Способы возникновения и прекращения юридических лиц. Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц. Виды прекращения юридического лица

Законодательные инновации в процедурах создания юридических лиц. Классификация юридических лиц. Порядок возникновение и прекращение юридического лица. Реорганизация и ликвидация как способы прекращения юридического лица.

Курсовая работа на тему: Возникновение и прекращение юридического лица, 2017

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается потребностью научного познания возникновения и прекращения деятельности юридических лиц как особых категорий в системе гражданского права на современном этапе.
На основе развивающихся экономических отношений складываются определенные гражданско-правовые институты, неизбежно ведущие к необходимости научного обоснования существования правового явлений возникновения и прекращения существования юридических лиц и уяснения их значения в гражданском обороте. Проблемы теоретического и практического характера, возникающие в процессе возникновения и прекращения юр.лиц сегодня находятся под пристальным вниманием законодателя и научного сообщества и нуждаются в комплексном изучении.
В условиях формирования современного правового государства и рыночной экономики институты возникновения и прекращения юридических лиц в числе иных призваны обеспечить право субъектов гражданско-правовых отношений на свободу предпринимательства, объединение лиц и имущества для совместной экономической деятельности. В то время как мировой экономический кризис неизбежно ведёт к ухудшению производственной и инвестиционной активности субъектов отдельных отраслей экономики, высокий уровень законодательной регламентации позволит более эффективно использовать рассматриваемые процедуры для позитивного перераспределения ресурсов, реструктуризации организаций, создания новых рабочих мест. Процессы, способствующие оживлению бизнеса, созданию новых успешных компаний необходимы для модернизации российской экономики в целом, развития национального производства и повышения инвестиционной привлекательности отечественных компаний. Возможность ведения бизнеса должна характеризоваться доступностью использования законодательно определенных форм его организации и гарантированностью защиты прав субъектов гражданского оборота.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные аспекты возникновения и прекращения юридических лиц в свете последних изменений законодательства в 2014-2017 годах.

1. Законодательные инновации в процедурах создания юридических лиц. Классификация юридических лиц

С 1 сентября 2014 г. в ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ) внесены новые изменения, касающиеся правил деятельности и организационно-правовых форм юридических лиц.
С 1 сентября 2014 г. юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ).
В зависимости от вида прав учредителей (участников) на имущество юридических лиц ст. 48 ГК РФ выделяет две группы юридических лиц:
1) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;
2) юридические лица, в отношении которых их участники имеют корпоративные права: корпоративные организации (ст. 65.1 ГК РФ).
К корпоративным юридическим лицам (корпорациям) относятся юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган — общее собрание (съезд, конференция для некоторых видов некоммерческих корпораций и производственных кооперативов). К ним относятся:
. хозяйственные товарищества и общества;
. крестьянские (фермерские) хозяйства;
. хозяйственные партнерства;
. производственные и потребительские кооперативы;
. общественные организации;
. общественные движения;
. ассоциации (союзы);
. товарищества собственников недвижимости;
. казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов РФ.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся:
. государственные и муниципальные унитарные предприятия;
. фонды;
. учреждения;
. автономные некоммерческие организации;
. религиозные организации;
. публично-правовые компании.
Также не утратила своей актуальности классификация юридических лиц по цели создания: коммерческие (основная цель их создания — получение прибыли) и некоммерческие (основная цель их создания — выполнение определенных общественно полезных функций, не связанных с получением прибыли).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
. хозяйственных товариществ и обществ;
. крестьянских (фермерских) хозяйств;
. хозяйственных партнерств;
. производственных кооперативов;
. государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов;
2) общественных организаций;
3) общественных движений;
4) ассоциаций (союзов);
5) товариществ собственников недвижимости;
6) казачьих обществ;
7) общин коренных малочисленных народов РФ;
8) фондов;
9) учреждений, к которым относятся государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;
10) автономных некоммерческих организаций;
11) религиозных организаций;
12) публично-правовых компаний;
13) адвокатских палат;
14) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
В зависимости от форм собственности на свое имущество юридические лица бывают государственные, муниципальные и частные.
Законом № 99-ФЗ была исключена из ГК РФ такая организационно-правовая форма юридических лиц, как общество с дополнительной ответственностью.

2. Порядок возникновение и прекращение юридического лица

Для юридического лица очень важны моменты возникновения и его прекращения. Зачастую эти моменты предопределяют дальнейшую судьбу развития организации, а также порядок урегулирования отношений между учредителями и кредиторами в процессе прекращения деятельности юридического лица.

2.1 Возникновение юридического лица

Возникновение юридического лица это его создание и государственная регистрация.
Выделяют следующие способы возникновения юридического лица.
1. Разрешительный порядок. Распорядительный порядок применялся в СССР. Для образования юридического лица было необходимо разрешение компетентного органа государственной власти и последующая государственная регистрация. В настоящее время в России применяется как исключение из общего правила для образования некоторых видов юридических лиц — кредитных и страховых организаций, союзов и ассоциаций и т.п.
2. Нормативно-явочный порядок. Предполагается наличие специальных нормативных актов, регулирующих порядок возникновения и деятельности определенных видов юридических лиц. Выполнение предусмотренных в таких актах требований дает право на признание за организацией свойства юридического лица, удостоверяемое фактом его государственной регистрации. Нормативно-явочный порядок сегодня применяется в России.
3. Явочный порядок (договорно-правовой). Юридические лица создаются в результате выраженного вовне намерения участников действовать в качестве юридического лица при отсутствии факта его государственной регистрации. В настоящее время этот порядок в России не применяется, а за рубежом применяется ограниченно (ассоциации во Франции, некоммерческие организации в Швейцарии, коммерческие корпорации «де-факто» в США и т.п.).

2.2 Прекращение юридического лица.

В зависимости от юридических последствий прекращения различают реорганизацию (права и обязанности прекращенного лица переходят к другому лицу) и ликвидацию (прекращение лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей).
Реорганизация осуществляется пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием. Каждому из указанных способов соответствует определенный объем переходящих прав и обязанностей (правопреемство). Посколькуреорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые вправе требовать от должника досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.
В зависимости от способа реорганизации она оформляется либо передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразовании), либо разделительным балансом (при разделении, выделении).
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Закон детально регламентирует и дальнейшие действия реорганизуемого юридического лица, что, безусловно, необходимо для соблюдения прав его кредиторов.
Например, реорганизуемое юридическое лицо после внесения записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц обязано помещать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником.
Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.
Особенности реорганизации кредитных организаций, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
Реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц (при присоединении — в момент исключения присоединенного юридического лица из реестра).
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется:
1) по решению его учредителей (участников);
2) по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
3) по решению суда:
. по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в следующих случаях: признания государственной регистрации юридического лица недействительной; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
. по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
. в иных случаях, предусмотренных законом, включая ликвидацию юридического лица в связи с его банкротством. Процедура банкротства происходит в соответствии с основаниями, порядком и последствиями, установленными ГК РФ (ст. 65) и Законом о банкротстве.
С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК РФ):
. в первую очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при возведении объекта капитального строительства;
. во вторую — производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц по трудовым договорам и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
. в третью — производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
. в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета (за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом).
Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами (за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога).
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:
1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ст. 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом);
2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.
1. Гражданский Кодекс РФ / Консультант Плюс, 2017;
2. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. от 29.12.2014 N 451-ФЗ);
3. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в ред. т 03.07.2016 N 360-ФЗ);
4. Сборник разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства о юридических лицах / Зайцев О.Р., Волошин О.В. - М.:Статут, 2015. - 318 с.;
5. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 2 / Под общ. ред. Карпычева М.В., Хужина А.М., Демичев А.А. и др. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 560 с.
6. Российское гражданское право; Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2015. - 1208 с.;
7. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 томах. Т.1: Общие положения о юридических лицах / Габов А.В., Гутников О.В., Доронина Н.Г. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.




Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Возникновение и прекращение юридического лица.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Как правильно написать введение?

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.


Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.



(курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Юридические лица возникают по воле их учредителей, которыми могут выступать любые субъекты гражданского права. Это физические лица, обладающие необходимым уровнем дееспособности, юридические лица, обладающие соответствующей правоспособностью, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В настоящее время законодателем установлено несколькоспособов возникновения организаций:

· явочно-нормативный;

· разрешительный;

· распорядительный.

Процесс возникновения юридических лиц разделяется на этапы:

· принятие решения о создании организации;

· подготовка учредительных документов;

· представление учредительных и сопутствующих документов в государственные регистрационные органы;

· государственная регистрация.

Как субъекты гражданского права юридические лица возникают с момента их государственной регистрации.

Наиболее распространенным способом возникновения юридических лицявляется явочно-нормативный, который также называютрегистрационным.

Суть его заключается в том, что любые правомочные субъекты гражданского права своей волей принимают решение о создании юридического лица. Никаких разрешений или согласований исполнительных органов власти или иных властных органов при этом не требуется. Воля учредителей таких организаций выражается в надлежаще оформленных документах, которые представляются в органы государственной регистрации (государственному регистратору). Отказ в государственной регистрации возможен только в случаях, прямо предусмотренных ГК или соответствующим нормативным актом, как правило, Федеральным законом, который регулирует порядок создания и деятельности регистрируемой организационно-правовой формы существования данного вида юридического лица. Как правило, отказ в регистрации возможен только в случаях, когда не представлены необходимые учредительные и сопутствующие документы или содержание этих документов не соответствует требованиям закона. Подавляющее большинство как коммерческих, так и некоммерческих организаций возникают по правилам явочно-нормативного способа.

Разрешительным является способ, когда при создании той или иной коммерческой организации (за исключением унитарных предприятий) требуется согласие (разрешение) государственного (муниципального) органа исполнительный власти. Необходимость получения такого разрешения возникает только тогда, когда наличествует юридический факт, прямо предусмотренный специальной нормой закона. Таким способом, например, возникают хозяйственные общества, уставный капитал которых превышает 500 миллионов рублей на момент их создания. В этом случае требуется согласие соответствующего территориального управления Министерства по антимонопольной политике.

Распорядительный способ применяется при создании унитарных предприятий и государственных учреждений. Правительство РФ, уполномоченный им орган исполнительной власти, орган исполнительный или муниципальной власти, которому такое право предоставлено соответствующим нормативным актом, издают ненормативный акт (постановление, распоряжение), который выступает правовым основанием возникновения соответствующих организаций.

Как уже говорилось выше, любая организация признается субъектом гражданского права с момента ее государственной регистрации. В соответствии с требованием ГК РФ такая регистрация должна осуществляться органами юстиции. Однако с 1 июля 2002 года вступил в действие ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц". Статьей 2 указанного нормативного акта право определять исполнительный орган государственной власти, который осуществляет государственную регистрацию организаций, передано Правительству РФ. Постановлением Правительства от 17 мая 2002 года № 319 полномочным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, выступает Министерство по налогам и сборам РФ. Соответственно, в муниципальных образованиях созданы подразделения налоговых органов, которые специально занимаются вопросами государственной регистрации организаций. В то же время в отношении некоторых видов и организационно-правовых форм существования юридических лиц действующее законодательство предусматривает специальный орган государственной регистрации, что допускается в соответствии с положением ст. 10 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц". В таких случаях регистрационным органом выступают органы юстиции, Регистрационная палата при Правительстве РФ, Центральный Банк РФ и некоторые другие органы исполнительной власти. Способы государственной регистрации можно определить как общий порядок, который применяется при регистрации большинства организаций, и особый, который применяется к регистрации организаций некоторых видов. Особый порядок применяется только в случаях, прямо установленных специальным законом. В особом порядке регистрируются, например, кредитные организации, страховщики, органы массовой информации, политические партии, профсоюзы и некоторые другие организации.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Для осуществления регистрации в соответствующий регистрационный орган или государственному регистратору (актуариусу) представляются учредительные документы, соответствующие избранному виду и организационно-правовой форме регистрируемого юридического лица, а также сопутствующие документы. К сопутствующим документам в основном относятся сведения об уплате регистрационного сбора за регистрацию и сведения о сформировании к моменту государственной регистрации не менее 50% уставного (складочного, паевого) капитала. В зависимости от вида, организационно-правовой формы существования или цели создания организации соответствующим законодательством может быть предусмотрена необходимость предоставления и иных сопутствующих документов. В установленные законодательством сроки государственный регистратор обязан произвести регистрацию юридического лица или отказать в ней. При отказе в регистрации в течение 30 дней учредители вправе обратиться в суд и потребовать отмены решения регистрационного органа и регистрации соответствующей организации. В течение шести месяцев после государственной регистрации любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием отмены регистрации. После регистрации выдается специальный документ – "свидетельство о государственной регистрации", который подтверждает состоявшийся юридический факт и является своеобразным "паспортом" организации. Данные государственной регистрации заносятся в соответствующие региональные и федеральные реестры юридических лиц. Сведения о регистрации должны публиковаться в открытой печати.

Прекращение юридических лиц как субъектов гражданского права осуществляется их реорганизацией или ликвидацией.

Реорганизация – это прекращение юридического лица путем передачи его субъективных прав и обязанностей другой организации.

Реорганизация юридических лиц может быть осуществлена в следующих формах:

· слияние – прекращение двух или более юридических лиц путем передачи их субъективных прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу на основании передаточного акта;

· присоединение – прекращение одного или нескольких юридических лиц путем передачи их субъективных прав и обязанностей к уже существующему юридическому лицу на основании передаточного акта;

· разделение – прекращение юридического лица путем передачи его прав и обязанностей двум или более вновь созданным юридическим лицам на основании разделительного баланса;

· выделение – передача существующим юридическим лицом (без его прекращения) части субъективных прав и обязанностей одному или нескольким вновь созданным юридическим лицам на основании разделительного баланса;

· преобразование – прекращение юридического лица путем изменения организационно-правовой формы его существования с передачей его субъективных прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу иной организационно-правовой формы существования на основании передаточного акта.

Ликвидация – это прекращение юридического лица без передачи его субъективных прав и обязанностей кому бы то ни было в порядке правопреемства.

Действующее гражданское законодательство предусматривает различные основания реорганизации юридических лиц.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Участники организации в любое время и по любым основаниям могут принять решение и произвести реорганизационные процедуры. Что же касается органов юридического лица (единоличных или коллегиальных), то принимать решение о реорганизации и производить реорганизационные процедуры они вправе только тогда, когда наделены соответствующими полномочиями участниками при условии, что возможность передачи им такого права предусмотрена действующим гражданским законодательством, регулирующим деятельность организации той или иной организационно-правовой формы, а также в случаях, когда учредительными документами этого юридического лица прямо предусмотрена такая возможность.

Законная реорганизация . Законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц, могут быть предусмотрены юридические факты, возникновение которых порождает обязанность ее участников принять решение о реорганизации и провести реорганизационные процедуры. Современное российское гражданское законодательство предусматривает достаточно большое количество таких юридических фактов. Так, например, если количество участников общества с ограниченной ответственностью превысит 50, то общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив (п. 3 ст. 7 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Или если по решению участников на объединение (ассоциацию, союз) юридических лиц возлагается ведение предпринимательской деятельности, то оно должно преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (п. 1 ст. 11 Закона РФ "О некоммерческих организациях").

Принудительная реорганизация возможна только в отношении коммерческих организаций и производится она ее участниками на основании решения правомочного органа государственной исполнительной власти. Принудительная реорганизация возможна только в формах разделения или выделения. Так, в случаях, когда коммерческая организация, занимающая доминирующее положение на рынке товаров или услуг, осуществляет монополистическую деятельность, или ее действия приводят к существенному ограничению конкуренции, то решением антимонопольных органов она может быть реорганизована. Получив соответствующее предписание, участники обязаны совершить реорганизационные процедуры.

Разрешительная реорганизация . Такой порядок реорганизации применяется в случаях, когда объединение, слияние или присоединение коммерческих организаций может привести к созданию монополистических структур на товарных рынках, которые, возможно, окажут существенное отрицательное влияние на развитие конкуренции. Решение о реорганизации коммерческих организаций подобных форм принимается участниками этих юридических лиц, в то же время им необходимо получить согласие на проведение реорганизационных мероприятий от соответствующих антимонопольных органов. Например, в случае слияния и присоединении любых объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) требуется согласие антимонопольных органов (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).

Судебная реорганизация осуществляется по иску уполномоченного органа государственного управления в тех случаях, когда участники юридического лица или уполномоченный ими орган юридического лица, или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию юридического лица учредительными документами организации, в установленные сроки не осуществляет реорганизационные процедуры, не исполняя при этом соответствующих предписаний. Тогда суд назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизационные процедуры. С этого момента к нему переходят полномочия по управлению делами организации. Осуществление реорганизационных процедур происходит под контролем суда, который утверждает разделительный баланс и учредительные документы вновь возникших юридических лиц - правопреемников реорганизованного. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В значительной своей части реорганизационные процедуры связаны с процессом передачи субъективных прав и обязанностей от реорганизуемых юридических лиц к другим организациям. Основными документами, определяющими объем передаваемых прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц, являются передаточный акт и разделительный баланс. Передаточный акт составляется при слиянии, присоединении и преобразовании. Разделительный акт - при разделении и выделении. По своему содержанию эти документы совпадают. Они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых юридических лиц в отношении всех кредиторов и должников, в том числе и тех обязательств, которые оспариваются полностью или в части. Передаточный акт и разделительный баланс включаются в число необходимых сопутствующих документов, представляемых на государственную регистрацию. Их отсутствие, а также отсутствие в них положений о правопреемстве влекут за собой отказ в государственной регистрации возникших в ее результате новых организаций. Понуждая реорганизуемое юридическое лицо действовать добросовестно, законодатель устанавливает солидарную ответственность для вновь возникших юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами в том случае, когда из разделительного баланса невозможно определить его правопреемника.

Следует иметь в виду, что при осуществлении реорганизационных процедур, как правило, происходит перемена лиц в обязательстве как в виде уступки права требования, так и перевода долга. Поэтому лица, осуществляющие данные процедуры, обязаны письменно уведомлять об этом всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор, в случае несогласия перевода долга в результате реорганизации другому юридическому лицу, вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства должником, по которому выступает реорганизуемая организация. Нужно помнить, что действующее гражданское законодательство, в зависимости от вида и организационно-правовой формы существования того или иного юридического лица, устанавливает особенности проведения реорганизационных процедур и их порядок.

За исключением реорганизации в форме присоединения возникшие в результате ее проведения юридические лица считаются возникшими с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке. При присоединении к другому юридическому лицу реорганизуемые организации считаются прекратившимися с момента внесения соответствующих записей о прекращении ее деятельности путем присоединения к другой организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Действующее российское законодательство предусматривает следующие основания ликвидации юридических лиц .

Добровольная ликвидация (самоликвидация) . Осуществляется на основании добровольного решения участников (учредителей) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, если специальным законом, регулирующим порядок создания и деятельности организации соответствующего вида и организационно-правовой формы, допускается возможность передачи такого права. Следует иметь в виду, что участники (учредители) юридического лица не вправе самостоятельно заявить о добровольной ликвидации юридического лица, если он отвечает признакам несостоятельности (банкротства).

Законная ликвидация. Производится в случаях, когда гражданским законодательством, регулирующим порядок создания и деятельности юридических лиц определенного вида и организационно-правовых форм существования, или учредительными документами такой организации определен юридический факт, при наступлении которого участники (учредители) либо органы юридического лица, когда им такое право может быть передано участниками и закреплено в учредительных документах, обязаны принять решение о ликвидации и произвести ликвидационные процедуры.

К таким юридическим фактам, например, относятся:

· истечение срока, на которое было создано юридическое лицо;

· достижение целей, ради которых оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);

· ситуация, когда по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью оказалась меньше размера его уставного капитала и общество не объявило о его уменьшении и не зарегистрировало его (п. 4 ст. 90 ГК) и ряд иных.

Судебная ликвидация. Во всех случаях, кроме вышеназванных, когда инициатива исходит от третьих лиц, ликвидация юридического лица и производство ликвидационных процедур возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. Судебная ликвидация может быть произведена по формальным основаниям и по основаниям нарушения организацией действующего законодательства.

Формальные основания судебной ликвидации юридического лица четко предусмотрены ГК и специальными законами, регулирующими порядок создания и деятельности организаций.

Такими основаниями могут быть, например:

· наступление юридического факта, порождающего обязанность участников (учредителей) осуществить ликвидацию организации, но они уклоняются от ее исполнения (истечение срока, на который организация создана);

· признание недействительным факта регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер (единственным участником общества с ограниченной ответственностью является хозяйственное общество, состоящее из одного лица,- п. 2 ст. 88 ГК) и другие.

В этих случаях, в течение шести месяцев с момента государственной регистрации юридического лица, с исковым требованием о ликвидации организации могут обращаться любые заинтересованные лица, а по истечении этого срока - государственные органы или органы местного самоуправления, которым такое право предоставлено законом, а также прокурор.

Факты нарушения юридическим лицом действующего законодательства устанавливаются контрольными органами исполнительной или муниципальной власти при осуществлении ими собственной деятельности. Эти нарушения могут происходить в сфере лицензионной деятельности, когда организация осуществляет ее без соответствующего разрешения либо осуществляет деятельность, запрещенную законом. В иных случаях при нарушениях в сфере налогового, таможенного, экологического, уголовного, административного, земельного и иного законодательства возможность обращения в суд с требованием о ликвидации юридического лица связана с тем, что они должны носить грубый характер либо совершаться неоднократно. Что же касается некоммерческих организаций, таких как общественные или религиозные, благотворительные или иные фонды, то обращение с требованием об их ликвидации возможно при осуществлении ими деятельности, противоречащей целям их создания, если такая деятельность носит характер систематической, а также в иных случаях, прямо предусмотренных ГК, например, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна (п. 1 ч. 2 ст. 119 ГК). Обращаться с такими требованиями вправе соответствующие контрольные органы (налоговые, таможенные, санитарно-эпидемиологические, пожарной охраны, экологического контроля, антимонопольные и иные), а также прокурор.

Особой формой ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Так, юридические лица считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполняются ими в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения (п. 2 ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве"). В этом случае участники несостоятельной организации в лице соответствующих органов юридического лица, ее кредиторы, прокурор и другие уполномоченные лица вправе обратиться в арбитражный суд с требованием признания ее банкротом. Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, сообщают об этом в письменной форме органам государственной регистрации, которые вносят соответствующие сведения в государственный реестр юридических лиц. Затем лицо, принявшее решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), состав которой согласуется с органами государственной регистрации, а также устанавливает сроки и порядок ликвидации, который должен соответствовать требованиям ГК. Применяются специальные правила признания организаций несостоятельными (банкротами). Процедура банкротства имеет длительный и сложный характер и должна соответствовать требованиям законодательных актов, устанавливающих особенности ликвидации тех или иных организаций соответствующих видов и организационно-правовых форм их существования. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все права по управлению делами организации, а также право ее представления, в том числе и в суде. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации организаций, сведения о ликвидации, порядке и сроках ее проведения, месте и порядке работы ликвидационной комиссии. Срок предъявления требований к ликвидатору кредиторами не может быть менее двух месяцев с момента публикации такого объявления. Ликвидационная комиссия устанавливает дебиторов и принимает меры по взысканию с них долгов. Она также определяет кредиторов, уведомляет их об этом и об объеме обязательств перед ними, включает их в промежуточный ликвидационный баланс. Кроме этого, любое лицо, полагающее себя кредитором организации, вправе требовать включения ее в промежуточный ликвидационный баланс. В случае отказа, а также, если кредитор не согласен с размером долга, определенным ликвидатором, он вправе обратиться в суд с соответствующим требованием о включении его в промежуточный ликвидационный баланс или изменении объема долга. После истечения срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс, в который включаются кредиторы, признанные таковыми ликвидационной комиссией или решением суда. Также в нем должны содержаться сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты рассмотрения этих требований ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого юридического лица. Если денежных средств, находящихся на счетах организации (кроме учреждений), недостаточно для погашения долгов, ликвидатор продает иное имущество с публичных торгов по правилам, установленным для исполнения судебных решений.

После проведения этих процедур ликвидационная комиссия осуществляет выплату долгов ликвидируемой организации. Завершив расчеты с кредиторами, ликвидатором составляется окончательный ликвидационный баланс, который утверждается ее учредителями (участниками) либо органом, принявшим решением о ликвидации, и согласовывается с соответствующим органом государственной регистрации. После этого ликвидационная комиссия снимает организацию с налогового, статистического и иных видов учета, сдает документацию, в том числе бухгалтерскую, учредительные документы, средства индивидуальной идентификации в соответствующий регистрационный орган. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно - прекратившим существование с момента внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В органах печати, где публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, публикуются сведения об их прекращении путем ликвидации.

Законом установлен порядок удовлетворения требований кредиторов, включенных в промежуточный ликвидационный баланс. Все кредиторы делятся на очереди, и требования последующей очереди удовлетворяются только после удовлетворения требований предыдущей очереди. Немедленно, с момента согласования промежуточного ликвидационного баланса, ликвидатор начинает удовлетворять требования кредиторов. В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми организация несет обязательства по причинению вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Также в эту очередь удовлетворяются требования граждан при ликвидации банков или иных кредитных учреждений, которые выступали кредиторами этих юридических лиц и кредитовали их деятельность путем заключения договоров банковского вклада или банковского счета. Во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате заработной платы, выходных пособий лицам, с которыми был заключен трудовой договор (контракт), а также производятся выплаты по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются долги кредиторов, чьи обязательства были обеспечены залогом. В четвертую очередь погашаются платежи в бюджет (налоги) и внебюджетные платежи (пенсионный, дорожный и иные внебюджетные фонды). По истечении месяца после утверждения и согласования промежуточного ликвидационного баланса погашаются требования кредиторов пятой очереди. В этой очереди находятся все остальные кредиторы ликвидируемого юридического лица.

Когда имущества организации недостаточно для удовлетворения требования лиц, находящихся в одной очереди, оно распределяется между ними пропорционально размерам их требований, подлежащих удовлетворению, если иной порядок не установлен специальным законом. Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования кредитора, включенного в промежуточный ликвидационный баланс, нарушает его права или уклоняется от их удовлетворения, то он вправе обратиться в суд с соответствующим иском. По решению суда такие требования могут удовлетворяться за счет оставшегося имущества организации. Когда имущества ликвидируемой организации недостаточно, то неудовлетворенные требования считаются погашенными, так же как и требования лиц, не включенных в промежуточный ликвидационный баланс. Если после расчетов со всеми кредиторами осталось имущество, то оно распределяется между участниками организации пропорционально объему их прав требования или иным образом, установленным законом для организации соответствующего вида и организационно-правовой формы существования, если иной порядок не установлен ее учредительными документами.

Возникновение юридического лица . Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регламентирующим деятельность предприятий, организаций или учреждений данного вида.

Можно выделить несколько способов возникновения юридических лиц.

Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникают на основе распоряжения собственника имущества (в большинстве случаев - государственные предприятия и организации). Согласно законодательным актам о предприятиях, предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или органа, уполномоченного собственником.

Разрешительный порядок имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Так, при создании малых предприятий посредством выделения из состава действующего предприятия или объединения одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов необходимо согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, объединения).

Явочно-нормативный порядок возникновения юридических лиц применяется, если для этого не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о кооперации кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. В аналогичном порядке возникают акционерные общества, общественные объединения, религиозные общества, пользующиеся правами юридических лиц.

Договорно-правовой порядок возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В названном порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

В современных условиях все перечисленные способы могут быть сведены к двум: явочно-нормативному (нередко называемому также "регистрационным") , включающему создание юридического лица по решению (распоряжению) собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких собственников, и разрешительному. При этом явочно-нормативный становится общим порядком образования юридических лиц, а разрешительный - исключительным (по прямому указанию законодательного акта).

Государственная регистрация юридического лица . Действующим законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация всех без исключения юридических лиц. Предприятие, учреждение, организация или объединение приобретают права юридического лица лишь с момента их регистрации в установленном законом порядке Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о его создании (распоряжение, в надлежащих случаях - согласие собственника имущества или его органа,учредительный договор и т.п.) и иные документы, перечень которых определяется республиканским законодательством (например, законодательство требует представления протокола учредительного собрания при создании акционерного общества).

Отказ в регистрации организаций возможен только в случаях, когда нарушен установленный законом порядок их создания либо когда представляемые для регистрации учредительные документы не соответствуют требованиям закона. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания данного юридического лица не допускается.

Регистрация юридического лица должна быть проведена в течение 30 дней (в отношении малых предприятий - в двухнедельный срок) с момента подачи заявления и других документов для регистрации.

Прекращение деятельности юридического лица . Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица происходит в случаях разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лип; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому. Во всех этих случаях права и обязанности прекратившего деятельность юридического лица или лиц переходят к созданным на их основе юридическим лицам, т.е. возникает преемство прав и обязанностей. Правопреемство наступает также при преобразовании одного юридического лица в другое, например при создании на базе государственного предприятия арендного предприятия путем сдачи его имущества в долгосрочную аренду арендному коллективу (ст. 1 б Основ законодательства об аренде).

Реорганизация оформляется составлением передаточного.или. разделительного баланса, фиксирующего передачу или раздел соответствующего имущества.

Ликвидация юридического лица также возможна как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется на основании решения собственника имущества или уполномоченного им органа по причинам нецелесообразности дальнейшей деятельности, выполнения данным юридическим лицом возложенных на него задач и т.п.

В принудительном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения суда или арбитражного суда (а кооперативных организаций также по решению исполкома местного Совета (местной администрации), зарегистрировавшего кооператив).

По решению суда или арбитражного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения установленных законодательством условий в надлежащий срок, например неосуществление природоохранных мероприятий и т.п.; если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании предприятия и в иных слулаях, предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности при отсутствии какого-либо правопреемства. Удовлетворение претензий кредиторов и распределение оставшегося после этого имущества осуществляет ликвидационная комиссия, образуемая собственником имущества или уполномоченным им органом (а в случае банкротства -конкурсным управляющим). По их решению ликвидация может производиться и органом управления предприятия (например, его директором) .

При объявлении банкротства (несостоятельности) юридического лица обычно предусматривается определенный период его возможной санации (оздоровления), на который управление имуществом передается специально назначенным лицам без согласия собственника. В случае недостижения целей санации наступает следующая стадия - собственно банкротство. В ходе ее осуществления имущество банкрота распределяется между его кредиторами в порядке конкурсного процесса (в ходе которого они "конкурируют" за максимально возможное удовлетворение своих требований) .

"Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь "явиться" для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то, и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью...".

"Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок -- управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).

Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, -- с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы.

В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц.

Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации нет.

В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько…"

"…юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).

Ликвидация юридического лица -- прекращение юридического лица, при котором не возникают новые юридические лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях осуществления деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Для ликвидации предусмотрена определенная процедура. Начинается она с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц…".

"… С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, продает имущество с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано…".

Возникновение юридического лица. Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регламентирующим деятельность предприятий, организаций или учреждений данного вида. Но если рассматривать данный вопрос в целом, можно выделить несколько способов возникновения юридических лиц.

Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникают на основе распоряжения собственника имущества (в большинстве случаев - государственные предприятия и организации). Согласно законодательным актам о предприятиях, предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или органа, уполномоченного собственником.

Разрешительный порядок имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Так, при создании малых предприятий посредством выделения из состава действующего предприятия или объединения одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов необходимо согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, объединения). В этом случае

предприятие или объединение выступает в качестве учредителя малого предприятия*.

Явочно-нормативный порядок возникновения юридических лиц применяется, если для этого не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о кооперации кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. В аналогичном порядке возникают акционерные общества, общественные объединения, религиозные общества, пользующиеся правами юридических лиц.

Договорно-правовой порядок возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В названном порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

В современных условиях все перечисленные способы могут быть сведены к двум: явочно-нормативному (нередко называемому также "регистрационным") , включающему создание юридического лица по решению (распоряжению) собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких собственников, и разрешительному. При этом явочно-нормативный становится общим порядком образования юридических лиц, а разрешительный - исключительным (по прямому указанию законодательного акта).

Государственная регистрация юридического лица. Действующим законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация всех без исключения юридических лиц. Предприятие, учреждение, организация или объединение приобретают права юридического лица лишь с момента их регистрации в установленном законом порядке (п. 3 ст. 13 Основ гражданского законодательства). Коммерческие организации по действующему законодательству регистрируются в органах местной администрации районов и городов, что порождает неквалифицированную оценку учредительных документов и злоупотребления. Основы гражданского законодательства, следуя общепринятому в мировой коммерческой практике порядку, предусмотрели их регистрацию в органах юстиции (которыми могут быть территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы или даже коммерческие (арбитражные) суды). Представляется, что в будущем гражданское законодательство должно ориентироваться на этот подход. Данные такой регистрации включаются в республиканские реестры юридических лиц, открытые для всеобщего ознакомления.

Необходимость такой регистрации и государственного учета действующих юридических лиц в условиях рыночной экономики имеет важное значение не только для возникновения правоспособности и дееспособности данного юридического лица, но для обеспечения финансового (налогового) контроля за их деятельностью.

Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о его создании (распоряжение, в надлежащих случаях - согласие собственника имущества или его органа,

См. п. 4 постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий".-В: СП СССР. 1990.Отд. 1.№19.Ст. 101.

учредительный договор и т.п.) и иные документы, перечень которых определяется республиканским законодательством (например, законодательство требует представления протокола учредительного собрания при создании акционерного общества).

Некоторые виды юридических лиц регистрируются в специально уполномоченных на то органах государственного управления. Так, средства массовой информации подлежат регистрации в соответствующих министерствах и ведомствах информации и печати, а общественные организации (объединения) регистрируют лишь свои уставы (обычно - в республиканских министерствах юстиции). Коммерческие банки регистрируются в центральном банке республики (одновременно с выдачей лицензии).

Отказ в регистрации организаций возможен только в случаях, когда нарушен установленный законом порядок их создания либо когда представляемые для регистрации учредительные документы не соответствуют требованиям закона. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания данного юридического лица не допускается.

Регистрация юридического лица должна быть проведена в течение 30 дней (в отношении малых предприятий - в двухнедельный срок) с момента подачи заявления и других документов для регистрации. Если соответствующий орган отказал в регистрации юридического лица по мотивам, которые учредитель считает необоснованными, либо не провел регистрацию в установленные законом сроки, заявитель вправе обжаловать это решение в суде, арбитражном суде.

За регистрацию юридического лица учредитель обязан внести плату, размер которой устанавливается законодательством республик. Указанные платежи зачисляются в доход местного бюджета.

Прекращение деятельности юридического лица. Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица происходит в случаях разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лип; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому. Во всех этих случаях права и обязанности прекратившего деятельность юридического лица или лиц переходят к созданным на их основе юридическим лицам, т.е. возникает преемство прав и обязанностей. Правопреемство наступает также при преобразовании одного юридического лица в другое, например при создании на базе государственного предприятия арендного предприятия путем сдачи его имущества в долгосрочную аренду арендному коллективу (ст. 1 б Основ законодательства об аренде).

При реорганизации юридического лица должны быть соблюдены все правила, установленные для создания нового юридического лица. Реорганизация юридического лица может быть как добровольной (по решению собственника имущества, учредителя данного юридического лица), так и принудительной*.

* Так, ст.ст. 11 и 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрена возможность принудительного разделения хозяйствующих субъектов в случаях осуществления ими монополистической деятельности и существенного ограничения конкуренции вследствие их доминирующего положения на рынке.

- В: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 199). № 16. Ст. 499.

Реорганизация оформляется составлением передаточного.или. разделительного баланса, фиксирующего передачу или раздел соответствующего имущества.

Ликвидация юридического лица также возможна как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется на основании решения собственника имущества или уполномоченного им органа по причинам нецелесообразности дальнейшей деятельности, выполнения данным юридическим лицом возложенных на него задач и т.п.

В принудительном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения суда или арбитражного суда (а кооперативных организаций также по решению исполкома местного Совета (местной администрации), зарегистрировавшего кооператив).

По решению суда или арбитражного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения установленных законодательством условий в надлежащий срок, например неосуществление природоохранных мероприятий и т.п.; если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании предприятия и в иных слулаях, предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности при отсутствии какого-либо правопреемства. Удовлетворение претензий кредиторов и распределение оставшегося после этого имущества осуществляет ликвидационная комиссия, образуемая собственником имущества или уполномоченным им органом (а в случае банкротства -конкурсным управляющим). По их решению ликвидация может производиться и органом управления предприятия (например, его директором) . Конкретный порядок ликвидации регулируется законодательством и уставом соответствующей организации (см., например, ст. 17 Основ).

Процесс ликвидации регулируется законодательством о соответствующем виде юридических лиц (см., например, ст.ст. 37, 38 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"), а также специальными законодательными актами о банкротстве*. Ликвидационная комиссия объявляет в официальной печати по месту нахождения юридического лица о его ликвидации и определяет в соответствии с законом срок ее проведения, а также специальный срок для заявления претензий кредиторов (по общему правилу - не менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации). Кроме того, она обязана принять меры по выявлению возможных кредиторов. После удовлетворения претензий кредиторов составляется ликвидационный баланс, который вместе с остатком имущества передается собственнику или органу, назначившему ликвидком. Юридическое лицо считается прекратившимся с момента внесения об этом записи в соответствующий государственный реестр.

При объявлении банкротства (несостоятельности) юридического лица обычно предусматривается определенный период его возможной санации (оздоровления), на который управление имуществом передается специ-

* Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1993. № 1. Ст. 6.

ально назначенным лицам без согласия собственника. В случае недостижения целей санации наступает следующая стадия - собственно банкротство. В ходе ее осуществления имущество банкрота распределяется между его кредиторами в порядке конкурсного процесса (в ходе которого они "конкурируют" за максимально возможное удовлетворение своих требований) . Условия и последствия признания юридического лица банкротом регулируются специальным законом.



Просмотров