Современная система лечебно эвакуационных мероприятий. Сущность современной системы лечебно-эвакуационных мероприятий. Современная система лечебно-эвакуационных

Лечебно-эвакуационные мероприятия являются важнейшей составной частью медицинского обеспечения боевых действий войск. Они включают своевременный розыск и сбор раненых и больных на поле боя, последовательное и преемственное оказание им медицинской помощи в сочетании с эвакуацией на те этапы, где будет обеспечено эффективное их лечение и быстрейшее восстановление бое- и трудоспособности.

В основу медицинского обеспечения боевых действий войск в современной войне, если ее удастся развязать империалистам, будет положена система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Эта система, сложившаяся в период Великой Отечественной войны, в основном отвечает современным требованиям и обеспечивает успешное выполнение стоящих перед медицинской службой задач. Ее реализация требует соблюдения следующих основных принципов:

приближения сил и средств медицинской службы к районам (рубежам) возникновения наибольших санитарных потерь в целях проведения в предельно сжатые сроки основных лечебно-эвакуационных мероприятий;

создания необходимой группировки сил и средств медицинской службы на направлении главного удара войск, своевременного ее выдвижения и развертывания в назначенных районах; постоянной готовности медицинских подразделений, частей и учреждений к осуществлению лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий применения противником средств массового поражения, дифференцированного подхода к определению объема медицинской помощи, исходя из оперативной и медицинской обстановки для достижения оптимальных результатов имеющимися силами и средствами;

организации эвакуации за пределы фронта раненых и больных, требующих длительного лечения или не подлежащих возврату в строй.

Современной системой лечебно-эвакуационных мероприятий предусматривается расчленение медицинской помощи раненым и больным на ее отдельные виды, которые последовательно оказываются по мере эвакуации раненых и больных от места, где получено ранение (наступило заболевание), к месту окончательного лечения (рис. 6).

Под видом медицинской помощи понимают определенный перечень лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при поражениях (ранениях и заболеваниях) личным составом войск и медицинской службой на поле боя и этапах медицинской эвакуации. Вид медицинской помощи определяется местом оказания ее, подготовкой лиц, ее оказывающих, и наличием необходимого оснащения.

В настоящее время предусматриваются следующие виды медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная (фельдшерская) помощь; первая врачебная помощь, квалифицированная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь.

Первая медицинская помощь оказывается санитарами и санитарными инструкторами, а также самим раненым и больным (самопомощь) или товарищами (взаимопомощь) обычно на месте ранения или заболевания. В Великой Отечественной войне первая медицинская помощь оказывалась в 53% случаев санитарами и санитарными инструкторами рот, в 5,9% -- в порядке самопомощи, в 32,3% -- взаимопомощи, в 2,6% -- фельдшерами батальонов, в 6,2% -- врачами частей; в 84,4% случаев она оказывалась на поле боя.

Первую медицинскую помощь оказывают с целью временного устранения явлений, угрожающих жизни раненого (больного), и предупреждения развития опасных для жизни осложнений.

Она включает:

извлечение раненых из-под завалов, из танков, боевых машин;

тушение горящего обмундирования;

введение обезболивающего средства при помощи шприца-тюбика;

устранение асфиксии путем освобождения верхних дыхательных путей от слизи, крови и возможных инородных тел. При западении языка, рвоте, обильном носовом кровотечении пострадавшего укладывают на бок. При асфиксии вследствие западения языка последний прокалывают булавкой, которую фиксируют бинтом к шее или подбородку. В случае остановки дыхания производят искусственную вентиляцию легких с помощью S-образной трубки или методом рот в рот (рот в нос);

временную остановку наружного кровотечения всеми доступными средствами: наложение кровоостанавливающего жгута (стандартного или импровизированного), давящей повязки, пальцевое прижатие магистральных сосудов; наложение асептической повязки на рану и ожоговую поверхность, а при открытом пневмотораксе -- окклюзионной повязки с использованием оболочки пакета перевязочного индивидуального (ППИ);

иммобилизацию поврежденной конечности простейшими средствами;

надевание противогаза при нахождении на зараженной местности;

введение антидотов пораженным химическим оружием;

дегазацию зараженных участков кожи и прилегающих участков обмундирования жидкостью индивидуального противохимического пакета (ИПП);

дачу антибиотиков, противорвотных средств из аптечки индивидуальной (АИ);

применение глазных лекарственных пленок (ГЛП) при повреждении глаз.

При оказании первой медицинской помощи в первую очередь должны использоваться медицинские средства, имеющиеся у раненого.

Доврачебная помощь оказывается фельдшером медицинского пункта батальона (МПБ) в целях борьбы с угрожающими жизни расстройствами. В дополнение к первой медицинской помощи доврачебная помощь предусматривает:

устранение асфиксии (туалет полости рта и носоглотки, при необходимости введение воздуховода, ингаляция кислорода, искусственная вентиляция легких ручным дыхательным аппаратом);

контроль за правильностью и целесообразностью наложения жгута, наложение жгута при продолжающемся кровотечении;

наложение и исправление неправильно наложенных повязок;

введение обезболивающих средств;

улучшение транспортной иммобилизации с использованием табельных средств;

повторное введение антидотов по показаниям;

дополнительная дегазация открытых участков кожи и прилегающих к ним участков обмундирования;

обогревание раненых и больных при низкой температуре воздуха, горячее питье (за исключением раненных в живот) в зимнее время;

по показаниям -- введение симптоматических сердечнососудистых средств и препаратов, стимулирующих дыхание.

Первая врачебная помощь оказывается врачом на МПП, а иногда и в омедб в целях устранения последствий поражения (заболевания), угрожающих жизни раненого или больного, предупреждения развития опасных для жизни осложнений (шок, раневая инфекция) и подготовки раненых и больных к дальнейшей эвакуации.

Полный объем первой врачебной помощи состоит из мероприятий, которые должны проводиться в неотложном порядке, и мероприятий, проведение которых может быть отсрочено.

Неотложные мероприятия показаны при состояниях, угрожающих жизни раненых и больных. Они включают:

устранение асфиксии (отсасывание слизи, рвотных масс и крови из верхних дыхательных путей, введение воздуховода, прошивание языка, отсечение или подшивание свисающих лоскутов мягкого неба и боковых отделов глотки, трахеостомия по показаниям, искусственная вентиляция легких, наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе, пункция плевральной полости или торакоцентез при напряженном пневмотораксе);

остановку наружного кровотечения (прошивание сосуда в ране или наложение зажима на кровоточащий сосуд, контроль за правильностью и целесообразностью наложения жгута или наложение жгута при наличии показаний);

проведение противошоковых мероприятий (переливание крови и кровезаменителей при значительном обескровливании; проведение новокаиновых блокад и введение обезболивающих средств, инъекции сердечно-сосудистых средств;

отсечение конечности, висящей на лоскуте мягких тканей;

катетеризацию или капиллярную пункцию мочевого пузыря с эвакуацией мочи при задержке мочевыделения;

проведение мероприятий, направленных на устранение десорбции ОВ с обмундирования и позволяющих снять противогаз с поступающих из очага химического поражения (частичная санитарная обработка, смена обмундирования и др.);

введение антидотов, противосудорожных, бронхорасширяющих и противорвотных средств;

дегазацию раны при заражении ее стойкими ОВ;

промывание желудка при помощи зонда в случае попадания ОВ в желудок;

применение антитоксической сыворотки при отравлении бактериальными токсинами и неспецифическую профилактику при поражении БО.

Неотложные мероприятия первой врачебной помощи выполняются преимущественно в перевязочной МПП.

К мероприятиям первой врачебной помощи, которые могут быть отсрочены, относятся:

устранение недостатков первой медицинской и доврачебной помощи (исправление повязок, улучшение транспортной иммобилизации);

смена повязки при загрязнении раны РВ; проведение новокаиновых блокад при повреждениях средней тяжести;

инъекции антибиотиков и серопрофилактика столбняка при открытых травмах и ожогах;

назначение различных симптоматических средств при состояниях, не представляющих угрозы жизни пораженного.

Сокращение объема первой врачебной помощи осуществляется за счет отказа от выполнения мероприятий второй группы.

Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами-хирургами (квалифицированная хирургическая помощь) и терапевтами (квалифицированная терапевтическая помощь) в отдельном медицинском батальоне (отдельном медицинском отряде -- ОМО), а также в лечебных учреждениях ГБ. Цель ее -- устранение тяжелых, угрожающих жизни последствий поражения (асфиксия, судороги, коллапс, отек легких, острая почечная недостаточность и т. д.), а также проведение мероприятий, предупреждающих развитие вероятных осложнений и обеспечивающих дальнейшую эвакуацию раненых и больных.

По срочности оказания мероприятия квалифицированной хирургической помощи делятся на три группы.

Первая группа -- неотложные хирургические вмешательства и другие мероприятия, невыполнение которых может привести к смерти раненого в ближайшие часы. К ним относятся:

устранение асфиксии и восстановление адекватного дыхания;

окончательная остановка внутреннего и наружного кровотечения;

комплексная терапия острой кровопотери, шока, травматического токсикоза;

лечение анаэробной инфекции;

хирургическая обработка и ушивание ран при открытом пневмотораксе, торакоцентез при клапанном пневмотораксе;

лапаротомия при проникающих ранениях и закрытой травме живота с повреждением внутренних органов, при внутрибрюшинном повреждении мочевого пузыря и прямой кишки;

ампутация при отрывах и массивных разрушениях Конечностей;

декомпрессивная трепанация черепа при ранениях и повреждениях, сопровождающихся сдавлением головного мозга;

хирургическая обработка переломов длинных трубчатых костей с обширным разрушением мягких тканей.

Вторая группа -- вмешательства, несвоевременное выполнение которых может привести к возникновению тяжелых осложнений:

наложение надлобкового свища при повреждении уретры и противоестественного заднего прохода при внебрюшинном повреждении прямой кишки;

хирургическая обработка ран при переломах длинных трубчатых костей, не сопровождающихся обширным разрушением мягких тканей;

восстановление проходимости магистральных артерий конечностей;

некротомия при глубоких циркулярных ожогах груди и конечностей, не вызывающих расстройства дыхания или кровообращения;

ампутация при ишемическом некрозе конечности;

первичная хирургическая обработка ран, зараженных OB, PB, а также ран со значительным повреждением мягких тканей.

Третья группа -- операции, отсрочка которых при условии применения антибиотиков не обязательно приведет к возникновению осложнений:

первичная хирургическая обработка ран мягких тканей (кроме ран, не подлежащих хирургической обработке);

первичная обработка ожогов;

наложение пластиночных швов при лоскутных ранениях лица;

лигатурное связывание зубов при переломах нижней челюсти с дефектом.

При полном объеме квалифицированной хирургической помощи выполняются мероприятия всех трех групп. Сокращение объема квалифицированной хирургической помощи осуществляется за счет отказа от выполнения мероприятий третьей группы, а в крайних случаях -- и второй группы. При этом принимаются меры к незамедлительной эвакуации таких раненых в лечебные учреждения ГБ, где хирургическая помощь будет оказана им в исчерпывающем объеме. После неотложных операций раненые нуждаются во временной госпитализации, продолжительность которой зависит от характера поражения, произведенного оперативного вмешательства и вида эвакуационного транспорта.

Мероприятия квалифицированной терапевтической помощи разделяются на неотложные и мероприятия, выполнение которых может быть отсрочено.

Первая группа мероприятий включает:

введение антидотов и противоботулинической сыворотки;

комплексную терапию острой сердечно-сосудистой недостаточности и различных нарушений сердечного ритма;

лечение токсического отека легких;

проведение кислородной терапии и искусственной вентиляции легких при асфиксии;

введение десенсибилизирующих, противорвотных, противосудорожных и бронхолитических средств;

комплексную терапию острой почечной недостаточности,

применение транквилизаторов, нейролептиков при острых реактивных состояниях.

Ко второй группе относятся:

введение антибиотиков и сульфаниламидов с профилактической целью;

гемотрансфузии с заместительной целью;

применение симптоматических медикаментозных средств;

витаминотерапия;

проведение физиотерапевтических процедур и т. д.

Полный объем квалифицированной терапевтической помощи включает мероприятия первой и второй групп. При сокращении объема медицинской помощи осуществляются мероприятия только первой группы.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебных учреждениях ГБ, имеющих специальное оснащение. Специализация медицинской помощи является одной из характерных черт современной системы медицинского обеспечения боевых действий войск. Она достигается включением в состав ГБ штатных специализированных госпиталей, а также специализацией общехирургических и терапевтических госпиталей за счет придания им соответствующих групп специализированной медицинской помощи. В госпитальных базах предусматривается оказание специализированной медицинской помощи следующим контингентам:

раненным в голову, шею, позвоночник (нейрохирургическая, стоматологическая, офтальмологическая и отоларингологическая медицинская помощь);

раненным в грудь, живот и таз;

раненным с переломами длинных трубчатых костей и повреждением крупных суставов;

обожженным;

легкораненым и легкобольным;

пораженным ионизирующим излучением;

пораженным ОВ;

неврологическим больным, контуженным и лицам с психическими расстройствами;

общесоматическим больным;

больным с кожными и венерическими заболеваниями;

инфекционным больным;

больным туберкулезом;

женщинам при ранениях и заболеваниях женских половых органов.

Медицинская помощь раненым и больным (кроме первой медицинской и доврачебной помощи) и их лечение осуществляются на медицинских пунктах и в лечебных учреждениях, развернутых, как правило, в определенной последовательности от фронта в тыл и получивших наименование этапов медицинской эвакуации. Под этапом медицинской эвакуации понимают силы и средства медицинской службы, развернутые на путях медицинской эвакуации для приема, сортировки раненых и больных, оказания им медицинской помощи, лечения и подготовки их по показаниям к дальнейшей эвакуации. Основными этапами медицинской эвакуации являются МПП, омедб или ОМО, лечебные учреждения ГБ. Этапом медицинской эвакуации можно считать и МПБ, если он развернут для работы на месте.

Независимо от роли в системе медицинского обеспечения войск этапы медицинской эвакуации выполняют следующие общие для каждого из них задачи:

прием, регистрацию, медицинскую сортировку поступающих раненых и больных;

проведение по показаниям санитарной обработки раненых и больных, дезинфекции, дезактивации и дегазации их обмундирования и снаряжения;

оказание раненым и больным медицинской помощи;

стационарное лечение раненых и больных (начиная с омедб);

подготовку к эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению на последующих этапах;

изоляцию инфекционных больных.

Для решения этих задач на каждом этапе медицинской эвакуации предусматривается развертывание соответствующих функциональных подразделений.

В МПП и омедб (ОМО) развертывается сортировочно-эвакуационное отделение, где осуществляются прием и медицинская сортировка раненых и больных, а также сосредоточиваются раненые и больные, подлежащие эвакуации на последующие этапы медицинской эвакуации. В госпиталях для приема и медицинской сортировки поступающих раненых и больных развертывается приемно-сортировочное отделение. В составе этих отделений имеются функциональные подразделения, в которых производятся санитарная обработка раненых и больных, дезактивация и дегазация их обмундирования и снаряжения: площадка специальной обработки МПП и отделение специальной обработки омедб (ОМО) и госпиталей. Для оказания медицинской помощи раненым и больным развертываются перевязочная в МПП, операционно-перевязочные отделения, отделения реанимации и интенсивной терапии в омедб (ОМО), госпиталях. Стационарное лечение раненых и больных проводится в омедб (ОМО) и военных госпиталях, для чего развертываются различные функциональные подразделения (госпитальное отделение омедб, лечебные отделения госпиталей, лаборатория, стоматологические кабинеты и т. д.). Кроме того, развертываются аптека, изоляторы для временного размещения инфекционных больных, оборудуются места для размещения личного состава, хозяйственных подразделений. Этапы медицинской эвакуации развертываются на таком удалении от действующих войск и перемещаются за ними с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оказание медицинской помощи раненым и больным. Оптимальные сроки оказания первой врачебной помощи--4--5 ч, 1 квалифицированной -- 8--12 ч с момента ранения.

Районы для размещения этапов медицинской эвакуации выбирают с учетом конкретных условий обстановки. Развертываться они должны вблизи путей подвоза и эвакуации, по возможности в стороне от объектов вероятного воздействия противника артиллерией, авиацией и ракетно-ядерными средствами (пунктов управления войсками, районов размещения ракетных частей, резервов и т. д.), в районах, где обеспечиваются хорошая их маскировка, защита, охрана и оборона. На путях, ведущих к этапам медицинской эвакуации, устанавливаются видимые днем и ночью указатели (пикетажные знаки), а при необходимости выставляются посты регулирования. О месте (районе) размещения этапов медицинской эвакуации своевременно докладывают старшему медицинскому начальнику и информируют нижестоящие звенья медицинской службы.

На каждом этапе медицинской эвакуации оказывается определенный вид медицинской помощи: на медицинском пункте полка -- первая врачебная помощь, в отдельном медицинском батальоне (ОМО) -- квалифицированная медицинская помощь, в госпиталях -- специализированная медицинская помощь. Совокупность лечебно-профилактических мероприятий, осуществляемых на этапе медицинской эвакуации, составляет объем медицинской помощи. Он не является постоянным и может изменяться в зависимости от обстановки. Объем медицинской помощи для этапов медицинской эвакуации устанавливается и изменяется старшим медицинским начальником: для МПП-- начальником медицинской службы соединения, для омедб (ОМО) -- начальником медицинской службы объединения. В случаях, не терпящих отлагательств, объем медицинской помощи может быть уточнен для МПП начальником медицинской службы полка, а для омедб-- начальником медицинской службы соединения. Об этом немедленно докладывают старшему медицинскому начальнику. Изменение объема медицинской помощи может быть как в сторону его сокращения, так и в сторону расширения. Сокращение обусловливается, как правило, несоответствием возможностей этапа медицинской эвакуации по оказанию медицинской помощи количеству поступающих раненых и больных, а также изменениями боевой обстановки, необходимостью срочного перемещения этапа медицинской эвакуации и т. д. Сокращение объема медицинской помощи следует считать крайне вынужденным мероприятием, которое отражается на состоянии раненых (пораженных), а также на работе последующего этапа, где объем работы увеличится.

Расширение объема медицинской помощи на этапе медицинской эвакуации может происходить при усиления его силами и средствами старшего медицинского начальника либо при затруднении эвакуации раненых и больных на последующие этапы.

Чрезвычайно важными в современной системе этапного лечения с эвакуацией по назначению являются преемственность и последовательность в проведении лечебно-профилактических мероприятий на этапах медицинской эвакуации. Достигается это прежде всего единым пониманием патологических процессов, происходящих в организме при современной боевой травме и болезнях, а также едиными взглядами на их лечение и профилактику. С этой целью в мирное время при подготовке врачей проводится изучение регламентирующих документов военно-медицинской службы, разработанных на основе современных представлений о характере боевой травмы и методах ее лечения.

Преемственность и последовательность предполагают соблюдение единых принципов лечения и наращивания лечебно-профилактических мероприятий на этапах медицинской эвакуации. Так, во время Великой Отечественной войны при проникающих ранениях черепа первичная хирургическая обработка в соответствии с установившимся положением переносилась из войскового района, где не было возможности обеспечить нейрохирургическую помощь, рентгенологическое исследование и послеоперационную госпитализацию, в армейский специализированный хирургический полевой подвижный госпиталь. В войсковом районе хирургические вмешательства на черепе производились только по жизненным показаниям в случаях угрожающих кровотечений и резкого нарастания внутричерепного давления. Оперируемость раненных в череп с повреждением костей составила на дивизионных медицинских пунктах в 1944--1945 гг. 0,3--0,6%. При проведении хирургических операций предусматривалась возможность повторного вмешательства в лечебных учреждениях армейского или фронтового тыла. Поэтому рассечение или иссечение кожной раны производилось таким образом, чтобы вновь образованная операционная рана могла быть включена в будущий дополнительный разрез или в единый кожный лоскут, если возникнет необходимость закрыть обширный костный дефект.

Преемственность и последовательность в проведении лечебно-эвакуационных мероприятий могут быть достигнуты при условии четкого ведения медицинской документации, позволяющей медицинскому персоналу знать о состоянии раненых и больных на предыдущих этапах медицинской эвакуации и проведенных лечебно-профилактических мероприятиях. Наибольшее значение для обеспечения последовательности в оказании медицинской помощи раненым и больным имеют такие документы персонального медицинского учета, как «Первичная медицинская карточка» и «История болезни».

Первичная медицинская карточка (см. приложение 2) заполняется на всех раненых и больных, выбывших из строя в связи с ранением или заболеванием на срок не менее одних суток, при первом оказании им врачебной помощи, т. е. на МПП или в омедб (ОМО). В госпитале Первичную медицинскую карточку заводят только на тех раненых и больных, которые поступают в госпиталь, минуя предыдущие этапы медицинской эвакуации, не подлежат лечению в данном госпитале и после оказания медицинской помощи будут эвакуированы в другое лечебное учреждение.

В карточке отмечается наименование медицинского пункта (учреждения), выдавшего карточку, анкетные данные раненого или больного, время ранения (заболевания), характер поражения, диагноз, оказанная медицинская помощь, порядок, способ и очередность эвакуации. Имеющиеся по краям карточки цветные полосы предназначены для информации следующего этапа медицинской эвакуации о неотложных мероприятиях, в которых нуждается раненый или больной. Оборотная сторона медицинской карточки используется для отметок о проведенных лечебных мероприятиях на последующих этапах медицинской эвакуации. Заполнение карточки продолжается до того момента, когда на раненого или больного заводится история болезни, при этом карточку вклеивают в историю болезни. Первичная медицинская карточка раненого или больного, оставленного для лечения на МПП (на срок не более 5 сут), используется как история болезни. В этом случае на оборотной стороне карточки ежедневно делают записи о состоянии раненого или больного и оказанной медицинской помощи, а по окончании лечения указывают его исход.

Первичные медицинские карточки на всех раненых и больных, выбывших с определившимся исходом (возвращены в часть, умерли) и не имевших истории болезни, не позднее чем через месяц после наступления исхода пересылают через вышестоящего начальника медицинской службы в архив Военно-медицинского музея Министерства обороны (ВММ МО).

История болезни ведется: в госпитале -- на всех госпитализированных раненых и больных, в омедб (ОМО) -- на временно госпитализированных раненых и больных и легкораненых и больных со сроками лечения до 10 сут, в лазаретах медицинских пунктов воинских частей -- на раненых и больных со сроком лечения свыше 5 сут. История болезни заводится на раненого (больного) один раз и ведется до определившегося исхода лечения. При эвакуации раненых или больных из одного лечебного учреждения в другое истории болезни пересылаются вместе с эвакуируемыми. Они подлежат постоянному хранению и после использования для составления документов медицинской отчетности лечебного учреждения пересылаются в архив ВММ МО.

Важнейшим требованием современной системы лечебно-эвакуационных мероприятий является своевременность оказания медицинской помощи. Медицинская помощь должна оказываться на поле боя и на этапах медицинской эвакуации в такие сроки, которые способствуют сохранению жизни раненому и больному, предупреждению развития тяжелых осложнений и тем самым сокращению сроков лечения и скорейшему возвращению раненых и больных в строй. Особое значение имеют своевременное оказание первой медицинской помощи, проведение неотложных мероприятий первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи, а также выполнение лечебных и профилактических процедур, обеспечивающих возможность оказания медицинской помощи в более поздние сроки (отсроченная медицинская помощь).

В годы Великой Отечественной войны первая медицинская помощь оказывалась в относительно короткие сроки: после ранения сразу (32,8%), в течение 30 мин (32,6%), от 30 мин до 3 ч (27,4%) и через 3 ч (7,2%). При оказании первой медицинской помощи в более поздние сроки чаще развивались осложнения. Так, число осложнений при оказании первой медицинской помощи в период от 30 мин до 3 ч после ранения увеличивалось на 15%, а если этот срок превышал Зч -- на 72% по сравнению с условиями, когда аналогичная помощь оказывалась непосредственно после ранения.

Своевременность оказания медицинской помощи обусловлена прежде всего четкой организацией розыска, сбора и вывоза (выноса) раненых и больных с поля Ъоя (из очагов массовых потерь), хорошей военно-медицинской подготовкой всего личного состава, приближением этапов медицинской эвакуации к рубежам (районам) санитарных потерь и очагов массовых санитарных потерь и быстрейшей эвакуацией на них раненых и больных.

Под специальными формированиями здравоохранения понимаются - ор-ганы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобили-зации и военное время для выполнения задач по медобеспечению личного состава ВС РФ.

К специальным формированиям здравоохранения относятся:

1) органы управления специальными формированиями;

2) тыловые госпитали здравоохранения;

3) обсервационные пункты.

Органы управления специальными формированиями - это

1. Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохра-нения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития,

2. Отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в ор-ганах управления здравоохранением субъектов РФ.

В структуре специальных формирований здравоохранения органы управ-ления составляют около 6% от общей их численности.

Тыловые госпитали здравоохранения - предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им СМП, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначе-нию. Из ТГ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС и направлены по месту жительства. ТГ здравоохранения составляют около 92% от общей численности СФЗ.

Обсервационные пункты - являются противоэпидемическими учрежде-ниями здравоохранения военного времени. Они предназначены для времен-ной изоляции и обсервации неблагополучных в эпидемическом отношении воинских контингентов, следующих по железнодорожным, водным и воз-душным путям сообщения и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности СФЗ.

К органам управления СФЗ относятся:

  • Главное управление по руководству СФЗ,
  • Отделы и секторы по руководству ТГ.

Они яв-ляются структурными подразделениями Минздрава и органов управления здраво-охранением субъектов РФ и формируются при объ-явлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами.

На органы управления СФЗ возлагаются следующие задачи:

  1. руководство работой спецформирований в период мобилиза-ции и в ВВ;
  2. оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания спецформирований, их мат-технического и финансового обеспечения, подготовки к работе в период моб. и в ВВ.
  3. организация взаимодействия с ГВМУ МО (медслужбой военного округа ВВ, управлением МЭПа) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных.
  4. осуществление контроля за качеством лечения раненых (Б), их реабилитацией, своевременной выпиской, проведением во-енно-врачебной и медико-социальной экспертизы.
  5. руководство проведением сангигиенических и п/эпиде-мических мероприятий.
  6. организация медицинского снабжения специальных формирований;
  7. руководство медицинским и бухучетом, отчетностью, представление установленных отчетов, докладов и донесений;
  8. организация и проведение статистического анализа лечебной работы в ТГ, движения ране-ных и больных, исходы их лечения и др. задачи.

Помещения для органов управления СФ выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении МЗ и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Главное управление по руководству СФЗ формируется в следующем составе: руководитель, его заместители, главные медспециалисты (хирург и терапевт), трех управлений (орг-плановое, лечебно-профилактическое, медснабжения) и двух отделов (финансово-экономи-ческий и защиты государственной тайны).

Отдел по руководству ТГ формируется в составе:

на-чальника отдела, его заместителя, главных медспециалистов (хи-рург, терапевт), инспекторов — врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя.

Сектор по руководству ТГ формируется в составе:

начальника сектора, инспектора — врача, инспектора-провизора, делопро-изводителя и водителя.

Начальники органов управления СФ под-чинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и нахо-дящихся в них на излечении раненых и больных.

3. 2. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий.

В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпита-лей», развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время.

ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам управления гражданского здравоохра-нения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народно-му Комиссариату обороны через его санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП.

Директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация госпитальных коек развертываемых в военное время в тылу страны, т. к. в тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых сред-ней степени тяжести, нуждавшихся в сложных хирургических операциях.

С началом ВОВ на территории страны развернулось формирование обширной сети ЭГ, объединённых под руководством управлений МЭП и РЭП вГБ тыла страны.

Все медицинское обслужи-вание раненых и больных в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на ГВСУ Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены ГВСУ Красной Армии.

При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспита-лей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам дея-тельности.

При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транс-порта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.

В круг задач СЭГ входили:

— разгрузка прибывающих ВСП,

— доставка раненых и больных в ЭГ,

— доставка инвалидов — к месту жительства,

— сбор из ЭГ ра-неных и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП,

— проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных.

Укомплек-тованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй — 88%, в третий — 91%. Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, потребность ЭГ в хирургах в первом перио-де войны была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах — на 63,6%, во врачах лечебной физкультуры — на 54,7%, во врачах-лаборантах — на 90,4%.

Удельный вес коек ЭГ в общей емкости коечной сети, развернутой для действующей армии в период ВОВ, колебался от 68% в 1941г. до 35% в 1944г.

Из ЭГ возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных. Уволено в отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭГ, а ныне ТГЗ, являются важным звеном в системе ме-дицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в совре-менной системе ЛЭО раненых и больных в военное время.

Совместная работа гражданского и военного здравоохранения в годы ВОВ позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных.

Современные ТГ являются многопрофильными ЛУ военного времени, предназначены:

Для приема раненых и больных военнослужащих,

Оказания им 1-ой врачебной, К и СМП,

Лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются конечным этапом медэвакуации для большинства поступающих в них раненых и больных. Из них раненые и больные могут быть возвращены в строй, эвакуированы в госпитали инвалидов войны или уволены из ВС и направлены по месту жительства.

Структура коечного фонда ТГЗ определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск ВО ВВ.

Эвакуации из ГБ фрон-тов в ТГЗ подлежат, раненые (Б), которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй, а также раненые (Б) нуждающиеся в длительном леч., превышающем установленные для ГБФ сроки.

В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае применения сторонами Ядерного оружия, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 — 45 % раненых и больных. При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут равняться 50 — 70%.

На основании научно - исследовательских работ и учений проведенных МЗ СССР, структуры вероятно входящего потока раненых и больных, с учетом современных достижений науки и требований по специализированному ле-чению боевой патологии и по согласованию с Минобороны в 1986 году были утверждены новые виды и штаты ТГЗ.

ТГЗ подразделяются сейчас на шесть типов:

А). 4-е многопрофильных госпиталя (ба-зовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический).

Б). 2-а узко-специализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).

Коечная емкость ТГ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.

В составе ТГ планируются к развертыванию следующие основные функ-циональные подразделения:

Все госпиталя имеют в своем составе следующие отделения: приемное, отделение анестезиоло-ги и реанимации, физиотерапевтическое, рентге-новское, лабораторное и отделение лечебной физкультуры.

Кабинеты:функциональной диагностики, эндоскопический.

Кроме этого в составе госпиталей развертываются:

1. Базовый ТГ:

подвижное сортировочно - эвакуационное, хирургические (тора-кальное, абдоминальное, гнойной хирургии, нейрохирургическое, травма-тологическое, ожоговое, стоматологическое, гинекологическое), реанимации и интенсивной терапии, терапевтические отделения.

2. Нейрохирургический ТГ:

нейрохрургические, отоларингологическое, офталь-мологическое, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.

3. Травматологический ТГ:

ожоговое, травматологические, хирургическое, гнойной хирургии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическоеотделения.

4. Терапевтический ТГ:

кардиологическое, пульмонологическое, инфекционные, неврологическое, гастроэентерологическое, психиатрическое, психоневрологическое, общетерапевти-ческие, хирургическое, стоматологическое отделения.

5. Кожно-венерологический ТГ:

кожно-венерологические, хирургическое (с операционным бло-ком), стоматологическое, терапевтическоеотделения.

кабинеты: лазерной терапии.

6. Туберкулезный ТГ:

туберкулезные отд. легочно-хирургическое, для больных костно-суставным туберкулезом, для больных урогенитальным туберкулезом, легочные, хирургическое (с операци-онным блоком и стерилизационной), стоматологическоеотделения.

На ТГЗ возлагаются следующие задачи:

— прием, медицинская сортировка и санитарная обработ-ка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

— своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им СМП, лечение до определившихся исходов и медреабилитация;

— проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;

— своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздо-ровлении или перевод их по медпоказаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;

— подготовка к эвакуации раненых (Б), подлежащих переводу в другие ЛУ;

— организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;

— материально-бытовое обеспечение раненых и больных;

— ведение медицинского, материального и финансового учета и отчет-ности;

— проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

На базовые ТГ — кроме того, возлагается:

— развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибы-вающих санитарных транспортов;

—прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;

—оказание неотложных мероприятий КМП поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.

Для обес-печения гарантированного развертывания ТГЗ (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения задач по пред-назначению в ВВ необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.

В ходе мо-билизационной подготовки решаются следующие основные во-просы:

1. Комплектование СФЗ личным составом;

2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;

3.Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.

Комплектование ТГ личным составом.

Комплектования ТГ личным составом осу-ществляется в соответствии с существующими штатами:

а) специалистами из числа граждан, пребывающих в запасе и работающих в мирное время в организациях-исполнителях.

б) гражданами, пребывающими в запасе и состоящими на общем воин-ском учете.

в) специалистами из числа граждан, не состоящих на воинском учете и
работающих в мирное время в организациях-исполнителях.

г) гражданами, не состоящими на воинском учете, путем их найма на ра-боту в период мобилизации и в ВВ на штатные должности ТГ.

Комплектование ТГЗ личным составом запаса осуществляется военными комиссариатами соответствующих территорий по согласованию с МЗ и соцразвития.

На граждан, выполнение служебных обязанностей которых будет связано с секретными сведениями, военными комисса-риатами производится оформление соответствующего допуска.

На укомплектование ТГ не предназначаются граждане:

— имеющие неснятую или непогашенную судимость;

— забронированные в порядке, определенном Правительством.

— признанные временно не годными к военной службе по состоянию здо-ровья;

—занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой и т.д., нуждающими-ся по состоянию здоровья в постоянном уходе либо являющимися инвалидами 1 группы;

— матери которые имеют четырех и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;

— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Материальное, техническое и финансовое обеспечение ТГ.

Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств ТГ определяются их штатами и табелями к штатам, а также нормами обеспечения (снабжения), утвержденными МЗ и социального развития и МО.

ТГ в период мобилизации и в военное время обеспечива-ются МО стрелковым вооруже-нием, боеприпасами, средствами защиты, инженерной техникой, средствами заправки и транспортиро-вания горючего (военных образцов), имуществом продовольственной службы, вещевым имуществом, техникой связи, автомобильным и гужевым транспортом, печатями, штампами, бланками служебных документов, доку-ментами учета и отчетности медслужбы и служб тыла.

Обеспечение излечившихся военнослужащих воинскими перевозочными документами для следования к месту дальней-шего назначения после выписки из госпиталя осуществляется военными ко-миссариатами или закрепленными в/ч.

МО в период мобилизации и в военное время безвозмездно выделяет продовольствие и обменный фонд обмундирования для обеспечения раненых и больных военнослужа-щих, находящихся на лечении в тыловых госпиталях.

МЗ, органы исполнительной власти субъектов РФ в период мобилизации и в военное время обеспечивают ТГ медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, специальной техникой, оборудованием, топли-вом, ГСМ и другими матсредствами в соответствии с утвержденными штатами и табелями к ним.

Финансирование ТГ в период мобилизации произво-дится ФОИВ и организациями по сметам расходов, которые разрабатываются в мирное время.

Гражданский персонал ТГ продовольственными пайка-ми и военным обмундированием не обеспечивается.

Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для раз- вертывания СФЗ.

Здания, сооружения, коммуникации, земельные участки для ТГ предоставляются ОИВ субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В первую очередь для размещения ТГ отводятся здания и помещения ЛПУ (госпитали ветера-нов войн, больницы, санатории, дома отдыха, профилактории и т.д.) и при-легающая к ним территория.

В исключительных случаях отводятся здания и помещения учебных заведений, гостиниц и других учреждений, требующие минимальных затрат для их приспособления в период мобилизации и в военное время.

В период мобилизации и в военное время отведенные для развертывания ТГ здания, сооружения, земельные участки, транспортные средства, имеющийся запас топли-ва, твёрдый и мягкий инвентарь, средства связи и энергоснабжения, а также другие материальные средства передаются организацией-вла-дельцем здания в веде-ние начальника ТГ по акту приема-передачи с указанием в нем стоимости передаваемого имущества.

3. 3. Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.

В первые в годы ВОВ, войска действующей армии не стали источником заражения и распро-странения эпидемических заболеваний среди населения.

На возможных путях заноса инфекционных заболеваний в войска действующей армии, была создана эффективная система противоэпидемиче-ских барьеров.

Роль первого противоэпидемического барьера выполняла медслужба запасных полков и бригад, пополнявших войска по мобилизации, а также от-дельных дорожно-эксплуатационных батальонов.

Вторым противоэпидемическим барьером были обсервационные пункты НКЗ СССР, а также СКП Санитарной службы Красной Армии.

В соответствии с директивой ГШ от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных узлах были сформированы и раз-вернуты обсервационные пункты Наркомздрава СССР.

Санитарным управле-нием Красной Армии были разработаны и направлены в войска «Указания по противоэпидемическому обеспечению движущихся воинских контингентов».

За годы, прошедшие после ВОВ принципиальных изменений в порядке формирования, использования обсервационных пунктов не произошло.

Обсервационные пункты здравоохранения РФ пред- назначены для:

  1. Временной изоляции и обсервации следующих по железно-дорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии,
  2. Выполнения функций противоэпи-демических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфек-ционных заболеваний в войсках и среди населения.

Данные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства, приписываются к местным (распределительным) ЭП, которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой.

Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству ТГ органов управле-ния здравоохранением субъектов РФ.

На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:

Прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, посту-пающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и дру-гих вещей;

Медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в ближайшие ин-фекционные больницы (отделения);

Лабораторные обследования с целью выявления бак-терионосителей (по показаниям);

Проведение по эпидпоказаниям профилактических прививок;

Материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного до-вольствия за время пребывания в обсерваторе;

Проведение санитарно-просвети-тельной и культурно-досуговой работы;

Организация заключительного медицинско-го осмотра и санитарной обработки обсервируемых по окончанию обсервации.

Обсервационный пункт состоит из:

  1. управления;
  2. приемно-диагностического отделения с изо-лятором на 50 коек;
  3. бактериологической лаборатории;
  4. дезинфекционного отделения;
  5. подразделений обеспечения (аптеки, столовой, склада и хозяйственно-го отделения).

Всего личного состава - 77 человек, из низ 3 в/сл. Имеет 3 ед. техники.

Здания для обсервационного пункта отводятся заблаговре-менно в мирное время вблизи от железнодорожных станций, портов, пристаней, аэродромов, стратегических авто-мобильных дорог и приспосабливаются в соответствии с общими требова-ниями.

При отводе зданий под обсервационные пункты, должны предусматриваться помещения для временного разме-щения (на 2000 человек) воинских контингентов, подлежащих обсервации.

Порядок обсервации.

Обсервации подвергаются воинские контингенты, (следующие по желез-нодорожным, водным и воздушным путям сообщения), при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении хотя бы одного случая опасных высококонтагиозных заболеваний.

Воинские контингенты подлежат обсервации распоряжением командую-щего войсками военного округа, по территории которого следуют воинские транспорты, по представлению НМС на осно-вании донесений начальника эшелона, командира воздушного, морского судна, начальника аэродрома, порта.

Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции (аэропорта, порта) и начальника гарнизона.

Одновременно ставит-ся в известность соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и ЭП (местный или распределительный), к которому приписан обсервационный пункт.

Орган управления здравоохранением субъекта РФ приводит обсервационный пункт в состояние готовности к работе.

Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе: представителя штаба военного округа, начальника обсер-вационного пункта, гарнизонного врача, начальника эшелона, врача эшело-на и представителя органа управления здравоохранением субъекта РФ.

Комиссия составляет акт в двух экземплярах о санитарно— эпидемиоло-гическом состоянии эшелона.

После приема воинского эшелона на обсервацию производится медосмотр всего обсервируемого личного состава с привлечением ме-дсостава эшелона.

Инфекционные больные (с выраженной клиникой заболевания) направ-ляются в стационарные ЛУ, выделяемые для этой цели ор-ганом управления здравоохранением субъекта РФ. Боль-ные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор.

Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размещается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размещаются изолированно.

Дезинфекция транспортных средств, на которых следовали обсервируемые, производится по распоряжению ведомственной медслужбы ее силами и средствами.

Санитарная обработка обсервируемого личного состава проводится сила-ми и средствами обсервационного пункта. Все обсервируемые подвергаются ежедневному медицинскому ос-мотру и термометрии.

Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).

После отправки обсервируемого личного состава помещение обсервационный пункт, а также все оборудование подвергается тщательной уборке и дезинфекции силами и средствами обсервационного пункта.

Расформирование обсервационного пункта проводится в порядке, уста-новленном для специальных формирований здравоохранения РФ.

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК А. Шабров

  • Лекция № 2 Задачи и организация медицинской службы Вооружённых Сил рф военное время
  • Задачи медицинской службы вс рф в военное время
  • 2. Условия деятельности медицинской службы в современной войне.
  • 3. Организационная структура медицинской службы вс рф.
  • 4. Категории личного состава медицинской службы.
  • 1. Определение и классификация общих и санитарных потерь.
  • 2. Величина и структура санитарных потерь. Факторы, оказывающие влияние на размеры и структуру санитарных потерь.
  • 3. Влияние величины и структуры санитарных потерь на организацию медицинского обеспечения личного состава.
  • Современная система лечебно-эвакуационных
  • Определение понятия, сущность современной системы этапного лечения с эвакуацией по назначению, её основополагающие принципы.
  • 2. Виды и объем медицинской помощи. Понятие об, этапе медицинской эвакуации“, его задачи. Tребования предъявляемые к месту развертывания этапов медицинской эвакуации.
  • 5. Определение понятия,медицинская сортировка“, её задачи, виды.
  • Определение понятии, медицинская эвакуация“. Её цели и виды.
  • 5. Организационные аспекты лечения легкораненых и больных в
  • Лекция № 5 Основы организации санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий.
  • 1. Значение и место санитарно-гигиенических и противо-
  • 2. Определение понятия и содержание санитарно-гигиенических и
  • 3. Оценка санитарно-эпидемического состояния войск и районов их
  • 1. Понятие о защите войск и объектов от радиационного,
  • 2. Содержание мероприятий медицинской службы по защите личного
  • 3.Защита частей и подразделений мед.Службы.
  • 1. Понятие о медицинской разведке, её задачи и виды.
  • 2. Организация медицинской разведки в части, соединении.
  • 3. Порядок оформления результатов медицинской разведки.
  • Лекция №8 Основы организации медицинского обеспечения имуществом частей и соединений.
  • Задачи и принципы медицинского снабжения частей и соединений.
  • 2. Довольствующие органы, учреждения и подразделения
  • 3.Понятие « медицинское имущество » и его классификация.
  • 4.Понятие « комплект » и его классификация.
  • Лекция №10 Медицинская служба полка
  • 1. Задачи и организация медицинской службы полка.
  • 2. Обязанности санинструктора роты и стрелка-санитара взвода.
  • 3. Обязанности начальника медицинского пункта батальона (фельдшера). Задачи, личный состав и оснащение мпб. Мероприятия доврачебной помощи.
  • 4. Задачи и организационно-штатная структура мпп.
  • 6. Особенности работы мпп при массовом поступлении
  • 7. Медицинская документации мпп.
  • 7. Понятие о маневре силами и средствами медицинской службы,
  • 1. Задачи и организация медицинской службы соединения (дивизии).
  • 2. Мероприятия квалифицированной хирургической и
  • 3. Организация развертывания оМедБ.
  • 4. Предназначение, состав, оснащение и основы организации работы
  • 5. Особенности работы оМедБ при массовом поступлении
  • 1. Особенности организации и проведения лечебно-эвакуационных,
  • 2. Особенности организации медицинского обеспечения полка при
  • Лекция № 15 Организация медицинского обеспечения войск при передвижении.
  • 1. Медицинское обеспечение полка при железнодорожных перевозках.
  • 1. Характеристика сил и средств медицинской службы армии. Предназначение и состав армейской медицинской бригады и принципы использования её учреждений.
  • 2. Отдельный медицинский отряд (омо). Состав, развертывание и
  • 3. Отдельный санитарно-эпидемиологический отряд (сэо).
  • 4. Понятие о госпитальной базе, задачи и порядок её использования.
  • 5. Отряд специализированной медицинской помощи (осмп)
  • Лекция № 17 Медицинская служба вооруженных сил Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного времени
  • 1. Понятие о чрезвычайных ситуациях. Критерии оценки
  • 2. Особенности проведения лэм при ликвидации последствий чс
  • 3. Предназначение и структура медицинских формирований
  • 4. Задачи, структура, развертывание и организация работы мосн.
  • Современная система лечебно-эвакуационных

    мероприятий

    1. Определение понятия, сущность современной системы этапного лечения с эвакуацией по назначению, её основополагающие принципы.

    Лечебно-эвакуационные мероприятия - это совокупность мероприятий по оказанию медицинской помощи раненым и больным, их эвакуации и лечению.

    Лечебно-эвакуационные мероприятия включают:

      розыск, оказание раненым и пораженным первой медицинской помощи, вынос их с поля боя (очага массового поражения);

      Своевременная эвакуация раненых на этапы медицинской эвакуации

      Своевременное оказание медицинской помощи в установленном объём на этапах медицинской эвакуации;

      Лечение раненых и поражённых, не подлежащих эвакуации по легкости ранения или заболевания;

      Подготовка раненых и пораженных к эвакуации, их эвакуация в тыл.

    Лечебно-эвакуационное обеспечение войск сформировалось в виде определённой системы во второй половине ХVII в., когда были созданы постоянные армии, а в их составе организованна медицинская служба.

    История военной медицины свидетельствует о разнообразных факторах и методов организации лечебно-эвакуационного обеспечения, которые в итоге были сведены к двум основным системам:

    1-я система - Лечение раненых в непосредственной близости к району боевых действий, т.е. «система лечения на месте». Она преобладала в войнах 16-18 в.в., когда войны ограничивались одним генеральным сражением и раненых можно было лечить на месте. Лечение на месте может быть организовано в условиях современной войны при возникновении очагов массовых санитарных потерь в тылу, когда обстановка позволяет выдвигать и развёртывать лечебные учреждения в районы очагов.

    2-я система - Удаление основной массы раненых из зоны боевых действий в тыл для лечения в более благоприятных условиях, т.е. «эвакуационная система».

    В 1916 г. – профессор Военно-медицинской академии В.А.Оппель предложил новую систему лечебно-эвакуационного обеспечения, которая должна была свести к минимуму отрицательное влияние эвакуации на раненых, сочетать эвакуацию с лечением и максимально приблизить квалифицированную медицинскую помощь к раненым и поражённым, т.е. «система этапного лечения». В.А.Оппель писал: «Под этапным лечением я понимаю такое лечение, которое не нарушается эвакуацией и в которое она входит как слагаемая часть».

    В ходе Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) началось практическое осуществление мероприятий по совершенствованию системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск, в результате чего возникла более совершенная система, т.е.«система этапного лечения с эвакуацией по назначению». Согласно данной системы предусматривалось последователь- ное развёртывание ряда медицинских пунктов и лечебных учреждений от фронта в тыл, на которых оказывались определённые виды медицинской помощи. Так, на поле боя оказывалась первая медицинская помощь, на МПБ – доврачебная, на МПП – первая врачебная, в ОМедБ и ОМО – квалифициро- ванная, в лечебных учреждениях армии и фронта – специализированная медицинская помощь. Принципы этапного лечения с эвакуацией по назначе- нию полностью оправдали себя во время Великой Отечественной войны, однако, и они не лишены ряда недостатков. К числу наиболее существенных из них следует отнести – повторное оказание хирургической помощи, много- этапность при эвакуации, увеличение длительности и ухудшение исхода лечения.

    Появления новых видов вооружения, техники, зажигательных средств, средств массового поражения повлечёт за собой изменения и характера и структуры санитарных потерь. Санитарные потери будут носить одномоментный, массовый характер с преобладанием комбинированных поражений, значительно увеличится число нуждающихся в терапевтической помощи при радиационных поражениях и поражениях отравляющими веществами.

    Новые условия деятельности медицинской службы привели к необходимости перестройки системы лечебно-эвакуационого обеспечения войск. Раненые и поражённые, которые не нуждаются в мероприятиях по жизненным показаниям, должны после медицинской сортировки эвакуироваться по назначению в соответствующие лечебные учреждения, где им должна быть оказана одномоментная исчерпывающая медицинская помощь.

    Эвакуация раненых и поражённых должна исключать многоэтапность и обеспечивать такое распределение раненых по лечебным учреждениям, при котором они своевременно получат медицинскую помощь по профилю поражения и по возможности завершат лечение в том же учреждении, где получили медицинскую помощь. Такое распределение раненых исключает последовательное прохождение ими не нужных промежуточных этапов медицинской эвакуации и может быть достигнуто рациональным использованием санитарного транспорта.

    Сущность современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения состоит в проведении последовательных и преемственных лечебных мероприятий на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией раненых и поражённых в специализированные лечебные учреждения в соответствии с конкретными условиями обстановки с последующей организацией лечения на месте значительной части раненых и пораженных.

    Отличительные признаки современной системы ЛЭО:

    Максимальное ограничение многоэтапности в лечении раненых;

    Стремление к одномоментному, своевременному оказанию исчерпываю-

    щей медицинской помощи;

    Выдвижение лечебных учреждений к очагам массовых санитарных потерь

    Организация лечения раненых в пределах той госпитальной базы фронта,

    куда они поступают и где получили специализированную медицинскую

    Раннее рассредоточение эвакуационных потоков в глубину, широкий

    маневр объёмом и видами медицинской помощи;

    Сочетание мероприятий по оказанию медицинской помощи и лечению

    с эвакуацией;

    Разделение медицинской помощи, последовательное и своевременное её

    оказание, преемственность в проведении лечебных мероприятий;

    Осуществление эвакуации по назначению;

    Специализация медицинской помощи.

    Основные принципы лечебно-эвакуационных мероприятий

    Преемственность – соблюдение единых методов лечения и профилактики. Достигается единым пониманием патологических процессов, происходящих в организме человека при поражении.

    Последовательность – предусматривает наращивание лечебных меропри-

    ятий в медицинских пунктах и госпиталях по мере эвакуации раненых от

    фронта в тыл. Преемственность и последовательность в проведении лече-

    бных мероприятий достигается тщательным заполнением медицинской

    документации, в частности – первичной медицинской карточки (ф. 100);

    Своевременность медицинской помощи – должна быть оказана в сроки

    обеспечивающие благоприятные условия для выздоровления раненого.

    Своевременность медицинской помощи достигается наличием штатных

    сил и средств медицинской службы, правильной их расстановкой и орга-

    низацией работы с учётом обстановки, быстрейшим розыском, вывозом

    раненых, быстрейшей эвакуацией их на тот этап медицинской эвакуации,

    где они получат исчерпывающую помощь.

    Занятие 2.2.2

    Система лечебно-эвакуационных мероприятий в войсках

    Введение

    В условиях мирного времени лечение пострадавших при несчастных случаях или тяжелобольных осуществляется, как правило, в близко расположенных медицинских учреждениях. Так, на месте получения травмы, пострадавшему оказывается первая медицинская помощь, квалифицированная же медицинская помощь осуществляется в непосредственной близости от места поражения, в стационарных условиях. Доставка пострадавших или больных в эти стационарные больничные учреждения на столь короткое расстояние занимает такое незначительное время, что говорить в этих условиях об эвакуации не приходится. В дальнейшем, пострадавший или больной проходит весь цикл лечения в том же стационаре до выздоровления, находясь повседневно под наблюдением одного и того же медицинского персонала. Это обстоятельство дает право называть систему, принятую в здравоохранении, системой лечения на месте. Такая же система принята и в Вооруженных силах в мирное время.

    В основу медицинского обеспечения боевых действий войск в современной войне положена система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению. Развитие же военной и медицинской науки, появление новых средств поражения, изменение характера ведения боевых действий, огромный опыт медицинского обеспечения боевых действий в локальных конфликтах внесли существенные изменения в систему лечебно-эвакуационных мероприятий.

    Учебный вопрос №1 Сущность и принципы лечебно-эвакуационного обеспечения войск.

    Лечебно-эвакуационные мероприятия являются одной из важнейших составных частей медицинского обеспечения Вооруженных Сил в военное время.

    Лечебно-эвакуационное обеспечение (далее – ЛЭО) боевых действий войск – одна из важнейших составляющих системы медицинского обеспечения войск – вид деятельности медицинской службы, направленный на проведение мероприятий по своевременному оказанию медицинской помощи раненым и больным, последовательному и преемственному лечению в сочетании с эвакуацией их в военные медицинские организации, военные медицинские части и подразделения, а также лечебные организации Министерства здравоохранения, действующие в интересах Вооруженных Сил в военное время (далее - лечебные организации Министерства здравоохранения).

    Система ЛЭМ включает :

      розыск раненых и больных, оказание им первой медицинской помощи, сбор, вывоз (вынос) с поля боя и очагов санитарных потерь в места сосредоточения раненых и больных, на медицинские посты рот (мпр), посты санитарного транспорта (ПСТ), медицинские пункты воинских частей и подразделений (МП);

      оказание раненым и больным различных видов медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации (ЭМЭ) в установленном объеме;

      подготовку к эвакуации и эвакуацию раненых и больных из мест сосредоточения раненых и больных (мпр, ПСТ, МП) подразделений, воинских частей, соединений в омедо механизированных бригад, медр мобильных бригад, ВПГ, ГВКМЦ и лечебные организации Министерства здравоохранения, обеспечивающие оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи раненным и больным;

      госпитализацию и лечение раненых и больных в военные медицинские части и подразделения, военные медицинские организации и лечебные организации Министерства здравоохранения до исхода ранения (заболевания);

      проведение мероприятий медицинской реабилитации раненых и больных.

    Успешное осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий достигается:

      обеспечением своевременного розыска, сбора и вывоза (выноса) раненых и больных в короткие сроки с поля боя (очагов санитарных потерь), своевременного оказания первой медицинской помощи и щадящей эвакуацией в военные медицинские части и подразделения, военные медицинские и лечебные организации Министерства здравоохранения;

      созданием группировки сил и средств медицинской службы, соответствующей конкретной обстановке и решаемым задачам, их умелым и эффективным использованием, а также максимально возможным приближением к районам (очагам) наибольших санитарных потерь;

      всесторонним обеспечением своевременного развертывания ЭМЭ, организацией эффективной их работы, обеспечивающей оказание раненым и больным медицинской помощи в установленном объеме в оптимальные сроки;

      активным внедрением в практику эффективных методов диагностики, оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных;

      четким ведением медицинской документации.

    Опыт оказания медицинской помощи пострадавшим в ходе войны в Афганистане, боевых действий в Чеченской Республике подвергся глубокому и всестороннему анализу. Существенно изменились в качественном и количественном отношениях показатели величины и структуры санитарных потерь, значительно увеличилось число тяжелых и крайне тяжелых, а также сочетанных и комбинированных поражений механо-термического и контузионного характера, включая поражения паренхиматозных и других органов.

    Таким образом эффективность оказания медицинской помощи в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах требует создания условий для максимального сокращения этапов медицинской эвакуации и времени на ее проведение, а также обеспечения быстрейшего оказания раненым и больным необходимой медицинской помощи на поле боя и этапах медицинской эвакуации.

    Учебный вопрос №2 Понятие об этапах медицинской эвакуации.

    При анализе применявшихся в прошлом принципов, форм и методов лечебно-эвакуационного обеспечения, можно выявить наличие двух тенденций. Первая из них характеризуется стремлением лечить раненых и больных в непосредственной близости к району боевых действий (система лечения на месте ), вторая, напротив, предусматривает проведение широкой эвакуации раненых и больных в тыл, за пределы района боевых действий (эвакуационная система).

    Возвращение в строй большого числа раненых и больных во многом определилось теми обстоятельствами, что на вооружении медицинской службы была принята и положительно себя оправдала наиболее прогрессивная и эффективная система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению.

    В современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий в организации эвакуации раненых и больных принимают участие: во фронте - военно-медицинское управление, ЭП(ф), управления ГБФ; во внутреннем районе страны - эвакуационные пункты распределительные, местные, перегрузочных районов, медицинская служба ВО ВВ (территориального командования). Общее руководство эвакуацией раненых и больных в ТГЗ осуществляется ГВМУ МО. Кроме органов управления к эвакуации раненых и больных привлекается большое количество сил и средств как военного, так и гражданского ведомств. В связи с этим успешное решение задач по эвакуации раненых и больных из ГБФ в ТГЗ возможно только при четкой организации взаимодействия между органами управления здравоохранения, военно-медицинской службы, службы военных сообщений, МЧС, местных органов власти и т.д.

    В общей системе эвакуации раненых и больных в ТГЗ военно-медицинское управление фронта планирует эвакуацию раненых и больных из ГБФ, представляет донесения в ГВМУ МО о количестве и структуре раненых и больных, подготовленных к эвакуации, и представляет заявки в службу военных сообщений фронта для эвакуации, а также контролирует организацию эвакуации за пределы фронта.

    На госпитальные базы возлагаются чрезвычайно сложные и ответственные задачи по отбору и подготовке раненых и больных к эвакуации в предельно сжатые сроки, так как массовая эвакуация за пределы фронта начинается с 5-7 суток операции. Кроме того, управления госпитальных баз организуют развертывание прирельсовых (приаэродромных) эвакоприемников своими силами и средствами, обеспечивают доставку раненых и больных к местам погрузки и погрузку раненых и больных в транспортные средства, если ЭП фронта возлагает на них эту задачу.

    Непосредственное руководство эвакуацией раненых и больных из ГБФ осуществляет ЭП(ф), который организует отбор и подготовку раненых и больных, развертывание эвакуационных приемников, доставку в них раненых и больных и погрузку на санитарно-транспортные средства.

    Подготовка раненых и больных к эвакуации включает выполнение следующих обязательных требований:

    Завершения оказания раненому (больному) квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

    Замену транспортной иммобилизации на лечебную (гипсовую повязку, аппарат для внеочаговой фиксации, остеосинтез переломов);

    Проведение медицинских мероприятий, обеспечивающих транспортабельное состояние раненых и больных с учетом условий транспортировки и длительность эвакуации (восполнение кровопотери, стойкое купирование болевого синдрома и психомоторного возбуждения, детоксикационная терапия и др.);

    Проведение полной санитарной обработки раненого (больного);

    оформление медицинских документов эвакуируемого (истории болезни, эвакуационного конверта);

    Выдачу раненым и больным продовольственного, вещевого и денежного аттестатов;

    Выдачу личных вещей, орденов и медалей, принадлежащих эвакуируемому;

    Экипировку эвакуируемого (выдачу обмундирования в соответствии со временем года и погодой).

    В целях обеспечения преемственности в лечении раненых и больных в переводном эпикризе истории болезни указываются время поступления в госпиталь, диагноз основного и сопутствующего ранения (заболевания), выполненные в госпитале лечебные мероприятия (оперативные вмешательства), послеоперационное течение, данные объективных исследований, обоснование перевода в ТГЗ, необходимые медицинские мероприятия в пути следования.

    В современной системе этапного лечения с эвакуацией по назначению важное место занимают местные эвакуационные пункты - это орган управления эвакуацией раненых и больных, с которым руководители СФЗ будут осуществлять наиболее тесное взаимодействие в процессе своей работы.

    Местный эвакуационный пункт (МЭП) является территориальным органом управления медицинской службы, предназначенным для организации приема раненых и больных, эвакуируемых из госпитальных баз фронтов, флотов, войск военного округа военного времени, соединений и частей родов войск и видов Вооруженных Сил, дислоцированных на территории ВО ВВ, и войск, проходящих по его территории, доставки поступающих раненых и больных в тыловые госпитали МЗ и оперативного руководства деятельностью тыловых госпиталей. МЭП непосредственно подчинён начальнику медицинской службы ВО ВВ, на территории которого расположены приписанные к нему ТГЗ.



    Просмотров