Результаты проверки роспотребнадзора. Что и как проверяет Роспотребнадзор. Нарушения и штрафы. Брифинг Михаила Абызова по завершении совещания

Роспотребнадзор — специальный орган исполнительной власти, который занимается санитарно-эпидемиологическим контролем. Также этот орган следит за соблюдением норм относительно организации производства, производит проверку документов и так далее. Узнаем, какие бывают проверки, какие нарушения встречаются чаще всего, как выглядит проверка Роспотребнадзора и что проверяют .

Cодержание

Виды проверок

Различают следующие виды проверок:

  • плановые. Каждый год Роспотребнадзор составляет план проверок, в котором указывается дата, продолжительность и предмет проверки. Согласно закону, хозяина компании должны известить о проверке за 3 дня до ее проведения при помощи почты или личного уведомления. Такая проверка Роспотребнадзора осуществляется раз в 3 года;

  • внеплановые. Такие проверки осуществляют, когда имеет место нарушения прав потребителей, а также при поступлении в Роспотребнадзор обращений, которые сообщают о нарушениях, представляющих вред здоровью человека и экологии. О проверке хозяина компании должны известить за 1 день до ее проведения. Если в Роспотребнадзор придет анонимное обращение или обращение, в котором не указаны факты нарушения, то внеплановая проверка исключается. Также нужно помнить, что провести внеплановую проверку могут только с разрешения прокуратуры. Впрочем, у этого ограничения тоже есть свои ограничения — внеплановая проверка может быть проведена без уведомления юридического лица без согласия прокуратуры относительно объектов, представляющих историческую ценность, а также в случае возникновения экстренных ситуаций природного или техногенного характера. Также такая проверка Роспотребнадзора без согласия прокуратуры может быть осуществлена, если существует угроза безопасности страны;
  • документарные и выездные. Периодически Роспотребнадзор требует предоставить все нужные ему документы. Такая проверка Роспотребнадзора называется документарной. Если при проверке будет выявлено какое-либо нарушение, Роспотребнадзор имеет право выехать и проверить интересующие его товары, оборудование и так далее (это и есть выездная проверка).

Кого может проверить Роспотребнадзор

Роспотребнадзор обладает большим количеством прав и полномочий. Периодической проверке подвергаются практически все фирмы, компании и индивидуальные предприниматели. Чаще всего проверяют такие организации:

  • предприятия, связанные с производством продуктов питания;
  • организации, занимающиеся продажей лекарств;
  • школы и дошкольные учреждения;

Важно! Роспотребнадзор проверят не только частные фирмы, но и государственные предприятия, а также организации со смешанной формой собственности.

Роспотребнадзор проверки 2018 — что проверяют

Узнаем теперь, как выглядит проверка Роспотребнадзора и что проверяют . Во-первых, Роспотребнадзор осуществляет проверку таких документов:

  • трудовые книжки и договоры;
  • дипломы (если занимаемая должность требует наличия специализированного образования).
  • медкнижки;
  • журнал учета, фиксирующий санитарные осмотры, экспертные заключения и так далее;
  • сертификаты, лицензии, акцизы;
  • свидетельство о праве собственности либо договор об аренде;
  • некоторые другие документы, необходимость проверки которых регулируется местными властями.

Во-вторых, Роспотребнадзор может осуществлять проверку относительно организации производства и рабочего пространства:

  • контролирующий орган имеет право на осуществление контрольной закупки товаров. В случае необходимости инспектор может взять образцы товаров или сырья для лабораторной проверки (инспектор также может потребовать документы, подтверждающие покупку сырья, чтобы в случае неутешительных результатов экспертизы понять, кто виноват в нарушении — производитель или производитель сырья);
  • визуальная проверка помещений. Проверяется размер окон, дверей, наличие работающей вентиляционной системы и так далее;
  • проверяется уголок потребителя/клиента/пациента (должна присутствовать книга жалоб, документация о хозяине предприятия/торговой точки и так далее);
  • проверка цен за товары и услуги;
  • проверка работы контрольно-кассовых машин;
  • некоторые другие проверки, необходимость которых регулируется местными властями.

Как выглядит проверка?

Сперва Роспотребнадзор должен предоставить удостоверение инспектора с фотографией, а также распоряжение о проверке фирмы, в котором должны быть указаны дата и цели проверки (не забудьте посмотреть наличие печати и подписи регионального главы Роспотребнадзора). Если вышеперечисленные документы отсутствуют, то хозяин предприятия может отказаться от проверки. Роспотребнадзор проверяет документацию, организацию рабочего пространства, качество товаров и так далее. Если у инспектора появляются вопросы, он имеет право задавать их главе предприятия или его заместителю. В конце проверки составляется заключение, в котором указана следующая информация:

  • кто и когда проводил проверку;
  • дата и длительность проверки;
  • тип и задачи проверки;
  • список обнаруженных нарушений;
  • подпись инспектора и привлеченных экспертов.

В зависимости от типа и количества нарушений проверяющий может назначить штраф, приостановить работу компании до устранения нарушения либо передать заключение в суд (если нарушение очень серьезное и подпадает под какую-либо уголовную статью).

Возможные нарушения со стороны Роспотребнадзора и длительность проверки

Когда вы знаете, что из себя представляет проверка Роспотребнадзора и что проверяют , узнаем, какие нарушения может допустить инспектор:

  • в случае неплановой проверки обратите внимание на цель инспекции — работник Роспотребнадзора должен проверять наличие нарушения, а не проводить полномасштабную «ревизию»;
  • при проверке должен присутствовать хотя бы один представитель проверяемого лица. Инспекторы могут проигнорировать это требование и все же провести проверку, однако хозяин компании может обжаловать законность такой проверки (практика показывает, что в подавляющем большинстве подобных случаев суд становится на сторону хозяина фирмы);
  • проверку осуществлять должен только тот человек, который указан в документах. Если вы обнаружили, что в документе о проверке указана одна фамилия, а проверяет вас другой человек, вы можете прервать проверку, объявив ее незаконной.
  • оригиналы документов изымать запрещено, но инспекторы могут изъять их ксерокопии;

  • результаты проверки являются тайной, разглашение которой может преследоваться в судебном порядке;
  • проверка Роспотребнадзора может осуществляться совместно с другими государственными органами (налоговая служба, Госстандарт, санитарная служба и так далее). Также возможна проверка Роспотребнадзора совместно со специализированным органами милиции (например, совместно с отделом по борьбе с экономическими преступлениями);
  • длительность проверки оговаривается заранее и составляет не более 20 дней. По требованию Роспотребнадзора сроки проверки могут быть увеличены еще на 20 дней (в таком случае нужно обязательно уведомить хозяина фирмы об этом), однако делается это только в очень редких случаях. Малые фирмы проверяются не более 50 часов, а микропредприятия — не более 15 часов.

Роспотребнадзор проверки 2018 — нарушения и штрафы

В зависимости от количества и тяжести обнаруженных нарушений может быть назначено административное или уголовное наказание. Если было выявлено легкое нарушение, то инспектор может ограничиться предупреждением или остановкой предприятия до устранения нарушения.

Чаще всего встречаются такие нарушения:

  • нарушение санитарных норм. Наказание — штраф в размере 37.500-75.000 рублей либо приостанавливается работа предприятия на 3 месяца;
  • несоблюдение правил использования нежилых помещений. В таком случае назначается штраф в размере 75.000-150.000 рублей;
  • какое-либо нарушение, которое привело к распространению инфекционной болезни. Наказание — 750.000-1.500.000 рублей. Также возможно тюремное заключение;
  • несоблюдение официальных предписаний (например, когда инспектор обнаружил легкое нарушение и обязал исправить его, но хозяин предприятия ничего не предпринял). В таком случае назначается штраф в размере 10.000-20.000 рублей.

Важно! Размер штрафов определяется исходя из ставки МРОТ. Ставка зависит от региона. Например, для жителей Москвы 1 МРОТ составляет 17.300 рублей, для жителей Санкт-Петербурга — 16.000 рублей, для жителей Новосибирской области — 9.030 рублей, для жителей Свердловской области — 8.862 рубля и так далее.

Как подготовиться к проверке

К сожалению, законодательство Российской Федерации довольно громоздкое и содержит большое количество правил и нормативных документов. Если вы хозяин компании, необходимо обратиться к квалифицированным специалистам, чтобы они проконсультировали вас, собрали все необходимые документы и так далее. Также хороший предприниматель должен держать в порядке санитарные книжки и дипломы своих работников, вовремя проводить уборку и так далее.

Распространенные нарушения

Рассмотрим несколько нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются мелкие предприниматели:

  • точки общественного питания — отсутствует или не работает вентиляция, полуфабрикаты хранятся рядом с готовыми продуктами, посуда плохо моется, во время приготовления пищи используются просроченные продукты, редко проводится санитарная обработка помещений, нет персонала для уборки помещений и так далее;
  • торговые точки — антисанитария, не производится контроль температуры на складах, отсутствует маркировка и ценники на продуктах и так далее;
  • парикмахерские — отсутствуют все необходимые инструменты, отсутствует документация к ультрафиолетовым лампам, рабочие инструменты неправильно обрабатываются, отсутствует влажная ванна и так далее.

Как вести себя во время проверки

Чтобы проверка прошла успешно, соблюдайте следующие правила:

  • наймите юриста, который будет следить за корректностью выполнения осмотра;
  • оповестите работников о приходе инспекторов;
  • пусть инспектор покажет удостоверение, а также документы о проверке. Обратите внимание на цели проверки и следите, чтобы проверка не выходила за указанные в документе рамки;
  • если вы не согласны с результатами проверки, не стоит злиться и психовать. Разумным решением будет подать апелляцию.

Заключение

Многие бизнесмены опасаются проверок. Однако если вы ведете бизнес честно, не стоит бояться Роспотребнадзора. Даже если вам выписали штраф, наймите хорошего юриста и подайте апелляцию. Практика судебных решений показывает, что суды достаточно часто становятся на сторону предпринимателя и отменяют постановления Роспотребнадзора.

Как подчеркивают в Роспотребнадзоре, перечень проверок сформирован с учетом риск-ориентированного подхода, при котором повышенное внимание уделяется объектам высокого риска. "С 2008 года в 4 раза сократился перечень продукции, подлежащей государственной регистрации с 30 до 7 видов. При этом сроки рассмотрения документов уменьшены втрое", - добавили в ведомстве.

При этом там говорят, что уделяют особое внимание снижению административных барьеров. Между тем буквально вчера РИА Новости со ссылкой на поступивший в Совет Федерации доклад генпрокурора РФ Юрия Чайки сообщило, что Генпрокуратура выявила в 2015 году в деятельности Роспотребнадзора ряд нарушений, в частности необоснованное создание административных барьеров для предпринимательской деятельности.

Пока число проверок бизнеса различными ведомствами существенно не сократилось, - отмечает эксперт уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Роман Терехин. - Они только начинают вводить риск-ориентированный подход к проведению проверок, когда их частота привязана к уровню потенциальных рисков (экологических, трудовых и т.п.) на предприятии. Чаще всего проверяют торговлю. И все же среди ведомств, которые к сегодняшнему дню стали проводить меньше проверок, эксперт называет Роспотребнадзор (сокращение проверок на 30%) и Ростехнадзор (снизил число опасных производственных объектов в 2015 г. на 137 600, а это более 48% от общего числа).

Сейчас ведомства осуществляют около 130 видов госконтроля в отношении бизнеса и ежегодно проводится более 2 млн проверок. Так, по данным Минэкономики, в 2012 году провели 2,9 млн проверок, в 2013 году - 2,6 млн, в 2014 году - 2,3 млн проверок.

1 апреля 2016 года, напоминает Роман Терехин, была утверждена “дорожная карта” реформы государственных проверок, которая затронет весь бизнес, а не только малый. Теперь госорганы занялись отбором видов госконтроля для повсеместного внедрения риск-ориентированного подхода к 2018 году. К концу мая 2016 года ведомства должны внести в Госдуму законопроект о госконтроле, а в июне они должны будут разработать предложения по сокращению числа контрольно-надзорных ведомств и их объединению по сферам деятельности.

По предварительным оценкам, полный переход всех ведомств к риск-ориентированному подходу и сокращение числа проверок поспособствует снижению на 20% расходам государства на контрольные мероприятия, а бизнес в связи с этим сможет сэкономить около 1 трлн руб.

Напомним, что еще в декабре вице-премьер Ольга Голодец говорила: "Речь идет о передаче функций Росздравнадзора, Роспотребнадзора, обсуждается тема функций Россельхознадзора, где они должны быть. Мы внимательно следим, чтобы количество надзора сокращалось, чтобы контроль шел только по самым принципиальным моментам".

Кардинальное переформатирование параметров проверочной деятельности является не просто давней мечтой всего бизнес-сообщества, но во многом находит поддержку и понимание со стороны исполнительной и законодательной власти, - говорит профессор Академии МВД РФ, доктор юридических наук Иван Соловьев. В июле прошлого года Владимир Путин подписал закон о трехлетнем моратории на плановые проверки малого бизнеса - с 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года. Речь идет о неналоговых, или административных, проверках (обычно их проводят санэпидстанции, пожарные, трудовые инспекции, органы местного самоуправления). Но мораторий применим только к тем субъектам малого бизнеса, у кого нет административных штрафов за последние три года, и не распространяется на внеплановый контроль.

Кроме того, у каждого ведомства есть сегодня план по исполнению ряда поручений Президента и правительства, касающихся снижения административного, правоохранительного и контрольного давления на бизнес, создания благоприятных условий для бизнес-среды и повышения инвестиционной привлекательности нашей страны. Поэтому, отмечает профессор, пиарить сокращение количества проверок сегодня стало модно – если сократил количество проверок, придумал еще какие-нибудь новации в сфере поблажек бизнесу, значит идешь в фарватере заявленного государственного курса. Так, например, начиная с 1 января 2016 года надзорные органы МЧС России отменили на три года проверки субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предыдущих трех лет не было выявлено нарушений.

Однако есть и более глобальные предложения, напоминает эксперт. Сегодня широко обсуждается законодательная инициатива о вынесении только одного вида административного наказания для впервые нарушивших нормы КоАП предпринимателей – предупреждения. Уже была озвучена и и дея освобождать от уголовной ответственности предпринимателей, совершивших экономические преступления впервые, в случае возмещения ущерба. Сами проверки Иван Соловьев считает частью менталитета нашего чиновничества, сформированного еще в советское время. Нынешние контролеры стремятся самоутверждаться и завоевывать авторитет не только у государства, но и в предпринимательской среде.

В следующем году в стране грядут серьёзные перемены. Во времена кризиса необходимо оптимизировать все социальные стандарты, а также реформировать работу важных ведомств. Правительство проводит чёткую линию по которой будут проходить изменения и затронут они практически все население страны. Популярность решений под сомнением, однако для поднятия уровня жизни нужно идти на определённые жертвы, однако это не значит, что тем, кто нуждается государство не поможет. Отнюдь, все делается как раз для выравнивания социального положение. Реструктуризация затронет военнослужащих, судебную систему, Роспотребнадзор и . Улучшение работы всех ведомств одна из ключевых задач для власти. Также, давно назревало реформирование в пенсионной системе. Чего нам ждать и какие произойдут реформы в 2017 году узнаем поподробнее.

Пенсионная реформа в 2017 году

Старт прошлого года ознаменовался для людей, которые близки к пенсионному цензу важными событиями. В Думе не единожды говорили о переменах, связанных из заслуженным отдыхом после трудовой деятельности. Длительный период чиновники подавали законы, но принять многие не решились. Однако, есть абсолютная уверенность в обязательном реформировании пенсионной системы, но как это сделать непонятно, учитывая, что скоро стартует предвыборная компания и увеличение ценза пенсионерам весьма непопулярная затея. Пойти на риск в государстве не захотели, но очевидно, что в следующем году нововведение не избежать.

На данный момент известны некоторые факты по последним новостям о пенсионной реформе в 2017 году, а именно увеличение возраста пенсионерам. Глава государства успокоил, заявив, что увеличивать возраст в этом году не станут, но в планах обязательно стоит проведение данного реформирования. На данный момент обсуждается увеличение пенсионного ценза на один год для женского пола и на два для мужского. Тем не менее, в Думе есть те, кто полагает, что это крайне мало и нужно увеличить выход на пенсию на целых пять год, объясняя это тем, что бюджет наполнится от такого нововведение на целых сто пятьдесят миллиардов рублей.

Опираясь на кризис, очевидно, что государству нужно экономить и чем больше, тем лучше. Индексирования пенсии, её накопительная часть и уменьшения объёма соцвыплат до сих пор неизвестные вопросы на следующий год. Самим народным избранникам, в прошлом году постановили, что пенсия в следующем составит для них четырнадцать тысяч рублей. На данный момент, женщины выходят на после трудовой отдых в пятьдесят пять, а мужчины в шестьдесят лет. Отдельной группе людей, пенсионного возраста положены выплаты по рассчитанным коэффициентам, основанным на годах рабочей деятельности:

  • в прошлом году коэффициент был пять с половиной, что ровно шести трудовым годам;
  • в этом году цифру подняли к девяти баллам, а это уже семь лет на работе;
  • в следующем году показатели вырастут почти к одиннадцати с половиной, что составит восемь лет.

Людям, у которых нету подтверждения их трудового стажа по установленной форме, получат выплаты в минимальной сумме за возрастным ограничением.

Пенсионный возраст постепенно начнут повышать начиная с 2017 года

Реформа МВД в 2017 году

Изменения в следующем году затронут и структуру МВД. Планирует уменьшить кадры на определённую цифру. Какую еще не известно, но нововведение планировалась уже давно правительством и пути назад не предусматривается. Число служащих, которые попадут под увольнение будет около ста десяти тысячи людей. Идею предложил Минфин, полагая, что казна наполнится благодаря подобному реформированию. Учитывая финансовое положение в стране, на полицию с прошлого года выделили на сто миллиардов рублей менее суммы, которая выделялась за все периоды ранее.

За словами выше поставленных чиновников, реформа МВД в 2017 году коснется десяти процентов служащих, что равно цифре около миллиона человек. При этом многие в Думе не разделяют подобные мнения, ведь количество работающих во внутренних органах существенно снизилось уже пять лет назад. Всего уволить пришлось тридцать пять процентов людей в полицейской форме, еще десять процентов сокращений и число будет нести крайне негативный характер для структуры. Государство не учитывает факт, что кризисное положение вызвало большой поток криминала, а если еще уменьшить число служащих можно столкнутся с огромным ростом преступной деятельности. Нововведение не будет распространяться на служащих в Крыму, Чукотке и Ямало-Немецком регионе.

В 2017 году планируется сокращение около 100 тысяч сотрудников МВД

Реформирование не тронет людей из низшей иерархии полиции, то есть по идее увольнять участковых и патрульных не должны. Специалисты считают, что взамен сокращению можно прекратить набор молодого штата после выхода на пенсию сотрудников постарше и таким образом удастся выровнять ситуацию без лишения людей работы. Глава МВД уточнил, что рассматриваться реформа будет ввиду положение дел в каждом округе страны по отдельности, указав на то, что уровень преступности будет учитываться в первую очередь при подходе к нововведению. Сама идея уменьшения служащих в органах посеяла «шквал» негодования среди начальников многих структурных организаций. Появилась точка зрения, что подобные меры подорвут экономическую и структурную систему, ввиду не способности государства её защитить. К примеру число служащих в охранных ведомствах сократится на сорок три тысячи людей. Такое количество кадров охраняет двести шестьдесят два пункта, а всего их начисляется свыше трёх с половиной тысяч.

Руководители правоохранительных структур дали обещания, что проблему решат путём оптимизации, но, когда точно не дали понять. Отметим, что по реформированию количество МВДшников в этом году составляет один миллион сто семьдесят два человека, а именно:

  • работающих в МВД начисляется 835 825 человек;
  • гражданских служащих 5 123 человека;
  • остальные группы начисляют 162 224 людей в форме.

В любом случае перед правительством стоит непростая задача при оптимизировании состава такого важного органа и нужно учесть большое количество факторов.

Реформа Роспотребнадзора в 2017 году

Стартует решительная реформа Роспотребнадзора в 2017 году. Начиная с периода 2008-2016 количество контроля уполномоченных структур над бизнесменами уменьшилась в четырежды. В этом году цифра визитов по сравнению с прошлым годом уменьшилась на тридцать процентов, при этом уже отменили шестьдесят три с половиной тысячи ревизий, за словами экспертов такой рискованный подход поможет предпринимателям сохранить близко триллиона рублей.

У ведомства высказались, что формат ревизий будет нацелен на самые подозрительные предприятие. Также за основу взято уменьшение административного ограничения. За прошлый год поступало много жалоб о нецеленаправленных действиях ведомства в отношении предпринимателей. На данный момент количество ревизий конкретно не понизилось и сейчас лишь зарождается рискованный подход по разбирательствам, большинство из которых будут направлены на бизнес с высокой долей риска, а особенное торговые отношения. Ростпотребнадзор уже сейчас сократил свои ревизионные визиты и вывел со списка потенциально опасных сорок восемь процентов предприятий. На данный момент происходит сто тридцать разновидностей контрольных мероприятий и каждый год осуществляется два миллиона проверочных визитов.

С апреля этого года утвердили реформирование, которые коснутся и малого бизнеса. Сейчас государственные структуры занимаются избирательной системой, относительно проверок в следующем году. Планируется уменьшение ведомств и слитие их в одно целое за методом функционирования. Такой подход поможет уменьшить расходную часть на двадцать процентов относительно ревизий. Задачей ведомств будет проверка лишь по самым важным элементам.

Бизнесмены давно мечтали о реструктуризации ревизионных визитов и при этом власти поощряют их желание. Глава государства выдал законопроект о запрете в течении трёх годов проверок относительно малого бизнеса. А именно ревизий, не связанных с налоговой системой или административной. Однако освобождены от проверок будут те, кто не получил штрафы в течении трёх лет и запрет не относится к контролю вне плана. Также ведомствах дало указание на уменьшение административных, правоохранительных и других видов притеснения бизнеса, благодаря чему улучшится ситуация для бизнесменов и появятся возможности инвестирования капитала в страну. Снисходительное отношения к предпринимательской деятельности очень важный метод политики правительства.

Существует и ряд других инициатив. Планируется закон лишь об одной форме наказания бизнесмена за первый нормативный проступок. Также, есть мнения не прибегать к уголовному кодексу если предприниматель совершает нарушение закона в первый раз, но возместив все средства. Реформа Госспотребнадзора в 2017 году призвана восстановить доверие бизнесменов к государственным ведомствам.

Судебная реформа в 2017 году

ФССП в следующем году ждут реформирования. Минюст планируют увольнять тех работников, которые не являются дипломированными специалистами в экономических и юридических специальностях. Под эти меры могут попасть двадцать пять процентов всех работников. За оценками в областях количество приставов не превышает три сотни. В ФССП беспокоятся, что нововведение помешает делать сотрудникам свою работу качественно.

Реформа - это идея лично от Главы государства. Закон немного изменит суть прошлой законодательной нормы. Нововведение номер один будет назначение судебных приставов в ранг госслужащих. У них будет весь пакет льгот, но лишь тем, у кого есть соответствующее образование. Работникам, не попавшим под требования, грозит сокращение или переведение в статус помощников. Минюст высказывает точку зрения, что эти должности займут студенты пока не доучатся, а в будущем они могут рассчитывать на должность исполнительного пристава. Это поможет повысить реноме должности, что повлияет на престиж профессии. Еще шанс получить работу получат юристы, которых уволили в результаты реформы МВД.

В 2017 году под увольнения попадут судебные приставы без профильного образования

В Госдуме есть мнение, что реформа не принесет результатов. Помощники получают маленькую зарплату по сравнению со всеми остальными структурами, что повлечет большую смену кадров на уровне восьмидесяти процентов, приставы также не могут похвастаться большой заработной платой, по сему сокращения не лучший выход реформирования системы. Поначалу необходимо увеличить должностной авторитет, подняв зарплату и улучшив условия труда. Опять-таки есть заявления что Глава государства не давал распоряжения увольнять работников МВД и ФССП, а всего на всего дал указание уменьшить расходную часть бюджета, а ведомства решили просто начать процесс сокращения.

Со следующего года приставам разрешается брать часть средств, которые они изъяли. Эти деньги потратят на награды тем работникам судовой системы, которые профессионально выполнили свои обязательства. Законопроект находится в стадии разработки.

Сейчас у приставов есть возможности для распоряжения правами автомобилистов. Пристав имеет право забрать их у тех, кто сильно задолжал, при чем без судебных разбирательств, уже на основе беседы тет-а-тет. Дальше дело за органами ГИББД, которые отбирают права пока задолжавший не возместит все средства. Судебная реформа в 2017 году предполагает увеличение власти ФССП. Тем, кто не платит приставы могут отменить доступ к некоторым услугам, таким как сдача прав или возможность зарегистрировать автомобиль.

Таким образом, мы рассмотрели самые масштабные реформы на грядущий год, разобравшись с вопросами, что ожидает пенсионеров, сотрудников силовых структур, бизнесменов и работников судебной системы.

В 2017 году начнется реформа контрольной и надзорной деятельности государства

Чиновников для органов, надзирающих за бизнесом, будут отбирать по конкурсу, стимулировать их материально, но на «коррупционных» должностях будет организована ротация, следует из паспорта реформы контроля и надзора. МВД и МЧС ужесточение кадровой политики в рамках реформы не коснется

Сотрудник МЧС России во время проверки магазина (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

Актуальная для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов государства, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска с целью отказа от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. Будут актуализированы обязательные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного питания, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских перевозок. Чиновников контрольно-надзорных органов и проверяющих-инспекторов будут брать на работу по результатам конкурса, переобучать и переаттестовывать, а также материально поощрять за приятие новой философии, эффективность и добросовестность. Облик будущей системы контроля и надзора описан в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», с которым ознакомился РБК.

Документ был утвержден 21 декабря на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «По сути, мы должны обновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перейти к современной модели контроля, которую принято называть партнерской, сервисной. Одним из основных показателей станет не количество проверок, а развитие бизнеса», — сказал тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. Курировать программу, рассчитанную до 2025 года, назначен вице-премьер Сергей Приходько. Участники программы — 12 контрольно-надзорных ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

От сплошных проверок к «умному регулированию»

Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контролеров осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов, а недифференцированность объектов по риску приводит к тому, что ресурсы используются недостаточно там, где это больше всего нужно, говорится в паспорте программы. В результате в России ежегодно проводится около 2 млн проверок, издержки бизнеса, связанные с деятельностью контролеров, достигают 5% ВВП, но смертность, например, от — в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР, говорит министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. «Следует задуматься: наверное, что-то у нас происходит не так и требует серьезной перестройки и нового отношения», — сказал он в четверг.

Программа реформы контрольной и надзорной деятельности, в частности, ставит цель снизить количество смертельных случаев по контролируемым видам рисков на 15% к 2018 году (от уровня 2015 года) и вдвое — к концу 2025 года. В два раза к концу действия программы должна быть сокращена и «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована только к середине 2017 года. При этом программа реформы не распространяется на контрольно-надзорную деятельность, «связанную с вопросами борьбы с преступностью, национальной обороны или обеспечения общественной безопасности», следует из примечания к документу. Теоретически это оставляет пространство для злоупотреблений. Впрочем, как считает вице-президент «Опоры России» Марины Блудян, в этой формулировке нет ничего страшного. «В обычную сапожную мастерскую силовикам являться незачем, зато туда может прийти Роспотребнадзор, Роструд и другие», — говорит она.

Отбор кадров строже, зарплаты — выше

Уже в 2017 году, на первом этапе реализации проекта, запланирован централизованный набор чиновников-контролеров в федеральные органы власти, которые будут участвовать в проекте, следует из его паспорта. Однако новая кадровая политика не коснется МВД и МЧС, отмечено в документе без объяснения причин. МЧС — по количеству проводимых проверок, по итогам 2015 года на это ведомство пришлось 395 тыс. из 2 млн инспекций, сообщала РБК Генпрокуратура. Для остальных ведомств контролеров предполагается выбирать на конкурсе — не меньше трех претендентов на место. Руководителей, их заместителей и начальников кадровых служб ведомств — участников проекта предполагается лишь аттестовать. Руководства МВД и МЧС это положение также не коснется, оговорились авторы проекта.

Проект предполагает появление специальных требований к квалификации и эффективности контролеров и их руководства. Недостижение установленных показателей станет поводом для «управленческих решений», сказано в документе. В то же время предложено внедрять систему материальной и нематериальной мотивации контролеров (что подразумевается под нематериальной мотивацией, в документе не поясняется). В 2018 году авторы проекта рассчитывают на принятие специальных нормативных актов о повышении зарплат чиновникам контрольных органов. В целом запланировано введение «новой системы оплаты труда, направленной на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации к результативной и эффективной деятельности», сказано в паспорте проекта.

В ходе реформы контрольным органам предстоит пересмотреть (актуализировать) обязательные требования к поднадзорным организациям. При этом каждое новое обязательное требование они смогут вводить, лишь исключив два старых, сказано в проекте. Будут наконец установлены и размещены в интернете исчерпывающие перечни нормативных актов, содержащих обязательные требования по всем видам контроля. Сейчас бизнесу до конца не известны все документы, в которых содержатся требования. Контролеры ежегодно должны будут публиковать обзоры своей практики с наглядными руководствами для бизнеса о том, как для успешного прохождения проверки вести дела «можно» («нужно») и «как нельзя».

Ротация на «коррупционных» должностях

Авторы программы уделяют внимание и борьбе с коррупцией проверяющих. Для борьбы с коррупцией в контрольных ведомствах авторы проекта планируют установить четкие критерии для принятия решений проверяющими. Они планируют организовать обучение «по вопросам профилактики коррупции» среди не менее 30 тыс. проверяющих и впоследствии проводить такие курсы каждый год. Среди чиновников контрольно-надзорных органов хотят провести социологическое исследование уровня коррупции, а инспекторов заставят использовать средства для аудио- и видеозаписи во время выездных проверок. На должностях с «высоким коррупционным риском» будет организована «ротация» федеральных госслужащих, обещают авторы.

Другие меры по минимизации коррупционных рисков описаны более абстрактно — среди них, например, «регламентация организационных процессов контрольно-надзорной деятельности», «обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур», а также создание «четких оснований и критериев принятия решений».

Разработчики описывают и несколько технологических нововведений. Например, у компаний, подлежащих надзору, должен быть «личный кабинет», где они смогут в досудебном порядке обжаловать решения контрольно-надзорных органов, через «личные кабинеты» свою работу будут планировать и сами ведомства, участвующие в программе. В паспорте программы упоминается «облачное решение», которое призвано обеспечить автоматизацию надзорных процессов, использование интернета вещей и технологий по работе с массивами больших данных (Big Data).

Бюджет программы пока выглядит скромно — лишь по 150 млн руб. ежегодно в 2017-2019 годах, которые будут выделяться через АНО «Аналитический центр при правительстве РФ». Недостаток финансирования — один из рисков для реализации программы, говорится в документе. С одной стороны, денег на программу действительно заложено немного — в идеале она требует больших вложений в технические новации, например в «электронных инспекторов», которых можно было бы использовать, чтобы проверяющим не нужно было физически присутствовать на предприятиях. С другой стороны, государство само нарастило «огромные требования» к бизнесу, поэтому требование вложить больше денег в ослабление контроля можно счесть и «неправильным подходом», рассуждает Блудян.



Просмотров