Кто такой сергий радонежский и почему его так любят на руси. Сергиев посад

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. Понимал он эти идеи по-своему. В частности, он отверг мысль, что только иноки войдут в царство Божее. «Спасуться все добрые», - учил Сергий. Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России. Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого - мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж - город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.


Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его — яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны — в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину — дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) — день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.

Напомним, что в 2018 году Сергиев Посад стал победителем федерального конкурса и получил многомиллионный грант на благоустройство Левонадпрудной улицы. Проект первой очереди благоустройства территории подготовила местная специализированная компания «Графит», он успешно прошел все необходимые экспертизы.

«Маршрут представляет пешеходную зону, соединяющую музей игрушки

и Келарскую набережную, что увеличивает пропускную способность как музея, так самой набережной. Маршрут разбит на два этапа. Первый – это лестница, по которой можно подняться наверх- до смотровой площадки, с которой будет открываться впечатляющий вид на лавру. Предусмотрено, что ей смогут пользоваться и маломобильные группы граждан. Длина подъема, за счет перепада высот, составляет почти сто метров, его ширина позволит разъезжаться двум детским коляскам», — сообщил представитель компании-проектировщика Андрей Каримов.

Территорию Левонадпрудной осветят: проектировщики использовали три вида различных светильников, в том числе и ландшафтную подсветку. Горка для зимних массовых катаний останется на прежнем месте, а вот детская площадка будет несколько расширена. Асфальт заменят на шлифованный бетон. Как сообщил Андрей Каримов, старые деревья сохранят, но к ним добавятся новые зеленые насаждения. По требованию главного управления региональной безопасности, пешеходный маршрут будет оборудован пятью камерами видеонаблюдения, также на Левонадпрудной появится Wi-Fi. Стоимость проекта оценивается в 50 млн. рублей.






Сотрудники ОГИБДД УМВД России по Сергиево-Посадскому району провели акцию «Цветы для автоледи».

Цель мероприятия – поздравить женщин-водителей с праздником 8 марта и напомнить правила дорожного движения.

Инспекторы дорожно-патрульной службы останавливали транспортные средства, которыми управляли автолюбительницы, дарили им букеты тюльпанов и открытки с пожеланиями счастья и удачи на дорогах. Правоохранители также напоминали о безопасности на дороге.

Представительницы прекрасного пола поблагодарили полицейских за приятную неожиданность и обещали не нарушать Правила дорожного движения.






Московская областная Дума приняла закон о преобразовании Сергиево-Посадского муниципального района в городской округ.

Как сообщается на сайте Московской областной Думы, будут объединены территории городских поселений Краснозаводск , Пересвет, Сергиев Посад , Скоропусковский , Хотьково , сельских поселений Березняковское , Васильевское , Лозовское , Реммаш , Селковское , Шеметовское . Прекращается статус муниципального образования городского поселения Богородское .

Городской округ с объединённым бюджетом начнёт работать с 1 января 2020 года.






Сейчас идет Масленичная неделя. Это переход из зимы на весну. Каждый день имеет свое особое обрядовое значение. Понедельник-это “встреча”. В понедельник делали соломенную куклу и пекли первые блины. Вторник-”заигрыш”. В этот день знакомили неженатых друзей. Среда- ”лакомка”. Так что сегодня прямая дорога к теще на блины. Четверг- “разгул”. Девушки угощали блинами понравившихся молодых людей. Пятница-”тещины вечерки”. Чем лучше угостят в пятницу тещу, тем реже она будет приходить в гости! Всем зятьям -на заметку! Суббота-золовкины посиделки! В этот день навещали сестёр мужа, а они старались поразить родственников своим кулинарным мастерством. Воскресенье- проводы Масленицы. До обеда водили последние хороводы вокруг соломенного чучела. После чего его сжигали. Второе название Масленицы-Прощенное воскресенье. Считается, что в этот день надо просить прощение у близких.


Ну, а всех-всех-всех, кто хочет сделать проводы Масленицы интересными и запоминающимися, ждут в Торговых рядах 10 марта.







В Год Театра в России Сергиево-Посадский музей-заповедник представляет выставочный проект «Театр по обе стороны кулис».

6 марта по 19 мая 2019 года Сергиево-Посадский музей-заповедник и Музей-усадьба Останкино представляет совместный проект - выставку «Магия старинного театра».

Магия театра создаётся искусством архитектора и театрального художника, создающего декорации, бутафорию и сценические костюмы, драматурга, актёров и музыкантов.

Музеем-усадьбой Останкино предоставлен основной комплекс экспонатов конца XVIII - начала ХХ вв., который дополнен отдельными значительными произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, в том числе подлинным эскизом декорации К.А. Коровина к опере «Садко».

Мир старинного театра «оживет» благодаря разнообразным экспонатам: портретам, эскизам декораций, чертежам театральных зданий и редчайшим предметам старой бутафории, фрагментам сценических костюмов и др.

Выставка расскажет о частных российских театрах и прежде всего, о периоде расцвета лучшего крепостного театра России – Останкинского театра графа Н.П. Шереметева, представит редчайшие предметы бутафории частного (дворянского) театра С.С. Апраксина, фрагменты костюмов начала ХХ в. из спектаклей Оперы Зимина.

Посетитель выставки узнает о магии старинного спектакля с его зрелищностью, совершенной театральной машинерией не только на примере графических материалов, но и «живой машины», создающей шумовой сценический эффект – «машины грома».

Поскольку старинный отечественный театр был в основном музыкальным, особый интерес на выставке представляет уникальный подлинный музыкальный инструмент начала ХIX в. – виолончель работы «русского Страдивари» Ивана Батова.

На выставке можно будет увидеть и «персоны» - портреты графа Н.П. Шереметева и его лучших актрис Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и Татьяны Шлыковой-Гранатовой.

Дополняют экспозицию произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства с модными на протяжении всего XIX столетия театральными сюжетами: предметы фарфора лучших европейских и российских заводов, каслинское чугунное литье, вышивки бисером, веера, картины, гравюры.

Более 100 экспонатов представлено на выставке, многие из которых - это застывшая история, замершие мгновения жизни спектакля.

В рамках проекта «Театр по обе стороны кулис» будет представлена и тема провинциального театра XX века, посвященная страницам театральной истории Сергиева Посада, с которой предстоит познакомиться на выставке «Любите ли вы театр?» - эта выставка откроется 13 марта 2019 г. в 14.00 в Краеведческом корпусе музея (Овражный пер.,9а).





Март – месяц неоднозначный: погода сейчас заставляет нас чувствовать себя не в своей тарелке. Доколе это будет продолжаться? Посмотрим, что говорят синоптики.

Эта неделя в плане погоды будет пробовать себя в различных амплуа. Во вторник столбик термометра начнет ползти вверх и достигнет отметки +4, ночью температура воздуха опустится до -2. А вот в среду ожидается нечто невероятное: с +1 днем похолодает до -12 ночью. Подозреваем, что метеозависимые прочувствуют на себе это сполна. В четверг снова начнет теплеть, ожидается до -2 днем. В пятницу температура снова пойдет в плюс: столбик термометра затормозится на +4 и днем, и ночью. Оттепель продлится и в субботу, ожидается от +2 до +5.





Со 2 по 8 января на «Дороге к храму» пройдёт бесплатный театральный уличный фестиваль. Ф естиваль объединит тысячи жителей Сергиево-Посадского района и подарит настоящее чудо под необъятным куполом Рождества. Интерактивные программы, новогодние фотозоны и празднично украшенная «Дорога к храму» сохранят прекрасные моменты новогодних каникул!



Впервые фестиваль уличных театров «Под куполом волшебства» порадует жителей нашего района! Ежедневно со 2 по 8 января на пешеходной зоне «Дорога к храму» жителей и гостей города ждет насыщенная программа. Незабываемые шоу со спецэффектами покажут театры светового перформанса «Светлые лица» (г. Москва), авторский театр «Эскизы в пространстве» (г. Москва) и «Театральный ковчег» (г. Сергиев Посад). Следите за афишей, присоединяйтесь к празднику и будьте уверены, чудеса случаются!

Программа фестиваля:







Больше трети россиян попросили бы у Деда Мороза в подарок на Новый год здоровья себе и свои близким. Чаще всего такой подарок хотели бы получить люди в возрасте от 60 лет и старше.

Предновогодние ожидания опубликовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Второе место в «списке желаний» - мир во всем мире. Его «получить» хотел бы каждый десятый из числа опрошенных. Примерно столько же россиян попросили бы у Деда Мороза денег и материального благополучия.

Еще у Деда Мороза наши сограждане хотели бы «получить» понижения цен на всё, благополучия в семье, путешествие для своей семьи в следующем году, а также закрыть все кредиты.






В Подмосковье в конце уходящего года ожидается значительное потепление. По прогнозам синоптиков, столбики термометров не опустятся ниже минус 5 градусов. А вот атмосферное давление, напротив, понизится до 15 мм ртутного столба.



«Погода в новогоднюю ночь будет лучше, чем в прошлую новогоднюю ночь», — заявил журналистам научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

В начале следующей недели к столице будет направляться атмосферный фронт с северо-запада. С первым днём 2019 года этот атмосферный фронт будет проходить непосредственно через Москву, температура не изменится, ночью около — 10, днем от — 3 до — 8 градусов, пишут Метеоновости.

Ранее в сюжете: В Москве с начала зимы выпало около полуметра снега

2 и 3 января ожидается снег, днём температура — 1.-6 градусов. 4 января Москва окажется во власти циклона: пройдёт обильный снег, температура понизится до — 4.-9 градусов.






Учёные выяснили, что посещение кино, музеев и театров ослабляет симптомы депрессии.


Для своего нового исследования психологи из Университетского колледжа Лондона использовали лонгитьюдное обследование взрослых жителей Великобритании ELSA (English Longitudinal Study of Ageing), которое велось на протяжении 10 лет. Дейзи Франкурт (Daisy Fancourt) и ее коллеги проанализировали данные в общей сложности по 2000 участникам обоих полов старше 50 лет.

В статье, опубликованной в журнале British Journal of Psychiatry, учёные сообщают, что даже умеренно интенсивная «культурная жизнь» — посещение кинотеатров, музеев и так далее — снижает риск развития депрессии на 32 процента, а если делать это хотя бы раз в месяц, то уже на 48 процентов.

По мнению психологов, причиной этого позитивного эффекта может быть целый ряд факторов, сопутствующих таким «выходам в свет»: встречи с друзьями и знакомыми, появление новых социальных связей, яркие положительные переживания, снижение чувства изоляции и одиночества. Всё это может благоприятно сказываться на снижении уровня кортизола — гормона, связанного с хроническими воспалительными процессами, который проявляет избыточную активность у страдающих депрессией.

Возможно также, что посещение культурных мероприятий прямо ведет к выработке дофамина, усиливающего позитивные эмоции. «Так же, как мы стараемся следовать рекомендации "не меньше пяти" фруктов и овощей в день, — говорит Дейзи Франкурт, — следует ввести в расписание регулярные посещения культурных событий, которые поддержат здоровое состояние и старение».






Всех жителей и гостей Сергиева Посада и района 5 января 2019 года приглашают в городской парк «Скитские пруды» на рыболовный фестиваль « Мормышка ».


Администрация Сергиево-Посадского муниципального района приглашает всех желающих принять участие в фестивале и показать свои навыки.

Участником праздника-фестиваля может стать любой желающий (граждане РФ, иностранные граждане), подавший заявку на участие. Участники соревнований, возрастом до 14 лет допускаются к соревнованиям в сопровождении ответственных лиц.

Основными местом ловли на фестивале «Мормышка» является средний Скитский пруд. Зона ловли заранее подготовлена организаторами фестиваля и обозначена сигнальными лентами. Места ловли определяются участниками самостоятельно, непосредственно в процессе ловли. Расстояние между участниками в процессе ловли не должно быть менее 5 метров друг от друга. Либо должно обговариваться участниками отдельно, если расстояние меньше указанного в правилах.

Ловля осуществляется на одну зимнюю удочку. Ловля рыбы производится на мормышку. Длина мормышки не более 15 мм. Крючок впаянный, размер крючка не более №8 по международной классификации, допускается оснащение бисером. Насадки животные, растительные, кроме живых, мёртвых и искусственных рыб, их частей, икры и муравьиных яиц. Прикормка без стационарных кормушек. Во время соревнований разрешено использовать не более 2 флажков, либо других опознавательных знаков, для обозначения занятости лунок. Лунки, не обозначенные флажками, либо иными опознавательными знаками, считаются свободными.

После сигнала «Старт» можно сверлить неограниченное количество лунок. К ловле приравнивается любое использование лунок, включая сверление и прикармливание.

Не разрешается оставлять в воде удочки с мормышками. Количество запасных удочек не ограничено. Буры должны находиться в вертикальном положении, ножами вниз (забурены в лёд). До начала соревнований (команды "Вход в зону") ножи у буров должны быть зачехлены.

Не запрещается гостям фестиваля давать советы конкурсантам.

Победители фестиваля награждаются памятными подарками и дипломами.

Регистрация на соревнования открывается в 9:00. Открытие фестиваля 5 января 2018 года в 11:00 в Городском парке «Скитские пруды».






Администрация Сергиево-Посадского района определила перечень площадок, где использование пиротехнического оборудования будет наиболее безопасным. Всего их на территории района будет 13 в разных поселениях.



Перечень площадок:

1. г. Сергиев Посад, Новоугличское шоссе, 62а (парковка возле поликлиники РБ);
2. г. Сергиев Посад, ул. Глинки, 207 (поле за ЖК «Гранд Парк»)
3. г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 95 (парковка ЖК «Виктория Парк»);
4. г. Сергиев Посад, ул. Центральная, 58 (площадка перед ОДЦ «Октябрь»);
5. г. Сергиев Посад, ул. Андрея Рублева (площадка перед ЖК «Троицкая слобода»);
6. г. Сергиев Посад, мкр. Семхоз, ул. Парковая (парковка перед КПЦ «Дубрава»);
7. п. Загорские дали, стадион;
8. п. Богородское, площадь у д.31а;
9. п. Мостовик, футбольное поле;
10. с. Васильевское, футбольное поле;
11. г. Краснозаводск, ул. Горького, 11;
12. г. Краснозаводск, ул. Театральная (парк за памятником);
13. г. Краснозаводск, поле между д. 3 по ул. 50-летия Октября и д. 9 по улице 40 лет Победы.

Начальник отдела по участию, предупреждению и ликвидации ЧС и решению вопросов ГО Дмитрий Сафонов ещё раз напомнил о правилах противопожарной безопасности: «Просим всех жителей быть предельно внимательными с пиротехникой, электрическим и печным оборудованием, особенно в деревенских домах, с открытым огнём. Особое внимание исправности приборов, перегрузки сети быть не должно, нужно соизмерять возможности «тройников». Также напоминаем о полезности автономных противопожарных датчиков, это может спасти жизнь».

Все 13 площадок для организованного запуска пиротехники находятся на достаточном отдалении от жилых домов. Отдел ГО и ЧС администрации района предупреждает о недопустимости запуска салютов и фейерверков в зоне плотной жилой застройки.






Американские ученые считают, что именно домашний плющ борется с канцерогенами в воздухе.


Исследователи из Университета Вашингтона в США доказали, что обыкновенный комнатный плющ является лучшим растением, которое эффективно очищает воздух от таких канцерогенов как хлороформ и бензол. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Environmental Science & Technology, данное растение вырабатывает белок, называемый 2E1, который превращается в молекулы и удаляет из воздуха опасные вещества, тем самым предотвращает развитие рака в организме человека.

По словам доктора Стюарта Странда, домашние растения пропускают воздух через свои листья, как вентилятор, и полноценно очищают его. В настоящее время команда ученых работает над модификацией растения, которое в будущем сможет расщеплять другие опасные молекулы в воздухе.






Сотрудниками МВД России в Сергиевом Посаде задержаны двое подозреваемых в мошенничестве.



«Сотрудниками ГУУР МВД России совместно с оперативниками ОМВД России по району Нагатино-Садовники города Москвы задержаны двое жителей Подмосковья, подозреваемые в мошенничестве», - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Ранее в полицию обратился представитель кредитно-финансового учреждения, который сообщил, что по результатам внутренней проверки выявлено хищение с расчетного счета умершей пенсионерки 2 миллионов рублей. Злоумышленник воспользовался доверенностью от её имени.

По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ.

«В результате оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками полиции на территории Московской области задержаны 36-летний мужчина и его 44-летняя сообщница, подозреваемые в противоправном деянии. В ходе обыска у них обнаружены документы, банковские квитанции и мобильные телефоны, имеющие доказательное значение по уголовному делу», - добавила Ирина Волк.

В отношении мужчины судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, женщина находится под домашним арестом.

В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на установление и документирование дополнительных эпизодов противоправной деятельности задержанных.





«Яндекс» опубликовал подборку самых странных запросов пользователей в 2018 году. Результаты исследования опубликованы на сайте компании. Пользователей, в частности, интересовало «как правильно вести инстаграм кота», «сколько голов у Фёдора Смолова».


Как отмечается, исследования проводятся по информации различных сервисов «Яндекса», при этом чаще всего используются данные поиска. «Иногда попадаются на глаза запросы, которые нарочно не придумаешь: трогательные, смешные, парадоксальные», - отмечается в сообщении. Уточняется, что запросы исследования приводятся в том виде, в каком были заданы.

В уходящем году встречались такие запросы, как «нога акинфеева обои», «зинаид зидан», «мстители война без конечностей», «фото девушек древнего египта», «нога Ибрагимовича фото бесплатно голая».

Также пользователей интересовало «как правильно вести инстаграм кота», «сколько голов у Федора Смолова», «ровные места в Сочи для проживания», «куда сходить где нет людей», «как вернуть себе расположение кота», «как сделать как будто на снимке перелом», «как добраться от масложирокомбината до седьмого неба», «как посветить день коту чтобы ему понравилось», «как развеселить самую грустную собаку».

Пользователи задавали вопросы о том, «зачем человеку кот», «как нарисовать мимолетное виденье», «как отомстить мужчине рыбе», «ровно 4 это сколько» и «могу ли я пожалеть что завела чихуахуа».

Кроме того, в перечень странных запросов вошли: «кому молиться чтобы все успеть», «что можно сказать вместо ага», «к чему снится доктор наук», «почему мои проклятия не действуют» .







«Ростелеком» объявляет о начале приёма заявок на курс лекций о работе с данными для начинающих специалистов в области инженерии данных (data engineering) и управления данными (data governance) — «Ростелеком. DataTalks». Проект ориентирован на молодых специалистов и студентов последних курсов технических вузов.


Образовательная программа стартует 28 февраля 2019 года.

Поиск талантов «Ростелеком» осуществляет совместно со своими партнерами в сфере больших данных: компаниями Accenture, DIS Group, Human Factor Labs, Adastra, Qlik, ArenaData. По результатам успешного прохождения курса слушатели смогут присоединиться к команде «Ростелекома» или командам компаний-партнёров.

Первая программа состоит из 12 обзорных лекций, которые позволят аудитории познакомиться с инженерией данных и управлением данными, получить базовые навыки по методам построения хранилищ данных и инструментам, узнать про современные подходы к обработке больших данных, извлечению информации из большого объёма данных, научиться грамотно их использовать для того, чтобы помогать бизнесу.

Преподаватели курса расскажут о работе с мастер-данными: справочными и клиентскими, как и с помощью каких инструментов и процессов повысить качество данных в системах. Как выстроить процесс предоставления информационных сервисов (BI-отчетов, витрин данных) в большой компании, то есть, как наладить процесс от получения верхнеуровневых требований заказчика до получения готового сервиса.

Приём заявок продлится до конца февраля 2019 года. Обучение в рамках первого сегмента бесплатное. Курс начнется 28 февраля 2019 года и закончится 8 апреля 2019 года. Максимальное число участников — 100 человек.

Подать заявку, а также ознакомиться с условиями приема и образовательной программой курса можно на официальном сайте: Datatalks.rt.ru .






Федеральная налоговая служба (ФНС) и министерство спорта согласовали проект новой антитабачной концепции, в рамках которого планируется снизить потребление табака до 5% за 30 лет, после этого начнётся его вывод из легального оборота, передает ТАСС.


«Проект концепции согласовали ФНС и Минспорт. Документ допускает, что после 2050 года сигареты постепенно будут выведены из оборота в РФ», – говорится в сообщении.

Минздрав планирует снизить долю курящих россиян с 30,9% (показатель в 2016 году) до 5% в 2040–2050 годах.

Пока документ находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. Проектом новой стратегии запланировано снижение потребления табака на 0,5 процентных пункта ежегодно.






Депертамент здравоохранения Москвы рекомендует москвичам и жителям Подмосковья не объедаться мандаринами в новогодние праздники из-за возможной аллергической реакции. Также следует в умеренных количествах употреблять в пишу красную икру, а также шоколад и изделия из него.


Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила победитель профессионального конкурса «Специалист года» фестиваля «Формула жизни» 2018 г., заведующая Центром аллергологии и иммунологии больницы №52 департамента здравоохранения Москвы, врач аллерголог-иммунолог, кандидат медицинских наук Дарья Фомина.

«Что касается приятных спутников наступающих праздников — икра, мандарины и шоколад относятся к группе продуктов, которые могут быть истинными аллергенами. Они вызывают аллергический ответ у чувствительных пациентов, являясь причинами пищевой аллергии — съел всего лишь дольку мандарина, аллергическая реакция проявила себя зудом и высыпаниями. У людей, не страдающих аллергией, реакция на эти продукты будет зависеть от количества съеденного. Причем выраженность и время проявления первых признаков такой псевдоаллергии зависят от количества: чем больше съел, тем сильнее реакция. Очевидное решение проблемы в этом случае: не стоит злоупотреблять мандаринами, красной икрой и шоколадом, знайте меру во всем», — сказала Д.Фомина.

Она добавила, что в случае появления симптомов можно принять антигистаминный препарат, а затем при первой возможности лучше отправиться на приём к врачу аллергологу-иммунологу, поскольку аллергическая реакция может быть затяжной или двухфазной и через некоторое время дать о себе знать еще более яркими симптомами. Она подчеркнула, что приступ анафилаксии требует незамедлительного вызова «скорой помощи».

«Но если совладать с желаниями в атмосфере безудержного веселья все же не удалось, будьте внимательны к тревожным сигналам своего организма. Наиболее тяжелая системная реакция – анафилаксия – требует экстренной помощи, здесь помогут только квалифицированные действия бригады «скорой помощи», — пояснила Д.Фомина.





Есть самые сокровенные, дорогие для каждого из нас имена святых, к которым мы обращаемся в горе и радости, в надеждах и чаяниях. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их житие, словно путеводная звезда, руководствует нас на пути к Небу. принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых.

3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. С этого дня прошло ровно 700 лет.

Коротко скажем, что день рождения святого Сергия высчитан условно. В Житии святого Сергия, написанном его учеником Епифанием Премудрым, сказано: «На сороковой день после рождения ребенка родители принесли его в церковь Божию. Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем». По традиции того времени, имя давалось ребенку в честь святого, в день которого совершалось Крещение. Но память апостола Варфоломея совершается трижды в году. Согласно преданию, Сергия Радонежского крестили в день памяти апостола Варфоломея, совершаемой 11 июня (24 июня по новому стилю). Отсчитав 40 дней назад, получаем как раз 3 мая по юлианскому календарю. И хотя день высчитывается условно, это никак не затемняет сам факт: 700 лет назад Господь Бог даровал нам молитвенника, который занимает в ряду святых Русской Церкви одно из ключевых мест.

Только он носит имя Игумена земли Русской, потому что преподобный Сергий значим не для какой-то отдельной местности, а для всей Руси. Вспомним, что игумен - настоятель монастыря, который заботится о его духовном устроении, а преподобный Сергий - духовный наставник для всей Русской земли.

Ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно».

Есть предание о том, как преподобный Сергий явился старцу Алексию Зосимовскому. В 1919 году совершалось неслыханное на Руси дело - повсеместно вскрывались мощи святых. Это делалось безбожной властью как поругание над святынями Церкви. Вскрыты были и мощи преподобного Сергия. Много скорбел об этом старец Алексий Зосимовский, недоумевая, почему Господь попускает сему. Однажды вечером, когда он стал на молитву, ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно». На третий день преподобный Сергий снова явился ему с ответом: «Когда весь русский народ терпит такие скорби, то должен и я вместе с ним потерпеть какую-то скорбь».

Сострадание и бескорыстная помощь до полного самозабвения - вот что всегда отличало святого Сергия как при его земной жизни, так и по переходе в вечность. Вот почему преподобный Сергий еще называется великим печальником земли Русской. Всякая печаль простых людей находила отклик в душе преподобного и возносилась вместе с его молитвой к Престолу Божию, чтобы там, у Небесного Отца, найти свое разрешение.

Преподобный Сергий - святой, близкий простому народу. Он не был богословом, знаменитым оратором или высокоученым писателем, поражающим умы читателей или слушателей глубиной своей мысли. Сама учеба поначалу давалась ему крайне тяжело. Смиренно нес он свой ежедневный труд, как и каждый простой человек. Выстраивая сени к чужой келье и получая плесневелый хлеб, преподобный Сергий разделял тем самым долю простого народа. Он был с народом, и потому народ тянулся к нему.

Самая особенность русского монашества, образец и достойный пример которого явил преподобный Сергий, заключалась в том, что наше монашество не замыкалось на своем уединенном подвиге, но любовь к Богу сопровождалась любовью и необыкновенным милосердием к ближним. Введя в обители общежительный устав, святой Сергий заповедал «давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим», объясняя, что от исполнения этого христианского долга зависит будущее процветание обители. За всем милосердием времен Сергия, да и всех последующих времен, стоит простота и открытость души самого преподобного Сергия, максимально возможная для человека жертвенность и самоотдача.

Это сострадание святого людям любого рода и звания и делает его близким нам. Если бы нам представилась возможность наблюдать, какие люди на протяжении вот уже семи столетий шли к преподобному Сергию, то мы увидели бы одну и ту же картину. Богатые и бедные, образованные и безграмотные, высокопоставленные и простые - вступали в стены Троицкой обители, чтобы поведать преподобному Сергию свои сокровенные чаяния, беды и горести, надежды и молитвенно, от глубин самого сердца воздохнуть пред святыми мощами Игумена земли Русской. Такие люди приходили к нему еще и при его жизни, стекаясь с разных сторон, и, будь то князь, боярин, воин или простой крестьянин, все тянулись к смиренному Сергию, зная, что через него Бог услышит их просьбу, непременно поможет, распутает узелок жизненных проблем, благословит на предстоящее дело.

До сих пор русский человек ищет старца, жаждет излить пред ним свои беды, получить их разрешение, и как же скорбит русская душа от отсутствия старца. Преподобный Сергий был тот подлинный старец, который прозревал волю Божию о человеке. Он видел и знал, что Господь уготовил именно этой конкретной душе, а собственная близость Богу позволяла испрашивать у Небесного Отца необходимую для человека помощь.

По словам его ученика Епифания Премудрого, авва Сергий «для всех притекающих к нему был как бы источником благопотребным… Многие приходили к нему, не только ближние, но и издалече, из дальних городов и стран, чтобы только взглянуть на него и услышать от него слово, и все получали великую пользу и спасение души от назидательных его дел… Многих он научил своим душеспасительным словом и заставил их обратиться с покаянием к Богу», он был «для грешников - верный поручитель», возрождавший их от греха к добродетели.

Но преподобный Сергий не только был, он есть, он остается с нами. Всякая страдающая душа, от самого сердца изливающая вместе с горькими слезами свои просьбы, надежды и горести, услышана преподобным Сергием. До сих пор преподобный Сергий остается для приходящих к нему тем же, чем был для приходящих к нему во время своей земной жизни.

Где-то почитается святой, где-то святой с учениками. А в отношении преподобного Сергия почитаются ученики его учеников. Это значит, что он смог заложить духовную традицию: огонек его личной веры, духовной жизни возжег новые огоньки, которые прошли сквозь века вплоть до нашего времени. И потому само видение, данное преподобному Сергию о множестве разноцветных птиц как множестве учеников с различными духовными дарованиями, уже наглядно исполнилось чудным Божественным Промыслом.

Вспомним это видение: «Однажды глубоким вечером святой совершал свое правило и молился за братию, чтобы Господь помог им в ежедневных трудах и подвигах. Когда он молился так, вдруг раздался голос, зовущий: “Сергий!” Преподобный удивился необычному в ночной тишине зову и, сотворив молитву, открыл оконце келлии, желая увидеть говорящего. Внезапно появилось чудное видение: с неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: “Сергий! Ты молишься о своих духовных детях - Господь принял твою молитву. Смотри внимательно, и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя ”. И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него. И опять послышался голос: “Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам”».

В течение столетия возникло до 150 новых монастырей, сам Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей.

Как именно умножались ученики преподобного, история сохранила нам интересные данные. Вроде бы сухая статистика, но она свидетельствует о возрождении, начавшемся с преподобного Сергия. За первые 100 лет от начала монголо-татарского ига до того момента, как к преподобному Сергию стали собираться ученики, то есть с 1240 по 1340 год, на всей Руси возникло всего около 30 новых монастырей, при этом Церковь Русская практически не знала новых святых иноков - преподобных. Начиная же с момента собирания учеников преподобным Сергием и далее на протяжении столетия картина совершенно меняется. Возникло до 150 новых монастырей, сам Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей, давших, в свою очередь, 40 других, а из монастыря преподобного вышло около 100 монахов, прославленных Церковью в лике святых. Большинство святых XIV и начала XV века были либо учениками, либо «собеседниками», то есть испытавшими духовное влияние, преподобного Сергия.

А вот еще яркая черта исторической роли преподобного Сергия. Именно он самым решительным образом способствовал ниспровержению многолетнего монгольского ига. Казалось бы, что мог дать родной земле, порабощенной иноверным захватчиком, смиренный монах, в заплатанной одежде трудившийся в лесной трущобе? Как мог он способствовать освобождению отчизны, не беря в руки меча и не занимаясь политикой? Но если мы вспомним, что поражению Руси способствовали бесконечные розни князей и всеобщее ослабление духа, то увидим подвиг святого Сергия в совершенно новом ключе.

Конечно, Русь совершила великое дело, ценой собственного ига заслонив Европу от монголо-татар. Но военно-политические потрясения были еще и страшным ударом по душевному равновесию русских людей. Человек терял ориентиры, угасал творчески, постоянно ожидал новых нападений со стороны дикой орды и заботился только о хлебе насущном. Ко времени рождения преподобного русский человек со страхом смотрел в сторону степи великой орды, малых детей пугали именами захватчиков и редкий уже человек на Руси надеялся на возрождение Родины, думая больше о собственном комфорте.

В этих условиях требовался очень выдающийся пример возвышения над всеми земными скорбями, над потребностями в хлебе насущном, чтобы явить в себе бескомпромиссное служение Богу и Родине. Чтобы пройти этот духовный путь возвышения, необходимо полное отречение от мира, выход из него. Этот путь прошел святой Сергий Радонежский. Духовно-нравственная бодрость и крепость - вот чего так не хватало русскому человеку XIV века и что смог вдохнуть в души людей преподобный Сергий.

Когда закваска положена в тесто, то она уже начинает процесс изменения, постепенно захватывающий всё тесто. Поэтому сомнение и вопрос князя Димитрия: «Противостоять ли мне лютому врагу?» - мог быть разрешен только преподобным Сергием. Кто победил более лютого врага - диавола, тот вдохнет нравственные силы и для победы над врагом родного Отечества. Если сказать обобщенно, то в преподобном Сергии Радонежском соединились необыкновенная внутренняя сила духа и глубокое смирение.

Из его жития известно, что он никогда не добивался первенства, не искал известности и славы и, даже совершая удивительные чудеса, старался скрыть их от людской молвы. Он и в чудотворении был до конца верен смиренной кротости, которой следовал всю жизнь.

Так, источник из земли он извел молитвой только вследствие ропота братии на отсутствие питьевой воды и запретил называть этот источник Сергиевым: «Чтобы я никогда не слышал, как вы называете этот ключ моим именем, потому что не я дал вам воду, но Господь даровал ее нам, недостойным». К слову, место это с веками было утрачено и лишь предположительно вычисляется по ряду косвенных данных. Умершего отрока преподобный Сергий воскресил, убеждая при этом родителя, что мальчик всего лишь озяб по дороге и будто бы отец по ошибке принял его за мертвого: «Когда ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что он умер. В келлии он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил». Помогая людям, святой Сергий по своему смирению скрывал свои чудеса, и до сих пор чудесная помощь преподобного остается зачастую без широкой огласки.

В чем еще уникальность святого Сергия Радонежского в сонме святых Русской Церкви?

Преподобный Сергий - первый русский святой, которому Божия Матерь явилась не в видении, а непосредственно.

Преподобный Сергий - первый русский святой, которому явилась не в видении или тонком сне, а непосредственно. Это случилось, как предполагается, в 1388 году, за четыре года до кончины Преподобного. Празднуется это событие в Лавре ежегодно 24 августа по церковному календарю (6 сентября). Кроме того, в честь этого явления каждую пятницу вечером в Троицком соборе совершается служба с акафистом Пресвятой Богородице.

Совершилось это знаменательное событие так. Поздно вечером в пятницу после усердного моления Пресвятой Богородице святой Сергий сел отдохнуть и вдруг сказал присутствовавшему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Внезапно послышался голос: «Се Пречистая грядет!» Преподобный вышел в сени, и его осиял свет ярче солнечного. Он увидел Божию Матерь в необыкновенном сиянии. С Ней были апостолы Петр и Иоанн. Преподобный пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась его Своими руками и произнесла: «Не бойся, избранниче Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу Я не покину это место и буду неоскудно подавать всё необходимое, сохранять и покрывать его».

Матерь Божия обещала, что будет неотлучна от обители преподобного Сергия. Значит, и Лавра - тоже один из уделов Божией Матери. Вот почему все, кто связал свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой, чувствуют себя под благодатным покровом. Это место освящено стопами Пресвятой Богородицы, и Ее присутствие и участие здесь очень чувствуются.

Как известно, вся жизнь преподобного прошла под знаком служения Пресвятой Троице. Это, конечно, было предзнаменовано до рождения чудесным троекратным возглашением во чреве матери во время Литургии (перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и с возгласом священника «Святая святым»). Иерей, крестивший святого в младенчестве, предвозвещает: «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». То же предсказание повторяет старец-монах, отверзший ум отроку Варфоломею. И вот вместе с братом Стефаном преподобный Сергий посвящает самый первый храм Пресвятой Троице. Именно после этого на Руси стали воздвигаться монастыри и храмы в честь Троицы по примеру обители Сергия. Не случайно и знаменитая икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева была написана здесь, как гласит древнее предание, «в честь и похвалу преподобного Сергия».

В чем же был смысл такого всецелого посвящения Троице? Мы исповедуем, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. Троица являет Собой абсолютное Божественное единство. А в XIV веке на Руси царили взаимные разделения, не хватало единства, и потому не было сил преодолеть общественные потрясения. Епифаний Премудрый пишет, что авва Сергий посвятил свой храм Троице, дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. То есть для русского человека храм, посвященный Троице, становился символом единения, братства и через это внутреннего укрепления.

Впрочем, за всем этим, конечно, стоял таинственный созерцательный подвиг преподобного, в котором его ум восшел к зрению Божественной тайны Троицы. Не случайно сам преподобный Сергий считается родоначальником созерцательного подвига на Руси. Это тот подвиг, посредством которого греческие отцы-исихасты, кстати, современники святого Сергия, восходили к созерцанию нетварного Божественного света. В житии преподобного мы видим ясные указания на явление ему этого премирного света.

Знакомясь с житиями святых, мы можем отметить, что древнерусские подвижники чаще имели видения темных сил. Страхования не обошли стороной и преподобного Сергия на начальном этапе его подвига. Но его духовное делание не ограничилось победой над вражьими искушениями. Преподобному Сергию является высшая небесная сила - в образах огня и света.

Небесный огонь был виден в алтаре во время Литургии при освящении преподобным Сергием Святых Даров. Благодатный огонь озарял весь алтарь и окружал священнодействующего Сергия. А когда преподобный готовился причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился, «как бы некая чудная пелена», и вошел внутрь святой Чаши. И преподобный Сергий причастился этого огня, как сказано в Троицком патерике, «неопально, как древле купина, неопально горевшая».

Ученики видели светоносного ангела сослужившим преподобному Сергию - «сияющего необычайным светом, в блистающих ризах». Как сказано в Троицком патерике, «сияние, исходившее от него, было ярче солнечного». При благословении преподобным Сергием ученика Исаакия на подвиг молчания Исаакий увидел «пламень, изшедший от руки его» и окруживший всего Исаакия. Необыкновенный свет явлен был преподобному и в видении множества птиц, и в явлении Божией Матери.

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский.

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский. С детства он стремился к безмолвию и созерцанию, жизнь его была посвящена Пресвятой Троице. В лице преподобного Сергия мы имеем первого русского святого, которого можно назвать тайнозрителем, носителем особо возвышенной духовной жизни.

Именно эта причастность святого Сергия Божественной благодати, близость к Престолу Живоначальной Троицы с всецелой, беззаветной близостью каждой скорбящей душе и привлекает к нему людей. Из Евангелия мы знаем, как во время Преображения Господа Иисуса Христа «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1-2). Так Спаситель явил Свою Божественную славу, явил Свой Божественный Свет - благодать. При этом апостол Петр, созерцавший на Фаворе славу Господа, приобщившийся к этой благодати, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17: 4). Божия благодать согревает и просвещает сердце, доставляет душе покой, радость, мир, блаженство. И если грехи опустошают душу, несут с собой холод смерти, то Божия благодать согревает духовным теплом, поэтому стяжание ее насыщает и радует сердце. Ничто земное не даст душе человека покоя, и чего бы человек ни достиг: богатства, славы, наслаждений, - всё это со временем приедается и уже не радует душу, потому что внутри души пустота. Только Божия благодать приносит искомое сердцем каждого человека счастье, подлинную радость и свет души. И когда кто-либо из людей обретает Божию благодать, то это чувствуют приходящие к нему другие люди, они так же, как и апостол Петр на , готовы воскликнуть: «Господи! хорошо нам здесь быть». Вот это сокровище было обильно у преподобного Сергия, это чувствовали все приходившие к нему, этим они укреплялись. А преподобный Сергий, как подлинный служитель Живоначальной Троицы, помогает обращающимся к нему до сих пор. Все, кто сердечно, с горячей надеждой и верой обращается к преподобному Сергию, несомненно ощутит его благодатную помощь.

Имя: Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович)

Возраст: 78 лет

Деятельность: иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей

Семейное положение: не был женат

Сергий Радонежский: биография

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.


Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством . Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.



Просмотров