Закон о полиции с комментарием. Федеральный закон "О полиции". Закон о полиции рф Фз о полиции где опубликован


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О полиции

Глава 1. Общие положения

Статья 1 Полиция и ее назначение

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального

органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних

предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской

Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане; лица), для

противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и

обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе

физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом.

3. Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: 1) предупреждение преступлений и административных правонарушений; 2) выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по

уголовным делам;

3) розыск лиц и похищенного имущества;

4) пресечение административных правонарушений и производство по делам об

административных правонарушениях;

5) охрана общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) контроль за оборотом оружия;

8) контроль за частной детективной и охранной деятельностью; 9) охрана имущества и объектов по договорам;

10) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; 11) оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным

самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от

2. Иные направления деятельности полиции определяются федеральными

конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3 Правовая основа деятельности полиции

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской

Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные

договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий

Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты

Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также

нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере

внутренних дел.

Статья 4 Организация деятельности полиции

1. Руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель федерального

органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители территориальных

органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которые

несут ответственность за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее

обязанностей.

2. Полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере

внутренних дел по руководству деятельностью полиции определяются федеральными

конституционными законами, федеральными законами, положением о федеральном

органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, утверждаемым Президентом

Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

3. Полномочия руководителей территориальных органов федерального органа

исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции

определяются законодательством Российской Федерации, типовыми положениями

(положениями) об этих органах и иными нормативными правовыми актами, издаваемыми

федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Состав территориальных органов федерального органа исполнительной власти в

сфере внутренних дел, а также порядок их создания, деятельности, реорганизации и

ликвидации определяются Президентом Российской Федерации по предложению

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом


В соответствии с Федеральным законом "О полиции" предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.



При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.


Глава 3 Обязанности и права полиции

Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции

Глава 7 Служба в полиции

Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции

Глава 11 Заключительные положения

Краткая предыстория закона

Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.

Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.

Правовая суть закона

Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Основные положения закона о полиции

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  • основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  • базовые направления деятельности полиции;
  • организационные принципы работы этой системы;
  • обязанности и права полицейских;
  • перечисление мер принуждения;
  • возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  • инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  • организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов

В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.

Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения

Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  • осмотр личных вещей и транспортных средств;
  • проведение обысков;
  • применение оружия;
  • получение от общества презумпции доверия

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Заключение

Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:

  • защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
  • применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
  • взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;

В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.

Закон о полиции 2018

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.


Судебная практика по статье 9 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ

    Решение № 2А-446/2019 2А-446/2019(2А-5680/2018;)~М-3523/2018 2А-5680/2018 М-3523/2018 от 6 февраля 2019 г. по делу № 2А-446/2019

    Октябрьский районный суд г. Ижевска (Удмуртская Республика) - Гражданские и административные

    Делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Далее Фонарев В.В. обратился в МВД по Удмуртской Республике с требованием обязать согласно ч.3, 4 ст. 9 Федерального закона «О полиции» принести извинения заявителю в письменной виде заместителя начальника ОП № 2 Управления МВД России по г.Ижевску Сидорова А.Н. за постановление об административном...

    Постановление № 1-427/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 1-427/2018

    Рудничный районный суд г. Кемерово (Кемеровская область) - Уголовное

    Время должен от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции; в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 9 Закона Российской Федерации «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан; действия сотрудников полиции...

    Приговор № 1-627/2018 от 26 ноября 2018 г. по делу № 1-627/2018

    Центральный районный суд г. Сочи (Краснодарский край) - Уголовное

    Дискредитируют правоохранительные органы в глазах граждан, что противоречит требованиям ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положениям ст.ст. 1, 7, 9 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, о необходимости построения работы полиции в соответствии с принципами охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, осуществления...

    Решение № 2-409/2018 2-409/2018~М-445/2018 М-445/2018 от 15 ноября 2018 г. по делу № 2-409/2018

    Ульчский районный суд (Хабаровский край) - Гражданские и административные

    На п. 1 ч. 2 ст. 73 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 9 ч. 3 ст. 82 данного закона, основанием прекращения или расторжения контракта является совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, ст. 17, п.п. «л, м» ст. ...

    Решение № 2-8222/2018 2-8222/2018~М-7128/2018 М-7128/2018 от 14 ноября 2018 г. по делу № 2-8222/2018

    Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) - Гражданские и административные

    С ДД.ММ.ГГГГ, с истцом заключен Контракт. ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № л/с о расторжении контракта и увольнении истца со службы по п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Служба сотрудников органов внутренних дел...

    Приговор № 1-165/2018 от 8 ноября 2018 г. по делу № 1-165/2018

    Октябрьский районный суд г. Орска (Оренбургская область) - Уголовное

    Время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции; - в соответствии п.1 ч.2 ст. 9 закона «О полиции» полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан; действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан, - ...

    Приговор № 1-135/2018 от 4 октября 2018 г. по делу № 1-135/2018

    Няганский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) - Уголовное

    Коридор квартир в. Дверь из подъезда в общий коридор на момент осмотра открыта, оборудована исправным и неустойчивым замком (т. 6 л. д. 9 - 15). Согласно справке о доходах физического лица за дата год доход С. по месту работы в ООО « «» составил 211163 руб. 29 коп. (т. ...



Просмотров