Изучение гербов наука. История возникновения геральдики. Что это такое

История возникновения геральдики

Истоки

Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

Родовые знаки и символы называются тотемами, они - самые близкие родственники гербов. Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. У древних славян тоже были тотемы, - священные животные, деревья, растения, - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии.

Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).

вспомогательная историческая дисциплина о гербах, гербоведение. В 1722 г. Петр I образовал Геральдмейстерскую контору, которая занималась созданием городских и личных гербов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕРАЛЬДИКА

позднелат. heraldica, от heraldus - глашатай) - вспомогат. ист. дисциплина, занимающаяся изучением гербов - получивших широкое распространение в ср. века символич. знаков отличия, составлявшихся по определенным правилам и присваивавшихся гос-вам, частям их терр. (кн-вам, городам, областям), корпорациям (ср.-век. цехам, гильдиям, братствам), родам, фамилиям, отд. лицам и т. д. Еще до появления гербов с глубокой древности существовали особые символы (тотемистич. изображения, рисунки на щитах, шлемах, знаменах, монетах, печатях, медалях, гор. и гос. эмблемы), но они возникали произвольно и не имели преемственности. Определенная система, превратившая постепенно такие отличит. знаки в гербы, начала складываться в 11-12 вв. в среде европ. рыцарства. При этом сказывалось большое влияние вост. обычаев, проникновение к-рых усилилось в связи с крестовыми походами. Создателями Г. как особой отрасли знаний, занимающейся происхождением, распознаванием и созданием гербов, правилами их получения и пользования ими, приемами изображения гербовых эмблем, явились герольды (от них произошло и назв." Г."). С 14 в. в европ. странах возникли герольдии-учреждения, ведавшие теоретич. и практич. вопросами Г. В результате деятельности герольдов и герольдий появилось большое количество гербовников справочного характера. Постепенно регистрацией гербов, их созданием и пожалованием, проверкой прав их владельцев и др. вопросами Г. начали заниматься и гос. органы. В России Г. сразу стала формироваться как государственная (с 17 в.). Большое влияние на формирование рус. Г. оказала польская Г. (рус. "герб" от польск. herb). Особенно большое значение для развития Г. имело время правления Алексея Михайловича (1645-76). Дальнейшее развитие Г. в России связано с деятельностью Петра I. В 1722 была учреждена Герольдмейстерская контора; впоследствии она передала свои функций Гербовому отделению Сената, преобразованному в 1918 в Гербовый музей при Ленингр. ист. архиве. Переход Г. от обслуживания чисто практич. нужд феод., а затем и бурж. общества к превращению ее в одну из вспомогат. ист. дисциплин происходил постепенно, по мере развития ист. науки в целом и в частности вспомогат. ист. дисциплин. Первая в Европе кафедра Г. открылась в Берлине в 1706. В России кафедра Г. была создана при Академии наук в 1726. Во мн. совр. зарубежных гос-вах существуют спец. об-ва, центры, ин-ты, занимающиеся Г. (иногда также и др. вспомогат. ист. дисциплинами, особенно генеалогией), напр. Die Heraldisch-Geneologische Gesellschaft Adler в Австрии (осн. 1870, публикует "Jahrb?cher..."), Instituto Araldico Romano в Италии (осн. 1853, издает "Rivista Araldica"), Schweizerische heraldische Gesellschaft в Швейцарии (издает с 1887 "Schweizer Archiv f?r Heraldik"), Soci?t? Francaise d´Heraldique et de Sigillographie во Франции и мн. др. (сведения имеются в кн.: L. G. Pine, American origins, A handbook of genealogical sources throughout Europe..., N. Y., 1960). В Мадриде имеется Междунар. ин-т генеалогии и Г. (Instituto International de Geneologia y Heraldica). Собираются междунар. конгрессы по вопросам Г. и генеалогии (4-й конгресс в 1958 в Брюсселе, его мат-лы опубл. в "Recueil du IV Congr?s International des Sciences G?n?ologique et Heraldique", 1959). Особое внимание к Г. (равно как и к генеалогии) в бурж. гос-вах 19-20 вв. связано во мн. случаях не с науч., а с политич. интересами (попытка поддержки отживших свой век феод. дворянских привилегий и т. п.). Как вспомогат. ист. дисциплина Г. особенно важна при изучении материальной культуры, т. к. она помогает определять принадлежность, датировку, место произ-ва и др. детали, касающиеся веществ. памятников. Ее значение велико и для изучения письм. источников (установление по гербовым изображениям авторства и др. сведений, касающихся док-тов). Г. тесно связана с археологией, нумизматикой, сфрагистикой и др. ист. дисциплинами, особенно с генеалогией. Лит.: Лакиер А. Б., Рус. геральдика, кн. 1-2, СПБ, 1855; Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К., О геральдич. художестве в России. "Старые годы", 1911, февр.; Белинский В., Рус. геральдич. словарь, вып. 1-2, 1912; "Гербовед", изд. С. Н. Тройницкий, 1913-14; Лукомский В. К., Модзалевский В. Л., Малоросс. гербовник, СПБ, 1914; Лукомский В. К. и Типольт Н. A., Рус. геральдика, П., 1915; Лукомский В. К., Гербовая экспертиза, "Архивное дело", 1939, No 1(49); Большаков А. M., Вспомогат. ист. дисциплины, 4 изд., Л., 1924; Каменцева Б. И., Устюгов Н. В., Рус. сфрагистика и геральдика, М., 1963; Общий гербовник дворянских родов Всеросс. империи, т. 1-18, (СПБ), 1798-1908; Винклер П. П. фон. Рус. геральдика, в. 1-3, СПБ, 1892-94; Гербы городов, губерний, областей и посадов Росс. империи..., под ред. П. П. фон Винклера, СПБ, (1900); Bernd Gh., Allgemeine Schriftenkunde der gesammten Wappenwissenschaft, Bonn, 1830-41; Gour-don-de-Genouillac H., L´art h?raldique, P., 1890; Rietstap J. В., Armorial g?n?ral..., 1 ?d., v. 1, Gouda, 1861, 4 ?d., v. 1-4, Lyon, 1950, Suppl?ment par Victor et Henri Rolland, v. 1-7, La Haye (u. a.), 1904-50; Renesse J.-L.-T. de, Dictionnaire des figures h?raldiques..., v. 1-7, Brux., 1894-1903; Ilgen Th., Gritzner E., Friedensburg F., Sphragistik, Heraldik, deutsche M?nzgeschichte, 2 Aufl., Lpz., 1912; Hauptmann F., Wappenkunde, M?nch.-В., 1914; Planches de l´armorial g?n?ral de I. B. Rietstap par V. Rolland, v. 1-5, P., 1903-26; Berchem, v., Heraldische Bibliographie, Lpz., 1937. И. З. Тираспольская. Москва.

Конспект занятия

по программе «Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю»

образовательный блок №2: « Путешествуем по родному краю»

Тема: Геральдика наука о гербах.

Цель занятия: Ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края.

Задачи занятия по формированию УУД:

    образовательные: ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края;

2) развивающие: продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность.

3) воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма к малой родине.

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: геральдика, герб, символика

Оборудование и материалы: комплект «компьютер+экран+проектор»; презентация к занятию (см. электронное приложение к занятию).

План занятия:

    Организационный момент (3-5 мин.).

    Актуализация знаний (7-10 мин.).

    Объяснение нового материала (15 мин.).

    Динамические паузы (2-3 мин.)

    Закрепление материала (7-10 мин.)

    Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия

Приветствие учащихся. Сохранность контингента.

Актуализация знаний

Итак, вы являетесь двумя конкурирующими городами.

Что вы будете делать, чтобы отличаться друг от друга?

А кроме названия, что еще будет вас отличать друг от друга?

А что есть у каждого города, района, края, страны?

Правильно, это и будет темой нашего занятия.

Мы придумаем себе названия.

Мы придумаем себе отличительные знаки.

Герб и Флаг.

Объяснение нового материала

Итак, тема нашего занятия «Геральдика» Ребята, кто знает, что такое геральдика ?

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд 2)

Прообразы гербов – различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – применялись еще в древности. Легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь, шлем Ахиллеса – орёл. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображение отсеченной головы Медузы Горгоны.

Считается, что гербы появились в 10 веке. Но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображенные на печатях, приложенных к документам, относится к 11 в. (Слайд 6)

На слайде показаны фотографии государственной печати Швеции (1436 г.) и печати немецкого города Гамбурга

Для создания гербов в геральдике используется определенный набор цветов, так называемые геральдические цвета .

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Динамическая пауза

Игра «Крокодил» см. Приложение 1

Учащиеся выполняют задание игры

-Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали и тинктуры). В геральдике используются семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета – красный, синий. Черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Особым типом геральдических цветов являются меха – горностаевый и беличий.

Металлы: металла два, золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается желтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством. (Слайд 8)

Червлёнь – (красный) графически изображается вертикальными линиями.

Лазурь – (голубой) графически изображается горизонтальными линиями.

Зелень – (зеленый) графически изображается диагональными линиями геральдически справа.

Пурпур – (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева.

Чёрнь – (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. (Слайд 9-10). В геральдике используются меха: беличий и горностаевый, но ненастоящие, а их геральдическое изображение. (Слайд 11)

Каждый цвет, который используется при создании гербов имеет свое четкое значение.

Обозначение цветов, использующиеся в геральдике:

Золото – король металлов, символизирует знатность, могущество и богаство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень – символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур – символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чёрнь – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

(Слайд 12)

Ребята, угадайте, какие животные изображены на слайдах

Верно! Как вы думаете, имеют ли животные определенные значения, так же как и цвета в геральдике?

Правильно! Предложите свои обозначения этим животным.

Слайд 15. Ребята, что показано на данном слайде?

Правильно! Какое животное изображено на гербе Хабаровского края?

Правильно! Но это не просто медведь, а гималайский медведь.

Давайте разберем какие цвета присутствуют на гербе Хабаровского края?

Правильно! Давайте вспомним, что означают эти цвета?

Верно! Присмотритесь к гербу, что держит в своих лапах медведь?

Да, это герб, старинный герб города Хабаровска.

На слайдах изображены животные:

1.Лев

2.Орел

3.Дракон

4. Вайверен

5.Единорог

6.Феникс

7. Грифон

8.Саламандра

9. Антилопа

Да, каждое животное, изображенное на гербе имеет свое значение.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

На слайде изображен герб Хабаровского края.

На гербе Хабаровского края изображен медведь.

На гербе Хабаровского края присутствуют следующие цвета:

черный, красный, желтый, белый, голубой.

Желтый – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Красный – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Голубой – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Чёрный – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Медведь держит в своих лапах еще один герб.

Закрепление материала

Теперь, ребята, для вас творческое задание: нарисовать (придумать) герб своей семьи, используя все цвета и животные, с которыми мы сегодня познакомились.

Учащиеся рисуют герб своей семьи, после чего все желающие выходят к доске и знакомят класс с гербом своей семьи.

Рефлексия

Рефлексия – что узнали. Рефлексивный тест.

Предлагаю детям отметить знаком «+» те утверждения, с которыми они согласны:

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в работе.

    На занятии было над чем подумать.

    На все возникшие в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.

На занятии я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» три вопроса. Далее прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» четыре и пять вопросов.

Объявляю, что количество плюсов в тесте означает уровень овладения материалом занятия.

Ученики самостоятельно выполняют тест.

Учащиеся самостоятельно анализируют уровень овладения учебным материалом.

Подведение итогов

Подвожу итоги, благодарю учащихся за хорошую работу на занятии .

Приложение 1

Игра «Крокодил». Выбирается один ведущий (учащийся), который выходит к доске, загадывает название животного, которое обитает в Хабаровском крае и показывает его без единого слова. Остальные учащиеся должны отгадать, что за животное он показывает. Тот, кто первым отгадал название животного занимает место ведущего и все повторяется.

Дата публикации: 20.10.2012

Уместить все накопленные знания о геральдике невозможно в одной статье. Существует множество книг и трудов, в которых подробно описаны все аспекты геральдического языка, видов шраффировок и т.д. Данная статья посвящена историческому аспекту использования геральдики.

Что это такое?

Геральдика созвучна со словом heraldus (глашатай). Собственно, именно от этого слова понятие и появилось. Только вот в русском языке правильно называть глашатаев не геральдами, а герольдами. «Геральд» - это старогерманское имя, а герольд - человек, описывающий герб своего феодала.

Геральдика - это наука, а точнее специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Многие не знают, что гербы создавались по определённому порядку. Если вы придумали герб, не соответствующий правилам геральдики, то это будет простая эмблема. В средние века к гербам было особое отношение. А потому нарушение порядка составления герба могло плохо отразиться на будущем феодала.

Когда появилась?

Зачем нужна геральдика? А зачем вообще нужны опознавательные знаки?

Во-первых, геральдика решила проблему определения статуса человека. Если человек идёт в одежде с гербом, то это значит, что он является вассалом того феодала, чей герб изображён на его одежде. Во-вторых, гербы помогали отличить своих от врагов. Представьте себе средневековое сражение… Мягко говоря, бой походил на мясорубку, когда одна толпа «рубила» другую в ближнем бою. И чтобы воин, который вошёл в раж, не убивал своих - придумали знаки отличия.

Именно поэтому геральдика зародилась в периодах между первым и вторым крестовым походом (12 век). Первые гербы изображали каких-либо животных, символизирующих определённого человека. Так как читать умели тогда немногие, то надписи почти не помещались на гербы. Обычно, гербовое животное было ещё и прозвищем феодала. А потому, старались изображать сильных и красивых животных.

Впоследствии герб закреплялся не только за конкретным человеком, но и за всем последующем поколением. Так появились знатные роды. Знатность стала культом. А потому иногда требовалось иметь знатных предков в нескольких поколениях, чтобы считаться «по-настоящему» знатным.

Средневековье стало значительным этапом в истории геральдике. Однако окончательную систематизацию геральдика получила в 17 веке с трудом французского священника Клода Франсуа Менестрье «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (Le veritable art du blason et l"origine des armoiries).

Те, кто стал изучать геральдику в 17 - 19 веках столкнулись с проблемой систематизации. По началу считалось, что средневековая геральдика пришла со времён Римской Империи. Однако оказалось, что каждая крупная цивилизация или государство придумывали свои правила геральдики. Более того, не было точного определения геральдики, а потому под категорию геральдики подпадали арабские гербы и прочее.

Рыцари

Средневековые рыцари оказали сильное влияние на развитие геральдики. Во-первых, у каждого рыцаря была своя печать, которую он ставил на всех важных документах. Тут же появились люди, которые начали подделывать печати. В результате, гербы и печати всё более усложнялись.

Не маловажную роль сыграли и рыцарские турниры. Рыцари демонстрировали свои гербы, которые бы изображены на щитах и знаменах. Перед каждым боем герольды «читали» герб. Т.е. они объясняли элементы герба. При этом они были обязаны соблюдать определённый порядок описания герба. Так появился геральдический язык. По сути, герольд давал научную характеристику гербу. Описание герба было важно в первую очередь для других рыцарей, ведь так они могли определить знатность рыцаря.

Закат геральдики

Геральдика исчезла тогда, когда стал исчезать феодализм и монархии. Если в некоторых государствах монархический строй удалось сохранить, то феодализм исчез совсем (в Европе). Буржуазные революции не принимали атрибутика знатности человека. Конечно, некоторые пытались сохранять традиции, но эпоха прошла.

Сейчас геральдика - это только историческая дисциплина и наука. Она нужна для знания истории. Однако не всё так плохо. Большинство гербов городов сохранено. Каждый город Европы и России имеет свой герб, который сформировался исторически.

В России

В России была своя система гербов, но не такая развитая как в Европе. Позже, европейские специалисты помогли доработать систему геральдики и в нашей стране. Гербы в России имели дворянские роды. Города имели свои гербы. А гербом России был и остаётся двуглавый орёл.

Систематизировал русскую геральдику царь Алексей Михайлович Романов. Его прозвище было «тишайший». Наверняка, его внутренние качества и повлияли на систематизацию геральдики в России.

Система геральдики была доработана в 17 веке при активном сотрудничестве с Польшей. Были созданы списки гербов городов и дворянских родов. Позже Пётр Первый учредил герольдии и герольдмейстеров. Т.е. появились официальные государственные органы, занимающиеся составлением и толкованием гербов. Это было очень важно, так как гербы были в то время основным средством индивидуализации.

В советское время геральдика стала лишь исторической дисциплиной. Геральдику отменили, но гербы городов сохранили. А для новых городов стали создавать новые, но уже основываясь на социализме.

В наше время геральдика стала объектом «понтов». Любой может заплатить деньги и получить свидетельство о том, что он является потомком древнего дворянского рода. Особенно это популярно среди депутатов и звёзд шоу-бизнеса, что еще больше опошляет это замечательное слово и его историю...

Спасибо за внимание!

P.S. Вот герб рода Олениных:

Мои предки и я родом из данного дворянского рода, корни которого уходят в Польшу. После революции коммунисты решили, что дворянство - это пережиток старого общества. В то время считалось, что если у тебя много имущества, то нужно тебя раскулачивать. Моего прадеда ждало не только раскулачивание, но и нечто похуже. А потому ему пришлось сменить одну букву в фамилии и скрыться. Был Оленин, стал Аленин. Самое интересное то, что фамилия Аленин тоже относится к дворянскому роду, идущему от Ермака. Т.е. мой прадед немножко прогадал со сменой фамилии. Получилось, что он сменил одну дворянскую фамилию на другую.

Геральдика (гербоведение) - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, традиций и практики их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам.

Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду крестового похода. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI - начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов.

Появление геральдики было вызвано и изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.

Геральдику можно определить как систему иконографической кодификации феодального общества, строго определенной пирамиды социальной иерархии, на вершину которой можно было прорваться лишь в самый ранний период, когда можно получить социальный статус в награду за какие-то благородные деяния. До этого момента "наделяемый высоким статусом" мог быть простым рыцарем или дворянином, не состоящим ни в чьем подчинении.

Рыцарь мог и должен был стать известным, добиться славы на рыцарских турнирах или на войне - тогда у него появлялось право выбирать собственную эмблему (древние греки называли ее "stemma"), то есть хроматическое и фигуративное изображение. Этот герб должен был получить одобрение герольда, который его регистрировал, после чего эмблему разрешалось изображать на щитах, плащах, флагах, а также везде, где захочется. Благодаря тому, что эту эмблему можно было передавать по наследству, появились, как уже было сказано, фамильный дворянский герб или эмблема благородного дома, а также возможность завещать потомкам свой высокий статус и, кроме того, наделять чинами и титулами тех, кто занимает более скромное место в феодальной иерархии.

Герольды старались существенным образом не изменять герб семейства, но они придумали систему бризур (специальных ломаных или пунктирных линий; название происходит от французского слова "brisures"). Они помещали специальные графемы, или фигуры, на первоначальные поля гербов, и таким образом гербы младшей ветви рода можно было отличить от герба первого наследника, который, в отличие от своих младших братьев, в момент вступления в право владения наследством и титулом свою бризуру (например, титло) оставлял.

Представители английской правящей династии иногда вознаграждали своих наиболее верных подданных из числа простых людей, представителей третьего сословия, жалуя им личный титул "Сэр" (слово "sire" является сокращенным "seniore", то есть "сеньор", "старейший"), как, к примеру, поступила Елизавета с Фрэнсисом Дрейком. Именно в Англии (а также в ее бывшей колонии Новой Англии), которая была последним оплотом феодальной системы, привнесенной норманнами более девяти веков назад, сохранилось понятие сквайр - то есть щитоносец, оруженосец, иногда облеченный судебной властью именем короля.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро - невинности, чистоты; голубой цвет - это эмблема величия, красоты, ясности; красный - храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый - надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.



Просмотров