Некоторые вопросы теории запретов в гражданском праве. Методы, способы, типы правового регулирования Способы изложения правовой нормы

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА - юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Например, в соответствии с нормами гражданского права не допускается односторонний отказ от исполнения .

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА" в других словарях:

    Запрещающие нормы права - нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения запрещенных законом действий. Такие нормы формулируются в виде запрета совершать какие либо действия. Предписания такого рода, как правило, начинаются словами: «запрещается» … Элементарные начала общей теории права

    ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА - юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких либо действий. Например, в соответствии с нормами гражданского права не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства … Юридическая энциклопедия

    НОРМЫ ПРАВА ЗАПРЕЩАЮЩИЕ - ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА … Юридическая энциклопедия

    - (см. ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Юридический словарь

    НОРМЫ ПРАВА - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. В… … Российская энциклопедия по охране труда

    нормы права запрещающие - юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких либо действий. Так, в соответствии с нормами гражданского права не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора … Большой юридический словарь

Т.Е. Комарова

Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2007, N 12

Некоторые вопросы теории запретов в гражданском праве

Дозволительный характер гражданскоправового регулирования не вызывает споров в юридической литературе, однако в нормах гражданского права немаловажное место занимают и запреты. Что представляют собой гражданскоправовые запреты? По каким критериям их можно классифицировать? Какие функции выполняют запреты в механизме гражданскоправового регулирования общественных отношений?

Понятие и юридическая природа *(1) запретов в теории права, в том числе теории гражданского права, до сих пор мало исследованы. В научной литературе неоднократно отмечалось, что вопрос о правовом механизме действия запретов не вполне ясен *(2), а по своему месту и функциям в структуре права они представляют собой сложные, многогранные, в определенном смысле загадочные юридические образования *(3).

Нельзя однозначно определить сущность запретов, их виды, функциональное назначение, роль и место в механизме правового регулирования общественных отношений. Обращение к проблеме запретов, функционирующих в сфере гражданского права, показывает, что проблема очень непроста. С одной стороны, в большинстве цивилистических исследований акцент смещен на дозволительный характер гражданскоправового регулирования общественных отношений, и запретам уделяется крайне мало внимания. С другой стороны, общетеоретические исследования правовых запретов основываются, как правило, на материалах не гражданского, а уголовного, административного, земельного и иных отраслей права, в силу чего многие выводы общего характера не выдерживают проверки на истинность при их приложении к гражданскоправовым явлениям *(4).

Многие проблемы, связанные с запретами, в особенности гражданскоправовыми, в течение длительного времени даже не рассматривались в юридической литературе. Вследствие этого ряд вопросов, в частности, о сущности, понятии, содержании, юридических свойствах, функциях правовых запретов, нормативном характере установления правовых запретов, связи с субъективными правами и обязанностями, классификации запретов, роли в механизме правового регулирования и др., остаются невыясненными.

Исследование юридической природы, специфических свойств правовых запретов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в связи с дальнейшим совершенствованием гражданского законодательства и практики его применения.

При исследовании общетеоретических проблем, связанных с запретами, прежде всего необходимо определиться с самим понятием "запрет". Как известно, ведущим способом регулирования общественных отношений в догосударственный период развития общества выступал запрет (система табу) как самый приемлемый и эффективный прием воздействия *(5).

В теории дореволюционного русского права под запретом понималась обязанность воздержаться от действия отрицательная обязанность *(6).

В русском дореволюционном гражданском праве "запрещение" являлось мерой предупреждения отчуждения заложенного недвижимого имущества *(7). Известны были как частные запрещения, налагаемые на определенные имения, так и общие запрещения, налагаемые на все принадлежащие известному лицу имения, где бы они ни находились. Современные юридические словари по непонятным причинам обходят молчанием данный термин *(8).

Понятие запрета используется также в философской литературе *(9).

Английскому праву известен термин negative covenant договорное условие о воздержании от действия. Оно возлагает на сторону обязанность воздержаться от совершения ряда действий, в особенности в сделках, связанных с недвижимостью. Также данное условие относится к обязанности заемщика перед заимодавцем не обременять или не передавать недвижимое имущество в течение действия срока договора займа *(10).

В английском праве существует и термин covenant not to compete обязательство не участвовать в конкуренции. Это условие договора, заключающееся в том, что сторона принимает на себя обязательство воздерживаться от ведения бизнеса и иной профессиональной деятельности, по природе сходной с той, которую проводит контрагент по договору. Подобного рода условия содержатся главным образом в договорах о товариществах или о продаже бизнеса *(11).



В научной литературе встречаются различные толкования термина "запрет". Так, под таковым понимается один из видов метода правового регулирования общественных отношений *(12).

Формой выражения запретов являются запрещающие нормы права. Юридические нормы как нормативные основания единые, формально фиксируемые критерии правомерного поведения определяют простор юридически допустимого и юридически защищенного поведения (дозволения) и пределы такого поведения (запреты) *(13). Одной из важных классификаций правовых норм является классификация их по способам воздействия на поведение людей или по характеру содержащихся в них предписаний (предоставление права, возложение обязанности, запрет). В силу данной классификации нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Данные виды норм относят к числу регулятивных, и едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих вариантов. Регулятивные нормы рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности участников правоотношений *(14).

Помимо регулятивных известны правоохранительные нормы, рассчитанные на неправомерное поведение и поэтому всегда содержащие указание на меры государственного принуждения.

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные и необходимые правила поведения, а правоохранительные санкции за их нарушение. Абсолютное большинство правовых норм относятся к регулятивным, поскольку право как нормативная система рассчитана прежде всего на правомерное поведение субъектов *(15).

Важно подчеркнуть, что обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений *(16).

Под запрещающими нормами понимаются нормы, устанавливающие запрещение действия *(17). Они закрепляют обязанность субъектов права воздержаться от совершения конкретных действий, от определенных вариантов поведения *(18). В запрещающих нормах формулируются составы правонарушений и санкции за их совершение.

В теории гражданского права под запретами подразумеваются государственновластные императивные требования воздерживаться от противоправных действий, причиняющие существенный вред интересам субъектов права *(19). Иными словами, запрет это государственновластное веление, указывающее на юридическую (а не фактическую) недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности *(20).

Юридическая природа запретов предопределяет невозможность совершения действий, наносящих ущерб интересам государства, юридическим и физическим лицам. Запрет выступает как властный императив, указывающий на недопустимость объективно возможного общественновредного действия (поведения) *(21). Правовые запреты выступают и как самостоятельная форма закрепления юридических обязанностей наряду с позитивным обязыванием, что обусловлено различием объективных целей, преследуемых законодателем в процессе регулирования общественных отношений *(22).

В теории права остается спорным вопрос о том, следует ли запретительные нормы выделять в качестве самостоятельного вида норм наряду с управомочивающими и обязывающими. По мнению ряда исследователей, такое выделение должно быть произведено в пределах не всей классификации правовых норм, а лишь в рамках, очерчиваемых понятием обязывающей нормы (запретительные нормы являются лишь одним из подвидов обязывающих норм) *(23). Ведь подавляющее большинство запретов функционируют в неразрывной связи с нормами, определяющими права и обязанности участников общественных отношений. Получается, что они как бы "включены" в уже существующие обязанности, в их определение, а дифференциация санкций за нарушение запретов имеет прежде всего позитивное значение *(24).

Приведем примеры понимания запретов в различных отраслях права. В теории советского уголовного права под запретом понимали обязанность воздержаться от совершения общественно опасного действия *(25). В современном административном праве под запретом понимается обусловленная социальной необходимостью форма и мера государственновластного общеобязательного веления, которая предупреждает об опасности совершения неправомерных действий и имеет своей целью предотвращение нежелательного поведения в сфере управленческих общественных отношений, которое может причинить ущерб государственным, общественным или личным интересам *(26). Как видим, запреты в первую очередь связаны с такими категориями права, как обязанность, императивность.

Касаясь проблемы классификации запретов, необходимо отметить, что целенаправленно она до сих пор не исследовалась, ее рассматривали лишь попутно *(27). Наш анализ показал, что все запреты целесообразно разделить на несколько групп.

Прежде всего, запреты можно рассматривать в широком смысле слова (имплицитный запрет) и узком смысле слова (эксплицитный запрет) *(28).

Под запретом в широком смысле слова понимается элемент любой правовой нормы, поскольку она обеспечена санкцией на случай ее нарушения, т.е. правовой запрет имплицитно выражен в любой норме. Запрет в узком смысле слова означает саму запрещающую норму. В обязывающих, а тем более в управомочивающих нормах запрет отступает на второй план, и его функции сводятся к определению границ правомерного поведения. Главными элементами в этих нормах являются юридическое дозволение (управомочивающие нормы) и позитивное обязывание (обязывающие нормы) *(29).

Можно привести примеры имплицитных запретов в гражданском законодательстве нормы ГК РФ, устанавливающие порядок реорганизации (ст. 5760) и ликвидации (ст. 6164) юридического лица. В этих нормах имплицитно выражен запрет, суть которого состоит в том, что всякий иной порядок реорганизации, ликвидации не допускается. Этот запрет словесно не сформулирован, но логически предполагается. Для того чтобы усилить гарантии прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, п. 1 ст. 63 ГК РФ устанавливает запрет: срок предъявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Таким образом, имплицитный запрет, касающийся недопустимости иного порядка реорганизации и ликвидации юридического лица, дополняется специальными нормами, в которых запрет выражен эксплицитно п. 1 ст. 63 ГК РФ.

С точки зрения А.Г. Братко, запреты имплицитно содержатся в нормах права, а обособляются только тогда, когда для этого есть достаточные основания, т.е. если сложилась определенная общественно вредная тенденция, проявляющаяся в необходимости вытеснить нежелательные антисоциальные явления с использованием нормзапретов *(30). Также в качестве довода в пользу того, что любая правовая норма содержит запрет, названный автор указывает на трехчленную структуру нормы, ибо если она имеет санкцию, значит она содержит и запрет *(31).

Данный подход к толкованию запретов был раскритикован в научной литературе. Имплицитный запрет это элемент содержания позитивной обязанности, но не элемент содержания нормы права: необходимо различать имплицитные запреты как элементы содержания позитивных гражданскоправовых обязанностей и запреты как самостоятельный способ закрепления обязанностей пассивного типа, как самостоятельную форму гражданскоправового регулирования общественных отношений *(32). По мнению С.С. Алексеева, подобная широкая трактовка запретов вряд ли имеет достаточные основания, так как запрещающие нормы права наряду с нормативными положениями об ответственности (в которых "спрятано запрещение") являются внешним выражением, формой объективации юридических запретов. И вне этих запрещающих предписаний и нормативных положений об ответственности юридических запретов нет. Таким образом, юридические запреты устанавливаются или непосредственно в текстах нормативных актов (в виде особого запрещающего предписания), или в виде охранительных нормативных положений, содержащих запрет в "скрытом" виде *(33). Н.Н. Рыбушкин полагает, что при таком подходе допускается смешение категориальных рядов правовых понятий. Запрет как средство правового регулирования используется законодателем только в запрещающих нормах права при формировании их диспозиций *(34).

Административно-правовые виды норм регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Значение и основные виды классификаций видов норм административного права

Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.

Основания

Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.

Систематизация правовых норм по предмету регулирования

Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные

Материальные – закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.

Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.

Процессуальные

Процессуальные – лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.

Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.

Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.

Предписание

Вторая распространенная типология основана на форме предписания.

Выделяются:

  • императивные
  • диспозитивные

Что означает императивность

Императивность означает обязывающий характер. Такие нормы не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.

Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.

Нормы, носящие рекомендательный характер , служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.

В зависимости от предмета регулирования

Выделяют:

  • обязывающие,
  • управомочивающие
  • запрещающие,
  • стимулирующие
  • рекомендательные нормы.

Обязывающие

Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.

Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.

В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной

Управомачивающие

Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.

Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.

Запретительные

Запретительные – предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.

Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.

Стимулирующие

Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.

По субъекту регулирования

Выделяют:

  • устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.

По подчиненности

Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.

Функции, обобщенность и пределы действия - основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.

Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.

Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.

Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.

В зависимости от функционального назначения

Можно выделить:

  • дефиниции,
  • декларации,
  • оперативные
  • коллизионные.

Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.

Декларативные – закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.

Оперативные – изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.

Так же не мало важно знать и понимать

По уровню обобщения

Можно выделить:

  • общие
  • специальные.

Общие

Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.

Юридическая структура состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая свя­зывает действия нормы с одним из нескольких перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция - содержит само правило поведения, соглас­но которому должны действовать участники правоотноше­ния. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (по книге) и простой, описательной, ссылочной, бланкетной(открытой) - (по тетради). Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим пра­вовым нормам.

Санкция – та часть нормы которая содержит указания на неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. По степени определенности санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

8 Позитивные обязывания, дозволения и запреты в содержании правовых норм

Позитивные обязывания, дозволения и запреты содержатся в регулятивных нормах. Регулятивные нормы это нормы осущ-ие позитивное регулирование т.е. эти нормы устанавливают для участников общественных отношений юридические права и обязанности. Т.е. эти нормы говорят о том как субъекты должны вести себя в той или иной ситуации. Регулятивные нормы подразделяются на запрещающие, обязывающие и управомочивающие. Запрещающие нормы устан-ют запреты т.е. возлагают пассивные обязанности не совершать определенные действия. В запрещающих нормах обычно встречаются слова: запрещается, не может, не должен. Обязывающие нормы – это нормы возлагающие на субъектов юридические обязанности – позитивное обязывание. Обязывающие нормы в отличии от запрещающих требуют от субъектов совершения определенных действий. Встречаются слова: обязан, должен. Если следователь установил факт преступления, то он обязан возбудить дело. Управомочивающие нормы это нормы закрепляют или устанавливают юр-ие права. Также разршают, дозволяют тех или иных действий. Т.е. субъект может совершать эти действия, а может и не совершать.

9 Нормы права и статьи нормативного акта, их соотношение

Реальное действие правовых норм непосредственно свя­зано с их внешним выражением, закреплением в официаль­ных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характери­зуют следующие признаки: а) издается компетентными орга­нами государства или в соответствии с конституцией прини­мается непосредственно населением путем референдума; б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или из­меняет их; в) обладает, юридической силой, охраняется и обеспечивается государством; г) имеет вид письменного до­кумента с установленной структурой и необходимыми атри­бутами; д) носит легитимный характер. Нормативный правовой акт выступает необходимой фор­мой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, меж­ду абстрактными моделями правового регулирования и кон­кретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспече­ния законности и правопорядка в стране. Нормативные правовые акты подразделяются по субъек­там правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполни­тельной власти (указы, постановления, приказы); по юри­дической силе - на законодательные и подзаконные; по сфере действия - на федеральные, акты субъектов феде­рации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени - на постоянные и вре­менные. Нормативные акты как внешняя форма выражения пра­вовых норм также имеют структуру (разделы, главы, ста­тьи, параграфы, пункты). Основным структурным элемен­том нормативного акта является статья. Соотношение нор­мы права и статьи закона поливариантное, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических общественных отно­шений, уровня развития отрасли, института или всей пра­вовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. В первом варианте норма права и статья закона совпа­дают. Учитывая единство потенциальной и реальной струк­туры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государ­ственно-властное веление (норма) и нормативное предписав ние (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стре­миться законодатель. Второй Вариант - включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 12 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регламентирующая порядок платы за землю, содержит пять пунктов, каждый из кото­рых является самостоятельной нормой. Третий вариант -предполагает расположение одной нор­мы в нескольких статьях. Так, ст. 14 Семейного кодекса РФ содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспо­зиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

10 Способы изложения правовых норм в нормат актах

11 Виды правовых норм

Виды правовых норм: 1 По назначению: основные, первичные, производные, вторичные. 2 По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые. 3 По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные, 4 По функциям: регулятивные нормы - упорядочивающие общественные отношения путем закрепления существующих общественных связей в правовых нормах; охрани тельные нормы - устанавливающие меру юридической ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения. 5 По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения: Обязывающие - устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия; Запрещающие - запрещают совершать определенные действия; Управомочивающие - предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов. 6 По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта: Абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение; Относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств; Альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. 7 По кругу лиц (по предмету регулирования) нормы права подразделяются на: Общие - распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории; Специальные - действуют только в отношении определенной категории лиц (учителя, врачи и др.).

Всякая культура (всякий социум) регулируется тремя нематерьяльными вещами: нормами, запретами и предписаниями.

Когда культура становится развитой и в ней появляется, вначале — устное, а затем и письменное Право, нормы и запреты чётко формулируются, затем - записываются на бумагу и превращаются в Законы. Невыполнение их - карается, карается по-разному... Иногда - виселицей, иногда - невозможностью сделать карьеру в госучреждении.

Так и возникает так называемая «развитая цивилизация». Но цивилизация не была бы «развитой» по-настоящему, если бы в ней не было такой тонкой вещи, о которой здесь пойдёт речь, если бы в ней не было - предписаний ...

Для начала напомним себе - что такое нормы и запреты. Чтобы легче было понять - что такое эти таинственные «предписания», которые (открою секрет) нигде почти и не написаны, пока - актуальны...

Вот - норма.

Все взрослые люди должны по достижении совершеннолетия (рано или поздно) жениться (выйти замуж).

Это - норма.

Бывает, что норма не соблюдается. Это называется - исключения. Но тогда нужно объяснить - почему.

Например, я взрослый человек и я не женат. Потому что я - монах. Окей. Или: «потому что я - несостоятелен, у меня нет денег, чтоб содержать семью». Окей. Или: «потому что мне не позволяет здоровье и у меня есть справка». Тоже окей.

Когда человек не соблюдает норму и не объясняет почему (так, чтобы объяснения не взволновали общество ещё больше, чем само несоблюдение нормы) - это уже называется грубым нарушением нормы и вызывает много вопросов. Иногда - революции.

Когда людей нарушающих норму становится слишком много, возникает переломный момент в эпохе - кризис и рассвет чего-то иного.

Впрочем, иногда всё возвращается на старые рельсы.

Вот и сегодня - норма «Все взрослые люди должны по достижении совершеннолетия (рано или поздно) жениться (выйти замуж)» пошатнулась. Нарушающих эту норму людей, стало слишком много.

А какие нормы у нас остались? Да много их. Вот, например, норма: «Люди не должны появляться голыми в общественных местах». Норма? Норма.

А вот - запрет.

Здесь всё проще. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. Так сказать - не убий. Есть из этого запрета и объяснимые исключения. Например, мне можно: я - палач. Или, мне можно - я солдат, мобилизованный на войну. Ну, и так далее...

С запретами и нормами всё понятно. Нарушишь запрет - чаще всего, в тюрьму посадят. Нарушишь норму - чаще всего создадут тебе много неприятностей, хоть в тюрьму и не запрут.

А что же такое - предписания?

Предписания - это такая хитрая вещь. Их не прочтёшь нигде, нигде с ними не ознакомишься. Их никто не «требует» от тебя соблюдать под угрозой тюрьмы или штрафа.

Но если ты их не соблюдаешь - тебя не примут в определённых кругах общества.

Предписания - это пароль, который знают только «свои». И как пароль - они часто меняются.

Старые «пароли» как правило становятся диковинными правилами «этикета».

«История про Коричневые ботинки» или «фильтр от выскочек»

Вот например. Знаете ли вы, что действующее правило этикета предписывает - мужчины не должны надевать обувь коричневого цвета (туфли, ботинки), появляясь в обществе после 18 часов? Не знаете.

Я тоже узнала это не так уж давно. Но мне вообще простительно: я не мужчина и не питаю пристрастие к разноцветной кожаной обуви.

Сегодня это предписание превратилось в правило этикета. То есть, хотите - соблюдайте. Не хотите, да какая нам разница?

Однако, в тот момент, когда это предписание («билль о коричневых ботинках») только что родилось, оно означало очень и очень многое...

Всё очень просто. Туфли и полуботинки чёрного цвета - это строгая классика, единственно допустимая в мужском гардеробе.

Песочные, кремовые, белые туфли - это стиль «теннис» (дом, дача, пикник) либо «берег моря». Летний, загородный, курортный стиль.

А вот с «апельсинно-шоколадной» гаммой всё интереснее и сложнее...

Рыжие, жёлтые и коричневые ботинки на мужчине - это, строго говоря, «спортивный стиль», в английском смысле этого слова, то есть, стиль, в котором посещают загородные скачки, играют на скачках, лихой «берейторский стиль».

А если говорить нестрого, то как сказал один великий человек: «Ботинки жёлтого цвета предпочитают носить и коллекционировать - модные адвокаты, карточные шулеры и прочие пройдохи».

Не страшно, если мужчина посещает скачки и оттуда «заражается» модой на залихватскую обувь «жёлто-коричневой» цветовой гаммы.

Страшно, если он настолько бескультурен, что позволяет себе прийти в этих весёленьких ботинках для ипподрома... вечером в общество.

Вот и вся история про «запрет на ношение коричневых ботинок после шести часов вечера».

Как я уже говорила, сегодня это - всего лишь правило этикета. То есть, предписание, дожившее до наших дней в очень ослабленной форме.

Вы можете его не соблюдать.

Но если вы его соблюдаете, то этим вы показываете, что вы человек - культурный и осведомлённый о делах прошлого. Начитанный, чёрт побери!

Соблюдая это правило этикета, вы показываете и гораздо большее:

    вы на стороне тех, кто сто лет назад хотел защитить свой круг от опасных выскочек с тёмным прошлым,

    и вы против - этих самых опасных выскочек...

То есть, что вы не «карточный шулер и не пройдоха»...

Нормы и запреты - это вещь «грубая», имеет отношение к юриспруденции, иногда просто - к отделению полиции.

Предписания же - это тренинг на выживание, это чистая социальная психология.

Психология коллективного и группового взаимодействия.

Дорого люди отдавали за то, чтобы узнать все пароли, все предписания того общества, в которое хотели влиться на равных.

Но начинать нужно с простого, со «старых билетов по ЕГЭ». Начинайте с правил этикета. А там придёт и понимание более тонких вещей. Вы научитель - угадывать, взламывать новые пароли, новые предписания, которые создают микро-группы в социуме для негласного отделения своих от залётных чужаков.

Даже более того,вы станете тем, кто эти новые предписания - создаёт, а не тем, кто вынужденно следует им.

Елена Назаренко



Просмотров