Разграничение проезжей части. Ширина проезжей части дороги – основные аспекты

На самом деле содержание этого раздела Правил больше соответствует вот такому названию:

Расположение транспортных средств на дороге .

Почему? Да потому что речь идёт не только о том, когда и кому разрешается движение по той или иной полосе проезжей части, но также и о том, когда и кому разрешается (или не разрешается) движение и по другим элементам дороги – по разделительной полосе, по трамвайным путям, по тротуарам и по обочинам.

В первой теме настоящего учебного пособия мы достаточно подробно разобрались с тем, что такое разделительная полоса и что такое трамвайные пути. Настало время поближе познакомиться с обочиной и тротуаром, а также поговорить о том, что такое проезжая часть и что такое полоса движения.

Обочина.

Правила. Раздел 1. “Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

То, что обочина примыкает к проезжей части, находится на одном уровне с ней и отличается типом покрытия – это понятно.

Но, оказывается, обочина может и не отличаться типом покрытия, а просто отделяется от проезжей части с помощью разметки.

И ещё, оказывается, обочина может использоваться для движения, остановки и стоянки .

Что касается движения по обочине , то спешу вас успокоить – Правила в данном случае имели в виду пешеходов.

Пешеходы не просто могут, а именно должны двигаться по обочинам.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине , если это не создает помех пешеходам.

Вы заметили – даже движение на велосипеде или мопеде по обочине не разрешается, а всего лишь допускается, да и то при соблюдении целой кучи условий! Что уж тогда говорить о мотоциклах и автомобилях? Конечно же, движение автомобилей и мотоциклов по обочинам смертельно опасно для пешеходов и потому разрешено быть не может. Это всё равно, как если бы Правила разрешили нам ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Другое дело, если речь идёт о парковке. Правила не просто разрешили парковаться на обочине, а именно предписали:

При наличии обочины всем парковаться только на обочине!

И это совершенно правильно – зачем же занимать проезжую часть припаркованным транспортом, если есть обочина.

На самом деле в Правилах вы нигде не встретите именно такое предписание: «При наличии обочины всем парковаться только на обочине». В Правилах Вы прочитаете следующее:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на обочине, а при её отсутствии – на проезжей части.

А вот уже из этого со всей очевидностью следует, что остановка на проезжей части (при наличии обочины!) – нарушение Правил.

На современных высококлассных дорогах обочину делают укреплённой, то есть покрывают асфальтом. В этом случае, как мы уже говорили, обочину отделяют от проезжей части с помощью дорожной разметки, и, как правило, это сплошная продольная линия (разметка 1.2.1).

Движение любых механических транспортных средств по обочинам запрещено, и сплошная линия разметки напоминает водителям об этом требовании Правил.

Однако если водитель намерен остановиться, сплошную продольную линию разметки, отделяющую обочину от проезжей части, не просто можно, а именно «д О лжно» пересекать. При остановке и стоянке эту «продольную сплошную» нужно рассматривать просто как границу между проезжей частью и обочиной.

И ещё один, важный для водителей момент – Правила разрешают использовать обочину при развороте (в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения).

Прежде, чем закончить разговор про обочину, упомянём ещё об одном исключении. Непосредственно у обочин могут располагаться магазины или иные предприятия. Если других путей подъезда нет, Правила разрешают подъезжать к этим предприятиям по обочине, но только тем транспортным средствам, которые обслуживают данное предприятие!

Резюмируем:

1. «Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и предназначенный для движения пешеходов, а также для остановки и стоянки транспорта.

2. Допускается движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при условии, что это не создаёт помех движению пешеходов.

3. Как исключение разрешается подъезд по обочине транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у обочин и при условии, что других путей подъезда нет.

4. При развороте, если ширины проезжей части недостаточно, манёвр можно выполнять с использованием обочины.

5. При наличии обочины остановка транспортных средств разрешена только на обочине!

Тротуар.

Правила. Раздел 1. «Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Наиболее комфортно пешеход чувствует себя, конечно же, на тротуаре. Тротуар поднят над проезжей частью, как минимум, на высоту бордюрного камня, что создаёт дополнительные условия безопасности.

А если тротуар ещё и отделен от проезжей части газоном, так и вообще можно расслабиться.

Движение транспортных средств по тротуару запрещено.

Как и в случае с обочиной, по тротуару разрешается только движение транспортных средств, обслуживающих торговые или иные предприятия, расположенные непосредственно у этого тротуара (если других путей подъезда нет).

Стоянка на тротуаре, в отличие от обочины, запрещена. Однако, в некоторых случаях, с целью увеличения пропускной способности дороги, стоянка транспорта может быть организована на краю тротуара.

Правила разрешают использовать тротуар, но только для стоянки велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии знака 6.4 «Место стоянки» , применённого с одной из следующих табличек:

Резюмируем :

1. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

2. Движение и остановка транспортных средств на тротуаре запрещены.

3. Как исключение разрешается подъезд по тротуару транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у этого тротуара, и при условии, что других путей подъезда нет.

4. Стоянка транспорта на краю тротуара возможна, но только для велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии соответствующих знаков.

В сборнике ГИБДД по этому поводу имеется пара задачек и обе без рисунков.

Проезжая часть.

Основной и обязательный элемент дороги – это, безусловно, проезжая часть. Дорог без проезжей части просто не может быть. Правила дают такое определение проезжей части:

Правила. Раздел 1. “Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

В принципе, только из одного этого определения уже следует, что движение автомобилей, мотоциклов и велосипедов по всем другим элементам дороги (по обочинам, тротуарам, трамвайным путям и по разделительным полосам) запрещено (раз уж для движения безрельсовых ТС предназначена проезжая часть).

Но Правила, как и всякий Закон, кроме основных положений содержат дополнения и исключения, разрешающие в некоторых случаях использовать водителям и другие элементы дороги.

С обочиной и тротуаром мы уже разобрались, о трамвайных путях поговорим позднее, а сейчас всё внимание основному элементу дороги – проезжей части, а точнее, как её делят на полосы движения, и что для водителей это означает.

Полоса движения.

Чтобы упорядочить движение и сделать его максимально безопасным, проезжую часть разбивают на полосы движения с помощью продольных линий дорожной разметки.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

Большинство водителей даже не подозревают, что, двигаясь колёсами по разметке, они нарушают Правила.

Согласно пункту 9.7 Правил, движение всегда должно осуществляться строго по полосам.

Более того, и внутри полосы водитель должен располагать своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.

И это тоже требование Правил:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал , обеспечивающий безопасность движения.

Вообще, с позиции максимальной безопасности идеальная ситуация – это когда:

1. Все двигаются, соблюдая рядность (то есть двигаются строго по полосам).

2. Никто не перестраивается из ряда в ряд (любое перестроение – это потенциальная опасность).

3. Никто не выезжает на половину дороги, предназначенную для встречного движения (это угрожает лобовым или касательным столкновением).

4. Крайняя левая полоса в обоих направлениях свободна (по ней могут беспрепятственно двигаться автомобили оперативных служб).

Это идеальная картинка. К ней можно и нужно стремиться.

Но с учётом потребностей и интересов всех участников дорожного движения.

Посмотрим, как это удалось сделать Правилам на различных дорогах.

Двухполосная дорога.

Запретить выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, можно с помощью дорожной разметки – достаточно посередине проезжей части нанести сплошную осевую линию.

Однако, в случае с двухполосной дорогой, это будет означать, что любое препятствие неизбежно заблокирует движение.

Сейчас водители попали в западню – объехать возникшее препятствие без нарушения невозможно. Если следовать «букве» Правил, все должны стоять и дожидаться инспектора, который один только может разрешить «объезд с нарушением».

Поэтому на двухполосных дорогах осевая линия, как правило, прерывистая.

Прерывистая линия разметки ничего не запрещает. Теперь в обоих направлениях можно обгонять движущиеся транспортные средства и объезжать неподвижные препятствия с выездом на полосу встречного движения, а также поворачивать налево и разворачиваться.

Применительно к двухполосной дороге Правила были вынуждены пойти на разумный компромисс между безопасностью и пропускной способностью:

Выезжать на «встречку» можно, но движение по «встречке» запрещено.

То есть после завершения обгона или объезда, водитель обязан незамедлительно вернуться на свою половину проезжей части.

Что интересно, в Правилах нигде не сказано, что разрешается выезжать на встречку на двухполосных дорогах. Но также нигде не сказано, что это запрещено. А как следует понимать любой Закон – «Что не запрещено, то разрешено»! Авторам Правил и не нужно было давать такое прямое разрешение, достаточно было не запретить.

Что же касается дорог с числом полос более двух, то здесь про выезд на встречку Правила высказались очень даже определенно.

Трёхполосная дорога.

На трёхполосной дороге возможны различные варианты организации движения.

Вариант 1 . В нашем направлении одна полоса, во встречном – две.

Сплошная продольная линия разметки разделяет встречные потоки транспортных средств.

В данном случае нам возможно только одно – двигаться строго по своей (единственной) полосе, не наезжая на сплошную осевую линию разметки.

Вариант 2. В нашем направлении две полосы, во встречном – одна.

Ну, наконец-то, в нашем направлении более одной полосы, в данном случае – две. Ну и что, как будем делить на всех эти две полосы?

Можно, например, ввести драконовские требования и запретить всем (кроме автомобилей оперативных служб) занимать левую полосу.

Можно разрешить движение по левой полосе, но не всем и не всегда.

Правила рассудили следующим образом. Всего-то две полосы и делить тут особо нечего, и если дело происходит в населённом пункте, пусть у всех будут равные права. В населённом пункте движение характерно и без того большим количеством перестроений. Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все – и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

И опять-таки в Правилах вы нигде не найдёте прямого указания, что, мол, если дело происходит в населённом пункте, и в вашем направлении две полосы, то всем разрешается движение по любой из этих двух полос. Авторы Правил снова применили основной принцип любого Права – «Что не запрещено, то разрешено» и изложили требования в следующем виде:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах , водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Третий абзац. три полосы и более только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота.

Как видим, требование не занимать крайнюю левую при свободных правых касается только дорог с тремя и более полосами в данном направлении.

Отсюда как раз и следует, что в населённых пунктах на дороге с двумя полосами в данном направлении разрешено занимать любую полосу независимо от интенсивности движения.

Вне населённого пункта скорости существенно выше, и Правила, заботясь о безопасности, постарались как можно дальше развести друг от друга встречные потоки транспортных средств. Это требование изложено в том же пункте 9.4, только в первом абзаце:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Первый абзац. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей», или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Как видим, это требование действует на любой дороге вне населённого пункта. Но не только. Даже в населённом пункте, если на данном участке разрешена скорость более 80 км/час, все обязаны держаться как можно правее.

Правая полоса занята, и сейчас водитель синего джипа ничего не нарушает.

А вот сейчас нарушает.

В данной ситуации водитель синего джипа обязан двигаться по крайней правой полосе.

Вариант 3. Проезжая часть разделена на три полосы прерывистыми линиями дорожной разметки.

В этом случае средняя полоса отдана в одновременное пользование водителям обоих направлений.

Однако, в отличие от предыдущего варианта, здесь водители должны расценивать выезд на среднюю полосу, как разрешённый выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения.

То есть предварительно необходимо оценить, свободна ли средняя полоса от встречных транспортных средств, а, завершив обгон или объезд, необходимо незамедлительно вернуться на правую полосу.

Несмотря на прерывистые линии разметки, выезд на крайнюю левую полосу на трехполосной дороге Правилами категорически запрещён!

Такое нарушение квалифицируется, как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Вот как об этом сказано в Правилах:

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Вот как об этом вас спросят на экзамене:

В этом месте на занятиях в автошколе ученики всегда задают вопрос: «Разрешено ли на такой дороге развернуться?».

А почему нет? На любой дороге, разворот может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо Правилами. Разметка прерывистая, знаков никаких нет, а Правила запрещают выезд на крайнюю левую полосу только с целью обгона или объезда препятствия.

Более того, Правила про разворот на такой дороге всё написали прямым текстом (повторим ещё раз пункт 9.3):

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота .

Конечно же, перед перестроением на среднюю полосу с целью разворота водитель должен убедиться в том, что она свободна от встречного движения.

А если ширины проезжей части недостаточно для разворота, то, как и на любой дороге, вне перекрёстка его можно выполнять от правого края проезжей части (или даже с обочины).

Конечно же, при этом необходимо уступить дорогу не только встречным, но и попутным транспортным средствам.

Итак, разворот на такой трёхполосной дороге разрешён. И на участках вне перекрёстка его нужно осуществлять либо со средней полосы, либо от правого края проезжей части, либо с обочины.

Но на перекрестках , как вы уже знаете, разворот всегда и везде разрешён только из крайнего левого положения!

И на такой дороге крайнее левое положение – это средняя полоса!


В каком направлении Вы можете продолжить движение по средней полосе?

1. Прямо или налево.

2. Только налево.

3. Налево или в обратном направлении.

Комментарий к задаче

На трёхполосной дороге для движения прямо предназначена ПРАВАЯ полоса.

Среднюю полосу разрешено использовать только для обгона или объезда, а также для поворота налево или разворота.

И была до 1-го сентября 2016 года ещё и такая задачка (я, правда, немногое её изменил, но это непринципиально):


Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, НЕ нарушает Правила?

1. Только легкового.

2. Только грузового.

3. Оба не нарушают.

Комментарий к задаче

Обратите внимание! – все дороги – ТРЁХПОЛОСНЫЕ! На таких дорогах НАЧИНАТЬ поворот налево надо СО СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ.

А на какую полосу можно заезжать ЗАВЕРШАЯ поворот налево?

Если вы не пропустили предыдущую тему (маневрирование), то уже знаете, что на любой дороге, завершая поворот налево, водитель не должен оказаться на полосе встречного движения!

Всё правильно сделал только водитель грузовика, и его манёвр не грозит никому никакими неприятностями.

Уж не знаю почему ГИБДД посчитала эту задачу неактуальной и удалила её из экзаменационных билетов, но на сегодняшний день дело обстоит так:

Если повернуть налево на среднюю полосу (на такой дороге), это квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается штрафом 5000 рублей или лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Многополосные дороги.

Дорога с любым количеством полос более трёх – уже многополосная дорога. На многополосных дорогах осевая линия, разделяющая потоки встречных направлений, не просто сплошная, а в обязательном порядке! – сдвоенная сплошная линия.

На многополосных дорогах Правила, наконец, смогли в полной мере реализовать один из основных принципов безопасности – здесь категорически запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину, предназначенную для встречного движения! Все опережения и объезды – только в пределах своей половины проезжей части!

Вариант 1. В нашем направлении две полосы.

Но это вы уже знаете. На любой дороге с двумя полосами в данном направлении в населённом пункте всем разрешается занимать любую удобную полосу.

И это вам тоже знакомо. На любой дороге вне населённого пункта все должны держаться как можно правее. В данной ситуации, завершая опережение, водитель обязан вернуться на правую полосу.

Левые полосы можно занимать только при занятых правых .

И на экзамене об этом спрашивают:

Вариант 2. В нашем направлении более двух полос.

На дорогах с тремя и более полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу.

То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.

В населённом пункте такое требование означает следующее:

1. Если в вашем направлении, например, целых десять полос движения, вы вправе выбрать любую удобную полосу из девяти правых, даже если дорога абсолютно свободна.

2. Если девять правых полос заняты, вы можете занять и десятую (крайнюю левую).

3. Если, двигаясь по крайней левой полосе, вы доехали до места, когда справа стало свободно, вы обязаны покинуть крайнюю левую полосу.

И это так! Но не для всех!

Это так, если вы управляете мотоциклом, легковым автомобилем или малым грузовиком (до 2,5 т). Однако если вы пересядете за руль среднего грузовика (более 2,5 т), то на вас начнёт действовать совсем другая норма Правил. Правила решили – раз уж нереально совсем освободить крайнюю левую полосу, то совершенно необходимо освободить её хотя бы от средних и больших грузовиков, и на таких дорогах (с тремя и более полосами в данном направлении) Правила запретили им занимать крайнюю левую полосу.

И сразу же возникает вопрос – а как же им поворачивать налево или разворачиваться? Ведь это нужно совершать как раз с крайней левой полосы! Правила не забыли об этом, и разрешили им выезд на крайнюю левую, но только перед поворотом налево или разворотом.

И всё! Даже если все остальные полосы заняты, грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн на крайнюю левую не сметь!

И никаких опережений или объездов с выездом на крайнюю левую!

В Правилах об этом сказано следующим образом:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. В населенных пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более , занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении , когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота , а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота.

Вы обратили внимание! – грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн запрещено занимать крайнюю левую вообще на любых дорогах с числом полос более двух в данном направлении (как в населённом пункте, так и вне населённого пункта).

И если вам с правами категории «В» доведётся управлять таким грузовиком (например, Газелью), помните об этом.

И на экзамене по этому поводу задачки есть:


Разрешается ли Вам, управляя грузовым автомобилем с разрешённой максимальной массой более 2,5 т, выехать на третью полосу в данной ситуации?

1. Разрешается.

2. Разрешается только для поворота налево или разворота.

3. Разрешается только для опережения.

4. Запрещается.

Комментарий к задаче

Если уж так случилось, и Вы с правами категории «В» сели за руль грузовика с разрешённой максимально массой более 2,5 тонн, тогда на любой дороге с тремя и более полосами в данном направлении, крайнюю левую Вам разрешено занимать только для поворота налево или разворота.

В билетах ГИБДД есть ещё пара задачек, на которые я хочу обратить ваше внимание.

По какой полосе проезжей части разрешено движение в населённом пункте, если по техническим причинам Ваше транспортное средство не может развивать скорость более 40 км/час?

1. Только по крайней правой.

3. По любой, кроме крайней левой.

Ученики автошколы прежде, чем приступить к практической части занятий, должны освоить теоретическую базу, то есть выучить правила дорожного движения (ПДД), сдать экзамен по теории. Чтобы его сдать, необходимо свободно владеть понятиями ПДД, одно из которых мы сегодня разберем. Итак, что такое дорога, как понять громоздкое определение?

Дорога и ее составные части

"Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения."

Чтобы легче запомнить эти сложные словосочетания, разберем предложение и вникнем в смысл написанного. Обустроенная, а где-то приспособленная полоса земли, значит, тот участок земли, который построен и оборудован для движения по нему пешеходов и транспортных средств. Что касается мостов, а также путепроводов, эстакад, они также являются дорогой, но искусственно созданной, что и имеется в виду под словами "поверхность искусственного сооружения". Посмотрим на составные части дороги.

Элементами дороги считаются:

  • Проезжая часть. Она используется безрельсовыми транспортными средствами.
  • Тротуар. Используется пешеходами.
  • Трамвайные пути. Это часть дороги, но к проезжей части она не относится.
  • Обочины. Присоединенный участок земли непосредственно к проезжей части, используется для стоянки, остановки или движения ТС в зависимости от знаков, установленных на месте. Обочины имеют свое покрытие или отделены от проезжей части с помощью разделительной полосы.
  • Разделительные полосы. Они разграничивают смежные проезжие части разметкой или конструкцией (например, газоном).

Обратите внимание, что совсем не обязательно присутствие всех элементов одновременно. Дорога может не иметь разделительных полос или трамвайных путей, например.

ПДД, как и любая область знаний, имеет свою систему терминов. В Правилах все формализовано, упорядочено и доступно. Но из-за «сухости» и четкости иногда бывает нелегко разобраться в том, чем, например, отличаются «стоянка» и «остановка». Поэтому нужно анализировать основные термины, чтобы рядовой ученик автошколы мог все понять с самого начала. В частности, нужно разобраться в том, что есть дорога и из чего она состоит.

Понятие «дорога»

Правила дорожного движения Украины гласят, что автомобильной дорогой (дорогой) называется часть территории, созданная для движения разного рода транспортных средств, а также пешеходов, вместе со всеми дислоцируемыми на ней сооружениями (путепроводами, мостами, пешеходными переходами, эстакадами) и средствами организации и упорядочивания дорожного движения, одновременно с этим ограниченная по ширине тротуарами или краем полосы отвода.


Из первой части определения следует, что дорогой будет считаться территория, которую специально обустроили, то есть создали необходимую инфраструктуру и организовали движение по этой поверхности. Дорога может быть городской, загородной, искусственной, а именно искусственно созданной поверхностью – путепроводом, эстакадой, мостом. Дорога может быть временной, созданной для сезонной езды. Такой дорогой называется проделанная грейдером или бульдозером траншея в снегу. Из второй части определения следует, что нужно дать определения таких понятий: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса, трамвайные пути. Именно эти термины определяют элементы дороги.

Это интересно! Первые дороги появились еще в 4 тысячелетии до н.э. Самая древняя дорога Европы находится в Великобритании и называется Свит-Трек. В Швейцарии обнаружили часть дороги, которая вымощена колодами в 1700 г до н.э. Подобным образом начали оформлять дороги в Голландии, но на 200 лет позже. «Матерью» современных дорог считается дорога из камня толщиной почти 1 м, созданная в 312 г до н.э. древними римлянами.

Определение в Правилах: проезжая часть – это составляющая часть дороги, которая предназначена для передвижения нерельсовых транспортных средств. На дороге может быть несколько проезжих частей, причем между собой они разделены полосами (разделительными).


Новички, которые только сели за руль, ошибочно думают, что дорога – это часть заасфальтированной земли, по которой ездит транспорт. Но тогда что такое проезжая часть? Под этим термином подразумевается заасфальтированный участок, то есть участок дороги, отведенный под безрельсовый транспорт.

Автомобили передвигаются по проезжей части, она, в свою очередь, делится на полосы движения. Согласно ПДД, полосой для движения называется продольная полоса шириной не меньше 2,75 м на проезжей части, выделенная или не выделенная дорожной разметкой и отведенная под нерельсовый транспорт. То есть, на одной полосе движения может ездить только одна машина.

Зачастую для обозначения полос движения используют но могут использоваться и специальные дорожные знаки. В комплексе эти методы выделения используются на перекрестках для выделения количества полос движения на проезжей части.


Если разметка и знаки отсутствуют, то водителю придется самостоятельно определять число полос движения. В Разделе 11 Правил дорожного движения написано, что водитель должен вычислить количество полос для движения, ссылаясь на габариты транспортных средств, ширину проезжей части, безопасное расстояние между машинами. То есть определение делается приблизительно, несмотря на то, что так требует ПДД.

Согласно ПДД, разделительная полоса – это выделенная конструктивно или с помощью узкой и широкой сплошных линий часть автодороги, разделяющая соседние проезжие части. Разделительная полоса нужна для разграничения транспортных потоков (с противоположными направлениями) для безопасной езды. Этот элемент является обязательным для автомагистрали, так как вероятность наезда на встречную полосу – минимальна.

Что касается выделения, то оно может быть конструктивным, то есть разделительная полоса оформляется в виде железобетонной, металлической и другого рода конструкцией. Кроме того, выделение может быть логистическим, то есть с помощью сплошных полос.

Нельзя путать разделительную линию с двойной сплошной разметкой. Если интервал между сплошными линиями совпадает с шириной любой из них, то это – двойная сплошная. Если расстояние больше, то это разделительная линия.

В ПДД сказано, что на разделительной полосе нельзя останавливаться и по ней нельзя передвигаться. Ели на полосе есть тротуар, то по нему могут передвигаться пешеходы.

Обочина – это выделенный конструктивно или с помощью сплошной линии разметки элемент автодороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, находящийся с ней на одном уровне и не предусмотренный как место для движения автомобилей и другого транспорта, кроме случаев, которые предусматривают ПДД.

Также в Правилах указано, что на обочине можно делать стоянки и остановки, по ней можно ходить пешеходам, по ней могут ездить велосипеды, мопеды, если нет специальных дорожек, а также сани. Зачастую обочину выделяют таким образом, чтобы она не сливалась с проезжей частью, то есть покрывают гравием, щебнем, песком и т.д. На больших трассах есть разметка по краю проезжей части для отметки обочины. Обочина есть не на всех автодорогах.

В ПДД сказано, что пешеходный переход является инженерным сооружением или участком проезжей части, которое предназначено для пешеходов, чтобы они могли переходить через дорогу. Для выделения и обозначения пешеходных переходов используют разметку, специальные дорожные знаки и пешеходные светофоры.

Если пешеходный переход не выделен, то его вычисляют по интервалам между знаками или светофорами. На перекрестках в случае отсутствия каких-либо знаков, светофоров и разметки используется ширина тротуара или обочины.

Пешеходный переход называется регулируемым, если движение по нему регулируется с помощью светофора или регулировщиком. В противном случае переход называется нерегулируемым. Если светофоры работают на желтом сигнале или выключены, то переход также нерегулируемый.

В ПДД дано следующее определение тротуара: тротуар - это составная часть дороги, которая выделена под движение пешеходов. Тротуар примыкает к проезжей части или отделяется от нее с помощью газона. По тротуарам в некоторых случаях разрешено движение и стоянка.

Трамвайный путь является элементом дороги для передвижения рельсового транспорта. Он ограничен по ширине и выделяется или посредством дорожной разметки, или отмосткой трамвайной линии. Движение рельсового транспорта регламентируется Разделом 11 ПДД.

Что же такое дорога? Дорога – это совокупность ряда элементов или терминов, каждый из которых имеет четкие границы, четкое определение и предназначение. Любой уважающий себя водитель должен знать и помнить о составляющих частях автомобильной дороги для обеспечения максимально безопасной езды и для себя, и для других водителей, и для пешеходов.

Подписывайтесь на наши ленты в

Глава 1

Общие положения

Дорога

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;

Элементы дороги

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов ;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием

Дорога без усовершенствованного покрытия

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона - без газона, полоса - коси коса!

2.72. тротуар - элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

2.79. эстакада - инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;

2.63. темное время суток - промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;

Человек

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту ;

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения , возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

Транспортные средства

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования ;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством ;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем ;

Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д.

Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.

Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.

И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.

Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных какими-то родственными признаками.

Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.

Нам представляется, что центральным в Правилах дорожного движения является понятие дороги. Действительно, Правила-то ДОРОЖНОГО движения…

«Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Рассмотрим для начала первую часть этого определения. Итак, «дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения…

Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.

Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).

А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).

Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.

Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.

Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.

А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:

  1. Проезжей части (или нескольких проезжих частей);
  2. Разделительной полосы (или нескольких разделительных полос) – при наличии;
  3. Обочин – при наличии;
  4. Тротуаров – при наличии;
  5. Трамвайных путей – при наличии.

Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.

Рассмотрим ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.

«Проезжая часть» - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.

Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).

Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.

Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.

«Разделительная полоса» - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.

Во-первых, «разделительная полоса» - элемент дороги, … разделяющий смежные проезжие части.

Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.

Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.

И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.

Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.

Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.

Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.

Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.

Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной , обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.

В этой связи необходимо седлать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную ). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.

Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.

Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.

И, наконец, еще одна характеристика разделительной полосы. «Разделительная полоса» - элемент дороги, … не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.

Подведем еще один предварительный итог.

Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).

В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.

Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.

Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки и , по обратную сторону которой начинается обочина.

Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.

Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.

Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.

«Тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.

Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.

Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.

Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.

Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.

Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.

Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.

На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.

Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.

«Полоса движения» - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.,

Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.

Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?

Это не так. Давайте вспомним определение: «полоса движения» - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой…

И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:

  1. Ширины проезжей части;
  2. Габаритов транспортных средств;
  3. Необходимых интервалов между ними.

Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).

А сейчас давайте зададимся конкретным примером.

Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).

Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).

ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.

Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.

Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

  • что такое дорога
  • проезжая часть
  • элементы дороги
  • разделительная полоса


Просмотров