Беседа о конституции для старших дошкольников. Беседа "день конституции"

Игра. Тема: «Что такое Закон? Главный Закон страны»

Цель: детальное рассмотрение Конституции РК.

Оснащение: запись на доске: "Я - гражданин РК", высказывания великих людей.

Ход беседы.

1. Слово воспитателя: Здравствуйте, ребята! Тема нашей беседы «Что такое Закон? Главный Закон страны».

Наша основная цель - детальное рассмотрение норм конституции.

"Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции.

Конституция состоит из 9 разделов:

    Общие положения (ст.1-9)

    Человек и гражданин (ст. 10-39)

    Президент (ст. 40-48)

    Парламент (ст. 49-63)

    Правительство (ст. 64-70)

    Конституционный совет (ст. 71-74)

    Суд и правосудие (ст. 75-84)

    Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)

    Заключительные и переходные положение (ст. 90-98)

2. Проблемный вопрос:

В каком разделе больше всего статей? Почему?

/Во 2-ом разделе "Человек и гражданин". Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека - гражданина РК, регламентирует его обязанности./

3. У нас на доске есть запись: "Я - гражданин РК", а гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Понятие "гражданин" неразрывно связано с понятиями "честь" и "достоинство".

Давайте просмотрим 1 раздел. Конституции "Общие положения" (каждый раздел показывается не более 1 мин на интерактивной доске)

4. А теперь блиц - турнир "Мы знаем общие положения Конституции РК"

Блиц-турнир:

    Является ли Казахстан унитарным государством? Что значит "унитарное"? (неделимое)

    Кто является единственным источником государственной власти? (народ)

    На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции)

    Как признаются и защищаются государственная и частная собственность? (равным образом)

    В чьей собственности находится земля в РК? (в государственной)

    Какой язык является государственным в РК? (казахский)

    Назовите символы РК? (Герб, гимн, флаг)

5. А сейчас посмотрим раздел II Конституции РК "Человек и гражданин" Итак, игра "Публичная лекция". Пока звучит кюй Курмангазы, вы должны подготовить публичную лекцию "Я - гражданин РК, мои права и обязанности", затем представителю каждой команды дается 2 мин. для выступления.

6. А сейчас посмотрим раздел III "Президент". И вновь игра - турнир ораторов - конкурс капитанов "Президент в жизни народа" 1 мин.

Параметры состязаний:

    логика выступления:

    художественность и деловитость речи

    общение с публикой

    этичность

    схема: тезис - аргумент - иллюстрация.

7. Рассмотрим раздел IV "Парламент".

И сейчас игра "Да и нет" (каждый команде по вопросу, отвечать надо "да" и "нет")

Вопросы 1 команде:

    Парламент является высшим представительным органом РК (+)

    Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно. (+)

    Парламент состоит из 3-х палат (-)

Вопросы 2 команде:

    Мажилис состоит из ста десяти депутатов (-)

    Депутат Парламента может одновременно быть членом обеих палат (-)

    Срок полномочий депутатов Сената - 9 лет (-) 6.

Вопросы 3 команде:

    Срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет (+)

    Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана (+)

    Законы РК выступают в силу после их принятия Парламента (-) предписания Президента.

8. Итак, раунд V и раздел 45. "Правительство"

Игра "Продолжи фразу"

    Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед (Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом)

    Члены Правительства приносят присягу (народу и Президенту Казахстана)

    Премьер-министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу (по всей территории Республики).

9. Раздел 6 "Конституционный Совет".

Конституционный Совет РК состоит из 7 членов, полномочия которых длятся 6 лет.

Чем может заниматься член Конституционного Совета?

Необходимо вычеркнуть ненужное.

10. Раздел VII "Суд и правосудие"

Правосудие в РК осуществляется только судом.

Игра "Наши жизненные приоритеты".

Какими приоритетами прежде всего должен обладать судья?

Фабула игры: в полукруг собираются представители разных профессий. Я называю предмет вы определяете его важность в жизни людей.

Итак, какой мы можем сделать вывод, что вы извлекли из этого исследования?

Духовные ценности вечны и для всех одинаковы.

11. Раздел VIII "Местное государственное управление и самоуправление." Просмотрев этот раздел, мы проведем открытую кафедру (1 мин на участника).

Итак, на кафедру выходит любой участник нашей игры в роли акима нашего района, гражданина РК, жителя планеты Земля, говорит о своих общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим в нашем районе, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством о какой-либо проблеме нашего района.

12. Раздел 9 и игра "Пирамида" . В пирамиде 7 ступеней и первая ступень - Конституция. Отразите её суть в этой пирамиде.

13. Нашу большую игру я хочу закончить стихотворением:

Благодарен будь Отчизне,
Ведь небезмятежна жизнь страны.
Не держи в душе к ней укоризны,
И подари ей все цветы весны.

Не смотри на Родину сурово,
Верь в её прекрасный взлет.
Обратись к ней с добрым, нежным словом,
И успех к тебе волнующий придет!

Не жди ты чьих-то пламенных призывов,
Вложи в страну дела свои с душой.
И на глазах твоих свершится диво -
Гордиться ты начнешь самим собой!

Станет милей тебе страны рассвет
И ты поймешь степи неповторимость.
И навсегда храни ты в сердце солнца свет,
Казахской Родины родительскую близость.

1 4. Подведение итогов.

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну

Оборудование: таблица с гимном России, мультимедийный проектор, фотография президента России, таблицы с изображением символов России.

Ход классного часа

Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Учитель. Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».

Как вы понимаете это изречение?

Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы :

– Что люди могут делать и чего не могут?

– Что они обязаны делать и что не обязаны?

– На что они имеют право и на что не имеют?

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы . Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:

  • Храни порядок, и порядок сохранит тебя.

В 1918 году в России появилась Конституция.

Конституция (от лат. слова – устройство ) – это основной закон государства, который определяет порядок.

Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году.

А знаете, с чего начинается Конституция?(Нет.)

Учитель. На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

Государственный гимн Российской Федерации

1. Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава,

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)

Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?

Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

(Просмотр слайдов)

– Какое право имеет человек как личность?

Ответ. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).

– Частная собственность. Охраняется ли она законом?

Ответ. Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35).

– Можно ли жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано?

Ответ. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению (ст. 21).

– Чем должен быть защищён человек?

Ответ . Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом (ст. 22).

– С помощью чего может человек защитить свои права?

Ответ . В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда (ст. 46, 47).

– Какие права имеет человек на своё жилище?

Ответ . Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию (ст. 40).

– Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства?

Ответ.

1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.

2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину (ст. 27).

– Какие есть права на владение имуществом?

Ответ.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.

2. Никого нельзя произвольно лишить его имущества (ст. 35).

– Какие социальные права имеет человек?

Ответ. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной области (ст. 39).

– Какие права имеет человек на труд?

Ответ.

1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.

2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).

– Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства?

Ответ. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32).

– Каким правом пользуются мать и ребёнок?

Ответ . Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой (ст. 38 (2).

– Что можно сказать об образовании человека?

Ответ . Каждый человек имеет право на образование.

Образование должно содействовать полному развитию личности (ст. 43).

– О чём не должен забывать человек?

Ответ . Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он не должен забывать (ст. 58, 59).

Викторина «Права».

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам

(Просмотр слайдов)

«Дюймовочка»

«Гарри Поттер»

« Три поросенка»

«Золотой ключик»

«Мороз Иванович»

«Золушка»

«Красная Шапочка»

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Ученики читают стихотворение

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это – русское раздолье,

Это – русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это – русские картины,

Это – родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.

– Какие символы России вы знаете?

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.

(Просмотр слайдов)

– Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации?

Четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

– Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как государственного герба России?

Неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

– Опишите флаг РФ.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.

– Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?

В наше время цвета флага истолковываются иначе, чем ранее: белый цвет выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России менялись: «Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского, «Интернационал» Эжена Потье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных». В декабре 2000 г. был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова.

Государство, прославляемое в гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение ценности нашего государства.

– Внимательно изучите текст российского гимна. Какие ценности России нашли свое отражение в нем?

Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края.

– Почему государство должно иметь государственные символы?

Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.

Учитель . Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)

Учитель. А право? (Бесплатно учиться.)

Выходят учащиеся и читают стихотворение

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хотела б жить в стране,

Где зима и лето.

Я б хотела, как Есенин,

Быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружья.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг.

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

В заключение исполняется гимн России


Федорова Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Фантазия"
Населённый пункт: Город Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательная беседа "День конституции РФ - значимый праздник всей страны"
Дата публикации: 11.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Познавательная беседа «День конституции РФ -

значимый праздник всей страны»
Цель: привлечение познавательных интересов детей к основам российской государственности Задачи: 1. Ознакомление с историей основного закона нашего государства 2. Знакомство с традициями Дня Конституции 3. Знакомство с Конституциями, принятыми в нашей стране в разные годы
День конституции РФ - значимый праздник всей страны
День конституции России, который ежегодно отмечается 12 декабря, – один из главных государственных праздников в нашей стране. Конституция – это правовой фундамент государства, та основа, на которой держится законодательная и исполнительная власть. Конституция определяет направление развития государства и определяет права и
обязанности каждого гражданина страны. У российской конституции длинная история. Она пережила разные времена, порой, не совсем добрые. Конституция, которая действует в России сейчас, - это принципиально новый закон, основанный на принципах демократизма и призванный защищать интересы каждого человека, являющегося гражданином РФ.
День конституции в СССР
Первая конституция СССР была принята 31 января 1924 года. Именно в ней была провозглашена победа социализма. Фактически, конституция 24 года законодательно закрепила образование СССР: государства, в состав которого входили союзные республики. Следующая советская конституция, «Сталинская», была принята 5 декабря 1936 года. Любопытно, что она не только определила достаточно широкий круг социально-политических вопросов, стоящих перед страной, но и провозгласила окончание основного этапа строительства социализма в СССР. В период с 1937 по 1977 годы День конституции СССР отмечался 5 декабря. «Сталинская» конституция действовала достаточно долго, вплоть до 1977 года, когда ей на смену пришла «Брежневская» конституция, в народе известная как «застойная». День конституции был перенесен на 7 декабря, дату ее принятия. Фактически, действовала «застойная» конституция вплоть до 1993 года.
День конституции в современной России
12 декабря 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации. Этот день и стал официальным государственным праздником российской конституции. Указом президента Б.Н. Ельцина он был объявлен нерабочим днем. К сожалению, в 2004 году Государственная Дума РФ приняла целый ряд поправок к Трудовому Кодексу России и внесла изменения в календарь праздничных дат. День конституции перестал быть выходным днем, сейчас он просто является памятной датой в честь главного закона страны.
Традиции Дня конституции России
Несмотря на то, что День конституции РФ, 12 декабря, обычный будний день, праздник отмечается достаточно широко. Обязательно проходят торжественные заседания на высшем государственном уровне. Также устраиваются собрания в трудовых коллективах и учебных заведениях. В школах проходят уроки правоведения, на которых ребята знакомятся с основными положениями и фундаментальными законами конституции современной России. До революции 17 года в Российской Империи существовали так называемые Основные законы 1906 г. Они представляли собой законодательный акт, который подвёл итог проведенной в 1905-1906 гг. реформе государственного строя России и являлись конституцией Российской империи на последнем этапе её существования. Были изданы взамен Свода Основных законов 1832 г. для закрепления результатов преобразований, прежде всего для исключения попыток Государственной думы разработать новую конституцию или иным способом расширить свои права. Основные законы 1906 г. действовали без изменений до 1917 г. и были фактически отменены в результате победы Февральского восстания.
Затем произошел октябрьский переворот, в ходе которого к власти пришли большевики. Начался этап строительства советской государственности. На территории современной России находилась РСФСР, входившая в свою очередь в состав СССР. В Советском Союзе Конституцию принимали несколько раз.
Первым прообразом Конституции стал Договор об образованииСССР 1922 года.
Единое государство Союз Советских Социалистических Республик образовано в городе Москве 29 декабря 1922 года в составе РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. В этот день на конференции полномочных представителей этих республик были одобрены проекты Декларации и Договора об образовании СССР. Договор об образовании СССР (или - Союзный договор) был утвержден первым Съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года; эта дата считается днем образования СССР.
Конституция СССР 1924 года
Первый Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик утвержден 31 января 1924 года вторым Съездом Советов СССР. Решение о подготовке Конституции СССР было принято 30 декабря 1922 года первым Съездом Советов СССР, который утвердил Договор об образовании СССР.
Конституция СССР 1936 года
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик была утверждена в Москве 5 декабря 1936 года чрезвычайным VIII Съездом Советов Союза ССР.
Конституция СССР 1977 года
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик принята в Москве 7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР. При этом, собственно с самой РСФСР также Конституция принималась несколько раз.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (1918)
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа – конституционный акт Советской республики, который законодательно утвердил основы нового государственного устройства России, закрепил завоевания Октябрьской социалистической революции и определил задачи советской власти.
Конституция РСФСР 1918 года
Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики утверждена в Москве 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов.
Конституция РСФСР 1925 года
Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принята в Москве 11 мая 1925 года XII Всероссийским Съездом Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Основной причиной принятия новой Конституции РСФСР стало подписание РСФСР в 1922 году Договора об образовании СССР, вхождение РСФСР в состав Союза ССР, и принятие в 1924 году Основного закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик. Конституция СССР 1924 года прямо предусматривала внесение изменений в конституции образовавших ее союзных республик.
Конституция РСФСР 1937 года
Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики принята в Москве 21 января 1937 года чрезвычайным XVII Всероссийским Съездом Советов. Конституция РСФСР 1978 года Конституция (Основной Закон) Советской Федеративной Социалистической Республики принята в Москве 12 апреля 1978 года на внеочередной сессии Верховного Совета РСФСР.
Как и в случае Конституции РСФСР 1937 года, основной причиной создания новой Конституции стали изменения союзного конституционного законодательства в связи с принятием новой Конституции СССР 1977 года. Многие положения этой конституции, особенно касавшиеся прав и свобод граждан носили декларативный характер, на практике конституция, хотя и называлась Основным Законом, не обладала прямым действием. По своему конституционному дизайну Конституция РСФСР 1978 года соответствовала Конституции СССР 1977 года. Такова история. Что будет дальше и какой станет Конституция России в будущем, мы с вами увидим сами…

Дорогие ребята! Как вы считаете, может ли государство существовать среди других стран и народов без основных законов?

Конечно, нет! Конституция — это основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

Каждый человек, признанный гражданином своей страны, должен знать ее Конституцию, исполнять свои обязанности, разбираться в своих правах.

Давайте поговорим о Конституции России.

Конституция обладает высшей юридической силой, прямым действием и верховенством на всей территории нашей Родины. Она определяет основные принципы устройства общества и государства, субъекты государственной власти, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Предыстория Конституции. Еще в 1730 г. Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России Конституционную монархию. Но это не удалось. После этого было еще несколько попыток ввести Конституцию, но — увы! — они заканчивались неудачей.

В 1918 г. была принята первая Конституция нашей страны, закрепившая диктатуру пролетариата.

В 1925 г. утверждена новая Конституция. В нее внесены изменения, связанные с территориальным делением и реорганизацией органов управления страной.

В 1937 г. утверждена другая Конституция, что было связано с изменением названия страны, а в 1978 г. в Конституцию введены значительные изменения.

В 1993 г., 12 декабря, была принята нынешняя Конституция Российской Федерации, состоящая из преамбулы и двух разделов.

В преамбуле закрепляются демократические и гуманные ценности, определяется место России в современном мире.

В первом разделе закрепляются основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем страны, ее федеральное устройство, порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Второй раздел определяет основную преемственность и стабильность конституционно-правовых норм.

Конституция признает высшей ценностью человека, его права и свободы.

Отличие Конституции от других законов:

— закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

— обладает высшей юридической силой;

— отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия изменения;

— является базой для текущего законодательства.

Послушайте стихотворение.

Конституция — главный закон

Конституция — главный закон!

Исполняться должен он,

В нем права и в нем свободы,

Строй общественный народа.

Все должны мы твердо знать

Конституцию на «5»!

Ответьте на вопросы

1. Как называется основной закон Российской Федерации?

2. Что определяет Конституция?

3. Расскажите об истории Конституции в России.

4. Когда была принята первая Конституция нашей страны?

5. Когда была принята нынешняя Конституция?

6. Из каких разделов состоит современная Конституция?

7. Можно ли вносить поправки в Конституцию?

8. В чем состоит отличие Конституции от других законов?

9. Что признает современная Конституция высшими ценностями?

10. Почему каждый гражданин Российской Федерации обязан знать основной закон государства?

Тема: Конституция Российской Федерации. Государственные символы России.

Цель: Способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России;

Задачи:

    Познакомить с Конституцией Российской Федерации и расширить представление о Государственных символах России.

    Формировать уважительное и ответственное отношение к законам и символам России;

    Развивать интерес к истории России.

Ход урока:

    Вводная часть. (СЛАЙД №1)

Вот и наступил новый учебный год. Я очень рада вас видеть. Вы стали на год взрослее – теперь вы третьеклассники. Позади три замечательных летних месяца. А как вы провели эти месяцы я сейчас узнаю. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Ах, лето!». (СЛАЙД №2-13)

    Бьются волны о песок,

    Через них я прыг да скок.

    Широка и глубока

    Наша с волнами... (река)

  1. Мяч по травке шустро скачет

    От ворот и до ворот.

    Бьют ногами - он не плачет.

    Кто игру мне назовёт?

  2. В тихую погоду

    Нет нас нигде,

    А ветер подует

    Бежим по воде.

  3. За грибами, за морошкой

    Мы ходили с братом Лёшкой.

    Видели ежа под ёлкой,

    Ёжик был довольно колкий.

    Муравейник повстречали,

    Наблюдали, изучали.

    Всяких здесь полно чудес,

    Потому что это... (лес)

  4. Чтобы солнце не пекло,

    Мы в песок воткнём его.

    Если мы под ним сидим,

    Никогда не обгорим.

  5. По асфальту на колёсах

    Неумело я качусь.

    Ноги в стороны, так сложно,

    Но не падаю, держусь.

    Кафе объеду, столики,

    Меня катают... (ролики)

  6. Долгожданная пора!

    Детвора кричит: «Ура!»

    Что ж за радость это?

    Наступило... (лето)

  7. На воде теперь держусь,

    Плавать в речке не боюсь.

    Если я устану вдруг,

    То меня удержит... (круг)

  8. Отчего у нас тепло?

    Это сверху припекло.

    Через облако-оконце

    Шлёт лучи на землю... (солнце)

  9. Прямо в небо я лечу,

    Не боюсь я, хохочу.

    Достаю ногой до ели -

    Вверх и вниз летят... (качели)

  10. Хочешь - в воду ты ныряй,

    Хочешь - на песке играй.

    Сколько замков здесь создашь!

    Что это за место? (Пляж)

    Посмотрите, как много чудесных радостных слов получилось: солнце, пляж, лес, качели, футбол, река, волны. Летом вы набирались сил для нового учебного года: отдыхали, загорали, купались, играли, путешествовали по нашей стране.

    Беседа о России.

    А как называется страна, в которой мы живём? (Россия) (СЛАЙД №14)

    Да, наше государство называется Россией или по-другому – Российской Федерацией. Если перевести со взрослого официального языка на простой русский, то «федерация» - это союз, объединение. (СЛАЙД №15) Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. (СЛАЙД №16) Сегодня в состав Российской Федерации входит 21 республика, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

    Какие народы живут в России?

    В России проживают 180 наций и народов. Все они объединились в одно большое государство.

    Рассказ о Конституции Российской Федерации.

    Для того чтобы люди в нашей стране могли отдыхать, учиться, работать, нужны законы.

    В этом кроссворде спряталось ещё одно слово. Найдите его. (КОНСТИТУЦИЯ). (СЛАЙД №17-18)

    Сегодня Всероссийский урок посвящён Конституции Российской Федерации, которой в этом году исполнится 20 лет.

    Что такое Конституция?

    (СЛАЙД №19) Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.

    Для чего нужен Основной Закон?

    Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Поэтому день принятия Конституции является государственным праздником.

    Когда и как была принята Конституция РФ?

    Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. (СЛАЙД №20) Так, 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята наша Конституция. В этом году ей исполняется 20 лет.

    Что сказано в нашей Конституции?

    В нашей Конституции сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

    Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны. И я, как человек своей страны подчиняюсь Конституции РФ, в которой сказано, что каждый человек имеет право на отдых. У нас – физминутка.

    Физминутка.

    Рассказ о Государственных символах России.

    У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны.

    Зачем стране нужны государственные символы?

    Символы как бы говорят людям: «Другой такой страны нет!» Государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны. Конституция Российской Федерации закрепляет эти символы.

    Какие Государственные символы имеет наша страна?

    Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Вы каждый день видите и слышите государственные символы России - её герб, флаг и гимн.

    Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?

    Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трёхцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

    Флаг.

    Зачем нужен флаг?

    Назовите цвета Государственного флага Российской Федерации.

    Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

    (СЛАЙД №21) Сравните изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная) , Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зелёная, красная) , Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя) . Чем отличаются эти флаги?

    Найдите Государственный флаг Российской Федерации.

    (СЛАЙД №22) 22 августа Россия отмечала государственный праздник – День Государственного флага Российской Федерации.

    Герб.

    Как вы думаете, зачем нужен герб?

    Попробуйте описать Государственный герб России. (СЛАЙД №23)

    Герб важно суметь грамотно прочесть. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орёл). На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе - держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

    На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Кто знает, как зовут этого всадника? (Георгий Победоносец).

    Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

    Государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трёхсот лет.

    Гимн.

    Что такое гимн?

    Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио. (Прослушивание гимна).

    Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого государства.

    Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?

    Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет, и никто не сделает вам замечание? Почему?

    Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

    Обобщение.

    Всероссийский урок, посвящённый 20-летию Конституции РФ, подошёл к концу.

    Что уже сейчас вы можете сделать для своей страны?

    (СЛАЙД №24) Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и других людей, сможете по достоинству оценить нашу страну. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.

  1. Литература

  2. http://aschool.ucoz.ru/news/materialy_dlja_podgotovki_k_prazdnovaniju_20_letija_konstitucii_rf/2012-12-05-125

  3. http://www.apkpro.ru/images/stories/news/2013/DL-213_08-18.07.2013_s_metod_rek_v_SRF.pdf

  4. http://tsvetyzhizni.ru/detki/letnie-zagadki.html

  5. http://www.kostyor.ru/history/symbols/

  6. http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/



Просмотров