О проблеме взаимопонимания родителей и их детей. Конфликты между родителями и взрослыми детьми, проблемы взаимоотношений

Прекрасно, когда в семье царят любовь и взаимопонимание. Но достижение семейной идиллии всегда является следствием правильно построенного общения между близкими людьми. И сохранить этот гармоничный баланс сложнее всего, когда ребёнок достигает подросткового возраста.

Гормональная перестройка организма, происходящая в переходный период, очень влияет на психику и поведение ребёнка. Послушное чадо превращается в строптивого и раздражительного подростка, который воспринимает любые замечания «в штыки», спорит и огрызается и в то же время обижается по пустякам.

Данная статья адресована подросткам и содержит советы о том, как наладить отношения между родителями и детьми .

Ссоры и конфликты в семье

Для каждого человека самыми близкими и дорогими людьми являются его родители. Кто, кроме родителей, разделит с тобой и радость, и беду? Родители вовремя помогут в любой ситуации: какую бы ты ни сделал глупость, они подскажут, как её исправить, а даже небольшому твоему успеху будут искренне рады. Твои родители желают тебе только добра, и, если они бывают с тобой строгими, ты должен понимать, что они просто хотят уберечь тебя от ошибок.

Каким бы ты ни был, какими бы недостатками ты ни обладал, твои родители любят тебя и всегда готовы прийти тебе на помощь. Между тобой и родителями могут порой возникать разногласия, вы можете спорить между собой по поводу каких-то вопросов, но всё равно вы любите друг друга и нуждаетесь в поддержке и одобрении своих поступков и слов. При этом не только тебе нужна поддержка родителей, но и они часто нуждаются в твоей помощи. Очень важно побольше общаться со своими родителями - это поможет вам понимать друг друга во всех ситуациях и сделает ваши отношения намного лучше.

Проступки и наказания

Твои родители наверняка любят рассказывать о том, какими они были в детстве. При этом они повествуют тебе о том, как хорошо они учились, каких успехов достигли в спорте, как помогали своим родителям и т. д. После очередного такого рассказа мамы и папы ты начинаешь задумываться, как же так получилось, что у таких замечательных родителей, которые были такими способными и послушными детьми, мог появиться такой ребёнок, как ты. Ведь, судя по рассказам родителей, в детстве они не получали плохих отметок в школе (что иногда случается с тобой), не рвали одежду во время игры в футбол, как ты на последнем уроке физкультуры, никогда не опаздывали и, в общем, не совершали тех проступков, за которые так часто ругают тебя.

А всё дело в том, что, став взрослыми, твои родители просто забыли, что они были самыми обычными детьми, такими же, как их сын, и им хотелось бегать по двору, не думая о том, что можно порвать одежду, останавливаться возле каждой витрины по дороге в школу, забывая о том, что можно и опоздать к началу уроков, и т. д.

Так что, когда в следующий раз родители начнут тебя ругать за какой-нибудь проступок, спроси у них, не случалось ли им самим со­вершать что-нибудь подобное в детстве. Возможно, родители ответят тебе, что и они попадали в похожую ситуацию. То, что твои родители, возможно, совершали те же ошибки, что и ты, вовсе не значит, что ты ни в чем не виноват и не заслуживаешь наказания или не должен ис­править то, в чем провинился. Если твои родители вспомнят, что в дет­стве им случалось совершать те же проступки, что и тебе, это поможет им лучше понять тебя, выяснить, почему ты поступил именно так, а не иначе.

Если родители смогут понять причины твоего поведения, им лег­че будет помочь тебе и подсказать, как ты должен исправить свои ошибки.

Как правило, за проступком всегда следует наказание. Невинный и безопасный, на первый взгляд, поступок может вызвать гнев родите­лей. И если тебе кажется, что мама и папа не правы, наказывая тебя за то, что ты сделал, хорошо подумай, почему тебя наказали. Попро­буй поставить себя на место родителей, попытайся посмотреть на свой поступок их глазами - это поможет тебе понять причины гнева роди­телей, если наказание кажется тебе несправедливым.

Родители - люди взрослые и знают намного больше тебя, и хотя они, конечно, могут ошибаться, по, если мама и папа наказывают тебя за что-то, значит для этого у них есть причины, они понимают, что твой поступок был опасным или некрасивым. А тебе стоит подумать, в чём ты был неправ.

Несправедливость родителей

Несмотря на то что твои родители любят тебя, иногда они могут быть несправедливыми по отношению к тебе. Часто несправедливость родителей вызвана, как ни странно это звучит, их любовью к тебе .

Например, ты собираешься иа прогулку с друзьями, и твоя мама говорит тебе, что ты должен прийти домой ровно в девять часов. На все твои уговоры и просьбы разрешить тебе прийти хотя бы на пятнад­цать минут позже мама не соглашается. И когда ты возвращаешься до­мой и опаздываешь на десять минут, несмотря на то, что очень спешил и хотел прийти вовремя, твоя мама ругает тебя и запрещает выходить на улицу в течение следующей недели. Мамин гнев кажется тебе не­справедливым, а наказание - просто жестоким.

Но для того чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию, по­думай, почему мама требовала, чтобы ты пришел ровно в девять, а ког­да ты опоздал, наказала тебя. Если ты хорошо подумаешь, ты пой­мёшь, что мама просит тебя приходить домой с прогулки точно в установленное время, потому что она любит тебя и волнуется, когда ты гуляешь на улице, где с тобой может что-нибудь случиться.

Если какие-то поступки и слова твоих родителей кажутся тебе не­справедливыми, не обижайся на них и не старайся показывать свою обиду тем, что не будешь разговаривать с ними или делать вид, что не слышишь, когда к тебе обращаются. Лучшее средство борьбы с неспра­ведливостью родителей - общение с ними. Чтобы показать родителям, что они несправедливо обошлись с тобой, не кричи на них, не топай ногами и не плачь. Ты уже достаточно взрослый, чтобы попробовать решить свои проблемы по-другому.

Поговори с родителями, выскажи им все, что ты считаешь не­справедливым и обидным, при этом не упрекай их, а разговаривай спокойно и вежливо. Выслушав тебя, родители скорее всего объяснят, почему они так поступили с тобой и что в твоём поведении им не нравится.

Для разговора с родителями очень важно выбрать подходящее вре­мя. Если они пришли с работы уставшие или если у них какие-то не­приятности, разговор лучше отложить на другой день или перенести его на пару часов, подождав, пока мама и папа отдохнут. Уставшие или расстроенные неприятностями родители могут быть не готовы вы­слушать и внимательно отнестись к твоим претензиям и просьбам.

Для разговора с родителями выбери момент, когда они в хорошем настроении и их ничего не отвлекает - ни домашние дела, ни работа, ни увлекательный фильм по телевизору. В противном случае они толь­ко рассердятся на тебя за то, что ты отвлекаешь их от таких важных дел.

Попытайся объяснить родителям, что тебе не нравится в твоих от­ношениях с ними, какие их слова и поступки ты считаешь несправед­ливыми. И тогда у тебя есть шанс повлиять на родителей и даже ис­править создавшееся положение.

Если твои родители запрещают тебе с кем-то дружить

И опять же, решить эту проблему можно только поговорив с ро­дителями. Если ты начал дружить с каким-нибудь мальчиком, а твои мама и папа не разрешают тебе с ним общаться, попробуй объяснить им, почему ты хочешь видеть этого человека среди своих друзей. Рас­скажи родителям, что тебе нравится в новом знакомом, почему тебе с ним интересно. Познакомь родителей со своим новым другом и, когда они узнают его поближе, возможно, они изменят своё мнение о нём. Конечно, решать, с кем тебе дружить, должен ты сам, но, если твои родители против твоего нового друга, тебе стоит выслушать их мнение. А если они несправедливы в отношении твоего приятеля, попробуй объяснить им, что они ошибаются: не такой уж он плохой, твой новый Друг.

Твои родители слишком сильно заботятся о тебе

Твои мама и папа любят тебя и хотят, чтобы у тебя в жизни всё сложилось хорошо и удачно. Они боятся, что ты совершишь те же ошибки, что и они в твоём возрасте, или наделаешь свои собственные. Поэтому родители пытаются защитить тебя от различных опасностей, которые могут угрожать тебе повсюду: в школе, на улице, дома. Они постоянно интересуются тем, как твои дела в школе, с кем ты дружишь и играешь во дворе, следят за тем, чем ты занимаешься дома. А тебе иногда так хочется стать более самостоятельным, избавиться хоть не­надолго от постоянной опеки и внимания взрослых!

Попробуй сделать что-то, что позволит родителям относиться к те­бе с бóльшим уважением и доверием. Это может быть совсем не труд­ное дело, например, сходи в магазин за продуктами или самостоятель­но сделай уборку в своей комнате. Главное, дай родителям понять, что многое ты можешь делать сам, без постоянного контроля и проверки с их стороны. Своими поступками и делами ты сможешь показать роди­телям, что имеешь право на собственные ошибки. Но не забывай, что ты все-таки еще ребёнок и очень многие вещи для тебя, действительно, пока находятся под запретом и во многих занятиях тебе нужна помощь взрослых и, в первую очередь, твоих родителей. Если тебе очень хо­чется заняться чем-то, что тебе пока не под силу, не отказывайся от по­мощи родителей.

Если твои родители ссорятся между собой

Поссориться могут даже люди, которые очень любят друг друга. Если твои родители поругались между собой, тебе лучше не участво­вать в их ссоре. Конечно, видеть, как ссорятся родители, очень непри­ятно, но не стоит винить в этом себя или думать, что твои родители пе­рестали любить друг друга и тебя.

Когда родители успокоятся, поговори с ними, объясни, как ты пе­реживаешь из-за их ссоры, как бы тебе хотелось, чтобы мама и папа помирились, и скажи, что ты любишь их обоих. Когда твои родители поссорились, не становись на сторону мамы или папы. Ссора родите­лей - в первую очередь их личное дело и найти выход из положения, в котором оказались твои родные после ссоры, должны они сами.

Главное, ты должен помнить, что, несмотря на ссору между твои­ми родителями, и мама, и папа продолжают любить тебя по-прежнему и тебе не стоит менять отношение к кому-то из них из-за того, что они поссорились.

А также не стоит искать виноватого в том, что ссора все-таки про­изошла: виноваты они оба. Понимаешь, иногда взрослым людям хочет­ся выплеснуть эмоции друг на друга, поэтому и происходят ссоры. Все­гда имей в виду, что папа и мама рано или поздно помирятся.

Развод родителей

К сожалению, иногда ссоры перерастают в серьёзный конфликт. Мама и папа почему-то не хотят мириться, хотя ты этого очень хочешь. В довершение ко всему они ещё решают развестись. Они больше не хо­тят жить вместе, делить радости и печали. Это очень тяжело не толь­ко для них самих, но особенно для тебя. Если твои родители решили развестись, тебе не стоит очень сильно переживать из-за этого.

Если твои родители изменили отношение друг к другу и решили расстаться, это вовсе не значит, что ты теряешь того из них, кто теперь станет жить в другом месте, твои мама и папа наверняка не перестанут тебя любить, и ты сможешь общаться с ними по-прежнему.

Отнесись к разводу родителей с пониманием. Конечно, твоя жизнь теперь изменится, но со временем ты сможешь привыкнуть к ней. Со­гласись, лучше пореже встречаться с кем-то из родителей, чем жить с ними обоими и быть свидетелем их бесконечных ссор. А встречаясь с тем из родителей, который будет жить отдельно от тебя, ты сможешь делиться с ним всеми своими проблемами и переживаниями, рассчиты­вая на его помощь.

Если же твоя мама или папа после развода не навещают тебя, не думай, что в этом виноват ты и что они не хотят тебя видеть. Дай ро­дителям время на то, чтобы они разобрались в себе и в своей новой жизни, и ни в коем случае не считай, что твоя жизнь разрушена. При случае скажи родителям, что переживаешь вместе с ними и хочешь продолжать общаться с ними обоими. Пойми, в том, что они решили расстаться, нет твоей вины, поэтому ты не должен из-за этого страдать.

Все проблемы решает любовь

К этому утверждению трудно что-то добавить. Если ты любишь своих родителей, ты сможешь простить им их ошибки и какие-то не­справедливые наказания, которые они совершали в отношении тебя. Пойми, что ближе них у тебя никого не будет, кроме, конечно, .

Наверное каждая семья мечтает о хороших и гармоничных отношениях со своим ребенком. В нашей статье мы разберемся как развиваются взаимоотношения между детьми и родителями и какие могут возникнуть проблемы.

Взаимоотношения между родителями и детьми

Развитие взаимоотношений между родителями и детьми начинается прямиком с момента появления их на свет. С маленькими детьми обычно отношения складываются легко. Малыш очень сильно зависит от мамы, она в свою очередь всегда заботиться о нем. Между ними теплая и прочная связь. Очень редко возникает чувство отдаленности. Пока ваш ребенок ходит в садик, обычно все тоже хорошо складывается в отношениях мамы и папы. Чтобы никогда не терять доверительных и теплых чувств друг к другу, родители должны постараться поддерживать малыша во всех возникающих у него сложностях и трудностях. Делитесь своим жизненным опытом и накопленными знаниями, чтобы ребенку было легче справляться с проблемами.

Не следует указывать ребенку как именно нужно поступать в различных ситуациях, достаточно просто интересоваться и принимать участие в жизни ребенка, чтобы он учился самостоятельно преодолевать трудности и получал собственный жизненный опыт.

Хорошие отношения между родителями и детьми зависят от нормального воспитания и правильного отношения родителей. Воспитание малыша начинается с момента появления его на свет и продолжается до достижения им 18 летнего возраста, другими словами до его совершеннолетия. До 3 лет у ребенка формируется основа личности, появляются задатки характера. В возрасте от 3 до 7 лет важно правильно и аккуратно корректировать формирование его личности.

У большинства здоровых семей родители и дети связаны ежедневным и частым общением друг с другом. Такие тесные контакты способствуют развитию доверия, душевного единения, согласованности действий и стремлений в жизни. В основе таких отношений лежат чувства родительской любви и заботы, чувства материнства и отцовства и привязанности детей к родителям.

Проблема взаимоотношения родителей и детей

Давайте разберемся из-за чего могут возникнуть проблема взаимоотношения родителей и детей и какое воспитание считается неправильным.

Многие родители по своей необразованности часто совершают ошибки в воспитании своего ребенка. Одни занимаются гиперопекой и слишком тревожатся о своем ребенке, донимая его чрезмерным вниманием. Пытаются оградить от сложностей, тем самым лишая его возможности получиться свой собственный опыт. Другие наоборот не хотят принимать участие в жизни малыша и пускают все на самотек. Третьи слишком сильно наседают на ребенка своими советами и учат как надо жить.

Вам следует понимать, что ваш ребенок - это в первую очередь личность и не следует навязывать ему свое мнение и пытаться воплотить в его жизни свои несбывшиеся мечты и желания.

Часто родители отдают своего ребенка именно в те кружки и секции, которые сами посещали будучи детьми. В свою очередь у ребенка могут быть другие интересы и предпочтения и такое навязанное мнение вызовет конфликт. Больше давайте свободы выбора ребенку, не нужно постоянно за него решать, пусть он учиться сам справляться с проблемами, а вы должны просто помогать.

Рассмотрим основные причины возникновения конфликтов:

  • Дисгармония семейных отношений. Появляется из-за негативного характера отношений между родителями, растет психологическое давление и возникает постоянное беспокойство у ребенка.
  • Диструктивность в воспитании. Выражается в сильных разногласиях мамы и папы по вопросом воспитания ребенка. Важно, чтобы действия родителей были последовательны и адекватны, а также были обоюдно согласованы.
  • Возрастные детские кризисы. Как правило они случаются в год, три года, семь лет, при половом созревании в 12-14 лет, и в подростковом возрасте 15-17 лет. В этот период у ребенка идет переход от одного этапа развития к другому.

Давайте поговорим о путях решения проблемы взаимоотношений. Вам нужно обязательно определиться со стратегией воспитания, а именно определить, кто в вашей семье будет миротворцем, который всегда должен стараться прекращать все конфликты и “сглаживать углы”. Чаще всего в семьях в этой роли выступают мамы. Также определить, кто в семье должен быть более строгим и обладать чуть большим авторитетом для ребенка. Но это не говорит о том, что ребенок должен постоянно бояться этого человека. Если вы будете гармонично совмещать методы воспитания, то станете главным источником получения знаний и выбора правильной жизненной позиции для ребенка.

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

МКОУ «Вольновская СОШ»

Межрегиональная научно – практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

МКОУ «Вольновская СОШ»

Руководитель:

учитель обществознания

МКОУ «Вольновская СОШ»

Введение 3

1.Проблема: «Отцы и дети». 5

1.1.Взаимоотношения родителей и детей 5

1.2.Причины конфликтов. 8

2. Проблемы у учащихся школы. 11

2.1.Анализ проблемы. 11

2.2.Пути решения проблемы. 14

Заключение 16

Литература 17

Приложения 18

Введение

Взаимоотношения отца и сына – вещь не простая,

и чтобы достичь его, требуется немало усилий с обеих сторон.

Дж. Олдридж

Проблема «отцов и детей» - это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Каждое поколение живет в свое время, а «времена не выбирают, в них живут и умирают». Поэтому у каждого поколения есть своя система взглядов и ценностей, очень важная для него, и эту систему ценностей каждое поколение готово отстаивать. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия . Частенько дети, перенимая жизненный опыт своей семьи, в то же время стремятся освободиться от давления взрослых, отринуть все, что было до них. Всегда, кажется, что я-то уж свою жизнь построю по-другому: лучше, интереснее, насыщеннее, ярче. И очень хочется, как можно раньше все решать самостоятельно.

Проблема «отцов и детей» возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе , в обществе в целом. С первых дней жизни ребенка учат. Дома родители, в детском саду воспитатели, в школе учителя. В итоге наступает момент, когда поучения перестают восприниматься и вызывают отторжения. Обычно это происходит в тот момент, когда ребенок начинает ощущать себя личностью, у которой есть право выбора. Выбор подразумевает собственную ответственность за поступок. (1, с. 10-11)

Я часто слышу от своих сверстников, что часто у них возникают разногласия с родителями. И у меня тоже иногда возникает не понимание своих родителей. Меня заинтересовала эта проблема, и я решила помочь своим сверстникам и разобраться самой в этой проблеме.

Проблема исследования состоит в следующем: как эффективно осуществить воспитание детей в современной семье.

Цель - выявление путей решения проблемы взаимоотношений родителей и детей.

Для достижения цели предполагаем решение следующих задач:

Выяснить смысл проблемы, её причины;

Раскрыть пути решения проблемы;

Объект исследования – взаимоотношения детей и родителей в современных условиях.

Предмет исследования - являются пути снижения проблемы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитанию ребенка в современной семье можно придать управляемый характер, если педагогические воздействия будут построены на основе индивидуально личностного подхода.

Практическая значимость работы состоит в ряде выводов, способствующих решению проблемы для учащихся нашего села, школы.

О проблеме: «Отцы и дети» много материала, а вот о конкретных мерах по решению проблемы не так много. Во время исследования мы работали в центральной библиотеке, провели анкетирование среди учащихся школы. Наша работа носит исследовательский характер.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения. Содержит таблицы, список использованных источников из 6 наименований.

1.Проблема: «Отцы и дети».

1.1.Взаимоотношения родителей и детей

Проблема отцов и детей всегда волновала человека. Но именно на сегодняшний день она является одной из самых важных тем. Подросткам присущи свои трудности и проблемы, но они также могут доставлять радости и награды. Подростковый возраст – это бурное время. Подростки переживают эмоциональные взлёты и падения. Юноши и девушки хотят быть более независимыми, им могут, не нравится ограничения, которые накладывают на них родители. Однако такие подростки ещё не опытны и нуждаются в любящей, терпеливой помощи родителей. Да, подростковые годы могут быть волнующим временем, но они могут также быть и временем замешательства не только для родителей, но и для подростков. Проблема отцов и детей издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей.

С одной стороны, отцы (разумеется, и матери) подарили детям жизнь, воспитали, дали образование, помогли поставить на ноги и дали путевку в огромный мир, где так легко затеряться и даже погибнуть без их помощи. С другой стороны, родители хотят по инерции контролировать детей, навязывать свои жизненные программы, учить уму-разуму, постоянно делать замечания, влиять на выбор друзей, подруг, будущих супругов, род занятий, интересов и увлечений. Даже если родители образованны, умны и мудры, и не только на словах, но и на деле предоставляют отпрыскам желанную свободу, все же помимо воли сковывают их самостоятельность и мешают реализовать планы, программы. Потому дети рано или поздно уходят: кто-то со скандалами и желанием отстоять свое право на выбор собственной судьбы, а кто-то с теплом и благодарностью.

Отцы и дети принадлежат к разным поколениям, и у них различная психология. Среди них нет хороших и нет плохих, они просто разные, причем каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии.

Если в раннем детстве этот изначально заложенный семейный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее. Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но, чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях. Под одной крышей становится тесно. Семейные конфликты между поколениями предопределены и неизбежны. Весь вопрос, в какой форме они проходят.

В гармоничной семье умные уравновешенные родители умеют выстроить отношения единой команды, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родите­лей будут дополнять друг друга, и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, занять какое-то место в социуме, духовно совер­шенствоваться.

В семье, где у родителей преобладают такие черты, как раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую. Он может быть бурным, острым или вялотекущим, хроническим. Это зависит от силы «ошибки» интересов и темперамента личностей. Если семейный конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, отношения между сторонами резко ухудшаются, родители и дети наносят друг другу такие психологические травмы, что в дальнейшем примирение делается маловероятным.

Сложности переходного возраста начинаются тогда, когда молодежь пробует изменить уклад жизни и навязывает свой порядок, в котором родителям отводится второстепенная роль. Сына может не устраивать авторитарность отца, которую он терпел в детстве, скупость матери, ограничивающей в карманных расходах, придирчивость обоих родителей к внешнему виду или манере разговаривать. Дочь может быть недовольна тем, что мать все еще считает ее маленькой, хотя сама девочка полагает, что давно выросла. Детям кажется, что они слишком долго подчинялись родительскому диктату, а теперь пришел час их свободы.

Родители, привыкшие, в свою очередь, полностью управлять семейной лодкой и попеременно делить место у руля, не могут принять тех изменений, которые произошли с повзрослевшей «командой». Отпрыски стали дерзить, меньше помогать по дому, а больше требовать, приносить в пространство жилья ритмы, традиции улицы. А на это родители часто не могут согласиться. К тому же напряжение, связанное с борьбой двух жизненных программ (обычно это бывает трудовая программа родителей и развлекательно-потребительская программа детей-подростков), усугубляется ощущением неблагодарности, которое чувствуют родители.

«Я столько лет убила на тебя, переживала, тянула, стремилась поставить на ноги, вывести в люди, деньги за институт платила, а в результате что?» - в отчаянии восклицает мать великовозрастного сына, которого отчисляют из института за регулярные пропуски и неуспеваемость. Но в ответ - наглая усмешка и обидные слова: «Я тебя не просил меня рожать!» Отец, который ездил с сыном на рыбалку, катался на лыжах, вдруг наталкивается на пренебрежительный тон и категоричное нежелание проводить вместе с родителями выходные и помогать в работах на даче. (3. С. 34-36)

1.2.Причины конфликтов.

Почему же возникают конфликты между родителями и их детьми? Кроме общих причин, вытекающих из рассмотренных выше, выделяют психологические факторы конфликтов.

1. Типы внутрисемейных отношений – существуют гармоничные и дисгармоничные. В гармоничной семье, устанавливается подвижное равновесие, распределение психологических ролей, способность членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи – вытекает из негативного характера супружеских отношений. Уровень психологического напряжения влечет за собой невротические реакции членов семьи, чувство постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания .

· Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

· Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

· Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

· Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждения.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности . Как правило, это переходный период от одного этапа развития ребенка к другому. В эти периоды дети становятся непослушными, капризничают, раздражаются, вступают в конфликты с окружающими (друзья, родители, посторонние), упрямятся.

Периодичность возникновения конфликтов привязывается к определенным возрастам:

· Кризис первого года жизни (переход от младенчества к раннему детству);

· Кризис «трех лет» (от раннего детства к дошкольному возрасту);

· Кризис 6-7 лет (от дошкольного к младшему школьному возрасту);

· Кризис полового созревания (от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);

· Подростковый кризис 15-17 лет.

4. Личностный фактор .

Личностные особенности, как родителей, так и детей влияют на конфликтность или бесконфликтность. Среди родительских выделяют несколько типов:

· Консервативный способ мышления – приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам;

· Ортодоксальность убеждений.

Среди детских встречаются: низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций, непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.

Получается, что конфликты, которые рассматриваются, являются результатом ошибок, как родителей, так и детей.

· Оптимальный тип отношений родителей и детей;

· Проникновение родителей в интересы детей (не потребность), а дети делятся своими мыслями;

· Родители вникают в заботы детей, а дети отстраняются (обоюдное недовольство);

· Дети желают делиться с родителями, а те отстраняются;

· Поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – родители правы;

· Поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – но правы дети;

· Самоустранение с обеих сторон – родители не вникают в проблемы детей, но и дети не противятся этому.

Подростковый возраст наиболее часто приводит к конфликтным столкновениям:

· Неустойчивое родительское отношение – постоянно меняются критерии в оценке ребенка;

· Сверхзабота;

· Неуважение прав на самостоятельность – полный контроль и постоянные указания;

2.5.Оказание помощи образовательным учреждениям в организации и управлении учебно-воспитательным процессом.

2.6.Сотрудничество с другими социальными институтами, общественными организациями по формированию у населения ответственного отношения к исполнению родительских обязанностей.

III. Компетенция совета

3.1.Совет для выполнения возложенных на него задач имеет право:

участвовать в разработке органами местного самоуправления проектов долгосрочных целевых программ и иных муниципальных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства;

запрашивать у юридических и физических лиц информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

привлекать к своей работе специалистов отраслевых (функциональных) и территориальных органов Полтавского муниципального района, в компетенции которых находятся рассматриваемые вопросы;

принимать участие в мероприятиях, проводимых отраслевыми (функциональными) и территориальными Полтавского муниципального района, по вопросам, относящимся к компетенции совета;

осуществлять иные мероприятия в соответствии с действующим законодательством.

IV. Порядок организации работы совета

4.1.Совет состоит из председателя, сопредседателя совета, заместителя и членов совета, работающих на общественных началах. Персональный состав совета утверждается постановлением главы муниципального образования «Вольновское сельское поселение» Полтавского района Омской области.

4.2.Деятельностью совета руководит председатель совета, осуществляющий непосредственное взаимодействие между советом и муниципальным образованием «Вольновское сельское поселение» Полтавского района Омской области. В отсутствие председателя совета его обязанности исполняет заместитель председателя совета.

4.3. Глава муниципального образования «Вольновское сельское поселение» является сопредседателем совета.

4.4.В состав совета входят родители-отцы (законные представители) детей.

4.5.Протокол заседания совета ведется секретарем совещания, который назначается председателем на каждом совещании совета из числа его членов.

4.6.Решение совета оформляется протоколом, подписывается секретарем и утверждается председателем совета. Решения совета носят рекомендательный характер.

4.7.Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание совета правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов. По итогам заседаний совет принимает решения простым большинством голосов присутствующих на заседаниях совета.

4.8.Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании совета и утверждается его председателем.

4.9.Контроль за выполнением плановых мероприятий осуществляет заместитель председателя совета. Результаты проводимых советом плановых мероприятий оформляются в виде протоколов, справок, служебных записок и иных информативных документов и доводятся до сведения председателя совета.

4.10.Протоколы заседаний совета и другие документы, регламентирующие деятельность совета, хранятся у председателя совета.

Все проблемы взаимоотношений детей и родителей невозможно перечислить в одной статье. Даже если написать книгу, она вряд ли сможет вместить все грани взаимодействия взрослого и ребенка. Однако все же есть во всех этих проблемах некая схожесть, которую, если присмотреться, можно таки обнаружить. Понимая корневые процессы формирования взаимоотношений между родителями и детьми, мы уже можем многое: избежать фатальных ошибок, сформировать правильное общение, задать верный тон. В этой статье мы предлагаем читателям рассмотреть все проблемы родителей и детей с помощью современного психолоанализа - системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Какие возникают типичные проблемы между родителями детьми?
В чем разница между ребенком, подростком и уже взрослым ребенком во взаимодействии с родителями?
Какие проблемы нам несет нарушение добрых взаимоотношений между родителями и детьми? Как избежать этих проблем?

Несомненно, что у родителей и детей есть множество проблем, а это значит только одно - необходимо искать их решение. Для начала новость хорошая - какая бы проблема не была, вы явно не первые, кто с ней столкнулся. Уже есть кто-то в этом мире, кто не только почувствовал ее, но много чего попробовал для решения, наработав свой опыт проб и ошибок. Есть новость и плохая - мир перенасыщен информацией по любому поводу, в том числе и о проблемах общения родителей и детей. Не вся эта информация полезна, некоторая - вводит в заблуждение. Попробовать все методики воспитания и решения проблем не хватит жизни: дети просто напросто вырастут.

Вот и приходится балансировать на очень хрупкой грани разделения: с одной стороны искать и применять новейшие, лучшие способы развития детей, с другой стороны - уметь понять, что действительно сработает, будет иметь эффект в данном конкретном случае. Как показывает опыт множества родителей единственной опорой тут может стать понимание психологии. Причем не только детей, но и своей собственной. Ведь проблемы во взаимоотношения возникают не только из-за того, что дети не поддаются влиянию, но и из-за того, что родители их оценивают через себя.

Поговорим о взрослых: все проблемы из детства

У каждого человека есть свои желания. Более того, мы живем по принципу наполнения этих желаний. Хочется получать хорошую зарплату, хочется любить и быть любимым, хочется, хочется, хочется. Если удается реализовать свои желания, мы ощущаем счастье, радость, удовольствие. Если же не получается, то мы несчастны. А поскольку жизнь - это сложный, запутанный процесс, то в большинстве случаев пока больше не удается, чем удается.

Когда у нас рождаются дети, мы хотим для них всего самого лучшего. Чтобы они были счастливы, чтобы у них было больше радости. За редчайшим исключением взаимоотношения между детьми и родителями построены именно на этом: желании взрослых задать ребенку лучшую жизнь, чем у него самого. Но получается это не всегда. И причин для этого несколько. Самая основная - у детей и родителей почти всегда разные желания. Это обуславливается психотипом, векторальным набором , который очень косвенно зависит от наследственности. Врожденные желания детей и родителей не просто разные, они иногда бывают контрарны по своей природе. Поэтому уже с раннего детства могут начаться проблемы. Вот, например, шустрая и очень ловкая мама с кожным вектором и спокойный, усидчивый ребенок с анальным вектором. Чем больше мама пытается ускорить (а для нее время и его экономия - большая ценность) своего малыша, тем больше он тормозит (для него главное – делать качественно, а быстро качественно делать ой как сложно). Или другой пример, замкнутый на своих мыслях папа-интроверт со звуковым вектором и экстравертированный, эмоциональный ребенок со зрительным вектором. Ребенку необходима эмоциональная связь с отцом, его участие, его улыбка, а вместо этого перед ним - сплошная глыба льда.

Вторая причина - это ожидания родителей от детей какого-то определенного результата. Это бывает очень по-разному, но суть взаимоотношения от этого не меняется - перенос своего представления об идеальном сценарии жизни на ребенка. Скажем, кожно-зрительной маме очень сильно хотелось стать балериной, но у нее это не получилось: не отдали в детстве в балетную школу, а потом уже было поздно. С рождением дочки она прилагает все усилия, чтобы дать эту судьбу ребенку. Или, например, папа с анальным вектором, всю жизнь мечтавший о сыне, вдруг замечает, что его ребенок жалеет жучка и может расплакаться, если его убьют. Он начинает педалировать в нем мужественность, отдает его в борьбу, придирается к поведению.

Очень редко родителям получается "попасть" в желания ребенка. В большинстве же случаев - воспитание происходит по наитию, а это значит, что обид, неприязни, злости не избежать в принципе. Научившись же точно разделять желания детей, можно найти баланс и задавать им действительно счастливую жизнь в будущем.

Поговорим о детях: разные проблемы во взаимоотношениях на разных этапах их взросления

Даже самые маленькие дети тоже имеют желания. Еще не развитие, не ограниченные, очень эгоистичные. Им только предстоит развиться в свои противоположности. Нужно понимать, что этот процесс проходит в несколько важных, но очень разных по своей сути этапов. На каждом этапе свои особенности взаимоотношений между родителями и детьми и часто они прямо противоположны. Однако же родители, по незнанию, делают переносы, ощущая своего ребенка всегда, как несознательного малыша.

Период первый: когда ребенок - еще ребенок.

Маленький ребенок уже с пеленок несознательно любит родителей, тянется к ним, и, по мере взросления, боготворит их. Папа для него самый сильный, мама - самая добрая и хорошая. Даже обижаясь, злясь, падая в истерике , крича, что ненавидит, что мамка плохая, любой ребенок ВСЕГДА тянется к родителям. Это желание можно легко объяснить: дети получают от своих родителей (в первую очередь от мамы) ощущение защищенности.

В этот период взаимоотношения родителей и детей должны быть построены на максимальном использовании этой зависимости, больше удобного случая не представится. Конечно, без ограничений, наказаний, уловок не обойтись. Но любой ребенок, если найти к нему подход и понять его желания, очень легко обучается жизни. В этот период ему можно задать нравственные ориентиры, приучить ставить цели и добиваться их, научить видеть жизнь, как развитие.

Период второй: когда ребенок - уже не ребенок, а подросток.

Как сделать так, чтобы взаимоотношения между родителями и детьми стали безукоризненными?

Время летит незаметно, а дети растут очень быстро. И с такой же быстротой сменяются проблемы взаимоотношений детей и родителей: от простейших до самых сложных. Прекрасным инструментом для формирования правильного, гармоничного взаимодействия ребенка и родителя, сегодня является системно-векторная психология Юрия Бурлана. Полный онлайн тренинг дает любому взрослому человеку даже без специализированного образования основы понимания психологии собственных детей. Вступительная, ознакомительная часть бесплатна и для доступа не нее, необходима только регистрация, которую можно пройти .

Помните, какие бы трудные взаимоотношения между родителями и детьми не были, они никогда не бывают безнадежными. Все можно исправить, на все в жизни можно повлиять . Если хотите получить больше информации, подписывайтесь на нашу рассылку в форме под этой статьей.

1. Ведение.

2. Основная часть.

Воспитание. Роль семьи в обществе.

Детская любознательность.

Домашнее задание.

Внимательность ребенка.

Трудность в общении.

Любить детей – это так просто.

Эстетическое воспитание ребенка.

3. Заключение.

4. Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ.

Проблема отцов и детей существовала извечно. По этому поводу очень много говорилось и писалось раньше, очень много пишется и говорится сегодня.

На мой взгляд, эта тема намного актуальнее сегодня, нежели ранее. Это связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в обществе в котором мы живем.

Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных семьях, но и в вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и детьми. Часто сами родители не могут справиться с этими трудностями. Очень хорошо, если в школе есть свой психолог. Он может помочь и найти вместе выход из создавшейся ситуации. Но если его нет, тогда именно учитель начальных классов приходит на помощь. Он должен быть готов к различного рода осложнениям, трудностям которые возникают между родителями и детьми.

Объектом моей работы является процесс семейного воспитания.

Предметом исследования является взаимоотношения между родителями и детьми младшего школьного возраста.

Цель работы: выявить ситуации, которые могут быть конфликтными при воспитании и способы реагирования в них.

Задачи исследования:

1. Обобщить информацию;

2. Описать опыт воспитания;

3. Исследовать особенности детско-родительских отношений;


Воспитание. Роль семьи в обществе.

«Воспитание – это прежде всего человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания.»

В.А. Сухомлинский

Те случаи, когда ребенок идет в школу не с радостью, а с опасением, как правило, следствие досадных ошибок взрослых. Неоправданно представлять малышу школьную жизнь как источник развлечений и радостей; но еще хуже заранее подчеркивать и предсказывать те трудности и беды, которые его там ждут.

Недопустимо поступают те родители, которые – пусть ненамеренно – воспитывают у ребенка негативное отношение к школе. «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся!», «Попробуешь ты там не послушаться!» - говорит мать, раздосадованная капризами сына. «Ну и что из того, что он не пришел вовремя - защищает бабушка внука в разговоре с отцом, - пусть поиграет, побегает вволю. С осени в школу, там его никто не пожалеет». А внук слушает это …

Запугивание суровостью школьной дисциплины, трудностями учения, неуместная жалость по поводу предлагаемых строгостей – все это может сделать ребенка беспомощным при столкновении с первыми же трудностями в учении. Позиция взрослых должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть ребенок заранее почувствует: дома понимают важность его новых обязанностей, ждут от него старания и ответственности, верят в его силы и готовы прийти на помощь.

К сожалению, встречаются такие родители, которые вообще оберегают своих детей от выполнения каких-либо обязанностей. Порой это связано с тем, что у родителей практические соображения берут верх над воспитательными. («велела я вчера своей Танюше вытереть посуду. Знаете сколько времени у нее на одну тарелку уходит? У меня давно вся посуда в шкафу стояла бы. Быстрее самой сделать, чем ее ждать.»)

Действительно пока ребенок не овладел как следует порученным ему делом, старшим не редко кажется, что проще это выполнить самим. Но так ведь ребенок никогда не приучится в выполнению своих обязанностей. Конечно, они должны быть посильными для ребенка и не отнимать у него слишком много времени, но исполнение должно быть обязательным.

Взрослые должны учитывать особенности этой ситуации. Слова «опять не стараешься», с которыми мы порой так легко обращаемся к ребенку, обидны для него, потому что чаще всего они не справедливы; старание непременно должно быть замечено! Но нам следует явственно показать ему другое; оценивается прежде всего то, что получилось, результат работы. Школьника надо научить сопоставлять выполненную работу с теми или иными образцами (скажем, написанные им буквы – с прописями и т.д.). Из такого сопоставления определится и ближайшая цель: не вообще «научится хорошо писать», а конкретно – не допускать тех или иных ошибок. Выделение последовательности таких целей помогает ребенку: они как бы направляют его работу и позволяют пережить столь важное чувство успеха, когда цель достигнута, когда умение освоено. Разумеется, этот успех следует заметить и взрослым: их одобрение является сильным «подкреплением» в первую пору учения. Здесь уместно сказать о том, как следует относиться ко всякого рода дополнительным занятиям с первоклассниками. В школе такие занятия обычно проводятся с отстающими учениками: да и дома, так или иначе, какую-то часть работы школьнику порою приходится не раз и не два переделывать, чтобы достичь требуемого результата. Существенно здесь вот что: чтобы такая работа не воспринималась детьми как наказание. Постарайтесь избежать даже отзвука наказания при контроле за дополнительной работой первоклассника! Не надо выговаривать ему: «Плохо написал, не стараешься! За это перепиши два раза». Полезнее спокойно сказать «Это буква у тебя еще плохо получается. Надо поучиться. Напиши еще три строчки и будь внимательнее».

Детская любознательность.

Вопросы детей справедливо рассматриваются как проявление любознательности, стремление понять окружающий мир. На вопросы малышей-почемучек, взрослые обычно любят отвечать, хотя эти вопросы порой ставят их в тупик. Но не следует думать, что с переходом ребенка в школу, родители могут позволить себе отдохнуть в этом отношении. Напротив, их отношение к вопросам ребенка, должно стать глубже и серьезнее – нужно стремиться на эти вопросы отвечать как можно полнее, интереснее и так, чтобы возникали новые вопросы и стремление к самостоятельному поиску ответов.

Домашнее задание.

Не секрет, что иногда приготовление домашнего задания занимает у младших школьников чрезмерно много времени, а это приводит к перегрузке детей и даже отражается на их здоровье, хотя время предусмотренное для ежедневной домашней работы Уставом средней общеобразовательной школы не должно превышать в первом классе одного часа, во втором – полутора часов, в третьем – двух часов.

Сейчас мы оставим в стороне то, что очень часто на выполнение домашнего задания идет слишком много времени потому, что выполнение домашних заданий просто плохо организованно (об этом мы будем говорить специально – здесь уже все зависит от родителей).

Дело еще в том, что если задание не подготовлено всей предшествующей работой к классе и ребенок не знает достаточно точно как его выполнит, то к приготовлению уроков в «пожарном порядке» привлекаются старшие, которые в данном случае также не имеют ориентиров верного выполнения задания и не могут даже спросить у ребенка: «А как вы это делали в классе?». Часто их требования и объяснения не совпадают с объяснениями и требованиями учителя, а это приводит к конфликтам между ребятами и «домашними учителями» - родителями. Создавшаяся атмосфера эмоциональной неудовлетворенности, отрицательное отношение к приготовлению домашнего задания, которое затем переносится и на школьные занятия вообще.

Из сказанного следует несколько выводов для родителей. Если в течение достаточно длительного времени они наблюдают, что их ребенку дома приходится как бы заново открывать учебный материал, то их должно насторожить: что-то явно не в порядке. Возможно ребенок пассивен в классе, просто «отсиживает» уроки. Своевременные сигналы родителей помогут педагогу вовремя перестроится, найти новый выход из положения…

Об успешности домашней работы родители как правило судят по отметкам с которыми дети возвращаются домой. И им естественно хочется чтобы эти отметки были хорошими.

Разобраться в заданном ребенок должен сам. Если родители, руководствуясь самыми благими намерениями, чересчур активно вмешиваются в подготовку домашних заданий, не дают ученику как следует подумать, подсказывают решение задачи, а иногда просто выполняют всю работу, то маленькому школьнику остается единственная «самостоятельная» обязанность – переписать сделанное родителями в тетрадь. Поэтому хочется порекомендовать родителям проявлять больше осторожности в руководстве в подготовке домашних заданий детей.

Внимательность ребенка.

«Детская книга – могучее орудие воспитания. Детский возраст – возраст, когда все впечатления воспринимаются особо остро и оставляют глубокий след на всю жизнь». Н.К. Крупская

Правильно поступают те родители, которые с самого начала дают ребенку понять что по всей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые.

1. Ребенок еще до школы должен быть приучен к тому, что когда родители заняты, им нельзя мешать. Нередко приходится видеть семьи, где ребенок не умеет себя занять, непрерывно требует внимания взрослых, чем бы они ни были заняты, не давая им ни минуты покоя.

2. Создайте в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому.

Очень важно выработать у ребенка быстро переключатся с одного дела на другое. Конечно ребенок есть ребенок, а родители не обращают на это внимание. Пришел с прогулки, начал снимать валенки – и пошел скакать на одной ноге по комнате: Ах как смешно болтается полунадетый валенок. Пошел мыть руки, и заигрался с бахромой полотенца.

Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен, иначе то же самое будет твориться и во время занятий; то захочется установить карандаш в вертикальном положении, то голубя из промокашки сделать. И конечно родители не могут ограничиваться только одними замечаниями, предоставляя в тоже время ребенку возможность вести себя как ему вдумается. Но вместе с тем не впадайте в крайности; не ставьте ребенка под град замечаний и указаний. Нужно добиться чтобы все необходимое он сделал с первого же напоминания.



Просмотров