Цель отдела по работе с обращениями граждан. Основы организации работы с обращениями граждан. Работа с отдельными видами обращений

Успех страны складывается из многих составляющих, и чем сложнее решаемые задачи, тем лучше результат. Об этом заявил сегодня Владимир Путин на церемонии вручения наград. Президент подчеркнул: в Кремль пригласили людей, которые - каждый в своей сфере - добились прорывных результатов. Космонавты, ученые, руководители крупных корпораций, государственные деятели, артисты - их заслуги были высоко оценены государством.

На груди награды еще советских времен, но за полвека работы тракторист Иван Ивахненко так и не привык к торжественным церемониям.

«Я привык больше на поле, на свободе. Такое мероприятие, очень волнительно», - сказал тракторист колхоза имени Скиба (Ростовская область) Иван Ивахненко.

Волнительное событие для десятков специалистов - в Кремле собрали лучших из лучших. Список награждаемых очень пестрый: космонавты и горняки, медики и предприниматели, спортсмены и артисты. Их всех объединяет одно - это настоящие мастера своего дела, увлеченные профессионалы. Работу многих из них уже отмечали на разных уровнях.

Но сегодня, пожалуй, самое ценное признание. По традиции торжественная церемония прошла в Екатерининском зале первого корпуса Кремля.

«Каждому поколению нужны люди, способные вдохновлять, задавать ориентиры, совершать героические поступки. Наша общая цель – устойчивое социально-экономическое развитие России, всех регионов, - отметил президент. - Огромную роль в этом играют настоящие труженики, люди, занятые на производственных предприятиях. Ваши свершения и заслуги важны не только для сегодняшнего дня. Они работают на будущее, на успешное решение задач развития нашего Отечества».

Первым номером в наградном списке Алексей Овчинин - российский космонавт, участник экспедиций на МКС. В прошлом году он провел в космосе больше 172 суток. Золотая Звезда - знак особого отличия, герой России.

«Я просто делал свою работу, это была моя мечта с детства, я всю жизнь к ней шел», - сказал летчик-космонавт РФ, герой России Алексей Овчинин.

В Кремлевском зале много коллег по орбитальному цеху: летчики-испытатели, руководители полетных программ. Даже первая на планете космическая династия - Александр и Сергей Волковы.

«Не с первого раза полетел, прошел несколько подготовок, практически доходил до конца, и ракета улетала без меня. Были моменты, когда только семья могла помочь», - признался летчик-космонавт РФ, герой России Сергей Волков.

«Так переживал за Сергея, что думал, лучше бы я 10 раз сидел в этой ракете, чем он», - сказал летчик-космонавт СССР, герой Советского союза Александр Волков.

Но большинство наград тем, кто на земле строит будущее России и прикрывает нашу страну надежным щитом. Физику-ядерщику Юрию Трутневу в ноябре исполнилось 90, больше полувека он занимается разработкой ядерного оружия. Стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

«Его вклад в укрепление обороноспособности страны, создание надежного ядерного щита, становление атомной энергетики, без преувеличения, исключительный», - отметил Владимир Путин.

«Термоядерное оружие было сделано молодежью, из молодежи выделялись лидеры, которые организовывали вокруг себя команду и выдавали результат. Я думаю, что эта традиция лидерства, поощрения лидерства, молодых ученых, даст нам больше, чем то, что было», - сказал Юрий Трутнев.

В числе награжденных - председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Отметил президент Геннадия Сухих - выдающегося медика, ученого, академика РАН. А полковника полиции Александра Бережного отметили орденом Мужества. Он приехал на церемонию с супругой Ксенией, она хорошо знает цену награды.

«Самое приятное - это ехать домой. А самое сложное, наверное, принимать решения и отдавать приказы», - сказал Александр Бережной.

На церемонии и те, чьи заслуги чаще оценивают и зрители. Александр Калягин - художественный руководитель театра Et Cetera. Ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. А Филиппу Киркорову - орден Почета. Перед награждением в Кремле, как это часто бывает, прозвучала его песня.

«Это награда для меня знак того, что вы иногда слушаете музыку, которая для настроения. Я буду нести гордо этот орден и верить в то, что в нашей стране все и так хорошо, а будет еще лучше», - сказал певец.

А для Ильгара Мамедова - это двойной праздник. У главного тренера нашей сборной по фехтованию еще и день рождения. Президент поздравил и вручил наставнику орден Почета. Наша команда - одна из сильнейших в мире.

«Победа - это комплексное мероприятие. Это спортсмен, тренер, врач, массажист, мастер по оружию, это многие другие, удача, везение - все должно сложиться, чтобы выиграть, чтобы победить», - сказал Ильгар Мамедов.

В свою очередь Владимир Путин отметил: как и в спорте, успех всей страны складывается из многих составляющих.

«Это и администрация различных уровней, это медицина, образование, здоровье, спорт, производство, оружие. И мы добиваемся тем большего успеха, чем сложнее задачи, которые мы решаем. А для того, чтобы решать такие сложные задачи, нужны люди, которые горят своим делом, которые посвящают этому всю свою жизнь. И мы все будем ориентироваться на вас, и я тоже», - сказал президент.

После официальной части - традиционный бокал шампанского с президентом. И напутствие от главы государства: не останавливаться и ставить новые цели. А это точно про них - идти вперед, даже если выше только звезды.

Кропотливая и неустанная работа с обращениями граждан на уровне федерального центра, округов и регионов, органов местного самоуправления со временем позволит положительно ответить на такой вопрос как: «Является ли политическая система в ее нынешнем виде инструментом реального народовластия? И насколько продуктивен диалог власти и общества»1. С этими словами Президента России невозможно не согласиться. При этом необходимо отметить, что работа с обращениями граждан, если ее рассматривать как процесс, нуждается в постоянном совершенствовании.

Если говорить о федеральном уровне то здесь необходимо констатировать, что имеющееся в стране советское законодательство сильно устарело. В этом случае государство должно обратить внимание на отсутствие правового регулирования работы с обращениями граждан путем разработки и принятия отдельного Федерального закона об обращениях граждан. Также необходимо принимать меры по созданию аналитической базы, методологии, использование которой существенно облегчило бы работу в данном направлении, создавать условия для подготовки соответствующих специалистов.

Далее следует отметить необходимость постоянного совершенствования информационно-аналитической деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления России, активнее использовать уже имеющиеся аналитические материалы, принимая то или иное управленческое решение. Кроме этого, нужно активизировать информационную работу по разъяснению населению тех вопросов, которые их наиболее волнуют, информировать население о принимаемых федеральных законах и о степени их реализации, о разработке общественно-значимых социальных программ и не только. При этом, проводя информационную работу в этом направлении, постоянно освещать мнение властей различного уровня по тем или иным актуальным вопросам.

Значительное количество обращений граждан в органы власти всех уровней требует организации четкой работы с ними. При этом как на уровне субъекта РФ, так и на уровне муниципалитетов используются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике методы. Следует отметить, что использование традиционных технологий в работе с обращениями граждан не может способствовать созданию эффективной информационно-поисковой системы, а также качественному информационно-аналитическому и методологическому обеспечению деятельности органов власти и управления. Для сбора и обобщения информации необходимо осуществлять автоматизированную обработку данных об обращениях граждан с использованием технологий, которые в настоящее время все активнее внедряются в практику работы органов государственной власти и местного самоуправления. На сегодняшний день широко используются специально разработанные программы, позволяющие регистрировать, классифицировать обращения по различным категориям и получать нужную информацию: об общем числе поступивших обращений на конкретную дату, о количестве повторных обращений, об адресатах, о тематике содержания обращений, о сроках и результатах рассмотрения обращений и их исполнения. Использование таких программ повсеместно даст возможность получать оперативные данные о ходе исполнения документов до истечения срока исполнения, что будет свидетельствовать о совершенствовании работы с обращениями граждан в органах власти всех уровней.

Что же касается организации работы с обращениями граждан в администрации Первомайского городского поселения, то ее совершенствование должно носить приоритетных характер.

Во-первых, это повышение профессионального уровня и компетентности сотрудников, осуществляющих эту деятельность. В настоящее время из числа штатных сотрудников администрации городского поселения, специальное образование имеется лишь у двух человек. Однако одного образования в этой работе мало. Необходимо периодически проводить семинары, главной целью которых и стало повышение профессионального уровня сотрудников администрации.

Во-вторых, с целью оптимизации работы с обращениями граждан считаю целесообразным использование мер материального и морального стимулирования результативной работы с обращениями граждан, улучшать материально-техническое оснащение соответствующих специалистов. До настоящего момента в администрации городского поселения нет соответствующей специальной программы по учету обращений граждан, что существенно затрудняет работу соответствующего специалиста.

Кроме этого, специалист администрации городского поселения должен активнее сотрудничать с соответствующими структурными подразделениями органов государственной власти субъекта РФ, ответственных за соответствующие направление деятельности, по оказанию ими методической и консультативной помощи в области работы с жалобами и заявлениями граждан.

Особое внимание следует уделить вопросу создания информационно-аналитического отдела администрации городского поселения.

В целом, решение проблем, направленных на совершенствование работы с обращениями граждан, требует комплексного подхода.

Настроение общества, отношение к власти определяются теми личными проблемами, которые изложены в обращениях, а они, как правило, касаются вопросов оказания материальной помощи, предоставления льгот различным категориям граждан, решения социальных и жилищных проблем и так далее. Все это можно отнести к частностям, но данная проблематика формирует общий социальный фон не только в Первомайском городском поселении, но и в Челябинской области, и в России в целом.

Власть, в этом случае, должна ответственней относиться к каждой проблеме. Ведь работа с обращениями граждан предполагает индивидуальный подход к каждому заявителю. И самое важное в этой работе - не остаться равнодушными к вопросам, поднимаемым гражданами в своих обращениях. Необходимо найти взаимопонимание с каждым человеком, обратившимся за помощью. А по-другому нельзя, ведь обращения граждан это политический институт, который является элементом исторически сложившейся структуры принятия решений и определяющий, наряду с референдумом и выборами, формы контроля за реализацией принятых решений1.


1. Основные задачи отдела

1.1. Обеспечение рассмотрения обращений граждан, поступающих в адрес администрации города Хабаровска.
1.2. Осуществление контроля за рассмотрением обращений граждан.
1.3. Анализ обращений граждан, подготовка информационных и аналитических материалов.
1.4. Соблюдение последовательности действий (административных процедур) и правил ведения делопроизводства при рассмотрении обращений граждан в администрации города Хабаровска.
1.5. Проведение консультационно-справочной и разъяснительной работы с гражданами, организация приема граждан.
1.6. Организация личного приема граждан Мэром города, заместителями Мэра города.

2. Функции отдела

2.1. Организация делопроизводства в Отделе, в соответствии с инструкцией по делопроизводству в администрации города, основными положениями Единой государственной системы делопроизводства.
2.2. Организация работы с обращениями граждан:
- поступающими в устной, письменной форме и форме электронного документа;
- поступающими в администрацию города с использованием интернет-ресурса «Открытый регион»;
- поступающими в администрацию города по системе электронного документооборота (СЭД);
- в период подготовки и проведения выборных компаний;
- в день общероссийского ежегодного Дня приема граждан 12 декабря.
2.3. Прием и регистрация поступивших в администрацию города обращений граждан.
2.4. Контроль за своевременным рассмотрением обращений граждан, а также обращений, поступивших во время прямого эфира на теле, радио эфире в адрес Мэра города. Анализ и обобщение состояния этой работы в структурных подразделениях администрации города.
2.5. Контроль за исполнением гарантий, данных по обращениям граждан.
2.6. Проверка структурных подразделений администрации города по вопросам организации личного приема граждан, работы с обращениями граждан. Обобщение результатов проверок и доведение их до сведения заместителя Мэра города - управляющего делами администрации города.
2.7. Организация информационно-справочной и аналитической работы по обращениям граждан, размещение информации о работе с обращениями граждан на официальном сайте администрации города Хабаровска, направление материалов для публикаций в средства массовой информации.
2.8. Подготовка и проведение обучающих семинаров, совещаний со специалистами, ответственными за работу с обращениями граждан в структурных подразделениях администрации города, оказание им методической помощи.
2.9. Подготовка материалов для проведения совещаний по работе с обращениями граждан.
2.10. Подготовка отчетов в Правительство Хабаровского края и краевые общественные организации по вопросам работы с обращениями граждан.
2.11. Выполнение специалистами Отдела нормативных правовых актов органов представительной и исполнительной власти, протоколов аппаратных совещаний при Мэре города по вопросам работы с обращениями граждан.
2.12. Подготовка и оформление служебных писем в вышестоящие организации о рассмотрении обращений граждан.
2.13. Обеспечение правильного оформления, хранения и своевременной передачи дел по работе с обращениями граждан в архив.

УТРАТИЛО силу - Постановление Главы Администрации г. ВЛАДИВОСТОКА ОТ 18.02.2005 г. N 169 Утверждено постановлением и. о. главы администрации г. Владивостока от 28.07.99 N 1352 ПОЛОЖЕНИЕ об ОТДЕЛЕ по РАБОТЕ с ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН Админстрации г. ВЛАДИВОСТОКА I. Общие положения 1.1. Отдел по работе с обращениями граждан (далее именуется - Отдел) является структурным подразделением администрации города Владивостока и осуществляет работу по организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан. 1.2. Структура и штат отдела утверждается главой администрации, его работу возглавляет начальник отдела. 1.3. Деятельность отдела по организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан направляется и контролируется заместителем главы администрации. 1.4. Работники отдела в своей работе с обращениями граждан руководствуются действующим законодательством по вопросам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, инструкцией по ведению делопроизводства в администрации города и настоящим Положением. II. Основные задачи и функции отдела Основными задачами и функциями отдела являются: 2.1. Организация работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан, контроль за принятием решений по ним в нормативные сроки. 2.2. Организация приемов граждан по личным вопросам главой администрации и его заместителями. 2.3. Регистрация письменных обращений, изучение, оформление их в дела и передача на рассмотрение руководству администрации в соответствии с утвержденным распределением обязанностей или в соответствующие структурные подразделения для принятия решения. 2.4. Изучение и анализ вопросов, поставленных гражданами в письмах и на личных приемах, и на этой основе подготовка оперативной и периодической информации о количестве и характере обращений, поступивших в администрацию. 2.5. Подготовка на основе обобщения и анализа обращений граждан предложений по устранению причин, порождающих их обоснованные жалобы. 2.6. Контроль за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в структурные подразделения администрации. 2.7. Осуществление проверок состояния работы по рассмотрению обращений граждан, оказание практической и методической помощи в организации этой работы в администрациях районов, отделах, управлениях и комитетах городской администрации. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта организации приемов и рассмотрения обращений граждан. 2.8. Ведение делопроизводства по обращениям граждан, обеспечение хранения и своевременной передачи дел в архив, регистрация и рассылка адресатам ответов, подписанных главой администрации и его заместителями. III. Права По вопросам, отнесенным к компетенции отдела, ему предоставляется право: 3.1. Направлять в администрации районов, организации или хозяйственные органы письма граждан, относящиеся к их компетенции и ранее ими не рассматривавшиеся, в необходимых случаях с получением информации о принятых мерах. 3.2. Запрашивать от администраций районов, а также от структурных подразделений администрации города и подведомственных ей предприятий, организаций и учреждений информацию и другие дополнительные материалы, касающиеся вопросов, поставленных в письменных и устных обращениях граждан. 3.3. Требовать от руководителей структурных подразделений оформления ответов на обращения граждан в соответствии с инструкцией по делопроизводству. 3.4. Не принимать от исполнителей неправильно оформленные ответы. 3.5. Вносить на рассмотрение администрации вопросы о работе с письменными и устными обращениями граждан. 3.6. в случае необходимости вносить предложения о привлечении к работе на договорной основе отдельных специалистов. IV. Организация работы с обращениями граждан 4.1. Организация личного приема граждан 4.1.1. Прием и рассмотрение обращений граждан в администрации осуществляют: глава администрации, заместители главы, начальники управлений и заведующие отделами. Прием граждан проводится в установленные графиком и доведенные до сведения граждан дни и часы. 4.1.2. График приема составляется на месяц ведущим специалистом отдела по работе с обращениями граждан до 25 числа, затем согласовывается со всеми внесенными в него должностными лицами, утверждается главой администрации, курирующим отдел, и вывешивается в здании администрации на доступном для обозрения месте, рассылается во все администрации районов г. Владивостока. 4.1.3. Прием граждан по личным вопросам осуществляется в приемной администрации. Запись граждан на прием к главе администрации г. Владивостока и его заместителям ведется работниками отдела согласно установленному графику. 4.1.4. Личный прием главы администрации и его заместителей обеспечивают специалисты отдела, а также другие должностные лица администрации по их решению. 4.1.5. Прием инвалидов ВОВ и труда, участников войны производится вне очереди. Записавшиеся на прием принимаются в порядке, согласно подготовленному заранее списку. 4.1.6. с гражданами, впервые пришедшими в приемную администрации, проводится беседа работником, ведущим запись на прием для выяснения вопроса и определения должностного лица или органа, к компетенции которого относится разрешение обращения. При этом выясняется, к каким должностным лицам или органам уже обращался заявитель и какое решение принято. Если заявитель ранее не обращался к компетентным лицам или органам по возникшему у него вопросу, то ему сообщается фамилия, имя, отчество, служебный адрес должностного лица, либо наименование и адрес органа, в который ему следует обратиться. 4.1.7. На все письменные и устные обращения заполняются контрольно - регистрационные карточки и заводятся "дела", в которые комплектуется документация, относящаяся к обращению. Решения, принятые руководителями по обращениям граждан, заносятся работником отдела в контрольно - регистрационные карточки, которые после окончания приема регистрируются и заносятся в компьютер. 4.2. Организация рассмотрения письменных обращений граждан 4.2.1. Письма граждан, поступившие в отдел документационного обеспечения управления делопроизводства, передаются в отдел по работе с обращениями граждан, где производится их регистрация. При этом на письмах работниками отдела проставляются регистрационный штамп, фиксирующий дату их поступления и регистрационный номер, а в необходимых случаях также штамп "контроль". 4.2.2. Все поступившие письма проверяются на компьютере на повторность поступления (по фамилии заявителя). Если обращение является повторным, то все материалы группируются в одном "деле", регистрационный номер остается первоначальным. 4.2.3. По содержанию каждого обращения отделом определяется кому из руководителей администрации, другим должностным лицам следует направить его для рассмотрения. 4.2.4. На рассмотрение руководителей администрации, как правило, передаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие через государственные органы, общественные организации, редакции центральных газет и журналов, коллективные и повторные обращения граждан. Указанная категория писем ставится на "контроль" и подлинники ответов на них подлежат возврату в отдел по работе с обращениями граждан. Письма граждан, требующие разъяснения положений действующего законодательства, а также не рассматривавшиеся ранее администрациями районов г. Владивостока, или хозяйственными органами, направляются отделом для принятия мер на месте, о чем сообщается заявителю. 4.2.5. Руководитель администрации изучает содержание поступившего обращения, а также документы, находящиеся "в деле", пишет на регистрационной карточке резолюцию, с указанием конкретных сроков рассмотрения обращения исполнителем и передает его помощнику, который после ознакомления с резолюциями руководителей, передает письма в отдел. Если на поступившее письмо требуется ответ в вышестоящие органы, дает одновременно указание помощнику о персональном контроле за исполнением своего решения по обращению, а также последующей подготовке проектов ответов в вышестоящие государственные и общественные организации, редакции центральных газет и журналов. 4.2.6. Уведомление граждан о мерах, принятых по их обращениям осуществляют руководители служб и хозяйственных органов, на рассмотрение которых были направлены письма. Копии ответов направляются в адрес администрации г. Владивостока. 4.2.7. При организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан отдел контролирует соблюдение сроков их исполнения: а) до одного месяца в случаях, когда требуется дополнительное изучение и проверка; б) до 15 дней в случаях, когда не требуется дополнительное изучение и проверка; в) заявления и жалобы военнослужащих и членов из семей рассматриваются безотлагательно, но не позднее 7 дней с момента их поступления в управления, комитеты, отделы и службы администрации города; г) в случае необходимости проведения специальной проверки и требования дополнительных материалов и принятия других мер, глава администрации и заместители могут в порядке исключения продлить срок исполнения заявления или жалобы, но не более чем на один месяц, а обращения военнослужащих и членов их семей не более, чем на 15 дней с последующим уведомлением лица, подавшего жалобу или заявление. 4.3. Контроль за исполнением решений по обращениям граждан 4.3.1. Контроль за исполнением решений, принятых по обращениям граждан, осуществляет главный специалист отдела с помощью компьютера. Периодически работники отдела ставят в известность исполнителей об истечении сроков рассмотрения обращений граждан, о чем делаются соответствующие отметки. 4.3.2. Поступившие с мест ответы на обращения граждан, передаются отделом документационного обеспечения управления делопроизводства в отдел по работе с обращениями граждан. С содержанием полученного ответа работники отдела знакомят руководителей администрации, которые принимают решение о продлении контроля или прекращении производства по обращению ("в дело" и т. п.). Ответы, подписанные главой администрации или его заместителями, регистрируются и отправляются ведущим специалистом отдела. 4.4. Обобщение и анализ обращений граждан 4.4.1. Сведения о количестве и содержании вопросов, поднятых в письменных и устных обращениях граждан (раздельно) обобщаются с помощью компьютера по состоянию на 1 число каждого месяца, квартала. 4.4.2. Обобщение и анализ сведений о рассмотрении обращений граждан проводится ежемесячно, по итогам полугодия и года главным специалистом отдела по работе с обращениями граждан. Заместитель главы администрации - руководитель аппарата В.И. ШЕРЕНГОВОЙ __________________________________________________________________

Просмотров