Римское право. Римское право: понятие, источники, основы

Римская цивилизация, породившая одно из самых могущественных и знаменитых государств античности, оставила потомкам не только руины древних городов, но и большой след в культуре современного общества.

Римская империя не исчезла бесследно, её наследие восприняли варварские королевства, возникшие на бывших провинциях западной части империи.

Восточная Римская империя, вошедшая в историю как Византия, просуществовала до 1453 года, пока не пала под натиском турок – осман.

Одним из важных памятников римской культуры, повлиявшей на развитие в особенности Западной Европы, стало римское право, заложившее основы феодального, а впоследствии и буржуазного права.

Источниками римского права являются: обычаи (обычное право) законы, императорские указы и т. д

Рассмотрим развитие римского законотворчества

Развитие римского законотворчества

Определение 1

Законом, согласно римскому праву называлось свершение воли римского народа, исполненное через определенные сложившиеся правовые нормы и традиции римского государства.

Римское государство менялось, превращаясь из республики в империю, что также отражалось на римском праве.

Отметим особенности римского права в царский, республиканский и в имперский период истории.

В период правления царей законы принимались куриатными комициями, состоящими из сословия патрициев. Плебеи же участия в принятии законов участия не принимали.

В период республики происходят изменения. В результате принятия Законов XII таблиц, положения патрициев как единственного сословия принимавшего законы поколеблены. Таким образом, именно патриции и плебеи стали олицетворять римский народ принимавший законодательные нормы.

Законы стали приниматься по центуриатным куриям. Слияние сословий патрициев и плебеев и постепенное получение последними всё большей законодательной роли проявилось в принятии закона Лициния- Секстия 367 года до н. э.

Согласно этому постановлению при избрании двух консулов, один из них должен был быть из плебеев.

Процедура принятия законов состояла из трех стадий

  1. Ознакомление с законом и принятие по его поводу решения на собрании римским народом.
  2. Голосование по закону.
  3. Одобрение или отрицание закона Сенатом. Лишь только одобренный Сенатом закон считался принятым и действующим.

Наиболее значимыми законами, кроме Законов XII, принятыми в республиканский период римской истории считают следующие постановления:

  • Закон Пэтелия, согласно которому было отменено правило, по которому должника, не заплатившего долг, могли убить или продать в рабство. Закон был принят в IV веке до нашей эры.
  • Закон Аквилея, согласно которому была введена ответственность за повреждение, порчу и уничтожение вещей принадлежащих иным людям. Закон был принят в III веке до нашей эры.
  • Закон Фальцидия, по которому были ограничены отказы по завещаниям. Принят в I веке до н. э.

В период империи, начавшейся с правления Октавиана Августа, роль народного собрания утрачивается и усиливается роль сената как законотворческого собрания. Сенат может создавать правовые нормы (сенатусконсульт).

Но при этом реальная законотворческая инициатива была в руках принцепса (императора). Указания принцепса в сенате, а впоследствии и единолично принятые решения становятся источником права. И вскоре сенатусконсульт как самостоятельно принятые сенатом правовые нормы уходят в прошлое.

Распоряжения императора, носили общее название «конституции» и подразделялись на четыре вида:

  • Эдикты – правовые нормы, которые имели характер общего действия и демонстрировались публике возле резиденции императора.
  • Декреты – решения по судебным делам, в основном касались апелляций на решения судов принадлежащих низшей инстанции.
  • Рескрипты – вынесенные императором решения по отдельным судебным делам – казусам.
  • Мандаты – подробные указания, которые давались чиновникам императором.

До конца III века нашей эры из форм императорского пратворчества наиболее часто встречаются рескрипты как частно-правовые акты. Подобные нормы, также как и толкования римских юристов решали отдельные вопросы частного права.

С IV века нашей эры с правления императора Константина, преобладающую роль в частном праве стали играть эдикты принцепса.

Эдикты принцепса стали в это время рассматриваться как нормы общего действия, с помощью которых рассматриваются и принимаются решения в суде.

Замечание 1

Таким образом, римский закон был выражен как воля всего римского народа, подтверждённая и оформленная специальным образом, что делало закон легитимным и обязательным к исполнению. Первоначально законы принимались через народные собрания.

В период принципата происходит временное усиление роли сената, как законотворческого органа (принципат - сочетания норм республики и монархии в период ранней империи). В последствии источником права стала исключительно воля императора и издаваемые от его имени нормы – конституции.

История создания Законов XII таблиц

Главным источником римского законодательства является документ известный специалистам как Законы XII таблиц. Что же это за документ?

XII таблиц являются одним из наиболее ранних правовых источников римлян, которые дошли до нашего времени. Согласно датировкам данный документ был создан около 451 – 450 года до нашей эры.

Такое имя они получили из-за 12 досок, на которых и были написаны законы.

Согласно дошедшим до нас известиям для составления свода законов власти Рима отправили своих представителей, трёх патрициев в Грецию, в Афины, где они и изучали законы знаменитого афинского законотворца Солона. И в результате в 451 – 450 годах созданной комиссией из патрициев и плебеев удалось создать рассматриваемый нами документ.

Однако у такой версии есть противники. Они считают, что в описываемое время у римлян не было флота, что б отправиться в морское путешествие в Афины. Да и в самом знаменитом греческом городе, как и в остальной Элладе не осталось известий о таком визите высокопоставленных господ.

Скорее всего, считают такие исследователи, римляне отправляли своих представителей на юг Италии, где располагались города Великой Греции.

Великой Грецией назывались колонии основанные греками поселенцами, изгнанными или ушедшими добровольно из своей родины по политическим, экономическим или иным причинам. Такими колониями, в частности, являются известные нам Сиракузы на Сицилии и Неаполь на юге Италии).

Замечание 2

Стоит сказать, что до нас Законы XII таблиц не дошли как единый документ, а были составлены в результате анализа и исследования трудов древних авторов, таких как Тит Ливий, Диодор Сицилийский и других. Извлеченные из античных произведений сведения и позволили составить сам памятник римского права.

Сложность анализа и составления этого памятника состояла в том, что в дошедших до нас известиях были лишь отрывочные краткие сведения, порою малопонятные.

Таким образом, известный нам текст памятника не может считаться равным тексту, который был изначально создан древними римлянами.

Данные законы передавали в основном норм обычного права. В такой записи более всего нуждалось сословие плебеев, как шаг в политическому и гражданскому равноправию с патрициями.

Итак, согласно принятым законам урегулировались права собственности, семейные и наследственные отношения. Также в них содержатся нормы, которые касались займов и уголовных преступлений. Но при этом там не было норм, которые говорили бы о государственном праве.

Институции Гая к источникам права относят:

  1. законы;
  2. сенатусконсульты;
  3. конституции императоров;
  4. эдикты магистратов;
  5. деятельность юристов.

В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

В Институциях Юстиниана упоминается два вида источников:

  1. закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме;
  2. нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи).

По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum).

В более широком смысле к источникам права относятся многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и иные данные о праве. В первую очередь к ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др. К источникам права в широком смысле причисляют также папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т. д.

Итак, к источникам римского права можно отнести:

  1. Обычное право.
  2. Законы.
  3. Эдикты магистрата.
  4. Деятельность юристов.
  5. Сенатусконсульты.

Обычное право и законы

Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев . В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.

Отмеченные признаки характеризовали правовой обычай в Риме. Римский юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и молчаливом согласии общества (считаем признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права включали:

  1. обычаи предков (mo res maiorum);
  2. обычную практику (usus);
  3. обычаи жрецов (com mentarii pontificum);
  4. обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum).

В императорский период обычное право именуется термином «consuetude».

Обычное право в течение длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных общественных отношений. Даже в эпоху принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.

Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges) . Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.

В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.

Законы XII таблиц содержат множество конкретных положений, которые были развиты впоследствии в западноевропейском и позднеримском праве. Заслуга их составителей состоит в том, что они заложили основы правотворческого процесса на будущее и сформулировали нормы, позволившие молодому классовому обществу достаточно эффективно функционировать. Прежде всего составители таблиц установили определенный порядок судебных процедур, т. е., говоря профессиональным языком, зафиксировали нормы процессуального права. Законы ХII таблиц были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах и были выставлены для всеобщего обозрения на главной площади Рима, отсюда и пошло их название.

Таким образом, Законы ХII таблиц регулировали семейные, наследственные отношения, займовые операции и частично уголовные преступления. Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и , Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами.

Эдикты магистратов

Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановления для римских и других жителей Римского государства.
Термин «эдикт » происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата следующих видов:

  • постоянный эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких - нет (своеобразный план работы на определенный период);
  • разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам.

В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.

Римский юрист Гай писал, что эдикты принимались:

  • преторами. Преторы были как городскими, ведавшими гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами;
  • правителями провинций;
  • курульными эдилами, ведавшими гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях - соответственно квесторами).

Начиная с III в. до н. э. в связи с усложнением общественных отношений (развитие торговых отношений с другими странами, развитие сельского хозяйства) нормы ius civile устарели и перестали удовлетворять запросам жизни. Преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Претор руководил гражданским процессом и мог выбирать для защиты только те иски, которые не были предусмотрены цивильным правом.

Претор не мог отменить или изменить нормы цивильного права («претор не может творить право»). Он мог проработать норму цивильного права на практике и лишить силы то или иное положение данной нормы. Например, мог защитить несобственника имущества как собственника, но не мог изменить статус несобственника и превратить его в собственника. Претор не мог дать право . Таким образом, претор мог давать защиту только новым формам правоотношений, что еще раз подчеркивает незыблемость исконного права (ius civile).

По словам римских юристов, преторское право постепенно развивалось и стало действовать по нескольким направлениям, откликаясь на новые запросы жизни и удовлетворяя их:

  • претор помогал применению гражданского права (iuris civilis adiuvandi gratia);
  • заполнял пробелы гражданского права с помощью своих эдиктов (iuris civilis supplendi gratia);
  • изменял и исправлял нормы гражданского права (iuris civilis corrigendi gratia). Претор не мог отменить действие цивильного права, мог только дополнить его.

В результате правотворческой деятельности курульных эдилов, преторов и правителей провинций (которые в значительной мере заимствовали содержание преторских эдиктов) значение этой деятельности расширялось, и возникло ius honorem (от слова honores - «почетные должности») - магистратское право, или ius praetorium - преторское право, в основе которого лежал преторский эдикт. Ius honorem и гражданское право (которое нельзя было резко отменить или заменить, так как римляне относились к своим истокам с большим почтением) стали действовать параллельно, дополняя друг друга.

Во II в. н. э. юристом Юлианом была выработана опись отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Эта опись, являвшаяся по сути кодификацией преторских эдиктов, была одобрена императором Адрианом и получила статус окончательной редакции так называемого вечного эдикта (edictumperpetuum). Ее объявили неизменной, и только император мог вносить некоторые дополнения. «Вечный эдикт» Юлиана не дошел до нас, но сохранились фрагменты комментариев римских юристов. С помощью этих комментариев были сделаны попытки реконструкции эдикта.
В процессе взаимодействия эти два вида права все теснее сближались между собой и начиная с классического периода стали сливаться в единую .
Таким образом, различие цивильного и преторского права просуществовало вплоть до Юстиниана (VI в. н. э.).

Деятельность юристов

Большое распространение получила такая специфическая римская форма правообразования, как деятельность юристов (юриспруденция).

Юристы действовали по следующим направлениям:

  1. составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т. п.) (cavere). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;
  2. консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела (agere). Римляне не допускали прямого представления в суде ввиду ритуальности суда (истец должен был вести дело самостоятельно), и поэтому помощь юристов выражалась только в подготовке дела;
  3. ответы на исходившие от частных лиц юридические вопросы (respondere). Данная форма использовалась только в случаях пробела в действующем праве, тогда юристы предлагали свои собственные решения. Хотя такие ответы юристов и оказывали влияние на практику, однако обязательной юридической силы не имели. В классический период развития римского частного права это направление набрало силу и стало чаще применяться.

Юристами действующих законов и сочинения юристов, посвященные законодательству, назывались комментариями. Юристы составляли также сборники казусов, высказывая при этом свое суждение о некоторых юридических событиях. Римские юристы составляли учебники по римскому праву и выступали в качестве преподавателей права.

Сочинения римских юристов были связаны с практикой. Осуществляемый ими анализ правоотношений, изложение правовых норм отличались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов: «Знать законы - не значит следовать их букве, но понимать их силу и значение»; «Неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть».

В период «золотого века» юриспруденции Рима (II в. - начало III в. н. э.) замечательная плеяда римских юристов пополнилась именами Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая и других, каждый из которых внес огромный в развитие римского права.
С конца III в. н. э. творческая деятельность юристов ослабла. В 426 г. Валентиниан III издал закон о цитировании, согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти юристов: Гая, Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана.

Сенатусконсульты

Сенатоконсульты - это постановления римского сената. Первоначально самостоятельного значения они практически не имели. Законопроект выносился и обсуждался на народном собрании, которое и придавало ему силу закона. В позднюю республику народные собрания были запрещены, и решения по текущим делам стали приобретать силу закона и без одобрения народного собрания. В эпоху принципата сенатуконсульты приобретают наибольшую силу.

С I по III в. н. э. сенатоконсульты были основной формой законодательных актов. Их практической разработкой занимались преторы, ими давались лишь общие предположения.

У сената не было законодательной инициативы. В эпоху принципата сенатусконсультами стали обозначаться речи императора, с которыми он выступал на каком-либо торжественном заседании и посредством которых вносил свои предложения.

Кодификация Юстиниана

Первая половина VI в. н. э. ознаменовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить когда-то блестящую Римскую империю.

Колоссальный труд составления юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок. С этой целью Юстиниан назначил комиссию из 10 человек. Через год комиссия окончила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован «Codex Justinianus» (Кодекс Юстиниана), отменивший собой три прежние.

Собрав и систематизировав законы, Юстиниан решил совершить то же самое и по отношению к «давнему праву» (jus vetus). Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении.

Свод законов императора Юстиниана включил три крупных сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс.
После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в Свод. Это собрание получило название Новеллы.

Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один «Corpus» права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в Средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под таким названием он известен и теперь.

Кодекс Юстиниана

В 529 г. появился Кодекс Юстиниана - собрание императорских конституций от Адриана (117–138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 г.). Кодекс посвящен вопросам гражданского, уголовного, и государственного права. Он делится на 12 книг, книги делятся на 98 титулов, титулы - на фрагменты. Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, - инскрипция. В конце указана дата издания конституции - субскрипция.

Дигесты Юстиниана

В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta - упорядоченное) или Пандект (pandectae - все в себе вмещающее). Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана - до 1 / 3 всего объема Дигест и Павла - около 1 / 6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1 / 18 часть, Юлиана - 1 / 20, Помпония и Сервия Сцеволы - 1 / 25, Гая - 1 / 30, Модестина - 1 / 45, Марцелла - 1 / 60 и т. д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство - в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы - на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест - на параграфы. Комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали ius respondendi, однако она в этом случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В третьем титуле речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвертом - о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 (о праве фиска) и 14 (о военном или лагерном пекулии), а также в книгу 49 и в книгу 50 в титул 6 (об иммунитетах). Наконец, в различных книгах Дигест встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.

Институции и новеллы

В 533 г. профессорами-юристами Феофилом и Дорофеем под руководством Трибониана был составлен элементарный учебник гражданского права - Институции (institutiones). Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: personae, res, actiones (лица, вещи, иски). Институции Юстиниана состояли из четырех книг: первая - лица и семейное право; вторая - вещи и права на вещи, а также завещания; третья - наследование по закону и обязательства; четвертая - обязательства по деликтам и искам.

После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать. До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права - они толкуют о браке и наследовании.

Введение

Римское право - это бесценное наследство, которое оставила нам античная цивилизация. Его формировали и развивали многие поколения древних римлян.

Исторически известно, что Западная Римская империя прекратило свое существование в 476 г. н.э., а еще через тысячу лет погибла и Восточная Римская империя - Византия. Но влияние римского частного права распространилась на правовые основы практически всех стран мира. Причина этого успеха заключалась в том, что римское частное право являлось абстрактным право, применяющимся практически ко всем частным отношениям в любом обществе. В процессе своего развития римское частное право собрало все лучшее, что было выработано правовыми системами античности.

Еще одной причиной такой огромной популярности римского права являются его основные принципы «доброй совести» и «справедливости». Римские юристы часто отходили от несправедливых норм старого права и не останавливались даже перед прямыми нарушениями норм, внося в рассматриваемое дело заведомо несуществующую информацию.

Многие правители европейских государств, стремившиеся к абсолютной власти, а так же и католическая церковь, которая доминировала в Европе, проявляли огромный интерес к изучению и применению норм римского частного права.

Целью данного реферата является раскрытие следующих вопросов: 1. Законы как источники римского права; 2. Правовое положение малолетних, женщин и иных лиц; 3. Эмфитевзис и суперфиции; 4. Стороны в обязательстве; 5. Обязательства как бы из договора.

Законы как источники римского права

Как указывают римские источники, в писаное право входят: законы, решения плебса, решения Сената, постановления императоров, эдикты должностных лиц и ответы юристов.

Главным источником римского права являются законы.

После того как плебеи в долгой борьбе с патрициями добились того, чтобы обычаи, применяемые в государстве начали записываться, в Риме начался период писаного права. Так были созданы Законы XII Таблиц. Существует придание, что при разработке таблиц, была образована комиссия из трех человек, которые отправились в Грецию для изучения законов Солона. После их возвращения в Рим, консулат упразднили и избрали десять человек, которыми в течение 451 г. до н.э. были написаны 10 Таблиц и вынесены на одобрение центуриатных комиций. А в 450 г. до н.э. децемвирами было вынесено на одобрение еще две таблицы. Так были сформированы Законы XII Таблиц, которые охватывали все важные области юридической практики Римское частное право. Баринова М.А. Максименко С.Т. Уч. пос. - 2006г. - с. 6: Таблица I - О вызове в суд; Таблица II - О вершении исков; Таблица III - О долговом рабстве; Таблица IV - О порядке манципации при сделках; Таблица V - О завещании и семейных делах; Таблица VI - О пользовании земельным участком; Таблица VII - О воровстве; Таблица VIII - О личном оскорблении-обиде; Таблица IX - Об уголовных наказаниях; Таблица XI - О публичных делах в городе; Таблица XII - О неиспрашивании привилегий.

Эти таблицы были написаны на деревянных, а по некоторым другим сведениям - на медных и слоновых досках и выставлены на форуме. Они погибли и до нашего времени не дошли, но были реконструированы.

Цицерон говорил о Законах XII Таблиц: "Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов Двенадцати Таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов. Закон - это то, что народ повелел и постановил". Римское частное право. Баринова М.А. Максименко С.Т. Уч. пос. - 2006г. - с. 6

В республиканском Риме законодательными органами являлись народные собрания (комиции). Закон принимался в несколько этапов. Сначала компетентным магистратам вырабатывался письменный проект закона и выносился на народное собрание. Затем народное собрание принимало или отвергало проект целиком, не имея право его обсуждать. И в завершении, предложенный магистратом и принятый народным собранием закон одобрялся Сенатом.

Свои названия римские законы получали по именам их инициаторов. К примеру, Закон Петелия или по именам двух консулов - Закон Лициния - Секстия.

Закон формировался из трех частей:

1. Введение, в котором указывалось наименование закона, дата принятия его народным собранием и обстоятельства издания.

2. Текст закона.

3. Последствия нарушения закона и ответственность за нарушение закона - санкции.

В зависимости от того какие применялись санкции, существовало четыре вида законов:

1. Совершенные. Законы, в которых последствием нарушения предписаний являлась недействительность, но больше никаких других неблагоприятных последствий не устанавливалось. К примеру, если завещание было составлено неправильно, не по требованиям закона, то оно считалось недействительным, «ненаписанным».

2. Не вполне совершенные. Санкцией за их нарушение являлся штраф.

3. Несовершенные. Такие законы совсем не имели санкций. К примеру, Закон Цинция, в котором запрещалось дарение стоимостью выше определенной суммы.

4. Более чем совершенные. В таких законах объявлялось юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагалось наказание на нарушителя.

Ульпиан, предложивший эту классификацию, четвертый вид не упоминал, его предложили средневековые юристы, в ходе изучения римских законов.

Практически все известные римские законы принадлежат к менее совершенным или несовершенным.

В процессе своего развития образовалось два подвида римских законов, относившихся к республиканскому периоду: законы как постановления народного собрания и плебесциты - постановления только плебейских собраний.

Постдецемвиральные законы, которые были приняты после XII Таблиц, никогда не подлежали кодификации, хотя это и собирались сделать Помпей Великий и Юлий Цезарь. Но Законы XII Таблиц так и остались единственной официальной кодификацией законодательства, относившегося к республиканскому периоду

Плебесциты - постановления собраний плебса - сначала были обязательны только для плебса, но согласно Закону Гортензия в III в. до н.э. они стали обязательными для всего народа. Таким образом, плебесциты отличались от других законов лишь по форме принятия, совпадая по всем остальным характеристикам.

Сенатус - консульты - это постановления сената. Гай давал такое определение сенатус - консультам: «Постановление Сената - это то, что Сенат повелел и постановил, оно имеет силу закона, хотя об этом спорили». Римское частное право. Баринова М.А. Максименко С.Т. Уч. пос. - 2006г. - с. 7

Конституции императоров. Их существовало несколько видов:

Эдикты - нормы общего действия;

Декреты - судебные решения, традиционно в ответ на апелляцию решения судов низших инстанций;

Мандаты - указания чиновников, которые являлись общеобязательными.

С началом правления императора Константина, главную роль начинают играть эдикты, конституции становятся базой для принятия судебных решений, а к юристам обращаются только при отсутствии закона.

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т.

Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

— praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

— rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п. ;

— sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

— lex perfecta,

— lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

— lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора, либо отвергался полностью.

В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты. Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.

§ 6. Кодификация римского права

Римские кодификации до Юстиниана

Первой известной нам римской кодификацией были Законы XII Таблиц, V в. до н.э. (по существу, это была кодификация обычного права). Уже к концу республиканского периода ввиду огромного количества правовых норм, создаваемых разными способами (законы, эдикты преторов, ответы юристов), возникла потребность их кодификации, которая так и не была осуществлена.

Во II в. н.э. по поручению императора Адриана были кодифицированы преторские эдикты юристом Юлианом. Эта кодификация фактически положила конец правотворческой деятельности претора. Постепенно угасала и правотворческая деятельность юристов. Функции создания права сконцентрировались в руках императоров. Потребовалась кодификация уже императорских конституций. Вначале это были неофициальные кодификации. В конце III — начале IV в. н.э. были изданы один за другим два кодекса императорских конституций.

Кодекс Грегориана — старейший сборник императорских конституций от Адриана до Диоклетиана (II-III вв.).

Его продолжением стал кодекс Гермогениана, содержащий только конституции Диоклетиана (291-294 гг.). Предполагают, что оба кодекса были составлены высокопоставленными чиновниками, имевшими доступ к императорскому архиву. До нас они дошли лишь в других источниках.

Первой официальной кодификацией императорских конституций стал кодекс Феодосия, 438 г., включивший конституции от начала правления Константина Великого до Феодосия. Он состоял из 16 книг, включивших в себя более 3тыс. конституций. Из их числа только книги 2-5 были посвящены частному праву, но книги 1-6 почти не сохранились. В Восточной империи кодекс сохранил силу до кодификации Юстиниана, а в Западной был рецепирован варварскими кодификациями римского права.

Для постклассического права характерно деление права на ius и leges. Порядок, сохранившийся от предыдущих периодов и представленный обычаями, законами, плебесцитами, сенатус-консультами, ответами юристов, обозначался как ius, которое составляло главное содержание трудов классических римских юристов. Новый правопорядок, созданный императорскими конституциями, обозначался как leges. Все кодификации до Юстиниана были кодификациями императорских конституций.

В I в. до н.э. систематизацию накопившихся за многие века законов и сочинений юристов хотел провести Гай Юлий Цезарь. Неудачную попытку кодификации как ius, так и leges предпринимал в V в. н.э. римский император Феодосий II (ему удалось лишь создать кодекс конституций).

Император Восточной Римской империи Юстиниан (время правления 527-566 гг.) стремился вернуть стабильность Римскому государству, в том числе и кодификацией всего права, как ius, так и leges, устранив противоречия между ius vetus и ius novus (древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, состоящим из конституций императоров).

Хронология кодификационных работ была такова.

В феврале 528 г. Юстиниан создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана, и уже 7 апреля 529 г. был обнародован кодекс Юстиниана, в который вошли императорские конституции I-VI вв. (Novus codex Justinianus).

В декабре 530 г. была создана комиссия уже из 15 человек под председательством Трибониана, куда вошли ученые профессора из Константинопольской академии Теофил и Кратин и из Беритской — Дорофей и Анатолий, а также 11 адвокатов.

В задачу комиссии входило написание Дигест-сборника извлечений из классических римских юристов, который был завершен 16 декабря 533 г.

Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции — элементарный учебник основ римского права, который был также официально утвержден как закон в 533 г.

В ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций. Первая редакция кодекса не сохранилась. Вторая редакция — Codex repetitae praelactionis дошла до нас и вошла в Свод Юстиниана. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Новеллы — неофициальное собрание императорских конституций, вышедших после издания кодекса в 535-556 гг.

Таким образом, собственно кодификация Юстиниана была проведена в 529-534 гг. и включала в себя Кодекс, Институции и Дигесты.

В Средние века вместе с Новеллами они получили наименование «Свод цивильного права» (Corpus iuris civilis) и были впервые изданы Д.Готофредом.

Значение кодификации Юстиниана чрезвычайно велико. Это было событие всемирно-исторического значения, и оно увековечило имя Юстиниана. По словам современных ученых, изучающих римское право, это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние на дальнейшее развитие права (Иво Пухан, М. Поленак-Акимовская).

Сам Юстиниан назвал свою кодификацию «храмом римской юстиции». В Средние века этот Свод стал фундаментом, на базе которого зародилась современная юридическая наука. По мнению ученых, Свод с полным основанием можно назвать «библией» юриста.

Дигесты (по-гречески — Пандекты) — систематизированный сборник отрывков из работ самых известных римских юристов. Это наиболее значительная и самая объемная часть Свода. В них насчитывается до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежащих 39 авторам I-V в. н.э. Дигесты состояли их 50 книг, книги делились на титулы и фрагменты.

Комиссия имела право вносить изменения в тексты, устраняя противоречия и приспосабливая их к новому времени (так называемые интерполяции).

Дигесты, как и другие части кодификации, получили статус закона.

Юстиниан запретил писать к ним комментарии, разрешалось только делать излечения и переводить на греческий язык.

По словам О.А. Омельченко, это была своего рода энциклопедия римской юриспруденции, но отражавшая в том числе и правовые приоритеты.

Институции — элементарный учебник римского права, призван был, по словам самого Юстиниана, служить вводным полугодичным курсом для начинающих студентов. В основу Институций были положены Институции Гая. Достаточно часто встречаются ссылки на Законы XII Таблиц, так как Юстиниан уважительно относился к ним.

Институции состоят из четырех книг, которые делятся на титулы и параграфы.

В первой книге после общей характеристики системы римского права и его источников определяются положение отдельных категорий лиц и институты семейного права.

Во второй рассматриваются категории вещей, владение, право собственности, сервитуты, завещания.

Третья содержит вопросы наследования по закону и обязательственное право, в том числе различные виды контрактов и квазиконтрактов.

В четвертой книге излагаются обязательства из деликтов, система исков, преторские интердикты, экстраординарный процесс и государственные преступления.

Именно в Институциях дано известное определение права*(10):

«Юстиция заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое. Юриспруденция же есть познание божеских и человеческих дел, понимание справедливого и несправедливого» (I. 1.1).

Кодекс — сборник императорских конституций. Состоял из 12 книг, 765 титулов и содержал в себе 4600 императорских конституций, начиная со 117 г. Конституции императоров по гражданскому праву и судопроизводству были собраны в основном со 2-й по 8-ю книгах. Были сохранены даты издания и имена императоров.

Новеллы — частная кодификация конституций, изданных уже после завершения кодификационных работ, проведенная после смерти Юстиниана.

Сохранились три сборника. Первый, 566 г., включал 122 конституции, два других относятся ко второй половине VI-VII вв. и содержали соответственно 134 и 168 актов.

Цитирование Свода Юстиниана

Составные части Свода цитируются следующим образом: название сборника обозначается начальной заглавной буквой: I (Институции), D (Дигесты), С (Кодекс). Далее ставятся два числа, из которых первое обозначает номер книги, второе — номер титула, на которые делятся книги, далее ставится номер фрагмента (в Дигестах) или закона (в Кодексе). В современных изданиях отдельные фрагменты разделены на параграфы, которые обозначаются четвертой цифрой. Например: Д. 4.8.9.2 (Дигесты, 4-я книга, 8-й титул, 9-й фрагмент, параграф 2).

Новеллы цитируются посредством указания номера новеллы, номера главы (сaput) и параграфа: N 28, с. 4, параг. 2.

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

Законы (leges) - главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан - выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы - имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio - вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio - текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio - последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон - Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима - земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

- lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

- lex minus quam perfecta - влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

- lex imperfecta - без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания - plebiscita.

Подвиды римских законов:

- lex

- plebiscitum - указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената - сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора - конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права - jus vetus.

law.wikireading.ru

Основные законы римского права

10. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. СЕНАТУСКОНСУЛЬТ

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

www.e-reading.club

6.Обычное право и закон как источники римского частного права.

Институции Юстиниана разделяли всё право по признаку письменной и устной формы источников. В последнюю категорию источников входил древнейший источник права — обычай. Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.

В Древнем Риме законом являлось решение комиций — народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам).

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Закон должен был содержать обязательные элементы:

1)praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2)rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3)sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Любая наука имеет свой путь развития, определяющий тот массив знаний, который в неё включён. То же самое можно сказать о юриспруденции. Эта отрасль современной науки является наиболее приближенной к общественной жизни в целом и каждому человеку в отдельности. По сути, юриспруденция - это вся людская жизнь, обличённая в нормы, институты и отрасли права, другими словами, санкционированная и дозволенная государством. Но мало кто задумывается, откуда эта наука берёт своё начало. Современные историки права придерживаются теории о том, что весь массив современного юридического знания пошёл от римского права. Конечно, задатки права существовали задолго до римлян, но именно они смогли наиболее точно и корректно создать настоящую науку из большого количества обычаев, первоначальных норм и других, совершенно несовместимых элементов. На сегодняшний день римское право изучается во всех видных университетах мира. Этот подчёркивает факт того, что римские юристы заложили базис для многих поколений вперёд. В статье мы попытаемся рассмотреть особенности и систему римского права, а также изучим его влияние на правовые системы современных государств.

Особенности термина

Римское право - это термин, характеризующий правовую систему Древнего Рима и Византийской империи. Оно существовало на отрезке с VII века до нашей эры и по VII век нашей эры. Однако термин можно употребить и в другом значении.

Римское право также является правовой наукой, которая изучает основы правовых систем перечисленных выше государств. Данная отрасль научных знаний интересна тем, что с её помощью можно увидеть источник современного права в его первоначальной, «классической» форме. Следует также отметить тот факт, что римское право стало прообразом для многих соответствующих систем современности, которые сформировались вследствие рецепций этой правовой отрасли древнего мира. Право Древнего Рима имеет систему, а также основополагающие принципы, о чём будет рассказано далее в статье.

История римского права

Историческая характеристика данной науки параллельна процессу развития римской цивилизации в целом. По мере развития общественных отношений в Риме, происходило изменение правовой системы этого государства. Понятие римского права возникло ещё в царский период (753 год до нашей эры). Право того периода представляло собой лишь зачатки науки, которая известна нам на сегодняшний день. В этот период был создан знаменитый сборник норм римского права - Закон XII таблиц. Следующий период республики начинается с 509 года до нашей эры. Римское право этого времени наполнилось совершенно новыми правовыми нормами и институтами, что свидетельствует о работе учёных-юристов. Наибольший расцвет пришёлся на период империи (31 год до нашей эры - 476 год нашей эры). Именно во времена имперского правления право Рима начало развиваться как никогда. Виной всему - развитие юриспруденции и постоянная работа юристов-практиков, чья деятельность поддерживалась государством. Также довольно большую роль сыграл распад империи на две части. Это привело к появлению многих правовых школ и развитию разных теоретических подходов.

Источники права Рима

Возможность изучать правовую систему Древнего Рима дают возможность источники, закрепившие в себенормы римского права, которые сохранились до наших дней. Именно благодаря этим материалам мы имеем возможность изучать правовую бытность римлян того далёкого времени. Источники римского права образуют единую правообразованную систему. Сегодня известны следующие источники римского права:

Акты нормотворчества.

Эдикты магистратов.

Правовые сборники юристов-практиков.

Кодификации.

Нужно отметить тот факт, что древнейшее римское право,а точнее, некоторые его аспекты, можно изучить только благодаря Законам XII таблиц. Помимо этого, существуют и другие кодификации, которые показывают систему, принципы и другие особенности римского права.

Свод законов двенадцати таблиц

Эта кодификация римского права является наиболее древним сохранившимся до наших дней источником. Его созданию предшествовала целая череда исторических событий. К 450 году до нашей эры противоречия между римским плебсом и патрициатом обострились как никогда. Чтобы не допустить назревающих общественных столкновений, была составлена комиссия из 10 человек, наделённых властью консулов (возможность законотворчества). Вследствие их работы основы римского права (обычаи и масса созданных до этого времени норм) были включены в свод законов, который размещался на двенадцати каменных таблицах.

Законами регулировалась практически каждая отрасль общественной жизни. Это был первый письменный источник римского права. Однако существовали определённые трудности. Законы выполнялись буквально, а те правоотношения, которых в таблицах не было, попросту не признавались. Другими словами, они были вне закона. Этот достаточно большой промах был исправлен через значительный промежуток времени.

Кодекс Феодосия

Конечно, Законы XII таблиц не были единственными в своём роде, существовали и другие источники римского права в виде кодифицированных законов. Проблема в том, что с 450 года до нашей эры, помимо норм в Законах XII таблиц, выпускались также иные нормативные акты (эдикты преторов, конституции императоров), которые имели ту же юридическую силу. Весь этот массив правовых норм впервые попытался кодифицировать император Феодосий II. Но юристы под руководством императора изначально пошли не тем путём. Они попытались собрать все нормы римского права, что в принципе было сделать невозможно из-за их колоссального количества. Поэтому выпустили всего четыре книги кодекса, после чего работа и остановилась. Тем не менее римское право нашло своё проявление в другом кодифицированном акте.

Corpus juris civilis

В 527 году император Юстиниан пытается исправить недочёты своего предшественника. Но подход к кодификации на этот раз существенно видоизменился. На это повлияло несколько причин:

Таким образом, Юстиниан создаёт уникальный кодифицированный акт, где объединяются нормы, имеющие ценность и актуальность. При этом были учтены обычая и порядки как западной части империи, так и восточной. Corpus juris civilis состоит из следующих частей:

Именно Corpus juris civilis стал основным источником римского публичного и частного права. Нормы этого акта были имплементированы во многие рецепции римского права.

Принципы

Анализируя все представленные выше нормативные акты, можно выделить основные идеи, принципы римского права. Они формировались на протяжении многих столетий и на сегодняшний день некоторые из них можно встретить в гражданском законодательстве многих государств.

Основными принципа являются:

1. Республиканская форма построения государства. Древние римляне считали, что государство, — это продукт договорённости внутри населения, где любые правовые споры решаются посредством консенсуса.

2. Равноправие сторон. Согласно этому принципу, ни один из субъектов не имеет каких-либо преимуществ перед другими.

3. Судебная власть в Риме играла важную роль, что говорит о казуистичности римского права.

Список представленных принципов не является исчерпывающим. Очень часто учёные не сходятся во мнениях, что приводит к появлению новых основополагающих идей римского права.

Основные виды римского права

Система всего римского права состоит из двух основных частей: римское частное и публичное право. Этот вид деления был предложен юристом Ульпианом. Он утверждал, что элементы римского права отображают сущность отношений, регулируемых ими. По его словам, публичное право - это сфера государственного интереса, а приватное - правоотношения между частными лицами. Публичное право создано для охраны и выражения интересов всего римского общества. Нормы данной отрасли - императивные, так как отсутствует возможность их изменения сторонами. Римское частное право - основа, которая живёт в законодательных актах многих стран. С её помощью регулировались обязательственные, торговые, наследственные, семейные и другие правоотношения. Частная отрасль права являлась наиболее приближенной к повседневной жизни граждан Рима. Два представленных элемента римского права впоследствии были существенно расширены и дополнены. Следует заметить, что подобное деление существует и сегодня практически во всех странах. Таким образом, именно римские юристы создали универсальный способ деления сфер регулирования отраслей права в зависимости от типа правоотношений. Но система Римского праватакже включала и другие элементы, которые составляли основу частной и публичной отрасли.

Иные отрасли права

Помимо приватного и частного права, выделяют отрасли, которые были сформированы на основе специфических правоотношений. Например, Jus civile (право граждан) - это право, субъектами которого всегда выступали квириты (римские граждане). Данная отрасль наиболее древняя, так как основывается на обычаях Царского периода в Риме. Многие учёные считают, что все остальные отрасли созданы на основе Jus civile. Подобная теория во многом подтверждается, так как право граждан основано на источниках римского частного права, которое впоследствие было изменено и кодифицировано.

Существовали также две другие отрасли. Для одной был характерен принцип территориальности, так как она действовала не во всём государстве, другая правовая отрасль появилась вследствие деятельности отдельных субъектов. Jus gentium (народное право) действовало на территории зависимых от Рима земель. Проще говоря, данная отрасль регулировала правоотношения жителей, которые пребывали на завоёванных землях. Появление этой отрасли было необходимо, потому что было нужно организовать единый правовой климат не только в самом Риме, но и на его далёких окраинах. При этом следовало учесть тот факт, что все завоёванные народы имели совершенно разные обычаи, культуру и традиции. Благодаря праву народов этот барьер удалось отчасти поломать. Право преторов стало полной противоположностью народному. Оно основывалось на эдиктах магистратов и других государственных чиновников (преторов, эдилов, провинциальных правителей). Интересен тот факт, что субъектами преторского права были граждане Рима, поэтому эта отрасль во многом схожа с гражданским правом (Jus Civile). Различие в том, что гражданское право регулировало правоотношения внутри самого общества, а Jus honorarium - общества и государственной власти.

Позднее все эти специфические отрасли вошли в состав приватной и публичной составляющей римского права. Как мы видим, система римского праваявляется достаточно простой, если разобраться в правоотношениях, регулируемых каждым из элементов.

Рецепции римского права

После падения Восточной римской империи право этого государство продолжало жить в нормативных актах других государств. Процесс имплементации римского права получил название рецепции. Он начался в Западной Европе примерно в XII веке (эпоха феодализма). Рецепции появлялись из-за того, что римское частное право уже имело готовые правовые структуры, которыми вполне можно регулировать товарно-денежные, обязательственные отношения, удовлетворять интересы частных лиц и т.п. Более того, некоторые правители находили в нормах частного права подтверждение своей неограниченной и абсолютной власти. Отсюда следует, что римляне создали «бессмертный» механизм, которым пользовались на протяжении многих веков после падения их государства.

Предметом рецепций стало классическое римское право (частное). В данном случае нельзя было заимствовать у римлян публичную отрасль, так как государственное устройство феодальных держав было совершенно несхоже с римским. Тем не менее частную отрасль вполне можно включить в законодательство с долей небольших изменений. Нужно отметить тот факт, что римское право заимствовалось полностью или же частично. Все зависело от правового климата того государства, где создавалась рецепция. Сегодня известно несколько памятников-рецепций римского частного права, а именно:

Франция: «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези», «Извлечение Петра».

Германия: «Немецкое гражданское уложение», «Саксонское зерцало».

Англия: «О законах и обычаях Англии».

Русь:«Соборное уложение».

Упомянутые памятники во многом помогают изучить не только основы римского права, но также историю его развития. Как это ни парадоксально, но многие нормы живы и по сей день в гражданских законодательствах европейских стран, например Российской Федерации, Федеративной Республики Германии, Франции, Польши, Украины и т. д.

Роль римского права в современной науке

На сегодняшний день право Древнего Рима как правовая дисциплина изучается во многих учебных заведениях, которые известны на весь мир. Значение римского права для многих государств просто колоссально, о чём свидетельствует история этой правовой системы. Германия существовала на нормах римского частного права вплоть до 1900 года. Интересен тот факт, что до этого времени использовались практически неизменные нормы римского права. По сути, правовая система Древнего Рима до начала XX века продолжала жить в Германии. Большую роль право римлян сыграло для Франции. Закон Лотаря II был всецело создан на основе римского классического частного права. Также римляне своей работой смогли создать основу для многих правовых систем и даже целых правовых семей, существующих на сегодняшний день. Римское право оказало сильное влияние на мировую культуру.

Таким образом, можно выделить следующие позитивные моменты:

1. Грамотность юридической техники римского права.

2. Исключительный характер римского частного права.

3. «Гибкость», возможность видоизменения, имплементации.

4. Абстрактность понятий.

5. Возможность регулирования всего массива правоотношений.

Учитывая все выше представленные особенности, напрашивается вывод, что понятие римского прававключает в себя не только характеристику правовой системы древнего государства, но ещё и целый массив знаний, а также историю развития соответствующей отрасли во многих современных государствах.



Просмотров