Тематика классных часов по профилактике наркомании. Классный час на тему: "Наркомания и её последствия" (для обучающихся заочных групп)

Цели:

  • способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек(наркомании);
  • развитие у подростков осознанного неприятия к наркотикам;

Задачи:

  • 1. Познакомить с определением «наркотик», с иторией возникновения наркотических веществ.
  • 2. Обсудить причины употребления наркотиков.
  • 3. Рассмотреть последствия употребления наркотиков для человека и его потомства, для его семьи
  • 4. Обсудить профилактические мероприятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш Классный час, который я решила назвать «Имею право знать» посвящен одной самых актуальных, серьезных и в то же время страшных проблем современности - наркомании. Мы познакомимся с вами с историей возникновения наркотиков, рассмотрим основные причины употребления наркотиков среди подростков, узнаем об их влиянии на организм человека, а также поговорим о профилактике наркозависимости у подростков.

Итак, План нашего Классного часа:

  1. История возникновения наркотиков.
  2. Причины употребления наркотиков
  3. Влияние наркотиков на организм
  4. Профилактика наркозависимости.

За несколько дней до нашего Классного часа мною была проведена Анкета на тему «Наркотики и подросток», проанализировав которую можно заметить, что все учащиеся вашего класса(7 чел) знают что такое наркомания и какой вред она несет в себе, никто из вас не употреблял наркотики и никому их не предлагали. Затруднения вызвали вопросы, касающиеся профилактических мероприятий. Радует то, что на вопрос о ваших действиях, если ваш друг или знакомый начнет употреблять наркотики, все ответили что либо сами поговорят по данной теме, либо посоветуются с родителями.

Наркотики разрушают и уносят миллионы жизней каждый год. Около 200 миллионов человек во всем мире связали свою жизнь и наркотики. Большинство молодых людей даже не понимает в полной мере какой вред они наносят себе и своим близким с очередной дозой. Так что же такое НАРКОТИКИ?

Наркотики - это вещества, способные вызывать состояние радостного опьянения - эйфорию, а при систематическом применении - привыкание и жесткую зависимость. Наркомания - это болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотических веществ, проявляется психической и физической зависимостью от этих веществ.

1)Знакомство человека с наркотиками произошло еще на заре человечества. Занимаясь собирательством, древние люди действовали методом проб и ошибок. Так, за некоторыми растениями были замечены способности изменять сознание после их употребления. Уже в первых захоронениях (70-50 тыс. лет до н.э.) были обнаружены лекарственные растения: тысячелистник, золототысячник, крестовик, эфедра, алтей, что подтверждает раннее накопление и сохранение знаний о лекарственных свойствах растений. Позже, с развитием человеческого общества, растения, обладающие наркотическим эффектом, стали считаться священными и использовались целителями и жрецами в качестве лекарств и средств общения с духами и богами. Употребление этих растений строго контролировалось. Простые смертные не могли употреблять наркотики без ведома священнослужителей или вождей. Римское общество одно из первых столкнулось с наркоманией как с социальным явлением. После принятия христианства Римской империей церковь официально осудила широкое применения опия, а падение Западно-Римской империи под натиском варваров поставило точку в употреблении опия в Западной Европе. Переломным моментом в истории развития наркотизации стали первые крестовые походы (X-XII вв.) С XVI века в России стали использовать опиум, когда в 1581 году в Москве открылась первая царская аптека с английским аптекарем Джеймсом Френчем, привезшим с собой среди прочих лекарств и опиум. В последствии русские цари закупали его непременно у англичан или на востоке. С XIX века опиум стали применять не только как снотворное или обезболивающие, но и как средство для лечения психических заболеваний и алкоголизма. В 19 веке кроме опиума широко стал использоваться морфин. Не могло не сказаться и присоединение Центральной Азии к России. Тесное соприкосновение двух культур неминуемо приводило к обмену опытом. крупная вспышка наркомании была в 20 годы XX века. В 70-80 гг стали появляться различные субкультуры(панки,хиппи,растаманы), которые широко использовали наркотические вещества. И вот уже к концу 20 и началу 21 века мы столкнулись с чумой XX1 века - наркоманией. Темпы роста этого заболевания ужасают, а статистика смертности от наркомании превышает любое существующее заболевание. Наркомания- это путь к преступлению и тюрьме, к смерти и отчаянию. Вот почему российским законодательством установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление, приобретение, пересылку, хранение, перевозку или сбыт наркотиков, организацию или содержание притонов для их потребления.

Стадии наркомании: На первой стадии возникает психическая зависимость. Она развивается уже после первого употребления. Спустя 1-2 месяца зависимость переходит в физическую(2стадия). После 6 месяцев регулярного употребления наркотиков наступает третья стадия, такие люди уже опасны для общества. Они не контролируют свои действия и действуют исключительно с целью добычи наркотического вещества.

2) Причины приема наркотиков у подростков?

СЕМЬЯ. Отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. Не стоит строго оценивать непослушание, плохую успеваемость, отчуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные "секреты" и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями. У таких детей возникает чувство одиночества, скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, беспокойство, депрессии, страхи или же агрессивность, лживость, драчливость, связанные с переживанием одиночества, пустоты, ненужности.

Психологические факторы. Благоприятным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение. Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью - наиболее удобное время приобщения к наркотикам. Стремление к самостоятельности и независимости, в первую очередь, от родителей;

Биологические факторы . Различные люди по-разному реагируют на токсические и биологические воздействия. В эпидемию заболевают не все, при массовых отравлениях некоторые остаются здоровы. Люди по-разному переносят жару и холод. Наркотическая зависимость тоже развивается далеко не у всех. Пробуют наркотики гораздо больше людей, чем заболевают наркоманией. Однако особо предрасположенные к тому или иному веществу заболевают наркоманией с первого раза. Наследственность играет огромную роль. Специалисты выделяют несколько мотивов: Из любопытства, За компанию, Самоутверждение, Утешение, Ради удовольствия, доступность приобретения наркотиков.

3) Каковы же последствия приема наркотиков? (более подробно о влиянии наркотиков на организм вам расскажет медицинский работник)

Влияние наркотика на человека таково, что он входит в жизнь наркомана, в его организм, вмешивается в обменные процессы. Нет ни одного органа, ни одной системы организма, ни одной сферы биологической и социальной жизнедеятельности человека, которые не подвергались бы его пагубному действию, Наркотики поражают в первую очередь наиболее сложный, высший отдел нервной системы — кору головного мозга. Большинство наркоманий ведут к снижению интеллекта, ослабление высших этажей которого начинается уже на низких уровнях наркотизации. Сильно снижаются способности к высшим ассоциациям, творчеству. Круг интересов резко сужается и ограничивается основной целью — добыть наркотики. Наркотики, попадая в организм, дезорганизуют психические процессы, приводят к качественным нарушениям восприятия цвета, формы предметов, звуков, теряется ощущение времени и пространства. Нарушения сердечно-сосудистой системы у наркоманов проявляются болью в области сердца, нарушением ритма его сокращений, одышкой, сердцебиением. Даже у подростков, употребляющих наркотики, электрокардиограмма такая же, как у взрослого в предынфарктном состоянии. Наркоманы часто страдают такими специфическими и инфекционными заболеваниями. Наркоманы никогда не обнажают тело, они не посещают пляжи, не участвуют в спортивных играх, избегают ситуаций, в которых необходимо обнажить руки; даже жарким летом они носят одежду с длинными рукавами. Последствия наркомании таковы, что это жизнь наркомана — это медленное беспрерывное угасание. С каждым приемом наркотика сильнее затягивается петля, все ближе человек приближается к смерти. Самое печальное то, что наибольшие жертвы в ненасытную пасть наркомании приносит именно молодежь. Наркоманы, как правило, не умирают естественной смертью в старости. Они не доживают даже до зрелости, умирая в молодом и реже — в среднем возрасте. Как бы организм не сопротивлялся постоянной интоксикации, но почти никто из наркоманов не доживает до 40 лет. Как правило, треть наркоманов умирают в течение 5 лет после начала употребления наркотиков. Обычно средняя продолжительность жизни хронического наркомана не превышает 30 лет, по причине того что организм не выдерживает постоянного изнурения

4) Профилактика наркозависимости. Как помочь наркоманам? Каждый год миллионы жителей обращаются в специализированные клиники в попытке излечиться от наркомании. Во многих случаях требуется не просто детоксикация организма, а длительное лечение и восстановление. В некоторых случаях лечение наркомании дает результаты, но в большинстве случаев все сводится к рецедиву. Существует множество методик, помогающих избавится от наркозависимости. Среди них выделяют психотерапию, гипноз, кодирование, медикаментозное лечение. Может быть проведено лечение наркомании анонимно или группами. С наркоманией трудно бороться, но бороться нужно. Ни в коем случае нельзя опускать руки и оставлять человека на произвол судьбы.

Профилактические меры должны проводиться в каждой семье. Родителям нужно внимательно следить за детьми, за их окружением. Нужно грамотно распределить режим дня, чтобы ребенку было интересно заниматься какими-то делами помимо школы, чтобы он не слонялся от безделья(кружки, секции, больше времени родителям проводить с детьми, возможны совместные занятия спортом). Если среди ваших знакомых есть наркоманы или те, кто хотя бы раз пробовали наркотические вещества, не стесняйтесь, поговорите с ними, попробуйте рассказать им о вреде наркотиков. Если вы не знаете как поступить в той или иной ситуации обратитесь к друзьям за помощью, к родителям(нет контакта с родителями-поговорите с учителем, классным руководителем). Не держите в себе свои проблемы, проблемы близких вам людей!

Классный час - Наркомания

Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.
Формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам. Показать опасность принятия даже одной дозы.
Ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании.
Формирование жизненных навыков. Умение сказать “нет”.

1. Историческая справка.
2. Влияние наркотиков на организм человека.
3. Свойства наркомании.
4. Классификация наркотиков.
5. Формирование жизненных навыков.
6. Уголовная ответственность.
7. Тест.
8. Домашнее задание.
9. Литература.
1. Историческая справка – доклад ученика

Знакомство человека с наркотиками состоялось тысячелетия назад. Люди каменного века знали гашиш, опиум, кокаин и использовали их для поднятия боевого духа перед боевыми действиями или на религиозных обрядах.
Шумерская цивилизация оставила на глиняных табличках (3500 г. до н.э.) самые ранние советы по приготовлению и употреблению опиума. Использование галлюциногенных грибов на религиозных ритуалах засвидетельствовано ранними источниками в Мексике, Скандинавии, Сибири. На стенах погребальных пещер индейцев Центральной Америки встречаются изображения людей, жующих листья коки (300 г. до н. э.).
Около 2700 года до н. э. В Китае уже использовали коноплю в виде настоя или чая. Император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать этот чай в качестве лекарства от подагры и рассеянности, а от кашля и поноса предлагал использовать гашиш.
Египетский папирус (XVI в. до н. э.) рекомендовал в качестве лечебного средства мак. В Греции в VII в. до н. э. применялись настойки, в состав которых включались вино, мед и опиум. Аристотель, Геродот и Гален в своих трудах описывали действие наркотиков. Уже в древнеримские медики выяснили, что опиум может быть смертельным ядом.
В начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове возник ислам, священная книга которого Коран запрещала употребление алкоголя, в связи, с чем появились попытки заменить алкоголь опиумом. В конце XIII в. крестоносцы привезли с Ближнего Востока в Европу опиум как средство одурманивания. Но благодаря средневековой инквизиции использование опиума притормозилось на несколько веков. Только в XVI в. в медицинскую практику был введен опий (Парацельс – известный медиум).
В 1805 году удалось выделить морфин, а в 1956 году появились шприцы и наркомания стала развиваться через уколы. В 1860 году немецкий химик Альберт Ниман получил активный алкалоид и назвал его кокаином.
В 1914 году немецкой фармацевтической компанией были разработаны экстази и МДА. Амфетамин был получен в 1887 году, но лишь с 1935 года его начали использовать в медицинских целях. Синтетический вариант ЛСД был изготовлен в 1938 году в Женеве химиком Альбертом Хоффманом в терапевтических целях.
В России издавна выращивались конопля и мак для производства многих вещей в хозяйстве. Распространение наркотиков началось в 60 – е годы, когда был снят “железный занавес”.

Статистические данные – доклад ученика

В 2005 году в Подмосковье на 45 % возросло количество тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
в 2004 году от передозировки умерло 392 человека, что составляет 288 % от 2003 года;
средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 – у девочек;
4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет;
за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка);
к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек;
91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы;
1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек.

2. Влияние наркотиков на организм человека
Ученые не могут еще точно установить, как наркотики с такой быстротой включаются в обмен веществ человека и становятся необходимой составной частью него. Но уже доказано, что наркотики воздействуют на центр в головном мозге, который отвечает за “поощрение”. При этом происходит выброс дофамина в кровь и человек чувствует возбуждение.
Но наркотики отрицательно воздействуют на организм человека. Прежде всего, они снимают боль и снижают болевой порог чувствительности. Это равносильно снятию “службы охраны”.
Наркотики воздействуют на дыхательный центр и хеморецепторы, которые отвечают за количество кислорода в крови, не реагируют на углекислый газ и происходит кислородное голодание организма. Наркоманы часто умирают от паралича дыхательного центра в результате передозировки.
Наркотики также влияют на кашлевой центр. Кашель – это защитная реакция нашего организма, но у наркоманов отключается защитный механизм кашля. Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса. По этой причине ухудшаются функции сердечно-сосудистой системы, функции всех клеток слабеют, и весь организм дряхлеет, как в старости.
Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения, у наркоманов притупляются все вкусовые и обонятельные ощущения, снижается аппетит, уменьшается выработка ферментов, желчи, желудочного и кишечного соков. Пища не в полной мере переваривается и усваивается. Наркоманы обрекают себя на хроническое голодание и имеют дефицит веса. Но также происходит и спазм гладкомышечной мускулатуры кишечника, что приводит в длительным запорам (5 – 10 дней). И все это время в организме происходят процессы гниения и разложения.
При наркомании угнетаются половые потребности и возможности. У девушек развиваются атрофические процессы, и они не могут даже заниматься проституцией из-за потери необходимых для этого качеств. У юношей происходит быстрое угасание потенции. У наркоманов обычно не бывает детей, а среди родившихся часты случаи уродств.

3. Свойства наркомании
Наркотические вещества, попадая во внутреннюю среду организма, оказывают сильнейшее воздействие, прежде всего на головной мозг. С течением времени у человека появляются психическая, физическая зависимости и изменение чувствительности к наркотику (толерантность).
Быстрое привыкание к наркотическим веществам имеет свою специфику. Развитие психической зависимости от наркотика определяется воздействием на зоны поощрения, при которых возникают положительные эмоциональные состояния. Таким образом, употребление наркотика становится наиглавнейшим стимулом в получении положительных эмоций, а при отсутствии наркотика человек чувствует психологический дискомфорт.
Механизмы формирования физической зависимости от наркотиков до конца еще не ясны. Есть предположения, что они включаются в обменные процессы как необходимый и самостоятельный элемент на уровне регуляции функций жизнедеятельности организма. В процессе развития болезни происходит постепенное привыкание к наркотику. Он уже не вызывает того состояния, которое было в начале. Появляется состояние “ломки” или абсистентный синдром. Физиологическое явление привыкания к дозе наркотика называется – толерантностью.
Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами:

1. Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами.
2. Стремление увеличивать дозы.
3. Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.

Так называемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства. Этапы этого процесса в основном следующие:

Начальная эйфория, часто весьма кратковременная;
толерантность носит временный характер. Постепенно организм реагирует слабее;
зависимость;
абсистенция (синдром отнятия), наступает через 12–48 часов после прекращения принятия наркотика.

Учащимся за компьютером необходимо в тексте найти те зависимости, которые появляются у человека при приеме наркотических веществ (щелкнув правой клавиши мыши надо поменять “стрелку” на “маркер”) и подчеркнуть их в тексте.

4. Классификация наркотиков
Наркотики в зависимости от воздействия на организм человека условно можно разделить на 2 группы: возбуждающие и вызывающие депрессию. При этом следует иметь в виду, что каждый из наркотиков обладает большим разнообразием скрытых свойств, по-разному влияющих на нервную систему.

Итак, все наркотики и их действия делятся на следующие группы (разработано специалистами Всемирного общества здравоохранения):

Седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокращают вплоть до полного устранения функции возбудимости и восприятия, вводя человека в заблуждение, одаривая его букетом приятных состояний. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, морфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции.
галлюциногенные средства, представленные большим числом веществ растительного происхождения, очень разные по своему химическому составу (мескалин из кактуса, индийская конопля, гашиш и прочие тропеиновые растения). Все они вызывают церебральные возбуждения, выражающиеся в деформации ощущений, галлюцинациях, искажении восприятий, видениях.
вещества, легко получаемые путем химического синтеза, вызывающие сперва церебральные возбуждения, а затем глубокую депрессию (алкоголь, эфир, хлороформ, бензин).
яды сна – барбитураты, хлорал, сульфорол, кава-кава и др.
* растительные вещества, возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных лиц бывает разной (кофеин, табак, бетель и др.).

Наркотики:

Опиаты (героин, морфий)
Вызывают сонливость, замедленное дыхание, сужение зрачков.
Приводят к поражении печени, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к поражению мозга.
Кокаин (кокаин, “крек”).
Вызывает возбужденное состояние, навязчивую словоохотливость, взволнованность, галлюцинации, расширенные зрачки.
Приводят к аритмии, психозам, поражению слизистой дыхательных путей.
Гашиш (гашиш, марихуана).
Вызывает колебание настроения, замедленную реакцию, усиленный аппетит, сухость рта, расширенные зрачки.
Приводит к ухудшению памяти, повышению риска заболеваний онкологическими заболеваниями, поражению печени, повреждению головного мозга.
Галлюциногены (ЛСД).
Вызывает трансоподобное состояние, возбуждение, бессонницу, галлюцинации.
Приводит к нарушению координации, тяжелым поражениям мозга, депрессии.
Антидепрессанты (снотворно – седативные средства).
Вызывает сонливость, заторможенность, слабое дыхание, расширенные зрачки.
Приводит к поражению головного мозга, сердечно – сосудистой системы, психозам.
Стимулянты (Амфетамин, “экстази”).
Вызывает возбудимость, повышенное потоотделение, сухость во рту, галлюцинации, расширенные зрачки.
Приводит к расстройству нервной системы, дыхательной системы, депрессиям, паранойям.

5. Формирование жизненных навыков
умение отказываться от рискованных предложений;
видеть положительные и отрицательные стороны явлений;
выражать правильно свои чувства;
развивать уверенность в себе;
управлять своими чувствами;
укрепление связи с семьей;
развивать критическое мышление;
осознание негативных влияний, давлений и манипуляций со стороны других.

6. Уголовная ответственность
Ст. 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

Ст. 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств, либо психотропных средств.

Ст. 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

Ст. 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества.

Ч. 5 ст. 73 – о лечении от наркомании.

Учащимся объясняется, какое наказание предусмотрено Уголовным кодексом за нарушение закона по этим статьям.

Завершение урока

Выводы: Очень часто среди подростков можно услышать такие выражения: есть “легкие наркотики”, “есть наркотики, которые не вызывают привыкания”, “можно курить травку, от этого ничего не будет. А так ли это? Как показали медицинские исследования, никакой принципиальной разницы между наркотическими препаратами не существует, они все изменяют обменные процессы в структурах мозга, формируя психическую зависимость. Скоро эффекты от наркотиков перестают удовлетворять, возникает физическая зависимость. Чтобы излечиться от наркомании необходимо иметь огромную силу воли. Только вопрос в том, стоило ли вообще пробовать наркотики?
Может проще сказать сразу “нет наркотикам!”, “Да! Здоровому образу жизни!”?!

Источник зла, владеющий дурманом,
Для слабых духом беспощадный враг,
Он хорошо известен наркоманам –
Тот, только с виду безобидный, мак.
По-разному цветут и сорняки, и злаки,
Но более всего весной красивы маки,
Когда они в цвету, как факелы горят,
В своих коробочках, накапливая яд.

Сергей Михалков

7. Тест
Учащиеся отмечают правильные ответы в тесте, заменив “стрелку” “маркером”, как было указано ранее. По окончании работы преподаватель проверяет вместе с ребятами правильность ответов.

1. Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояния, это:

А) табакокурение;
б) наркомания;
в) токсикомания;
г) пищевое отравление.

2. Из перечисленных ниже признаков, определите те, которые указывают на наркотическое отравление:

А) тошнота и рвота;
б) головокружение;
в) кровотечение из носа;
г) сужение зрачков;
д) покраснение кожи;
е) повышение мышечного тонуса.

3. Употребление одурманивающих средств приводит к хроническому отравлению организма:

А) поражается нервная система;
б) разрушается головной мозг;
в) несколько утрачивается работоспособность;
г) нарастает полнейшая деградация личности;
д) улучшается настроение.

8. Домашнее задание

Классный час на тему: «Наркомания – это беда, наркомания – путь в никуда!»

Пояснительная записка:
Наше сегодняшнее общество связано со многими проблемами: экономическими, политическими, отношениями между людьми, но есть и много проблем, которые имеют отношение к подросткам. Подростки – это будущее нашей великой страны, именно они будут управлять ей, когда они станут взрослыми и получат образование. Но они должны быть достойными гражданами своей страны. Мир подростка очень сложен и противоречив, подростки в современном мире имеют много своих проблем: часто их не понимают родители, возникают спорные конфликты, поэтому они ищут утешения на улице среди своих сверстников, начинают курить и выпивать, привыкают даже к наркотикам. Всё это пагубно влияет на их молодой организм и наркотики разрушают их жизнь. Этот классный час посвящён проблеме наркомании подростков, выясняем причины употребления наркотиков, сферу их влияния на молодые организмы. Всё учащиеся после такого обсуждения должны сделать вывод и сказать твёрдое: «НЕТ!» наркотикам.
Цель:
формирование представления учащихся о вреде наркотиков на человеческий организм;
Задачи:
1. познакомить учащихся с видами наркотических средств;
2. воспитывать негативное отношение к наркотикам;
3. выяснить причины употребления наркотиков подростками.
Ход классного часа:
1. Вступительное слово учителя.
Сегодняшним подросткам принадлежит будущее нашей страны. Именно они будут вершить её историю, управлять её экономикой. В нашей стране есть все условия для всестороннего развития личности подростка, формирования его правильного мировоззрения и отношения к окружающему миру. Но, к сожалению, в нашем обществе есть подростки, которые имеют пристрастие к алкоголю, наркотикам, курению и некоторые девушки в юном возрасте имеют нежелательную беременность. Все эти привычки разрушают нервную систему, здоровье и мировоззренческий мир. Особенно наркотики уносят жизни подростков, деградируют их личности. Поэтому я посвящаю этот классный час наркотикам.
Распространение этой болезни сегодня приняло характер социального взрыва, катастрофы. Наркомания - явление очень сложное, затрагивающее биологические, психологические, социальные и духовные основы человеческой жизни. Необходимо не только бороться с последствиями проблем, но и пытаться устранить их причины. Ведь понятно, что важно не только, образно говоря, вытаскивать из воды утопающих – надо учить людей плавать, и помогать им освоить меры осторожности в поведении на воде.
Итак, разговор пойдёт о наркомании.
Почему это беда? Почему это дорога в никуда?
2. Что такое наркотики? Какие бывают наркотики?
Учитель:
Наркомания – патологическое влечение к приему наркотических средств.
Термин "наркотик" происходит от греческого глагола "narkoo", что означает оцепенеть, сделаться
нечувствительным. Наркотики – это ядовитые вещества и их соединения.
Основные группы наркотиков:
Стимулятор ы
Галлюциногены
Транквилизаторы
Препараты конопли
Опиаты
Ингаляниты
Стимуляторы
Галлюциногены
Транквилизаторы
Препараты конопли (вещества, получаемые из различных сортов конопли) вызывают гашишную наркоманию (гашишизм). К ним относятся: гашиш, анаша, марихуана, опий, героин, морфин, промедол и другие.
Стимуляторы – вещества, стимулирующие центральную нервную систему. К ним отностятся: кокаин, эфедрин, кат.
Галлюциногены – наркотики, вызывающие зрительные и слуховые обманы (галлюцинации). К ним относятся: ЛСД – мескалин, экстази, димедрол и другие.
Транквилизаторы – лекарственные средства, подавляющие нервное напряжение и расстройство. К ним относятся: седуксен, элениум, нитрозепам, реланиум и другие.
Препараты конопли (вещества, получаемые из различных сортов конопли) вызывают гашишную наркоманию (гашишизм). К ним относятся: гашиш, анаша, марихуана
тяжелую, широко распространенную опийную наркоманию, конкретно – героиноманию. К ним относятся: опий, героин, морфин, промедол и пр.
Ингаляниты – вещества, которые вводят в организм через дыхательные пути. К ним относятся бензин, растворители, клей «Момент», эфир, хлорэтил и другие.
Ингаляниты – вещества, которые вводят в организм через дыхательные пути. К ним относятся: бензин, растворители, клей «Момент», эфир, хлорэтил и другие.
3. Просмотр картинок.
2. Как человек втягивается в употребление наркотиков? Кто становится наркоманом?
Ответы учащихся:
1. Дают пробовать в компании;
2. пробуют многие, чтобы поднять настроение и уйти от проблем;
3. чтобы стать более уверенными;
4. чтобы преодолеть застенчивость и т.д.
5. чтобы повзрослеть.
Учитель:
Условно процесс втягивание в употребление наркотиков можно разделить на несколько стадий: первая проба происходит, как правило, в группе сверстников по совету более «опытных», из стремления «быть как все», значительно реже – самостоятельно, из любопытства или по каким-то личным мотивам. Дальше наблюдается знакомство с разными видами наркотиков или так называемое «поисковое» поведение. Затем возникает групповая зависимость, т. е. наркотики употребляются только в определенных условиях, например в знакомой компании. Отсюда рукой подать до формирования психической зависимости – наркотик употребляется для того, чтобы вновь испытать наркотическое опьянение или улучшить настроение. И, наконец, неизбежно формируется физическая зависимость: наркотическое вещество включается в систему обмена веществ в организме. Подростки чаще и легче становятся наркоманами из-за неустойчивости обмена веществ и психики. Среди подростков наркоманами становятся те, кто избегает физических и психологических нагрузок, нуждается в притоке легкой развлекающей информации. Другой тип характера подростков-наркоманов проявляется в склонности к «сильным» ощущениям, наркотическое опьянение для них – способ «разрядиться». Еще одна категория подростков – те, кто любит покрасоваться перед сверстниками, быть в центре внимания. На самом деле, они нередко испытывают сильную неуверенность в себе и используют наркотик для повышения активности, преодоления страха. Стать наркоманом может как человек, имеющий наследственную предрасположенность в семье есть наркоманы), так и успешный и благополучный человек. Важную роль играет и возраст. В подростковом возрасте риск формирования наркотической зависимости наиболее высок.
Вы согласны со мной? Высказывания учеников.
3. Каковы же причины употребления наркотиков?
Учитель:
Молодой человек от 13 до 19 лет называется подростком. Быть подростком нелегко. Они хотят стать независимыми и выглядеть как взрослые. Многие подростки имеют своё хобби, особые интересы, обязанности. Они помогают им использовать энергию, но и реализовать свои амбиции. Однако, многие молодые люди равнодушны к учебе, общественной деятельности и так далее. И иногда нет людей, которые могут помочь им найти правильную дорогу. Это очень опасно, потому что эти молодые люди начинают искать легкий способ наслаждаться своей жизнью и стать взрослыми. Для начала они выбирают некоторые признаки поведения взрослого человека. Они начинают курить, пить и даже принимать наркотики. Они собираются вместе и им нравится ничего не делать. Они тусуются в чужом месте, на улице или даже на чердаках домов. Они могут нападать на прохожих, драться на улицах, воровать вещи. Они становятся опасными не только для других, но и
для себя тоже. Самое страшное, когда подросток становится наркоманом – человеком, который имеет привычку принимать наркотики и становится зависимым от наркотиков до такой степени, что он не может без них обходиться. И эти проблемы очень серьезны сегодня. Общество пытается решить их. Существуют специальные центры по реабилитации наркозависимых молодых людей, но они не могут помочь всем. Многие молодые люди умирают потому, что невозможно их вылечить. Так что, родители, учителя, друзья должны сделать все, чтобы предотвратить такие трагедии.
Высказывания учеников:
1. проблемы в школе;
2. проблемы дома;
3. проблемы с друзьями;
4. плохая в школе успеваемость из – за прогулов;
5. плохие отношения между родителями дома.
Обсуждение по картинкам :
С чем согласны, с чем не согласны?.
Аргументы за:
Аргументы против :
Какая причина употребления наркотиков среди подростков главная и стоит на первом месте?
Учитель:
1. Характер и обычное поведение переменчивы. Настроение не стабильное, раздражение и агрессия возможна, потеря интереса к обычным занятиям разрушение привычного круга общения, полон апатии.
2. Люди становятся корявые, изменяется его внешний вид, его действия выглядят как состояние алкогольного.
3. Человек не может делать привычную работу, его внимание и память становятся слабыми.
4. Изменения речи, чистота и выразительность отсутствуют.
5. Чрезмерная жестикуляция, человек делает много движений, иногда бесцельное, царапин (чесать) нос или уши. Но ситуация может быть другой, когда желание быть в одиночестве, сонливость появляется в неподходящих местах и время.
6. Лживость, желание стать изворотливым.
7. Требование карманных денег.
8 . Речь полна знаковых выражений.
9. Глаза красные и мутные, глаза слезятся, зрачки глаз становятся широкими или узкими, у них нет реакции на свет.
10. Частый кашель, чувство жажды, очень высокий аппетит, иногда отсутствие аппетита, наркоман хочет сладостей.
11. Кожа бледная, лицо, верхняя часть туловища красный.
12. Треки свежие, мудак, большое сокращение типичных мест.
13. Открытие необычных ампул, порошков и таблеток.
14. Среди личных вещей, существуют различные химические вещества, растворы (раствор), реагенты (реактивы). Волосы, руки и одежда имеют неприятный запах.
15. Состояние человека не является стабильным: тошнота и понос являются типичными явлениями.
Вопросы к учащимся :
1. Вы видели когда - нибудь наркоманов?
2. Как они выглядят?
3. Как вы догадались, что он наркоман? По каким признакам?
4. Что вам сильно не понравилось в его поведении?
5. Предлагал ли он вам попробовать наркотик?
6. Пробовали или отказались?
Вопрос к учащимся:
Итак: как разрушают наркотики человеческий организм?
Что тебе говорят и предлагают?
Что тебе следует делать?
1. Тебе говорят: « Пробуй наркотики или нет» - это твой выбор. Тебе следует понять – употреблять наркотики – означает отказаться от выбора, убежать от свободы, быть зависимым
2. Тебе говорят: «Ты всё должен попробовать в жизни » Это не так. Если ты хочешь быть самим собой, тебе не следует всё пробовать в жизни. Отрицательный опыт не украсит твою жизнь, не обогатит твою душу.
3. Тебе говорят: « Рискуй! Если ты не будешь рисковать, ты не узнаешь о себе много» Признавать себя – означает узнавать себя, узнать все свои ограничения. Наркотики уменьшают твои возможности и ты не способен что – либо делать.
4 . Тебе говорят: « Есть лёгкие наркотики, которые не вызывают привычку» Это не так. Каждое существо, которое приносит удовольствие. Вызывает желание попробовать его снова. Вскоре тебе понадобится дополнительная энергия. Твой мир будет без них пуст.
5 . Тебе говорят: « Кто пробует лёгкие наркотики, тот начинает колоться. Есть люди, которые пользуются наркотиками всю жизнь. Действительно, но не стоит, риск слишком велик.
6 . Тебе говорят: «Таблетки помогают людям решать проблемы» Ты в это веришь? Существуют другие способы уйти от проблем. Те, кто ищет выход в наркотиках, идут от одной проблемы к другой.
7 . Тебе говорят: « Наркотик откроет дверь в новый мир. Он обогатит твою жизнь новыми яркими красками» Не будь глупым, иди в другой мир. Ты вернёшься в пустоту.
8 . Тебе говорят: «Наркотики раскрывают творческие возможности человека» Пытайся понять: « Это запрещённый метод; наркотик обесценивает результат. Он даёт совесть многим людям. Наркотик только открывает дверь в другой пустой мир для того чтобы закрыть это перед твоими глазами.
9 . Тебе говорят: « Тебе не надо платить за наркотики, только риск при покупках» Тебе следует знать, что за употребление наркотиков ты будешь отвечать..
10 . Тебе говорят: « Наркотики познакомят тебя с новыми друзьями» Торговцы наркотиками могут найти тебя, им нужна компания, они хотят возложить на тебя ответственность за их бесполезную жизнь. Это для них оправдание, если ты согласишься употреблять наркотик. Я – не единственный на «крючке».
Работа в парах, выполните задание:
1. Один предлагает вам наркотики.
2. Второй должен отказаться, выдвинуть свои аргументы для отказа.
5. Чтение текста: « История жизни»
История Жизни - Выпускник программы Нарконон - Максим
Хочу поделиться своим успехом, который заключается в том, что я смог найти в себе силы отказаться от наркотиков и научиться жить без них. 20 лет моей жизни прошли в мучительной борьбе с этим недугом. Я употреблял все: мак, марихуану, эфедрин, кислоту, позже героин, метадон, амфетамин, кокаин, бутерат. Были времена, когда я уже почти смирился с безысходностью своего положения, когда не видел никакой возможности что-либо изменить. В такие моменты «выручал» тюремный срок. Правда, он не решал проблемы, но была хоть какая-то передышка. В 2010 году настал самый критический момент. Без наркотиков я не мог даже встать с кровати, почистить зубы и т.д. Я хотел только одного – умереть. За эти 20 лет я потерял все – семью, уважение родных и близких, меня окружали такие, как я порочные, несчастные, ущербные духом люди. Мне было очень обидно за себя, я завидовал людям, которые ведут здоровую, созидательную жизнь. Желание прекратить жить, по-прежнему было, оставалось найти тех, кто поможет. Мне повезло, я нашел такую помощь в лице реабилитационного центра Нарконон. Программа этого центра помогла мне обрести вновь истинные жизненные ценности, ощутить свою причастность к тому, что происходит вокруг и жизнь в целом. Меня себя в лучшую сторону, мы меняем мир, делая его лучше и это наше наследие будущему поколению. Спасибо программе Нарконон.
6. Обсуждение прочитанного текста.
Что потерял Максим, употребляя наркотики?
Какие чувства он испытывал?
Кто ему помог справиться со страшным недугом?
Что ещё может помочь наркоману?
Куда вела «Дорога» Максима?
7. Язык наркоманов.
Учитель:
Много лет назад наш великий русский поэт писал о силе русского языка: « как велик и богат наш русский язык!». Это действительно так. С помощью русских слов мы можем выражать разные чувства человека: злость, счастье, разочарование, отчаяние, раздражение, беду и т.д. А вот какие слова используют наркоманы, чтобы выражать свои мысли.
Приход - кратковременные приятные ощущения.
Удар - «толчок» после введения наркотика.
Ширево - наркотический препарат, приготовленный для употребления.
Машина, баян - шприц.
Ломка - синдром лишения наркотика.
Яма, дыра – место, где приобретается наркотик.
Посадить на иглу - приучить к внутривенному введению наркотика.
Вмазаться - ввести наркотическое средство.
Спрыгнуть
- прекратить употребление наркотика.
Варщик - человек, умеющий приготовить наркотик.
Фугать, фугануть - выкурить папиросу с наркотиком
Трава - растения конопли
Баш - количество наркотика
Побочки - побочные явления, связанные с приемом наркотика
Прет - состояние наркотического опьянения
Химка - конопля, обработанная растворителем для увеличения силы действия наркотика
Заморочки - действия наркомана в состоянии наркотического опьянения.
Ответьте на вопрос:
Что вы думаете о словаре наркоманов? Где они его используют?
8 . Стихи о наркомании:
1. Купил для себя, а не для народа, точно получишь за это три года!
2. Растил, поливал, удобрял коноплю,
Мечтал стать богатым уже к ноябрю,
А в результате деточка,
У дяди небо в клеточку.
3. Кто двери притона юнцам отворит,
Тот сам за это в тюрьму угодит.
4. Склонял он других потреблять наркоту,
Поехал не в Крым он, а в Воркуту,
И не в санаторий - дышать там озоном,
А за «колючку в холодную зону.
5. Скажи ты наркотикам твёрдое «Нет!»,
Ведь в жизни есть множества радостей свет.
6. Сдал наркоту добровольно-
Можешь теперь спать спокойно.
7. Помог раскрыть о наркотиках дело-
Тогда о тюрьме забываешь ты смело!
8. Сам произвёл, сделал посылку-
Лет эдак на восемь отправиться в ссылку.
9 . На фабрике наркотиков хочешь миллион нажить?
Можешь о свободе на 20 лет забыть!
10. В чём же конкретно заключается социальная опасность, вред наркомании?
Во-первых , наркоманы плохие работники, их трудоспособность, физическая и умственная, снижена, все помыслы, доминанта связаны с наркотиками – где и как его добыть, употребить.
Во-вторых , наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, являясь причиной несчастных случаев на производстве, на транспорте, в быту, причиной травматизма и заболеваемости, различных правонарушений.
В-третьих , наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, отравляя её своим присутствием, поведением, лишая средств к существованию, совершают тяжёлое преступление по отношению к потомству.
В-четвёртых , наркоманы, деградируя физически и морально, являются обузой для общества, втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодёжь, а затем преждевременно погибают.
В-пятых , употребление наркотических средств безнравственно.
В-шестых , наркологическая болезнь во всех её видах – социально опасное психическое заболевание, угрожающее самому будущему нации, благополучию и здоровью населения всего государства.
10. Тестирование:
1. Что такое наркомания?
а) болезнь
в) вредная привычка
с) преступление
2. Почему подростки употребляют наркотики?
3 . Есть ли оправдание у тех, кто принимает наркотики?
4. Как ты относишься к наркоманам?
а) ненавидишь. с) жалеешь
в) равнодушен д) что-то другое
5 . Приведите 4 – 5 самых сильных аргументов в пользу отказа от наркотиков.
6 .Твой друг принимает наркотики. Как тебе вести себя с ним:
а) бороться с его привычкой; б) продолжить общаться с таким, какой он есть; в) прекратить общение с ним? 7. Нужно ли проблемами наркомании заниматься на государственном уровне или это проблема самого человека и его близких?
а) Да, т. к. государство должно заботиться о своём народе, следить за тем, чтобы наркотики не перевозились через границу. б) Да, т.к. наркоманы представляют угрозу для общества и не в состоянии сами справиться со своей проблемой. Именно государство должно создавать реабилитационные центры и ужесточить контроль за распространением наркотиков. в) Нет, т.к. человек сам должен заботиться о своём здоровье.
11 . Заключительная часть:
Учитель:
«Наркомания – это беда! Дорога ведёт в никуда». Мы доказали это с помощью использованных материалов. Человек рождён для того, чтобы жить, нельзя уничтожать свою жизнь. Надо бороться!
Ученики читают стихи:
1. Ты есть, я есть, он есть,
А жизнь у каждого своя.
И ей цена - достоинство и честь!
Есть возраст переходных лет
Какой бы сложной не была она.
Для многих начинается рассвет,
А кто-то погружается во тьму.
Ты есть, я есть, он есть,
Лишь вместе мы сумеем зло пресечь
И сохранить достоинство, чтоб жить.
2. Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить?
Есть кроме «ДА», и получше ответ,
Скажем, ребята, наркотикам «НЕТ»!
Заключительное слово учителя:
Каждый человек – хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни, гигиена, спорт, общение с природой, хорошие и верные друзья. В вашей жизни не должно быть места наркотикам! ВЫ СОГЛАСНЫ! Я очень надеюсь, что вы сможете сказать НЕТ, как бы вас не уговаривали.
Стал ты снова наркоманом...
Что ты делал? Сам не знал.
Снова, дозу покупая,
Ты родителей терял.
Оглянись, что было? Помнишь?
Был обычный паренек.
Мог бы стать кем так хотел ты.
Но ты справиться не смог.
Ты скажи, что ты имеешь?
Точки на руках и боль.
И в глазах опять темнеет.
Наркоман - вот твоя роль.
Знаешь, Бог - судья, он в праве.
Он забрал с собой тебя.
Видно, доза наркомана
Была слишком велика.
Что ты думал в те минуты,
Когда тяжело дышал?
Вспомнил маму, вспомнил утро.
Вспомнил ты мои слова.
А теперь ВЫ мне скажите?
Кто готов таким же стать?
И за горстку героина
Мать, друзей, родных продать?
Вы готовы? Не хотите?
Только слово ты сдержи!
И когда тебе предложат,
"Нет" наркотикам скажи!!!

Цель: профилактическая работа среди учащихся, направленная на предупреждение возникновения алкогольной, никотиновой, наркотической, игровой зависимости и пропаганду здорового образа жизни.

  • Дать объективную информацию о действии на организм химических веществ, вызывающих привыкание.
  • Сформировать у подростков четкое представление о том, к каким последствиям (физическим, психическим и социальным) приводит химическая и игровая зависимость.
  • Содействовать формированию у учащихся способности самостоятельно осуществлять социально-значимый выбор и отстаивать свои интересы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, понимать свои чувства и эмоции.
  • Повышать правовую грамотность учащихся.
  • Стремиться развивать у подростков умение сопереживать окружающим и понимать их.
  • Сформировать убежденность в том, что за помощью можно и нужно обращаться к специалистам.
  • Помочь социальной адаптации подростка, формировать навыки, необходимые для здорового образа жизни.

Методы: групповая работа, беседа со специалистами, “мозговой штурм”, дискуссии, тренинговые занятия, “круглый стол”.

Этапы: 39 часов на три учебных года.


9 класс

Жизнь в своем формате. Обобщение и корректировка знаний учащихся о формах молодежной субкультуры. Анализ идеологии и атрибутики (немо, готы, рокеры, байкеры, флешмоп, скинхеды и др.). Сформировать четкое представление об антисоциальном характере отдельных молодежных движений. Правовое воспитание школьников.
Продолжить работу по правовому воспитанию учащихся. Сформировать четкое представление об ответственности несовершеннолетних за административные проступки и уголовные преступления. Четко обозначить перечень правонарушений, за которые следует ответственность с 14 лет.
Заблудившиеся в сети. Продолжение знакомства учащихся с формами компьютерной зависимости, объяснение социальных и психологических причин этого явления. Знакомство с признаками, по которым можно установить наличие у подростка компьютерной зависимости. Отработка механизмов избавления от подобного рода зависимости.
“Я” и общественное мнение Обобщение знания учащихся о понятиях личность, самооценка, общественное мнение, личностный рост, нравственные принципы. Формирование четкого представления о социальном явлении “группового давления”.
Проблеморазрешающее поведение – как способ безконфликтного существования. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Социально приемлемые способы решения проблем и личностных сложностей.
Умей сказать “нет!”. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Формирование умения говорить “нет” и не подчиняться “стадному чувству”. Знакомство с субъектами профилактической работы в городе, “телефон доверия”. Подростки должны понимать, что помощь специалиста может быть очень полезной.
STOP – курение! Беседа со специалистом.
Влияние химических веществ, входящих в состав сигареты, на организм. Объяснение подросткам причин, по которым они берутся за сигарету. Профилактика этих причин. Предложить механизмы психической разгрузки и снятия стресса.
STOP – алкоголь! Беседа со специалистом. Социальные последствия алкоголизма.
STOP – наркотик! Беседа со специалистом. Юридическая ответственность за использование и распространение наркотиков.
STOP – СПИД! Беседа со специалистом. Обобщение знания учащихся об инфекциях передаваемых половым путем и путях заражения СПИДом
11 Правильное питание – залог здоровья! Обобщение и систематизация знаний учащихся об экологичном питании подростков. Расширение знаний учащихся о последствиях для здоровья подростка отдельных диет.
“Круглый стол” по теме: “Мы за здоровый образ жизни”. Обмен мнениями среди подростков о необходимости здорового образа жизни для своего благополучного будущего и будущего своей страны.
ИТОГО:

Учебно-тематический план программы.
10 класс

Кол-во часов

Здоровый образ жизни и его составляющие. Обобщение знания подростков о понятиях здоровье и здоровый образ жизни. Связать понятия человек – здоровье – красота. Объяснить принципиальную важность здорового образа жизни для молодого человека, для безопасности страны, в которой он живет.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Продолжить работу по правовому воспитанию учащихся. Правовая ответственность 16-летних.
Игромания. Продолжение знакомства учащихся с формами игровой зависимости, объяснение социальных и психологических причин этого явления. Знакомство с признаками, по которым можно установить наличие у подростка игровой зависимости. Отработка механизмов избавления от подобного рода зависимости.
“Сохрани себя” Отработка навыков и умения выражать и отстаивать собственное мнение и интересы.
Научись решать свои проблемы или правила бесконфликтного существования. Профилактика стресса. Социально приемлемые способы решения проблем и личностных сложностей.
“Телефон доверия”. Субъекты профилактической работы в городе. “Телефон доверия”. Подростки должны понимать, что помощь специалиста может быть очень полезной.
STOP – курение! Беседа со специалистом.
Объяснение подросткам причин, по которым они берутся за сигарету. Профилактика этих причин. Предложить механизмы психической разгрузки и снятия стресса.
STOP – алкоголь! Влияние алкоголя на организм человека. Женский алкоголизм. Сформировать четкое представление о том, что алкоголь и никотин не избавляют от личностных проблем.
STOP – наркотик! Беседа со специалистом: “Механизм действия наркотических веществ и его разрушительное влияние на организм”.
Юридическая ответственность за использование и распространение наркотиков. Сформировать у подростков убежденность в том, что наркоман – это не больной человек, а преступник.
STOP – СПИД! Беседа со специалистом: “Культура взаимоотношений между полами”.
“Круглый стол”


Просмотров