Дева мария сколько лет прожила. Пророчества Девы Марии в Фатиме. Ранняя Мария никому не известна

Черезова Галина

Дева Мария

Краткое содержание мифа

Божья Матерь с младенцем
(XVI-XVII вв., Несебырская школа)

Дева Мария (8 сентября 20 до н.э.? — 15 августа, 45 н.э.?) - мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур в христианстве. В православии, католицизме и других традиционных церквях ее принято называть Богородицей .

Родители Девы Марии, праведные жители Иерусалима Иоаким и Анна, всю жизнь молились Богу о ниспослании им детей, и когда они достигли пожилого возраста, им явился Ангел Господень с вестью о том, что скоро у них родится ребенок, о котором будет говорить весь мир. Вскоре Анна зачала и через 9 месяцев родила девочку, которую нарекли Марией. Когда Мария подросла, ее отвели в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия, как это было принято в то время. В 12 лет Мария дала обет вечного девства, а в 18 лет родители отдали ее замуж за пожилого иудея Иосифа, который очень уважал ее обещание Господу. В его доме Мария пряла пряжу, которая использовалась в храме для алтаря. Однажды во время работы девушке явился Ангел и возвестил о том, что скоро у нее родится младенец, Сын Божий, Спаситель человечества. Христиане вспоминают об этом событии в праздник Благовещения. Мария была очень удивлена, потому что хранила свой обет и не собиралась его нарушать. Ее супруг тоже был опечален и удивлен, когда ее беременность стала заметной для окружающих, и собрался уже выгонять Марию из дома как неверную жену, но явившийся ему Архангел Гавриил возвестил о том, что Мария зачала от Духа Святого и честна перед супругом.

Рождество Иисуса Христа. Незадолго перед родами в Иудее была объявлена перепись населения, и Иосиф с Марией отправились в город Вифлеем, как представители рода Давида. Поскольку туда пришел народ со всей страны, все гостиницы были заняты, и многие путешественники останавливались в стойлах. Именно там, в яслях (кормушке для животных) и родился младенец Иисус. Там и нашли его пастухи и волхвы, которые пришли поклониться Спасителю и принести Ему свои дары. Волхвы шли с Востока, так как незадолго до этого они увидели на небе знамение - новую звезду, которая возвещала о рождении сына Божьего на земле. Волхвы были астрологами, и уже давно высчитав это великое событие, ждали появление знака, который бы подсказал им о свершении предсказания. Пастухи, которые пришли к Иисусу, пасли овец в окрестностях Вифлеема, и вдруг им явился Ангел Божий, объявив, что в городе Давида родился великий младенец, который наречется Спасителем мира. И пастухи, бросив все, отправились в Вифлеем, и Ангел указывал им путь.

На 40 день родители принесли Иисуса в Иерусалимский храм, на ступенях которого встретили Симеона Богоприимца, известного праведника, которому когда-то Дух Святой предрек, что он не умрет, пока не узрит Христа. Симеон, поклонившись Спасителю, даровал ему свои благословения, а Марии предсказал будущие страдания, сказав, что оружие пронзит ее душу. Так появилась икона «Семистрельная», на которой Богородица изображена с пронзающими сердце стрелами, символом материнских мук и боли за смерть своего единственного сына. Православные христиане вспоминают о встрече Симеона и Христа во время праздника Сретения Господня, считая это событие прообразом встречи Спасителя Мира с человечеством, которое олицетворял Богоприимец.

Бегство Марии в Египет. Когда волхвы, ведомые путеводной звездой, пришли в Вифлеем, они направились к царю Ироду, полагая, что он может знать, где искать родившегося младенца, будущего Царя Иудейского (в гороскопе Иисуса они увидели, что он станет Царем Иудеи в символическом, духовном смысле). Но Ирод воспринял их вопрос буквально и очень испугался, попросив их непременно сообщить ему о том, когда они найдут Иисуса. Но волхвы нарушили свое обещание, и царь Ирод, испуганный, что его свергнут с трона, решил убить всех младенцев, недавно рожденных в Вифлееме. Иосифу во сне явился Ангел и сообщил том, что грядет великое избиение младенцев, поэтому Иосиф со своим семейством должен срочно покинуть город. На следующий день супруги направились в Египет, спасаясь от чудовищных злодеяний Ирода, и прожили в Египте до самой смерти царя. Впоследствии, узнав о том, что в Вифлееме царствует сын Ирода, они не решились остановиться в этом городе и поселились в Назарете.

Дальнейшая жизнь Богородицы. Богородица не часто упоминается в Евангелии, и все свидетельства о дальнейшей ее жизни, к сожалению, весьма скупы и разрозненны. Собирая крупицы ее биографии, становится ясно, что она всегда была рядом со своим сыном, сопровождая его в поездках и помогая в проповеднической деятельности. Во время распятия она стояла у креста, и Иисус, умирая, попросил апостола Иоанна заботиться о ней. Жизнь Марии была полна переживаний и страданий, которые могут понять лишь матери. Она мучилась, видя, как первосвященники не принимают ее сына. Ее сердце обливалось кровью, когда Пилат отдал Иисуса на распятие. Она теряла сознание от боли, когда в ладони ее единственного сына вбивали гвозди. Она чувствовала Его боль, как свою, и ее любящее материнское сердце еле выдерживало эти мучения. Богородица изначально знала, какая судьба ждет Иисуса, и поэтому не было дня в ее жизни, когда острые стрелы скорби не пронзали бы ее душу. Предсказание Симеона Богоприимца сбылось. Мария сознательно отдала сына своего на растерзание, да и был ли у нее выбор? Как она могла противиться воле Всевышнего? Она принесла свою жизнь в жертву Тому, кто спас весь мир… Богородица была с женами-мироносицами, которые пришли в пещеру намазать тело Иисуса елеем. Она не отходила от сына своего после воскресения и пребывала среди апостолов с момента вознесения Христа, при сошествии Духа Святого и во время апостольской проповеди христианства в последующие годы. Когда ученики Иисуса кидали жребий по распределению земель для распространения учения Христа, Марии выпала Грузия. Но явившийся Ангел Господень повелел ей проповедовать среди язычников на Афоне, который сейчас считается обителью монашества и Домом Богородицы.

Дева Мария умерла в 48 лет в Иерусалиме, и к ее гробу съехались апостолы, только апостол Фома не успел проститься с Марией. По его просьбе гроб был открыт, но к удивлению всех присутствующих, он оказался пустым. По преданию, Иисус спустился с неба за своей Матерью и вознес ее в Царство Божье.

Образы и символы мифа

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта).
Леонардо да Винчи. 1490 - 1491г

Богоматерь есть прообраз совершенного человека, в котором воплощается все самое лучшее, что есть в Творении. Она и небо, и земля, и лестница, соединяющая небо и землю. Она есть символ настоящей Божественной Любви, к которой может прикоснуться любой верующий во время молитвы или посещения святых мест.

Одним из главных символов Богородицы считают Лестницу Иакова (Мария является связующим звеном, соединяющим небо и землю). Она как лестница, которая ведет человечество к Богу через обожествление плоти. Неопалимая купина (горящий, но не сгорающий терновый куст, из которого проявился сам Господь перед Моисеем на горе Синай) также является знаком Богоматери, возвещающим о непорочном зачатии Иисуса от Духа Святого.

Также Деву Марию называют «сосудом с манной», потому что ее сын является хлебом жизни, способным утолить духовный голод человека.

Скиния собрания, походный еврейский храм, в котором хранится Ковчег Завета и приносятся жертвоприношения, также считается образом Богоматери как хранительницы всех духовных традиций христианства.

Гора Нерукосечная с отвалившимся от нее камнем - аллегория, связанная с Богоматерью, где отвалившийся камень - Иисус Христос. На многих иконах Богородицу изображают на этой горе в окружении остальных символов.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость»
(последняя четверть XVIII века)

Самым известным произведением, повествующем нам о жизни Девы Марии, является, несомненно, Библия. Библейские фрагменты, посвящённые Богородице, делятся на прямые упоминания (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), а также ветхозаветные пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Марии.

Богородица с древнейших времен описывалась церковными историками (Никифор Каллиста, монах Епифаний и др.), изображалась величайшими скульпторами и художниками (Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль), писалась на иконах такими мастерами иконописи как Феофан Грек, Андрей Рублев, евангелист Лука, Иван Безмин и многие другие. Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными. Наиболее известны чудотворные статуи в монастыре Монтсеррат (Испания), в австрийском Мариацелле и в мексиканском городе Халиско. Другой известной мексиканской святыней является образ Девы Марии Гваделупской (Мехико). В восточной Европе среди почитаемых святынь выделяются Ченстоховская икона Божией Матери (Ченстохова, Польша) и Остробрамская икона Божией Матери (Вильнюс, Литва). Все эти города, наряду с такими местами явлений Богородицы, как Лурд и Фатима, служат объектами массовых паломничеств. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. В западноевропейской живописи традиционный атрибут Марии — белая лилия, символ непорочности.

Помимо изображений нельзя не упомянуть многочисленные праздники, посвященные Богородице - Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение и многие другие, которые каждый год празднуются верующими людьми во всем мире, которые, тем самым, показывают свою любовь, преданность и глубокое уважение Деве Марии.

Социальное значение мифа

Сикстинская Мадонна. Рафаэль

В православной традиции любовь к Христу неотделима от любви к Божьей Матери, которая является Заступницей всех христиан перед престолом Бога. В этом вопросе православные и католики расходятся с протестантами, которые, следуя идеям Реформации, считают, что между Богом и человеком не может быть посредников, и отвергают Божественность Девы Марии.

Богородица является символом освящения и прославления человеческого естества, потому что она первая среди людей удостоилась принятия в себя духа Святого, который вошел в нее во время Благовещения. Православие не согласно с католицизмом в том, что Дева Мария также была зачата непорочно, это отделяет ее от человечества, которому она показала на своем примере, как быть настоящим христианином. Она прошла вместе с Христом весь Его путь - от рождения до Голгофы. И также любой христианин может последовать за Спасителем в своей каждодневной жизни, распяв свои грехи и страсти. В Богоматери впервые соединились премудрость земная и небесная, поэтому в ней и сокрыта тайна христианства и его конечная цель. Матерь Христа и сейчас освящает мир своей Любовью и Чистотой, хранит его от бед и невзгод своим покровом. Нигде так не почитают Божью Матерь, как в православной Церкви. Ей посвящено множество праздников, и ни одно богослужение не обходится без молитвенного обращения к Ней.

Богородица, Богоматерь, Матерь Божья, Дева Мария — в церковной традиции наименования Пресвятой Девы Марии, родившей Иисуса Христа.

Имя «Богородица» известно у всех православных славян. Постоянный эпитет Богородицы у православных славян Пресвятая, Пречистая, заменяющий иногда ее имя.

Народный культ Богородицы отличается от церковного большей приземленностью. Богородица выступает как защитница от бед, нечистой силы, напастей и страданий. Она - небесная заступница, отзывчивая, милосердная и участливая. Поэтому к ней нередко обращаются в молитвах, заговорах, заклинаниях.

Богородица считается покровительницей рожениц. И, конечно же, Богородица — заступница детей на этом и на том свете.

Исключая Иисуса Христа, нет в христианской иконографии ни одного святого, который бы так часто был изображаем художниками всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Здесь представлена лишь небольшая часть иконографии, посвящённой Матери божьей - Богородице.

Казанская - самая почитаемая икон на Руси, образ заступницы всего народа.

Владимирская - Образ матери заступницы во всех бедах и печалях.

Скоропослушница - молятся об услышании Господом молитв людских.

Иверская - молятся о защите от врагов и недображелателей.

Утоли мои печали - молятся об утешении в печальные моменты жизни.

Милующая - молятся о даровании Божественного чуда, исцелении.

Феодоровская - перед этой иконой молятся в трудных родах.

Иерусалимская - молятся о семейном благополучии, здоровье, зачатии детей.

Козельщанская - молятся об исцелении ортопедических заболеваний,

Троеручица - молятся об исцелении болезней рук и ног.

Призри на смирение - молятся об исцелении от болезней, о женском здоровье и благополучии.

Благодатное небо - молятся о даровании Божией Благодати в повседневной жизни, помощи в делах.

Умягчении злых сердец - молятся об умягчении сердец тех, кто идет к вам со злыми помыслами.
Умиление - матери молятся о благополучном замужестве дочерей, о счастье и достатке.

Смоленская - молятся о помощи в поисках правильных путей в жизни.

Барская - молятся о хороших отношениях в семье, за детей и здоровье.

Нечаянная радость - молятся о даровании духовного прозрения.

Трех радостей - молятся о даровании прощения за содеянные грехи.

Молитва всем иконам Божией Матери


О Пресвятая Дево, Матерь Господа Вышняго, Заступнице и покрове всех к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя грешнаго, припадающего ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, Всех скорбящих Радосте, услыши и мя скорбнаго; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и мою печаль; Ты, Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, Взыскание погибших, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступнице и о жизни вечней пред возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

PS. Народное почитание Богородицы связано с «Богородичными праздниками» — Благовещение - 7-е апреля,
Успение - 28-е августа, Рождество - 21-е сентября, Покров - 14-го октября, Введение во храм - 4-е декабря.

Богородица или Пресвятая Дева играет ключевую роль в православной вере как мать Христа. Дева Мария, как предпочитают ее называть католики, играет одну из ключевых ролей в становлении христианства.

Житие Пресвятой Богородицы доказывает, сколь важна роль божией матери в христианской культуре. Богоматерь считается одной из основных святых Православной Церкви.

Приветствие Архангела Гавриила принесло Марии весть об ее предназначении – рождении Сына Божьего.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!».

Эти слова стали началом таинства – непорочного зачатия и рождения Иисуса Христа. С похожим приветствием встретила Марию и Святая Елизавета, узнавшая от Святого Духа, что перед ней Матерь Божия.

Чтобы узнать, кто такая Богородица, какова ее роль в христианской культуре, следует ознакомиться с описанием жизни богородицы, ее успения и правила почитания пречистой девы в православной традиции.

Богородица: мать Иисуса Христа, внесшая существенный вклад в развитие христианства.

Жизнь Богородицы до рождения Иисуса

Жизнеописание Священной Девы в Священном Писании Нового Завета эпизодично и ничего не открывает о рождении, о введении во храм и иных важных событиях в жизни Девы Марии. Жизнь Богородицы описывается Церковными Преданиями:

  • Древние сказания;
  • Раннехристианские сочинения, например Евангелие от Фомы.

Приснодева Мария родилась во время правления царя Ирода, в пригороде Иерусалима.

  • Как звали родителей: Иоаким и Анна.
  • Родители Богородицы были обеспеченными и знатными людьми.
  • Отец Девы Марии – Иоаким, был из рода, происходящего от царя Давида.
  • Мать Богородицы – Анна, дочь священника из Вифлеема.

Прожив вместе более 40 лет, Анна и Иоаким оставались бездетными.

Несмотря на это, вера супругов не угасала, они приняли бездетность как божью волю. Супруги приняли свой крест и молились только о большем благочестии и возможности помогать немощным.

Спустя 50 лет брака Ангел Господний возвестил им о скором рождении дочери, которую назвали Марией.

Избра́ннии от челове́ческаго ро́да прароди́телие Христо́вы, ро́ждшии Преблагослове́нную Богоотрокови́цу, из Нея́же по пло́ти Сын Бо́жий роди́ся, святи́и и пра́веднии Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно! Я́ко иму́щии дерзнове́ние ве́лие ко Христу́ Бо́гу и вы́ну предстоя́щии Престо́лу Его́ небе́сному, Тому́ приле́жно моли́теся от бед нам избавитися, да вы́ну зове́м вам: Ра́дуйтеся, святи́и и пра́веднии Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно.

Мать Девы Марии дали обет помощи неимущим, поэтому в трехлетнем возрасте была отдана в храм на служение, где жила и обучалась Божьим Законам.

Богородица училась и жила в храме до 12 лет. По наступлению этого возраста девушке следовало вступить в брак. К этому времени родители Марии скончались. Браку препятствовал данный девочкой в детстве обет безбрачия.

Войдя в зрелый возраст Мария:

  • Не могла жить одна, иначе она нарушала закон о запрете жизни незамужних девушек одним;
  • Выйти замуж.

Священники храма, в котором протекала жизнь Марии, решили выдать ее замуж формально. Отбор кандидатов проводился согласно следующим соображениям:

  • Муж должен был быть вдовцом;
  • Муж должен быть добродетельным, чтобы уберечь чистоту и целомудрие супруги.

Супруга решили выбрать с помощью жеребьевки, чтобы выразить волю Господа. Одним из кандидатов был Иосиф - плотник из Назарета.

Жеребьевка проводилась следующим образом:

  • Кандидаты собрались в храме;
  • Первосвященник забрал у каждого из них посох;
  • Священнослужитель возвращал каждому участнику посох, ожидая знака свыше.

Во время жеребьевки в храме, когда священник вернул Иосифу его посох, широкий конец жезла отделился и преобразился в голубку, которая присела на голову Иосифу. Так свершилась божья воля.

В 14 лет Марию обручили с Иосифом, плотником, который также происходил от Давида.

Муж Марии: Иосиф, вдовец.

По преданию известно, что Святая Мария смирилась с уготованной судьбой. Вскоре родители Иисуса Христа узнали о своем предназначении. Иосифу во сне явился ангел, который возвестил, что Мария родит сына, назвать его следует Иисус (Иешуа), что на еврейском означает «Спаситель» , который спасет людей от грехов их.

Иосиф покинул дом на несколько месяцев, отправившись трудиться. Мария осталась дома, следила за хозяйством и подолгу молилась. Во время одной из молитв к Богородице снизошел Архангел Гавриил, возвестивший о грядущем рождении сына.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Сын, согласно словам Гавриила, станет спасителем людей на земле, которого иудеи ждут много лет. Богородицу смутила весть, потому что она была девственницей. Ангел ответил, что Пречистая Дева понесет не от мужчины, а от высшей силы.

Явление ангела получило название Благовещения и стало важным праздником в христианской культуре. Благовещение празднуется 7 апреля.

Вернувшись, Иосиф понял, что Мария беременна. Старик не сразу поверил жене, полагая, что девушку обманули и соблазнили. Он не обвинял супругу и хотел позволить ей бежать из города, чтобы спасти ее от кары за измену. Тогда плотнику вновь явился ангел и поведал о непорочном зачатии Богородицы.

Незадолго до родов была объявлена перепись населения. Народу следовало посетить Вифлеем чтобы принять участие в переписи. Мария и Иосиф отправились в Вифлеем. Прибыв в город, они не смогли устроиться на ночлег. Тогда супруги остались ночевать в пещере пастухов.

В пещере начал свою земную жизнь Иисус Христос. В ночь рождения Марией Сына Божьего над пещерой загорелась Вифлеемская звезда, увидев которую, волхвы направились к пещере, чтобы приветствовать Сына Божьего.

Мария родила Иисуса предположительно между 14 до 16 годами.


Жизнь девы Марии после рождения Христа

Во время нахождения супругов и новорожденного в Вифлееме о рождении посланника Божьего узнал царь Ирод. В поисках Иисуса Ирод велел убить всех младенцев, живущих в Вифлееме. Иосифу во сне явился ангел, который оповестил старика о приближающейся беде. Супруги спрятались в Египте. Когда опасность исчезла, семья вернулась в Назарет.

Дальнейшая жизнь Богоматери описана в Евангелии кратко.

Мария сопровождала сына повсюду, помогая нести Слово Господнее людям. Мария также была свидетелем чуда христова, то есть превращения воды в вино.

Матерь Божья была на Голгофе во время выполнения приказа Пилата о распятии Христа. Богоматерь чувствовала боль сына, потеряла сознание, когда ладони были пронзены гвоздями.

Важные события жизни Богородицы описаны в Евангелии от Луки, который близко знал ее и писал с нее икону, ставшую прообразом всех последующих икон. После смерти сына Богородица вместе с апостолами продолжила нести Слово Божье. Мария никогда не выступала лично перед людьми, за исключением случая во время посещения горы Афон.

Богоматерь отправилась на Кипр, но буря отнесла корабль в Эгейское море, к Афонской горе. Острова были сердцем языческих поклонений.

Сойдя с корабля, Мария столкнулась с толпами людей, которые хотели узнать учение Христа. Богородица поведала им о прощении, о любви к ближнему и Богу – сути учения Христа.

После проповеди люди, жившие на Афоне, решили принять крещение. Покидая Афон, Мария благословила народ и сказала:

Дева Мария

«Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем»

Успение Девы Марии

Во время молитвы мама Иисуса Христа вновь увидела Архангела Гавриила, шедшего к ней навстречу с веткой райского финика. Архангел сказал ей, что через три дня кончится срок жизни Богородицы на земле. По велению Бога апостолы собрались в иерусалимском храме. В час окончания жизни, Мария увидела необыкновенное свечение. Иисус в окружении ангелов явился к Пречистой и забрал ее душу.

Спустя три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома, который не присутствовал на погребении. Фома был глубоко опечален, что не смог попрощаться с Богородицей. Открыв пещеру, апостолы нашли гроб пустым. Во время вечерней молитвы апостолы услышали ангелов, в окружении которых к ним явилась Дева Мария, сказавшая апостолам:

Дева Мария

«Радуйтесь! Я с вами во все дни!»

День смерти Девы Марии относится к основным церковным празднествам и носит название успения Богородицы и празднуется 28 августа. В поисках ответа на вопрос, сколько лет прожила богородица, следует опираться на расчеты древних отцов церкви. Срок земной жизни Святой Деву равняется 72 годам.

Богородица прожила 72 года.

Богородица глубоко почитаема. Существует более 300 икон Божьей Матери. Кафедральные соборы христианских государств носят имя Богоматери. С начала христианства имели место множество явлений Богородицы, в честь которых проводятся крестные ходы, творятся особые молитвы. Примечательными в православной вере явлениями Девы Марии стали:

  • Явление Сергию Радонежскому;
  • Явление Серафиму Саровскому;
  • Явление Андрею Юродивому;
  • Явление Андрею Боголюбскому.

Ортодоксальные иудеи Иерусалима были непримиримы в своей вражде к учению Христа. Означает ли это, что Иисус не был евреем? Этично ли подвергать сомнению Девы Марии?

Сыном Человеческим часто называл себя Иисус Христос. Национальностьродителей, по заключению богословов, прольет свет на принадлежность Спасителя к той или иной этнической группе.

Следуя Библии, все человечество произошло от Адама. Позднее люди сами разделили себя на расы, народности. Да и Христос при жизни, учитывая Евангелия апостолов, никак не комментировал свою национальность.

Рождение Христа

Страна Иудея, Сын Божий, в те давние времена была провинцией Рима. Император Август повелел провести Он хотел выяснить, сколько жителей в каждом из городов Иудеи.

Мария и Иосиф, родители Христа, проживали в городе Назарете. Но им пришлось вернуться на родину предков, в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списки. Оказавшись в Вифлееме, супруги не смогли найти себе приют - так много народа пришло на перепись. Они решили остановиться за городом, в пещере, которая служила убежищем для пастухов во время ненастья.

Ночью Мария родила сына. Завернув малыша в пеленки, она уложила его спать туда, где кладут корм для скота - в ясли.

Первыми о рождении Мессии узнали пастухи. Они пасли стада в окрестностях Вифлеема, когда им явился ангел. Он вещал, что родился спаситель человечества. Это радость для всех людей, а знаком для опознания младенца будет то, что он лежит в яслях.

Пастухи тут же отправились в Вифлеем и набрели на пещеру, в которой и увидели будущего Спасителя. Они поведали Марии и Иосифу о словах ангела. На 8 день супруги дали имя ребенку - Иисус, что в переводе означает «спаситель» или «Бог спасает».

Был ли евреем Иисус Христос? Национальность по отцу или по матери определялась в то время?

Вифлеемская звезда

В ту самую ночь, когда родился Христос, в небе появилась яркая, необычная звезда. Волхвы, изучавшие движения небесных тел, отправились вслед за ней. Они знали, что появление такой звезды говорит о рождении Мессии.

Волхвы начали свой путь из восточной страны (Вавилонии или Персии). Звезда, перемещаясь по небу, указывала мудрецам дорогу.

Тем временем многочисленный люд, пришедший в Вифлеем на перепись, разошелся. И родители Иисуса вернулись в город. Над тем местом, где находился младенец, звезда остановилась, и волхвы зашли в дом вручить дары будущему Мессии.

Они поднесли золото как дань будущему царю. Подарили ладан, как Богу (ладан и тогда употреблялся в богослужении). И смирну (благовонное масло, которым натирали умерших), как смертному человеку.

Царь Ирод

Местный царь подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве - яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Мать Спасителя

Родители Девы Марии долгое время были бездетны. В то время это считалось грехом, такой союз был знаком гнева Божьего.

Иоаким и Анна жили в городе Назарет. Они молились и верили, что у них обязательно появится ребенок. Спустя десятилетия им явился ангел и провозгласил, что супруги скоро станут родителями.

По преданию, Дева Мария Счастливые родители поклялись, что это дитя будет принадлежать Богу. До 14 лет воспитывалась Мария, мать Иисуса Христа,в храме. Уже с юных лет она видела ангелов. По легенде, архангел Гавриил опекал и охранял будущую Богородицу.

Родители Марии умерли к тому времени, когда Деве надо было покинуть храм. Священники не могли ее оставить у себя. Но и отпускать сироту им было жалко. Тогда священники обручили ее с плотником Иосифом. Он больше являлся опекуном Девы, чем ее мужем. Мария, мать Иисуса Христа, оставалась девственницей.

Какая была национальность у Богородицы? Ее родители были уроженцами Галилеи. А значит и Дева Мария была не иудейкой, а галилеянкой. По конфессиональному признаку она принадлежала к закону Моисея. Ее жизнь в храме также указывает на воспитание в вере Моисея. Так кем был Иисус Христос? Национальность матери, жившей в Галилее языческой, остается неизвестной. В смешанном населении области преобладали скифы. Возможно, что свой облик унаследовал Христос от матери.

Отец спасителя

Богословы с давних времен ведут полемику о том, стоит ли считать Иосифа биологическим отцом Христа? Он по-отечески относился к Марии, знал, что она невинна. Поэтому весть о ее беременности потрясла плотника Иосифа. Закон Моисея строго карал женщин за прелюбодеяние. Иосиф должен был забить камнями свою юную жену.

Он долго молился и решил отпустить Марию, не держать ее возле себя. Но Иосифу явился ангел, возвестивший о древнем пророчестве. Плотник понял, какая большая ответственность лежит на нем за сохранность матери и ребенка.

Иосиф по национальности является евреем. Можно ли считать его биологическим отцом, если у Марии было непорочное зачатие? Кто отец Иисуса Христа?

Существует версия, что римский солдат Пантира стал Мессии. Кроме того, есть вероятность, что у Христа было арамейское происхождение. Это предположение связано с тем, что проповедовал Спаситель на арамейском языке. Однако в то время этот язык был распространен на всем Ближнем Востоке.

Иудеи Иерусалима не сомневались, что где-то существует реальный отец Иисуса Христа. Но все версии слишком сомнительны, чтобы быть правдой.

Облик Христа

Документ тех времен, описывающий внешность Христа, носит название «Послание Лептула». Это отчет римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. Он утверждает, что Христос был среднего роста с благородным лицом и хорошей фигурой. У него выразительные сине-зеленые глаза. Волосы, цвета спелого ореха, расчесаны на прямой пробор. Линии рта и носа безукоризненны. В беседе он серьезен и скромен. Поучает мягко, дружески. В гневе страшен. Иногда плачет, но никогда не смеется. Лицо без морщин, спокойное и сильное.

На Седьмом Вселенском Соборе (VIII век) был утвержден официальный образ Иисуса Христа.На иконах следовало писать Спасителя в соответствии с его человеческим обликом. После Собора началась кропотливая работа. Она заключалась в реконструкции вербального портрета, на основе которого был создан узнаваемый образ Иисуса Христа.

Антропологи уверяют, что в иконописи используется не семитский, а греко-сирийский тонкий, прямой нос и глубоко посаженные, большие глаза.

В раннем христианском иконописании умели точно передавать индивидуальные, этнические черты портрета. Самое раннее изображение Христа было найдено на иконе, датированной началом VI века. Она хранится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Лик иконы схож с канонизированным обликом Спасителя. Судя по всему, ранние христиане причисляли Христа к европейскому типу.

Национальность Христа

До сих пор встречаются люди, которые утверждают, что Иисус Христос - еврей.При этом огромное количество трудов выпущено на тему неиудейского происхождения Спасителя.

В начале I века нашей эры, как выяснили ученые-гебраисты, Палестина распалась на 3 региона, которые различались по своим конфессионным и этническим признакам.

  1. Иудея во главе с городом Иерусалимом была населена ортодоксальными иудеями. Они подчинялись закону Моисея.
  2. Самария находилась ближе к Средиземному морю. Иудеи и самаряне были давними врагами. Запрещались даже смешанные браки между ними. В Самарии находилось не более 15% иудеев от общего числа жителей.
  3. Галилея состояла из смешанного населения, часть которого сохраняла верность иудаизму.

Некоторые теологи уверяют, что типичным иудеем был Иисус Христос. Национальность его не подлежит сомнению, так как он не отрицал всю систему иудаизма. А только был не согласен с некоторыми постулатами Моисеева закона. Тогда почему так спокойно реагировал Христос на то, что иудеи Иерусалима называли его самарянином? Это слово было оскорблением для истинного иудея.

Бог или человек?

Так кто же прав? Те, кто утверждают, что Иисус Христос - Бог?Но тогда какую национальность можно требовать от Бога? Он вне этнической принадлежности. Если Бог - основа всего сущего, в том числе и людей, о национальности вообще говорить не приходится.

А если Иисус Христос - человек? Кто его биологический отец? Почему он получил греческое имя Христос, которое означает «помазанник»?

Иисус никогда не утверждал, что он - Бог. Но он и не является человеком в обычном смысле этого слова. Его двойственная природа заключалась в обретении человеческого тела и божественной сути внутри этого тела. Поэтому как человек Христос мог чувствовать голод, боль, гнев. И как сосуд Божий - творить чудеса, наполняя вокруг себя пространство любовью. Христос говорил, что совершает исцеления не сам от себя, а только с помощью Божественного дара.

Иисус поклонялся и молился Отцу. Он полностью подчинил себя Его воле в последние годы жизни и призывал народ уверовать в Единого Бога на небесах.

Как Сын Человеческий он был распят во имя спасения людей. Как Сын Божий он воскрес и воплотился в триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Чудеса Иисуса Христа

Около 40 чудес описано в Евангелиях. Первое произошло в городе Кане, куда Христа с матерью и апостолами пригласили на свадьбу. Он превратил воду в вино.

Второе чудо Христос совершил излечив больного, недуг которого длился 38 лет. Иудеи Иерусалима озлобились на Спасителя - он нарушил правило о субботе. Именно в этот день Христос работал сам (излечил больного) и заставил работать другого (больной сам нес свою постель).

Спаситель воскресил умершую девочку, Лазаря и сына вдовы. Исцелил бесноватого и укротил бурю на Галилейском озере. Христос насытил пятью хлебами народ после проповеди - их собралось около 5 тысяч, не считая детей и женщин. Ходил по воде, исцелил десять прокаженных и иерихонских слепцов.

Чудеса Иисуса Христа доказывают его Божественную сущность. Он имел власть над бесами, болезнью, смертью. Но никогда не совершал чудеса во славу свою или для сбора приношений. Даже на допросе у Ирода Христос не явил знамение как свидетельство своей силы. Он не пытался защитить себя, а просил только искренней веры.

Воскресение Иисуса Христа

Именно воскресение Спасителя стало основой для новой веры - христианства. Факты о нем являются достоверными: они появились в то время, когда еще были живы очевидцы событий. Все зафиксированные эпизоды имеют небольшие расхождения, но не противоречат друг другу в целом.

Пустая гробница Христа свидетельствует о том, что тело забрали (враги, друзья) или Иисус воскрес из мертвых.

Если бы тело забрали враги - они не преминули бы поглумиться над учениками, таким образом остановив зародившуюся новую веру. Друзья же мало верили в воскресение Иисуса Христа,они были разочарованы и подавлены его трагической смертью.

Почетный римский гражданин и еврейский историк Иосиф Флавий упоминает в своей книге о распространении христианства. Он подтверждает, что на третий день Христос явился живым своим ученикам.

Даже современные ученые не отрицают того, что некоторым последователям Иисус являлся после смерти. Но они объясняют это галлюцинациями или другим феноменом, не оспаривая подлинности свидетельств.

Явление Христа после смерти, пустая гробница, бурное развитие новой веры являются доказательством его воскресения. Не существует ни одного известного факта, отрицающего эту информацию.

Назначение Богом

Уже с первых Вселенских соборов церковь объединяет человеческую и божественную природу Спасителя. Он является одной из 3 ипостасей Единого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Такая форма христианства была зафиксирована и объявлена официальной версией на Никейском Соборе (в 325 году), Константинопольском (в 381 году), Эфесском (в 431 году) и Халкидонском (в 451 году).

Однако споры о Спасителе не прекращались. Некоторые христиане утверждали, что Иисус Христос - Бог.Другие уверяли, что он только Сын Божий и полностью подчинен его воле. Основную же идею о триединстве Бога часто сравнивают с язычеством. Поэтому споры о сущности Христа, так же как и о его национальности, не утихают по сей день.

Крест Иисуса Христа является символом мученической смерти во имя искупления грехов человеческих. Имеет ли смысл дискуссия о национальности Спасителя, если вера в него способна объединить разные этнические группы? Все люди на планете - дети Бога. Человеческая природа Христа стоит над национальными характеристиками и классификациями.

АННА

В 80 г. до н.э. родился Иоаким , отец Марии.

Анна родилась в 74 году до н.э. в многодетной семье, став четырнадцатым ребёнком. Матери Анны было тогда 45 лет. Родители Анны, были по тем временам людьми среднего достатка. Жили они в городе Назарете, занимались скотоводством и имели небольшое стадо. Помимо этого, отец Анны держал маленький постоялый двор. Во дворе были три комнатки, в которых останавливались приезжие купцы.

Назарет был расположен очень удачно, как раз на пути из Египта в Индию, и караваны постоянно посещали этот городок.
Очень часто в их доме останавливался Симеон – известный предсказатель. Это тот самый 113-летний старец Симеон, который дожидался появления новорожденного Иисуса в храме. Именно он сказал тогда: «Хвала Господу, что я дождался этого!» В те времена Симеон был ещё молод. Он занимался врачеванием, лечил травами и мог предсказывать будущее. Делал он это с помощью тринадцати камней и бараньей лопатки. Симеон подбрасывал их вверх, а потом внимательно изучал, какой расклад получался из упавших на землю камней. В этот момент ему открывалось неведомое будущее человека. Раньше люди с большим уважением и верой относились к предсказателям. Пророчества Симеона всегда сбывались, и люди часто обращались к нему за помощью.

Маленькой Анне было тогда 12 лет. Анна поражала всех своим трудолюбием, изо всех сил помогала матери в домашнем хозяйстве. В столь юном возрасте она уже умела работать по-взрослому: и корову доить, и домашнее хозяйство вести. При этом она отличалась огромным жизнелюбием, неуемной веселостью и, самое главное, недетским чувством жалости ко всему живому. Ей всех было жалко - стариков, немощных и больных странников и соседей, животных, она не могла спокойно смотреть на чьи бы то ни было страдания. У Анны было большое и доброе сердце. Предсказателя Симеона Анна просто полюбила. Он был такой необычный и загадочный. Занимался чем-то непонятным и таинственным – настоящий маг-волшебник…
Комната, в которой останавливался Симеон, была разделена занавесом на две части. Анна - ужасно любопытная девчонка - пряталась во второй половине комнаты и оттуда внимательно наблюдала со стороны за Симеоном, зачарованная его действиями. Ей страшно хотелось понять, чем же занимается их таинственный гость, и хотелось самой научиться этому. Симеон тоже обратил внимание на любопытного ребенка. Анна понравилась ему своей непосредственностью, добротой и явной, неприкрытой жаждой к новым знаниям. Он потихоньку начал обучать девочку искусству врачевания и открыл перед ней некоторые тайны медицины.
Симеон не ошибся - Анна оказалась способной ученицей и все схватывала прямо на лету. Вскоре она уже сама могла заговорить зубную боль, удалить гнойный нарыв с тела больного или успокоить боль в желудке.
Раньше врачеванием на дому занимались повсеместно. В каждой семье был человек, который мог оказать помощь заболевшим домочадцам или домашним животным. Магия, целительство и предсказания будущего никого не удивляли и не пугали, к этому относились спокойно, с верой и пониманием. Никто не делил медицину на официальную и народную.

Однажды Анна упросила Симеона, чтобы он рассказал, что будет с ней, когда она вырастет, какое будущее ее ожидает. Симеон, согласившись, раскинул камни и долго молча смотрел на получившийся расклад. Вздохнул, посмотрел на Анну и не стал ничего говорить.
Заинтригованная девочка стала настойчиво теребить его, уговаривая сказать ей правду. Симеон долго отказывался, но потом в конце концов, поддавшись ее уговорам, сказал: «Ты проживешь трудную и короткую жизнь. И умрешь, когда будешь рожать ребенка, в возрасте 54 лет. У тебя родится девочка, которую ты должна будешь назвать Марией. Это будет необыкновенная девочка. Пройдет время, и у нее родится сын по имени Иисус. Этот человек будет Мессией, он принесет людям новую веру, которая спасет мир».
После этого предсказания Симеон совсем другими глазами стал смотреть на маленькую девочку. Из древних пророчеств Симеон знал, что когда-то на земле Иудеи должен будет родиться человек, который в будущем перевернет весь мир, очистит его от скверны и порока, подарит людям новую жизнь. И вот - надо же - это пророчество сбывается прямо на его глазах!
Только об одном молил теперь Симеон - лишь бы дожить до этого светлого дня и своими глазами увидеть Спасителя мира, лишь бы хватило сил дождаться этого чуда!
Ведь получалось по пророчеству, что Богоматерь Мария родится тогда, когда Симеону будет почти сто лет! Только бы дожить до этого дня!

В 13 лет Анну выдали замуж за 19-летнего Иоакима. В те времена дети очень быстро взрослели, в 13 лет девочка считалась уже совершеннолетней и готовой к замужеству. Жили они в Святой земле, были родовиты и богаты, но детей у них не было. В обществе, окружавшем их, отсутствие детей в семье было равносильно проклятью, неблаговолению Свыше, и поэтому священник перестал пускать в храм Иоакима. Тот ушел из дома в пустыню и решил больше не возвращаться. В доме осталась одна Анна, горевавшая о своем несчастье. В годовщину свадьбы с Иоакимом она горько плакала в саду: «Горе мне, кому уподобилась я, не уподобилась я и птицам небесным, потому что и птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи! Горе мне, не уподобилась я и зверям земным, потому что и у них есть дети! Даже волны и те родят волны, которые играют и плещут, славя Бога. И с землей не могу сравниться, потмоу что земля приносит плоды свои…» Плач Анны был услышан, небесный вестник – Ангел – заверил Анну, что скоро у нее родится девочка, которую назовут Марией.

Икона «Встреча Иоакима и Анны»
Изображения Иоакима и Анны нередки в иконописи, представляли их всегда одинаково: Иоакима – в виде старца с длинной бородой, Анну – в длинном гиматии с покрытой головой. Иногда они входили в ряд избранных святых иконы. Была и специальная композиция «Встреча Иоакима и Анны». Иоаким и Анна обнимали друг друга, встретившись после благовестия и возвращения Иоакима из пустыни в родной дом.

Рождество Девы Марии

Шли годы. Анна давно забыла про пророчество Симеона. Дела, хозяйство, быт - жизнь шла своей обычной чередой. Иоаким и Анна считались в Назарете благополучной семейной парой среднего достатка. Они держали домашний скот - коз, коров, лошадей, быков. И большое стадо овец. Помимо этого, Иоаким владел небольшой маслобойней, на которой изготовлялись сметана, творог, масло. Несмотря на преклонный 60-летний возраст, Иоаким по-прежнему много работал, стараясь везде успеть по хозяйству.
Вдруг случилось неожиданное - его жена Анна снова забеременела. В 54 года! Просто чудо какое-то! И только сейчас Анна вспомнила про Симеона! Она рассказала всем своим близким - мужу, родственникам - о сделанном ей в детстве пророчестве: что она забеременеет в 54 года и умрет при родах, и появившегося ребенка надо назвать Марией, и эта девочка потом станет матерью Иисуса - Мессии, который будет много страдать и принесет новую веру в этот мир.

Близкие Анны оказались просто в замешательстве. Что за пророчество, откуда, какой Мессия, неужели Анна действительно умрет, как же так, а кто же тогда будет воспитывать ребенка?
Иоакиму было уже 60 лет, и он вряд ли сможет в одиночку вырастить девочку.
В те времена многодетность была обычным явлением. И никто из родственников маленькую Марию не смог взять к себе. И тогда Анна вспомнила про свою дальнюю родственницу Елизавету. Мать Елизаветы приходилась троюродной сестрой матери Анны. У Елизаветы и ее мужа Захарии не было собственных детей, поэтому они согласились взять к себе Марию.

Рано утром, в 6 часов 15 минут, 21 июля в 20 году до н. э. в доме Иоакима родилась девочка, которую назвали Марией. Анна, не перенеся тяжелых родов, умерла, как и было предсказано Симеоном.

Святые Иоаким и Анна
Изображение родителей Богоматери заказывали иконописцу обычно семьи, не имеющие детей или ожидающие первенца.

Ребенок был очень болезненным, и не было уверенности, что девочка выживет без молока матери. Поэтому Иоаким записал в семейные родословные списки свою дочь только тогда, когда опасность ранней смерти миновала, т.е. ровно два месяца спустя - 21 сентября.
Эта дата и стала считаться днем рождения Марии. В наше время в этот день, 21 сентября, справляется один из двенадцати великих церковных праздников - Рождество Пресвятой Богородицы.
Все младенцы, родившиеся за три дня до 21 июля и 21 сентября, часто бывают одаренными детьми, и все они находятся под покровительством Девы Марии.
21 июля - особенный день. Сама природа радуется и празднует рождение Девы Марии - воздух наполнен пьянящими запахами лета и солнца, у всех людей поселяется в душе легкость необыкновенная, с утра все просыпаются с хорошим настроением, предчувствуя, что сегодня должно произойти нечто необыкновенное.

Успение праведной Анны

25 июля/7 августа - успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.


Икона Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

По преданию Святая Анна в Иерусалиме приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Пречистое тело Матери Божией было погребено на этом семейном кладбище. На месте погребения и был возведен храм. Существует предание, что св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.


Погребальный склеп Иоакима и Анны в церкви Успения Богородицы

Гробницы свв.Иоакима и Анны в церкви Успения Богородицы

В кон. X в. на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны - самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII в. был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 г. там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.
Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы.

При святом благоверном царе Иустиниане (527-565 гг.) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695 гг.; 705-711 гг.) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. Успение св.праведной Анны отмечается 7 августа (25 июля).

В настоящее время частицы мощей святой Анны находятся:
- в афонских монастырях (левая стопа в Большом ските праведной Анны, правая стопа в монастыре Кутлумуш, левая рука в монастыре Ставроникита);
- в различных монастырях и храмах Греции (в том числе монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, церкви Панагии Горгоэпикоос в Салониках);
- в храм свт. Николая в Пыжах, Москва;
- 26 октября 2008 г. частица мощей св. Анны была привезена с Афона в храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери г. Днепропетровска, где она была помещена в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя Иоакима и Анны;
- 10 июля 2011 г. частица мощей св. Анны передана в Валаамский монастырь.

Тропарь праведной Анны

Глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Кондак праведной Анны

Глас 2
Прародителей Христовых память празднуем, тех верно просяще помощи, избавитися всем от всякия скорби, зовущим: Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Величание на Успение праведной Анны:

Величаем тя, святая праведная Анно прамати Христа Бога нашего, и всечестное славим успение твое.



Чудотворная икона и часть мощей святой праведной Анны в скиту святой Анны на горе Афон.

17 июня 2006 года, Валаам встретил икону святой праведной Анны, праматери Христа, имеющую великую благодать от Господа исцелять от недуга бесплодия. Это список с чудотворной иконы, которая находится в Скиту святой Анны на горе Афон. Таких списков теперь в монастыре три, все являются точными копиями чудотворного образа святой Анны, и писались непосредственно в скиту Святой праведной Анны. На Афон приходило и приходит бесчисленное количество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей, благодаря заступничеству святой праведной Анны.

Молитвы в супружеском бесплодии

В помощи от супружеского бесплодия обращайтесь с молитвами к праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, пророку Захарии и Елисавете, преподобному Роману, мученице Параскеве, нареченной Пятница.

Встреча св. Праведных Иоакима и Анны. Фрагмент иконы XVII в.

Молитва праведным Богоотцам Иоакиму и Анне :
О приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!
К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы, грешнии и недостойнии (имена). Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Личное прошение праведной Анны о даровании дитяти (из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского):
Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.

Целование Захарии и Елисаветы. Конец XV – начал. XVI в.



Просмотров