 за неприменение профстандартов?

В тех случаях, когда использование стандартов обязательно, а не рекомендовано, с 1 июля 2016 года при обнаружении несоответствия при проверке работодателю грозят:

  • Предписание об устранении нарушений трудового законодательства;
  • При невыполнении предписания, штраф по статье 5.27 КоАП. Для юридических лиц это сумма до 200 000 рублей.

Ряд важных изменений для плательщиков НДС был введен с июля 2016 года в нашей стране. К примеру, значительно упростился порядок получения вычета НДС по экспортным операциям, но, что касается предприятий-экспортеров товаров в страны Евразийского экономического союза, то для них введен ряд дополнительных требований к документации.

НДС при экспорте товаров: заявляем по-новому

В первую очередь, необходимо сказать о том, что ряд важных поправок в Налоговый кодекс страны ввел Федеральный закон от 30 мая 2016 года №150-ФЗ, положения которого вступили в силу 1 июля 2016 года.

Теперь, с июля 2016 года, предприятия-экспортеры заявляют вычет налога на добавленную стоимость на общих основаниях, тогда как раньше они вели раздельный учет. К примеру, отгружая для экспорта в другие страны различные товары, предприятия принимали к вычету входной налог на добавочную стоимость в особом порядке. То есть, вычет заявлялся в только в квартале, в котором фирма успела собрать весь пакет документов, подтверждающий ее право на ставку налога в 0%. То есть, до всех новшеств в законодательство, все фирмы, которые реализовывали товары на территории страны и, в том числе, занимались их экспортом, вели раздельный налоговый учет для того, чтобы входной налог по товарам, работам и услугам для экспорта учитывался отдельно от реализации товаров внутри страны.

  1. При приобретении или изготовлении товара фирма принимает к вычету «входной» НДС.
  2. Затем предприниматель собирает по совершенной экспортной сделке пакет документов, подтверждающий право компании на нулевую ставку налога и предоставляет все собранные документы в Федеральную налоговую службу. Необходимо сказать, что все собранные документы не являются основанием для повторного вычета и лишь подтверждают нулевую ставку.
  3. В последний день квартала, в течение которого компанией-экспортером собраны документы, им формируется облагаемая база по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%. В связи с чем, фирма лишается права на повторный вычет.

Получается, что по новому законодательству вычет «входного» НДС при экспорте товаров принимается только один раз – при приобретении или производстве этого товара. Получается, что теперь вычет «экспортного» НДС не отличается от вычета за налог на добавленную стоимость по операциям внутри Российской Федерации. Следовательно, налогоплательщики предприятия-экспортеры больше не обязаны вести раздельный учет налога при совершении операций купли-продажи.

Необходимо сказать о том, что все изменения применяются только к тем приобретенным или произведенным товарам, которые приняты в фирме на учет с июля 2016 года.

Но данное правило – вычет «входного» налога на добавленную стоимость до подтверждения операций экспорта – распространяется далеко не на все товары. Так, исключение составили «сырьевые» товары, которые были вывезены в таможенной процедуре экспорта или помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Вычет «входного» НДС при реализации таких товаров осуществляется по прежней схеме – на момент определения налоговой базы после сбора всех документов, подтверждающих нулевую ставку налога.

Федеральный закон от 30 мая 2016 года №150-ФЗ внес поправки в пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ, согласно которым к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгметаллы, а также недрагоценные металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности. Другими словами, для такой продукции вычету сумм «входного» НДС, облагаемой по нулевой ставке, производятся на момент определения налоговой базы, так же, как это было ранее. Вычет в ФНС разрешено будет заявить только после сбора всего пакета документов, которые подтвердят обоснованность ставки налога на добавленную стоимость в 0% на данные виды товаров.

Что же касается товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной.

Новые КБК по НДС на 2016 год

Еще один важный документ, который начал действовать в России с 1 июля 2016 года – это Приказ Министерства финансов РФ от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость…» Согласно документу, утвержден перечень кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также коды видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Из 26 кодов операций по НДС в перечне осталось только 24: некоторые операции были отменены (к примеру, коды 03,04,05,07,08,09,11 и 12), а некоторые коды были добавлены (к примеру, 14, 15, 29 – 32). Оставшиеся же коды, в большинстве, законодателями были уточнены и расширены, но ряд КБК по НДС на 2016 год остались без изменений (к примеру, коды 10, 18,19,20,22,23,24,27 и 28).

Новые КБК по НДС предприниматели должны использовать уже в отчетности за третий квартал. Интернет-журнал «Бизнес.ру» приводит таблицу новый кодов бюджетной классификации по налогу на добавленную стоимость, которые действуют на территории нашей страны с 1 июля 2016 года.

Наименование операции по НДС

Код операции по НДС

Отгрузка (передача) или приобретение товаров, работ, услуг (включая посреднические услуги), имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 06; 10; 13; 14; 15; 16; 27; составление или получение единого корректировочного счета-фактуры, операции по восстановлению сумм налога, указанные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170 (за исключением подпунктов 1 и 4 пункта 3 статьи 170), статье 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, операции по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце втором пункта 5 статьи 171, а также операции, перечисленные в пункте 6 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации

Оплата, частичная оплата (полученная или переданная) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг (включая посреднические услуги)), передачи имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 06,28.

Операции, совершаемые налоговыми агентами, перечисленными в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2011, N 50, ст. 7359).

Отгрузка (передача) или получение товаров, работ, услуг, имущественных прав на безвозмездной основе.

Проведение подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) капитального строительства, модернизации (реконструкции) объектов недвижимости.

Передача имущественных прав, перечисленных в пунктах 1 - 4 статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации

Составление (получение) счета-фактуры комиссионером (агентом) при реализации (получении) товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, в котором отражены данные в отношении собственных товаров (работ, услуг), имущественных прав, и данные в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (приобретаемых) по договору комиссии (агентскому договору)

Получение продавцом товаров, возвращенных покупателем, не являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением операций, перечисленных по коду 17.

Получение продавцом товаров, возвращенных покупателем-физическим лицом, оплаченных наличным расчетом.

Составление или получение корректировочного счета-фактуры в связи с изменением стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств Евразийского экономического союза

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории

Операции по восстановлению сумм налога, перечисленные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170, статье 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.

Операции по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце втором пункта 5 статьи 171, а также операции, перечисленные в пункте 6 статьи 172

Приобретение услуг, оформленных бланками строгой, отчетности в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации

Регистрация счетов-фактур в книге покупок в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 9 статьи 165 и пунктом 10 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Регистрация счетов-фактур в книге покупок в отношении сумм налога, ранее восстановленных при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.

Составление первичных учетных документов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налога.

Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при реализации и (или) приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком.

Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком.

Корректировка реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, предприятия в целом как имущественного комплекса на основании пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации

Отгрузка товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз.1 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ

Отгрузка товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз. 2 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ

Принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных или подлежащих уплате в случаях, предусмотренных пунктом 14 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации

Новые обязанности по выставлению счета фактуры и ведению книги продаж

Ряд важных изменений, касающихся заполнения счета-фактуры вступили в силу с 8 августа 2016 года в нашей стране. Так, подпункты 5 пункта169 статьи Налогового кодекса РФ «Счет-фактура» были дополнены важными уточнениями. Согласно подпункту 15, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, теперь должны быть указаны также и коды вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Данные сведения указываются только в отношении товаров, вывезенных за пределы нашей страны на территорию государства-члена Евразийского союза. В перечень этих стран входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Заполнять данный реквизит– код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза– в счете-фактуре при отгрузках товаров внутри нашей страны не нужно.



Просмотров