Интонации голоса и характер его обладателя. Какая бывает интонация

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр - слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Что такое интонация? Виды интонации

Темп речи - это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп - торжественной.

В узком смысле интонация понимается как “движение голосового тона” и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин “интонация” обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т. е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т. д.) и ритм.

Паузы - это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я. Н., Смоленская Т. М.

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Фонетика современного русского языка, 2010.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т. д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо – вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.

Что такое интонация? Виды интонации

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации - это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при – дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Кружок в детском саду умелые ручки Учебное заведение: МБДОУ. Детский сад №153 Наименование материала: методическая разработка Тема: План работы кружка "Умелые ручки" группе на 2015-2016...

Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников... Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников. Содержание и теория дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государс...

Чувство перспективы делает речь лё гк ой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувст в овать перспективу в слове (когда все слоги бег у т под ударный слог), в предложении (когда все с л ова стремятся к главному слову), в мысли (когда все пред ло жения направляются к самому важному предло ж ению, в котором и заключён центр мысли), во всём выст упл ении (когда все отдельные части целого не зату ма нивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её н аи более убедительно и ярко).
Техника владения персп
е ктивой интонации предполагает умелое поль зо вание и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от мед ле нного к быстрому темпу произнесения де л ают интонацию не тяжёлой, не одноритмичной, не топчу ще йся на месте.

Кроме логической выразительности , бол ьш ое значение имеет выразительность эмоциональная . Мы с ль, не согретая чувс тв ами, будет неубедительной и может привести к не пр авильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным сод е ржанием при условии, когда диктор должным о бр азом оценивает мысль, проявляет своё от но шение к ней. При этом в речи ведущего появ ля ются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и п ау зы, обусловленные чувствами, настрое н ием, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое со вп адение желательно.

Развитие силового и звуко в ысотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непо ср едственному совершенствованию интонации, её мо ду ляции, способности переливать звук из о д ного тона в другой. Интонационная мелодия непов то рима и индивидуальна, т.к. речь - это непосре дст венно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним че ло веком - принадлежит одной личности. По ня тие "интонация речи" - глубоко и многообразно. Это резу ль тат проявления конкретной задачи в ко нкр етных обстоятельствах. Но изучение общих закономер но стей рождения интонации, натренированность гол о са в интонировании позволяют ярче проявиться непо вто римости индивидуальности человека.

Знаки препинания

Речь диктора монологична, поэ т ому он должен особенно заботиться о вырази те льности интонации, зная, что монотонность приводит к со нл ивости. Начинающий диктор должен обр ат ить серьёзное внимание на интонирование знаков препи нан ия. Вот несколько упражнений:

Упражнение "добьюсь ответа"


Возьмите текст:

Виде л и ли Лидию?
Полили ли лилию?
Поли
л и ли лилию?
Полили иль нет?

Желание получить ответ рождает вопр ос ы с нарастающей силой. С каждым вопр ос ом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетич ес кой линии в интонации. В последнем вопросе после са м ого высокого тона: "Полили?" - звук понижае т ся на словах "иль нет?".

Вопросительные знаки постарайтесь "уви де ть" и точно нарисуйте их голосом:

Почему чер ну шкой назван
Голуб
ой , как лён, цветок,
А посёлок яс
н оглазый
Носит имя "Волчий лог"?
Почему н
аз вали Белой
Реку, синюю до дна?
Почему на
з вали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Поче
м у нелюбую
Звать ты должен Любою?

Прочувствуйте, как с нараст ан ием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фоне тич еская линия вопросительного знака идёт вверх. Так и д ол жно быть, т.к. с нарастанием удивления уве л ичивается диапазон голоса. При высшем удивлении воп р осительную фигуру голоса можно повто ря ть на каждом слове. Это усилит действ е нность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:

Вы грозны на сло в ах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить св
о й измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой
спор ить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от П
ер ми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кр
е мля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною
св еркая,
Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убежд ён ность, всю силу и действенность этих строк нужно д ел ать вопросительные интонации на каждом с ло ве. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так на зы ваемого "полного вопроса". Необходимо, чт об ы голос выражал вопросительные знаки в различной его с ил е, загибе голоса, с более стремительными или полз ущ ими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков пре пи нания является двоеточие:
Небольшая ос
тан овка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выст а вляет или точно указывает на то, что сл е дует.

Радивыми по дм ечено давно:
Ленивый дважды делает одно.
Не хвастайся усп
еха ми до срока:
Кто хвастается, тем до них далёко.


В дикторской речи рекомен ду ется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтерес ов ать слушателей тем, что будет сказано дальше. О б ратить их внимание на самое важное, подго то вить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование та ки х знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рв а ная, без ярко выраженного по ниж ения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на за пя тых. Запятая в предложении - усиливает о бщ ение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слу ша телями. Вообще, запятая обладает чудоде йс твенными свойствами. "Её загиб, точно поднятая для пре д упреждения рука, заставляет слушателей терп ел иво ждать продолжения недоконченной фразы", гово ри л Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пыл а ющий огнём.
По весу лёгок он, а по цене весом.

Недостатки интонирования

Монотонность диктора. Это речь на неизм ен ной или почти неизменной высоте тона. Для пре одо ления этого недостатка, надо тренир о вать голос не только по расширению диапазона, но и модул я ции звуков речи. В речи даже одна ударная гласная только м е лодически может быть выделена пятью способ а ми: тон голоса звучит ровно - "ма"; постепенно повыш ае тся к концу слога - "мА", понижается - "Ма"; Внач ал е повышается, потом понижается; н ао борот, сначала понижается, потом повышается. Нужно "г ну ть" голос, для того чтобы им можно было свободно моду ли ровать.

Слишком высокий тонведущего. Та ка я интонация неприятно действует на слух и раздр аж ает слушателей. Если у вас высокий голос, не об ходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все при в едённые упражнения, в которых трени ру ется понижение тона .

Слишком низкий тон. Причина та к ой интонации в большинстве случаев в отсутствии эн ер гичности и увлечённости диктора. Повыше н ию тона помогают упражнения на развитие диапазона .

Также к нед ос таткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонац ио нные обороты. Точная и правдивая интонация, возни ка ющая вследствие соответствующего изменения вы соты тона, определённого темпоритма и умелого при ме нения логических и эмоциональных выразительных с ре дств интонации, делает вещание диктора доход чи вым и убедительным.

Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел -

Любого человека характеризует своя манера произносить слова и предложения, свой тембр голоса. Но это на первый взгляд для несведущего в тонкостях этого дела человека. Но музыкантов и лингвистов не проведёшь! Это люди с тонким обострённым слухом.

Интонация для профессионала-лингвиста

Для работающего с языком ритм и строй речи имеет огромное значение. Это определяется долей повышения голоса или его понижения. А это зависит от того, чего хочет говорящий. Если ему нужно задать вопрос, он так выстроит свою интонационную позицию, чтобы собеседнику было понятно, что именно интересует в заданном вопросе. При помощи логического ударения вопрошающий выделяет голосом нужное слово. Люди выражают в своей речи самые разные эмоции, выражая это интонацией восклицания. В тех моментах, когда встретившиеся друг с другом товарищи просто рассказывают о тех или иных событиях, они пользуются повествовательной интонацией.

  • Семантическая, выражающаяся в цели и смысле, в соответствии с которыми строится высказывание.
  • Синтаксическая выстраивает предложение в чёткой структуре.
  • Экспрессивная свидетельствует об эмоциях человека.
  • Эвфоническая используется в стихотворениях и влияет на фонетическое благозвучие.

Музыкальная интонация

В музыке к интонации предъявляются особые требования. Распевность и напевность, напряжение голоса и осмысленность того, о чём поёт солист. Но в музыке есть ещё один очень похожий термин - «интонирование». Он означает совершенно другое: фальшивое пение или абсолютно верное исполнение по нотам произведения.

Акцентирование на фразах, что указано целью высказывания.

Определение интонации на письме с помощью деления на смысловые части текста, расстановки знаков выделения и разделения.

Не всегда к интонации было такое пристальное внимание. Исходя из исторических сведений, в интонации ранее рассматривался всегда центр всей конструкции, который выражался в главном ударном слоге.

Выстраивая любое выступление, оратор вынужден пользоваться всеми видами интонационного воздействия на слушателя. Чтобы завоевать аудиторию, докладчик должен плавно вести рассказ, повествуя, понижая или изредка повышая голос. Иногда, для того, чтобы привлечь ослабленное внимание, следует использовать вопросы, обращённые к слушателям. Без эмоциональной восклицательной интонации речь выступающего человека будет скучной и невыразительной. Поэтому интонационным разнообразием должен владеть в совершенстве тот, кому нужно часто выступать перед зрителями. Это люди творческих профессий, дипломаты и учителя.

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во-вторых – кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто КАК СКАЗАНО превращается в ЧТО СКАЗАНО, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

ГОЛОС (речевой голос) - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении, смехе. Голос как совокупность разнообразных по силе, высоте и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью.

Поскольку звучащий текст отдельного человека обладает закономерностями ритмико-интонационного строения, мы узнаем, как он говорит, то есть с каким настроением, чувством.

Голос – индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Хорошо поставленный голос дает возможность передать в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определен­ный эмоциональный настрой, облегчающий восприя­тие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

Динамика голоса характеризуется различной степе­нью силы звучания, громкости. Громкость обеспечива­ется хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышеч­ных напряжений.

ТЕМБР [франц. timbre] - качество, окраска звука, по которому различаются друг от друга звучания одной и той же высоты.

Тембр звука - результат совокупности основного тона и обертонов, т.е. результат сложных колебатель­ных движений, дающих звуковую волну. Как известно из акустики, всякое звучащее тело (напр., струна) ко­леблется всё в целом, что дает основной тон звучания, а его колеблющиеся части дают гармонические призву­ки, обертоны, которые воспринимаются в совокупно­сти как та или иная окраска звука, или его тембр.

Для характеристики тембра используются собствен­но звуковые представления: глухой, дрожащий, звон­кий, крикливый, резкий и т.д.

Световая характеристика заложена в таких опреде­лениях, как светлый, темный, золотой, серебряный, медный, тусклый, яркий, ясный и др.

Обязательные характеристики не столь часто упот­ребляются по сравнению со звуковыми и световыми определениями, но весьма выразительны: бархатный, мягкий, жесткий, гладкий и т.д.

Иногда тембр определяют по тому чувству, которое он отражает: эмоционально-волевой, шутливо-ирониче­ский, грустный, нежный, спокойный, угрюмый и т.д.

Голоссобразование - сложный многофункциональ­ный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе», выраба­тываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.

В обыденной жизни наш голосовой аппарат доволь­но легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить ак­тивно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навы­ков речи, привычных приемов голосоведения уже не­достает. Публичная речь ставит перед голосовым аппа­ратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возмож­ность передать слушателям в звучащем слове мельчай­шие смысловые оттенки, помогает аудитории воспри­нять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, моно­тонный, неразвитый голос быстро притупляет воспри­ятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Выделяются следующие основные качества профес­сионального речевого голоса:

Первое - достаточная сила звука. Он должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии тех­нических средств усиления. Это качество носит назва­ние динамического диапазона голоса.Диапазон голоса - звуковой объем, определяющий­ся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Умение „перебрасывать", легко подни­мать и опускать звук, не делая никаких мышечных напряжений, слышать высокие и низкие тона звуча­ния своего голоса - необходимое условие владения ин­тонацией речи. Способность без особых усилий менять высоту голо­са, т.е. пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса.

Второе - посыл звука, то есть его способность до­стигать нужной точки, долетать до каждого слушателя. Это способность достигать нужной точки, доле­тать до конкретного слушателя. О важности этой характеристики голоса говорить не приходится. Истинные мастера сцены всегда отличались тем, что каждое их слово доходило до каждого слушате­ля, на какой бы дальней галерке тот не находился. А если нужно, то и наоборот. Про выдающегося ак­тера Евгения Евстигнеева коллеги восхищенно рас­сказывали, что на сцене он среди своих реплик, слышных каждому в зале, мог сказать партнеру что-то, но так, что никто другой (даже близко стоящие) не слышали этого.

Четвертое - тембр голоса – это звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента), кото­рая создает оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, баритона). От того, насколько выразителен голос в своей окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания.

Пятое - полетность звука, его способность выде­ляться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.Полётность голоса - длительность звучания отдель­ных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интона­циями, слова произносятся с определенной эмоцио­нальной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, и речь оратора как бы заполняет все пространство, достигая самых дальних уголков аудитории. Полетность голоса помогает голосу выделиться среди других звуков и шумов, не смешиваясь с ними и не теряясь среди них. Особенно это важно, когда в помещение проникают посторонние звуки (произ­водственные или уличные шумы).

Шестое - выносливость, малая утомляемость голо­са, позволяющая не терять основные свойства звуча­ния при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку. Данное свойство важно для людей, часто и подолгу выступающих перед слушателями, зрителями, то есть для профессионалов.

Сила и громкость звука должна быть достаточна, чтобы голос был хорошо слышен в любой аудитории. Не следует сме­шивать понятия «сила звука» и «громкость». Сила звука - величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость - субъек­тивное понятие, связанное с нашим восприятием зву­ка той или иной силы.

Сила звука должна быть такой, чтобы каждый слушатель воспринимал его как приемлемый.

Громкость речи является одним из показателей культуры человека. Некоторые говорящие по телефону говорят слишком громко, другие - чуть слыш­но, даже после напоминания о плохой слышимости. В общественном транспорте нередко приходится быть невольной жертвой громкого назойливого раз­говора, не испытывая ничего, кроме раздражения.

Бывает, что при выступлении в аудитории ее раз­меры и акустика таковы, что возникает сомнение в том, что присутствующие хорошо услышат оратора. Это является серьезным сигналом к принятию соот­ветствующих мер. И не только из-за заботы о каж­дом слушателе. Но и из-за заботы о выступающем.

Во-первых, желая быть всеми услышанным, выс­тупающий неминуемо начнет надрывать голосовые связки и быстро «посадит» свой голос. Если такое про­исходит систематически, оратор заработает болезнь голосовых связок и потерю нормального голоса.

С другой стороны, опытные переводчики и гиды, которым приходится говорить помногу, утверждают, что можно говорить практически целый день без по­следствий для голоса, если только не напрягать его.

Во-вторых, если кто-то из присутствующих не слышит речь, то начинает отвлекаться на разговоры, возникает шумок, который усиливается, так как еще большая часть перестает слышать и начинает раз­говаривать. Оратор попадает в пренеприятнейшую ситуацию: его не слышит все большая часть ауди­тории.

Наиболее эффективный способ быть услышанным - настоять на том, чтобы организаторы установили микрофон. Только необходимо помнить, что микрофон дол­жен быть не напротив рта, а ниже или рядом.

На крайний случай остаются следующие средства:

    подойти к первому ряду и говорить оттуда;

    так заинтересовать слушателей, чтобы была «зве­нящая тишина»;

    говорить как можно громче (только что не кри­чать), если ничего другого не остается.

Иногда микрофону приписывают «чудесную» спо­собность исправления дефектов произношения. Это ошибочное впечатление. Микрофон хорошо выявля­ет индивидуальные особенности голоса и подчеркива­ет дефекты речи, которые мы не замечаем у человека, говорящего без микрофона.

Если человек «проглатывает» согласные или «съе­дает» окончания слов, текст становится неразборчи­вым, а голос - «лающим».

Иногда мы громко произносим одни слова, а дру­гие «глотаем». А что слышат люди? Отдельные фра­зы, шумное дыхание, когда вплотную приближаешь лицо к микрофону, щелканье и причмокивание. Все это раздражает слушающих.

Интонация - сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, ин­тенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.

Термин тон восходит к греческому слову tonos (бук­вально «натянутая веревка, натяжение, напряжение»).

Используется этот термин в разных науках: в физике; в музыке; в живописи; в медицине. Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных соглас­ных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В ре­зультате колебания голосовых связок возникает основ­ной тон звука, важнейший компонент речевой интона­ций.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на часто­те 85-200 гц, а женщины - 160-340 тц. Это средний тон речи.

С помощью изменения тона создается мелодичес­кий рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стремится донести свои мысли до слушателя, дол­жен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие.

Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Не украшает речь и слишком высокий или слиш­ком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большего напряжения.

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональ­ные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне. Так же поступают разгне­ванные люди или спорящие между собой. Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Задача оратора: определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Основной тон высказывания служит для выражения как смысловых, так и эмоционально дополнительных оттенков речи. Тонов может быть столько, сколько разных эмоций, разных отношений.

Практическое задание.

1. Попробуйте произнести слово «пришла» с выражением угрозы, радости, восхищения, негодования, удивления, нерешительности.

2. Произнесите предложение «Сегодня мы идем на каток» с вопросительной, утвердительной, требовательной, отрицающей, мечтательной, деловой, радостной интонацией.

Важным моментом в звучащей речи является логическое ударение – это выделенность слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью.

Например:

1. Ты это сделал или кто-то другой?

Ты это сделал или что-то другое?

Ты это сделал или не сделал?

    Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил .

ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интен­сивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Жизненная ситуация, психическое состояние чело­века, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет гово­рить речь, вести разговор. Так, на митинге, параде, на вокзале (к примеру, когда один находится в вагоне, адругой на перроне), если собеседники разделены рас­стоянием, а необходимо сказать что-то важное, в таких ситуациях позволительно говорить громко. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, Возбужденном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание.

Темп речи (тал. tempo, от лат. tempus - время) - скорость произнесения речевых элементов. Темп речи измеряют двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в секун­ду), или средней длительностью звука (слога). Длитель­ность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды - миллисекундах (мс). Темп речи каждого от­дельного индивидуума может меняться в широких пре­делах - от 60-70 мс при беглой речи до 150-200 мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего.

Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напе­чатанного через 1,5 интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содер­жания высказывания, эмоционального настроя говоря­щего, жизненной ситуации.

Не сложно, например, определить, от чего зависит темп произнесения предложений:

    Скорей бежим к лесу!

    Он идет медленно, нога за ногу заплетается.

    Ползет, как черепаха.

    Какой долгий и пасмурный день сегодня!

Темп речи в данном случае определяется содержа­нием предложений. Первое призывает к скорой реак­ции, к быстрому действию, поэтому произнесение убы­стряется. Второе и третье предложения характеризуют замедленное действие. Чтобы это подчеркнуть, говоря­щий растягивает произношение звуков, темп речи за­медляется. В последнем предложении акцент падает на слова долгий и пасмурный. Замедление речи при произ­несении позволяет как бы изобразить предмет, интона­ционно подчеркнуть его протяженность.

Чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье - замедляют его.

Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжело больного, очень старого человека. В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обе­щание.

Темп речи имеет большое значение для успеха выступления.

Встречаются люди, которые при всех обстоятельст­вах говорят очень быстро, именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемета», « Тысячу слов в минуту», «Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать».

Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. перестать слушать выступающе­го.

Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:

    Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему время успеть все изложить.

    Лектор, оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить свое вы­ступление.

    Иногда быстрая речь бывает обусловлена робос­тью выступающего, страхом перед аудиторией.

Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подаст», «Слово за словом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит».

Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослаб­ляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Лектору важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.

Обратим внимание еще на одно явление.

Студент обращается к декану: «Здравствуйте, Александр Александрович!»

Сосед подошел во дворе к соседу: «Здрасьте, Аль-сан Альсаныч!»

Встретились два приятеля: «Здрась, Сан Саныч!»

Приветствия различаются стилем произноше­ния.

Когда мы находимся в официальной обстановке, выступаем перед большой аудиторией, когда хотим, чтобы все нас слышали и понимали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать каждый звук, каж­дое слово. Такой стиль произношения называется пол­ным.

В неофициальной обстановке, в семейном кругу чаще всего используется неполный, разговорный стиль. Стиль речи, а точнее ее темп может свидетельство­вать о пренебрежительном отношении говорящего к тому, с кем разговаривает.

Опыт показывает, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается регулированию. Некоторые люди говорят быстрее, чем способны думать. «Он заговорил меня до смерти» - могут сказать об импульсивном знакомом, словоизвержение которого напоминает извержение лавы.

Депутат Герман Шмитт-Вокенхаузен «превзошел» в бундестаге 60-х годов всех быстроговорящих; он произносил 320 слогов в минуту и приводил стенографисток в ужас. Когда он посетил съезд стенографистов в Карлсруэ, он сказал: «Собственно, я хочу лишь убедиться в том, что сегодня еще могут писать так быстро, как я говорю».

Многие ораторы, особенно начинающие, как правило, говорят слишком быстро.

♦ Мы не произносим речь всегда с одной и той же скоростью. Мы меняем темп.

Важные мысли нужно произносить медленнее и более убедительно. Но также справедливы слова: variatio delec-tat - изменение радует и оживляет.

Основной темп речи сообразуют с имеющимся поводом и содержанием речи. В случае торжественной речи он медленнее и размереннее, чем в случае воинственной речи. Мы говорим плавно, не ставим себе целью «отбубнить» нашу речь в рекордное время. Хорошо подвешенный язык - еще не мера настоящего искусства речи.

В старину Маттиас Клаудиус написал своему сыну Йоханнесу: «Там, где слова слетают слишком легко и плавно, будь настороже, потому что лошадь, везущая тележку с грузом, идет медленным шагом». Можно взять на вооружение также наглядный и образный способ, который дал Спэрджен в лекции своим кандидатам в проповедники: «Слишком медленная речь ужасна и может совсем расшатать нервы полных жизни слушателей. Ибо кто может выслушать оратора, ползущего со скоростью два километра в час? Сегодня слово и завтра будет одно - да это поджаривание на медленном огне, которое может быть отрадой только для мученика. Но слишком быстрая речь, гонка, неистовство, буйство также непростительны. Невозможно ни на кого произвести впечатление, разве только что, может быть, на слабоумных, так как вместо упорядоченного войска слов к нам является толпа черни, и смысл полностью тонет в море звуков».

Последний компонент интонации - тембр. Это - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. Поэтому тембр называют еще «цветом» голо­са.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональ­ные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами.

Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описа­нии особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное воспри­ятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий сухой, гладкий), то ассоциативное (бархат­ный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, ве­селый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).

Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окрас­ка.

Назначение интонации состоит в том, что она придает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Синтаксическая функция интонации состоит в том, что она указывает:

Конец фразы,

Ее законченность или незаконченность,

К какому типу относится предложение, содержит оно вопрос, восклицание или повествование.

В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во - первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во - вторых - кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты.

Например, Э.Сепир отмечал: “фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики...- все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность”. Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой “узнаваемости голоса”. Артисту О.Табакову, например, свойственно создавать акцентную выделенность за счет растяжки слова с одновременным динамическим нажимом.

Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека:

Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса:

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.

Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”.

Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.

Термин “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением.

Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

М.М.Бахтин отмечает: “интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)”.



Просмотров