Органы госвласти. Государственные органы, не являющиеся органами государственной власти

Федеральные органы власти -- органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне.

Конституционную систему федеральных органов государственной власти по горизонтали образуют: а) Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - представительный и законодательный орган государственной власти; б) Президент, Правительство и другие органы исполнительной власти Российской Федерации и в) федеральные суды (Конституционный Суд РФ, система арбитражных судов России и система судов общей юрисдикции, кроме мировых судей которые относятся к судам субъектов РФ),

Законодательная власть в РФ представлена высшим законодательным органом: Федеральным собранием, который состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории РФ.

Исполнительная власть в РФ представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти -- федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству РФ, утверждает Президент РФ.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти.

Как в любом государстве, в Российской федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти:

1. Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть». Однако это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тесной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций - надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. - непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры.

2. Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями). Конституция РФ (части 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя действует с ним во взаимодействии. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение.

В то же время в Законе указывается, что в пределах своих полномочий Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Банк создается и в определенных формах контролируется Государственной Думой, но, безусловно, не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ.

Только Федеральный закон может внести изменения в статус Банка, что, в частности, было сделано Федеральным законом от 20 июня 1996 г., который установил сроки представления в Государственную Думу проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и самих этих основных направлений (соответственно не позднее 1 октября и 2 декабря).

3. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г., в рамках своих задач. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов - Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Она взаимодействует с контрольными органами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.

Следует отметить, что пределы взаимодействия Счетной палаты с органами исполнительной и судебной власти пока выявлены без достаточной ясности. Из-за коллизии самих же федеральных законов полномочия Счетной палаты входят в противоречие с независимым статусом Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, основывающимся на принципе разделения властей. Финансовый контроль и ревизионные проверки со стороны Счетной палаты не без оснований воспринимаются этими органами как нарушение своей независимости и недопустимый, согласно Конституции РФ, контроль законодательного органа за своей внутренней деятельностью. Вследствие этого возник ряд инцидентов, которые побудили Государственную Думу выступить с протестом против игнорирования Правительством РФ выводов и рекомендаций Счетной палаты по результатам ревизий и проверок. Однако действенного механизма для обеспечения этих выводов и рекомендаций пока нет.

4. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. Этот орган осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также по проведению референдумов РФ.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

5. Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом, от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.

6. Академии наук. В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) имеют государственный статус, учреждаются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета.

В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации и другие учреждения и пред приятия научного обслуживания и социальной сферы.

Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций сферы научного обслуживания определяются ими самостоятельно. Работой академий руководят выборные президиумы и президенты, академии создаются, реорганизуются и упраздняются по представлению Правительства Российской Федерации законодательными органами Российской Федерации. В то же время они признаются самоуправляемыми организациями, действующими на основе законодательства Российской Федерации и собственных уставов. Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях и их результатах.

С академиями, имеющими государственный статус, не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разновидности общественных объединений.

Таким образом, Конституционную систему федеральных органов государственной власти по горизонтали образуют: а) Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - представительный и законодательный орган государственной власти; б) Президент, Правительство и другие органы исполнительной власти Российской Федерации и в) федеральные суды (Конституционный Суд РФ, система арбитражных судов России и система судов общей юрисдикции, кроме мировых судей которые относятся к судам субъектов РФ),

Все страны, существующие на сегодняшний день, представляют собой сложные политико-правовые организации, основой которых является население и юридическая система. Но, как мы понимаем, так было далеко не всегда. Изначально вместо государств существовали небольшие социальные формации, объединяющие малое количество людей.

Необходимость создания стран появился в момент разрастания племенных общин. При этом эволюция такого рода происходила не моментально. Ведь государство существенно отличается от племени и иных подобных структур. Во-первых, оно объединяет огромные массы людей, во-вторых, реализует универсальные методы регулирования.

Большую роль в деятельности страны играют государственные органы. Эти ведомства имеют собственную иерархию и систему, что в разы облегчает процесс координации обществом. Следует отметить, что именно органы власти являются основными субъектами реализации функций той или иной страны. В Российской Федерации также есть собственная система государственных ведомств. Она выстроена в соответствии со всеми международными и демократическими тенденциями современности.

Орган власти. Понятие

На протяжении большого количества времени ученые выдвигали различные трактовки, которые описывали те или иные ведомства страны. РФ на сегодняшний день представляют собой учреждения, которые реализуют определенные правовые институты.

В большинстве случаев подобные ведомства отвечают за фактический контроль населения той или иной страны. Но существуют государственные органы со специфическими функциями и задачами. Если мы говорим конкретно о Российской Федерации, то примером подобных структур является прокуратура, полиция, ФСБ и т. п. Главная задача таких органов - защита государства и его населения.

Система органов власти

Государственные органы РФ входят в единую систему, обусловленную во многом функциями страны. Подобного рода структура отвечает за существование ведомств той или иной направленности. Основную роль в процессе построения системы играют, прежде всего, конкретные функциональные задачи. К примеру, для обеспечения безопасности в государстве существует структура силовых ведомств. Иными словами, каждый сектор человеческой деятельности «перекрывается» определенными органами. Данная система играет ключевую роль в процессе изучения Она позволяет упорядочить рассмотрение тех или иных ведомств.

Принципы системы органов власти

Любого рода юридические явления имеют определенные основы деятельности. Государственные органы не выступают исключением. Они также имеют определенные принципы функционирования. При этом основополагающие идеи касаются всех без исключения ведомств, существующих на сегодняшний день. Ученые выделяют три основных принципа деятельности всей системы государственных органов:

  1. Единство системы говорит о том, что деятельность власти напрямую зависит от воли народа. Этот принцип закреплен в основном акте, Конституции Российской Федерации. Положение единства также содержит сведения о том, что многонациональный народ России непосредственно реализует свою волю через систему органов власти.
  2. Демократизм всех общественных отношений во многом обуславливает функционирование большинства ведомств. Согласно данному принципу, деятельность органов должна быть максимально прозрачной. Помимо этого, демократизм говорит о превалировании человека и его жизни как основных ценностей. Наглядным проявлением принципа, безусловно, является подотчетность и подконтрольность органов власти и конкретных должностных лиц.
  3. Поистине ключевым можно назвать принцип разделения властей. Он обуславливает существование трех ветвей государственного регулирования: судебной, исполнительной и законодательной. На основе этого принципа полномочия органов разделяются.

Виды органов в РФ

Учитывая тот факт, что государственный орган - это структура, реализующая определенные функции государства в конкретных секторах деятельности, можно произвести классификацию различных органов. На сегодняшний день выделяют множество видов различных ведомств. Классификация производится на основе различных факторов. Теоретики выделяют несколько основных видовых групп:

  1. Если мы говорим о месте в структуре иерархии всех ведомств, то существуют органы высшие, центральные и территориальные.
  2. Классификация производится по факту формирования личного состава тех или иных систем. В соответствии с этим выделяют избирательные органы власти и назначаемые.
  3. Согласно кадровому составу органы могут быть коллективными и единоличными, например, Президент Российской Федерации.
  4. Тот факт, что Россия является федерацией, обуславливает наличие общенациональных, федеральных органов и региональных. Последний вид относится исключительно к субъектам РФ.

Конечно, ключевая классификация производится на основе принципа разделения властей. Согласно ему все без исключения государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные. Стоит отметить, что принадлежность к конкретной ветви во многом обуславливает полномочия ведомства.

Законодательные органы власти

После череды реформационных волн в Европе, которые происходили в период с 16-го по 19-й век, основой построения любого государства стал принцип парламентаризма.

Согласно ему в любой стране должен существовать специальный коллективный орган, деятельность которого будет реализовываться людьми, выбранными непосредственно населением. Поэтому во всех современных странах существуют парламенты. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Парламент РФ - это высший федеральный орган законодательной власти. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и При этом законодательная власть представляет собой целую структуру. Помимо центрального органа своеобразные парламенты существуют на уровне субъектов федерации.

Исполнительные ведомства

Федеральные государственные органы исполнительной ветви представляют собой систему независимых и самостоятельных структур, осуществляющих публичную власть. По сути, данные ведомства фактически реализуют основные функции страны. Если законодательная власть выдает основополагающие нормативные акты, являющиеся фундаментом юридической системы, то исполнительная приводит подобные документы, точнее, их положения, в действие.

Следует отметить, что полномочия государственного органа исполнительной направленности в каждом отдельном случае достаточно широкие. Ведь подобные ведомства наделены правом применять властное веление, принуждение в процессе реализации положений тех или иных нормативных актов для их более эффективного влияния на общество.

В Российской Федерации исполнительная власть является обширным и функциональным явлением. Поэтому все органы, относящиеся к этой ветви, характеризуются целым рядом определенных особенностей.

Признаки исполнительных органов

Реализация положений нормативных актов изначально является специфической деятельностью. Поэтому органы, непосредственно её осуществляющие, характеризуются некоторыми признаками, например:

  • они являются практическими проводниками государственной политики;
  • в своей работе исполнительные ведомства полностью независимы и самостоятельны;
  • они обладают целым пакетом прав и материальных ресурсов;
  • основами функционирования являются законность и демократизм.

При этом деятельность государственных ветви высокоорганизованна. Она производится в соответствии с уставами, положениями и иными ведомственными нормативными актами. Такой подход обеспечивает, во-первых, эффективность деятельности, во-вторых, её оперативность.

Виды исполнительных органов

Как уже указывалось ранее, парламент является высшим законодательным органом. От него происходит разветвление всей системы одноименной ветви власти. Центральным исполнительным государственным органом является Правительство Российской Федерации. В своей деятельности это главное ведомство контролирует и координирует функционирование более мелких структур. Например, в правительство входят министры, которые являются главами министерств. Помимо них на федеральном уровне исполнительной власти существуют федеральные службы и министерства.

Имеется и локальный уровень деятельности ведомств представленной ветви. Государственные органы Российской Федерации, относящиеся к территориальному уровню исполнительной власти, представлены комитетами, департаментами и главными управлениями.

Судебные ветвь и относящиеся к ней ведомства

Это ведомство, уполномоченное на реализацию правосудия в Российской Федерации. Это одно из основных полномочий подобных структур. При этом стоит отметить специфику их системы. Ключевая особенность в том, что не существует деления судебных органов на общефедеральные и локальные. Вся система является строго централизованной. Это во многом облегчает осуществление правосудия и, конечно же, обеспечивает право каждого гражданина на защиту собственных прав.

В систему входят инстанции общей юрисдикции, арбитражи и органы конституционной юрисдикции.

Заключение

Итак, мы рассмотрели федеральные государственные органы Российской Федерации, которые принадлежат к той или иной ветви власти. В заключение нужно отметить, что все представленные ведомства эффективно реализуют свои функции с момента обретения Российской Федерацией независимости. При этом с каждым этапом развития государственные органы все больше модернизируют свою деятельность и принципы её осуществления. Будем надеяться, что данная тенденция не исчезнет в скором времени.

Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.

Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком.

Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.

Органы государственной власти, в зависимости от критерия, могут быть классифицированы на несколько групп.

По уровню деятельности: федеральные органы и органы государственной власти субъектов федерации. Некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации.

На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Положение Президента в системе органов государственной власти

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При различных формах правления функции главы государства выглядят неодинаково:

в парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они номинальны, глава государства "царствует, но не управляет";

в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.) функции главы государства также выражены слабо;

в президентских или полупрезидентских республиках (США, Франция) президентская власть сильна и наполнена реальным содержанием. Такая власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять как бы вне основных властей.

Власть главы государства в президентских республиках всегда единолична. Он избирается народом и не может контролироваться парламентом. Он вправе сам комплектовать состав правительства и действовать, в силу принципа разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами.

Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции:

является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.

Органы представительной (законодательной) власти.

В ходе исторической борьбы против тирании феодальных монархов выкристаллизовалась идея парламентаризма - главенства представительного выборного органа (парламента), реализующего соединение суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер. Идеи народного представительства, выдвинутые Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. выдающимися мыслителями в разных странах в зависимости от конкретных условий воплощались в различных конституционно-правовых формах: в Англии - парламентское правление, в США сразу и наиболее последовательно была реализована концепция разделения властей: Конгресс оказался в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом. Но независимо от формы правления органу народного представительства отводилась, в качестве основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть.

Как отмечает Д. Локк, "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.

Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.2 "Основы конституционного строя". Т.о. положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.

Органы государственного управления (исполнительной власти)

Органы государственного управления - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки культуры.

В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны".

Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления государства.

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае, правительство выступает как группа ближайших советников главы государства - президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1 Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся система органов исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, являющегося одновременно и главой исполнительной власти.

Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).

Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость.

Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.

Органы судебной власти

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium).

Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что “судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону”.

Органы, осуществляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, - это Верховный народный суд, местные народные суды, “военные суды и другие специальные народные суды”. В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что “судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом” (ст.3, разд.1).

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.

Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств провозглашается принцип непартийного характера судейского корпуса, независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов.

В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.

В настоящее время в Росси проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствовании системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

В Росси сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Прокуратура РФ относится к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ, счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академия наук РФ.

власть народ правительство самоуправление

Сегодня без органов государственной власти не мыслима работа государственного аппарата нашей страны. Именно они являются центральным звеном, вокруг которого осуществляются полномочия. Давайте рассмотрим, какие органы государственной власти существуют.

Характеристики органов гос. власти

Органы государственной власти – это рычаги, через которые народ в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять свои властные полномочия. Характеризуются органы государственной власти следующими чертами:

  • обладают государственно-властными полномочиями
  • создаются и работают в порядке, установленном государством
  • наделены государственными полномочиями по выполнению государственных функций Российской Федерации
  • являются одной из частей общей системы органов государственной власти России

Если рассматривать все государственные органы в совокупности, то можно отметить, что они составляют единую систему. В Конституции сказано, что эта система состоит из органов власти РФ и её субъектов. Именно такая единая система основывается на целостности России и единстве органов власти субъектов Федерации. Кроме того, единство системы проявляется в том, что предметы ведения, а также полномочия разграничены между органами гос. власти РФ и органами власти субъектов. Государственная власть в России в соответствии с Конституцией осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, а также судами РФ. Данные виды органов государственной власти образуют свою уникальную систему, которая, в свою очередь делится еще на несколько подсистем.

Согласно Конституции, Президент не является составной частью ни одной из ветвей власти. Он обеспечивает согласованность действий остальных органов власти и контролирует выполнение поставленных перед ними задач. Также он руководит работой Правительства и подписывает законодательные акты, имеющие главенствующее значение в масштабах страны.

Три ветви власти

Теперь давайте рассмотрим, какие органы государственной власти на сегодняшний день имеются в государстве. Прежде всего, органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, различные народные собрания, думы, законодательные собрания, областные собрания и другие народные органы, члены которых избираются путем всенародного голосования. Совокупность всех вышеуказанных региональных органов и представляет собой систему представительных органов нашей страны. Кроме того, органы законодательной власти можно разделить на региональные и федеральные.

Если же говорить об органах исполнительной власти, то к ним можно отнести Правительство РФ, а также органы исполнительной власти территориальных единиц, то есть субъектов Федерации. Виды органов государственной власти субъектов данной категории – это главы администраций и Президенты республик, губернаторы, правительства и различные государственные ведомства и комитеты. Именно они образуют единую целостную систему органной исполнительной власти РФ. Возглавляется она Правительством РФ. Основная характерная черта органов исполнительной власти – это то, что они создаются в приказном порядке руководителями – администрацией или Президентом соответствующей территориальной единицы. Деятельность органов исполнительной власти носит только распорядительный и исполнительный характер. Аналогично законодательным органам, органы исполнительной власти можно разделить на федеральные и региональные.

Что касается третьей ветви власти – судебной, то она состоит из Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и судов субъектов. Все органы правосудия и составляют единую судебную систему страны. Особенностью данной категории власти является осуществление властных полномочий с помощью административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Также существует и особая группа государственных органов власти, которая не входит ни в одну из ветвей власти – это Прокуратура. Согласно Конституции она состоит из централизованной системы, подчиняющейся Генеральному прокурору. Основной вид деятельности Прокуратуры – это надзор за исполнением законодательства РФ в сфере управления и государственной службы. Таким образом, мы рассмотрели, какие органы осуществляют государственную власть.

Органы власти субъектов

Так как Россия является Федеративным государством, то власть в ней делится не только по горизонтали, но и по вертикали. Аналогичные органы государственной власти существуют в каждом из субъектов РФ, но при этом они подчиняются вышестоящим инстанциям.

Предметы ведения, контролируемые федеральными органами власти и региональными, имеют строгое разграничение в Конституции РФ. Однако отдельным субъектам, согласно Основному закону, выделяют привилегированные полномочия. Кроме того, именно Конституция закрепляет то, что субъекты могут самостоятельно формировать собственные органы власти и законодательно закреплять определенные порядки.

Законодательные органы субъектов

Что касается законодательных органов власти, то в субъектах ими являются собрания, думы и т.д. Они обладают неограниченной законотворческой инициативой в пределах своего региона. Органами исполнительной власти субъекта являются Администрации и правительства, руководят которыми Президенты, губернаторы и главы Администраций. Первый заместитель губернатора очень часто является также и главой Правительства. Система исполнительной власти состоит из территориальных органов управления, которые создаются непосредственно главой Администрации.

В каждом субъекте РФ органы законодательной власти могут иметь разное название, но объединяет их всех то, что все члены законодательного собрания избираются путем голосования сроком на четыре года.

В судебной ветви органов государственной власти на региональном уровне можно выделить Краевые суды и областные суды, которые действуют в соответствии с региональным законодательством и не входят в систему судов Общей юрисдикции. Таким образом, мы рассмотрели, какие есть органы власти в региональном масштабе.

Предметы ведения

Предметы ведения региональных и Федеральных органов власти строго разграничены в Конституции РФ, однако существуют такие вопросы, которые составляют совместные предметы ведения. В таком случае региональный орган власти может на своё усмотрения выбирать способ регулирования того или иного вопроса.

Органы государственной власти – это основной механизм государственности России. В зависимости от того, какие органы власти существуют в государстве, и какую роль они играют в обществе, можно сказать, является ли государство правовым.

Развитие человеческого общества продолжается уже несколько десятков тысячелетий. За это время организация общественных отношений претерпела значительные изменения. Наверное, сейчас уже никто не возразит, что государственная власть (понятие и виды будут охарактеризованы ниже) - это наиболее совершенная на современном этапе эволюции форма общественной организации.

Что такое власть?

Любая форма организации жизни общества подразумевает наличие власти кого-то над кем-то. Власть - это форма управления социальными процессами. Личность или социальная группа, имеющие большой авторитет среди множества социальных групп или на определенной территории, определяют приореты для всех. Власть - это подчинение большого количества людей социальным признанным авторитетам.

Государственная власть: понятие и виды

В теории государства и права принято считать, что государственная власть - это особый вид социальной власти, при наличии которой удерживается единство социально неоднородного общества путем деятельности особой структуры. Именно государство считается тем механизмом, который может обеспечить мирное сосуществование и динамичное развитие общества в определенных границах.

Виды государственной власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.

Органы государственной власти: понятие, виды

Органы государственной власти - это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.

Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.

В зависимости от способа создания:

  • Первичные - орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.
  • Вторичные - это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.

По характеру образования:

  • избираемые органы (парламент, местные советы);
  • органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
  • органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).

В зависимости от способа принятия решений:

  • Коллегиальные - решение в этом учреждении может приниматься только большинством голосов. В основном, это органы законодательной власти или местные советы.
  • Единоличные - решения принимаются непосредственно руководителем и оформляются в виде приказа.

По видам функций:

  • парламент (в России это Государственная Дума, в Украине - Верховный Совет) - орган законодательной власти;
  • Президент - это фигура, которая стоит над всеми органами власти, а также представляет интересы страны на внешней арене;
  • суды - это органы, выполняющие важнейшую в демократическом государстве функцию правосудия;
  • милиция и другие правоохранительные органы;
  • спецслужбы, которые защищают особые интересы государства (ФСБ в России, СБУ в Украине, ФБР и ЦРУ в США).

Как формируются органы власти?

Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.

Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).

Структура исполнительной власти в Российской Федерации

По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:

  • федеральные;
  • местные.

К федеральным органам власти относятся: правительство (Кабинет Министров), министерства и ведомства. Главный орган исполнительной власти - это правительство. В состав Кабинета Министров входят: премьер-министр, первый заместитель премьер- министра, несколько заместителей главы правительства, министры. Количество министров в разные годы может колебаться, потому что министерства могут как создаваться, так и ликвидироваться. Перечень министерств, которые входят в структуру правительства сегодня, такой:

  • внутренних дел;
  • гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • обороны;
  • юстиции;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • образования и науки;
  • экологии и природных ресурсов;
  • развития промышленности и торговли;
  • по делам регионов Дальнего Востока;
  • недавно создано Министерство, которое курирует Крым;
  • сельского хозяйства;
  • спорта;
  • развития транспорта;
  • труда и социальной защиты населения;
  • по делам развития экономики;
  • энергетики.

Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.

Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.

Полномочия исполнительной власти

Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.

Законодательная власть

Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.

На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия - это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.

Полномочия законодательной власти

Основная функция законодательной ветви - создавать юридическую базу для жизни государства. Депутаты разрабатывают и принимают законы, постановления, регулирующие разные сферы деятельности. Парламент утверждает состав Кабинета Министров. Также депутаты дают согласие на назначение и увольнение руководителей центральных органов исполнительной власти. Кроме этого, исключительно Государственная Дума может поднимать вопрос об импичменте президента.

Система органов судебной власти

Виды государственной власти в системе сдерживания и противовесов выстроены очень логично. Роль судебной власти тоже следует оценивать серьезно. Суды в России выстроены по той же системе, которая практикуется сейчас в лучших мировых демократиях. Элементами судебной системы есть конституционные, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции. В отличие от унитарных государств, конституционные (в некоторых регионах - уставные) суды есть в каждом регионе страны.

Система и полномочия судов общей юрисдикции

Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях - второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.

В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.

Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.

Полномочия и система конституционных и арбитражных судов

Система этих судов похожа, потому что есть всего лишь две ступени. Действуют конституционные и арбитражные суды на уровне субъектов Федерации. Высшими инстанциями по Конституции считаются Конституционный Суд РФ и Верховный арбитражный суд РФ.

Вопреки схожести систем, полномочия у судебных инстанций разительно отличаются. Конституционные суды по своей компетенции рассматривают законы и подзаконные акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти. Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами.

Президент: порядок избрания и полномочия

Россия - это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент - это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.

Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.

Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:

  • исполнительную власть;
  • право законодательной инициативы;
  • сферу безопасности и т. д.

Заключение

Виды власти, государственного управления - это всего лишь формы государственной власти. Каждая ветвь власти путем реализации своих полномочий как бы сдерживает остальные две ветви от монополизации всей власти в своих руках.

Итак, в России существует 3 вида государственной власти: судебная, законодательная, исполнительная. Именно такое соединение видов власти на сегодняшний день идеальное.



Просмотров