Роль медицинской сестры в медицинской профилактике. Профилактические медицинские осмотры: что важно помнить Роль массовых медосмотров в профилактике заболеваний

Наверное, немного найдется людей, любящих посещать медицинские заведения, и уж совсем мало найдется желающих проходить периодически медицинский осмотр без видимой причины. Но правильно ли это? Немногие болезни обычно возникают сразу (например, травмы или ожоги). Подавляющее их большинство начинается постепенно.

Национальный проект «Здоровье» стартовавший в 2006г, подчеркнул важность профилактического направления медицины, определил его как приоритетное. Вариантов реализации профилактического направления медицины великое множество: от предварительных, периодических профилактических медицинских осмотров при устройстве на работу, профилактических осмотров при прохождении комиссии по допуску к вождению транспортных средств, до, получившее широкое распространение во всех регионах страны, (в том числе и в нашем городе) дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Профилактические медицинские осмотры различных групп граждан, особенно трудоспособного возраста, всячески приветствовались медиками на всех исторических этапах отечественной медицины. Медики разворачивали широкомасштабную агитацию профилактических медицинских осмотров, призывали пройти ту или иную форму профилактического медицинского осмотра, выступая в прессе и других средствах массовой информации, выходили в рабочие коллективы с призывом своевременного медицинского освидетельствования, разъясняли преимуществами ранней диагностики фатальных заболеваний. К сожалению, зачастую, инициатива медиков не всегда находила положительный отклик у людей, работающих на производстве и их работодателю. Чаще всего это было связано с тем, что для того, чтобы пройти комплексный медицинский осмотр, нужно было потратить несколько дней, отпрашиваться с работы и пр.

По данным социологических опросов, медицинские осмотры на предприятиях вызывают раздражение со стороны трудящихся. Недавно наблюдала картинку из жизни в автобусе. Одна из женщин, вынув ворох мелких бумажек из дамской сумочки вместе с носовым платочком, пожаловалась: "Опять завтра ехать придется в поликлинику. На этот раз кровь сдавать. И кому только всё это нужно…". Вторая охотно поддержала тему: "Как медосмотры проходить, так - в обязательном порядке, а как карту санаторно-курортную оформить, начинай все заново…" Так что же такое профилактические осмотры и для чего они нужны?…

Медицинские осмотры (обследования) состояния здоровья работников – одна из форм лечебно-профилактической помощи, заключающаяся в активном обследовании с целью определения состояния здоровья и раннего выявления заболеваний. Это важнейшая составляющая в системе профилактических мер, направленных на определение пригодности работников выполнять работу по данной профессии или должности, а также для выявления и предупреждения профессиональных заболеваний в течение трудовой деятельности и осуществления, необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

В зависимости от цели проведения обязательные медосмотры бывают двух видов:

1. Проводимые для определения пригодности работников к определенной работе и предупреждения профзаболеваний.

2. Проводимые для сохранности здоровья и обеспечения безопасности населения.

Для чего нужны медицинские осмотры работников Прежде всего, медосмотры помогают оценить возможности работника выполнять его профессиональные функции без ущерба для здоровья. Кроме того, медицинские осмотры проводятся для профилактики и своевременного установления начальных признаков профессиональных заболеваний и предупреждения их развития. С помощью медосмотров работодатель получает возможность наблюдать за состоянием здоровья работников в условиях воздействия вредных производственных факторов. Это помогает в дальнейшем избежать возникновения профзаболеваний по вине работодателя.

Основная цель предварительных медицинских осмотров – определить соответствие состояния здоровья работника (свидетельствуемого) поручаемой ему работе. Основные виды медосмотра - предварительные, периодические и целевые Все контингенты, подвергаемые предварительным и периодическим М.о., условно можно разделить на три группы.

Первую группу составляют работники предприятий, учреждений и организаций, имеющие контакт с профессиональными вредностями.

Во вторую группу входят работники декретированных групп населения, а именно медработники, педагоги и воспитатели, работники системы общественного питания, парикмахерских, салонов красоты и т. д., которые проходят бактериологическое обследование для выявления инфекционных болезней или бациллоносительства при поступлении на работу и впоследствии через определенные сроки, поскольку они могут стать источником массового заражения.

Третью группу составляют дети дошкольного возраста, школьники, студенты средних специальных и высших учебных заведений.

Медици?нский осмо?тр предвари?тельный - М. о. лиц, поступающих на работу, с целью выявления заболеваний, которые могут явиться противопоказаниями для работы в данном предприятии (учреждении) или по данной профессии.

Предварительный медосмотр проводят при поступлении на работу или учебу с целью определения соответствия состояния здоровья требованиям профессии (обучения), а также выявления заболеваний, которые могут обостряться и прогрессировать в условиях работы с профессиональными вредностями или в процессе учебы. Существует список заболеваний, являющихся противопоказанием к работе и учебе по ряду профессий.

Медици?нский осмо?тр периоди?ческий - М. о. отдельных групп населения (рабочих промышленных предприятий, работников пищевых, коммунальных и детских учреждений, школьников, учащихся средне-специальных заведений, студентов и др.), производимый по плану в установленные сроки. Периодические медицинские осмотры проводятся в течение трудовой деятельности, но не реже чем один раз в два года, а для лиц в возрасте до 21 года - ежегодно (ст. 213 ТК РФ). Внеочередные осмотры проводятся по просьбе работника, как правило, вследствие медицинских рекомендаций. Периодические медицинские осмотры обязательны для всех категорий работников. Они могут разниться по своей сложности – от простой флюорографии до сложных осмотров, предназначенных для некоторых специальностей.

Как правило, в состав медосмотров входит осмотр врачами-специалистами (терапевтом, невропатологом, офтальмологом) и лабораторные исследования (анализы, флюорография, кардиограмма). Перечень обследований зависит от того, какие работы выполняет работник и влиянию какого вредного фактора подвергается. Например, инкассаторам необходимо в рамках обязательного медосмотра проходить обследование офтальмолога на проверку снижения остроты зрения

Основной целью периодических медицинских осмотров является проверка соответствия здоровья работников по отношению к их должностным обязанностям. С их помощью выявляются профессиональные заболевания, присущие тем или иным специальностям, оценивается состояние сотрудника – сможет он продолжать свою работу на занимаемой должности или нет. Это особенно критично для специальностей, связанных с повышенной опасностью или нагрузкой на здоровье. В этих случаях медицинский осмотр имеет часто решающее слово в дальнейшей карьере сотрудника.

Основная задача периодических медосмотров на производстве - выявление ранних признаков профессиональных заболеваний или отравлений, а также заболеваний, этиологически не связанных с профессией, но при которых продолжение контакта с данными профессиональными вредностями представляет опасность. За лицами с признаками профессионального заболевания или отравления устанавливают усиленное динамическое наблюдение

Основной задачей целевых М.о. является раннее выявление ряда заболеваний (туберкулеза, злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, органов дыхания, гинекологических и др.). Их проводят либо путем одномоментных осмотров в организованных коллективах, либо путем осмотров всех лиц, обращающихся за медпомощью в соответствующие лечебно-профилактические учреждений. При целевых медосмотрах, а также при появлении у врача определенных подозрений на заболевание осматриваемый направляется на более детальное обследование.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проходят работники, перечень которых установлен в статье 213 ТК РФ:

занятые на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда (например, пожарники, крановщики, лифтеры скоростных лифтов);

занятые на работах, связанных с движением транспорта;

работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;

работники водопроводных сооружений;

работники лечебно-профилактических и детских медицинских учреждений.

Обязательным медицинским осмотрам подлежат также лица моложе 18 лет (ст. 69 и 266 ТК РФ). Они не принимаются на работу без предварительного обязательного медицинского осмотра.

Обязательные предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. (Положения статей 213, 266 и 212 Трудового кодекса) предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу не входит в Программу государственных гарантий, но и сам человек от оплаты освобожден. В этих случаях медицинское обследование оплачивает работодатель.

В Программу госгарантий не входят:

1- медицинский осмотр для получения справки для предъявления в органы ГИБДД (водительская комиссия);

2- медицинский осмотр на право ношения оружия;

3- медицинский осмотр на получение выездной визы

4- предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей автотранспортных средств;

5- профилактические медицинские осмотры декретированных групп населения, а именно медработников, педагогов и воспитателей, работников системы общественного питания, парикмахерских, салонов красоты и т. д.

Следует отметить, что если в- первых трех случаях гражданин сам оплачивает медосмотр, то в двух последних это обязанность работодателя. Точно так же человек не должен платить за предварительный и периодические медицинские осмотры, если он трудится на так называемом вредном производстве. За него с медицинским учреждением рассчитывается работодатель.

Осмотры позволяют добиться серьезного снижения заболеваемости и первичной инвалидизации, увеличить продолжительность жизни людей. Ведь согласитесь, не каждый человек, даже зная о своем слабом здоровье, спешит в больницу. А болезнь прогрессирует.

Нельзя снимать со счетов важность таких целевых медицинских осмотров как проф. осмотры при допуске к вождению транспортных средств, устройства на работу, медицинский осмотр на получение выездной визы, осмотр на право ношения оружия. К сожалению, большинство граждан воспринимают эти осмотры как формальность, а к рекомендации врача, проводящего медицинский осмотр относятся несерьезно - а напрасно: именно в рамках профилактического осмотра врач может выявить заболевания в той стадии, когда оно еще либо на ранних стадиях, либо только в зачаточном состоянии. К сожалению, зачастую к доктору пациент приходит лишь тогда, когда симптомы болезни уже проявляются ярко, а болезненные ощущения нарушают привычный ход жизни

По статистике только 14% пациентов, получивших рекомендации в ходе профилактического медицинского осмотра стремиться их выполнить. 21% надеется, что врач ошибается. Остальные надеются, что проблема «рассосется самостоятельно».

Современный человек стремится к достижению успеха, определенного статуса и независимости. В этой гонке у него не остается времени заниматься собственным здоровьем. В результате он обращается к врачу, когда заболевание требует принятия экстренных мер.

Сегодня в условиях нарастающего темпа жизни, неизбежных перегрузок и многих других вредных факторов перед человеком стоит сложная задача – сохранить свое здоровье. Этого можно достичь, только контролируя состояние своего здоровья в процессе обычной жизни

Так что, ходить к врачу в целях профилактики – надо!

Современная медицина достигла такого уровня, когда она успешно борется со многими заболеваниями. Нужно всегда помнить, что заболевание легче предупредить, чем лечить. Всем нам нужно выставлять заслон болезням как можно раньше – до их появления. Даже если у человека нет жалоб, проверять здоровье все равно необходимо. Многие заболевания на ранних стадиях протекают бессимптомно. Именно профилактическая направленность сможет обеспечить успехи в борьбе с болезнями.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11

Медосмотры как профилактика профзаболеваний

Учитывая важность и актуальность медицинских осмотров для профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 869).

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых

Комментарий.

Профилактические медицинские осмотры работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда представляют собой один из важнейших компонентов первичной профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждается Минздравсоцразвития России (Приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 с послед. измен. и доп. от 16 мая 2005 г. N 338).

Предварительные медицинские осмотры (обследования) работника проводятся при поступлении его на работу с целью определения соответствия состояния здоровья работника выполняемой работе.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное руководителем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также другие документы, предусмотренные законодательством.

При предварительных медицинских осмотрах проводятся:

Оценка индивидуальных факторов риска развития профзаболеваний с учетом половых, возрастных, конституционных и генетических особенностей развития организма;

Выявление вредных привычек, наркомании, хронического алкоголизма;

Индивидуальное определение противопоказаний к работе во вредных условиях в соответствии с утвержденными Перечнями.

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, выявления заболеваний, являющихся противопоказаниями для продолжения работы, своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) совместно с работодателем. При этом периодические осмотры (обследования) должны проводиться не реже, чем один раз в два года. Лица, не достигшие 21 года, проходят периодические осмотры ежегодно. Периодические медицинские осмотры (обследования) могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением.

Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проходят медицинские осмотры (обследования) в центрах профпатологии один раз в пять лет.

Работодатель обязан составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), и направить его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

При периодических медицинских осмотрах проводятся:

Оценка состояния реактивности и резистентности организма к воздействию вредных профессиональных факторов по критериям, характеризующим функцию органов мишеней (специфические и неспецифические реакции);

Выявление патологических нарушений, указывающих на соответствие состояния здоровья выполняемой работе (по профессиональному и общему заболеванию);

Определение профилактических и реабилитационных мероприятий для восстановления нарушенных функций и адаптации к условиям труда, адекватным состоянию здоровья.

По результатам проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников составляется заключительный акт в 4 экземплярах, который в течение 30 дней должен быть представлен руководителю Роспотребнадзора и центру профпатологии.

Если при проведении периодического медосмотра работника выявлено подозрение на профзаболевание, то его направляют в центр профпатологии на экспертизу.

При установлении связи заболевания с профессией центр профпатологии в течение 3 дней направляет соответствующее извещение работодателю, страховщику, в медицинскую организацию, направлявшую работника, и в территориальный орган Роспотребнадзора.

Работник с медицинским заключением направляется в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы на медико-социальную экспертизу.

Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями либо отклонениями в состоянии здоровья, которые можно связать с профессиональными факторами, должны находиться на диспансерном наблюдении у лечащего врача или врача-специалиста по профилю заболевания либо у врача-профпатолога.

По результатам периодических медицинских осмотров составляются заключительные акты и принимаются решения не только о продолжении и прекращении производственной деятельности в предлагаемых условиях, но и о проведении оздоровительных мероприятий среди работников, а также санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий на производстве.

Кроме медицинских осмотров (обследований) отдельная категория работников, осуществляющая отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающая в условиях повышенной опасности, проходит психиатрическое освидетельствование.

Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования регулируется Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695).

Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание".

Учитывая важность и актуальность медицинских осмотров для профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 869).

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

Комментарий.

1. Статья содержит перечень основных обязанностей работника, возникающих в связи с вступлением в трудовые отношения. Эти обязанности дополняются (ст. 21 ТК) и конкретизируются (ст. 57 ТК) в соответствующих главах Кодекса, иных законах, нормативных правовых актах, коллективных договорах и соглашениях, локальных нормативных актах.

Создание на производстве здоровых и безопасных условий труда возможно только тогда, когда все участники процесса будут соблюдать свои обязанности в области охраны труда.

В соответствии со ст. 214 ТК работник обязан соблюдать требования охраны труда, т.е. специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения безопасных условий труда нормативными правовыми актами об охране труда, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (ст. 209 ТК).

Требования охраны труда устанавливаются в инструкциях по охране труда для работников. Инструкция является локальным нормативным актом и устанавливает требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках и иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности (см. комментарий к ст. 212 ТК).

За нарушение требований в области охраны труда работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК) вплоть до увольнения (пп. "д" п. 6 ст. 81 ТК).

За добросовестное выполнение трудовых обязанностей, в т.ч. по охране труда, к работникам могут применяться меры поощрения (ст. 191 ТК).

2. Неотъемлемым правом работника является обеспеченность его средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 219 ТК).

Кроме прав работник имеет и обязанности, которые заключаются в том, чтобы он правильно применял средства индивидуальной и коллективной защиты (ст. 214 ТК). Для этого работодатель обязан обучить работника правильному применению этих средств (см. ст. ст. 212, 221 ТК и комментарии к ним).

3. Общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников изложены в ст. 225 ТК (см. комментарий к ст. 225 ТК).

4. Обязанность работника немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), является нормой прямого действия. Инструкции по охране труда по профессиям или видам работ, действующие в организации, как правило, устанавливают порядок уведомления работодателя о случаях травмирования работников (см. комментарий к ст. 212 ТК).

При проведении вводного инструктажа с вновь принятыми работниками изучается порядок расследования и оформления несчастных случаев, в т.ч. и порядок сообщения об их происшествии.

Порядок уведомления руководителя о происшедшем несчастном случае достаточно проработан в локальных нормативных документах по охране труда, поэтому в ТК и в Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279) эта норма не детализируется.

5. Порядок проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников определен в ст. 213 ТК (см. комментарий).

Статья 215. Соответствие производственных объектов

и продукции государственным нормативным требованиям

охраны труда

Комментарий.

1. Содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда призваны устанавливать правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК). Поэтому машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать этим требованиям. Кроме этого, они должны иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").

В данной норме предполагается обязательное подтверждение соответствия продукции в виде принятия декларации о соответствии и (или) обязательной сертификации.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (ч. 2 п. 1 ст. 23 упомянутого Закона).

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации (п. 3 ст. 23 Закона).

Декларирование соответствия осуществляется на основании собственных доказательств заявителя, который самостоятельно формирует доказательные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (п. 2 ст. 24 Закона).

Что касается обязательной сертификации, то она осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем (п. 1 ст. 25 Закона).

Необходимо отметить, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (п. 1 ст. 23 Закона).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими деятельности по проектированию производственных объектов строительства (реконструкции), машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов (ст. 211 ТК).

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (ст. 216.1 ТК). Экспертиза условий труда также может осуществляться в составе соответствующих органов и комиссий вневедомственной государственной экспертизы проектов.

Проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и утверждение ее, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов в процессе проведения экспертизы регулируются Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008). Порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства регулируется Инструкцией (РДС 11-201-95).

Проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации осуществляется для предотвращения создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям, утвержденным в установленном порядке норм и правил (пп. "а" п. 3 упомянутого Положения).

При проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов (п. 4 Положения).

По результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации составляется сводное заключение, которое содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности (п. 18 Положения). В сводном заключении учитывается и заключение государственной экспертизы условий труда.

3. Применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, а также использование новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ должно осуществляться только после того, как органами Роспотребнадзора, организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами проведены соответствующие токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, а также возможные исследования или испытания. Для этого утвержден Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (Приказ Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 326).

В.Трумель

профессор

Академии труда

и социальных отношений,

главный технический инспектор

Подписано в печать

  • 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
  • 2. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
  • 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
  • 4. Номенклатура организаций здравоохранения
  • 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
  • 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика. Клятва Гиппократа, клятва врача рб, Кодекс врачебной этики.
  • 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
  • 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
  • 15.Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
  • 26. Динамические ряды, их виды.
  • 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
  • 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
  • 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
  • 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
  • 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
  • 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
  • 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
  • 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
  • 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
  • 38. Динамика населения, ее виды.
  • 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
  • 40. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
  • 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
  • 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
  • 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
  • 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
  • 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
  • 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
  • 60. Методика изучения заболеваемости. 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
  • Методика изучения общей и первичной заболеваемости
  • Показатели общей и первичной заболеваемости.
  • 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
  • Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
  • Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
  • 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
  • 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
  • Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
  • 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
  • 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
  • Тенденции инвалидности в рб.
  • 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практичес­кой деятельности врача и организаций здравоохранения.
  • 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Ме­тодики вычисления и анализ стандартизованных пока­зателей.
  • 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
  • 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
  • 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
  • 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
  • 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
  • 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
  • 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
  • 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
  • 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
  • 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
  • II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
  • III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
  • 86.Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  • Основные показатели деятельности поликлиники.
  • 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
  • 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
  • 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
  • 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
  • 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
  • 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
  • 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
  • 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
  • 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
  • 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
  • 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
  • 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
  • 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
  • Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
  • Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
  • Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
  • Раздел 6. Работа диагностических отделений.
  • Раздел I. Деятельность женской консультации.
  • Раздел II. Родовспоможение в стационаре
  • Раздел III. Материнская смертность
  • Раздел IV. Сведения о родившихся
  • 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
  • 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  • 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
  • Профилактика не является узковедомственной функцией органов здравоохранения, а обеспечивается всей системой социально-экономических мероприятий общества, имеет всеобъемлющий характер и направлена на предупреждение болезней, охрану и укрепление здоровья каждого человека и всего общества в целом.

    Отличительная особенность медицинской помощи, оказываемой в поликлиниках, - органическое сочетание лечебной и профилактической работы в деятельности всех врачей этого учреждения.

    3 основных направления в профилактической врача:

    а) с анитарно-просветительная работа - при общении с каждым больным ему должны разъясняться принципы ЗОЖ и режима по конкретному заболеванию, основы рационального и лечебного питания, вред курения и злоупотребления алкоголем и другие санитарно-гигиенические аспекты; также врач проводит лекции в поликлинике и на предприятиях, выпускает санитарные бюллетени и другие информационные материалы и прочее.

    б) прививочная работа - осуществляется под руководством врачей-иммунологов инфекционистами и участковыми терапевтами поликлиники (в последние годы остро встала необходимость поголовной вакцинации взрослого населения против дифтерии)

    в) диспансеризация (диспансерный метод) – это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения, направленный на укрепление здоровья и повышение трудоспособности, обеспечение правильного физического развития и предупреждение заболеваний путем проведения комплекса лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий. В диспансерном методе работы ЛПУ наиболее полно выражается профилактическая направленность ЗО.

    Выявление больных осуществляется при профилактических осмотрах населения, при обращении больных за медицинской помощью в ЛПУ и на дому, при активных вызовах к врачу, а также при проведении специальных обследований по поводу контактов с инфекционным больным.

    Различают 3 вида профилактических осмотров .

    1) предварительный - проводится лицам, поступающим на работу или учебу с целью определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих выбранной ими работе и выявления заболеваний, которые могут явиться противопоказаниями для работы в данной профессии.

    2) периодический - проводится лицам в плановом порядке в установленные сроки определенным группам населения и при текущей обращаемости за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения.

    К контингентам, подлежащим обязательным периодическим осмотрам , относятся:

    Рабочие промышленных предприятий с вредными и опасными условиями труда;

    Работники ведущих профессий сельскохозяйственного производства;

    Декретированные контингенты;

    Дети и подростки, юноши допризывного возраста;

    Учащиеся ПТУ, техникумов, студенты ВУЗов;

    Беременные женщины;

    Инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним контингенты;

    Лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы.

    В отношении остального населения врач должен использовать каждую явку пациента в медицинское учреждения для проведения профилактического осмотра.

    3) целевой - проводится для раннего выявления больных отдельными заболеваниями (туберкулезом, злокачественными новообразованиями и т.д.)

    Основными формами профилактических осмотров являются

    а. индивидуальные - проводятся:

    По обращаемости населения в ЛПУ (за справкой, с целью оформления санаторно-курортной карты, в связи с заболеванием);

    При активном вызове лиц, обслуживаемых поликлиникой, для диспансерного осмотра в поликлинику;

    При посещении врачами больных хроническими заболеваниями на дому;

    Среди лиц, находящихся на лечении в стационаре;

    При обследовании лиц, находившихся в контакте с инфекционным больным.

    Это основная форма медицинских осмотров неорганизованного населения.

    б. массовые - проводятся, как правило, среди организованных групп населения: детей детских дошкольных и школьных учреждений, юношей допризывного возраста, учащихся средних специальных заведений и студентов ВУЗов, рабочих и служащих предприятий, учреждений. Массовые профилактические осмотры, как правило, носят комплексный характер и объединяют периодические и целевые.

    Осмотры организованных коллективов проводятся на основе согласованных планов-графиков и регламентируются соответствующими приказами Министерства здравоохранения.

    Данные медицинских осмотров и результаты проведенных обследований заносятся в учетную медицинскую документацию («Медицинскую карту амбулаторного больного», «Индивидуальную карту беременной и родильницы», «Историю развития ребенка»).

    По результатам осмотра дается заключение о состоянии здоровья и определяется группа наблюдения :

    а) группа «здоровые» (Д1) – это лица, которые не предъявляют жалоб и у которых в анамнезе и при осмотре не выявлены отклонения в состоянии здоровья.

    б) группа «практические здоровые» (Д2) – лица, имеющие в анамнезе хронические заболевания без обострений в течение нескольких лет, лица с пограничными состояниями и факторами риска, часто и длительно болеющие, реконвалесценты после острых заболеваний.

    в) группа «хронические больные» (Д3):

    Лица с компенсированным течением заболевания с редкими обострениями, непродолжительной потерей трудоспособности, не препятствующего выполнению обычной трудовой деятельности;

    Больные с субкомпенсированным течением заболевания, у которых отмечаются частые ежегодные обострения, продолжительная потеря трудоспособности и ее ограничение;

    Больные с декомпенсированным течением заболевания, имеющие устойчивые патологические изменения, необратимые процессы, ведущие к стойкой утрате трудоспособности и инвалидности.

    При выявлении заболевания у осматриваемого врач заполняет статистический талон (ф.025/2-у); делает записи о состоянии здоровья в медицинской карте амбулаторного больного (ф.025/у). Лица, отнесенные к третьей группе здоровья берутся на диспансерный учет участковым врачом или врачом-специалистом

"Менеджер здравоохранения", 2007, N 5

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ И ИХ РОЛЬ

В СОХРАНЕНИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТАЮЩЕГО

НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ"

В настоящее время Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Правительством страны принят новый курс в области здравоохранения, направленный на консолидацию усилий по охране здоровья нации. Разработан и реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье", направленный на сохранение здоровья граждан, сохранение трудового потенциала работающего населения. Это является очень важным в условиях того демографического кризиса, сокращения численности населения, в котором пребывает Россия. Одной и важных мер по сохранению здоровья работающих являются предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, осуществляемые с целью:

Определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих поручаемой им работе, обеспечения безопасности труда;

Выявления лиц с профессиональными заболеваниями или с подозрением на профессиональное заболевание;

Распознавания общих (непрофессиональных) заболеваний, при которых дальнейшая работа в контакте с профессиональной вредностью может ухудшить их течение;

Оценки условий труда и разработки санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию причин, вызывающих профессиональное заболевание.

При этом качество проведения и полнота охвата медицинскими осмотрами работающего населения оставляют желать лучшего. Это связано, на наш взгляд, с тем, что многие работающие, стремясь сохранить высокооплачиваемую работу, не предъявляют активных жалоб на медосмотрах, а многие работодатели не заинтересованы в качественном проведении медосмотров и охране труда, считая, что всегда найдут себе новых здоровых работников. На многих предприятиях малого бизнеса, а также самозанятые люди вообще не проходят медосмотров. Часто медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями и специалистами, не имеющими соответствующих лицензий и сертификатов, а, следовательно, должной квалификации для проведения медосмотров. Предварительные и периодические медицинские осмотры организуются и выполняются в соответствии с требованиями федеральных законов. Так, в статье 24 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.09.1993 N 5487-1 указывается на необходимость их проведения. В статье 14 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.1999 N 181-ФЗ указано, что проведение этих осмотров является обязанностью работодателя и они должны проводиться за его счет. Работодатель не имеет права допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров и при наличии медицинских противопоказаний. Об этом же сказано в Трудовом кодексе РФ и в статье 34 "Закона Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подписанного Президентом РФ 30.03.1999 N 52-ФЗ.

Медицинские осмотры проводятся на предприятиях любой формы собственности (общественной, государственной, муниципальной, индивидуальной), согласно Приказу МЗ МП РФ N 90 от 14.03.1996 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии" и Приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)", а также Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 января 2005 г. N 0100/63-05-32 "О порядке применения приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83".

Приказ Минздравмедпрома N 130 от 23.06.1994 впервые ввел в перечень врачебных специальностей должность врача-профпатолога. Согласно приказу МЗ РФ N 337 от 27.08.1999 года профпатология вошла в категорию основных врачебных специальностей (040.014). Этот факт является юридическим аргументом правомерности проведения профессиональной переподготовки специалистов по профпатологии. Приказ МЗ РФ N 180 от 04.07.2001 включил в перечень учреждений здравоохранения центры профпатологии (п. 1.1.6.), отсутствовавшие в приказе МЗ РФ N 395 от 02.11.1999 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения".

В последние годы отмечается увеличение потребности в повышении квалификации по профпатологии врачей различных специальностей. Прежде всего, это связано с изменением лицензионных требований в соответствии с приказом Минздрава России от 26.07.2002 года N 238. Проведение аккредитации и лицензирования медицинских учреждений по видам деятельности "предварительные и периодические медицинские осмотры", "Экспертиза профпригодности", "Экспертиза связи заболевания с профессией" стало осуществляться с участием специалистов-профпатологов. Это позволило не только проводить оценку качества оказания медико-санитарной помощи работающим во вредных условиях труда, но и способствовало изменению отношения руководителей медицинских учреждений к организации профилактических медицинских осмотров в части оснащения необходимым оборудованием и обучения врачей вопросам профпатологии.

Возросшие требования к врачам, осуществляющим профилактические медосмотры, связаны с приказом МЗ ИСР РФ от 16.08.2004 N 83, утвердившим положение о том, что председателем медицинской комиссии, проводящей предварительные и периодические медицинские осмотры должен являться врач-профпатолог, а членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Хотя еще положение 1.1. Приказа N 90 МЗ МП от 14.03.1996 предписывало проведение специальной подготовки врачей всех специальностей по вопросам профпатологии, которое в полной мере не выполнялось.

Перечисленные документы свидетельствуют о повышении роли врача-профпатолога в современной медицине. В то же время обращает на себя внимание несовершенство вузовского этапа подготовки по профпатологии. Так, на лечебном факультете для подготовки по профпатологии отводится недостаточное количество часов. Следовательно, в настоящее время основной акцент при подготовке врачей по профпатологии должен быть сделан на постдипломной подготовке. Для центров профпатологии, учитывая зарубежный опыт, необходима более углубленная подготовка специалистов с обучением их в клинической интернатуре и ординатуре.

К одной из основных проблем следует отнести также вопрос механизма финансирования медицинских осмотров. Приказом Минздравсоцразвития РФ N 83 от 16.08.2004 разрешено заключать договоры на проведение медицинских осмотров практически с любыми медицинскими организациями. Работодатели в поисках дешевых цен за проведение периодических медицинских осмотров заключают договора с медицинскими организациями с низкой квалификацией кадров и недостаточной оснащенностью медицинским оборудованием, соответственно не придавая значения качеству периодических медицинских осмотров.

Сегодня постоянно происходит нарушение прав человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ, ст. 219 Трудового кодекса).

В сложившейся ситуации виновниками являются работодатель, сам работающий, трудовая инспекция. Работающий (человек наемного труда) вынужден мириться с условиями труда, в противном случае ему быстро найдется замена. Поэтому, дорожа своим рабочим местом, работник скрывает до поры до времени ухудшение состояния здоровья. К тому же существующее нормативно-правовое обеспечение медицины труда не позволяет произвести перевод человека с начальными формами профессионального заболевания на другое место работы с сохранением среднего заработка. Он остается на своем прежнем рабочем месте до тех пор, пока не будет установлен диагноз профессионального заболевания. Выявленные профзаболевания дают возможность получать дополнительные выплаты, путевки в санаторий и прочее. Такое положение дел становится выгодным и работодателям, так как вложения на охрану труда гораздо существеннее, чем затраты на реабилитационные мероприятия. Работодатель, исходя из экономических соображений, становится малотребовательным к качеству проводимых профилактических медосмотров, тем самым, освобождая себя от необходимости реализовывать профилактические мероприятия по результатам осмотров.

Практически отсутствует заинтересованность в снижении профессиональных заболеваний и среди лечебно-профилактических учреждений, так как они работают по договорам с предприятиями. С одной стороны, они слабо ориентированы в проблемах медико-санитарного обслуживания работающих. Не знают специфику условий труда, наличия неблагоприятно влияющих производственных факторов на состояние здоровья. С другой стороны, лечебно-профилактические учреждения не заинтересованы в повышении качества медосмотров, дообследовании лиц с подозрением на профзаболевание, выявлении начальных форм профзаболеваний, боясь потерять заказчика и дополнительный доход. Сложившаяся система не ставит главной целью раннее выявление профессиональных заболеваний и сохранение здоровья работающих. В результате мы имеем сверхсмертность лиц трудоспособного возраста, рост инвалидности и профессиональных заболеваний, а общество несет огромные потери человеческого и трудового потенциала.

Целью предварительных осмотров является определение соответствия (несоответствия) здоровья гражданина его будущей работе. Гражданин приходит на осмотр с направлением от работодателя, в котором указаны профессия, вредные, опасные вещества и производственные факторы, в условиях воздействия которых он будет работать. Кроме направления, гражданин должен иметь паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) и военный билет. Осмотр проводят специалисты медицинской комиссии, составленной в соответствии с указаниями Приложения 1 к Приказу МЗ МП РФ N 90 от 14.03.1996, в котором обозначены перечень врачей-специалистов, вредные, опасные вещества, производственные факторы, лабораторные и функциональные исследования, медицинские противопоказания. В комиссию должны входить врачи разных специальностей в зависимости от тех вредных производственных факторов, с которыми имеют контакт работники. Это могут быть терапевты, невропатологи, хирурги, отоларингологи, офтальмологи, дерматовенерологи и др. Состав комиссии определяется в соответствии с Приложением 1 к Приказу МЗ МП РФ от 14.03.1996 N 90.

Независимо от того, с какими вредными, опасными веществами и производственными факторами будет контактировать будущий работник, всем гражданам, поступающим на работу, должны быть проведены исследования крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ), рентгенография органов грудной клетки в прямой проекции; в последующем повторное рентгенологическое исследование проводится один раз в три года. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на микрофлору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований, а в последующем женщины должны осматриваться акушером-гинекологом ежегодно. Члены комиссии при осмотре руководствуются общими и дополнительными противопоказаниями, изложенными в Приложениях 1 и 4 к Приказу МЗ МП РФ N 90 от 14.03.1996. На каждого обследуемого заводится амбулаторная медицинская карта, в которой каждый специалист отражает жалобы обследуемого или их отсутствие, анамнез заболеваний, объективные данные, диагнозы или их отсутствие и обязательно дает заключение о годности (негодности) обследуемого для работы в данных условиях. В конце осмотра председатель комиссии (врач-профпатолог) дает окончательное заключение о соответствии (несоответствии) состояния здоровья гражданина предъявляемым требованиям для работы по данной профессии с данными вредными, опасными веществами и производственными факторами. При необходимости решается вопрос о проведении дополнительных исследований.

Свое решение председатель комиссии обязан вынести не позднее месячного срока с момента обращения работника и оформить его направление на осмотр. В случае недопуска к работе председатель комиссии выносит вопрос на заседание клинико-экспертной комиссии (КЭК) с соответствующим оформлением документов. Кроме того, решение о недопуске к работе (копия) пересылается в трехдневный срок работодателю, выдавшему направление.

Целью периодических медицинских осмотров являются наблюдение в динамике за состоянием здоровья работников и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний, выявление общих заболеваний, являющихся противопоказаниями для продолжения работы во вредных и опасных условиях труда, предупреждение несчастных случаев.

Осмотры проводят врачи ЛПУ любой формы собственности, имеющего лицензию на проведение периодических медицинских осмотров. Каждый член комиссии должен обладать знаниями не только по своей специальности (сертификат специалиста), но и по профессиональной патологии (удостоверение или сертификат специалиста), врачи обязаны каждые 5 лет проходить усовершенствование по своей специальности и по профпатологии. Председатель комиссии должен иметь сертификат врача-профпатолога. Необходимые знания они могут получить, пройдя обучение на специализированных кафедрах высших медицинских учреждений последипломного образования.

Контингенты работников, подлежащих периодическим осмотрам, определяют специалисты санитарно-эпидемиологического надзора совместно с работодателями по цехам и профессиям с указанием вредного производственного фактора. Между работодателем и ЛПУ заключается договор о финансировании осмотров. Не позднее 1 декабря текущего года работодатель составляет список работников, подлежащих осмотру, с указанием производства, цехов, профессий, вредных производственных факторов. Руководитель ЛПУ издает Приказ о составе комиссии и календарном плане-графике проведения осмотров.

Данные обследования записываются в амбулаторную карту утвержденного образца. Надо обратить внимание на необходимость делать подробные записи жалоб осматриваемого (если они есть), анамнеза жизни, данных о развитии заболевания, объективного статуса, диагноза и заключения о годности (негодности) к выполнению работы. Указывается патология, назначаются лечебно-профилактические мероприятия. На отдельном листе в амбулаторной карте должен быть обозначен "профмаршрут" работника (цех, профессия, стаж, вредные производственные факторы). Председатель комиссии (врач-профпатолог) дает окончательное заключение о состоянии здоровья обследуемого, его соответствии (несоответствии) выполняемой работе, о переводе на другую временную или постоянную работу. Углубленные периодические медицинские осмотры один раз в пять лет должны, согласно Приказу МЗ МП РФ от 14.03.1996 N 90, проводиться Областными центрами профпатологии с выдачей заключения по результатам осмотра.

По результатам осмотра в ЛПУ составляется заключительный акт, в котором представлены основные данные осмотра. Составляет его председатель комиссии - врач-профпатолог с участием врачей других специальностей, представителей санитарно-эпидемиологического надзора, профсоюзной организации работодателя. Комиссия по проведению осмотров руководствуется Списком профессиональных заболеваний (см. Приложение 5 к Приказу МЗ МП РФ от 14.03.1996 N 90). Он является основным документом, который используется при установлении предварительного диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов о возмещении ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья.

При расследовании случаев профессиональных заболеваний руководствуются "Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний", утвержденным Правительством РФ от 15.12.2000 N 967. При остром профессиональном заболевании (отравлении) предварительный диагноз устанавливается учреждением здравоохранения. В течение суток направляется экстренное извещение в органы санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющего надзор за объектом, где произошло острое профессиональное заболевание, и сообщение работодателю. Органы санитарно-эпидемиологического надзора в течение суток расследуют случай острого профессионального заболевания и составляют характеристику условий труда. Учреждения здравоохранения на основании клинических данных и санитарно-гигиенической характеристики условий труда устанавливают диагноз острого профессионального заболевания.

При установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) извещение о нем ЛПУ в трехдневный срок направляет в органы санитарно-эпидемиологического надзора, которые в течение двух недель представляют в ЛПУ санитарно-гигиеническую характеристику условий труда заболевшего. ЛПУ в месячный срок должно отправить пострадавшего в областной профпатологический центр для установления (неустановления) заключительного диагноза.

При подозрении на профессиональное заболевание для уточнения диагноза, установления (неустановления) связи заболевания с условиями труда работник направляется в региональный центр профпатологии. Только специалисты этого учреждения и Федерального НИИ медицины труда имеют право устанавливать окончательный диагноз профессионального заболевания. Документы, необходимые для обследования в областном центре профпатологии, служащие основанием для подтверждения профессиональной причины заболевания: направление с указанием цели медицинского обследования и предполагаемого профессионального диагноза, копия трудовой книжки, подтверждающая его трудовой стаж на предприятии, где могла возникнуть профессиональная болезнь. Копия заверяется отделом кадров по месту работы, санитарно-гигиеническая характеристика условий труда с описанием конкретных неблагоприятных факторов производства, их параметров, длительности контакта больного с ними. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется врачом санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющим государственный санитарный надзор за объектом, на котором трудится заболевший. Обязательно указываются количественные значения вредного производственного фактора в сравнении с их ПДК или ПДУ. При подозрении на хроническое отравление необходимы данные о среднесменной ПДК (если она есть), а при остром отравлении - о максимальной разовой концентрации вредного производственного фактора, выписка из амбулаторной карты с данными предварительного и периодических медицинских осмотров, также указываются все перенесенные заболевания, время их возникновения, результаты проведенных инструментальных и лабораторных методов исследования, содержание проведенного лечения и его эффективность, производственная характеристика с указанием вредных привычек больного.

Лечебно-профилактическое учреждение несет административную и юридическую ответственность за качество осмотра, заключений, диспансерного наблюдения, лечебно-профилактических мероприятий, осуществляемых в отношении больных, их направление в центр профпатологии для проведения медицинской экспертизы и дополнительные лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия.

У Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (санитарно-эпидемиологический надзор), работающей с лечебно-профилактическим учреждением по организации и проведению осмотров, также имеются определенные обязанности. Они состоят в определении вместе с работодателем контингента работников, подлежащих медосмотрам, вредных и опасных производственных факторов, с которыми они имеют контакт на работе, частоты проведения осмотров, составлении санитарии гигиенических характеристик условий труда.

Работодатель обязан составить в течение месяца список работников, подлежащих осмотру, указать цеха, профессии, вредные и опасные производственные факторы на их рабочем месте, стаж работы в этих условиях, своевременно направить работников на осмотр с направлением, выданным им на руки. Он обеспечивает данных работников картами профосмотров, в которые можно вносить результаты осмотра, в том числе и заключение о возможности (невозможности) работать по состоянию здоровья. Как было указано выше, осмотр финансируется работодателем. Наконец, работодатель несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших осмотр или не допущенных к работе по состоянию здоровья.

Обязанности работника, проходящего осмотр, состоят в своевременной явке на него с направлением, паспортом или другими документами, удостоверяющими личность, военным билетом и в получении заключения комиссии для работодателя. Контроль за проведением и выполнением медицинских осмотров осуществляют органы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в пределах своей компетенции.

Медицинские врачебные комиссии, проводящие предварительные и периодические медицинские осмотры, должны четко взаимодействовать с врачами-гигиенистами и эпидемиологами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Это взаимодействие должно заключаться в первую очередь в ознакомлении членов комиссии с вредными и опасными факторами производственной среды, потенциально опасными, участвующими в формировании профессиональной патологии.

С учетом вредных производственных факторов и опасных веществ врачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляют контроль за полнотой охвата подлежащих осмотру контингентов, на основе специального расследования составляют санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работников по запросу врачей лечебных учреждений. Органы санитарно-эпидемиологического надзора ответственны за регистрацию, учет и расследование профессиональных заболеваний на предприятиях подконтрольной территории. Врачи-гигиенисты участвуют в подведении итогов периодических осмотров, в разработке медико-профилактических мероприятий по профилактике профессиональной патологии.

В списке документов, необходимых для установления связи заболевания с профессией, значится санитарно-гигиеническая характеристика условий труда с указанием концентраций и уровней вредных производственных факторов за весь период работы, а также класса условий труда по степени вредности, опасности.

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредного производственного фактора в количествах, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих вредное воздействие на организм работника и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения ПДК и ПДУ и выраженности функциональных и патологических изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности, о чем сказано в "Гигиенических критериях оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" (от 23.04.1999).

1-я степень 3-го класса (3.1) - это условия труда, характеризующиеся отклонениями от ПДК и ПДУ, которые вызывают обратимые функциональные изменения в организме и обусловливают развитие заболеваний.

2-я степень 3-го класса (3.2) - это условия труда с уровнями вредных производственных факторов, могущими вызвать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, появлению признаков профессиональной патологии.

3-я степень 3-го класса (3.3) - это условия труда с уровнями вредных производственных факторов, приводящими к развитию, как правило, профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, к росту хронической общесоматической патологии, включая повышение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-я степень 3-го класса (3.4) - это условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний со значительным ростом хронической патологии и высокими уровнями заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Вредные условия труда (4-й класс) являются опасными (экстремальными) с уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. Оптимальные (1-й класс) и допустимые (2-й класс) условия труда считаются безопасными и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работника и его потомство. Однако в отдельных случаях при комбинированном, комплексном, длительном воздействии вредных производственных факторов, относящихся к 1-му или 2-му классу условий труда - возможно развитие профессиональных заболеваний.

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда выдается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по запросу лечебного учреждения (на основании извещения о подозрении на профзаболевание). В течение двух недель дней со дня получения запроса врач-гигиенист или эпидемиолог составляет ее в трех экземплярах на бланке с подписями профильного специалиста, главного врача и печатью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Первый экземпляр отсылается по запросу лечебного учреждения, второй - на предприятие, третий экземпляр остается в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Санитарно-гигиеническая характеристика должна последовательно содержать следующие сведения: профессию; место работы и название предприятия; его ведомственную принадлежность; фамилию, имя, отчество и год рождения заболевшего; трудовой стаж - общий и в данной профессии; общую санитарно-гигиеническую характеристику производственного процесса; описание конкретной трудовой деятельности; перечень вредных факторов с выделением основного (рассматриваемого в качестве предполагаемой причины профессионального заболевания) и сопутствующих; время контакта; данные хронометража; использование средств индивидуальной защиты; сведения о выявленных ранее случаях профессиональных заболеваний. Сведения о факторе, который рассматривается в качестве причины предполагаемого заболевания, должны быть представлены с использованием всех доступных источников объективной информации, желательно в динамике за возможно более продолжительный период работы. Количественные параметры производственных вредностей указываются обязательно, дается сравнение их с ПДК и ПДУ. Разнообразие физических перегрузок (динамические и статические нагрузки, стереотипные многократно повторяющиеся движения, неудобные вынужденные рабочие позы и др.), наряду с количественной оценкой, должно получить отражение в виде описательной части.

В заключительной части санитарно-гигиенической характеристики обязательно должно иметься заключение об условиях труда работника с отнесением их к одному из классов по условиям труда: оптимальному, допустимому или вредному той или иной степени вредности.

В нашей стране установлена система учета профессиональных заболеваний, возложенная на органы санитарно-эпидемиологического надзора, в соответствии со статьей 44 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.).

Расследование необходимо вести в соответствии с "Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний", утвержденным Правительством РФ от 15.12.2000 г. N 967. При установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) извещение о нем лечебное учреждение в трехдневный срок направляет в Роспотребнадзор, который в течение двух недель представляет в лечебное учреждение санитарно-гигиеническую характеристику условий труда заболевшего. ЛПУ в месячный срок должно отправить пострадавшего в специализированное и лицензированное медицинское учреждение по профессиональной патологии (в Самарской области это Областной центр профпатологии Самарской областной клинической больницы N 2) для установления (неустановления) заключительного диагноза. Указанное медицинское учреждение составляет медицинское заключение и в трехдневный срок направляет извещение об этом в органы санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в ЛПУ, направившее больного, и выдает его работнику (под расписку).

Порядок расследования профессионального заболевания, которое должен организовать работодатель, следующий. В течение 10 дней после получения извещения о заключительном диагнозе работодатель должен организовать комиссию во главе с главным врачом санитарно-эпидемиологического надзора в составе: а) представителя-работодателя; б) специалиста по охране труда или ответственного за это лица, назначенного работодателем; в) представителя ЛПУ; г) представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.

В расследовании могут принимать участие и другие специалисты. Пострадавший работник имеет право на личное участие в расследовании.

Для принятия решения по результатам расследования нужны следующие документы:

а) приказ о создании комиссии; б) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда; в) сведения о проведенных медицинских осмотрах; г) выписка из инструктажа и протоколов проверки знаний работника по технике безопасности; д) протоколы объяснений работника, опросов работавших с ним; е) экспертное заключение специалистов, результаты исследований и экспериментов; ж) медицинская документация о характере и тяжести повреждений, причиненных здоровью работника; з) копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты; и) выписка из ранее поданных предписании Роспотребнадзора.

Комиссия устанавливает причины профессионального заболевания, определяет лиц, допустивших нарушение санитарии эпидемиологических правил или нормативных актов, и меры по устранению причин его возникновения и по его предупреждению; составляет акт о случае профессионального заболевания. Он составляется в трехдневный срок в 5 экземплярах:

а) для работника; б) для работодателя; в) для органов санитарно-эпидемиологического надзора; г) для лечебного учреждения; д) для страховщика.

Акт подписывается всеми членами комиссии, утверждается главным врачом органа санитарно-эпидемиологического надзора, заверяется его печатью и хранится 75 лет в Роспотребнадзоре и в организации, где проводилось расследование.

При установленном профессиональном заболевании больной должен быть направлен на медико-социальную экспертизу, на которой могут быть определены группа профессиональной инвалидности, степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах, а также необходимость в дополнительных расходах, связанных с повреждением здоровья застрахованного.

Для решения указанных вопросов Бюро МСЭ руководствуется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

При направлении на МСЭ необходимо иметь посыльный лист на МСЭ, который заполняется врачами ЛПУ; заключение специализированного профпатологического учреждения об установлении профессионального заболевания; акт расследования случая профессионального заболевания, который составляется органами санитарно-эпидемиологического надзора совместно со страхователем; заявление застрахованного (потерпевшего). Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда Рострудинспекции о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали профессиональному заболеванию.

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности в каждом конкретном случае учитываются выраженность нарушений функций организма, степень компенсации, способность больного выполнять в той или иной степени работу по основной профессии, в том числе в обычных или специально созданных условиях, а также мероприятия по реабилитации, включая профессиональное обучение и переобучение.

Видами обеспечения по страхованию являются пособие по временной нетрудоспособности, страховые выплаты (единовременные и ежемесячные) и дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавшего. Названный выше Федеральный закон N 125 "Об обязательном социальном страховании" не относит к страховым выплатам возмещение морального вреда от профессионального заболевания, так как это осуществляется причинителем вреда, то есть тем предприятием (организацией), где у человека возникло профессиональное заболевание.

Единовременные страховые выплаты, согласно упомянутому выше Федеральному закону, осуществляются не позднее одного календарного месяца со дня назначения. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, установленного на день такой выплаты.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и осуществляются за весь период утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности с того дня, с которого МСЭ установлена утрата профессиональной трудоспособности, исключая период временной нетрудоспособности.

Согласно статье 8 цитируемого Федерального закона, обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживание и питание; на протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту; на обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и на горюче-смазочные материалы; на профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если в результате МСЭ установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи.

ГОУ ВПО "Самарский Государственный

медицинский университет"

В.В.КОСАРЕВ

В.С.ЛОТКОВ

Комплекс профилактических мер, реализуемый через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой. Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной, групповой и популяционной (массовой). Индивидуальная профилактика - это проведение профилактических мероприятий с отдельными индивидуумами. Групповая - с группами лиц со сходными симптомами и факторами риска. Популяционная охватывает большие группы населения (популяцию) или население в целом.

Кроме того, различают первичную, вторичную и третичную профилактику или реабилитацию.

Первичная профилактика - это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных отклонений в состоянии здоровья и заболеваний.

Первичная профилактика включает в себя следующий комплекс мер:

Меры по снижению влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха , питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, снижение уровня психосоциального стресса и других факторов, отрицательно влияющих на качество жизни);

Меры по формированию здорового образа жизни;

Меры по предупреждению профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте;

Проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а также предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию.

Вторичная профилактика включает в себя:

Целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой , сахарным диабетом , гипертонической болезнью и др.);

Проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития;

Проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.

Третичная профилактика, или реабилитация, - это комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса больного. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений.

К одним из важнейших компонентов первичной профилактики относится формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни.


Важная роль в формировании ЗОЖ принадлежит его пропаганде, цель которой - формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Важнейшими направлениями пропаганды ЗОЖ следует считать:

Пропаганду факторов, способствующих сохранению здоровья: личная гигиена, гигиена труда, отдыха, питания, физкультура, гигиена половой жизни, медико-социальная активность, гигиена окружающей среды и др.;

Пропаганду мер по профилактике факторов риска, пагубно влияющих на здоровье: избыточное потребление пищи при недостаточной физической нагрузке, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, курение табака, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек и т.д.

Для пропаганды здорового образа жизни используются различные формы пропаганды (рис. 14.1).

Рис. 14.1. Формы пропаганды здорового образа жизни

К первичным подразделениям службы формирования ЗОЖ относятся отделения (кабинеты) профилактики. Они организуются в составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, диспансеров. По решению органа управления здравоохранением аналогичные подразделения могут создаваться в других лечебно-профилактических учреждениях.

Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики.

Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики.

Основные задачи отделения (кабинета) профилактики:

Обеспечение взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с региональным центром медицинской профилактики;

Организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни;

Информационное обеспечение специалистов и населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и с помощью средств массовой информации;

Изучение и оценка знаний вопросов профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни у населения путем проведения социологических опросов;

Внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, гигиеническому обучению и воспитанию населения и др.

Значительное место в гигиеническом воспитании населения и пропаганде ЗОЖ отводится средним медицинским работникам. Медицинские сестры работают под непосредственным руководством врача, являясь его помощниками, что должно обеспечивать взаимосвязь и преемственность в гигиеническом воспитании пациентов. Медицинская сестра продолжает воспитательную работу с пациентом, начатую врачом.

Тематику и объем информации для больных, уровень подготовки медицинских сестер по вопросам пропаганды ЗОЖ определяет и корректирует врач.

Рационально построенная система профилактики дает высокий экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, сокращения расходов на выплату социальных пособий, содержание медицинских учреждений и др.



Просмотров