Законы по подряду государственные нужды. Выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд форма договора. Характерные особен­ности регламентации

Статья 763 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Комментарий к статье 763

  1. Подрядные работы могут выполняться для государственных или муниципальных нужд. В этом случае в целях осуществления этих работ должен заключаться государственный или муниципальный контракт. Исходя из ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” государственный контракт или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком, предметом которого является осуществление подрядчиком подрядных работ для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Элементы государственного контракта или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд следующие:

1) субъекты:

– подрядчик;

– государственный или муниципальный заказчик;

2) предмет государственного контракта или муниципального контракта – выполнение строительных, проектных и других связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работ. Под объектами производственного характера следует понимать здания, строения, сооружения (объекты капитального строительства), которые предназначены для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Объекты непроизводственного характера представляют собой объекты, предназначенные для реализации продукции, обслуживания населения).

3) обязанности сторон:

– подрядчик выполняет вышеуказанные работы и передает их государственному или муниципальному заказчику;

– государственный или муниципальный заказчик принимает и оплачивает подрядные работы.

  1. Применимое законодательство:
  1. Судебная практика:

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 N Ф07-3767/14 по делу N А56-62385/2012;

– Постановление ФАС Центрального округа от 13.09.2004 N А14-3482-04/153/31;

– Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 N 03АП-936/14;

– Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.10.2014 N Ф01-3884/14 по делу N А79-10406/2013;

– Постановление ФАС Уральского округа от 25.02.2009 N Ф09-896/10-С4 по делу N А60-35972/2009-С1;

– Постановление ФАС Уральского округа от 30.09.2009 N Ф09-7107/09-С4;

– Постановление ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф09-4897/09-С5;

– Постановление ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф09-4884/09-С5.

Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 764

  1. Сторонами государственного или муниципального контракта являются подрядчик и государственный и муниципальный заказчик. Подрядчиком может быть любое лицо (физическое или юридическое), основной целью деятельности которого является осуществление строительных, проектных и иных работ, связанных со строительством.

Государственными и муниципальными заказчиками являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, казенные учреждения, а также иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Отметим, что на практике вопрос о том, кто является субъектом государственного и муниципального контракта, имеет существенное значение при рассмотрении судебных споров. Так, ФАС Волго-Вятского округа рассматривал дело по иску ООО “Группа компаний “МЕГА климат” к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области “Городская поликлиника N 17 Московского района г. Нижнего Новгорода” и муниципальному образованию “город Нижний Новгород” в лице администрации города Нижнего Новгорода о взыскании долга за выполненные по муниципальному контракту работы. При рассмотрении суд установил, что во исполнение условий договора подрядчик выполнил, а учреждение приняло работы, что подтверждается актом и справкой о стоимости выполненных работ и затрат, подписанными сторонами без возражений, а учитывая, что при заключении спорного контракта учреждение выступало от имени муниципального образования, с источником финансирования контракта из средств городского бюджета, и учреждение перешло в государственную собственность субъекта РФ, в связи с чем его счет был закрыт, а денежные средства направлены в бюджет города, то должником по обязательствам муниципального контракта является муниципальное образование в лице уполномоченного органа – администрации (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2013 по делу N А43-11017/2012).

  1. Судебная практика:

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 N 12АП-9458/14;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 N 12АП-8684/14;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 15АП-15902/14;

– Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.10.2014 N Ф01-3653/14 по делу N А11-11703/2013;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 12АП-8889/14;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 N 17АП-9336/14;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 N 17АП-9348/14;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 N 12АП-8509/14;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 N 12АП-7717/14;

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 N 12АП-8329/14;

– Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2013 по делу N А43-11017/2012;

– Постановление ФАС Уральского округа от 09.09.2003 N Ф09-2477/03-ГК;

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2007 N Ф08-1472/07;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 N 18АП-13193/2010;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 N 15АП-12733/2010;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 N 18АП-11090/10;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 N 17АП-7287/10-ГК;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 N 17АП-415/10-ГК.

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 765

  1. Основанием для заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в виде конкурсов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционов (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запросов котировок, запросов предложений.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд аналогичен порядку заключения договоров подряда для государственных и муниципальных нужд и включает в себя:

– составление проекта государственного или муниципального контракта;

– направление проекта государственного или муниципального контракта другой стороне;

– согласование условий государственного или муниципального контракта;

– урегулирование разногласий;

– подписание государственного или муниципального контракта;

– обращение в суд в случае неурегулирования разногласий, а также уклонения одной из сторон от заключения государственного или муниципального контракта.

  1. Применимое законодательство:

– ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

  1. Судебная практика:

– Определение ВАС РФ от 30.06.2014 N ВАС-7598/14;

– Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 07АП-9844/14;

– Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 N 11АП-13005/14;

– Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 N 13АП-18514/14;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 15АП-10375/14;

– Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 N 19АП-2813/14;

– Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 N 06АП-3202/14;

– Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 10АП-4795/14;

– Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 N 13АП-7100/14;

– Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 N 04АП-4/14;

– Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 N 08АП-11971/13;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2000 N А74-34/00-К2-Ф02-1223/00-С2;

– Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2010 по делу N А82-16307/2009;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2012 N Ф02-2877/12 по делу N А33-16209/2011;

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 N Ф04-3083/11 по делу N А46-14714/2010;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2011 N Ф07-342/2011 по делу N А21-2703/2010.

Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 766

  1. Государственный или муниципальный контракт включает в себя следующие положения:

– условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы: исчерпывающий перечень видов работ, которые должен выполнить подрядчик с указанием калькуляции, и стоимость каждой работы, входящей в объем работ;

– о сроках начала и окончания работ – конкретные даты или периоды, которыми обозначаются начало и окончание выполнения работ;

– размер и порядок финансирования и оплаты работ – указание на источник финансирования расходов (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет), объем финансирования по периодам (месяц, квартал, год), порядок перечисления денежных средств на счета подрядчика;

– способы обеспечения исполнения обязательств сторон в соответствии с гл. 23 ГК РФ.

В случае если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок, то его условия определяются по результатам проведения таких торгов, запроса котировок, и с учетом предложений победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок. Так, например, исходя из положений ст. 94 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” государственный или муниципальный контракт может включать в себя условие о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.

  1. Применимое законодательство:

– ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

  1. Судебная практика:

– Определение ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-14272/11;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2011 N Ф07-8277/11 по делу N А56-69568/2010;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2010 по делу N А69-514/2010;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2012 N Ф02-100/12 по делу N А10-1996/2011;

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2005 N Ф04-2725/2005(11024-А70-12);

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 N 15АП-6000/12;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 N 18АП-6963/11;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2014 N Ф07-10636/13 по делу N А56-29525/2013;

– Постановление ФАС Московского округа от 01.08.2013 N Ф05-8279/13 по делу N А40-87031/2012;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2013 N Ф06-4853/13 по делу N А55-21005/2012.

Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 767

  1. При исполнении государственного или муниципального контракта допускается внесение в него изменений. Изменения могут касаться объема работ, сроков их исполнения, объемов финансирования, способов обеспечения обязательств, а также иных условий.

Особым условием в государственном или муниципальном контракте является условие о сроках выполнения работ, так как оно зависит от финансирования государственного или муниципального заказчика из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета. В случае если такое финансирование меняется, то сторонам необходимо согласовать новые сроки выполнения работ, так как эти сроки зависят от периодов финансирования. Также в этом случае могут быть пересмотрены иные условия выполнения работ, например объемы работ, состав материалов, при помощи которых производятся эти работы, необходимость содействия государственного или муниципального заказчика в проведении работ и т.д.

Если сроки выполнения работ меняются, а это влечет за собой причинение подрядчику убытков, например невозможность выполнения других заказов, то государственный или муниципальный заказчик обязан возместить подрядчику причиненные убытки.

Также в одностороннем порядке или по соглашению сторон могут быть изменены и другие условия государственного или муниципального контракта. Так, согласно ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в частности, в следующих случаях:

– если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов;

– если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ.

  1. Применимое законодательство:

– ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

  1. Судебная практика:

– Определение ВАС РФ от 22.04.2011 N ВАС-4474/11;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 N 18АП-12680/12;

– Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 01АП-6725/2010;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N Ф07-3093/12 по делу N А56-61037/2011;

– Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 N 09АП-17810/14;

– Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 N 03АП-4204/13;

– Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 N 20АП-3803/12;

– Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 N 16АП-395/12;

– Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 N 03АП-345/12;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 N 15АП-12051/11;

– Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 N 11АП-599/10;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 N 17АП-11924/09;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2014 N Ф07-10636/13 по делу N А56-29525/2013.

Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта

(англ. Contract works for State needs) -в гражданском праве подрядные строительные работы, а также проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ и финансируемые за средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (ст. 763 ГК РФ*).

Юридическим основанием осуществления П.р. для г.н. является на выполнение П.р. для г.н. По такому контракту обязуется выполнить строительные, проектные и др. связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их гос-ному заказчику, а гос-ный обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Согласно ст. 764 ГК РФ по гос-ному контракту в качестве гос-ного заказчика выступают гос-ный , обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или , наделенная соответствующим гос-ным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - или .

Основания и порядок заключения контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ (см. Поставка товаров для государственных нужд). Гос-ный должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, когда гос-ный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на П.р. для г.н., условия контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Подрядные работы для государственных нужд" в других словарях:

    Подрядные работы для государственных нужд - (англ. Contract works for State needs) в гражданском праве подрядные строительные работы, а также проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ и финансируемые за счет средств… … Энциклопедия права

    Подрядные работы для государственных нужд - Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД - см. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд …

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД - в соответствии с п. 2 ст. 718 ГК по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их… … Юридический словарь современного гражданского права

    Договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ч. 1 ст. 702 ГК РФ). Д.п.… … Большой юридический словарь

    Договор на поставку товаров для государственных нужд, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) обязуется передать производимые им товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату… … Большой юридический словарь

    ДОГОВОР ПОДРЯДА - в соответствии со ст. 656 ГК по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат… … Юридический словарь современного гражданского права

    Договор подряда - (англ. contract of work and labour) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию др. стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик… … Энциклопедия права

    Заказчик - лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого либо продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не обязательно.… … Википедия

    Государственный контракт - (англ. state contract) в РФ гражданско правовой договор, заключаемый с соблюдением требований ст. 525 534, 763 768 ГК РФ* в целях удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ в определенных видах товаров или результатах подрядных работ,… … Энциклопедия права

Книги

  • , Куличев Роман Борисович Категория: Гражданское право Издатель: Юстицинформ , Купить за 485 руб
  • Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд. Монография , Куличев Роман Борисович , В представленной монографии автором исследуются подрядные работы для государственных нужд как способ реализации органами государственной власти функций государственного управления.… Категория: Менеджмент и управление Издатель:

Страница 7 из 35

Договор подряда для государственных нужд.

Согласно ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758ГК РФ), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее – государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

ГК содержит общие положения регулирования подрядных отношений для государственных нужд, которые регулируются специальными нормативно-правовыми актами, в зависимости от вида отношений (например, “Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации”, утвержденные Постановлением Правительства от 14 августа 1993, Положение о подрядных торгах в РФ от 13 апреля 1993 г. и др.). Как следует из статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных нужд. Однако, до настоящего момента такой закон не принят. В связи с этим, в части, не противоречащей ГК РФ и смыслу договора, к рассматриваемым отношениям применяются такие законы, как Закон РФ “О поставках продукции для федеральных нужд” и др. К сожалению, нерешенными в настоящий момент остаются проблемы своевременности, регулярности финансирования, контроля за расходованием выделенных средств, коррупция, – они являются сдерживающими факторами для потенциальных поставщиков.

Договор подряда для государственных нужд представляет собой разновидность договора подряда, является консенсуальным, взаимным и возмездным.

Форма договора – простая письменная (ст.161 ГК РФ). Договор (контракт) заключается по результатам обязательных подрядных торгов (например, согласно п.1.3 Положения о подрядных торгах в РФ от 13 апреля 1993г. при размещении заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных нужд проведение торгов обязательно).

Сторонами договора – заказчиком и подрядчиком – являются специальные субъекты. Заказчиком выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная (соответствующим государственным органом) правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком – юридическое лицо или гражданин. Подрядчик, кроме того, должен при необходимости обладать специальной лицензией, полученной в порядке и на условиях, определенных Законом РФ “О лицензировании…”

Выполнение подрядных работ осуществляется на добровольной основе, но в исключительных случаях, предусмотренных законом (например, в отношении предприятий монополистов) и при условии возмещения возможных затрат, допускается принуждение. Наряду с этим действует система мер стимулирования участия подрядчиков в данного вида договорах – кредитование на льготных условиях, налоговые льготы, выделение целевых дотаций, субсидий и ссуд и проч. Кроме того, в законодательстве установлены специальные гарантии возмещения потерь подрядчика, связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов.

Цена договора. Как следует из п.1 ст. 766 ГК РФ в договоре должны быть определены: стоимость предстоящих работ, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий. Согласно п. 5 “Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации” размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в шестимесячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте. Цена в данном договоре (контракте) является существенным условием, без ее согласования договор считается незаключенным. Дополнительное финансирование работ может быть осуществлено только по объективным обстоятельствам (удорожание стоимости работ, материалов и др.), по согласованию с государственным органом, выделившим средства.

Сроки. С рок в договоре подряда для государственных нужд является одним из существенных условий. В контракте обязательно должны быть определены начальный и конечный сроки проведения работ, а также (по согласованию сторон) – промежуточные сроки. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ). В случае нарушения сроков строительства подрядчик выплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п.9 “Основных положений…”). Кроме того, при несоблюдении сроков выполнения работ их финансирование или льготное государственное кредитование приостанавливается. Решение о возобновлении строительства принимается по предложению госзаказчика по согласованию с соответствующими органами государственной власти в установленном порядке.

Еще одним существенным условием данного вида подряда является способ, обеспечивающий исполнение сторонами своих обязательств (п.1 ст. 766 ГК РФ). В зависимости от источника средств финансирования работ обязательства заказчика гарантируются органом управления соответствующего субъекта РФ или Правительством РФ. Возможно также обеспечение банковской гарантией, поручительством, неустойкой, а также их сочетание.

Права и обязанности сторон. Характер выполняемых по договору работ, качество их выполнения, условия договора и соответствующего нормативно-правового акта определяют права и обязанности сторон. По общему правилу подрядчик выполняет работу согласно заданию и требованиям заказчика, а заказчик должен своевременно принять результат работы и оплатить его.

Ответственность сторон. За нарушение обязательств, принятых на себя сторонами по договору (контракту), стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Например, несоблюдение установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов льготное кредитование или бюджетное финансирование приостанавливается выделившим соответствующие средства органом. За нарушение сроков строительства в порядке п.9 “Основных положений…” на виновную сторону налагается штраф. Договором могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

Как отмечает Зенин И.А. подрядные работы для государственных или муниципальных нужд - это подрядные строительные работы (ст.740 ГК), проектные и изыскательные работы (ст.758 ГК), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд и осуществляемые на основе государственного или муниципального контракта Зенин И.А. Гражданское право. - М., 2010. - С. 450.

Контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда (ст.740 ГК) и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст.758 ГК).

Мозолин В.П. Гражданское право в 2-х ч. /отв. ред.В.П. Мозолин. - Ч. 1. - М., 2009. - С. 123отмечает, что подряду для государственных нужд посвящены в ГК шесть статей (ст.763 - 768 ГК). В них раскрываются лишь самые общие особенности строительных и проектно-изыскательских работ, в которых на стороне заказчика выступает государство. Лаконичность ГК имеет объективные основания. С одной стороны, нормы § 5 гл.37 ГК распространяются только на строительные и проектно-изыскательские работы, проведение которых уже урегулировано нормами гл.37 ГК. С другой стороны, отношения с участием государства сложны и обладают спецификой. С юридической, а тем более с практической точки зрения большое значение в них имеют моменты публично-правового характера (особенности бюджетного финансирования, порядок подготовки к заключению и заключение договоров и др.).

В силу прямого указания в законе к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила ст. ст.763 - 768 ГК РФ (абз.2 ст.778 ГК). Договоры на выполнение иных работ, также направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, не относятся к государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в смысле комментируемой статьи. Отношения, возникающие из таких договоров, регулируются нормами общих положений гл.37 ГК РФ о подряде (§ 1 гл.37 ГК), правила ст. ст.763 - 768 ГК РФ к таким отношениям могут применяться по аналогии.

Общим для государственных или муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, прежде всего, является предмет договора - работы, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд. На стороне заказчика могут выступать только специальные субъекты, определенные в законе, - государственные и муниципальные заказчики.

В Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" содержится понятие государственных и муниципальных нужд Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2010 г. N 290-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105; 2010. N 45. Ст. 5755. . Легальное определение этого понятия не является неизменным.

По мнению П.В. Крашенинникова Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т." (том 2) (под ред. П.В. Крашенинникова) М., 2011) - Гл. 37 согласно изменениям законодательства, вступившим в силу с 1 января 2011 г., под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов Федерации).

Согласно ч.2 ст.3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Таким образом, основным изменением в определении государственных и муниципальных нужд является то, что нужды бюджетных учреждений больше не относятся к государственным или муниципальным нуждам и бюджетные учреждения больше не могут выступать в качестве государственного или муниципального заказчика. Однако правила, установленные Законом о размещении заказов, в равной степени распространяются и на бюджетные учреждения.

Основными особенностями подрядных работ для государственных нужд, из-за которых это правоотношение было выделено в отдельный параграф гл.37, являются: специальный субъект на стороне заказчика, цели, для которых осуществляются работы, - государственные нужды, особые бюджетные источники финансирования, а также специальные основания и порядок заключения государственного контракта, основания для изменения условий договора, правила о гарантиях и компенсациях убытков подрядчика.

К подрядам для государственных нужд в части, не противоречащей § 5 гл.37 ГК, применяются нормы § 3 (строительный подряд) и § 4 гл.37 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ), что вытекает из содержания п.1 ст.763 ГК, содержащего отсылку к ст.740 ГК (строительный подряд) и ст.758 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ).

Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" предусмотрено, что его нормы распространяются на отношения по оказанию услуг для государственных нужд. Названное часто рассматривается как указание на возможность его применения и для государственных подрядов. Однако различие работ и услуг как самостоятельных объектов гражданского права не дает формального основания использовать этот Закон непосредственно. Наиболее справедлив вывод о том, что нормы о поставках если и применяются по отношению к подряду для государственных нужд, то только по аналогии закона (п.1 ст.6 ГК).

Особенностью государственного или муниципального контракта является специфический субъектный состав на стороне заказчика, а именно государственный или муниципальный заказчик. Согласно п.2 статьи 764 государственными заказчиками могут выступать только следующие субъекты:

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) казенные учреждения;

4) иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать:

1) органы местного самоуправления;

2) иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Законодатель устанавливает единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух различных видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Формирование заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Форма государственного и муниципального контракта всегда письменная в силу специфики субъектного состава.

Основным способом размещения заказов на выполнение работ является проведение торгов в форме конкурса или аукциона. В исключительных случаях допускается размещение заказов на выполнение работ без проведения торгов следующими способами: путем запроса котировок, у единственного подрядчика.

Составление протокола разногласий по условиям, которые не являются обязательными условиями извещения о проведении торгов или запроса котировок, нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку данное право предоставлено стороне ст.528 ГК РФ.

Так, арбитражный суд, руководствуясь ст. ст.528, 765 ГК РФ, ч.5 ст.9, ст.43, ч. ч.4, 8 ст.47 Закона о размещении заказов, признал недействительным протокол об отказе от заключения государственного контракта и указал, что подписание заявителем государственного контракта с протоколом разногласий, касающимся тех условий контракта, которые не являются необходимыми условиями извещения о проведении запроса котировок (а именно об исключении пункта договора, не соответствующего требованиям законодательства), нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку такие действия соответствуют положениям ГК РФ Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 мая 2010 г. по делу N А82-16307/2009 // СПС "КонсультантПлюс". .

К существенным условиям согласно ст.432 ГК РФ кроме условия о предмете относятся и условия, которые названы таковыми в законе или в иных правовых актах, либо условия, которые необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Особенностью государственного или муниципального контракта является отнесение к существенным условиям срока начала и окончания работ. При этом срок окончания работ связан и со сроком действия соответствующего контракта. Согласно ч.2 ст.72 БК РФ государственные или муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п.3 этой же статьи.

Таким образом, по общему правилу срок действия государственного или муниципального контракта, а следовательно, и срок выполнения работ не должны превышать трех лет. Подобные правила установлены ст.9 Закона о размещении заказов и для бюджетных учреждений.

К обязательным условиям государственного или муниципального контракта Законом о размещении заказов отнесено условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, а также условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного соответствующим контрактом (ст.9 Закона о размещении заказов).

Специальные правила установлены при определении цены контракта.

В качестве общего правила законодатель устанавливает недопустимость и одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, и изменения его условий по соглашению сторон. Исключения из указанного правила должны быть прямо предусмотрены законом.

Соответствующие случаи предусмотрены как общими положениями ГК РФ (например, ст. ст.328, 405), так и специальными правилами, например правилами, содержащимися в Законе о размещении заказов.

Так, суд удовлетворил иск о взыскании задолженности по муниципальному контракту, поскольку в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства (проектно-сметная документация была утверждена заказчиком, несмотря на неоднократные письменные обращения подрядчика о ее согласовании, значительно позже срока, установленного договором, заказчиком был нарушен срок оплаты по муниципальному контракту) сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства (ст.328 ГК); поэтому действия подрядчика по приостановлению работ, а затем и по расторжению контракта были признаны судом соответствующими закону Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2010 г. по делу N А03-6205/2009 // СПС "КонсультантПлюс". .

Законом о размещении заказов ограничено действие принципа свободы договора в отношении государственных и муниципальных контрактов.

Предметом договора подряда является изготовление индивидуально-определенного изделия, в то время как предметом поставки, как правило, выступает имущество, характеризуемое родовыми признаками. Условия договора подряда направлены, прежде всего, на определение взаимоотношений сторон в процессе выполнения обусловленных работ, а при поставке главное содержание договора составляет передача предмета договора другой стороне - покупателю.

Рассмотрев данную тему, мы можем сделать следующие выводы и предложить свои рекомендации по совершенствованию законодательство по данной теме.

Анализ реформированного законодательства позволяет говорить о положительной динамике в правовом регулировании данного института. Однако в настоящее время Закон №94-ФЗ регулирует далеко не все проблемные вопросы, которые возникают в правоотношениях сторон на практике.

1. Основная проблема - отсутствие должного законодательного регулирования выполнения подрядных работ для государственных нужд как разновидности договора подряда. Нормативно-правовые акты в области размещения заказов, в том числе и на выполнение работ, по многим принципиальным позициям противоречат Гражданскому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ. Принятие специального нормативно-правового акта о размещении заказов позволило закрепить вопросы заключения договора (контракта). Тем не менее, остались не урегулированными специальные вопросы исполнения и прекращения подрядных правоотношений для публичных нужд. Закон должен затронуть особенности содержания подрядного контракта, в том числе вопросы изменения цены контракта, порядка распределения экономии в работах, особенностей оплаты, гарантиях сторон, особенностей заключения, изменения и расторжения контракта, моменты привлечения субподрядчиков и многие другие проблемные моменты.

2. Можно отметить декларативный характер норм о предоставлении преимуществ некоторым участникам (например, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства).

3. В качестве одной из мер поддержки субъектов малого предпринимательства автор предлагает установить при крупных заказах определенную обязательную долю субподрядов с участием субъектов малого предпринимательства.

4. Процедура расторжения муниципального контракта в судебном порядке занимает продолжительное время, в связи, с чем возможность заключения контракта с иным подрядчиком существенно сокращается, делая практически невозможным исполнение и оплату заказа, особенно в конце текущего финансового года, и наносит заказчику прямые убытки.

По нашему мнению, необходимо законодательно предусмотреть возможность заказчика одностороннего отказа от исполнения контракта, в случае ненадлежащего исполнения контракта подрядчиком, поскольку закон №94-ФЗ регулирует процесс размещения муниципального заказа вплоть до заключения муниципального контракта, а уже договорные отношения должны регулироваться непосредственно ГК РФ.

5. Кроме того, недостатком также является отсутствие у заказчика возможности изменить цену муниципального контракта, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом №94-ФЗ, что ведет к полному игнорированию экономических интересов, как заказчика, так и подрядчиков.

Существует острая необходимость разработки методики и порядка определения начальной (максимальной) цены работ путем проведения мониторинга цен, маркетинговых исследований, что позволит максимально точно определять начальную цену контракта, а также эффективно расходовать и экономить бюджетные средства. А пока такая методика отсутствует - заказчик повсеместно сталкивается с демпингом цен, с необоснованно возникающей "экономией", вследствие формирования заказчиком завышенной начальной (максимальной) цены контракта, что, как правило, приводит к неисполнению или ненадлежащему исполнению муниципального контракта подрядчиком.

договор подряд государственная нужда

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд - это подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального договора на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному договору на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Общие положения о государственном или муниципальном договоре содержатся в § 5 гл. 37 ГК «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд». В настоящее время в части, не урегулированной ГК, к отношениям по выполнению указанных работ применяется Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».Сторонами государственного или муниципального договора являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик. Государственными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В качестве муниципальных заказчиков выступают органы местного самоуправления, а также уполномоченные этими органами на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В качестве подрядчика может выступать юридическое или физическое лицо (п. 1 ст. 764 ГК).

Итак, существуют следующие особенности договора подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др.) (п. 2 ст. 763 ГК);заказчиком по контракту выступают государственный или муниципальный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, имеющая право распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть юридическое или физическое лицо (ст. 764 ГК);основания и порядок заключения определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК; к существенным условиям контракта относятся объем и стоимость работы, срок начала и окончания работы, размер и порядок финансирования и оплаты, способы обеспечения исполнения обязательств сторонами (п. 1 ст. 766 ГК);содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы, определяется в соответствии с условиями конкурса и предложениями подрядчика, признанного его победителем (п. 2 ст. 766 ГК);подрядные работы, выполняемые по контракту, предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (п. 1 ст. 763 ГК);при уменьшении средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые условия, а подрядчик вправе требовать от заказчика возмещения убытков в связи с изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК); отношения по государственному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК). Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.

Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства.



Просмотров