Схема логопедического обследования школьника

Методическая разработка

«ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Учитель-логопед Гогичаева А. Т.

Пояснительная записка к обследованию речи детей 1 – 4 классов

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Цель проведения данной методики состоит в том, чтобы выявить особенности устной и письменной речи ребенка, характер речевых нарушений, дать рекомендации и прогноз развития.

В процессе обследования необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ребёнком. Категорически не допускаются какие-либо комментарии или оценки со стороны логопеда, обращённые не только к родителям, но и к коллегам.

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам:

  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения
  • состояние словарного запаса
  • состояние грамматического строя речи
  • состояние связной речи
  • сформированность фонематических процессов
  • сформированность письменной речи.

Анализ нарушений устной речи надо рассматривать с позиций системного строения речевой деятельности и с учетом принципа развития

Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств позволяет определить:

А) ограничивается ли дефект речи только несформированностью произношения;

Б) распространяется ли он на всю звуковую сторону речи (звукопроизношение и фонематические процессы);

В) охватывает ли дефект основные компоненты речевой системы (звуковую сторону речи и лексико-грамматический строй).

Сопоставление характера недостатков произношения с уровнем развития фонематических процессов, лексического запаса, грамматического строя позволяет уточнить роль дефектов произношения в общей картине нарушения устной речи. Так, если недостатки произношения проявляются только в виде искаженного произношения отдельных (или нескольких) звуков, то в подавляющем большинстве случаев это указывает на изолированный фонетический дефект. Это означает, что данный ребенок к школьному возрасту в силу ряда причин не успел приспособить артикуляционный уклад к произношению определенных звуков в фонетической системе языка, носителем которого он является. Формирование фонематических процессов при этом не задерживается; на их базе своевременно развиваются спонтанные предпосылки к овладению анализом и синтезом звукового состава. В дальнейшем ребенок свободно овладевает письмом и чтением и полностью усваивает программу обучения в целом.

По–иному следует подходить к диагностике недостатков произношения в тех случаях, когда они проявляются преимущественно в виде смешения и замены различных оппозиционных звуков (по акустическим и артикуляционным признакам). Поскольку подобный характер нарушения произношения является показателем недоразвития фонематических процессов, то у детей обязательно должен быть выявлен уровень их сформированности. У таких детей замедленно и с определенными проблемами формируются спонтанные предпосылки к анализу и синтезу звукового состава слова, что серьезно затрудняет обучение грамоте, а затем и родному языку в целом.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребёнок пока не владеет, но и имеющиеся у него возможности.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв – «трва», «тава» вместо трава; перестановки букв в слове – «тко» вместо кто; «онко» вместо окно; перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» вместо крокодил; появление лишних букв или слогов в слове – «тарава» вместо трава, «мотоцикил», «монотоцикил» вместо мотоцикл; недописывание букв или слогов в слове – «о» - вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие и т.п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, например: «ожик» вместо ёжик, «труппочка» вместо трубочка, «корький» вместо горький, «шишки» вместо сушки, «сапля» вместо цапля, «пяйник» вместо чайник и т.п., а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические привила. Так, некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юночка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов.

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий, пять белый грибы; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол +существительное, например: пошли с корзинки, катались на санки. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правильно постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

Бедность словарного запаса, неумения выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимания причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы.

Все выявленные ошибки в письме необходимо тщательно проанализировать.

Необходимо также отделить истинную дисграфию от неправильного письма, вызванного целым рядом причин, но не обусловленного речевым недоразвитием. К таким причинам можно отнести следующие: недостаточное усвоение школьной программы по русскому языку, педагогическая запущенность, влияние двуязычия.

Необходимо изучить ошибки в различных видах письменных работ: списывание, письмо под диктовку, творческие работы.

До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребёнка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимается как стойкое нарушение у ребёнка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда владение «техникой» письма считается завершённым, более корректно.

Существенной для диагностики дисграфии представляется её дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С.Ф.Иваненко (1984). Автор выделила следующие четыре группы нарушений письма с учётом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушений и специфики их проявлений

1. Трудности в овладении письмом.

Показатели: нечёткое знание букв алфавита; сложности при переводе звука в букву и наоборот, при переводе печатной графемы в письменную; трудности звуко-буквенного анализа и синтеза; чтение отдельных слогов с чётко усвоенными печатными знаками; письмо под диктовку отдельных букв. Диагностируется в первом полугодии первого года обучения.

2. Нарушения формирования процесса письма.

Показатели: смешения письменных и печатных букв по различным признакам;

Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда; затруднения при слиянии букв в слоги и слиянии слогов в слово; списывание письменными буквами с печатного текста уже осуществляется, но самостоятельное письмо находится в стадии формирования. Типичные ошибки в письме: написание слов без гласных, слияние нескольких слов или же их расщепление. Диагностируется во втором полугодии первого и начале второго года обучения.

3.Дисграфия.

Показатели : стойкие ошибки одного или разных видов. Диагностируется во втором полугодии второго года обучения.

4. Дизорфография.

Показатели : неумение применять в письме орфографические правила по школьной по школьной программе за соответствующий период обучения; большое количество орфографических ошибок в письменных работах. Диагностируется на третьем году обучения.

Обследование проводится индивидуально, в традиционной форме, с учетом программных требований.

Длительность диагностики составляет 20 – 30 минут. Данные обследования заносятся в бланк заключение, к которому прилагаются образцы письменных работ.

Логопедическое обследование устной и письменной речи

младших школьников.

(1 – 4 классы)

1.Анатомическое строение артикуляционного аппарата .

Отметить наличие и характер аномалий в строении.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)

Твердое небо (высокое узкое, плоское, расщелина, укороченное)

Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)

Отклонения в строении артикуляционного аппарата выявляются визуально, т.е. логопед осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри.

II. Речевая моторика .

Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

  • Поднять брови вверх («удивиться»)
  • Надуть щеки («толстячок»)
  • Втянуть щеки («худышка»)

Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию)

Губы – «улыбка», «трубочка».

Язык – широкий, узкий, вверх – вниз, «маятник»

Отметить следующие параметры движений:

Наличие или отсутствие движений;

Тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).

Объем движения (полный, неполный)

Способность к переключению от одного движения к другому.

Замены движений

Добавочные и лишние движения (синкенезии)

Наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха.

Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

Наличие или отсутствие носового оттенка

Модуляция глосса (наличие или отсутствие монотонности)

IV. Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

Темп (нормальный, быстрый, медленный)

Правильность употребления пауз.

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)

V. Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова.

1. Определить характер нарушения произношения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дедукцию, артикуляцию.

Методика обследования: ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова и словосочетания.

Примерный перечень слов, словосочетаний и предложений:

К – Х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне.

Л’ – Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки.

С – Ш: У Сашеньки шесть стекляшек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки.

Солнышко на окошке. Саша сушит сушки.

З – Ж: закружу, заслужил, задрожал. У Зои желтый зонт. Железная лопата. Полезное животное.

С - С’ – Ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь.

Закачалась мачта. У Сонечки семечки.

Т’ – Ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать.

Ч – Ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, лечебница, кончается.

Ч – Щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки.

С – Ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница.

Щ – С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий.

Л – Р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, раскладушка.

Р - Р’: Рома красит раму краской. Рита варит рис.

Фиксируется, насколько правильно ребенок произносит звуки.

2. Обследование слоговой структуры слова.

Методика обследования : ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова:

медведь абрикосы аквариум

дверь проспект демонстрация

трамвай скатерть перекресток

верблюд ласточка телевизор

сахарница хворост регулировщик

VI. Исследование словарного запаса.

Активный словарь

Цель : выявление объема активного словаря.

1. Предметный словарь.

А) Называние предметов по картинкам: «Что это?»; (стр.11 - 12)

Предлагаемый материал:

Капуста, тетрадь, овощи, ручка, редиска, книга, поварежка, блюдце, бокал, чайник, тарелка, карандаш, линейка, грядка, кабачок, растение.

Сервиз, подоконник, рама, форточка, локоть, стекло, ресницы, колено, брови.

Б) Назови одним словом:

Самолет, автобус, трамвай…

Малина, черника, клюква…

Осень, зима, весна, лето…

Художник, врач, летчик…

В) Подбери подходящее по смыслу существительное к данным прилагательным и глаголам:

Сухой… светит…

Узкий… пишет…

Мокрый… шлют…

Радостный… ползает…

Прямой… прыгают…

Ловкий… кланяется…

2. Глагольный словарь:

А) «Кто что делает?»

Дверь… почтальон…

Молния… парикмахер…

Ветер… швея…

Листья… летчик…

Дождь… повар…

Ручей… художник…

Б) «Кто как кричит?»

Кошка… курица…

Корова… гусь…

Собака… ворона…

Конь… комар…

Фиксируется уровень развития словарного запаса.

3. «Скажи наоборот»

Задание : Закончи предложения:

1 – 2 класс 3 – 4 класс

Пластилин мягкий, а камень… Пластилин мягкий, а камень…

Уголь черный, а снег… Подушка мягкая, а доска…

Таня рисует хорошо, а Зина… Кашу варят густую или…

Диван мягкий, а скамейка… Лес бывает густой или…

Володя вежливый, а Саша… Ягоды земляники мелкие, а клуб

В выводах отмечается умение ребенка подбирать слова с противоположным значением.

VII. Состояние грамматического строя речи.

Цель : исследование возможности различения смысла на основе грамматических значений слов.

1. Словоизменение.

а) употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного чисел:

«Один – стол, а если много, то скажем, что это столы».

Предлагаемый материал:

Стол - …столы стул - …стулья

Ухо - …уши дерево - …деревья

Рукав - …рукава окно - …окна

Рот - …рты лоб - …лбы

Глаз - …глаза лев - …львы

Лист - …листья пень - …пни

б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных.

«Много чего?»

Дом - …домов котенок - …котят

Кукла - …кукол сосна - …сосен

Жук - …жуков пень - …пней

Дерево - …деревьев конверт - …конвертов

Ключ - …ключей ведро - …ведер

2. Словообразование.

а) Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

«Скажи ласково»

Ложка - …ложечка яблоня - …яблонька

Ковер - …коврик лист - …листочек

Кровать - …кроватка, кроваточка воробей - …воробушек

Ведро - …ведерко, ведерочко одеяло - …одеяльце

б) ● Образование относительных прилагательных от существительных.

«Из чего сделано?»

Подушка из пуха – пуховая подушка

Ком из снега - …

Сок из слив - …

Сок из моркови - …

Платье из шелка - …

Варежки из шерсти - …

Образование притяжательных прилагательных от существительных. «Чей? Чья? Чье?»

Сумка мамы – мамина сумка

Кофта бабушки - …бабушкина кофта

Голова коровы - …коровья голова

Нора лисы - …лисья нора

Хвост зайца - …заячий хвост

Шерсть собаки - …собачья шерсть

Усы кошки - …кошачьи усы

Клюв птицы - …птичий клюв

В выводах отличается наличие и характер аграмматизмов.

3. Понимание логико-грамматических конструкций.

Ответь на вопросы:

  • Маша старше Юли, кто из девочек младше?
  • Оля светлее Кати, кто из девочек темнее?
  • Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?
  • Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?
  • На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?
  • Ребята пошли в лес, едва закончился дождь. Они были в лесу до дождя или после?

Анализируется доступность понимания подобных конструкций.

VIII. Состояние связной речи.

Предлагается составить рассказ по серии картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель: выявление возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установление связи событий, отраженных на этих картинках.

Методика обследования : перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки, предлагают рассмотреть их, разложить по порядку и составить рассказ.

Оборудование: серия картинок с последовательным развертыванием сюжета.

1 класс – «Утро девочки»(стр.14) 2 класс – «Пожар »; (стр16)

3 - 4классы – «Снеговик», «Кукуруза»; (стр.15-16)

В выводах отметить понимание сложной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, наличие и характер аграмматизмов, уровень развития связной речи.

IX. Состояние фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез).

1. Фонематический слух.

Цель: проверка слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования : ребенку предлагают повторить следующие слоговые ряды:

Па – па – ба

Па – ба – па – па

Са – ша – за – жа

Са –за –ца - за

Фиксируется выполнение задания в соответствии с инструкцией.

2. Языковой анализ, синтез; (стр.13)

Цель : проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.

а) фонематический анализ и синтез.

Назови слово по первым звукам картинок

корабль, окно, заяц, апельсин: [к] + [ а] + [ з] + [ а]

снеговик, автобус, ножницы, кит, иголка: [ с ] +[ а ] + [ н ] + [ к ] + [ и ].

  • Назови последний звук в словах:

мак, карандаш, палец

  • Назови 2 звук в словах:

аист, дом, рука.

Б) слоговой анализ, синтез.

  • Определи количество слогов в словах:

слон, стена, молоток.

В) анализ состава предложения

  • Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Наступила осень.

Осенью часто льют дожди.

Из леса вышел старик с большой корзиной.

Фиксируется умение ребенка производить языковой анализ, синтез.

X. Исследование процесса письма.

Анализируются письменные работы в рабочих и контрольных тетрадях.

При необходимости для уточнения нарушений дается письмо под диктовку (слуховой диктант).

2 класс _ «Прогулка».

Вот большой лес. За лесом речка. Около речки много цветов. На цветок села бабочка. Зоя ловит ее сачком. Женя ищет грибы. Саша и Яша нашли ежа. Гриша поймал щуку.

3 класс «Осень».

Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще идут дожди. У крыльца большие лужи. Цветы на клумбе завяли. С деревьев падают листья. Вода в реке потемнела. Зоя и Саша идут в лес. Там они ищут грибы.

4 класс «Осень».

Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.

В выводах отмечаем характер процесса письма, т.е. может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его, вносит ли он поправки (зачеркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки.

Особое внимание обращаем на специфические ошибки:

  1. специфические фонетические замены (недостаточность различия звуков, принадлежащих к одной или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками).
  2. нарушение слоговой структуры слова (пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание слов).
  3. грамматические ошибки (пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении).
  4. графические (оптические). Это замены букв по графическому сходству.

По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - «Аркти», 1997

2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.- СПб., 2003

3. Воронова А.П. Нарушения письма у детей (методические рекомендации) .- СПб., 1994

4. Воронова А.П.Диагностика, профилактика и коррекция письма у детей с нарушениями речи// научно-методический журнал Логопедия №1, 2004

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2003

6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб.,1997

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников.- СПб., 2004

8. Логинова Е.В. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР.-СПб., 2004

9. Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С. Шаховской С.Н. –М.,1998

10. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей; из опыта работы, учебное пособие.-СПб., 1995

11. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. / Компл. раб. мат-ов под ред. Семаго М.М.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб., Речь, 2005

13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003

14. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М.,1985

15. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения Письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //научно-методический журнал Дефектология №5, 1988

16. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи детей для начальной и средней школы. М., 2001

17. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.,1995

19. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции детей с трудностями в обучении // научно-методический журнал Дефектология №1, 1995


Ф.П. - фонематические процессы;

З.Б.А. - звуко-буквенный анализ;

Г.С.Р. - грамматический строй речи;

ОНР - общее недоразвитие речи;

ФФН

ФНР

НЧиП - нарушения чтения и письма;

м/з - межзубное произношение;

г/з - - губно-зубное произношение;

г/г -- губно-губное произношение;

гор л. - горловое произношение;

бок. - боковое произношение;

одн .- одноударное произношение;

н/а - -

v - наличие "ошибок;

Единичные ошибки;

!


Употребление антонимов.

Подбор слов-синонимов.

беда - ... спешить - ...

радость - ... бороться - ...

Подбор родственных слов.

сад - ... соль - ... .

боль - ... земля - ...

Дополнить фразу.

В магазине работает...

Границу охраняет...

Стол накрыт...

Разносит письма, журналы...

9. Назвать детенышей:

Образование прилагательных от существительных.

зима - зимний дуб - дубовый

липа - ... утро - ...

лимон - ... лиса - ...

мясо - ... птица - ...

молоко - ...

Образование относительных прилагательных от существительных.

Как называется сок из: яблок - ...

апельсинов - ...

клубники - ...

Суп из: рыбы - ...

грибов - ...

курицы - ...

Образование притяжательных прилагательных. Чья голова, чей хвост?

Голова лисья, а хвост...

Голова беличья, а хвост...

Голова волчья, а хвост...

Голова медвежья, а хвост...

Образование глаголов с помощью приставок.

Ходит - уходит, приходит, заходит, выходит, отхо­дит, переходит, подходит...

Шить - зашить, подшить, пришить, вышить, пере­шить...

Составить предложение с каждым из слов, исполь­зуя приставки: в-, при-, за-, пере-.

Летел, шёл, писал.

Кошка и птичка

В зависимости от возраста подбирается соответству­ющий текст.

9. Списать рукописный текст (2 класс, начало учеб­ного года).

Щенок

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одно­го. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.

10. Написать диктант (2 класс, начало учебного года).

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Ры­жика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Тексты диктантов, как и в предыдущем задании, подбираются в соответствии с возрастом и продолжи­тельностью обучения.

Записать названия картинок.

12. Составить и записать короткий рассказ по кар­тинке или серии сюжетных картинок. Учащиеся мо­гут выполнять предложенные задания на индивидуаль­ном бланке.

Проверка навыков письма

Фамилия, имя________________________________класс_______.

1. Спиши слова, написанные рукописным шрифтом:

лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, ба­бочка.

______________________________________________

2.Спиши следующие слова:

плащ, крот, аист, фла­жок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, ве­селье.

3. Запиши под диктовку строчные буквы:

____________________________________________________________________

4. Запиши под диктовку прописные буквы:

____________________________________________________________________

5. Запиши под диктовку слоги:

____________________________________________________________________

6. Запиши под диктовку слова:

____________________________________________________________________

7. Запиши предложение после однократного прослу­шивания:

____________________________________________________________________

8. Спиши рукописный текст (2 класс, начало учеб­ного года).

Щенок

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одно­го. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

9. Спиши печатный текст (2 класс, начало учебного года).

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Напиши диктант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Напиши названия картинок:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Составь и запиши короткий рассказ по картинке.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностические диктанты

Для проверки навыков письма

(предложены в работах И.Н.Садовниковой, Л. И, Тикуновой)

В лесу

Вот большой лес. За лесом река. Там гуляют дети. И цибик тут. Зоя и Женя ищут грибы. Юра и Яша на­шли ежа.

На реке

Было лето. Зоя и Саша пошли на речку. Зоя рвала цветы на лугу. Саша удочкой ловил рыбу. Вот Женя. У Жени щука.

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Ры­жика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Клён

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.

На лугу

Ксюша была на лугу. Кругом высокая трава. На бе­лую кашку сел шмель. Он грозно гудел. Девочка не ис­пугалась его.

У моря

Я жил у моря. Меня будил шум волн. Днём я любил наблюдать за их игрой. Красивы были белые гребни.

Школа

Вот наша школа. У входа в школу растут пышные астры. На клумбах растут чудные розы. Я люблю свою школу.

Утки

Плавают утки. Ольга и Алёша кидают птицам кусоч­ки хлеба. Скоро птицы покинут пруд. Они улетят в тёп­лые края.

Встреча

Коля ловил рыбу. Зашуршали камыши. На траву выполз уж. Мальчик не тронул его. Уж грелся на сол­нышке. Ужи не ядовиты.

Тайна

Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мель­кнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка.

Кот Федя

У Яши был кот Федя. Кот любил играть в кустах. Яша долго искал кота. А он сидел на крыше.

Идёт весна

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна.

Дети гуляли на лугу. Серёжа и Лера собирали цве­ты. Саша рвал щавель. У Миши сачок. Он ловит бабоч­ку. Пора обедать. Дети идут домой.

Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Корова даёт молоко. Лошадь возит грузы. Овцы дают шерсть и мясо. Мех кролика идёт на шубы и шапки.

Машина привезла много угля. Углём мы топим печ­ку. Из трубы идёт дым. Зимой стоят сильные морозы. Часто метут метели. А дома всегда тепло.

Весна

Наступил апрель. Рыхлый снег тает. Кругом жур­чат ручьи. У крыльца большая лужа. Детишки убрали коньки и лыжи. Они пускают кораблики. Все встреча­ют весну.

Дети в лесу

Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зац­вёл душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети увидели ежа. Он свернулся в клубочек. Ребята не тронут ёжика.

Скоро осень

Приближалась осень. Чаще стали выпадать дожди. Земля в саду уже усыпана жёлтыми листьями. Реже слышны голоса певчих птиц. Они готовятся к перелёту в тёплые края.

Избушка лесника

В лесу жил лесник. У лесника была внучка Саша. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом была тишина. Только журчал ручей и пели птицы. В траве трещали кузнечики.

На дачу

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки. Там есть роща. За рощей речка. Мальчики будут ловить рыбу, девочки собирать цветы.

Птицы

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Замёрзла речка. Птицам го­лодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зёрна. Летом посевам нужна защита. Птицы спа­сут урожай.

На охоту

Утром я с ружьём и собакой отправился в рощу. Сто­яла чудная тишина. За сто шагов было слышно, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, паху­чий приятно щипал глаза и щёки. Тонкая паутина вы­тягивалась по воздуху. Это знак тёплой погоды.

Кто как зиму встретил

Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и почи­нила своё дупло. Лисица в норе себе из листьев по­стель сделала.

Скоро каникулы

Скоро каникулы. Дети поедут в лагерь. Уже объяви­ли день отъезда. Саша останется дома и будет ходить на детскую площадку. Серёжа уедет в деревню. Там очень хорошо. В выходной его родители поедут туда. Там мно­го цветов.

Отважный поступок

Саша Жуков шёл из школы домой. Высоко в небе пели жаворонки. Дорога проходила по берегу речки. Вдруг Саша увидел, что тонет маленький мальчик. Он в одежде бросился в воду и вытащил мальчика. На дру­гой день все узнали о поступке школьника. На линейке Саше объявили благодарность.

Класс

Мышки

Собрались старые и малые мышки у норки. Уши у них кверху торчат, слушают. Кот Вася у печки лежит, поджидает мышек.

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

(По Л. Толстому)

Осень

Вот и сентябрь. Чист и свеж воздух. Далеко слышны в лесу звуки. На старых больших пнях жмутся тонкие опята.

Класс

Москва

Много лет назад на высоком холме построили ма­ленькую крепость. Шли годы. Крепость росла и богате­ла. По берегам реки Москва строились всё новые и но­вые дома. Много товаров привозили торговые люди, купцы. Крепость стала великим городом - Москвой.

Ясная Поляна

Много на Руси красивых мест. Вот Ясная Поляна. Здесь родился и провёл почти всю жизнь Лев Николае­вич Толстой. Здесь он посадил берёзовую рощу. Хороша роща ранней осенью! Вся она стоит золотая. Это было любимое место писателя. Он здесь отдыхал и работал.

Незнайка и жук

Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. В это время мимо летел майский жук. Он сослепу нале-

тел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка упал на землю. Жук скрылся. Незнайка встал и осмот­релся по сторонам. Кругом было тихо.

(По Н. Носову)

Класс

В Царском Селе

Александр Сергеевич Пушкин учился в лицее, кото­рый находился в Царском Селе под Петербургом. Пре­красный обширный парк начинался прямо под окнами лицея. В тяжёлой листве дубов и лип свободно играли солнечные лучи. Среди зелени белели мраморные ста­туи. Повсюду слышалось птичье пение. Тихо плеска­лась вода в озере. Пушкин очень любил этот старинный парк и часто гулял в нём.

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудо­любивым человеком. В его словаре более двухсот тысяч слов, тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. Со­бирая материал для своего словаря, Даль исколесил всю Россию. Он был даже в Сибири и на Урале. Владимир Иванович любил и понимал родной язык, умел видеть красоту в живом русском слове. Даль был большим дру­гом Пушкина.

Октябрь

Русское старинное наименование октября - «гряз-ник». Осенние дожди с мокрым снегом превращали зем­лю в месиво. На Руси октябрь также величали «листо-боем», «золотой осенью», так как он приходится на вре­мя пожелтения листвы.

А сколько осенних примет было на Руси! «Поздний листопад-- к суровой зиме». «Ива рано серебристым инеем покрылась - долгая зима будет».

По результатам обследования учитель-логопед анализи­рует характер и виды ошибок, допускаемых учащимися, и комплектует учебные группы, составляет расписание за­нятий, разрабатывает коррекционную программу и про­водит логопедические занятия.

Логопедическая диагностика в школе

Работа учителя-логопеда общеобразовательной шко­лы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ попадает большое ко­личество детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что, в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основ­ными предметами школьной программы.

Систему работы учителя-логопеда при общеобразо­вательной школе можно представить следующим обра­зом (схема 1).

Приведенная схема показывает, что система работы школьного логопеда включает в себя следующие основ­ные направления:

Диагностика - обследование состояния устной и пись­менной речи;

Коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;

Консультативно-профилактическая работа;

Работа по повышению квалификации и самообразо­вание и др.

Каждое из этих направлений по-своему важно и ре­шает определенные задачи.

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду опре­делить вид речевой патологии, ее форму и степень тя­жести речевого дефекта.

Основными задачами диагностики являются: выявление отклонений в развитии устной и письмен­ной форм речи;

Определение структуры речевого дефекта;

Формулировка речевого диагноза;

Составление программы коррекционной работы. Актуальность этого направления работы заключает­ся в том, что от своевременной квалифицированной ди­агностики зависит программа коррекционного воздей­ствия, а в конечном итоге и результативность логопеди­ческой работы с детьми.

Согласно Положению о логопедических пунктах и Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время. Результаты обследования фиксируются в жур­нале обследования устной и письменной речи (табл. 1).

Для заполнения журнала используются следующие условные обозначения:

Ф.П. - фонематические процессы;

З.Б.А. - звуко-буквенный анализ;

Г.С.Р. - грамматический строй речи;

ОНР - общее недоразвитие речи;

ФФН - фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ФНР - фонетическое недоразвитие речи;

НЧиП - нарушения чтения и письма;

м/з - межзубное произношение;

г/з - - губно-зубное произношение;

г/г -- губно-губное произношение;

гор л. - горловое произношение;

бок. - боковое произношение;

одн .- одноударное произношение;

н/а - - неавтоматизированное произношение;

v - наличие "ошибок;

Единичные ошибки;

! - стойкие, часто встречающиеся ошибки.

Такой журнал ведется на каждый класс. Это позво­ляет получить не только подробную информацию о ре­чевом развитии каждого конкретного учащегося, но и позволяет увидеть полную речевую характеристику всех учеников того или иного класса, что во многом помога­ет сотрудничать с учителями и осуществлять консуль­тативно-просветительскую работу с родителями как индивидуально, так и на родительских собраниях. Кро­ме того, такой журнал позволяет контролировать пере­движения учащихся и отслеживать динамику и резуль­тативность логопедической работы.

Все учащиеся с выявленными в результате обследо­вания нарушениями речи регистрируются в списке, ко­торый мы предлагаем вести следующим образом (табл. 2). Список целесообразно вести по параллелям (1, 2, 3, 4-е классы) и по сходству речевого дефекта. Такой способ помогает контролировать статистические данные о ко­личестве учащихся с различными видами речевой пато­логии, а также комплектовать группы с учетом струк­туры дефекта и возраста учащихся. Предложенная форма также облегчает учителям-логопедам составление еже­годных цифровых отчетов.

На каждого ребенка, зачисленного на логопедичес­кие занятия, учитель-логопед заполняет речевую кар­ту. Методическое объединение учителей-логопедов об­щеобразовательных школ г. Новороссийска предлагает следующий вариант речевой карты (см. ниже).


Первая страница речевой карты заполняется логопе­дом в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Она содержит общие сведения о ребенке, которые запи­сываются со слов родителей. Вторая страница заполня­ется логопедом во время индивидуального обследования и дополняется в течение всего периода обучения на логопункте. К речевой карте прилагаются диагностические письменные работы учащихся, которые демонстрируют состояние письма и позволяют отслеживать динамику в процессе логопедических занятий. В речевой карте фиксируюся все проявления речевой недостаточности каж­дого учащегося, выявленные в процессе обследования.

Заполнение речевой карты начинается с паспортных данных ребенка. Затем выясняется реальный уровень зна­ний учащегося по родному языку и другим предметам. В случаях сложных речевых дефектов эти данные могут оказаться очень важны как для определения точного ло­гопедического заключения, так и для установления пер­вичности или вторичности речевого недоразвития.

Анамнестические данные учащихся заполняются со слов родителей. В ходе беседы важно получить представ­ление о том, как протекало раннее речевое и физическое развитие ребенка. Выясняется, обращались ли ранее за логопедической помощью; если да, то какова эффектив­ность. Фиксируются особенности речевой среды.

Прежде чем начать обследование речи, учитель-лого­пед должен убедиться в сохранности других функций (слу­ха и зрения) и отразить полученные данные в речевой карте. Также при обследовании учитель-логопед обращает внимание на строение и подвижность артикуляционного аппарата (губ, зубов, языка, нёба, прикуса), на четкость и внятность речи; выявляет уровень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа и синте­за, грамматического строя речи и словарного запаса.

Подробно анализируются и фиксируются все виды и характер ошибок при чтении и письме; в речевой карте отражаются примеры допускаемых ребенком ошибок. Особое внимание обращается на личностные и поведен­ческие особенности учащихся: способность к переклю­чению, наблюдательность, организованность, самостоя­тельность, подвижность, импульсивность и т. д.

На учащихся, имеющих фонетические нарушения, можно оформлять сокращенный вариант речевой кар­ты, которая выглядит следующим образом (см. ниже).

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области

Методика логопедического обследования детей


В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению. Учитель обращается с просьбой к учителю-логопеду выяснить причину школьной неуспеваемости учащегося. Речь учащихся с особенностями развития сопровождается характерными нарушениями звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора синонимов, антонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированности связной речи), несформированностью фонематических процессов.
Особенности речевой функции сопоставляется с показателями врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Логопедическое заключение выносится с учетом данных всех специалистов, обучающих ребенка. Логопедическое обследование проводится по определенной схеме. На основе полученных данных после исследований речевого развития определяется структура дефекта, выносится логопедическое заключение и намечаются пути коррекционной работы.

Схема логопедического обследование ребенка

1. Сбор анамнестических данных.
  • характер течения беременности
  • характер родовой деятельности
  • данные раннего развития ребенка (когда стал держать голову, ползать, переворачиваться на живот, стоять, ходить, когда полезли зубы)
  • речевое развитие (гуление, лепет, комплекс оживления, первое слово, предложение, фраза)
2. Обследование общей моторики.
  • статика (поза Ромберга)
  • динамические упражнения (умение переключаться с одного движения на другое)
3. Обследование мелкой моторики.
  • статика (упражнения «кольцо», «зайчики», «коза», «корова»)
  • динамические упражнения
4. Обследование артикуляционной моторики.
  • статика (упражнения «лопаточка», «чашечка», «гриб»)
  • динамические упражнения (упражнения «качели», «часики»)
5. Состояние органов артикуляции.
  • губы
  • зубы
  • нёбо
  • язык
  • нижняя челюсть
  • подъязычная связка
6. Обследование просодической стороны речи.
  • темп речи
  • ритмичность речи
  • плавность
  • высота и сила голоса
  • тембр
7. Обследование звукопроизношения.
  • работа с альбомом (картинным материалом)
8. Обследование фонематического слуха.
  • повторение слогов
  • выделение заданного звука из ряда звуков
9. Обследование слоговой структуры слова.
  • разные типы слогов (открытый слог ма-ту-ро, закрытый ор-ум-ас, слог со стечением согласных стра-арм-барс)
  • слова с разным содержанием слогов: 1 слог - пень, мак, дом; 2 слога - лампа, лупа, якорь; 3 слога - корзина, машина)
  • сложные слова: термометр, велосипедист, экскаватор, телепередатчик
10. Обследование навыка звукового анализа (звук - слог - слово - предложение).
  • определить место звука в ряде звуков, ряде слогов, в слове, в предложении
  • составить слово из слогов (за, ко - коза)
  • придумать слово с заданным согласным, гласным звуком
  • придумать предложение с заданным словом, составить графическую схему слова, предложения
11. Обследование словаря (предметные картинки).
  • активный словарь
  • пассивный словарь
  • выявление лексического запаса слов разных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, числительное):
существительное: Я кину тебе мяч и задам вопрос ЧТО? или КТО? а ты придумай слово, которое отвечало бы на этот вопрос (ЧТО? - мяч, день, камень, дом, метла, окно. КТО? - человек, медведь, слон, журавль, грач.) и верни мне мяч. Какое слово лишнее (день, ночь, вечер, сон, яблоко)?
прилагательное (какой?): Я назову тебе слово, которое обозначает предмет, а ты назови его признак: шар, стол, гнездо, небо, ручка, птица.
наречие (делать как?): Давай придумаем, как можно совершить действие (говорить - громко, писать - аккуратно, учиться - добросовестно, кушать - медленно).
предлог: Вставь пропущенное слово: цвету (на) окне, собака (из) бумаги, стул (у) стола.
числительное: Я назову число, а вы суммируйте слово так, если бы мы говорили о числе месяца (шесть - шестое, двадцать - двадцатое, один - первое).

12. Обследование грамматического строя речи.

  • обследование умения изменять слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов, изменять по числам и падежам
  • - соедини части в слово (вы, езд; за, бежал; за, гон; с, делал)
  • - образуй такое слово, чтобы стало возможным большой предмет уменьшить, сделать малым: шар - шарик, стул - стульчик, пень - пенек, гвоздь - гвоздик
  • образование сложных слов
  • - объедини два слова в одно: везде ходит - вездеход, пар вози - паровоз
  • вставь пропущенные слова в текст
  • деформированное предложение
  • составление рассказа, пересказа, текста
13. Обследование чтения.
  • знание букв
  • знание и чтение слогов
  • чтение слов
  • чтение предложений
14. Обследование письма.
  • слуховой диктант
- отдельные буквы
- отдельные слоги
- слова
- предложения
  • списывание с печатного текста, с письменного текста (перевод печатных букв в письменные)
  • самостоятельное письмо
  • анализ письменных работ.

Перечень методик логопедического обследования

I. Материал для исследования фонетической стороны речи.
  • предметные картинки, содержащие звук в разном положении (в начале, в середине, в конце слова)
  • речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие разные звуки)
II. Материал для исследования фонематической стороны речи.
  • картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие
III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.
  • картинки с изображением действий людей и животных
  • картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, число)
IV. Материал для исследования состояния связной речи.
  • сюжетные картинки
  • серии сюжетных картинок (2-5) для разных возрастных групп
V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.
  • речевой материал (предложения, слова, разной звуко-слоговой структуры)
  • предложения и сюжетные картинки
VI. Материал для исследования состояния письменной речи.
  • тексты для чтения разной сложности
  • слоговые таблицы
  • буквы
  • тексты диктантов и предложений
  • печатные и рукописные тексты для списывания
Литература:
  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 224 с.; ил.
  2. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб.пособие Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург. 1995.
  3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: Звуковая сторона, грамматический строй., словарный запас, письменная и связная речь. - М.: АРКТИ, 1997. - 64 с., цв. таблицы.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 16 с., цветная вставка.

Трубникова Н.М.

Школьников, страдающих олигофренией

И детским церебральным параличом.

Екатеринбург 1992.

При составлении методических рекомендаций мы руководствовались принципами анализа речевой патологии, сформулированной Р.Е. Левиной, методами обследования нарушений речи, предложенными Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, тестами по исследованию двигательных функций, рекомендованных А.Р. Лурия, Н.И. Озерецким,М.Б. Эйдиновой. Приемы и методы обследования данных авторов были использованы и адаптированы с учетом исследования и контингента обследуемых.

Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических л двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого со­ставляется речевая карта - карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности.

I. Общие сведения

1. Фамилия, имя, отчество

2. Дата рождения

3. Домашний адрес

4. Заключение психиатра (психоневролога)

5. Диагноз невропатолога

6. Состояние органов слуха и носоглотки

7. Данные окулиста

8. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)

9. Посещает (посещал) ли школу (специальную или нет), указать класс обучения

10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту)

11. Жалобы родственников

12. Данные о родителях ребенка (возраст здоровье профессия, со­циальные условия)

13. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок;

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы, употребление алкоголя, курение);

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, нало­жение щипцов, асфиксия);

г) вес и рост при рождении;

д) на какие сутки был выписан из роддома;

е) вскармливание (грудное, искусственное);

ё) особенности питания (сосал активно вяло, не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободно, при каком затруднено, уставал ли в пе­риод кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жует и глотает твердую и жидкую пищу);

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации

14. Раннее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками.

б) когда стал держать голову.

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;

г) когда появились зубы.

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал):

е) появление навыков самообслуживания.

15. Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика)

б) лепет (время появления и его характер)

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)

г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии)

д) с какого времени замечено нарушение речи

е) речевая среда

е) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько вре­мени, результаты занятий)

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)

ВЫВОДЫ: АНАМНЕЗ НОРМАЛЬНЫЙ, ОТЯГОЩЕННЫЙ

II. Обследования состояния общей моторики

Прием Содержание задания Характер выполнения
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ДВИЖЕНИЙ И СА­МОКОНТРОЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДВИ­ГАТЕЛЬНЫХ ПРОБ а) логопед показывает 4 движения для рук и прелагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс; б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения д, ц, и, ж, с, н, м, я отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ДВИ­ЖЕНИЙ маршировать и остановиться внезапно по сигналу отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.
3.ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной пинии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты впе­ред. Время выполнения - 5 секунд по 2 раза для каждой ноги; б) стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левей но­ге, руки вперед. Время выполне­ния - 5 секунд отметить: удержание позы свободное или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону: балансирует туловищем руками, головой: сходит с места или делает рывок в стороны касается пола другой ногой: иногда падает открывает глаза и отказывается выполнять пробу.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках отметить: выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается. отметить: выполняет правильно с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками, становится на всю ступню.
5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕН­НОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (по подражанию) а) повторить за логопедом дви­жения на ходьбу по кругу об об­ратном направлении через круг. Начать ходьбу or центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти ка­бинет вокруг и вернуться в пра­вый угол по диагонали через центр из противоположного уг­ла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа б) то же выполнить слева; в) по словесной инструкции проделать эти же задания отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПА а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук. пока­зываемых логопедом. По сиг­налу логопеда предлагается выполнить движения мыслен­но, а по следующему сигналу (хлопок)показать, на каком движении испытуемый оста­новился. Движения рук впе­ред, вверх, в стороны на пояс опустить. б) письменная проба: предла­гается чертить на бумаге палочки в стречку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 се­кунд чертить как можно бы­стрее, в течение следующих 15 секунд чертить б первона­чальном темпе. отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный
7. ИССЛЕДОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок: (I II II III I II II II III II I II III I I II III I III I III II) б) музыкальное эхо Логопед ударяет, а определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка повторяет в ускоренном или замедленном по сравнению с образцом темпе: нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке

ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТО­РОНЫ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Обследование моторики органов

Артикуляционного аппарата

Исследование двигательных функцийартикуляционного аппарата

Прием Содержание задания Характер выполнения
вСЕ ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ ПРИ МНОГОКРАТНОМ ПОВТОРЕНИИ ТРЕБУЕМОГО ДВИЖЕНИЯ. 1. иССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГУБ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПРОВОДИТСЯ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПОКАЗУ а) сомкнуть губы: б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу; в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу; г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5; д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу; е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы); ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы); ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю; з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п». отметить: выполнение правильное: диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц истощаемости движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, активность участия правой и левой сторон губ: смыкание губ с одной стороны; движение не удается.
2.исследование двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции а) широко раскрыть рот при произношении звука «а» и закрыть; б) сделать движение нижней челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) сделать движение нижней челюстью вперед отметить: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА) ПО ПОКАЗУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от1 до 5; в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; г) сделать язык «лопатой», «иголочкой»; д) оттопырить правую, а затем левую щеку языком е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от1 до 5 и опустить к нижним зубам; ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу; ж) движение языком вперед-назад отметить: выполнение правильное, движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения: язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно: имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений, наличие тремора гиперкинезов, саливации; движение не удается.
4. исследование двигательной функции мягкого неба а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается) б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс) в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи отметить: выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески, Гиперкинезов, саливации, движение не удается
5. исследование продолжительности и силы выдоха а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.) б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

Выводы: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение; истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается, движения не выполняются.

VI. Обследование слоговой

Структуры

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом неправильное произношение слов не ограничивается недостатком звуков. Часто встречается и нарушение слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить ребенком слова различной слоговой сложности. Сначала ребенку предлагается для названия предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Особо отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, произношение каких слоговых структур у ребенка сформировано, а каких – нет. Составляется протокол обследования.

Протокол обследования слоговой структуры слова

Вид слоговой структуры слова Оптический раздражитель (картинка) Речевая реакция на оптический раздражитель Речевая реакция на акустический раздражитель Примечание
Односложные слова с закрытым слогом мак дом сыр
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов рука роза лапа
Двусложные слова с 1 закрытым слогом сахар диван забор
Двусложные слова со стечением согласных с середины слова кукла марка утка арбуз карман
Односложные слова со стечением согласных в начале слова стол стул шкаф
Односложные слова со стечением согласных в конце слова волк тигр
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова трава брови книга
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова клумба клубника
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова корабль бинокль
Трехсложные слова из 3 открытых слогов панама канава малина
Трехсложные слова с последним закрытым слогом кошелек пулемет телефон
Трехсложные слова со стечением согласных конфеты памятник винтовка термометр тракторист
Четырехсложные слова с открытыми слогами паутина черепаха
Многосложные слова из сходных звуков клубок колосок корзина картина

Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова для повышения предлагаются следующие предложения:

«Петя пьет горькое лекарство»

«На перекрестке стоит милиционер»

«Космонавт управляет космическим кораблем» и др.

ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ – МОЛОТОК – «МОТОК»; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ – СТУЛ– «ТУЛЬ»; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ – ТАБУРЕТКА – «ТАБУЕТКА»; ДОБВАВЛЕНИЕ ЗВУКВО, СЛОГОВ – КОМНАТА – «КОМОНАМАТА», СТОЛ – «СМТОЛ»; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ – ДЕРЕВО – «ДЕВЕРО»). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.

Xii. Обследование чтения

Содержание задания Речевой и наглядный материал Ответы ребенка
Обследование усвоения букв 1.Назвать указанную букву Буквы разрезной азбуки
2.Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам) п,б, с, з, ш, ж, р, л, с, ц, к, г
3.Назвать буквы, написанные разными шрифтами А, а, А, а, Б, б, Б, б
4.Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением Р, З, С,Г, Ь,
5.Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами П, Н, Р, С, Т, У, К, Ч
6.Найти среди сходных по начертанию букв нужную ла, лм, ад, лд, гб, вр, вз, вы, гт, ге, кж, гп, пи, пш, шц, сю, со, кх, ни, ор
Обследование чтения слогов 1.Прочитать прямые слоги са, шу, ха, ну, ос, рм, да
2.Прочитать обратные слоги ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом
3.Прочитать слоги со стечением согласных ста, кро, тру, гло, цви
4.Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными та-ты, ка-кя, зу-зю, ло-ле, са-ся, ду-дю
Обследование чтения слов 1.Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи) рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички
2. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?» бровь, журавль, сточка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки
3. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: а) прочитать слово, найти его изображение по картинке, положить соответствующую надпись картинки с изображениями предметов, животных и т.д..; карточки с надписями к этим картинкам
б) прочитать слово, напечатать на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку картинки и карточки с надписями к этим картинкам
в) прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам Зуб-суп, жук-сук, папа-баба, коза-коса, уточка-удочка, шкаф-шарф, стол-ствол
г) прочитать слова с пропущенными буквами руч…ка, …апочки, к…ыш…а, конво…
Обследование чтения предложений Предлагаются следующие задания:
а) прочитать предложение и выполнить соответствующее действие Карточки с заданиями: «Покажи глаз», «Подойди к стене», «Возьми ручку», «Встань со стула»
б) прочитать предложение, найти соответствующую картинку (прелагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы Сюжетные картинки и карточки с предложениями: «Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал ее к конуре», «Оля старше Кати»
Обследование чтения текста Проводят на основе пересказа и ответов о прочитанном Рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и другие, соответствующие знаниям ребенка, доступные по объему и содержанию, отвечающие программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый

Выводы: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания читаемого.

XIII. Обследование письма

Прием Речевой и наглядный материал Письменная работа ребенка Примечание (характер выполнения)
Письмо по слуху: 1. Записать буквы:
а) строчные (в случае забывания обозначить букву точкой) и, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, в, ж, ь, х
б) прописные Г, З, Д, Р, Ы, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е, Ж, Щ
в) близкие по месту образования и акустическим признакам с, ш, ч, х, з, ц, л, р
2. Записать слоги:
а) прямые на, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля
б) обратные ан, от, ас, яр, ац
в) закрытые рак, сом, сон, нам, там, дам, ком
г) со течением согласных ста, дро, тру, мло, кру, мто
д) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог ма-мя, лу-лю, та-тя, ра-ря, са-ся, зу-зю, ка-кю, до-де
е) оппозиционные са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ша-жа, во-фо
3. Диктант слов различной структуры куст, щука, грач, утки, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть
4. Запись предложения после однократного прослушивания На лужайках зеленая трава
5. Диктант из текста должен отвечать программным требованиям и включать слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования к акустическим признакам 1 класс У Зины щетка. Зина чистит туфли. Мама хвалит дочку 2 класс Наша школа большая. Всюду тихо. Идут уроки. Наш класс светлый. У доски Дима. Дима пишет. Мы тоже пишем в тетрадях 3 класс Вот и весна, лужи высохли. Юра и женя Чулковы в саду. Тут и собака Жучка. Она лает на птиц. Ребята сажают яблони. День большой. Можно долго работать 4 класс Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Дети сели отдыхать у ручья. Мальчики искали сучья для костра. В кустах они нашли ёжика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ёжика в шапку и унесли домой.
6. Списывание: а) слов с рукописного текста ключ, круги, убрал, аист, глазок, улица, чищу, крыльцо, молоток
б) слов с печатного текста Бант, насмешка, уснет, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь
в) предложный с рукописного текста наши бойцы защитили город на Волге
г) предложений с печатного текста Вот мелькали в воздухе белые пушистые снежинки
д) текста В Москве Москва – центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов
7. Самостоятельное письмо а) написать прописные гласные буквы, строчные согласные
б) записать разные слоги (закрытые, открытые, прямые, обратные)
в) написать одно-, двух-, трех-, четырех- сложные слова
г) подписать предметные картинки (слова) груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор
д) придумать предложение и записать его
е) дать подписи к сюжетным картинкам (предложения) Сюжетные картинки: девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой
ё) составить предложения из данных слов и записать их под, лежит, зайка, кустом, дождя, после, лужи на, листья, береза, пожелтели
ж) составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 классов) сюжетные картинки
з) составить и записать рассказ на определенную тему

Таблица анализа ошибок письма

Тип ошибок Вид ошибок Количество ошибок Пример ошибочного письма
1.ДИСГРАФИЧЕСКИЕ 1)Ошибки в звуковом содержании а)замены гласных б)замены согласных в)пропуски гласных д)пропуски слогов и частей слова е)перестановки ё) вставки ж)раздельное написание частей слова
2)Лексико-грамматические а) замена слов по звуковому сходству б)замена слов по семантическому сходству в) пропуски слов г) слитное написание слов д)нарушение согласования е)нарушение управления е) неправильное обозначение границ предложения
3)Графические а) замена букв по количеству элементов б) замена букв по пространственному расположению в) зеркальное письмо букв
2.ГРАММАТИЧЕСКИЕ ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучатся ребенок

ВЫВОДЫ: ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ, АРТИКУЛЯЦИОННО АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ, ОПТИЧЕСКАЯ, СОЧЕТАНИЕ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ДИСГРАФИИ С ОПТИЧЕСКО.

Заключение логопеда

Полученные результаты обследования позволяют сформулировать заключение логопеда, в котором указывается уровень речевого недоразвития (I, II, III) по классификации Р.Е. Левиной и форма речевой аномалии. Примерами логопедических заключений могут быть следующие: общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности и дизартрией; общее недоразвитие речи II уровня, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности и алалией, и т.п. В первой части логопедического заключения отражается состояние речи, которое связано с первичным интеллектуальным дефектом, послужившим основанием для зачисления в специальную школу (специфический класс). Во второй части этого заключения указывается специфические затруднения школьника, обусловленные клинической формой речевой аномалии, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода как индивидуальных, так и на фронтовых занятиях.

Библиографический список

1. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М., 1985. С.91-98.

2. Гудошников Ф.Ф., Коркунов В.В., Репина З.А. Методика отбора детей во вспомогательные школы: Уч. пособие / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1980. 70 с.

3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977. 117 с.

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. 375 с.

5. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1980. №3. С.3-10.

6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985. 189 с.

7. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. М., 1982. С.5-93.

8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. 364 с.

9. Петрова А.В. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977. 220 с.

10. Чиркина Г.В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией // Дефектология. 1973. № 4. С. 45-50.

11. ЭЙДИНОВА М.Б., ПРАВДИНА-ВИНАРСКАЯ Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959. 275 с.

Трубникова Н.М.

Логопедическое обследование младших



ЧАСТЬ 1. СЛОВАРЬ



ЧАСТЬ 2. ГРАММАТИКА



3.2.2....

Читать полностью

Представляем ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ О.И. Азовой
Логопедическое обследование младших школьников.
Диагностический комплект предлагает материал для логопедического обследования младших школьников с нарушениями письменной речи. Материалы могут быть использованы для коррекции нарушений устной и письменной речи. Рекомендуется при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи, при коррекции общего недоразвития речи.
Методика исследования предполагает:
ЧАСТЬ 1. СЛОВАРЬ
I. Исследование состояния импрессивной речи
II. Исследование состояния экспрессивной речи
1 .Исследование состояния звукопроизношения и звукослоговой структуры слов
2. Исследование состояния активного словаря
ЧАСТЬ 2. ГРАММАТИКА
3. Исследование состояния грамматического строя речи
3.1. Исследование словоизменения
3.2. Исследование словообразования
3.2.1. Исследование словообразования имен существительных
3.2.2. Исследование словообразования имен прилагательных
3.2.3. Исследование словообразование глаголов
3.3. Исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слов
ЧАСТЬ 3. ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО
4. Исследование понимания и воспроизведения текста
III. Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи
IV. Исследование языкового анализа, синтеза и представления
V. Исследование процесса чтения
VI. Исследование неречевых функций
VII. Исследование процесса письма и письменной речи
VIII. Исследование орфографических знаний, умений и навыков
Адресовано учителям-логопедам, психологам, аспирантам, студентам дефектологических факультетов, педагогам, гувернерам, родителям для работы с детьми.
В комплект входят методические рекомендации к иллюстрациям.

Скрыть

Просмотров