Золото на куполах как называется. Что означают купола православных церквей

Золотые купола испокон веков украшали города Великой Руси. Для православного человека золотые купола символизируют вечность и небесную славу. Золотом на Руси покрывали купола главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю. В то же время золоченые шлемовидные купола напоминали о святом воинстве и духовной брани.

Традиция украшения церквей и храмов золотыми куполами восходит к Византийской империи. Впоследствии храмов стало традицией и на крестившейся Руси.

Золочение куполов, золочение металлов всегда было крайне трудоёмкой и тонкой работой. Мало того, в прошлом работа золотильщика куполов была просто опасна. Использовался старинный метод огневого золочения, при котором происходит диффузия золота в металл. При огневом золочении металла брали ртуть, в которой растворяли золото, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Ядовитые испарения ртути медленно отравляли золотильщиков. Так, в XVIII веке при золочении куполов Исаакиевского собора было израсходовано 100 кг золота и умерло 60 мастеров-золотильщиков.

Впоследствии для золочения куполов стали применяться более безопасные технологии. Одна из них, «сусальное золото» - золочение на лак «мордан». При этом используются тончайшие золотые пластинки, которые вкладываются в специальные книжки, между листами очень тонкой бумаги. Сусальное золото в них всегда одного размера - 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины - от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото - 1-2 г - применяется для внутренних работ - золочения рам, киотов и др. Золото с лигатурным весом 3-5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

Золочение куполов этим методом очень трудоемкое, важны вопросы температуры, влажности.
Если же проводить золочение купола не на самом храме, то здесь есть свой существенный недостаток - при сборке золочёных частей купола неизбежны механические повреждения краёв деталей, что впоследствии может отрицательно сказаться на долговечности позолоты купола.

Позже была разработана технология гальванического золочения металлов.

К сожалению, в настоящее время стоимость натуральной позолоты чрезвычайно велика. На сегодняшний день (2006 г.) стоимость золочения наружных поверхности при толщине золота 0,25-0,5 мкм соствляет 25-40 тыс. руб/квм., что примерно в 15-20 раз дороже стоимости листа с нитрид-титановым покрытием.

Каков при этом гарантийный срок использования натуральной позолоты - очень сильно зависит от степени соблюдения технологии, но вряд ли превысит 10-15 лет.

Поэтому, исходя из стоимости материала и сроков его эксплуатации, мы предлагаем кровельный материал из нержавеющей стали с нитрид-титановым покрытием «золотистого» цвета с гарантийным сроком до 100 лет.

P. S. На фото крест покрыт натуральной позолотой, а купол облицован сталью с нитрид-титановым покрытием.

Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток.

Вскоре изготовление сусального золота было освоено в Греции и с Х века получило широкое распространение в Киевской Руси. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича была вызолочена церковь Святого Михаила, получившая название Златоверхой.

Существует несколько способов золочения.

Амальгамное, или огневое, золочение применялось относительно недолго, и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина - чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример применения этой технологии - купол Исаакиевского собора. При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Когда ртуть выпаривается, золотая пленка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии.

Гальванический метод удобен при золочении крестов, но для золочения куполов практически не применим. Недостаток технологии гальваники при работе с куполами заключается в том, что для получения хорошего результата - равномерной толщины покрытия и тональности золота, практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. В силу размеров куполов это невозможно.

Покрытие сусальным золотом - главный метод золочения куполов на сегодня. Сусальное золото - это тончайшие пленки золота всегда одного размера, 91,5 х 91,5 мм, и разной толщины - от нее зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Для золочения куполов используется золото с лигатурным весом 3-5 г. В России делают сусальное золото обычно выпускают в виде «книг», состоящих из 60 листов.

Производится сусальное золото нескольких цветов, зависящих от того, какие добавки делаются к чистому золоту. Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов драгоценного металла, тем менее чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий. Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 карата (это значит, что в сплаве содержится 23,75 части золота и 0,25 части добавок).

Технология золочения металлических поверхностей сусальным золотом состоит из трех этапов:

Подготовка поверхности под золочение;

Подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев;

Золочение.

Для приготовления грунтов используются такие материалы, как: свинцовый сурик, тонкотертый свинцовый крон, лак ЯН-54, лак ЯН-153 или ГФ-166. Грунт наносится три раза. Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают водой и обезжиривают спиртом. Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки. Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.

Подготовленную поверхность золотят масляным способом на лак МА-594 (мордан) и оставляют на просушку, которая длится 6, 12 или 24 часа, в зависимости от сорта мордана. Окончательно понять, готова ли поверхность для золочения, можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко притронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака - он готов к восприятию позолоты. Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому - прикрепится слабо или вообще не прикрепится.

Процесс золочения выглядит так: позолотчик специальной кистью за счет естественного электрического заряда подцепляет предварительно раскроенный кусок золота, кисть с висящим в воздухе листиком золота подносится к липкой поверхности и от легкого касания одним краем он приклеивается к поверхности. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины «фликуют». По окончании золочения лак МА-594 должен окрепнуть в течение 20-25 суток. Затем поверхность консервируется, то есть покрывается защитным лаком.

Купола золотят в шатрах - то есть лесах, обтянутых полиэтиленом, которые защищают от пыли, основного врага позолотчика. После того как выполнено золочение, купол должен хотя бы пару месяцев постоять под шатром, чтобы сродниться с климатом. Конструкция лесов должна обеспечивать доступ к каждому участку поверхности двух специалистов-позолотчиков. Леса должны быть многоуровневыми и давать доступ ко всем участкам купола. Высота яруса не менее 100 и не более 150 см, расстояние от поверхности купола до пола лесов - от 20 до 35 см. Главная особенность лесов - двойная полиэтиленовая оболочка, защищающая от влаги и ветров. Внешняя оболочка делается из плотного армированного полиэтилена, внутренняя - из тонкого, склонного к растяжениям. Важна максимальная прозрачность полиэтилена, так как сусальное золото можно наносить только при естественном освещении.

При начале работ с новым куполом или новой партией золота рекомендуется делать тестовые фрагменты, так называемые вызолотки. Эти пробные фрагменты площадью в 1-3 дм2 позволяют проверить качество подготовительных работ и материалов.

При реставрации золоченых куполов поверхность вначале расчищают, причем работают в респираторах, так как раньше при подготовке к золочению использовали свинец, затем шкуркой наносят антикоррозионное покрытие - свинцовый сурик на натуральной олифе. Последовательно ошкуривают и обезжиривают поверхность. Затем, если необходимо, идет тонкая шпаклевка, накладывается второй тонкий слой свинцового сурика, выполняется промывка, наносится слой свинцового крона с добавлением свинцового сурика для подцветки и два слоя лака. Потом купол натирают морданом, на него накладывают золотые листы, притирая их тампоном к поверхности.

В отличие от нитрида титана, золото является пластичным материалом. Оно исключает появление микротрещин при перепаде температур и морозах. Химическая нейтральность золота не допускает адсорбции веществ из окружающей среды. В совокупности с антистатическими свойствами любые осадки не оставляют загрязнений, а делают поверхность более чистой и блестящей.

Покрытие куполов золотой смальтой . Покрытие куполов золотой смальтой применялось в Византии и затем на долгие годы прекратилось ввиду дороговизны материала. В настоящее время этот способ покрытия глав храмов возрождается, как и мозаичное искусство декорации храма в целом. Примером могут служить храм в Опалихе и собор в Зачатьевском монастыре Москвы, где кусочки смальты приклеивались к бетонному основанию глав.

Михаил Кеслер.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» № 44, 2014 г.

Архитектор Кеслер М.Ю.

29.01.2014 19:08:48

1 фотография

0 видео

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой. История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их начали возводить при строительстве храмов.

Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы венчают 5 куполов, покрытых сусальным золотом, — один купол возвышается над остальными, символизируя Христа как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Золочение куполов является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Известно, что к 1000-летию Крещения Руси, в конце 80-х гг. XX, купола собора засияли золотом. Центральный купол храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, как раньше говорили верующие, прямо « горел» на солнце, и как будто от позолоты по асфальту бежала россыпь солнечных « зайчиков». Сейчас же это « свечение» стало постепенно угасать из-за множественных отслоений и утраты сусального золота до обнажения кровли из листовой меди, что можно заметить даже невооруженным глазом…

О создании и сохранении золоченой роскоши города редактор официального сайта Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы побеседовала с мастером-позолотчиком Курочкиным Александром Степановичем.

— Александр Степанович, Вы участвовали в реконструкции собора в конце 80-90 гг. XX в., после которой храм впервые увенчали купола, покрытые золотом. Расскажите, какое золото тогда использовали при возведении куполов Ростовского соборного храма?

— Стоит отметить, что в послевоенные годы и вплоть до 80-х гг. купола были покрыты кровельным железом. Новая страница летописи Ростовского кафедрального собора началась с сияния золотых куполов. В то время золочение производилось листовым, сусальным золотом. Это золото изготавливалось ручной ковкой. Для получения эластичных листов драгоценный материал предварительно отжигали. Известно, что чистым золотом как купола, так и церковную утварь, и храмовую мебель не покрывают. Металл переплавили на 960-ю пробу: в ней содержится 96% чистого золота и по 2% серебра и меди.

— Почему такое золото называют « сусальным»?

— « Сусаль» — « лицо», лицевая сторона, поверхность, а по сути — тонкие пластины золота, которыми покрывают поверхность. Толщина сусального золотого листочка — доли микрона, поэтому особенно тщательно готовилась поверхность под покрытие. Любая пылинка могла прорвать сусаль.

— Каким способом было нанесено сусальное золото на купол ?

— Основой купола является листовая медь. Известно, что медь — это цветной металл, а у цветных металлов адгезионные свойства ниже, чем у черных. Следующим этапом являлась грунтовка, выравнивающая поверхность, но главная задача грунта — повышение адгезии, то есть сцепления позолоты с поверхностью. После грунтовки проводится окраска, с ее помощью создается фон, а потом краска закрывается лаком. Он призван защитить грунт от проникновения влаги и создать гладкую поверхность. После этого применяется лак мордан, а уже затем — сусальное золото.

— Почему со временем купола потеряли первоначальный вид - сусальное золото облетело, и обнаружилась медь?

— Этому способствовало множество отрицательных факторов. Во-первых, покрытие куполов Ростовского собора прослужило значительно дольше, чем это планировалось и предполагалось квалифицированными специалистами. Во-вторых, негативно сказалась агрессивная внешняя среда. Это суровые зимние вьюги, слишком знойное южное лето, близость трамвайных путей, вороны и голуби, шествующие по куполу и оставляющие свои « метки»… К тому же, золото для покрытия куполов использовалось интерьерное, предназначенное для атрибутов внутреннего убранства храма, но никак не внешнего. Интерьерное золото намного тоньше того традиционного, что используется для покрытия куполов.

— Сейчас реставрация центрального купола Ростовского кафедрального собора перешла в активную стадию — идет демонтаж обшивки. В связи с этим бытует мнение, что купола соборного храма были покрыты очень толстым слоем золота или, например, что это золото можно использовать после реставрации. Так ли это?

— Сусальное золото очень хрупкое, а толщина покрытия составляет доли микрон. Всего 2 грамма драгоценного металла использовалось при покрытии 0,5 квадратного метра купола. Как мною было сказано ранее, это золотое сусальное покрытие прослужило намного дольше, чем планировалось, предполагалось и оценивалось специалистами. Таким образом, износившееся покрытие из драгоценного металла, которое сейчас снимают с центрального купола, давно пришло в негодность и абсолютно не подлежит восстановлению, а также не может использоваться в каких-либо других целях.

Беседовала: Виктория Алтунина

7314 просмотра

ДОСТОИН ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ И БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЙ АНАЛОГ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА УКРАСИТЬ КУПОЛА И КРЕСТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ?

Посвящая один из выпусков нашей рубрики качеству применяемого для наружных и внутренних отделочных работ сусального золота (см. в ЖМП № 6 за 2013 год), мы обещали уделить больше внимания современным заменителям драгметалла. Сегодня мы выполняем это обещание и предлагаем вашему вниманию обзор ситуации на российском рынке нитрида титана — материала, имитирующего блеск и расцветку сусального золота.

Покрасневшая кровля

Впервые бинарное соединение титана с азотом публично обсуждалось как кровельный материал в 1996 году на строительной площадке у Храма Христа Спасителя во время традиционного «строительного» объезда города мэром Юрием Лужковым. В тот раз градоначальник утверждал проект фасадов и кровли. Бюджет сусального золочения с учетом колоссальной площади основного купола показался мэру и экспертам слишком большим. И тут Юрий Михайлович достал из портфеля две одинаковые с виду пластины: «А знаете, появились гораздо более дешевые технологии, которые позволяют имитировать золотой блеск при помощи нитрида титана. Вот у меня в одной руке этот материал, в другой — сусальное золото. Угадайте, где что!»

Собравшиеся умолкли, но спустя минуту большинством голосов решили, что в левой руке градоначальника позолота. «Чистый нитрид титана!» — торжествующе сказал мэр. И на всякий случай предложил несогласным «самостоятельно профинансировать поставку сусального золота», после чего вопрос с кровлей собора можно было считать решенным.

Крыша вместе с фасадной отделкой была завершена к сентябрю 1997 года, к празднованию 850-летия Москвы. Покрытые нитридом титана элементы действительно блистали насыщенно огненным золотым отливом… первые два года. Уже к моменту великого освящения храма в августе 2000 года их тон заметно изменился, превратившись из ярко-золотого в рыжий. А еще через два-три года стал и вовсе медно-бурым.

Согласно архивным документам Фонда Храма Христа Спасителя (правопреемника Фонда финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя), работы выполнены ЗАО «РИК-С». Подрядчик, сообщил в интервью журналу главный инженер Фонда Виталий Фатькин, «покрыл нитридом титана главный купол и корону карниза, четыре малых купола и короны четырех звонниц, а также купол надвратной церкви на общей площади 5623 м 2 ». По его информации, кровельный материал куполов выполнен с применением комбинированного покрытия из нитрида титана, золота и алмазоподобной пленки.

Информации о гарантийных сроках работ, заказчиком которых был Моспромстрой, в Фонде нет. Однако Фатькин пока не видит в ней необходимости. По его мнению, крыша в более чем удовлетворительном состоянии. «Специализированная организация, профессионально занимающаяся мониторингом сложных сооружений, по нашей просьбе регулярно обследует устойчивость куполов и несущих конструкций. Последний раз подобные работы выполнялись три года назад. Техническое состояние элементов оценено как работоспособное, а поверочные испытания показали: купола имеют достаточно высокие прочностные и эксплуатационные характеристики и могут безопасно использоваться в дальнейшем, — говорит главный инженер. — В общем, сама крыша сделана на совесть, поэтому в ближайшее время оснований для ее капитального ремонта и тем более замены нет. Хотя, конечно, цвет отличается от куполов, выполненных по технологии классического золочения. В солнечную погоду еще ничего, а вот когда пасмурно…»

Хозяин кабинета подводит меня к окну. Разница с Иваном Великим налицо.

В агрессивной среде

«Что Лужков говорил на публику, вы помните. А вот в кулуарах он однажды заявил: Боженька, мол, всё видит, так что давайте поверх нитрида титана напылим золото. Зачем — сказать трудно: аналогичных решений мировая практика не знает. Насколько помню, распоряжением президента банка “Столичный” Александра Смоленского на напыление было выделено 26 килограммов золота», — делится по телефону с корреспондентом издания анонимный источник.

Мой собеседник в 1996-1997 годах был главным технологом ЗАО «РИК-С» по кровельным работам. Из этой фирмы он уволился в 1998 году — по его словам, из-за того, что разуверился в нитриде титана как в отделочном материале. «Железо и есть железо. Оно и блестит, как железка, — говорит бывший сотрудник «РИК-С». — А золоту присуще внутреннее достоинство». Свое имя он попросил не раскрывать: сейчас по-прежнему работает в строительной отрасли и не хотел бы, чтобы коллеги ассоциировали его с ошибочными по его мнению решениями, примененными при кровельной отделке Храма Христа Спасителя.

В устойчивости самой крыши собеседник также не сомневается: сталь брали качественную, немецкую, толщиной полмиллиметра, как положено по строительным нормам и правилам. Среди причин покраснения наружного слоя называет несколько, но главная из них — осаждение атмосферных загрязнений: «Дело в том, что структура нитрида титана крайне пористая, с многочисленными зазорами между наружными гранулами. В агрессивной атмосфере такого мегаполиса, как Москва, она способна держать первоначальный натуральный цвет три-четыре, от силы пять лет. Этот срок купола Храма Христа Спасителя выдержали».

Сама ЗАО «РИК-С», которая теперь выросла в крупную строительную и реставрационную компанию, лишний раз о кровле главного храма страны предпочитает не вспоминать. «Со всей ответственностью могу сказать: мы компания, которая не разочаровывает», — обращается к клиентам на интернет-сайте фирмы ее генеральный директор Григорий Доменко. Однако в опубликованный здесь список девяти своих лучших реализованных проектов Храм Христа Спасителя «РИК-С» тактично не включила. Не вошел в этот список и другой знаменитый московский храм — Благовещенский кафедральный собор в Елохове. Сезоном ранее — в 1996 году — тем же самым материалом были покрыты четыре его малых купола. И если на Храме Христа Спасителя кровля сейчас хотя бы сохраняет единый колер, то в Елохове даже невооруженным глазом видны гигантские черные проплешины, напоминающие отслоившиеся стальные листы. По словам моего анонимного собеседника, трудившегося на этом объекте мастером-кровельщиком, в этом также виноваты атмосферные загрязнения. Предстоящим летом приходская администрация собирается поменять металл на обычную кровельную медь. «Лучше, конечно, сусальное золото, но сомневаюсь, что мы найдем достаточно средств», — комментирует староста собора Николай Капчук.

Ну а если с экологией все в порядке? Тогда в первую очередь обращайте внимание на компоненты и на технологию напыления.

Технология

Нитрид титана родом из отечественной атомной отрасли. Очень долго подобные технологии напыления применялись на закрытых предприятиях Министерства среднего машиностроения СССР. Первоначально, еще в 1970-х годах, они были разработаны в отраслевом Харьковском физико-техническом институте. Атомщики ими занимались, разумеется, не ради красивых отделочных материалов в гражданском строительстве. Разработчики решали задачу упрочнения режущего инструмента и использовали комбинации напыления на рабочие поверхности различных немагнитных материалов: алюминия, меди, хрома, никеля. На рубеже 1980-1990-х годов, когда в рыночных условиях оборонной промышленности пришлось искать новые способы выживания, ученые попытались найти применение своим технологиям в зубном протезировании и в других «несерьезных», но прибыльных предприятиях вроде тонировки автомобильных стекол.

Цвет покрытия зависит от химического состава напыляемого материала. Оксид алюминия, к примеру, дает насыщенный серый окрас, оксид хрома — «мокрый асфальт». Можно наносить и отдельно титан — цвет будет титановый. А вот соединение титана с азотом дало цвет, близкий к золотистому. Но в этой технологии, даже при условии строгого ее соблюдения, специалисты насчитывают как минимум четыре фактора, сильно влияющих на конечный результат.

Первый — качество проката самой нержавейки, в кристаллическую решетку которой встраивается напыляемое покрытие (подложки, как ее называют производители нитрида титана). Лучшими считаются марки стали с легированными добавками — хромом, никелем и молибденом, придающими изделиям дополнительную коррозионную стойкость. «Сейчас мы ориентируемся на нержавейку марки AISI 304 (по международной классификации), известную в России как 12Х18Н10, из Испании, Бразилии, Китая, Тайваня. Если говорить о транснациональных корпорациях, рекомендую торговую марку “Аспринокс”, — рассказывает генеральный директор ООО “Морион”, которое владеет торговой маркой “Златосфера”, Вадим Новокшонов. — Неплоха и финская AISI 321 — конечно, если соблюдать рекомендованную стандартом 0,5-миллиметровую толщину подложки. А то иногда недобросовестные производители наносят нитрид титана прямо на жесть от консервной банки и продают это настоятелям храмов под видом кровельного покрытия». «Не советуем использовать нитрид титана, напыленный на сталь марки AISI 430 (в российской классификации — 08Х17), — добавляет генеральный директор волгодонского ЗАО “Инженерный центр Грант” Виктор Ребенок. — Как выяснилось, этот металл в любом случае темнеет уже через пять лет, а на изделиях со сваркой его применять вообще недопустимо». Вывод из этих рекомендаций один: не стоит пренебрегать такой важной вещью, как сертификат на сталь. Заказчику необходимо обязательно запрашивать этот документ у поставщика кровли.

Второй фактор — качество очистки. Дело в том, что на поверхности и в приповерхностном слое стали даже превосходного качества всегда присутствуют загрязнения: следы проката, масла, абразивы, окислы. От тщательности их удаления зависит, насколько прочно напыление соединится с подложкой и в конечном счете как долго прослужит изделие. Чистить нержавейку можно самыми разными способами: мойкой, механической полировкой, электроимпульсной полировкой. Кстати, одним из существенных недостатков работ на куполе Храма Христа Спасителя эксперты называют недостаточно скрупулезную механическую чистку стали при помощи фрез. Впрочем, другие методы в середине 1990-х еще не практиковались.

Третий фактор — выбранная технология напыления. Сейчас применяются несколько способов: конденсация с ионной бомбардировкой, электронно-лучевое испарение, магнетрон, газофазовое осаждение, атомная ионизация и распыление, термодиффузионное насыщение и т.д. Эксперты отдают преимущество первой из них.

И наконец, четвертый фактор — качество самих компонентов. Разумеется, неспециалисту разобраться во всех этих хитросплетениях очень трудно. Как же проверить качество напыленного на сталь нитрида титана? «К счастью, существует универсальный метод. 16 лет назад нам подсказал эту идею один из заказчиков в Нягани, прежде руководивший местным автотранспортным предприятием, — раскрывает секрет Вадим Новокшонов из «Мориона». — Он взял готовое изделие и поместил его на две недели в емкость с аккумуляторной кислотой. Это навело нас на мысль — тестировать готовые листы из партии нитрида титана в трех средах, имитирующих ускоренное воздействие атмосферы большого города. Обычно образцы мы помещаем в три раствора: соляной, кислотный и щелочной».

Цена вопроса

Но не каждому по силам прибегнуть к этому способу. А следствие ошибочного выбора нитрида титана всего одно, но весьма существенное. Если позолотчик отвечает лишь за свою работу и в крайнем случае может переделать только сусальное золочение, то некачественное напыление нитридом титана неминуемо ставит балансодержателя перед необходимостью перекрыть всю кровлю. То есть пойти на тройные затраты!

И еще немаловажный факт: «сусалка» ответственной фирмы-подрядчика, где работают высококлас-сные позолотчики, «живет» обычно век (примеры хорошо известны: Успенский собор Московского Кремля и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге). Но если средств на драгоценный металл не хватает, купол можно покрыть и кровельной медью, практически догнавшей в цене нержавеющую сталь, на которую нанесен нитрид титана.

Но производители все же не советуют отказываться от нового вида кровли, особенно если она выполненна качественно. «Сейчас мы реализуем квадратный метр покрытия нашей торговой марки TITARK за 2360 рублей, — говорит Вадим Новокшонов. — Эта цена складывается примерно из трех равных долей: стального проката, очистки поверхности электроимпульсной полировкой и напыления титана методом конденсации с ионной бомбардировкой. Конечно, если очищать сталь примитивно-механически и использовать магнетронное напыление, изделие даже из проката той же 0,5-миллиметровой толщины обойдется примерно вдвое дешевле. Но вряд ли оно простоит хотя бы десяток лет, а мы заявляем на свою продукцию столетнюю гарантию». Если же купол храма заказывается под ключ, к расходным статьям нужно отнести также стоимость сборки и монтажа. Средний купол трехметрового диа-метра обходится заказчику в этом случае в 350 тыс. рублей — примерно втрое дешевле по сравнению с сусальным золочением.

Такого же порядка цены у инженерного центра «Грант» при том же 100-летнем гарантийном сроке. Конечно, удостовериться в нем смогут будущие поколения. Нынешние же заказчики продукцией довольны. Восемь лет назад наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) заказал «Гранту» покрытие нитридом титана кровли на пяти зданиях (в том числе трех церковных куполов) общей площадью 2200 м2 и не жалеет. «За четыре года до этого тот же самый подрядчик делал купол для храма в городе Удомля. Мы остались довольны, — говорит отец Аркадий. — Цвет насыщенный, от золота отличить невозможно».

Не разочарован уральским нитридом титана и протоиерей Феодор Повный, настоятель минского храма-памятника Всех святых в память безвинно убиенных в нашем Отечестве . «Представители подрядчика ехали мимо нашей стройплощадки, и у них заглох автомобиль, — вспоминает отец Феодор. — Их на тросе дотащили до нашего Дома милосердия, так мы и познакомились. У нас в Белоруссии тоже предлагают покрытие кровель нитридом титана, но, изучив возможное соотношение цены и качества, от услуг местных поставщиков мы отказались. Нареканий пока нет».

Неканонический вопрос

Не нарушает ли использование нитрида титана церковные каноны? Подобная постановка вопроса отца Феодора Повного удивляет: «Это ведь не пластик, смотрится вполне благородно».

«Не существует особого церковного канона, который регламентировал бы покрытие купола — из дерева ли его делать, из меди, из железа, из нитрида титана или, быть может, из бронзы, — констатирует настоятель екатеринбургского Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло. — Господь создал все эти материалы и предоставил человеку возможность ими пользоваться. Конечно, сусальное золочение — идеал, но не каждый может себе его позволить. Наши купола из нитрида титана устойчиво держат цвет и за 11 лет блеск нисколько не потеряли».

На Урале уже можно говорить об особой церковной моде на покрытие купола и храмового креста нитридом титана. Это объясняется как близостью сырьевой базы, так и отраслевой спецификой региона. Достаточно сказать, что менеджмент ООО «Морион» — выходцы со средмашевского Приборостроительного завода города Трехгорного (бывшего Златоуста-36) в Челябинской области. По оценке Вадима Новокшонова, продукцией его предприятия в России покрыто около 2,5 тыс. храмов. Дольше всего — уже полтора десятка лет — стоит изготовленный компанией купол Троицкого кафедрального собора в Екатеринбурге. «Кровля там сделана добротно, видимых дефектов нет, — рассказывает заведующая отделом капитального строительства местной епархии Ольга Любченко. — В основном в подобных случаях мы используем челябинский материал. Это удобно, ведь подрядчик выполняет работы под ключ. Поставщиков нитрида титана у нас в регионе много, но от оценки, какой из них лучше, я бы воздержалась. Если же хотите знать мое личное мнение… Сравнивать с сусальным золотом нельзя! К сожалению, им в нашем городе покрыт купол одного-единственного храма “Большой Златоуст” на пересечении улиц 8 Марта и Малышева. Он смотрится среди всех остальных куполов как царь».

В итоге при прочих равных именно эстетические соображения заказчика берут верх. Единственный московский купол, покрытый в конце 1990-х годов нитридом титана «Златосферы» ООО «Морион» на Введенском храме по Самокатной улице , уже переделан в медный. «Было очевидно, что это не настоящее золото, — вспоминает ризничий храма иеромонах Никон (Белавенец), — и восемь лет назад один благодетель выделил средства, чтобы перекрыть кровлю. Теперь видно: кровельная медь смотрится в любом случае лучше золота».

Информация для Заказчиков .

Расчёт производится учитывая сложность золотящейся поверхности куполов, крестов, шаров, конусов, гербов, орла или другой бронзовой, медной а так же железной композиции.

Позолоченный купол "выстаивается" в шатре ещё в течении 25 дней! И только тогда этот микронный слой золотого металла готов бороться с нашими атмосферными явлениями: снегом, дождём, ветром с песком!

При выборе золота, для внешнего золочения, мы рекомендуем нашим заказчикам использовать 2.5 граммовое золото на вертикально расположенные части, и 4 граммовое золото на горизонтальные плоскости - Такой к омбинированный способ позволяет сэкономить средства и повысить износостойкость,наиболее уязвимых частей купола, креста или любого другого изделия.

Мы Золотим Купола по традиционной методике, также как это делали наши деды и прадеды.

Так же используем современные материалы что позволяет нам делать работу в указаные сроки.

Стоимость позолотных работ зависит от объёма.

Цены на золочение Свинцовым суриком и кроном.

Из расчёта 130 листов золота на 1м2.

1. При объёме до 50 м2. Срок золочения 50 дней. При объёме 500 м2 срок золочения 80 дней, 1000 м2, 120 дней. + 2 недели минимум на то что бы золото выстоялось.

Стоимость золочения;

55 рублей 1 лист при объёме не менее 1000 м2. С выше 1000 цена договорная.

65 рублей 1 лист при объёме не менее 750 м2.

75 рублей 1 лист при объёме не менее 500 м2.

85 рублей 1 лист при объёме не менее 250 м2.

95 рублей 1 лист пр объёме не менее 100 м2.

105 рублей 1 лист пр объёме от 1 м2 до 50 м2.

Сроки и Цены на золочение современными материалами. Из расчёта 130 листов золота на м2.

1. При объёме до 50 м2. Срок золочения 30 дней. При объёме до 500 м2 срок золочения 60 дней, до 1000 м2, 90 дней. + 2 недели минимум на то что бы золото выстоялось.

Стоимость золочения;

35 рубль 1 лист при объёме не менее 1000 м2.

45 рубль 1 лист при объёме не менее 750 м2.

55 рубль 1 лист при объёме не менее 500 м2.

65 рубль 1 лист при объёме не менее 250 м2.

75 рубль 1 лист пр объёме не менее 100 м2.

85 рубль 1 лист пр объёме от 1 м2 до 50 м2.

Сюда входит: подготовка и качественное золочение купола, п одготовительные материалы.

Сусальное золото не входит в стоимость работы.

2. Зачистка; поверхности меди от естественной патины (окисления).

Стоимость работ за 1 м2. со всеми материалами от 2000 до 5000 р.

В стоимость входить мелкая реставрация меди, дыры, замена крепления.

Точная стоимость таких работ будет озвучена после осмотра поверхности.

3. Смета; на проживание, строительные леса и тепляк купола составляется отдельно.

4. Стоимость на золочение медных, бронзовых или железных не стандартных изделий, не имеющих большой плоскости как купол - рассчитываются отдельно по чертежам, тех заданию.

Чаще всего цена выставляется за изделие; к таким относятся кресты, гербы, орлы, короны, разного вида железные или медные флажки, бронзовые и чугунные композиции, золочение мечетей.

Технология золочения куполов .

КУПОЛ, как архитектурная форма, начал широко применяться строителями Древнего Рима. В архитектуре восточных славян наружняя часть купола в виде конуса, шлема или луковицы назывались Глава (от греческого kephale - голова).

Результат (Блеск Купола) зависит не от золота, которое вы используете, качество его на сегодняшний день у разных фирм примерно одинаковое, а от подготовки , на которую, как правило, нет время.

Только при условии просушки всех слоёв грунта и лака и выстаивания золота 3 недели в тепле мы даём гарантию качества 10-15 лет.

Необходимо нанести: 2 слоя Свинцового Сурика на натуральной олифе; 2 слоя свинцового крона, с промежуточными шлифовками; 2-3 слоя Копалового лака, янтарного или глянцевого лака.


Золотят большие ровные поверхности способом " с книжки",

что придаёт скорость в работе с золотом, но
требует определённых навыков. Уровень позолотчика определяется стыками, которые он позволяет себе

допускать. Листы золота не положить чётко один к одному. По нормам допустимый внахлёст одного листа на
другой 3-5 мм. Отсюда и рассчитывается расход золота 2 книжки 12 листов на 1 м2 плоской поверхности.

На фальци куола, и другие не плоские или рельефные поверхности, применяется коэффициент к сложности работы 1.2/1.4/1.6/1./8. То есть 2.12 листов умножаем на коэффициент к которому относится поверхность.

Крест главного купола Вознесенского Кафедрального Собора г. Новочеркасска был инкрустирован 101 хрустальным камнем с алмазной огранкой.




Просмотров