Игры со старшеклассниками по правовой тематике. Сценарий мероприятия "путешествие в страну прав и обязанностей". Слово для награждения предоставляется жюри

Условия игры: принимают участие две команды по 6-8 человек, каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана. До игры, команды придумывают свой вопрос команде противников.

Оформление игры: стенд “Человек. Государство. Закон”, где представлена литература по данной теме.

Начинается игра со вступительного слова ведущего:

“Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал…,” - писал А. Де Сент-Экзюпери.

Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающее поколение и пытаться определить, что принесет оно миру, каким будет завтрашний день. Вот 4 точки зрения на молодежь, попытайтесь определить, к какому времени они относятся:

  1. “Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков”.
  2. “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”.
  3. “Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей, видимо, конец мира уже не далек”.
  4. “Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”.

Присутствующим предлагается определить, к какому времени принадлежат данные высказывания.

Слово ведущего:

Первая точка зрения принадлежит Сократу(470-399 гг. до н.э.), вторая - Гесиоду (720г. до н.э.). Автор третьего высказывания – египетский жрец, живший за 2000 лет до н.э. И, наконец, четвертое обвинение обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст горшка – свыше 3000 лет.

Итак, проходили века и тысячелетия, молодежь становилась все хуже и хуже. Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, но и достичь успехов. В чем же дело?

Самая главная причина в том, что молодежь не однородна и, наряду с передовой частью в ней всегда представлены и отрицательные типы, которые ведут себя достаточно активно, чтобы бросаться в глаза окружающим, преступают закон.

К сожалению, молодежь и в наши дни совершает преступления. В последнее время появились новые виды преступлений: вандализм, вымогательство, торговля наркотиками и их распространение, ложное сообщение об угрозе террористического акта. Случаи издевательства и унижение человеческого достоинства, называемые “дедовщиной”, стали распространенным явлением в нашей армии.

Цель нашего сегодняшнего мероприятия: повышение уровня правовой культуры.

Условия игры: 5 этапов и 2 музыкальные паузы. За прохождение этапов каждая команда получает жетоны. По их количеству определяется победитель.

Представление членов жюри.

1 этап: Представление команд (название команды, девиз, представление капитанов)

Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы об общественной морали и нравственности.

Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:

- “Совесть - 1000 свидетелей” (античная мудрость)

- “Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой” (М.М. Пришвин, писатель)

- “Чтоб быть свободным , нужно подчиняться законам” (античная мудрость)

-“Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?”

(Сенека, философ)

- “Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков”. Лао Цзы, философ)

- “ Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия”. (Г. Галине, философ)

- “Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть. ” (Э. Делакруа, художник)

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

3 этап: конкурс “Преступление и наказание”

Каждая команда получает задание: в перечисленных ниже действиях отметьте те, которые являются преступлениями (ответ подчеркнут)

Сергей К. не пустил в дом участкового милиционера.

Александр Н. оскорбил нецензурными словами пассажира и нанес ему телесные повреждения.

Михаил С. курил вблизи склада горюче-смазочных материалов.

Водитель продолжил движение на запрещенный сигнал светофора.

14-летние подростки баловались огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.

Заказчик не выплатил исполнителю вознаграждение в срок.

Виктор К. на митинге призывал пойти военным походом на одну из соседних республик.

Иван С. в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал физической расправой.

Вера А. совершила кражу сотового телефона.

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

4 этап: конкурс капитанов “Определи понятие”:

Каждый капитан вытягивает по жребию по 4 таблички с терминами и объясняет, что означают эти понятия:

Присяжные заседатели, Третейский суд, Инкриминирование, Умысел, Вандализм, Презумпция невиновности, Экоцид, Аффект.

5 этап: “Что? Где? Когда?”

Командам задаются вопросы, на которые они должны ответить в течение минуты. Начинается конкурс с домашнего задания (приготовленные заранее вопросы)

С какого возраста у гражданина нашей страны наступает правоспособность? (С рождения и до смерти)

О ком писатель Абу-ль-Фарадж пишет: “Вначале он становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей валяется в грязи. (О человеке в состоянии опьянения)

- “Черный ящик”. Этот предмет появился в 1989 году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет. (“Конвенция о правах ребенка”)

Можно ли усыновить 11-летнего ребенка, изменить его фамилию без его согласия? (с 10 лет только с согласия ребенка)

В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы? (В Уставе школы)

Каков максимальный срок отбывания наказания, установленный для несовершеннолетних? (10 лет)

С какого возраста и за какие проступки учащийся может быть исключен из школы? (За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению педагогического совета школы)

В каком возрасте легче всего заболеть наркоманией? (В детском возрасте)

С какого возраста наступает уголовная ответственность у гражданина нашей страны? Каков минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в мире? (В РФ – с 16 лет, за часть преступлений – с 14 лет. В 30-е годы 20 века минимальный возраст, подлежащий уголовной ответственности, составлял 12 лет. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность в Америке наступает с 7 лет, в Англии – с 10 лет).

Заключение:

Ведущий рассказывает легенду: “Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”

Мы надеемся, что знания, полученные на уроках, на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы должны хорошо знать свои права и обязанности, соблюдать законы, никогда не приступать их.

Мы верим, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Слово для награждения предоставляется жюри.

В приложениях представлены сценарии миниатюр.

Ольга Кононова - Анисимова
Квест-игра по повышению уровня правовой культуры учащихся «В теме»

Квест «В теме »

Цель : повышение уровня правовой культуры детей .

Задача :

Пропаганда навыков здорового образа жизни и законопослушного поведения

Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки

Способствовать развитию, становлению, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям

Способствовать взаимопониманию подростков и взрослых

Создать целостное представление о личной ответственности за правонарушение

Форма мероприятия : квест-игра

Методы : практические, наглядные, словесные

Оборудование : мультимедийное оборудование; карточки, фломастеры, альбомные листы, литература

Контингент : 8-9 класс

Место проведения : актовый зал ГБУ АО «Цигломенский детский дом»

Ход проведения:

Команды собираются в актовом зале. В игре принимают участие 4 команды. Каждая команда состоит из 4 человек. Команда должна выбрать капитана и придумать название. Жюри формируется из воспитателей и гостей.

Игра состоит из 3 частей : представление, конкурсы, просмотр видео. Представление – на данном этапе ведущий представляет каждую команду, ее название и членов жюри.

Конкурсная часть

1. Угадай-ка – командам необходимо выбрать портрет правонарушителя и объяснить свой выбор.

2. Соображай-ка – командам необходимо определить к какому виду ответственности относится данное нарушение.

3. Узнавай-ка – командам необходимо с помощью кодекса найти нужную информацию.

4. Расшифруй-ка – командам предлагается текст на подростковом сленге, который им необходимо перевести на понятный всем сленг.

5. Раскрывай-ка – командам необходимо решить подлежит ли несовершеннолетний ответственности за данное нарушение и какой вид наказания возможен.

Просмотр видео «Мой выбор» правонарушений

Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата : За каждое верно выполненное задание команда получает жетон. Побеждает та команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры.

Сценарий проведения квест - игры «В теме »

Задание 1. «Угадай-ка»

Ребята у нас произошло преступление! Вам нужно поскорее раскрыть его. Вот ваше первое задание. По фотографии попробуйте определить, кто настоящий правонарушитель , а кто нет.

Задание 2. «Соображай-ка»

Ведущий : А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.

Существует 4 вида юридической ответственности :

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан , общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях . К административным нарушения относятся : нарушение правил дорожного движения , нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру : опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)

Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить : к какому виду ответственности относится нарушение :

1. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)

3. Избил одноклассника (Уголовная)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)

5. Совершил прогул учебных занятий в школе (Дисциплинарная)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)

7. Разбил мячом окно. (Гражданская)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)

9. 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки. (Гражданская) .

10. Управление машиной в нетрезвом состоянии. (Административная) .

11. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)

12. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова. (Административная)

По итогам выполнения задания детям дается за каждый правильный ответ жетон .

Задание 3. «Узнавай-ка»

Дети ищут кодекс (спрятан в актовом зале на видном месте) и находят в нем записку с номером статьи, они должны догадаться, что это за статья.

1 команда

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность? Ответить на этот вопрос Вам поможет статья №20

2. Какое наказание следует за совершение кражи мобильного телефона? Ответить на этот вопрос поможет №158

2 команда

1. С какого возраста наступает административная ответственность? На этот вопрос вам поможет ответить №2.3

2.. Какое наказание следует за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии. На этот вопрос вам поможет ответить №20.21

3 команда

1. Виды наказания для несовершеннолетних? На этот вопрос Вам поможет №88

2. Что такое вандализм? Наказание за акт вандализма? На этот вопрос Вам поможет №214

4 команда

1. Мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественных местах, что за этим следует. На этот вопрос Вам поможет ответить №20.1

2. Потребление наркотических средств и психомоторных средств без назначения врача, употребление одурманивающих веществ на улице. На этот вопрос Вам поможет ответить №20.20.3

За правильный ответ , ведущий дает один жетон.

Задание 4. «Расшифруй-ка»

В ходе следствия была найдена записка с непонятным текстом, просим Вас расшифровать данный текст и помочь следствию, есть ли опасность в данных записках и какая.

Подросткам предлагается текст, который необходимо перевести на понятный всем язык.

1 Записка.

Предки свалили на зеленую. Мы взяли у пацанов писпишку и загнали ее, взяли лавандос и двинули в отрыв на «Эндшпиль и Мияги» . Там я встретил зачетную чику, ослепительный лук, чокер, конверсы, свитшот оверсайз. Пробил в вк, в сп, есть мч. Сердце заколотилось чаще. Скинул ее мч в личку, вызвал его на копею.

Перевод : родители ухали на природу. Мы взяли у парней игровую приставку, продали ее. Взяли деньки и отправились веселиться на концерт «Эндшпиль и Мияги» - хип-хоп группа. Там я увидел классную девушку, которая ослепительно выглядела, повязка на шее, кроссовки, свитер большого размера. Посмотрел в социальной сети, в семейном положении - есть молодой человек. Сердце заколотилось чаще. Написал ее молодому человеку сообщение, вызвал его на встречу. Копея (драка, разбор)

2 записка.

Тима корки мочил, устроили расколбас. Гоша нашел закладку, взял бульбик. Мы по дехе в падике. Начался полный трэш. Пришел Леха С Анькой. Анька кипешила, вынесла всем мозг. Пришлось щемиться от нее.

Перевод : Тима шутил, устроили веселье. Гоша нашёл место, где спрятаны наркотики, взял приспособление для курения наркотиков. Началось несоблюдение правил общепринятых норм поведения. Пришел Алексей с Аней. Аня нервничала, очень переживала, всех напрягала, говорила о проблемах, которые могут быть. Пришлось спрятаться, уйти от нее.

Перевод : Зашла по адресу указанному в интернете. Пока ничего не знаю и не умею. В играх выгоняют, приходиться лечиться (брать дополнительные жизни, восстанавливаться) . Моя подруга Маша создала ненастоящую страницу, разводит доверчивых мужчин на деньги.

4 записка.

Моему бро 15 лет. Чувак красава. Угнал точиллу по синьке у предков. Менты поймали. Капец стремно теперь.

Перевод : Моему брату, либо близкому другу 15 лет. Угнал машину у родителей в состоянии алкогольного опьянения. Полицейсие поймали. Неприятная, опасная ситуация произошла.

За безошибочный и близкий к тексту перевод – 1 жетона, за неверный перевод - о жетонов.

С целью профилактики подростковой преступности, взрослым желательно владеть сленгом подростков и понимать его, знать чем они интересуется, чем живут, что будет способствовать взаимопониманию подростков и взрослых.

Задание 5. «Раскрывай-ка»

Ведущий : Преступник на месте преступления оставил улики : следы от обуви и отпечатки рук (расклеены в кабинете) . Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов и отпечатков вы найдете информацию, кооторая поможет вам в расследовании преступления.

Слова на следах :

Для первой команды

2. телефон

5. статья 158 УК РФ

Для второй команды

4. алкоголь

5. мы-взрослые

6. статья 20-20 КоАП РФ

Для третьей команды

3. подкараулил

5. перелом руки

6. статья 112 УК РФ

Для четвертой команды

1. компания подростков

2. алкагольные напитки

3. территория детского сада

5. спокойствие

6. статья 20.21 КоАП РФ

Хранитель : Как вы думаете что произошло? (дети высказывают свои версии случившегося)

Хранитель выдает карточку с описанием преступления.

Для первой команды :

Ване 14 лет. Он взял в долг 500 рублей у своего знакомого, но отдать не смог. Знакомый начал шантажировать подростка, что если он не отдаст деньги, то он расскажет об этом его одноклассникам. Ваня решается пойти на преступление. Когда он утром вешал в раздевалке курточку, то заметил в одной из курточек в кармане мобильный телефон. Ваня незаметно вытащил его и спрятал.

Подлежит ли Ваня ответственности? Какой вид наказания ему грозит?

Для второй команды :

Пете 16 лет. Вечерами он гулял в компании сверстников. В тот день у одного из подростков был день рождения. Родители дали ему деньги, чтобы сходить с друзьями в пиццерию. Но подростки решили, что они уже достаточно взрослые и купили на эти деньги несколько бутылок пива, чипсы, сухарики. Ребята пошли в парк и отпраздновали там день рождение. Подростки привлекли своим поведением внимание взрослых, был вызван наряд ППС.

Подлежит ли Петя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?

Для третьей команды :

Вите 14 лет. Он сильно поссорился со своим лучшим другом. Витя затаил обиду и после школы подкараулил приятеля в подъезде. Подростки снова начали ругаться, Витя первым ударил бывшего друга. Завязалась драка, в ходе которой Витя толкнул мальчика, тот упал и сильно ударился рукой. Вечером мальчик с родителями съездил в травмпункт, где были зафиксированы все телесные повреждения. Был поставлен диагноз – перелом руки, экспертиза присвоила нанесение вреда здоровью средней тяжести.

Подлежит ли Витя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?

Для четвертой команды :

Группа подростков гуляла на территории детского сада. Кругом были маленькие дети. Подросткам по 15-16 лет. Они сев на веранду начали распивать спиртные напитки, громко разговаривать, тем самым нарушая спокойствие окружающих. Взрослые сделали им замечание, но они среагировали нецензурной бранью.

Подлежит ли подростки ответственности? Какой вид наказания им грозит?

Для ответа на вопрос дети могут использовать кодекс.

ОТВЕТЫ :

Для первой команды – да, подлежит, так как уголовная ответственность по данной статье (кража) наступает с 14 лет. Наказание – штраф в размере до 80000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 460 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Для второй команды – да, подлежит, так как административная ответственность по данной статье (распитие спиртных напитков)

Для третье команды – да, подлежит, так как уголовная ответственность по данной статье (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) наступает с 14 лет. Наказание – ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет

Для четвертой команды – да, подлежат, так как административная ответственность по данной статье (распитие спиртных напитков) наступает с 16 лет. Наказание – наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 руб.

За правильный ответ участники получают 1 жетон.

На этом конкурсная программа заканчивается, вы успешно справились с заданиями , спасибо за участие.

Пока жюри обрабатывает результаты, гостям и участникам мероприятия предлагается просмотр видео «Мой выбор» - высказывания воспитанников о своем отношении к вредным привычкам и совершению правонарушений

По готовности слово предоставляется жюри.

Подводятся итоги, награждаются победители.

1 место – медали и книги команде

2, 3, 4 место – благодарственные письма за участие

Участники и гости приглашаются на кофе-брейк.

Познавательная игра: «Мои права» для детей 12-13 лет

Введение
Право - это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка - его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.
Проблема данной тематики заключается в том, что по результатам социологических исследований граждане России не знают свои права и обязанности, поскольку, более глубокое изучение не входит в школьную программу и как следствие люди не могут грамотно (правильно) применить их в жизненных ситуациях. Поэтому знакомство с основным законом государства, нужно начинать уже со среднего звена.
Конституция РФ – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан. Поэтому знакомство детей с правами и обязанностями нужно начинать именно с нее.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова ее цель. На пути к этой цели мы должны привить учащимся, что они имеют право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
С помощью введения уголовного кодекса РФ в обучение можно упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, а так же воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Семейный кодекс дает понятие о семье, при знакомстве с некоторыми статьями у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, учащиеся учатся анализировать и решать проблемы, возникающие в семьях, а так же, воспитывается чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга, перед будущей семьей.
При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Для достижения развития у детей устойчивого интереса к изучению своих прав и обязанностей, разнообразия форм проведения факультативных занятий, как вариант, можно использовать игру. Игра – понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.
Что даёт такая методическая разработка:
1.Снижается уровень тревожности у детей.
2.Резко повышается активность всех обучающихся.
3.Смена деятельности, новизна, необычность повышают интерес.
4.Углубление, расширение знаний за счет привлечения дополнительных сведений.
5.Нетрадиционная форма дает возможность творчески подходить к работе.
Актуальность данной работы заключается в том, что именно в процессе игры дети приобретают основные азы правовых знаний, определяют свои основные права, учатся логически мыслить, развивать наглядно-образное мышление и воображение.
Новшество разработки:
Ввести учащихся в мир понимания прав ребенка;
Научить применять свои права и обязанности на практике с помощью игры
Цель методической разработки: развитие правовых компетентностей у учащихся.

Задачи игры:
Воспитательные
воспитать чувство ответственности за свое поведение, личную безопасность
уметь принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях
Образовательные
помочь учащимся разобраться во всем многообразии социальных отношений, которые регулируются правовыми нормами
привить учащимся начальные знания прав и обязанностей в конкретных ситуациях сформировать навыки самозащиты в рамках закона.
Развивающие
расширить кругозор в области права
стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.
УУД
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Участие в коллективном обсуждении проблемы;
Интегрирование в группу сверстников, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Личностные:
Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся (соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)
Познавательные
Подведения под понятия, выведение следствий;
Установление причинно-следственных связей;
Построение логической цепи рассуждений;
Доказательство

Ход игры:

Участники игры:
1. Конкурсанты 2 команды по 7-10 человек.
2. Эксперты, жюри (педагоги или родители) 3 человека.
3. Группа обеспечения игры: ведущий и его помощник.
Игра включает в себя 4 этапа: представление команд, конкурс, подведение итогов.
Презентация (приложение 1)
Слайд 1
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Поэтому, занятие сегодня, мы посвятим знакомству с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Итак, начнем с разминки:
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Ответ детей: Конституция РФ
Слайд 2
Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Педагог: Кроме Конституции, какие еще нормативные документы существуют?
Ответ детей: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Слайд 3
«Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Педагог: Молодцы, а теперь перейдем к игре:
Первый этап: Представление команд.
Второй этап: Конкурс
Первый тур: «Заморочки».
С помощью лото команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. Неправильный ответ может исправить другой член команды. Если ответа у команды нет, на вопрос может ответить вторая команда. Правильный ответ оценивается одним баллом.

Вопросы:
1. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурия или противоправное деяние?
2. В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?
4. Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?
5. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?
6. Может ли 12 – летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренным ему на день рождения.
Ответы:
1. Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях Р.Ф.
2. Нет, уголовная ответственность наступает, по достижению лица, совершившего преступления 14 лет
3. Да, может
4. Нельзя, родителям придется заплатить штраф
5. Права равны
6. Может
Второй тур: «Логическая цепочка».
Командам раздаются карточки (приложение 2)
Задание первое:
Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом
Ответы: 2, 3, 4, 1
Задание второе:
1. Составьте пословицы (приложение 3)
Грамоте учиться – а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится
Правда, родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой
Ответы:
Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
Третий тур: «Занимательный»
Презентации: Команды отвечают на вопросы, жюри внимательно смотрит, кто первый поднял руку, у того и право первого ответа (приложение 4)
Задание первое:
Слайд 1
Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука».
Слайд 2
(«Черт побери»)
Слайд 3
У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?
Слайд 4
(Билета.)
Слайд 5
Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.
Слайд 6
(Сорока.)
Слайд 7
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!»
Слайд 8
(«Кавказская пленница».)
Слайд 9
Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.
Слайд 10
(Шапка.
Задание второе:
Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста (приложение 5):
Слайд 1
Этот герой русской народной сказки потерял жилище, из-за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома
Слайд 2
(лиса и заяц)
Слайд 3
В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?
Слайд 4
(Лягушка-путешественница)
Слайд 5
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
Слайд 6
(«Колобок»)
Слайд 7
Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его?
Слайд 8
(«Царевна-лягушка»)
Слайд 9
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
Слайд 10
(Баба-Яга)
Слайд 11
Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано
Слайд 12
(«Волк и семеро козлят»)
Слайд 13
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
Слайд 14
(«Приключения Буратино», Карабас – Барабас)
Слайд 15
В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
Слайд 16
(«Сказка о попе и работнике Балде»).
Четвертый тур: «Театральный»
Вариант 1
Каждая из команд подготовили по две ситуации, которые сейчас представят в виде сценок, а команды соперников должны грамотно разрешить их (приложение 6).
Вариант 2
Каждая из команд вытягивает ситуацию и уже готовые роли из мешка, обсуждают ее и обыгрывают. Команда соперников разрешают ее с помощью закона.
Вариант 3
Работа в малых группах. Участники команд вытягивают ситуацию и делят ее на роли. Команда соперников пытается правильно разрешить её.
Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ответ: Ложный донос, нанесение побоев
Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество, но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить»
Ответ: Как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям, лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)
Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.
Ответ: Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.

Подведение итогов игры . Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителей, производится награждение.
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!

Список используемой литературы:
1. Антонов В. «Изучаем права человека», Москва, 1996.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, …и я имею право», Москва, 2007.
3. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
4. Маркелова Е. Защита прав детей - проблема государства / Уполномочен защитить… 2001. № 3.
5. Устный журнал "Правам подростка посвящается..."
6. Шабельник Е. Права человека. Книга для школьников младших классов. М., 1997.
7. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию разработки:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция о правах ребенка
3. Уголовный кодекс РФ
4. Семейный кодекс Р.Ф.
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

В настоящее время одной из главных проблем современного общества является нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Это связано с одной стороны с ростом правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде подростков, а с другой - с недостаточной эффективностью имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов несовершеннолетних, неисполнением международных стандартов в данной области. Кроме того, актуальность Интеллектуально - правовой игры «Юридическая азбука для школьников» обосновывается следующим:
1) мнимая осведомленность несовершеннолетних о действующем законодательстве в области прав несовершеннолетних;
2) затруднения в сопоставлении подростком своего поведения и требований закона;
3) несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации;
4) при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия;
5) наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы.
Правовые знания, приобретенные как в процессе обучения, так и в результате интеллектуально правовой игры содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности несовершеннолетних, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Вовлечение учащихся в игровую деятельность позволяет выработать правовые убеждения, навыки правомерного поведения, а также практическое применение норм действующего законодательства в повседневной жизни, приобрести опыт использования их в борьбе против правонарушений.Апробация интеллектуально- правовой игры: МБОУ СОШ г. Нижний Новгород, г. Краснознаменск, г. Москва
Цель интеллектуально - правовой игры:
- формирование правовой культуры и правового сознания подростков;
- профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- развитие познавательной активности учащихся.
Задачи игры:
- познакомить учащихся с нормативными правовыми актами в области прав и обязанностей несовершеннолетних;
- способствовать формированию правовой культуры учащихся;
- воспитание личности, осознающей достоинство человека;
- развивать умение работать в группе (сотрудничество);
- формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения и солидарности;
- способствовать формированию и развитию профессиональной коммуникативной и педагогической компетенции (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях - ПК 17; осуществление правового воспитания - ПК 19 - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») студентов Международного юридического института.
Участники игры: учащиеся 6 классов МБОУ СОШ - три командыВремя проведение игры - 45 мин.
Ведущие игры: студенты Международного юридического института (г.Москва)
Предварительно в каждом классе - участнике игры проводится классный час, где обсуждаются и анализируются основные вопросы и положения, выносимые на игру.
Классный час проводят - студенты, аспиранты Международного юридического института.Игра состоит из 6 этапов. Каждой команде выдается маршрутный лист для прохождения и оценивания каждого этапа.

1 этап:
Разминка «Имею право, но обязан»
Из представленных на экране нормативных правовых актов командам представляется выбрать те, где перечисляются права и обязанности детей, в том числе и школьников (НПА в виде коллажа - плаката).На этап отводится - 5 минут. Оценка осуществляется следующим образом: 1 балл - команда дала наиболее точный ответ, далее - оценка пропорциональна правильности ответа.Ответ: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка 1989г., Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Устав школы.

2 этап:
Попробуй, угадай!
На экране участникам предлагается изображение, на котором есть открытые окна. Участники должны отгадать - название мультфильма и какое право (права) в соответствии с Конвенцией о правах ребенка были нарушены.Участникам предлагается 2 варианта задания:1. Количество открытых окон - 5,2. Количество открытых окон - 8 Если участники затрудняются с 1 вариантом в течение 3 минут, открывается 2 вариант - дополнительно предоставляется 3 минуты. Кто из команд первый угадает название мультфильма - тот получает 1 балл. После того как участники угадали название мультфильма - открывается слайд полностью и участники отгадывают зашифрованное право - каждый правильный ответ 1 балл.

Ответ: Мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», нарушение Конвенции о правах ребенка: незаконное вмешательство в личную жизнь; запрет на похищение ребенка (Государство должно всеми силами бороться против похищения детей).

3 этап: Твои права
На экран выводится следующее изображение. Задание - какие права ребенка символизирует каждая представленная картинка. Время, отводимое на задание - 5 минут.Команды должны свои ответы огласить и представить письменно жюри.

Ответ: Право на образование, Права на имя, Право на отдых, досуг, Право на жилище,Право личной жизни, тайна переписки.

4 этап: Правовые ребусы
Каждой команде предлагается отгадать 5 ребусов. Максимальное время на разгадывание - 5 минут. Выигрывает та команда, которая отгадает все ребусы первая. Правильно отгаданный один ребус - 1 балл Ребусы созданы с помощью программы http://rebus1.com

примеры ребусов:

Ответ: право на жизнь

Ответ: Конституция

5 этап: Компьютерные пазлы
От каждой команды необходимо выбрать по одному участнику, которому надо будет собрать пазл; назвать, какое правонарушение зашифровано - работа всей команды. Предварительно каждому участнику конкурса предоставляется тренировочный пазл, чтобы понять как управлять деталями картинки. Правильно определенное право ребенка - 1 (один) балл, выигрывает та команда, которая не только соберет пазл первой, но и даст правильный ответ. Создание пазла - http://www.игрыпазлы.com/cоздайте-пазл.html
6 этап: Детектив
В коридоре разбросаны различные предметы. Участникам этапа предстоит провести расследование и определить, что произошло. Участвуют все члены команды, но ничего двигать или трогать нельзя. От каждой команды можно выбрать по одному участнику, который имеет возможность рассмотреть все вблизи.

По разбросанным предметам надо определить какие сказки зашифрованы и какие права ребенка были нарушены (участникам необходимо назвать не менее 5 ответов по каждой угаданной сказке) (например, «Снежная королева» и «Золушка»). После того как участники отгадали сказки им можно в качестве подсказки раздать лист с правами ребенка по Конвенции 1989г. Правильно угаданная сказка - 1 балл, каждый правильный ответ по правам ребенка - 1 балл.
Ответ: Сказка «Золушка»
1. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Мачеха в сказке обзывала ее, кричала на нее, эксплуатировала и иногда поднимала на нее руку.
2. Золушке поручили тяжелую работу - «высыпали горох и чечевицу в золу, и ей приходилось сидеть и выбирать их оттуда опять» - нарушение права ребенка на защиту от тяжелой, непосильной работы.
3. Золушке образования не давали - нарушение права ребенка на образование.
4. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Никакую защиту Золушка от Мачехи и сестер не получала.
5. Отдыхать Золушке тоже особо не удавалось - нарушение права на отдых.
Сказка «Снежная королева»
1. Похищение Кая Снежной королевой, Герду у себя оставила старушка - колдунья - нарушение ст. 35 Конвенции о правах ребенка, которая гласит о предотвращении похищения детей.
2. Колдовство Снежной королевы по отношению к Каю, колдовство старушки - колдуньи по отношению к Герде, чтобы они забыли все, в том числе и родителей - нарушение ст. 9 Конвенции, которая гласит, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию.
3. Маленькая разбойница не слушалась свою мать - неуважительное отношение к родителям.
4. Колдовство Снежной королевы по отношению к Каю, что он «почернел от холода, но не чувствует этого» - нарушение права ребенка на здравоохрание и здоровое развитие.
5. Финка отправила Герду на Олене в страну Снежной королевы в мороз без башмаков и рукавиц - нарушение права ребенка на здравоохрание и здоровое развитие.
Подведение итогов
По окончании игры жюри подводит итоги.В качестве членов жюри приглашаются: - учителя МБОУ СОШ,- преподаватели МЮИ. Победителем признается команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Награждение победителей и участников игры. Игра предполагает два тура: I тур - внутришкольный - соревнование команд одного МБОУ СОШ.II тур - межшкольный - соревнование команд, занявших первое место по итогам I тура игры.
Задания для данного тура разрабатываются отдельно.

« Я и мои права».

Провел учитель

истории и обществознания

МБОУ Целинная СОШ

Ершов Олег Михайлович

2015 г.

Ход игры:

В зале, за столами размещены команды 8-9-х классов.

Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам. Представляют членов экспертного совета.

Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: « Я и мои права».

Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

1 тур.

Представление команд (по 1 минуте)

Название;

Девиз;

Представление.

Вопросы 2 тура

    Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.

    – 12 декабря.

    Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет

    Как именуется тайное хищение имущества? – кража

    Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм

    С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет

Вопросы 3 тура

(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни)

(Сценки разыгрывают ученики)

1 команда: Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын : Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? (Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)

2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: У Меня завтра контрольная…
Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.

Что должна ответить мама? ( Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!

Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…

На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).

2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?
Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.
Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.

Что должна ответить билетерша мальчикам?
( (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….)

1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.

Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?
(
Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)

2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).

КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).

Вопросы 4 тура

1 команда:

а) с момента рождения до 18 лет

2 команда:



г) независимо от различных обстоятельств

1 команда:

а)родители
б)родственники
в) никто
г) сверстники

2 команда:


б) не имеет права

1 команда:

а) с 18 лет
б) с 16 лет *

2 команда:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц
б) не имеют этого права

г) безоговорочно

1 команда:

а) всегда и при любых обстоятельствах

в) пока живы родители

2 команда:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)
в) только родители;

1 команда: а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию

2 команда: -

а) сын
б) мама
в) органы опеки

1 команда:

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя

2 команда:

а) употребление алкоголя
б) наркотических средств

1 команда:

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным

2 команда:

а) гражданская
б) административная
в) семейная

5 тур ( раздают карточки командам с заданием)

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    Моральные

    Правовые

    Нормы этикета

Пока жюри поводит итоги учащимся предлагается просмотр серии «Ну погоди» .

Объявление победителей, награждение.

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

    ?

______________________________

    Какой День является Днем Конституции? _______________________

    _____________________________

    _____________________

    …____________

    – _______

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

    Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка ?

    Какой День является Днем Конституции? _______________________

    Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? _____________________________

    Как именуется тайное хищение имущества? _____________________

    Бессмысленное уничтожение ценностей называется …____________

    С какого времени наступает уголовная ответственность? __________

Вопросы 2 тура (бланки для жюри)

    Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка ? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.

    Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.

    Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет

    Как именуется тайное хищение имущества? – кража

    Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм

    С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 4 тура

(для жюри)

(Тест по 4 вопроса каждой команде) (верный ответ отмечен ______)

1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет

2 команда: - Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств
д) равного имущественного положения

1 команда: - Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а)родители
б)родственники
в)никто
г) сверстники

2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка

1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет
б) с 16 лет
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно

1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:

а) всегда и при любых обстоятельствах
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители

2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители);
в) только родители;

1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.

2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

а) сын
б) мама
в) органы опеки

1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя

2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?

а ) употребление алкоголя
б) наркотических средств
в) употребление других одурманивающих веществ

1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным

2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?

а) гражданская
б) административная
в) семейная

«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»

В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.

вопросы для тура

ПРАВИЛА

а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.

б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.

в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.

г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.

д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    Моральные

    Правовые

    Нормы этикета



Просмотров