Можно ли заходить в церковь при месячных. Можно ли причащаться и ходить в храм во время месячных? Месячные и церковь: вывод

Месячные – это неотъемлемая часть жизни каждой взрослой здоровой женщины. Наверняка многих верующих волнует вопрос, можно ли в месячные ходить в церковь? В этом материале я хочу помочь вам разобраться с ним. Но изначально обратимся немного к Библии, а именно – к созданию мира Богом.

Если вы желаете узнать, как Всевышний создавал нашу Вселенную, тогда вам стоит внимательно изучить Ветхий Завет. В нём рассказывается, что первые люди были сотворены на 6-й день Богом по образу и подобию его и получили имена Адама (мужчина) и Евы (женщина).

Вследствие этого получается, что первоначально женщина была чистой, у неё не должны были идти месячные. А процесс зачатия и рождения детей не должен был доставлять мучения. В мире Адама и Евы, в котором царило полное совершенство, не было место для чего-либо нечистого. Чистотой было пронизано тело, мысли, деяния и души первых людей.

Однако, как известно, подобная идиллия продлилась совсем недолго. Хитрый Дьявол принял на себя образ змея и начал искушать Еву вкусить запретный плод с Древа познания добра и зла. Взамен женщине было обещано получение могущества и высшего знания. И она не устояла – попробовала плод сама, а также дала отведать его своему супругу.

Именно таким образом и случилось грехопадение, которое распространилось на весь род человеческий. и в наказание были навсегда изгнаны из . Женщина была обречена на муки. Сказано было, что с тех пор процесс зачатия и рождения потомства будет доставлять ей страдания. Вот с тех пор женщину, согласно Библии, и считают нечистой.

Что запрещает Ветхий Завет

Для наших далёких предков правила и законы Ветхого Завета играли огромную роль. Не зря ведь в тот период времени создавалось огромное количество храмов, в которых люди пытались установить связь со Всевышним, а также делали подношения ему.

Что же касается представительниц прекрасного пола, то их не считали полноправными членами общества, а относили в дополнение к мужчинам. И, конечно, никто не забывал про прегрешение, совершённое Евой, после которого у неё началась менструация. То есть месячные в ту пору времени представляли собой своеобразное напоминание о том, как первая женщина провинилась перед Богом.

В Ветхом Завете очень чётко обозначалось, кто имеет, а кто не имеет право на посещение Святого Храма Божьего. Так запрет на вхождение накладывался в следующих ситуациях:

  • на прокажённых;
  • во время семяистечения;
  • для тех, кто притрагивался к покойникам;
  • для тех, кто страдал от гнойных выделений;
  • для женщины во время месячных;
  • для женщин, которые родили мальчика – до сорока дней, а для тех, кто родил девочку – до восьмидесяти дней.

Во времена, когда Ветхий Завет был актуален, всё воспринималось с физиологической точки зрения. Так грязное тело говорило о том, что его владелец – нечистый.

Женщинам строго-настрого запрещалось ходить в церковь, а ещё – по местам, где собиралось много народу. Запрещалось, чтобы кровь проливалась в священных местах.

Указанные правила действовали вплоть до появления Иисуса Христа и до времён, когда в силу вошёл Новый Завет.

Иисус Христос разрешил посещать храм с месячными

Спаситель делал основной акцент на духовное, старался помочь людям осознать истину. Ведь он пришёл в этот мир для искупления всех человеческих грехов, в частности и греха Евы.

Если человек не имел веру, значит, все его действия автоматически попадали в категорию бездуховных. Наличие чёрных мыслей делало человека нечистым, каким бы чистым и безупречным ни была его физическая оболочка.

Храм Божий перестал восприниматься как конкретное место на Земле, а трансформировался в души человеческие. заверял людей, что душа в действительности и является Храмом Божьим, Его Церковью. При этом произошло приравнивание в правах представителей обоих полов.

Хочется рассказать об одной ситуации, возмутившей всех священников. Когда Спаситель находился в Храме одна дама, которая на протяжение уже многих лет страдала от постоянных кровопотерь, протиснулась сквозь толпу народа и притронулась к его одеяниям.

Иисус же почувствовал несчастную, повернулся к ней и сказал, что отныне она спасена благодаря своей вере. Именно с тех пор в человеческом сознании случился раскол: часть людей сохранила верность чистоте физического (приверженцы Старого Завета, которые были свято убеждены в том, что женщинам ни при каких обстоятельствах нельзя посещать храм с месячными), а вторая часть прислушалась к учению Иисуса Христа (приверженцы Нового Завета и духовной чистоты, которые стали пренебрегать данным запретом).

Когда же Спаситель был распят на кресте, актуальным стал Новый Завет, согласно которому пролившаяся кровь начала символизировать собой новую жизнь.

Что священники говорят про данный запрет?

Что касается представителей католической церкви, то они уже давно нашли для себя ответ на вопрос, можно ли в церковь с месячными. Менструация в этом случае рассматривается как вполне естественное явление, поэтому запреты на посещение церкви во время неё отсутствуют. К тому же кровь уже давно не орошает церковные полы благодаря наличию большого количества гигиенических средств.

А вот православные святые отцы никак не могут найти верное решение по этому поводу. Одни готовы привести миллион доводов, почему в церковь нельзя ходить с месячными. А другие утверждают, что в посещении Храма нет ничего предосудительного, если так хочется вашей душе.

Что запрещается делать в храме при менструации

Запреты в основном касаются чисто физических моментов. Так, исходя из соображений гигиены, женщинам не стоит опускаться в воду, чтобы окружающие не лицезрели, как её кровь смешивается с водой.

Процесс венчания достаточно длительный и не каждому ослабленному женскому организму удастся выдержать его до конца. А это в свою очередь чревато обмороками, а ещё – слабостью и головокружением.

При исповеди задействуется психо-эмоциональный аспект, а, как известно, представительницы слабого пола, во время месячных имеют немного неадекватное состояние (и ведут себя соответствующе). Поэтому, если женщина решила бы исповедоваться в это время, она рисковала выболтать много лишнего, того, о чём впоследствии долго жалела бы. Вследствие этого стоит обязательно отказаться от исповеди во время критических дней.

Так можно ли ходить в церковь с месячными либо нет?

В современном мире не редкость, когда происходит смешивание грешного и праведного. Никому не известно наверняка, кто придумал рассматриваемый запрет. Все люди воспринимают информацию в том виде, в котором им удобнее делать это.

Церковь является помещением, таким же, каким оно и было во времена Ветхого Завета. А значит, все по инерции продолжают соблюдать установленные ею правила. И стараются не посещать храм с месячными.

Но в современном демократическом мире было внесено много изменений. Если ранее основной грех в посещении церкви с месячными заключался в пролитии крови в храме, то на сегодняшний день можно полностью справиться с данной проблемой – придумано достаточно средств гигиены (тампонов, прокладок), замечательно впитывающих кровь и не дающих ей растекаться по полу святых мест. А значит, женщина больше не считается нечистой.

Однако, здесь также есть обратная сторона медали. При менструации в женском организме происходит процесс самоочищения. А это обозначает, что особа женского пола всё же считается нечистой и ей запрещено ходить в храм.

Но Новый Завет становится на сторону представительниц прекрасного пола. Согласно ему, если вы ощущаете духовную потребность притронуться к святыне, наполниться Божественной поддержкой, то допустимо посещение церкви и даже рекомендовано!

Ведь Спаситель оказывает свою помощь именно тем, кто искренне верит в него. А то насколько чистое при этом ваше тело не имеет слишком большого значения. Поэтому, получается, что приверженцам Нового Завета не запрещено ходить в церковь во время критических дней.

Однако, здесь есть некоторые поправки. Исходя из которых, если Церковь и Храм Божий – это сама душа человека, то совершенно необязательно, чтобы он посещал какое-то конкретное место, желая получить помощь. Соответственно, женщина может с таким же успехом обратиться в молитве к Господу и из своей квартиры. И если её молитва была искренней, чистосердечной, то она непременно будет услышана, причём намного быстрее, чем в случае посещения храма.

В завершение

Всё же ни один человек не сможет дать вам точный ответ на вопрос, разрешено ли в церковь с месячными. Каждый выскажет свою точку зрения на этот счёт. А исходя из этого, ответ на поставленный вопрос следует искать не в книгах и статьях, а в глубине своей собственной души.

Запрет может, как иметь место, так и отсутствовать. При этом немаловажное значение уделяется мотивам и намерениям, с которыми дама собирается идти в храм. К примеру, если её желание заключается в том, чтобы получить прощение, раскаяться в совершённых прегрешениях, то допустимо посещение церкви в любой период времени. Самое главное, чтобы душа всегда оставалась чистой.

Вообще в период менструации желательно думать о совершаемых вами поступках. Зачастую в эти дни женщина в принципе не испытывает особенного желания покидать своё жилище. Поэтому, подведём итог, что посещение Храма Божьего во время месячных допускается, но исключительно в том случае, если это действительно требуется вашей душе!

Накануне большого религиозного праздника Святой Пасхи с новой силой возникают разговоры на тему: можно ли во время ходить в церковь. Ни в одном источнике невозможно найти единого четкого ответа. Не написано в книгах, нет подтверждений, записи или другой памятки, указывающий на существования такого запрета, однако негласно он существует практически везде. Даже служители церкви не могут дать точной информации. По этому поводу существует много толкований с разными мнениями.

Не зная сути первопричины появления поверья, женщине трудно осознанно решить насколько важно его соблюдать.

Считается, что Божий храм могут осквернить три вещи:

  • мертвое тело;
  • смертельная болезнь;
  • истечения.

Читайте в этой статье

Так почему нельзя ходить в церковь во время месячных?

Откуда возник спор

В Ветхом Завете высказывается однозначное отношение, которое перекликается с традициями язычества – женщина во время месячных нечиста и ей нельзя быть в храме. Объяснялось это тремя причинами, самая обыденная из которых – нормы гигиены.

А вот две остальных — чисто духовные, философские. Согласно Ветхому Завету, Адам и Ева совершили грехопадение и потеряли бессмертие, уготованное им Богом. С тех времен человеческая природа стала поврежденной, женская менструация является подтверждением и напоминанием этого факта. Священники, строго придерживаясь нормы о том, что в Божьем храме ничего не должно свидетельствовать о смертности, греховности человека, запретили женщинам с месячными ходить в церковь.

Тема смерти отражена и в третьей причине, согласно которой мертвое тело не может осквернять церковь. А менструацию у женщины расценивают как отторжение мертвой яйцеклетки, выкидыш несостоявшегося зародыша человека.

Во времена Нового Завета меняется понимание божественной принадлежности человека. Иисус Христос, приняв на себя смерть за все грехи человеческие и вновь воскреснув, отрицает важность физического тела в стремлении человека к единению с Богом. В религиозном восприятии остаются только понятия души, духовности, Святого Духа. Поэтому естественное физическое состояние женщины, как говорится «такой ее создал Господь», не может являться препятствием для молитвы или посещения церкви. Подтверждают это словами из учения апостола Павла, утверждающего, что в человеке, созданном Господом ничего нет нечистого и «всякое творение Божие хорошо». Но отсутствие конкретного разъяснения на тему именно менструирующей женщины, не позволяет поставить окончательную точку в раскрытии этой темы в Новом Завете.

Так, на стыке двух направлений религиозных взглядов, и возник этот спор.

Все «за» и «против»

Считается, что поверье, по которому во время месячных нельзя ходить в церковь, сохранилось по инерции с прошлых староверских времен. Мол, по научению старшего поколения, молодые женщины тоже предпочитали придерживаться этой традиции.

Но ведь споры о том, можно ли посещать храм женщине в критические дни ведутся на протяжении всего времени существования христианства, привязывая его к термину «нечистоты». Кстати, это понятие применяют и в других случаях. Считается, что мать должна очиститься после родов. Если родился мальчик, то этот срок в 40 дней, а если девочка – в 60. Кроме того, «нечистым» считают и мужчину во время семяизвержения.

В Святых книгах можно встретить высказывания, поддерживающие этот запрет. Например, Святой Дионисий Александрийский во втором правиле говорит, что женщинам во время очищения нельзя входить в святой храм, и причащаться.

А Святой Георгий Двоеслов утверждал, что нужно разрешать женщинам посещать церковь во время месячных, поскольку они так созданы природой и не виноваты в этом.

Серьезные споры ведутся вокруг истории о женщине с кровотечением, описанной в Новом Завете. Рассказывается, что она притронулась к одеждам Иисуса, когда он на улице лечил других, и от этого исцелилась. Кроме того, сам Спаситель, не отверг ее, заметив это прикосновение, а, наоборот, подбодрил ее словами «Смелее, дочь!».Это можно привести в качестве доказательства, что женщина и в «критические» дни может обращаться к Господу за помощью и благословением. Но этому мнению противопоставляют рассуждение о том, что она касалась только лишь одежды Иисуса, но не его тела. А значит, «нечистой» женщине дозволено далеко не все то, что обычно.

Некоторая ясность была внесена совсем недавно на Архиерейском Совещании, которое состоялось 2-3 февраля этого года. На нем, опираясь на ряд церковных канонов, была закреплена общепринятая практика, которая предписывает воздерживаться от причащения «в состоянии женской нечистоты».

И это уже не суеверие, не древняя традиция, а четко выписанное правило, принятое собранием архиереев Православной Руси, которого должна придерживаться любая благочестивая женщина. Стоит отметить, что возбраняется совершать только самые сокровенные обряды, но не указывается, что нельзя посещать церковь.

Сейчас практически все согласны, что нужно разрешать женщинам посещать храм в критические дни, но если она из благоговения сама постарается избегать таких ситуаций, то ее можно за это ее личное решение.

Что же позволяется женщине в «критические» дни

Получив некоторую ясность в вопросе, можно ли с месячными ходить в церковь, остается открытая дискуссия: что можно делать в святом храме в такой ситуации.

Многие склоняются к мнению, что практически ничего. Запрещается прикасаться к иконам, святым книгам, ставить свечки. Считается, что храм, где совершается только Бескровная Жертва Спасителя нельзя осквернять истечением крови.

Современные средства гигиены практически исключают возможность попадание крови женщины наружу. Таким образом, некоторые священнослужители признают возможность вести себя в церкви во время месячных, как обычно. В любом случае, всегда лучше будет испросить благословения у своего наставника и последовать его совету.

Часто спрашивают: «Можно ли читать молитвы во время месячных?». Здесь никаких запретов нет, наоборот. Церковники утверждают, что если женщина в «критические» дни не молится, то тем самым помимо воли допускает к себе нечистый дух. Значит молитве ничего не может воспрепятствовать.

Стоит ли совершать таинства и обряды

Церковь имеет более строгое отношение к совершению таких обрядов:

  • Чем нежелательно заниматься во время менструации: спортом, сексом, сдавать анализы, диета, лекарства, спиртное, плавание, сауна, баня. ... Можно ли при менструации париться в бане.


  • Обычно люди идут в церковь тогда, когда они нуждаются в поддержке своей веры в Бога, хотят помолиться за своё и здравие близких, для исполнения ритуала крещения, венчания, спросить совета и просто быть ближе к Всевышнему. Православная религия в отличие от ислама не накладывает жёстких ограничений для женщин в посещении храма Господнего, но рекомендует всё-таки воздержаться от посещения церкви во время менструации. Поэтому планирование православных ритуалов христианами должно происходить с учётом дней цикла женщины.

    Можно ли и почему нельзя ходить в церковь во время месячных? – ответы на эти вопросы кроются в истоках и традициях православной веры и связаны с физической «нечистотой» женщины в этот период.

    Почему именно женщине нельзя ходить в церковь, когда у неё идут месячные?

    Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.

    Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:

    • для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
    • для женщин во время месячных выделений.

    Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.

    Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.

    Можно ли идти в церковь с месячными?

    В зависимости от того, какого мнения на счёт причины запрета придерживается настоятель той или иной церкви, принимается решение в вопросе «можно ли ходить в храм во время месячных?». Есть те священнослужители, которые не видят ничего дурного в посещении женщиной церкви во время критических дней, а есть и такие, которые категорически против такого явления.

    По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни. Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.

    На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно, но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.

    Вопрос веры несет для каждого человека свое предназначение. Посещать ли церковь или не посещать? Это решение добровольное и не подлежит обсуждению, хвальбе или порицанию. Он не зависит от национальности, пола и возраста, самочувствия и многих других причин.

    Приход к вере можем быть вызван только духовными потребностями людей, их рассуждениями о высоком. Многие люди, которые этого не делают часто и не подозревают о том, что существует ряд запретов в христианской вере, которые не позволяют делать такие посещения каждодневными или с полным удобством для мирянина.

    Вопросы на тему, что нельзя делать в церкви:

    • Почему в храмах не принято пользоваться сотовым телефоном?
    • Почему женщина должна быть в юбке и с покрытой головой?
    • Почему нельзя в церковь во время месячных?

    Попробуем разобраться в последнем вопросе поподробней.

    Почему нельзя ходить в церковь при месячных и церковные запреты?

    Ответ на этот вопрос берет начала со времен Ветхого завета. В те времена существовало несколько случаев, по которым человек не мог войти в здание церкви или храма. Например, человек больной проказой не должен был переступать ее порог. Тоже самое говорилось о мужчинах, у которых было семяистечение.

    Считались временно отстраненными от веры и те люди, которые прикасались к мертвому телу. Вспомним, что нищие и больные с гнойными и проказой всегда сидели близ храмов, но не входили внутрь. Это вызвано именно запретом церкви на посещение ее людьми с гнойными выделениями.

    Но особое отношение у священнослужителей были к женскому полу, которым было строго-настрого запрещено преступать порог церкви при маточных кровотечениях, менструациях. Не имели права приходить на служебную службу и женщины недавно родившие. Если мать стала обладательницей мальчика, то запрет был сорокадневным, а если девочку, то в два раза больше.

    Какова трактовка церкви на вопрос: почему нельзя ходить в церковь с месячными?

    Согласно христианской вере многие физиологические процессы считались нечистыми, это трактовалось ей как грех. В эти дни считалось, что женщина нечиста физически. Если многие запреты на данный момент отменены, то и в Новом завете по настоящее время сохранилось два основных запрета: нельзя посещать это место до достижения ребенком сорока дней и женщинам во время критических дней.
    Связь с этими явлениями устанавливает то, что в здании храма запрещено любое кровопролитие, будь то преступление или рана. Если там случается такая ситуация, то согласно канонам здание следует освятить.

    Что еще нельзя делать верующим женщинам в такие дни?

    Вопрос, почему нельзя в церковь с месячными, беспокоит тех людей, которые считают что в церкви гораздо важней вера, чем физиологические процессы. На сегодняшний день в ассортименте магазинов существует множество средств для женской гигиены.

    На данный период времени этот запрет практически потерял свою актуальность. Но в тоже время женщинам в критические дни нельзя совершать ряд обрядов и таинств, например, крестить детей, исповедоваться перед священнослужителем. Если первый момент связан с понятием о гигиене, то второй это представление о том, что человек во время исповеди должен проводить очищение во всех смыслах: и в духовном, и в физиологическом.

    Мнения за и против

    Что касается мнения священнослужителей на эту тему, что многие из них не могут однозначно ответить на вопрос, почему, когда месячные нельзя ходить в церковь, они говорят о том, что люди должны идти в храм вне зависимости от физиологического кровотечения и очищаться духовно. Многие противники этого вопроса убеждены, что корнями этот запрет берет начало от языческих обрядов славян, которые считали, что женщины не должны допускаться в критические дни к определенным обрядам.

    Но так как христианская вера и язычество не должны пересекаться, то этот момент запрета в корне неверен. Напротив многие священнослужители думают, что женщина в любой день должна прийти в церковь, чтобы помолиться, посетить службу, поставит свечу и т.д. Если раньше такой подход мог быть трактован тем, что женщина, не имея гигиенических средств, могла уронить капли крови на пол церкви, что действительно был негигиеничным, то сейчас далеко не многие разделяют это мнение.

    Почему нельзя заходить в церковь с месячными: резюмируя вышесказанное

    Сейчас служители церкви не накладывают строгих запретов и разделяют мнение о том, что вера не должна пересекаться с женскими физиологическими процессами, а главное это помыслы человека и его открытое сердце. Существует ряд тех людей, кто считает, что это неправильно и их мнение имеет место быть.

    О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

    На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды.

    Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

    Как решить этот вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о «нечистоте» после истечений лежит в Ветхозаветной эпохе, в Православии же этих запретов никто не вводил — они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал.

    Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более — «душа человека в крови его»). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

    Обратимся к Ветхому Завету.

    В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота - это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин (есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота - это именно то, что я обозначил).

    Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

    Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

    Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности - должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

    Так относился к «нечистоте» подобного рода Ветхий Завет.

    Христианство в связи со своим учением о победе над смертью и отказом от ветхозаветного человека, отвергает и ветхозаветное учение о нечистоте. Хри-стос объявляет все эти предписания человеческими. Прошлое - миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет - оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть - Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14:6).

    Спаситель прикасается к мертвым - вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9:22).

    Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, - говорит ап. Павел, - что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:4).

    Здесь апостол говорит о пищевой нечистоте . Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом - свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

    Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

    «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

    Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

    Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

    …Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

    В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов (именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста). Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время - и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

    «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

    Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

    Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

    То есть на Западе , а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

    На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

    Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

    Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

    «Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых . Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

    Через сто лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие "добро и чисто". «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян. 17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

    По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам "ухищрениями диавольскими", чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

    А еще через тридцать лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой "приключилось обычное женщинам", он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

    Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны - женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

    Если мы от памятников канонических и святоотеческих обратимся к памятникам более современным (XVI-XVIII вв.), то увидим, что они более благоприятствуют ветхозаветному взгляду на родовую жизнь, чем новозаветному. Например, в Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавле-нии от скверны, связанной с родовыми явлениями.

    Но все же - почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца . На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым , преподобный отвечает, что на это есть три причины:

    1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

    2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

    3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

    Так отвечает на этот вопрос известный богослов.

    Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел . Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)»?

    Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься ».

    Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя .

    Но, следует заметить, что в Православной Церкви нет определения на счет женского вопроса гигиены, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви . Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, - это не каноны Церкви.

    Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников всё же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

    Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех.

    На основе статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской «нечистоте»

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)? (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич))

    «Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, "аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы", ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом . При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9:20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено. Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой "приключилось обычное женам" причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же "приняла Св. Тайны".

    Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут "приступать к Святой трапезе" в действительности означают - причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью...»



    Просмотров