Спасатель мчс. Детям о профессии спасатель Каким должен быть хороший спасатель

Спасатель МЧС - специалист по спасению пострадавших в экстремальных ситуациях, сотрудник системы Министерство чрезвычайных ситуаций. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, ОБЖ и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Спасатель - один из тех людей, кто приходит на помощь одним из первых. Эта профессия включает в себя сразу несколько специальностей: водитель, пожарный, верхолаз, водолаз, медик и др. Во время стихийного бедствия, техногенной катастрофы или теракта одновременно страдает большое количество людей. И многим из них помощь нужна незамедлительно. Если человек теряет кровь или его придавило плитой, счёт идёт на минуты.

Прибывшие на место спасатели мгновенно оценивают обстановку, организуют эвакуацию, извлекают раненых, оказывают первую помощь (останавливают кровь, накладывают шину и т.п.). Все эти мероприятия на казённом языке называются ликвидацией последствий. Они требуют от человека решительности, сосредоточенности на работе и отточенных навыков. Спасатели приезжают по вызову и при несчастных случаях, когда требуется не просто оказать медицинскую помощь (иногда она вообще не требуется), а вызволить кого-то из западни, снять с крыши, вынуть из воды и т.п. Иногда сотрудникам МЧС приходится работать, не дожидаясь конца бедствия. Например, не лесных пожарах.

Спасатели работают не только на местах массовых катастроф. Например, если кто-то заблудился в лесу, для поисков также привлекают спасателей.

Спасатели по призванию

В некоторых районах страны для борьбы с пожарами, поиска потерявшихся людей и других мероприятий, требующих масссового участия помощников, всё чаще объединяются добровольцы . Они помогают сотрудникам МЧС совершенно бесплатно, на свои деньги покупают снаряжение и тратят свои выходные не на отдых с друзьями, а на помощь людям. В этом они видят своё призвание. В Москве волонтёры, занятые поисками пропавших детей, объединились в поисковый отряд «Лиза Алерт».

Как они сами пишут, на своём сайте, в наших рядах «кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и просто неравнодушные люди, без специальных и поисковых навыков». Отряд назван в память о заблудившейся девочке Лизе, которую удалось найти лишь через пять дней после пропажи. К этому моменту она была уже мертва. Свою задачу добровольцы видят в том, чтобы как можно раньше и интенсивнее начинать поиски.

В своей работе спасатели постоянно сталкиваются с чужой болью, сами оказываются в опасных ситуациях. И ни один человек не удержится в такой трудной профессии, если не чувствует в этом настоящей потребности. Соображения о зарплате и прочих выгодах не помогут. Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы спасатели много тренируются и в спортзале и на полигоне, доводя свои умения до автоматизма.

Важные качества

Дисциплинорованность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость, крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.

Знания и навыки

Чтобы стать спасателем, нужно пройти подготовку в оперативно-спасательной службе. Для этого достаточно среднего образования и хорошей физической формы.

  • Чтобы рассчитывать на руководящие должности, нужно окончить один из вузов системы МЧС:
  • Академия гражданской защиты МЧС России
  • Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

Потушить костер в лесу сможет каждый, но если вдруг случится настоящий пожар? Кто придет на помощь и спасет людей? Вы, ребята, конечно же, знаете, что с огнем борются храбрые пожарные! Эти люди по первому сигналу примчатся к месту происшествия и ликвидируют пожар любой сложности.

Пожалуй, вы видели мчащиеся c ревом сирены огромные красные машины – это бравые борцы с огнем выехали на помощь. Знаете ли вы, что трудятся пожарные целые сутки! Смена начинается в восемь часов утра и завершается в то же время на следующий день.

Требования к сотрудникам

Пожарные не только тушат возгорания, но и предупреждают их. Сотрудники МЧС следят за строительством каждого здания в городе или деревне. Если оно не отвечает правилам пожарной безопасности, то разрешения на постройку никто не получит.

Пожарные регулярно осматривают учебные заведения, рестораны, офисы, больницы на наличие огнетушителей, пожарных рукавов, аварийных выходов и плана эвакуации. Эти меры значительно снижают риск появления огня и лишних жертв.

А еще пожарные проводят беседы в школах и детских садах. Настоящие спасатели рассказывают о мерах пожарной безопасности, правильном поведении в горящем помещении или лесу, о последствиях игр с огнем.

Вы, ребята, уже знаете, что пожарные должны быть смелыми, сильными и ловкими, но к спасателям предъявляется гораздо больше требований! Давайте вместе составим список качеств борцов с огнем:

Знали ли вы, что у пожарных есть свой собственный кодекс чести? При вступлении на службу они дают особую клятву, обязуясь исполнять все правила, изложенные в сборнике.

Для того, чтобы соответствовать требованиям профессии, пожарные очень много тренируются. На станции для них оборудован спортзал, чтобы спасатели всегда были в форме.

Еще борцы с огнем в особых комнатах отрабатывают на время каждую возможную ситуацию (например, закинуть крюк в окно и зацепиться за подоконник, а затем за шесть секунд попасть в помещение по тросу). Пожарные также много и усердно учатся. На станции есть и специальные классы, где старшие специалисты знакомят с тонкостями пожарного дела .

Пожарные – это обычно крепкие юноши и мужчины, но в пожарных частях трудятся и женщины. Чаще они работают диспетчерами. Эта профессия требует внимательности и точности, с чем девушки с успехом справляются.

– важный человек в команде: он принимает звонки, выясняет что и где горит, на карте обнаруживает ближайший гидрант и вычисляет самый короткий путь к месту происшествия.

Боевая экипировка

Одежда пожарного шьется не из обычной ткани, а из особой. Она не горит в огне и мало нагревается. Такая ткань называется арамидной, ее волокна включают пропитанные специальными средствами полульняные и винилискожу (или дермантин). Материалы в одежде различаются в зависимости от сложности пожара.

В комплект входят:

  1. куртка защитная;
  2. комбинезон;
  3. удобные и прочные сапоги;
  4. ватная куртка и штаны;
  5. защитные перчатки;
  6. теплоотражающий металлический костюм;
  7. теплоотражающая маска с респиратором;
  8. противогаз с чехлом;
  9. каски из металла и пластмассы;
  10. маска с пелериной.

Благодаря пожарным нипочем жара и огонь!

Знаете дети, снаряжение для пожарного очень важно! С помощью него можно пробиться через возникшие препятствия, попасть в здание через окно и так далее.

Обязательными на каждом выезде являются предметы, обеспечивающие дыхание в задымленном помещении: респираторы, противогазы и фильтры.

Они крепятся к специальному поясу и хранятся в футлярах. Чтобы освещать дорогу в темных помещениях, у каждого пожарного должен быть фонарик.

Для преодоления различных препятствий борцы с огнем носят много оборудования. Пожарными топорами храбрые спасатели прорубают обвалившиеся балки и доски, для удобства этот инструмент крепится к поясу. Пожарные веревки и веревочные лестницы, кобура и карабин позволяют взобраться в труднодоступные места, вытащить людей, животных и вещи.

Иногда причиной возгорания становятся электроприборы и провода. Для устранения огня в этом случае, необходимо сначала обесточить проблему. Тушить водой включенные электроприборы – опасно для жизни!

Для таких ситуаций у пожарных в арсенале имеются особые и сапоги, коврики и ножницы.

Для экстренных эвакуаций спасатели используют различные ручные лестницы: лестница-палка, механическая раздвижная лестница, лестница штурмовка. Они позволяют вызволить людей с высоких этажей.

Как тушат огонь

На самом деле существует несколько способов ликвидации возгорания. С давних пор самым известным и распространенным является вода. Для подачи ее по всему городу стоят пожарные гидранты, к которым присоединяют рукав (пожарный шланг). Также воду перевозят в цистернах специальные пожарные машины. Из них ее выкачивают специальными ручными или механическими насосами.

Однако водой потушить можно не все: воспламенившиеся электроприборы при взаимодействии с водой могут привести к гибели людей. Для начала их необходимо обесточить, а затем засыпать песком. Его носят в специальных конусообразных ведрах.

В снаряжении пожарного всегда есть огнетушители. Они бывают разных типов, то есть заполнены разными веществами. Одни заполнены газом (например, углекислым, углеводородом и аэрозольным), другие – пеной (нельзя использовать при воспламенении электроприборов и горючего топлива вроде бензина), а третьи – порошком.

Знали ли вы, что первые огнетушители появились еще в первой четверти XVIII века? В 1715 году немецкий изобретатель Захария Грейл запатентовал устройство, представляющее собой бочку из крепкого дерева, заполненную двадцатью литрами воды.

К сосуду прикреплялся фитиль и емкость с порохом. Огнегаситель кидали в очаг возгорания, где взрывался, тем самым туша пожар. А в начале XIX века англичанин Джордж Мэнби изобрел огнетушитель в том виде, какой мы видим и в наши дни. Его устройство представляло собой медный сосуд, заполненный химическим порошком под большим давлением.

Если вдруг случается пожар, необходимо позвонить по телефону «01», сообщить адрес и что конкретно воспламенилось. После принятия сигнала тревоги диспетчер высчитывает кратчайший маршрут, находит по карте пожарный гидрант и передает всю информацию спасательной команде.

Все эти действия выполняются менее 60 секунд. Получив сигнал тревоги, пожарные за 20 секунд полностью собираются и выезжают на помощь.

Это очень опасная и нервная профессия, поэтому каждый сотрудник пожарной службы должен быть стрессоустойчивым, иметь молниеносную реакцию и находиться в прекрасной физической форме.

Какое образование необходимо?

Чтобы соответствовать пожарному не обязательно иметь высшее образование. Вполне достаточно будет наличие диплома об окончании среднего профессионального образования, полученного будущим сотрудником МЧС в колледже, техникуме или училище. Основой получения знаний в этих учреждениях считаются практические занятия с оборудованием и техникой.

Высокую должность можно получить, обучаясь в академиях МЧС. Помимо практических знаний в университетах и институтах закладывается серьезная теоретическая основа, помогающая лучше освоиться на новой работе, понимать, как вести себя в каждой ситуации.

Может быть, вы замечали на старых снимках, что практически у всех пожарных есть длинные усы? Это отнюдь не украшение, как у гусар, приносило пользу на службе.

Во время тушения огня, пожарные мочили во рту усы и вставляли в нос. Такая хитрость помогала дышать даже в сильно задымленном помещении. Именно от этого и пошло выражение «моченые усы».

Татьяна мартынова
Конспект познавательного занятия. «Спасатель МЧС»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 «Солнышко» . Воспитатель : Мартынова Т. И., Г. Приморско – Ахтарск. 2012 год.

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы. «Спасатель » .

Цель : закрепить знания детей о профессии спасателя ; активизировать словарь на эту тему; способствовать запоминанию и пониманию стихотворений, пословиц и поговорок о профессии спасатель , развивать творческие способности детей; формировать у детей умение в случае опасности быстро реагировать на ситуацию, звать на помощь.

Предварительная работа : беседа на тему «Профессия спасатель » ; беседа «Безопасность дома» ; разучивание стихотворения «Мы – пожарные» ; изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Спасатель » ; дидактическая игра «Позови на помощь» ;конструирование «Пожарная машина» ;рисование «На службе» ; просмотр презентации «Спасатели – 01 » .

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации, карточки, значки «Юный спасатель » .

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» .

Воспитатель : «Ищут пожарные, ищет милиция.

Ищут фотографы в нашей столице…

Ищут давно, но не могут найти

Парня, какого – то лет двадцати…»

Ребята, кого же искали пожарные и сотрудники теперь уже полиции?

Дети : Человека, который спас ребенка .

Воспитатель : Правильно, человека, который спас девочку из горящего дома. С бушующим пламенем очень трудно справиться, но есть люди, чья профессия – спасать людей . Как называются люди этой профессии?

Дети : Спасатели .

Воспитатель : Правильно. А какими чертами характера должен обладать этот человек?

Дети : Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый, сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый.

Воспитатель : А какого человека не возьмут в спасатели ?

Дети : Трусливого, слабого, ленивого, злого.

Воспитатель : А как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем ?

Дети : Заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, хорошо учиться, освоить профессию спасателя .

Воспитатель : Вижу, вы знаете, каким должен быть спасатель . А вы ребята, хотели бы познакомиться с человеком , который приходит на помощь, когда случается беда?

Дети : Да!

Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с человеком , который работает спасателем , он пришел к нам, это дядя Богдана, Владимир Викторович.

Владимир Викторович : Здравствуйте, ребята.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Владимир Викторович, детям хочется узнать как можно больше о вашей профессии, и они приготовили для вас много интересующих их вопросов, а сейчас они вам расскажут стихи о вашей службе.

1 –й ребенок.

Сквозь бури, снег и грозы,

Через горящий лес,

Спешит на помощь людям

Спасатель МЧС .

Его отряд из самых

Отважных смельчаков.

Пойти навстречу смерти,

Любой из них готов.

2 –й ребенок.

Пожары, наводненья.

Очередной полет -

Вулкана изверженье

На это раз их ждет.

На их счету есть сотни,

Спасенных человек .

Давайте остановим,

Упрямых стрелок бег!

3 – й ребенок.

Мой друг - спасатель . Этим словом,

Не просто так зовут людей,

От бед спасти кого угодно ,

Он может даже средь морей.

Не испугать его стихией,

Лавиной снежной, иль огнем,

Прикрыть друзей от туч ненастья,

Готов всегда своим плечом!

Тебе сказать хочу спасибо ,

И пожелать от нас от всех :

В семье делам и на работе,

Чтобы сопутствовал успех!

Воспитатель : А теперь, ребята, вы можете задать вопросы нашему гостю.

4 –й ребенок. Владимир Викторович, как вы стали спасателем ?

Владимир Викторович : Сначала, как и вы, я ходил в детский сад, затем учился в школе, потом – в Ивановском институте противопожарной службы.

5 –й ребенок. А почему вы в такой одежде? Почему у вас погоны, звездочки?

Владимир Викторович : Спасатели – люди военные , у нас специальная форма. Количество звездочек на погонах означает офицерское звание. Я – капитан.

6 –й ребенок. Расскажите, пожалуйста, о своей работе.

Владимир Викторович : При необходимости помощи людям, спасатели всегда помогут , ведь мы всегда на посту. На пожар мы выезжаем на специально оснащенной машине ярко – красногоцвета

Владимир Викторович : Когда такие машины мчатся по улицам, все другие машины, заслышав громкий сигнал сирены, уступают им дорогу.

7 –й ребенок : А какую одежду надевают спасатели при тушении пожаров ?

Владимир Викторович : При тушении пожаров спасатели носят специальную одежду, защищающую от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах сапоги. Ведь спасатель должен идти в огонь . Если в горящем помещении много дыма, он надевает противогаз с кислородным баллоном.

8 –й ребенок : Чем спасатели тушат пламя ?

Владимир Викторович : Заливают водой из специальных шлангов их называют рукавами.

Воспитатель : Спасибо за интересный рассказ. Мы приглашаем вас, принять участие в конкурсе «Юный спасатель » .

Воспитатель : Ребята, а вы хотели бы стать помощниками спасателей ?

Дети : Конечно, хотели бы.

Воспитатель : Для этого вам необходимо выполнить задания. Вот вам первое задание. Оно называется «Не ошибись» . Слушайте внимательно, я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя , хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии, топайте ногами. Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый, помогать, умелый, смелый, игрушки, краски, веревка, инструменты.

Воспитатель : Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется «Можно – Нельзя» . Внимание : Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать «можно» , если этого делать нельзя, сказать «нельзя» .

Переходить улицу на зеленый свет светофора?

Дети : Да!

Воспитатель : Играть со спичками и зажигалками?

Дети : Нет!

Воспитатель : Съедобный грибок – положить в кузовок?

Дети : Да!

Воспитатель : Перегибаться через перила балкона, высовываться из окна?

Дети : Нет!

Воспитатель : открывать входную дверь не узнав, кто за ней находится?

Дети : Нет!

Воспитатель : Уходя из дома, оставлять включенным утюг?

Дети : Нет!

Воспитатель : Закрывать рот при кашле?

Дети : Да!

Воспитатель : И с этим заданием вы справились. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, например во время пожаров и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве помощников спасателей .

Повторяйте за мной движения и слова.

Физкультминутка «Кошкин дом» .

Тили-бом! Тили-бом! - наклоны вправо – влево

Загорелся кошкин дом. - поворот головы вправо и влево

Загорелся кошкин дом, - поворот головы вправо и влево

Идет дым столбом. - потягивания - руки в стороны.

Кошка выскочила, - наклон вперед

Глаза выпучила. - наклон назад

Бежит курица с ведром - бег на месте

Заливать кошкин дом. – бег на месте

А лошадка – с фонарем, - руки сцеплены в замок перед грудью

А собачка – с помело, - плавное вращение туловищем

Серый заюшка – с листом. - вращение туловищем

Раз! Раз! - дети машут руками

Раз! Раз! - дети машут руками

И огонь погас. – руки вниз.

Воспитатель : Быстро справились с пожаром. Хорошие из вас получатся пожарники. А теперь следующее задание, которое называется «Доскажи словечко» .

Воспитатель : Ну-ка, дети,подскажите,

Разобраться помогите.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте :

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар …

Дети : В квартире.

Воспитатель : Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил?

Дети : Утюг.

Воспитатель : Красный отблеск побежал,

Кто со спичками?

Дети : Играл.

Воспитатель : Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над?

Дети : Газом.

Воспитатель : Пламя прыгнуло в траву.

Кто из дома жег. ?

Дети : Листву.

Воспитатель : Бросил кто в огонь при этом

Незнакомые?

Дети : Предметы.

Воспитатель : Дым увидел – не зевай

И пожарных?

Дети : Вызывай.

Воспитатель : Помни каждый гражданин

Этот номер?

Дети : 01.

Воспитатель : Для выполнения следующего задания я предлагаю вам стать за столы. Задание называется «Экстренная помощь» . Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

Воспитатель : Если в дверь начнут ломиться - ?

Дети показывают карточку с телефоном – 02.

Воспитатель : Правильно, звони по номеру – 02.

Если чувствуется запах газа -?

Дети : 04.

Воспитатель : Если возник пожар - ?

Дети : 01.

Воспитатель : Если у соседки сердечный приступ. ?

Дети : 03.

Воспитатель : Правильно, вызвать «Скорую помощь» по номеру – 03.

Воспитатель : Да! С огнем шутить опасно, он может натворить много бед. Много бед может случиться из –за беспечности и неосторожности. Не зря в народе говорят : «Не зная броду, не суйся в воду» .

Воспитатель : А вот и последнее задание. Какие пословицы и поговорки вы знаете по безопасности?

Дети : Осторожность – мать безопасности.

Друзья познаются в беде .

Не всякий встречный – друг сердечный.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не ищи путь с непутевыми.

Слезами горю не поможешь.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

Воспитатель : Вот и наступила долгожданная минута. Вы справились со всеми заданиями.

Ребята, мы вместе с спасателем поздравляем вас с вступлением в ряды «Юных спасателей » и вручаем вам памятные значки «Юный спасатель » .

Дети благодарят Владимира Викторовича за интересную встречу.

Образовательные области : «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Социализация», “Физическое развитие”.

Цель: Закрепление знаний детей о профессии спасателя.

Задачи.

Образовательные:

  • знакомство, расширение и уточнение знаний детей о профессии Спасатель;
  • знакомство с инструментами, необходимыми для работы спасателей;
  • расширение представлений детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

Развивающие :

  • способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления;
  • развивать интерес к профессии спасателя МЧС;

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду спасателей;
  • воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.

Материал и оборудование :

  • иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России;
  • иллюстрации с изображением снаряжения, оборудования спасателей;
  • иллюстрации с изображением транспорта специального назначения;

Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, плакатов по ОБЖ, правилам безопасного поведения с обсуждением;

  • обыгрывание проблемных ситуаций;
  • сюжетно-ролевая игра «Спасатели»;
  • чтение художественной литературы о спасателях, беседы о прочитанном;

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам летит наш друг Карлсон.

Карлсон : Ребята, беда! Я захлопнул дверь в свою квартиру и не могу туда попасть! Что же мне делать?

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, люди какой профессии могут Карлсону помочь?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим об удивительной профессии — Спасатель. Профессия спасатель — это героическая профессия, о которой мечтают многие ребята. Спасатель каждый день помогает и спасает жизни людей, животных, заботится о сохранении окружающей среды.

Это профессия молодая. Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные, или водолазы. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами, авариями, в которых они страдают. И спасатели - это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Они не боятся плохой погоды, опасностей и всегда готовы пожертвовать собой. Важное качество для спасателя — уметь оценивать обстановку, чтобы быстро понять, какая тут помощь нужна. Благодаря этому мастерству, многие жизни им удалось спасти. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают — отважные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, которые умеют работать в команде, а также умеют поддержать человека в беде и найти слова поддержки.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами подумаем, каким должен быть человек, чтобы он был спасателем?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы считаете профессию спасателя отважной, мужественной?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а как же сделать так, чтобы сотрудники МЧС к нам приехали?

Дети : Надо позвонить.

Воспитатель: Правильно! Ну что бы нам позвонить, надо знать номер телефона. Я вас сейчас познакомлю с ними.

ЕСЛИ ТВОЯ ЖИЗНЬ В ОПАСНОСТИ!

У них на сборы лишь минута

У них на всех закон такой!

За друга друг и брат за брата.

И это знают под землей,

И на земле в них верят свято!

А телефон у них такой-Служба спасения (112)

Каждый день и каждый час

Все они спасают нас.

Мы должны их труд ценить

И напрасно не звонить.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами узнаем как же правильно вызвать службу спасения и что говорить. Сначала надо набрать номер 112, назвать свое имя, фамилию. Потом надо рассказать, что произошло и сообщить адрес этого происшествия.

Сюжетно- ролевая игра «Вызов службы МЧС»

(Дети обыгрывают ситуации с вызовом по телефону, таким образом закрепляя правильный алгоритм при вызове спецслужб)

Воспитатель: Ребята, запомните это навсегда, может быть благодаря этим знаниям, вы спасете жизнь и свою и чужую.

Физкультминутка

Руки в боки, руки – шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже.

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты сели.

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте мы поможем нашему Карлсону открыть дверь. Для этого нам надо что сделать?

Ответы детей

Карлсон и дети вызывают службу МЧС, сотрудники приезжают и открывают дверь.

Дидактическая игра «Запрещается — разрещается»

Д етям называются основные правила по ОБЖ, дети выполняют движения по сигналу зеленой карточки. Если разрешается — хлопают в ладоши, если запрещается- топают ногами).

Запрещается:

– Бросать горящие спички в помещении.

– Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

– Отставлять без присмотра топящиеся печи.

– Оставлять открытые двери печей.

– Пользоваться повреждёнными розетками.

– Оставлять без присмотра включённые электроприборы.

– Играть спичками.

– Оставлять не затушенные костры в лесу.

– Поджигать сухую траву, тополиный пух.

Разрешается:

– В случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану.

– Звонить по телефону родителям, чтобы сообщить родителям о пожаре.

– Кричать и звать на помощь взрослых.

– Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

– Вывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр.

– Набросить покрывало на пострадавшего.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

(Подобрать как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Каска — красная, пластмассовая, твердая, защитная;

Машина- красная, большая, быстрая;

Огонь — горячий, опасный, яркий и т.п.

Дидактическая игра «Найди противоположное слово»

огонь — вода

горячий -холодный

смелый — трусливый

быстрый — медленный

опасный — безопасный

высоко- низко

Дидактическая игра «Дорисуй»

Воспитатель : Ребята, перед вами рисунки, но чего-то на них не хватает. Ваша задача, дорисовать их (на листе нарисованы машины без колес, спасатели на пожаре без шлангов с водой)

Итак, Карлсон, ты понял, как важна профессия спасателя МЧС? Ребята, вы запомнили, что должен знать и уметь спасатель? Какими качествами должен обладать спасатель? Что вы еще хотели бы узнать о профессии спасателя?

Воспитатель: Я желаю вам, ребята, чтобы все беды обходили вас стороной. С вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, смелыми, дисциплинированными мальчиками и девочками!

(Лобановой П.Б., Пашкевич О.В., СПДО Уральского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России)

Цель: знакомство детей дошкольного возраста с деятельностью спасателей МЧС России, формирование доверия к спасателям, а также готовности в экстремальной ситуации обращаться в службу спасения МЧС России.

Задачи:

1. Знакомство со спасателем.

2. Знакомство с деятельностью спасателя.

3. Ознакомление участников с правилами обращения в службу спасения.

Количество участников : 15-25 человек (группа детского сада)

Продолжительность: 50-60 минут

Необходимые материалы:

1. Небольшой резиновый мячик

2. Заградительная лента

3. Мобильный телефон

4. Нейлоновая веревка

5. 6 стульев

РАЗМИНКА

Знакомство, презентация темы занятия

Цель : знакомство участников с ведущими.

Продолжительность :5 минут

Ведущий: Здравствуйте, ребята, мы добровольцы психологического отряда ________ филиала. Нас зовут ________. Сегодня мы пришли к вам рассказать о профессии спасателя МЧС России.

Спасатель: Здравствуйте, ребята! Я _______ спасатель поисково-спасательного отряда МЧС России. Сегодня мы вам расскажем о том, кто такие спасатели, чем они занимаются и как их можно вызвать.

Ведущий: Но для начала давайте все познакомимся. Сейчас каждый из вас скажет свое имя. (Дети по очереди представляются). Вот мы и познакомились. Ребята, скажите, вы знаете, кто такие спасатели? А чем они занимаются? (Ответы детей).

Упражнение «Мячик»

Цель: актуализировать и скорректировать представления детей о том, в каких ситуациях нужно обращаться к спасателям.

Продолжительность: 5 минут

Ход упражнения: Ведущий кидает детям мячик, называя разные ситуации. Если он называет ситуацию, где нужна помощь спасателя, то дети ловят мяч, а если нет – то ребята мяч отбрасывают. Пойманный мяч, дети кидают обратно ведущему, а отброшенный мяч ведущий сам поднимает и называет следующую ситуацию.

Инструкция : Сейчас я брошу кому-нибудь из вас мячик и назову ситуацию. Если в этой ситуации нужна помощь спасателя – вы ловите мячик, если нет – отбрасываете. Если поймали мяч, то кидаете его мне обратно. Например, я бросаю мячик и говорю «Наводнение». При наводнении зовут на помощь спасателей? Да. Значит, ловим мячик.

Возможные ситуации:

1. Наводнение

2. Потерялся в лесу

3. Украли телефон

4. Машины столкнулись на дороге

5. Потерялся в магазине

6. Провалился в колодец

7. Поссорился с другом

8. Потерял любимую игрушку

Вопросы для обсуждения:

· Сложно ли было играть в эту игру?

· Знаете ли вы, в каких ситуациях можно не обращаться к спасателям?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Информирование о едином телефоне спасения

Цель: информирование детей о едином телефоне спасения.

Продолжительность : 3 минуты

Инструкция:

Ведущий: Ребята, вы знаете, как позвать спасателя? По какому номеру нужно позвонить? Что нужно сказать, когда звонишь спасателям?

Ведущий: Правильно, чтобы вызвать спасателей нужно позвонить по телефону 112 и сказать, что произошло, где вы находитесь и как вас зовут. Однако вам лучше всего обратиться к взрослому и попросить его позвонить 112.

Ситуационная игра

Цель: информировать о том, как действовать, если ты увидел людей попавших в опасную ситуацию или сам оказался в ней.

Продолжительность: 30 минут

Процедура проведения : игра представляет собой сценку с несколькими действующими лицами: пострадавшие (упавшие в яму дети), очевидцы (проходящие мимо ребята), спасатель. Сюжет: Дети, играя рядом с местом, где ведутся строительные работы, упали в канаву, мимо проходили другие ребята и увидели упавших детей. Очевидцы-ребята обращаются к взрослым с просьбой позвонить в службу спасения и вместе с пострадавшими дожидаются спасателей.

· дети, попавшие в опасную ситуацию (2-е ребят + доброволец-ведущий)

· дети, ставшие свидетелями происшествия (остальные ребята из группы + доброволец-ведущий)

· прохожий (доброволец-ведущий)

· спасатель (спасатель Уральского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России)

Заранее (до начала занятия) необходимо огородить территорию «ямы». Для этого можно использовать несколько стульев и заградительную ленту.

Инструкция:

1-й ведущий : Вы видели большие ямы, которые рабочие роют, чтобы починить водопровод? Они глубокие? Знаете, какие у них высокие стенки? Как-то раз трое ребят, Маша, Петя и Коля играли в снежки возле такой ямы и провалились вниз. Они не ушиблись, но испугались и перепачкались. Я, как будто, буду Колей. А ты и ты, как будто, будете Машей и Петей (1-й ведущий выбирает двух ребят и идет вместе с ними на огороженную территорию).

Помните, что у ямы очень высокие стенки? А зимой они замерзшие и очень-очень скользкие. Выбраться сами мы не можем. Что нам нужно сделать? (дети отвечают, 1-й ведущий отмечает как верный ответ «позвать на помощь»).

1-й ведущий: Ой, у нас здесь телефон не работает. Ребята, давайте сейчас вместе позовем на помощь. Те, кто проходят мимо, смогут нас услышать (1-й ведущий несколько раз повторяет вместе с ребятами: «Помогите! Мы здесь, внизу!») .

2-й ведущий, «очевидцам» : Представьте, что мы с вами находимся возле того места, где Коля, Маша и Петя свалились в яму. Слышали, как сейчас ребята звали на помощь? Поможем им? А что для этого нужно сделать? (дети отвечают, 2-й ведущий отмечает как правильный ответ «обратиться к взрослому»).

2-й ведущий, «очевидцам» : Смотрите, а вот там как раз девушка с телефоном, давайте расскажем ей, что случилось и попросим позвонить спасателям!

3-й ведущий, «очевидцам» : Ребята, что случилось? (дети отвечают, 3-й ведущий направляет их к тому, чтобы они ясно описали ситуацию).

3-й ведущий, «очевидцам»: И что же мне делать? (дети отвечают, 2-й ведущий отмечает как правильный ответ «позвонить в службу спасения»).

3-й ведущий, «очевидцам»: А как мне им позвонить? Какой у них номер телефона? (дети отвечают, 3-й ведущий отмечает как правильный ответ «112»).

3-й ведущий, «в трубку»: Называет адрес, описывает ситуацию, называет свое имя. Да, конечно, мы дождемся вашего приезда.

3-й ведущий, обращается к «Коле», «Пете» и «Маше»: Мы вызвали помощь, спасатели скоро приедут и достанут вас. Как вы?

1-й ведущий: Мы в порядке, вот только я замерз. Ребята, что нужно делать, чтобы согреться? (дети отвечают, 1-й ведущий отмечает как правильный ответ «активно двигаться, приседать и т.п.»).

Появляется спасатель, «достает» ребят из «ямы».

Спасатель: Здравствуйте, ребята. Я ________, спасатель поисково-спасательного отряда. Сейчас я помогу вам выбраться (спасатель подводит итог игры и проговаривает правила безопасного поведения в ситуации, если упал в яму).

Спасатель, обращается к «Коле», «Пете» и «Маше»: Как же вас зовут на самом деле?

Спасатель, обращается к ребятам по имени: Дайте мне слово, что вы всегда будете обходить такие ямы стороной.

Спасатель, обращаясь ко всем: Запомните! Если вы сами попали в беду – зовите на помощь, пока вас не услышат. Если вы увидели, что кто-то попал в беду, сразу же обратитесь к взрослому, объясните ему, что случилось, и попросите позвонить в службу спасения. Если взрослого рядом нет, звоните нам сами по телефону 112. Скажите, что и где случилось, и следуйте тому, что вам ответят.

Вопросы для обсуждения:

· Ребята, чтобы спасать людей, спасателю нужно быть сильными, правда? А ловкими? А умными? А дружными?

· А вы хотите быть сильными, ловкими, умными и дружными, как настоящие спасатели? Давайте с вами сейчас тоже потренируемся.

Упражнение «Паутинка»

Цель: физическая разминка.

Продолжительность: 10 минут

Процедура проведения: Перед группой стоит два стула, между которыми натянута несложная «паутинка». В ходе упражнения ведущие придерживают стулья.

Инструкция: Перед вами преграда, которую вы можете пройти только все вместе, взявшись за руки. Пожалуйста, возьмите за руку своего соседа. Вот такой цепочкой мы будем проходить эту преграду. Тот, кто стоит первым, поведет всех остальных. Вам необходимо перешагнуть эту преграду. Главное, вы не должны касаться преграды ничем - ни одеждой, ни руками, ни ногами, ни головой, ни туловищем. Если коснетесь, то вам надо будет снова ее перешагнуть, не задев». Готовы? Начали!

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам преодолевать препятствие?

· Трудно ли было вам перелезать через ограждения?

· А хотите узнать, как спасатели делают свою работу?

(Спасатель в доступной для детей форме рассказывает о задачах и методах работы аварийно-спасательных формирований МЧС России).

Спасатель: Мы – спасатели поисково-спасательного отряда. Мы делаем все, чтобы выручить людей, попавших в беду. Если кто-то заблудился в лесу, мы его находим. При автомобильной аварии мы достаем раненых людей из машины и передаем врачам, чтобы те увезли пострадавших в больницу. Для работы у нас есть специальные инструменты. Этот инструмент называется «кусачки». Им можно перерезать стержень или трос, даже металлический. Мы его используем, например, чтобы высвободить пострадавшего. А этот прибор используется для поиска пострадавших. Он улавливает даже тихие сигналы. Используя его, мы можем определить, где именно находится человек (по возможности – принести прибор для поиска и кусачки, если нет – показывать картинки). А еще нам помогают специально обученные собаки – они отлично умеют находить людей. Среди спасателей есть водолазы, летчики, альпинисты, химики. Все эти люди долго готовились, чтобы стать спасателями. И сейчас много тренируются, чтобы всегда быть готовыми оказать помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратная связь

Цель : подведение итогов занятия, обратная связь.

Продолжительность: 5 минут

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось вам наше занятие?

· Что больше всего запомнилось?

Молодцы! Теперь мы прощаемся с вами. Спасибо за участие!



Просмотров