Целевая программа жилище что она дает гражданам. Обеспечение жильем молодых семей. Какие категории населения могут принимать участие

Разработанная в 2002 году Федеральная целевая программа «Жилище» являлась самым крупным и долгосрочным госпроектом, призванным помогать тысячам россиян обзавестись собственной недвижимостью. В последнее время в новостных лентах появилась информация о том, что федеральная программа «Жилище» упразднена. Это известие заставило поволноваться граждан, ожидающих своей очереди на получение субсидии или только планирующих вступить в программу. Действительно ли проект закрыт?

Прощай, «Жилище»?

С начала 2018 года проект стал частью другой государственной программы, которая носит название «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (она утверждена ). Исполнителем новой программы назначен Минстрой, также участие в реализации мероприятия программы принимает Министерство финансов.

Тем, кто вступил в программу ранее, следует уточнить «судьбу» «Жилища» в районной администрации.

Само же «Жилище», годами не терявшее своей актуальности (ранее программа была продлена до 2020 года), досрочно прекратило свое существование. Вышеуказанное постановление фактически «вычищает» из законодательного поля название госпрограммы, но пока старое наименование осталось в обиходе, и даже СМИ по старинке используют его в новостях.

Таким образом, изменения носят по сути технический характер, а значит, обязательства государства перед россиянами, принявшими участие в федеральной программе «Жилище», должны быть выполнены.

Поскольку новая программа вступила в силу с 2018 года и еще в полной мере не «опробована» нашим согражданами, для уточнения деталей участникам «Жилища» следует обратиться в муниципальные органы власти. Вполне возможно, что желающим получить субсидию на покупку недвижимости придется «обновить» документы. В частности в регионах уже появились соответствующие правила для молодых семей: им нужно обратиться в администрацию своего населенного пункта.

Цели проекта-2015


Социальная государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» будет реализовываться до 2025 года (исходя из практики, действие жилищных проектов периодически продлевается, однако правила участия в них подвергаются корректировкам).

Предполагается, что через 7 лет в год будет возводиться до 120 миллионов квадратных метров жилья (до 1980 домов). При этом покупка жилья перестанет быть запредельной мечтой для многих россиян: средняя рыночная цена типовой квартиры площадью 54 квадратных метра будет составлять 2,3 годовых дохода семьи из трех человек. Это станет возможным благодаря вводу в эксплуатацию большого объема жилья эконом-класса и, следовательно, снижения стоимости 1 квадратного метра.

Кроме того, улучшать свои жилищные условия граждане нашей страны смогут не реже чем раз в 15 лет, а сам жилищный фонд будет соответствовать необходимым требованиям и подходить для разных категорий – инвалидов, многодетных семей и т. д.

Также в списке целей программы – развитие арендного рынка недвижимости и некоммерческого жилищного фонда в помощь людям с невысоким уровнем дохода, а также повышение качества коммунальных услуг.

Новая программа работает в тесной связке с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Из этого следует, что проект актуален для разных категорий граждан. Так, малоимущим и другим нуждающимся в помощи будет предоставляться муниципальное жилье (другой вариант помощи – выдача жилищных сертификатов). Для граждан с доходами выше среднего рынок жилья станет более открытым и доступным за счет стабильности и снижения стоимости недвижимости.

«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» состоит из подпрограмм:

  • «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» (в нее, в свою очередь входит приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье»);
  • «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» (проекты данной подпрограммы – «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» и «Формирование комфортной городской среды»).

Рассмотрим подробнее эти направления работы федеральной целевой программы.

Жилищные перемены

Начнем с «жилищной» подпрограммы. В ней речь идет о следующих целях:

  • переселении из аварийного жилья (если дом не вошел в действующие программы по сносу);
  • восстановлении домов, пострадавших во время чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • повышении привлекательности долевого строительства;
  • массовом строительстве недвижимости эконом-класса (жилье при этом станет не только более доступным по цене, но и отвечающим современным строительным требованиям);
  • развитии системы ипотечного кредитования т. д.

Отдельным пунктом в подпрограмме прописана помощь в обеспечении жильем некоторых категорий граждан, которым это необходимо, при условии, что они не имеют возможности накопить на новый дом или квартиру.

Следует знать, что во многих случаях (например, для молодых семей) государство не дарит недвижимость, а финансирует часть расходов на ее приобретение.

Итак, на господдержку по социальной программе могут рассчитывать:

Коммунальную сферу – на новый уровень

Что касается «коммунальной» подпрограммы, то она стремится к улучшению качества услуг: по мнению правительства, уже через 2 года аварийность на объектах водо- и электроснабжения снизится на 30 % и качеством услуг ЖКХ будут довольны 85 % россиян.

Кроме того, из важных направлений можно выделить создание комфортной и современной городской среды путем реализации ряда проектов по благоустройству, привлечения средств частных инвесторов в сферу ЖКХ, наращивание объемов капремонта домов, помощь в оплате «коммуналки» гражданам, нуждающимся в господдержке.

Как вступить в программу?

Прежде всего необходимо обратиться в администрацию населенного пункта и написать соответствующее заявление (пишется в двух экземплярах).

Прежде чем собирать документы, проконсультируйтесь с жилищным инспектором: перечень необходимых бумаг может быть скорректирован.

К заявлению необходимо приложить перечень документов:

  • справку из органов соцзащиты о том, что гражданин (или семья) нуждается в улучшении жилищных условий);
  • копии паспортов и свидетельств о рождении детей;
  • ветеранское удостоверение;
  • справку об инвалидности;
  • свидетельство о заключении брака;
  • справку о составе семьи;
  • документы на имеющуюся недвижимость, подтверждающие право собственности (также в них должна быть указана площадь, которая распределяется на всех членов семьи);
  • бумаги, подтверждающие, что жилье находится в непригодном или аварийном состоянии;
  • сертификат на получение материнского капитала;
  • справки из банка, если речь идет об ипотеке;
  • справки с места работы по форме 2-НДФЛ и т. д.

Участвовать в программе можно только один раз. Рассчитывать на предоставление государственной поддержки можно будет, только если соблюдены все условия: граждане действительно нуждаются в более комфортном жилье (основания для присвоения такого статуса изложены в , процедура постановки на учет описана в ), что подтверждают своевременно и аккуратно собранные и заполненные документы. Если данные правила не будут выполнены, гражданам придет письменный отказ, где будут указаны причины такого решения.

Не рассчитывайте на быстрое предоставление субсидии, но используйте время рационально: получите консультацию в банке по ипотеке, изучайте рынок жилья.


Конечно, помощь будет предоставлена не сразу, поскольку бюджетные средства, выделяемые на реализацию программы, ограничены, а в очереди на жилье и субсидии приоритет будет отдаваться тем, кто подал документы раньше, и наиболее нуждающимся (например, многодетным семьям, воспитывающим троих и более детей, а также семьям, где и муж, и жена работают в бюджетной сфере).

Некоторым россиянам (в частности ветеранам и жильцам аварийных домов) будет предоставлено готовое жилье. Молодым семьям и другим категориям граждан, имеющим доход, который, тем не менее, не позволяет самостоятельно приобрести квартиру, будут выдаваться жилищные сертификаты, покрывающие часть стоимости недвижимости. В большинстве случаев размер помощи будет составлять 30-35 %, а остальную сумму придется собирать своими силами (накопления, материнский (семейный) капитал, средства ипотечного кредита и т. д.).

Таким образом, новый проект достаточно многогранен: действует во всех регионах страны (помимо федерального бюджета, в программе задействованы и средства региональных бюджетов), состоит из двух подпрограмм, касающихся жилья и коммунальных услуг, и призван помогать различным категориям граждан. В целом принципы участия в федеральной программе остались неизменными.

Согласно статистике, большая часть совершеннолетних россиян заинтересована в приобретении жилья. В связи с этим в 2011 году была разработана государственная целевая программа жилище. Она заключается в выплате субсидий молодым семьям, желающим приобрести жилье. Действительна во всех субъектах РФ.

Основные цели программы

Социальная поддержка населения призвана обеспечить граждан комфортным жильем на льготных для них условиях. Субсидия заключается в частичном (30-40%) погашении стоимости приобретаемой недвижимости через ипотечное кредитование. Точные цифры зависят от льготной категории и конкретного региона.

Официально утверждена данная программа постановлением российского правительства №1050. В 2016 году были внесении поправки по средствам постановления №855.

Главной целью этой программы является обеспечение граждан жильем на выгодных (льготных) для них условиях. С ростом покупательской способности (государственные субсидии мотивируют приобретать недвижимость тех, кто до этого не имел такой возможности) возрастают объемы жилого строительства.

Такая цель обусловлена тем, что за первое десятилетие 21 века в стране имеет место дефицит жилого фонда. Несмотря на большое количество предложений ипотечного кредитования, многие работающие граждане просто не имеют возможности выплачивать столь солидные ежемесячные взносы.

Поддержка населения в покупке жилья должна повысить уровень жизни в стране в целом, особенно для льготных категорий граждан. К таковым, помимо молодых семей относят работников внутренних органов, ученых, спасателей, военнослужащих в отставке (по выслуге лет).

Корректировки на период 2016-2020гг

Спустя 5 лет после создания данной программы, в неё были внесены определенные изменения, а именно:

  1. Вторичное жилье стало более доступным. До недавнего времени данный спектр недвижимости считался чрезмерно дорогим. Введенные льготы позволяют снизить ставку по ипотечному кредитованию «вторички» до 10-11% годовых.
  2. Повышена максимальная стоимость жилья. Для регионов — 4 млн.руб., для Москвы и Санкт-Петербурга — 10 млн. Благодаря этому должно увеличиться количество желающих участвовать в программе.
  3. Скорректирован список граждан, для которых доступно участие (условия представлены ниже).
  4. Введено ипотечное кредитование для ИЖС (частное малоэтажное строительство). Максимальный лимит — 3 млн.руб. при годовой ставке не более 10,5%.

Условия участия 2016-2020 для молодых семей

Условия участия в федеральной программе «Жилище» с 2016 по 2020 годы выглядят следующим образом:

Важно: у лауреата программы не должно быть в собственности жилья, отвечающего всем нормам.

Если человек принадлежит к особой льготной категории (инвалиды, многодетные семьи, ветераны и т.д.), для него оптимальные более выгодные субсидии, вплоть до выделения жилья на безвозмездной основе.

Как и куда обращаться

Для того чтобы стать участником программы «Жилище», необходимо придти в местную администрацию с заявлением до 1 сентября. Заполняется в 2 экземплярах.

Также потребуется предоставить следующий перечень документов:

  1. Паспорта РФ для всех членов семьи. При их отсутствии военный билет, водительское удостоверение или подобный документ.
  2. Свидетельства о рождении для несовершеннолетних детей (если таковые имеются).
  3. Свидетельство о браке.
  4. Справки, подтверждающие доходы (НДФЛ-2). В данном случае нужно официальное трудоустройство, на самозанятых лиц действие программы пока не распространяется.
  5. Выписка из банка о том, что у человека есть на счету сумма, необходимая для внесения первоначального взноса (10% от цены объекта недвижимости).
  6. Свидетельство о жилищных условиях.

Сотрудники администрации, просмотрев документы, вынесут вердикт. При положительном решении будет произведен расчет размера государственной субсидии. На его основании человеку будет выдано свидетельство на получение денежных средств.

Затем в течение 2 месяцев (срок действия данного свидетельства) человеку необходимо обратиться в банк и заключить договор ипотечного кредитования, предоставив полученный сертификат. На приобретение квартиры у гражданина есть 9 месяцев.

На видео о реализации программы

В случае получения субсидии человеку нужно будет после приобретения недвижимости отчитаться о потраченных средствах. Так правительство предотвращает возможность мошеннических махинаций.

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты (далее – свидетельство) в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.

В договоре банковского счета устанавливаются условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также порядок перевода средств с банковского счета.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, и может быть расторгнут в течение срока действия договора по письменному заявлению владельца счета. В случае досрочного расторжения договора банковского счета (если на указанный счет не были зачислены средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты) Банк выдает владельцу счета справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, представленное в банк, после заключения договора банковского счета владельцу не возвращается.

Участник подпрограммы имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого(ых) помещения(ий) как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое(ые) помещение(я) для постоянного проживания.

Приобретаемое жилое(ые) помещение(я) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

Документы, предоставляемые владельцем счета в банк для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) (Приложение №1 к Договору банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы).

1. Для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) Договор на жилое(ые) помещение(я);

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписка из ЕГРН должна содержать полные данные о каждом лице, за которым зарегистрировано право на жилое помещение. Выписка из ЕГРН предоставляется самим правообладателям или их законным представителям, или физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя. Для получения в органе регистрации прав Выписки из ЕГРН, содержащей полные данные о каждом правообладателе, необходимо обратиться всем правообладателям одновременно или их законным представителям, или лицам, имеющим нотариально удостоверенную(ые) доверенность(и) от правообладателя(ей) или его(их) законного(ых) представителя(ей);

г) документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В Договоре на жилое(ые) помещение(я) указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого(ых) помещения(й), приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

2. В случае приобретения жилого(ых) помещения(й) экономкласса уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы, владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) договор с уполномоченной организацией.

Условия примерного договора с уполномоченной организацией утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого(ых) помещения(й) экономкласса на первичном рынке жилья.

3. В случае использования социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого(ых) помещения(й) или строительство индивидуального жилого дома владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

в) в случае приобретения жилого(ых) помещения(й) - Договор на жилое(ые) помещение(я);

г) в случае строительства индивидуального жилого дома - договор строительного подряда.

4. В случае использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) кредитный договор (договор займа);

в) выписку из Единого государственного реестра недвижимости или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома;

г) справку кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

5. В случае направления социальной выплаты в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего это жилое помещение переходит в собственность молодой семьи - члена кооператива (или одного из членов молодой семьи - члена кооператива), владелец счета должен представить в банк:

а) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им/ими права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его/их пользование;

б) копию устава кооператива;

в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;

г) копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию права собственности кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы Подпрограммы;

д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.

6. В случае направления социальной выплаты для оплаты цены договора строительного подряда владелец счета должен представить в банк:

а) документы, подтверждающие право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения членов молодой семьи на земельный участок;

б) разрешение на строительство, выданное одному из членов молодой семьи;

в) договор строительного подряда, предусматривающий информацию об общей площади жилого дома, планируемого к строительству, и расчет стоимости производимых работ по строительству жилого дома.

Жилищная программа в Москве – наверное, самая совершенная программа из всех российских регионов. Наибольшее финансирование и наилучшие показатели как раз приходятся на Москву. При этом Москва, со всеми ее жилищными проблемами – далеко не худший регион в России. В России есть отдельные регионы, где ситуация с жилым фондом просто катастрофичная – его износ, по некоторым данным, доходит до 100% - но финансовых возможностей, аналогичных столице, у регионов нет. К таким относится, например, Забайкалье.

Недоступное жилье

Обеспеченность жителей Москвы собственным жильем очень низкая и на фоне всей страны, и на фоне развитых стран. В среднем на одного жителя России приходится 23 кв. м, а на одного москвича в старых границах – 18,7 кв. м. Однако с 2012 года, после присоединения к Москве части Подмосковья, средний показатель на одного москвича увеличился – теперь он составляет 19,3 кв. м.

Если сравнить данные показатели обеспеченности жильем с развитыми европейскими столицами, то Москва далеко в аутсайдерах. Так, например, в европейских столицах средняя обеспеченность жильем следующая (кв. метров на человека):

  • Германия, Берлин – 33
  • Франция, Париж – 28
  • Италия, Рим – 34,5
  • Австрия, Вена – 36,5

Доступность жилья в Москве:

Регион Типовая квартира (54 кв.м) будет доступна через, лет (первичный рынок) Типовая квартира (54 кв.м) будет доступна через, лет (вторичный рынок)
г. Москва 6,23 7,90
Московская область 5,86 5,34

(по данным Аналитического агентства RWAY на ноябрь 2013 года)

Данная таблица показывает, что средний москвич может купить квартиру на первичном рынке, откладывая 100% своего дохода за 6,23 лет, а на вторичном рынке – за 7,90 лет. На приобретение жилья в Московской области потребуется немного меньше времени.

На сайте Росстата представлена информация о том, как живут москвичи. Обратимся к этой информации и рассмотрим показатели 1992, 2002 и 2011/2012 годов (то есть интервалы примерно в 10 лет). Данные за 2012 год приведены с учетом присоединения части Московской области к Москве.

Жилищные условия населения г. Москвы (на конец года)

1) До 1999 г. общая площадь жилищного фонда включала в себя общую площадь только в жилых строениях, с 1999 г. - в жилых домах, специализированных домах (общежития, дома-интернаты и т.д.), жилые помещения, пригодные для проживания, в других строениях.
2) До 1999 г. число квартир включало в себя квартиры только в жилых строениях, с 1999 г. - в жилых и других строениях (без общежитий и домов-интернатов).
3) За 2003-2009 годы показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 год и 2011 год – с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

Показатели развития жилищного фонда г. Москвы (на конец года)

1) Значения показателей на конец 2003-2011 гг. рассчитаны с использованием численности населения, пересчитанной с учетом итогов Всероссийской Переписи Населения 2010.

Как мы видим из таблиц, обеспеченность жильем одного жителя Москвы за 20 лет изменилась совершенно незначительно, и она остается ниже среднего показателя по России.

Кто может рассчитывать на поддержку

Не испытывайте ложных надежд на программу «Жилище»

Нежелание властей Москвы строить массовое и дешевое жилье – не основная проблема. Москвичи, которые не имеют возможности купить квартиру самостоятельно, естественно, рассчитывают на помощь властей. Если не дадут бесплатное жилье, то хотя бы помогут его приобрести по привлекательной цене. Но, к сожалению, для большинства москвичей это лишь иллюзия.

В последние годы прослеживается тенденция, которая все преимущества программы «Жилище» делает абсолютно недоступными для москвичей. Как вы знаете, для участия в программе «Жилище» нужно стоять на очереди (на жилищном учете). Но вот остаться в этой очереди москвичам со временем все сложнее и сложнее. Очередников снимают с учета по любым причинам, реальным и выдуманным, но главная задача – снизить число нуждающихся – успешно достигается.

Вот отличный пример по России. В 2009 году Министерство регионального развития Российской Федерации провело инвентаризацию числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Было выявлено 20 135 семей граждан, уволенных с военной …, вставших до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся …. Уже в 2011 году, в результате новой инвентаризации (а не в результате выдачи квартир) количество граждан этой же самой категории было уточнено и составило 11 084 семьи. То есть с очереди за 2 года сняли 45% граждан! Об этом написано в отчете по программе «Жилище» ().

Но вернемся к Москве. В 2012 году 15% москвичей, стоящих на очереди, были сняты с учета, так как они были признаны не нуждающимися. В прошлом году, в 2013 году, с очереди сняли уже 33% от общего числа. Если каждый год убирать из списка очередников по одной трети, но через несколько лет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Москве почти не останется. Хороший способ заявить о том, что власти решили пресловутый жилищный вопрос в Москве, не так ли?

Законодательство

  • Государственная программа города Москвы на 2012-2018 годы «Жилище» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. № 454-ПП)
  • Постановление Правительства от 05.08.2008 г. № 708-ПП «О Концепции формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма»;
  • Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
  • Постановление Правительства Москвы от 27.11.07 №1008-ПП «О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения».
  • Приказ Минрегиона РФ № 554 «О стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений, в рамках реализации федерального закона от 21 июля 2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».


Просмотров