Идеи ч ломброзо. Прирожденный преступник: теория Ломброзо. Опыт в заключении

Экзорцизм, изгнание бесов. Об этой практике слышали многие. Сегодня веру в демонов и в их способность овладевать людскими душами встретишь разве что в книгах и фильмах ужасов. Однако раньше страх перед бесовщиной был распространён очень широко. Корни его уходят ещё в седую древность. Католическая церковь до сих пор заявляет, будто люди могут быть одержимы бесами, а библия, между прочим, приводит целых шесть примеров того, как Иисус изгонял демонов, и рекомендует от этой напасти применять обряд экзорцизма.

Вера в злых духов, вселяющихся в человека, свойственна в основном иудео-христианскому подходу. Хотя любая религия и любое вероучение в той или иной мере признают одержимость. В Соединённых Штатах в XVIII веке практика изгнания бесов пошла на спад. Обряд этот применялся редко — до второй половины XX века, когда экзорцизм получил «второе рождение». А всё потому, что эту тему вдруг стали широко освещать. Большой вклад в «воскрешение» экзорцизма внёс Голливуд — в фильмы, идущие на широком экране, часто добавляли манящую надпись: «Основано на реальных событиях». В результате в 70-е годы прошлого века число обрядов по изгнанию дьявола выросло на 50%. Но самое трагическое не это. Несколько «бесноватых» умерли прямо во время процедуры или вскоре после неё.

Представляем вам 25 фактов об экзорцизме, которых вы могли не знать. Предупреждаем: будет страшно до жути. Так что, прежде чем читать, включите везде свет.

Древнее искусство

Интересно, а жрицы-прорицательности тоже были одержимы духами?

Практика изгнания демонов зародилась в незапамятные времена. Матери двух знаменитых древних греков, Эпикура и Эсхина, зарабатывали этим ремеслом себе на жизнь. Обоих великих мужей жестоко упрекали (одного — стоики, другого — Демосфен) за помощь матерям в их «недостойном» деле.

Происхождение

Экзорцизм практиковали еще в Древней Греции

Слово «экзорцизм» происходит от греческого «exorkizo» - заклинать.

Первые законы проведения обряда

Многие художники отражали религиозные ритуалы в своих картинах. Гойя не был исключением

Широкая распространённость

Страх перед нечистыми духами свойствен любой религии

Иудаизм и экзорцизм

Иудеи широко практиковали изгнание демонов

К примеру, экзорцизм широко распространён в иудаизме. Живший в I веке Иосиф Флавий, романо-еврейский историк и военачальник, описывал один из методов изгнания нечистой силы: «больному» прописывали вытяжки из ядовитых кореньев. Намного позднее раввин Иегуда Фетайя, живший на рубеже XIX и XX веков, сочинил труд под названием «Минчат Иегуда» («Minchat Yehuda»). Автор пространно излагает идеи экзорцизма и прочие воззрения евреев, повествует о собственном опыте общения с одержимыми.

Часть исламской медицины

Даже сегодня истово верующие мусульмане верят, что болезнь — результат колдовства

В исламе изгнание нечистой силы называется рукъйа. Его используют против напастей, насланных сихр — чёрной магией. Сегодня экзорцизм является частью современной исламской нетрадиционной медицины, аль-Тибб аль-Набави («медицины Пророка»).

Индуизм

Индуистская религия тоже не чужда веры в демонов и злых духов. Это нашло отражение даже в Ведах

Важное место в истории экзорцизма и похожих верований занимает индуизм. Его Священные Писания, Веды, состоят из четырёх частей. Четвёртая, «Атхарваведа» («Веда заклинаний»), раскрывает секреты изгнания духов, магии и алхимии.

Долгая процедура

Многие бесноватые терпели не одну неделю, пока из них изгоняли демонов

По утверждению католической церкви, одержимый дьяволом человек после изгнания нечистого ощущает себя «свободным от чувства вины, очищенным от греха и возрождённым». К несчастью для пациентов, не все обряды изгнания проходят успешно с первого же раза. Порой неустанные молитвы и ритуалы требуется проводить много дней, недель, даже месяцев.

Не все священники могут проводить изгнание дьявола

Изгонять дьявола следовало по науке

Согласно церковным канонам, обряд изгнания бесов может проводить лишь посвящённый в духовный сан священник (либо высший прелат), с разрешения местного епископа и только после тщательного медицинского осмотра — дабы исключить у пациента душевное заболевание.

Самозванцы

Далеко не все специалисты, изгоняющие дьявола, получили на это разрешение Ватикана

Помимо экзорцистов, утверждённых Ватиканом, по всему миру «трудятся» сотни экзорцистов-самозванцев.

Опасная работа

Верила ли сама погибшая в свою бесноватость?

В 2005 году в Румынии во время обряда экзорцизма от руки священника умерла юная монахиня. Дабы изгнать из неё дьявола, девушку привязали к кресту, вставили ей в рот кляп, не кормили и не поили.

Психиатрия не признаёт экзорцизм

Медицина не признает демонской природы заболеваний

В медицине и психиатрии не существует диагноза «одержимость дьяволом». Не упоминается он ни в «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств», ни в «Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем».

Как это видят люди науки

Не всегда просто определить, каким именно заболеванием страдает тот, кому приписывают одержимость дьяволом

Официальный взгляд психиатров на «одержимость дьяволом» таков: симптомы одержимых (пациентов) присущи множеству физических и душевных заболеваний. Среди них называют истерический невроз, манию, психоз, синдром Туретта, эпилепсию, шизофрению, диссоциативное расстройство личности и даже единичные случаи аутизма.

Слепой фанатизм до добра не доводит

К счастью, сегодня большинство людей уже знакомо с природой аутизма и не списывает его симптомы на дьявольщину. К несчастью, большинство — это еще не весь мир

Кстати об аутизме. В 2003 году над восьмилетним аутистом из города Милуоки в штате Висконсин истовые прихожане совершили обряд изгнания демона — его считали виновником болезни мальчика. Во время ритуала ребёнок погиб.

Признаки одержимости

Неужели современные церковнослужители всерьез верят в то, что названные ими признаки свидетельствуют о бесноватости?

Американская конференция католических епископов называет следующие признаки одержимости бесами: нечеловеческая сила, отвращение к святой воде и способность говорить на неизвестных языках. Выделяют церковники и косвенные признаки: плевание, сквернословие и «чрезмерную мастурбацию».

Плацебо или …

Демономания — это реально существующее психическое расстройство

Представители различных религий вряд ли учитывают описанное в психиатрии душевное расстройство под названием демономания (или демонопатия). Страдающий такой болезнью человек считает, что он одержим демонами (иногда одним, иногда несколькими). Порой действительно создаётся впечатление, будто обряд экзорцизма помогает «изгнать бесов» из пациента, однако, подобный «успех» приписывают эффекту плацебо и силе внушения. Часто люди, якобы одержимые нечистой силой, на самом деле страдают нарциссизмом или заниженной самооценкой. Их «демоническое» поведение — лишь способ привлечь внимание окружающих.

Расправа над женой

Что толкнуло мужа на убийство жены? Душевная болезнь или одержимость дьяволом?

В 1975 году в церкви святого Томаса, расположенной в английском городке Барнсли, был проведён ритуал изгнания бесов. Успеха достичь не удалось, и «одержимый» - 31-летний Майкл Тэйлор — в прежнем состоянии отправился домой, где жестоко убил жену. Тэйлора признали виновным, но душевнобольным.

Гомосексуальные демоны? Серьёзно?

Даже в психиатрии гомосексуализм долгое время считался душевным заболеваниям. Что уж говорить о религиозных фанатах?

Вам, возможно, неизвестно, что некоторые священники совершают обряды «гей-экзорцизма». Они очень похожи на обычный «антибесовской» ритуал: экзорцист изгоняет «гомосексуальных демонов» и прочих духов из человека с нетрадиционной ориентацией.

Последнее Рождество

Для ни в чем не повинного подростка Рождество 2010 стало последним

В английской столице в Рождество 2010 года родственники избили и утопили четырнадцатилетнего Кристи Баму, пытаясь изгнать из него злого духа.

Неуравновешенные по обе стороны

По-видимому, душевными расстройствами страдают и те, кто изгоняет сатану, и те, из кого его изгоняют

Когда социолог Майкл Кунео задался целью написать книгу «Американский экзорцизм: изгнание демонов в благодатных землях», он посетил пятьдесят экзорцистских обрядов. Кунео заявил, что на этих сеансах не происходило ничего сверхъестественного или необъяснимого: никто не летал, не вращал бешено головой, ни у кого не проявлялись демонические царапины на лицах. Зато по обе стороны ритуала, по словам автора, было много неуравновешенных людей с душевными проблемами.

Фильм, который произвёл наибольшее впечатление …

Фильм вызвал бурный интерес к экзорцизму. Внушаемая часть аудитории стала видеть бесноватых повсюду

Величайшее культурное влияние экзорцизма на человеческие умы оказал классический фильм ужасов «Изгоняющий дьявола». В 1974 году, после выхода фильма на экран, Бостонский католический центр ежедневно заваливали просьбами о проведении обряда экзорцизма. Сценарий написал Уильям Питер Блэтти. Для этого он адаптировал свой нашумевший одноимённый роман, изданный в 1971 году.

… и оставил в своей плёнке нечисть

Вы демона видите? А он, говорят, там есть

Христианский проповедник Билли Грэм заявил, что в рулонах киноплёнки этого фильма обитает настоящий демон.

Гарри Поттер — это от Сатаны?

Книги, которыми зачитываются дети и взрослые всего мира, — сатанинская пропаганда? Надо бы присмотреться к Роулинг — уж не бесноватая ли она?

Отец Габриель Аморт — преуспевающий католический экзорцист. Говорят, он совершил больше ста тысяч обрядов изгнания дьявола. Впрочем, интересней другое. Отец Габриель объявил книги и фильмы о Гарри Поттере сатанинской пропагандой.

Чего мы не знаем о матери Терезе

Как в этой святой женщине углядели дьявольские происки?

По непроверенным данным, знаменитую мать Терезу на склоне лет подвергли процедуре экзорцизма. Ритуал якобы проводил архиепископ Калькутты Генри д’Суза: он заметил, что монахиня слишком беспокойна во сне, и побоялся, что «на неё напал дьявол».

Самая громкая история

Девушка пошла на истязание добровольно, под влиянием фанатично верующих родственников

Молодая католичка из Германии Аннелиза Михель считалась одержимой шестью демонами. Она с юности страдала эпилепсией, чуть позже появились признаки психического расстройства. Истово верующая семья убедила девушку тайно пройти обряд изгнания бесов. «Очищение» началось в 1975 году и продлилось десять месяцев. В 1976-м двадцатитрехлетняя Аннелиза умерла от истощения, обезвоживания и отсутствия медицинской помощи. По мотивам этой трагедии снято два художественных фильма - «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Реквием». История Аннелизы Михель — пожалуй, самое громкое дело об экзорцизме в XX веке.

Жутко? Ещё бы… И неизвестно, кто безумней — те, кто дьявола изгоняют, или те, кто им «одержим»? Если даже мать Терезу заподозрили в бесноватости, то что говорить о простых смертных? Оглянитесь — нет ли вокруг вас «демонических» личностей? Вдруг что — бегом к попу за кадилом!


У каждого из нас есть свой стереотип, как должен выглядеть маньяк. А ведь далеко не каждый (к счастью) видел этого самого маньяка. Но почему так?! Вполне возможно, что мы насмотрелись фильмов-сериалов про бандитов, и у нас сложилось мнение именно благодаря актерам, игравших роли маньяков. А может все дело в том, что в нас живут отголоски теории Чезаре Ломброзо.

В девятнадцатом веке это психиатр поднял на уши все европейское общество. Он настаивал на том, что бандитами уже рождаются. Вот родился ребенок, а он уже будущий бандит, потому как у него присутствуют гены бандита.

По мнению Ломброзо даже очень качественное воспитание не исправит то, что заложила в ребенка природа. Он обязательно будет бандитом, коли в нем имеются эти самые гены. Психиатр считал таких людей недоразвитыми и предлагал их выявлять еще в детстве и сразу изолировать от общества нормальных людей. Как?!

Или всех не отдельный необитаемый остров, или даже лишать таких людей жизни. Абсурдно?! Ломброзо так не считал. Он уверял, что по внешности, а она у человека с генами злодея особая, особая легко можно вычислить бандита. Как же должен выглядеть бандит по мнению психиатра Ломброзо?! Узкий лоб, взгляд из-под насупленных бровей - все это выдает преступника.

Почему же тема внешности преступника так увлекала Лоброзо?! Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к юности будущего психиатра. Ломброзо закончил несколько престижных европейских университетов.

И в девятнадцать лет он начал публиковать свои первые статьи. Чуть позже Ломброзо перешел от написания научных статей к практике: стал работать военным хирургом, был участником кампании по борьбе с преступностью.

Тогда же он и заинтересовался, как выглядит преступник. Он изобрел прибор краниограф и с помощью его замерял формы черепа, части лица. При этом он выделил четыре типа преступника: жулики, душегубы, насильники и воры. И для каждого типа он сделал описание внешности.

Далее Ломрозо работал главой психиатрической больницы, заведующим кафедры психиатрии известного университета. Именно Ломброзо изобрел известный сейчас во всем мире детектор лжи. Это он предложил по скачкам давления судить о том, насколько правдиво отвечает человек.

Ломброзе вызвал дикий ажиотаж вокруг своей теории о внешности преступника, о его генах. Было много критики, с ним не соглашались. Критики говорили, что психиатр слишком много уделяет внимания внешности человека и совсем не учитывает социальную составляющую. Правда, к старости он сделал кое какие поправки в свою теорию и сказал, что все-таки только сорок процентов преступников совсем неисправимы, а шестьдесят процентов поддаются перевоспитанию.

Методы измерения черепа использовали нацисты в концентрационных лагерях перед отправкой людей в печи. И хоть психиатр умер задолго до этого, все таки пятно на его теории из-за этого факта было поставлено.

Но внешние проявления преступных наклонностей были далеко не единственной сферой интересов ученого.

Уличить лгуна

Мало кто знает, что авторство современного полиграфа () принадлежит Чезаре Ломброзо. Прообраз прибора, изобретенный ученым, назывался гидросфигмометр. При помощи этого агрегата Ломброзо измерял артериальное давление и пульс у преступников и пытался оценить реакцию подозреваемых на показанные им фотографии и заданные вопросы.

Первый раз ученый испытал прибор во время допроса подозреваемого в ограблении. Когда задержанного спрашивали о деталях кражи, его давление оставалось в норме. Однако когда следователь заговорил о другом деле - о мошенничестве с чужими паспортами, - гидросфигмометр зафиксировал изменение показателей. Как выяснилось позже в ходе расследования, подозреваемый был действительно замешан в афере с паспортами, а вот к ограблению он не имел никакого отношения!

В следующий раз прибор испробовали во время расследования дела об изнасиловании. Полиция была уверена в виновности пойманного ими сутенера, который не раз привлекался к уголовной ответственности. Однако давление подозреваемого было в норме, когда ему показывали фотографии жертвы.

Когда Ломброзо обратил на это внимание следователя, тот лишь отмахнулся - по его мнению, матерый рецидивист уже давно перестал испытывать муки совести и не боялся ничего, даже сурового наказания. Тогда Чезаре Ломброзо решил провести дополнительный опыт и задал предполагаемому преступнику математическую задачку. Как только подопытный увидел длинный столбик цифр, которые нужно было сложить в уме, прибор тут же показал снижение давления и учащение пульса. Значит, чувство страха задержанному знакомо! Ломброзо настоял на дополнительном расследовании, и вскоре был найден настоящий преступник, а «любитель» математики оказался ни при чем.

Неполноценные люди

Чезаре Ломброзо родился в 1836 году в семье зажиточного торговца в Вероне. После окончания гимназии Чезаре начал изучать антропологию в университете в Павии, а впоследствии заинтересовался и психиатрией и нейрофизиологией.

Портрет Чезаре Ломброзо, 1891 г. Фото: wikipedia.org / Фотография В. Чеховского, гравировка Б.А. Пуца

Преподаватели души не чаяли в способном студенте. Чезаре не только блестяще осваивал программу, но и усердно занимался дополнительно. Например, чтобы лучше понять особенности людей, принадлежащих к разным расам, он начал изучение иностранных языков, в том числе китайского и арамейского.

Однако годы обучения в университете прошли отнюдь не безоблачно. В 18 лет Чезаре Ломброзо оказался за решеткой! Юношу подозревали в участии в антиправительственном заговоре - в ту пору на севере Италии кипели революционные настроения, ведь эта часть страны находилась под управлением Австро-Венгрии. Из тюрьмы Ломброзо отпустили достаточно быстро - ему даже удалось в срок сдать все экзамены. Однако пребывание в камере произвело на студента огромное впечатление: преступники, которых ему довелось повидать, буквально поразили его своими лицами и манерами. Большинство из них были столь грубы и неотесанны, что Чезаре заподозрил их в кретинизме.

Интересно

Помимо антропологии и психиатрии, Чезаре Ломброзо увлекался графологией – изучением почерка человека. Когда Ломброзо показали рукопись Льва Толстого, психиатр заявил, что почерк принадлежит… женщине с истерическими наклонностями.

Выйдя на свободу, одаренный студент заинтересовался, а не являются ли преступные наклонности признаком какой-либо неполноценности? И если это так, то каким образом эта неполноценность проявляется во внешности? Окончив университет, Ломброзо решил продолжить свои занятия наукой, и темой своих изысканий он выбрал кретинизм.

Тяжелое наследство

Когда Ломброзо исполнилось 27 лет, он оказался в армии. Молодой ученый просто не мог оставаться в стороне, когда страна отстаивала свою независимость от Австрии. А после того как революция закончилась поражением повстанцев, ученый продолжил службу в армии, но уже в качестве военного врача в воинской части, которая занималась борьбой с бандитизмом на юге Италии.

Именно в то время Ломброзо всерьез начал искать подтверждение своей теории о том, что в основе преступности лежат биологические причины.

Вооружившись каниографом - прибором, созданным Ломброзо специально для измерения лиц, - ученый с энтузиазмом измерял носы, лбы, надбровные дуги и другие части лица пойманных бандитов. После того как записи были систематизированы, Ломброзо пришел к сенсационному выводу. Согласно его гипотезе, преступниками не становятся, а рождаются! Ведь криминальные наклонности, согласно Ломброзо, не что иное, как «наследство», доставшееся нам от животных! А самих убийц и насильников можно считать или недоразвитыми, или дегенератами. Причиной такого вывода стало то, что большинство из обследованных Ломброзо в той или иной мере имели такие черты лица, как приплюснутый нос, низкий лоб, близко посаженные глаза, то есть признаки, присущие первобытному человеку.

Скандальные взгляды

Когда революция в Италии была закончена, а ее последствия ликвидированы, Ломброзо продолжил свое изучение преступных типажей и характерных внешних особенностей обитателей тюрем. Вплоть до своей смерти в 1909 году ученый занимал пост профессора психиатрии и уголовной антропологии в Туринском университете. Несмотря на то, что работы Ломброзо вызывали шквал критики, он продолжал пользоваться уважением в научном сообществе.

А критиковать было за что. Ведь если следовать теории Ломброзо, будущего преступника еще в детстве необходимо выявлять и сажать в тюрьму, так как его биологический тип все равно заставит его совершить нечто незаконное. Но как же воспитание? Как же социальные факторы?

Ругали и другие труды Ломброзо. Его книга «Гениальность и помешательство», в которой ученый находил признаки душевной болезни у великих музыкантов, поэтов, художников, породила волну возмущений. Как можно объявлять сумасшедшими великих людей, да еще и оставаться безнаказанным только лишь потому, что все персонажи книги давно умерли!

Впрочем, несмотря на то, что теории Ломброзо были, мягко говоря, неоднозначными, его разработками пользуются до сих пор. И полиграф - не единственная из них. Метод фиксации антропологических данных человека, созданный Ломброзо, его деление преступников на психологические типажи, его труды по изучению и систематизации татуировок - все это не устарело и по сей день.

Фото с сайта cyclowiki.org

Итальянского врача-психиатра, профессора судебной медицины XIX века Чезаре Ломброзо часто называют основоположником криминальной антропологии. Эта наука старается объяснить связь между анатомическими и физиологическими особенностями человека и его склонностью к совершению преступлений. Ломброзо пришел к выводу, что такая связь есть, и она прямая: преступления совершают люди с определенной внешностью и характером*.

Как правило, преступники имеют врожденные физические и психические дефекты, считал Ломброзо. Речь идет об аномалиях внутреннего и внешнего анатомического строения, характерных для первобытных людей и человекообразных обезьян. Таким образом, преступниками не становятся, а рождаются. Будет человек преступником или нет - зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений характерны свои аномалии.

Разработке этой теории Ломброзо посвятил всю свою жизнь. Он исследовал 383 черепов умерших и 3839 черепов живых преступников. Кроме того, ученый изучил особенности организма (пульс, температуру, телесную чувствительность, интеллект, привычки, болезни, почерк) 26 886 преступников и 25 447 добропорядочных граждан.

Внешность преступников

Ломброзо выделил ряд физических признаков ("стигматов"), которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Это неправильная форма черепа, узкий и скошенный лоб (или раздвоенная лобная кость), асимметрия лица и глазных впадин, чрезмерно развитые челюсти. Рыжие преступники встречаются крайне редко. Чаще всего преступления совершают брюнеты и шатены. Брюнеты предпочитают воровать или заниматься поджогами, а шатены склонны к убийствам. Блондины иногда встречаются среди насильников и мошенников.

Внешность типичного насильника

Большие навыкате глаза, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый и кривой нос. Чаще всего сухопарые и рахитичные блондины, иногда горбатые.

Внешность типичного вора

Неправильный маленький череп, удлинненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода.

Внешность типичного убийцы

Большой череп, короткая голова (ширина больше высоты), резкая лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнутый вниз), квадратные челюсти, громадные глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки.

Наиболее опасные убийцы чаще всего имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.

Внешность типичного мошенника

Лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом внешность мошенников достаточно добродушная.

Особенности преступников

"Я сам наблюдал, что во время грозы, когда у эпилептиков учащаются приступы, заключенные в тюрьме тоже становятся более опасными: разрывают на себе одежду, ломают мебель, бьют служителей", - писал Ломброзо. У преступников, по его мнению, снижена чувствительность органов чувств и болевая чувствительность. Они не способны осознавать безнравственность своих поступков, поэтому для них неведомо раскаяние.

Ломброзо удалось выявить и особенности почерка различных типов преступников. Почерк убийц, разбойников и грабителей отличается удлиненными буквами, криволинейностью и определенностью черт в окончаниях букв. Для почерка воров характерны буквы расширенные, без острых очертаний и криволинейных окончаний.

Характер и образ жизни преступников

По теории Ломброзо, преступникам свойственны стремление к бродяжничеству, бесстыдство, леность. Многие из них имеют татуировки. Для лиц, склонных к преступлениям, характерно хвастовство, притворство, слабохарактерность, раздражительность, сильно развитое тщеславие, граничащее с манией величия, быстрая смена настроения, трусость и болезненная раздражительность. Эти люди агрессивны, мстительны, они не способны на раскаяние и не мучаются угрызениями совести. Графомания тоже может свидетельствовать о преступных наклонностях.

Ломброзо считал, что люди из низшего класса становятся убийцами, грабителями и насильниками. Представители среднего и высшего класса чаще бывают профессиональными мошенниками.

Критика теории Ломброзо

Еще при жизне Ломброзо его теория подвергалась критике. Не удивительно - немало высших государственных чиновников имели внешность, которая полностью совпадала с описанием прирожденных преступников. Многие уверены, что ученый преувеличивал биологическую и совершенно не учитывал социальную составляющую в причине возникновения преступности. Возможно, именно это заставило Ломброзо к концу жизни пересмотреть некоторые свои взгляды. В частности, он начал утверждать, что наличие преступной внешности не обязательно означает, что человек совершил преступление - она говорит скорее о его склонности к противоправным поступкам. Если человек преступной внешности благополучен, он попадает в разряд скрытых преступников, у которых нет внешнего повода нарушать закон.

Репутация Ломброзо сильно пострадала, когда его идеи начали использовать нацисты - они проводили замеры черепов узников концлагерей перед их отправкой в печи. В советский период учение о прирожденном преступнике также подверглось критике за его противоречие принципу законности, антинародность и реакционность.

Насколько нам удалось выяснить, в судебных процессах теория Ломброзо никогда не применялась - даже сам ученый не видел в ней практической ценности, так как заявил на одном научном диспуте: "Я тружусь не ради того, чтобы дать своим исследованиям прикладное применение в области юриспруденции; в качестве ученого я служу науке только ради науки". Тем не менее предложенное им понятие преступного человека вошло в обиход, а его разработки до сих пор используются в физиогномике, криминальной антропологии, социологии и психологии.

* Информация взята в том числе из следующих книг: Чезаре Ломброзо. "Преступный человек". Милгард. 2005; Михаил Штереншис. "Чезаре Ломброзо". ИсраДон. 2010

«Внезапно, однажды утром мрачного декабрьского дня, я обнаружил на черепе каторжника целую серию ненормальностей... аналогичную тем, которые имеются у низших позвоночных. При виде этих странных ненормальностей - как будто бы ясный свет озарил тёмную равнину до самого горизонта - я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня.»

Чезаре
Ломброзо

Ломброзо Чезаре (Cesare Lombroso) (1835 - 1909) - знаменитый итальянский судебный психиатр и криминолог. Создал в науке уголовного права новое уголовно-антропологическое направление. Внес большой вклад в развитие юридической психологии.

Чезаре Ломброзо родился 6 ноября 1835 г. в Вероне. Выходец из семьи состоятельных земельных собственников, Ломброзо в юности изучал семитские и китайский языки. Однако спокойной карьеры не получилось. Материальные лишения, заключение в крепость по подозрению в заговоре, участие в военных действиях 1859-1860 гг. пробудили в юноше интерес совсем к другой области – он увлекся психиатрией. В 19-летнем возрасте, учась на медицинском факультете университета в Павии, Ломброзо публикует свои первые статьи по психиатрии – по проблеме кретинизма, которые привлекли внимание специалистов. Самостоятельно освоил такие дисциплины как этнолингвистика, социальная гигиена. В 1862 г. он уже профессор психических болезней, затем директор клиники душевных заболеваний, профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии. В 1896 г. Ломброзо получает кафедру психиатрии в Туринском университете. Решающую роль в интеллектуальном формировании Ломброзо сыграла философия позитивизма, утверждавшая приоритет научного знания, полученного экспериментальным путем.

Ломброзо – родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Основные черты этого направления сводятся к следующему: в криминологию должен быть введен метод естествознания - опыт и наблюдение, а центром изучения должна стать личность преступника.

Первые антропометрические исследования предпринял в начале 1860-х, когда был военным врачом и принимал участие в кампании по борьбе с бандитизмом в южных областях Италии. Собранный Ломброзо обширный статистический материал послужил важным вкладом в развитие социальной гигиены, криминальной антропологии, а в ближайшей перспективе и социологии преступности. В результате обобщения полученных эмпирических данных Ломброзо сделал вывод о том, что отсталые социально-экономические условия жизни в Южной Италии обусловили воспроизводство там анатомически и психически аномального типа людей, антропологической разновидности, нашедшей свое выражение в преступной личности – «человеке преступном». Такая аномальность выявлялась путем антропометрической и психиатрической экспертизы, что открывало возможности для прогностических оценок динамики развития преступности. Эти концептуальные подходы Ломброзо ставили проблему ответственности общества, воспроизводившего преступность, оспаривая тем самым позиции официальной криминологии, возлагавшей ответственность исключительно на человека, преступившего закон.

Чезаре Ломброзо одним из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, которые определял с помощью «краниографа» – прибора для измерения размеров частей лица и головы. Результаты он опубликовал в книге «Антропометрия 400 правонарушителей» (1872).

Ему принадлежит теория так называемого «прирожденного преступника», согласно которой преступниками не становятся, а рождаются. Ломброзо объявил преступление естественным явлением, подобным рождению или смерти. Сопоставляя антропометрические данные преступников с тщательными сравнительными исследованиями их патологической анатомии, физиологии и психологии, Ломброзо выдвинул тезис о преступнике как особом антропологическом типе, развитый им затем в цельную теорию («Преступный человек», 1876). Он пришел к выводу, что преступник – это дегенерат, отставший в своем развитии от развития человечества. Он не может затормаживать свое преступное поведение, поэтому наилучшая стратегия общества в отношении такого «прирожденного преступника» – избавиться от него, лишая свободы или жизни.

Согласно Ломброзо, «преступный тип» отличается рядом врожденных особенностей атавистического характера, свидетельствующих об отставании в развитии и преступных наклонностях. Ученый разработал систему физических признаков («стигматов») и психических черт этого типа, которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Основными признаками такой личности ученый считал сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти, взгляд исподлобья и т.д., характерные, по его мнению, для "примитивного человека и животных". Наличие этих признаков позволяет идентифицировать потенциального преступника еще до совершения им преступления. Ввиду этого Ломброзо высказывался за привлечение в число судей врачей, антропологов и социологов и требовал, чтобы вопрос о виновности был заменен вопросом о социальной вредности.

Сейчас подобные измерения проводятся в большинстве стран мира, и не только для армии и спецслужб: знание антропометрии необходимо, например, для изучения рынков рабочей силы и конструирования сугубо гражданских объектов и вещей.

Что же касается «взгляда исподлобья», то Чезаре Ломброзо ошибся, считая его присущим в основном преступникам и дегенератам. На самом деле это – одна из наиболее древних и простых мимических реакций, одинаково доступная многим людям в соответствующей обстановке.

Главнейшим недостатком этой теории Ломброзо являлось то, что она игнорировала социальные факторы преступности.

Быстрое и широкое распространение теории Ломброзо и особенно крайние выводы, которые нередко из нее делали, вызвали острую и доказательную критику. Ломброзо пришлось смягчить свою позицию. В более поздних трудах он относит к врожденному антропологическому типу лишь 40% преступников, которых он называет «дикарями, живущими в цивилизованном обществе». Ломброзо признает важную роль ненаследственных – психопатологических и социологических причин преступности. Это дало основание называть теорию Ломброзо биосоциологической.

В конце XIX в. на международных конгрессах по уголовной антропологии теория антропологической преступности была признана в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо основывались на том, что преступление – это условное юридическое понятие, меняющее свое содержание в зависимости от условий, места и времени.

Несмотря на это, идеи Ломброзо положили начало различным биосоциальным теориям в криминологии, которые отчасти нашли применение в криминологической практике. Они оказали влияние на создание морфологической теории темперамента Э. Кречмера.

Ломброзо принадлежит также работа «Гениальность и помешательство» (1895). В ней ученый выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Автор писал, что сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении просто поражает. Они одинаково реагируют на атмосферные явления, а расовая принадлежность и наследственность одинаково сказываются на их рождении. Множество гениев страдало умопомешательством: Ампер, Конт, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Шопенгауэр, целый ряд артистов и художников. С другой стороны, между сумасшедшими можно привести немало примеров гениев, поэтов, юмористов и др. В приложении к своей книге Ломброзо привел образцы литературных произведений помешанных, графомановпреступников, а также описал аномалии черепа у великих людей.

Наиболее ценную часть научного наследия Ломброзо составляют исследования по социологии политической преступности – Политическая преступность и революция (Il delitto politico e le rivoluzioni, 1890), Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк (Gli anarchici. Studio di psicologia e sociologia criminale, 1895). Феномен политической преступности, распространенной в Италии на рубеже XIX и XX вв. в форме анархистского терроризма, Ломброзо исследовал под углом зрения индивидуального сознания политического преступника – личности, жертвенно преданной утопическому идеалу социальной справедливости. Природу этого социального поведения, движимого идеями политического вандализма, Ломброзо убедительно объяснял кризисом парламентской демократии в Италии, коррупцией политиков, обесцениванием идеалов социальной справедливости.

Другими знаменитыми работами Ломброзо стали книги о любви у психически больных («Любовь у помешанных»), о преступности среди женщин («Женщина-преступница и проститутка»).

Чезаре Ломброзо впервые в мире стал применять достижения физиологии для выявления обмана. В 1980-х годах он начал измерять пульс и давление крови у подозреваемых во время их допроса следователями. Он утверждал, что может без труда определить, когда подозреваемые лгут. Результаты его исследований свидетельствовали, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но и, что не менее важно, способствовать установлению невиновности подозреваемого.

В 1895 г. Ломброзо впервые опубликовал результаты использования примитивных лабораторных приборов при допросе преступников. В одном из описанных им случаев криминалист, обследуя подозреваемого в убийстве человека с помощью «плетизмографа», зафиксировал незначительные изменения в его пульсе, когда тот делал в уме математические вычисления, и не обнаружил у него «никаких внезапных изменений», когда подозреваемому предъявлялись изображения израненных детей, в том числе – фотография убитой девочки. Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый непричастен к убийству, и результаты расследования убедительно доказали правоту криминалиста. Описанный случай был, по-видимому, первым зафиксированным в литературе примером применения «детектора лжи», который завершился оправдательным результатом. Это означало, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но – что не менее важно – способствовать установлению невиновности подозреваемого.

Криминологические идеи Ломброзо завоевали широкую известность в России. Они представлены многочисленными как прижизненными, так и посмертными русскими изданиями его научных сочинений. В 1897 Ломброзо, участвовавшему в съезде русских врачей, был оказан восторженный прием в России. В мемуарах, посвященных российскому эпизоду своей биографии, Ломброзо отразил типичное для современных ему итальянских левых резко негативное видение общественного уклада России, который сурово осуждался им за полицейский произвол («подавление мысли, совести и характера личности») и авторитарные методы реализации власти.

В советской период был широко распространен термин «ломброзианство» для обозначения антропологической школы уголовного права – одного из направлений в буржуазной теории права (согласно критериям классового подхода). Особой критике подвергалось учение Ломброзо о прирожденном преступнике. По мнению советских юристов оно противоречило принципу законности в борьбе с преступностью, имело антинародную и реакционную направленность, поскольку осуждало революционные действия эксплуатируемых масс. При таком заведомо предвзятом, идеологизированном подходе без внимания оставались заслуги Ломброзо в исследовании первопричин экстремистских, протестных форм социальной борьбы, находивших свое выражение в политическом терроризме, а в более общем плане – в политической преступности.

Несмотря на справедливую критику и ошибочность некоторых положений своей теории, Чезаре Ломброзо - выдающийся ученый, ставший одним из пионеров внедрения объективных методов в правовую науку. Его труды сыграли важную роль в развитии криминологии и юридической психологии.

Основные работы в области юридической психологии (на русском языке):

Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк, 1895;

Женщина-преступница и проститутка, 1902;

Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке, 1906;

Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике, 1892;

Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения, 1876;

Психология доказательств в судебном процессе, 1905.



Просмотров