Беседа о противопожарной безопасности в лесу. Классный час на тему: "Опасность лесных пожаров". Он уничтожит все кругом

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности) « Пожар в лесу»

старшая группа Курская Н.Л.

воспитатель I кв. категории

Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Программные задачи:

Расширять и углублять знания о причинах возникновения пожаров в лесу. -Познакомить с номером телефона пожарной спасательной службы. -Развивать познавательную активность, навыки коммуникативного общения. -Воспитывать бережное отношение к природе, желание прийти на помощь.

Словарная работа.

Обогащать речь детей существительными:самовозгорание,обитатели леса, загрязнение. -Развивать монологическую форму речи.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением причин пожара в лесу, карточки с номерами телефонов экстренных служб, «телевизор».

Предварительная работа: беседы: «От чего бывают пожары», «Берегите лес от пожара», чтение рассказа Э. Шима «Дым в лесу », рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Что пригодиться пожарному», просмотр презентации «Огонь друг или враг?».

Ход занятия

Вводная часть.

Дети получают письмо от обитателей леса. В письме говорится о том, что в лесу появились люди, которые разожгли костер в лесу. Животные и птицы обеспокоены тем, что огонь поползет по сухой траве и может случиться пожар. Лес в опасности! Помогите нам! Дети, как мы можем помочь обитателям леса? (Задача детей: организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы). Если вы не боитесь трудностей, то вам помогут внимательность, настойчивость. В добрый путь!

Основная часть.

Воспитатель загадывает детям загадку.

«Оставит страшные следы, Что встретит – пожирает. И если дать ему воды, Сам мигом погибает?» (Огонь)

Воспитатель: Что вы можете рассказать об огне? Давайте, назовем, когда огонь может быть добрым, а когда злым.

Игра - ТРИЗ «Огонь – друг, огонь-враг».

Воспитатель: При умелом обращении с огнем он приносит людям пользу, а при неосторожном – вред. И что тогда может случиться? Чем опасен пожар для леса? Пожар уничтожает лес. После него остаются только обгоревшие пеньки. В пожаре погибают птицы, животные, насекомые, грибы, растения. А как от лесных пожаров страдают люди? В пожаре могут погибнуть люди, оказавшиеся в лесу. Пожар также может уничтожить рядом расположенные деревни. Лесные пожары загрязняют воздух вредными веществами, которые приносят вред здоровью человека.

Дидактическая игра «Назови причину пожара» (ход игры: на магнитной доске расположены 6 рядов иллюстраций. В каждом ряду каждая четвертая картинка та, на которой изображена причина пожара в лесу).

  1. Разведение костров в лесу.
  2. Детские шалости со спичками в лесопарковой зоне.
  3. Сжигание мусора, сухой травы в непосредственной близости к лесу.
  4. Попадание молнии в дерево.
  5. Брошенный окурок.
  6. Случайное фокусирование солнечных лучей бутылочным стеклом.

Воспитатель: Большинство лесных пожаров возникает от не затушенных костров. От горящей спички летом загораются леса. От окурка, брошенного в сухую траву, оставленные бутылки, банки могут стать причиной пожара. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание (воспитатель предлагает детям среди названных причин пожара в лесу назвать ту, в которой не виноват человек (попадание молнии в дерево).

Воспитатель : Дети, если вы обнаружите очаг пожара в лесу, как вы поступите? (Сообщить о пожаре в пожарную спасательную службу). А сейчас я вас познакомлю с порядком правильного вызова пожарной службы.

1.Набрать номер пожарной службы – 01.

2.Назвать свое имя, фамилию.

3.Указать, что именно произошло.

4.Сообщить адрес происшествия.

(обыграть ситуацию с телефоном, закрепляя правильную последовательность при вызове пожарных).

Игра- эстафета «Кто быстрее сообщит о пожаре» (нужно добежать до стола, взять карточку с номером телефона спасательной пожарной службы и встать на место).

Просмотр мультфильма «Пожар в лесу»

Воспитатель: Дети, вы уже знаете, сколько неприятностей и горестей может принести лесной пожар. Поэтому мы должны стараться не допустить его возникновения, ведь часто основным виновником лесных пожаров является человек, его неосторожное обращение с огнем. Что мы можем сделать, чтобы все узнали, как не допустить пожара в лесу?

Экстренный выпуск новостей (воспитатель предлагает детям выступить «по телевизору» с обращением ко всем людям и рассказать о том, какие нужно соблюдать правила пожарной безопасности в лесу).

Не поджигать сухую траву.
Не раскидывать битые стекла, так как солнечные лучи нагревают сухую траву через стекло и происходит возгорание.
Разводить костер только на земле, убрав сухую траву возле кострища.
Не разрешать взрослым выбрасывать непотушенную сигарету.
Если видим небольшое возгорание на траве, немедленно его тушим. Если огонь распространился очень сильно, вызываем пожарную помощь.

Дети, как вы думаете, мы спасли лес от пожара?

Заключительная часть.

Вопросы к детям: Чем мы сегодня занимались? Как мы это делали? Важно ли то, что вы сегодня узнали? (защита лесов от пожара - это защита всего живого). Как эти знания вам могут пригодиться в жизни?

Воспитатель : Спасибо всем детям за умелые действия и правильные решения. Благодаря вашим знаниям, вы спасли лес от пожара. Соблюдайте правила пожарной безопасности в лесу.

Цель: дать детям теоретические знания о возникновении пожара.

Образовательные задачи :

  • рассказать как можно ликвидировать пожар;
  • учить быть внимательными, аккуратными, ответственными;
  • научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • закрепить знания о причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
  • расширять знания детей о пожарной безопасности.

Развивающие задачи:

  • развивать память, внимание.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и сострадание к животному миру;

Предварительная работа:

  • чтение произведений художественной литературы и прочтение стихов на тему пожарная безопасность;
  • рассматривание иллюстраций по теме пожарная безопасность.

Приемы: беседа, вопросы, игры.

Методы: словесные, наглядные, практические, просмотр мультфильма, просмотр фильма о пожарной части.

Оборудование: декорация лес, костюмы (сказочник, лиса, сорока, медведь, лесные жители, огонь, солнце), макет осколка стекла.

Действующие лица : Сказочник, лиса, сорока, медведь, лесные жители, огонь.

Сказочник встречает детей:

Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам, чтобы вас пригласить в сказочный лес, где по неосторожности людей с лесными жителями случилась беда.

Дети входят в зал со словами:

Сказка по лесу идет,

Сказка за руку ведет.

Из реки выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод?

Дети: Это сказок хоровод. Сказка умница и прелесть с нами рядышком идет.

Сказочник: Вот мы и пришли.

Дети-зрители проходят и садятся на свои места.

Дети- актеры переодеваются в костюмы.

Сказочник: Хотите верьте, хотите нет, но однажды из-за маленького осколка стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками и шишками.

В жаркий летний день осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои и шишки, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.

Под корнями сосны в уютной норе лежала лисица. Лиса почувствовала запах дыма и выглянула из норы, она увидела горящие ветви.

Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь громко, тревожно застрекотала.

Сорока : Караул! Пожар! Горим!

Лисица: Эй! Сорока- белобока, быстрее лети за медведем. Он у нас в лесу главный пожарный, знает как с огнем справиться. А я побегу звать на помощь зверей. Если дружно возьмемся за дело, потуши огонь, ведь он еще маленький.

Сказочник: Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на полянку лесных жителей.

Медведь: Ну-ка, зайки серые, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. Бурундуки, белки засыпайте землей огонь.

Сказочник: Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные языки становились все меньше и меньше и скоро совсем погасли.

Беседа по сказке.

Вопросы: Почему в лесу начался пожар?

Как звери боролись с огнем?

Как вы думаете, быстро ли огненная змейка превратилась бы в огненного змея?

Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки, сухую траву, бросать бутылки и осколки стекла?

Сказочник: Как вы думаете, что помогало лесным жителям справится с бедой?

Ответы детей.

Сказочник: Звери дружно работали вместе, старались и поэтому потушили пожар. И мы должны быть дружными, внимательными, ответственными за свои поступки.

Сказочник с детьми:

С детства мы любим играть и смеяться

С детства мы учимся добрыми быть

Вот бы такими всегда оставаться

Чтобы смеяться и крепко дружить.

Эльвира Мальцева

В группе со своими детьми мы провели беседу по пожарной безопасности и решили сделать одну коллективную работу. Работа выполнена в различной технике : аппликация из бумаги, из ниток, квиллинг. Тема нашей беседы - "Пожар в лесу ". Представляем Вашему вниманию беседу с детьми подготовительной группы и фотографии нашей коллективной работы.

"ПОЖАР В ЛЕСУ "

Дорогие ребята! Представьте, что погожим летним деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо . Прикоснешься ли к шершавой ветке. К головкам колючей травы, присядешь ли на пригорке, усыпанном пожелтевшими иголками хвои, - все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь !

А знаете ли вы, почему вспыхивают лесные пожары ?

Иногда поджечь может и молния. Но случается это редко. Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность и неосторожность людей. Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже осколка толстого стекла. Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку (ее называют фокусом) и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки и валежины. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше, взвиваются все выше, захватывая кусты и деревья.

Запомните, что небольшое пламя можно затоптать ногами, сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели , используя специальную технику, самолеты, вертолеты.

Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара ?

Следует срочно покинуть опасное место. Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, по берегу реки или ручья.

Если в лесу много дыма , надо смочить водой платок или одежду и

дышать через мокрую ткань, а убегать от пожара следует , пригнувшись к земле.






Беседа на тему:

« Лесной пожар»

Подготовила: Хасанова С.В.

2013 год

Цели: - учить детей беречь свое здоровье и свою жизнь, как правильно вести себя в сложившейся ситуации;

Учить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по прочитанному рассказу.

Материал и оборудование: карточки с изображением лесных пожаров.

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о таком страшном бедствии, как лесной пожар. Вот послушайте, как это бывает в сказке.

Не затушенный костер

Однажды ребятишки разожгли в лесу костер. Сначала они бросали в огонь еловые и сосновые сухие шишки, ветки потом стали прыгать через костер. А когда им это занятие надоело, они посидели немного, глядя на огонь. Наконец, друзья кое-как затушили костер, оставив тлеть ветки, и убежали собирать ягоды.

А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревоженно застрекотала:

Караул! Пожар! Горим! Горим!

Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.

Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.

Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки пусть засыпают землей огонь! – стал распоряжаться медведь.

А нам что делать? – спросили медведя лисы и волки.

Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, - скомандовал медведь – пожарный.

Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасили. Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.

Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.

Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветки громко затрещали, лес стал наполняться дымом.

Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!

Нет, с таким огнем нам не справиться! – решили они. – Придется с насиженных мест сниматься и убегать!

Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:

Бегите, детки, за мной к лесному ручью да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.

Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам. Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.

Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел и стал гаснуть – перебраться на другой берег он так и не смог.

Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились настоящие пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает

Влево, вправо наклоняет

Раз наклон и два наклон

Зашумел листвою клен.

Вопросы: Почему в лесу начался пожар? Как звери боролись с огнем? Куда спряталась огненная змейка? Могли ли лесные жители потушить большой пожар? Как звери спасались от лесного пожара? Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком? Почему надо бежать, пригибаясь к земле? Как река помогла зверям спастись от огня? Кто потушил лесной пожар? Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?

Загадки:

Накормишь – живет,

Напоишь – умрет. (Огонь)

Я мохнатый, я кудрявый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым)

В деревянном домике

Проживают гномики,

Все такие добряки –

Раздают всем огоньки. (Спички)

Наша беседа подошла к концу. Ребята, вы все молодцы! На протяжении всей беседы, вы активно работал, и очень внимательно слушали рассказ. Теперь вы знаете, что лесные пожары очень опасны. Что нельзя разводить костер в лесу. А так же мы с вами научились правильно вести себя при пожаре. Как уберечь себя от огня и дыма.


Цели классного часа:
1) Дать детям представление о роли леса в жизни человека.
2) Объяснить причины и последствия лесных пожаров.
3) Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.

Ход урока

Отгадав мою загадку, вы сможете узнать, какая тема нашего урока.

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а не кусает.

Накормишь - живет,

Напоишь – умрет. (огонь)

Учитель прикрепляет рисунок огня.Прослушайте сказку об огне.

    Знакомство с новым материалом.

    Сказка об огне

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
- Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица «Дерево с огнём не дружит». Несли небрежно обращаться с огнём- может прийти беда!
- А какая беда может прийти? (Пожар).
- А что мы называем пожаром? (Ответы детей)

Заполняем таблицу ЗУХ

Хочу узнать

Учитель: послушайте стихотворение

Девочка:
Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала,
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья.
Что с огнем шутить нельзя!

Мальчик:
Сережка дома был один,
Нашел он где-то спички.
Решил устроить он костер,
Да только плохо вышло.

Девочка:
Сгорела кукла и кровать,
Сережка дымом отравился.
Зачем же спички в руки брать?
Костер в квартире разжигать?
Да лучше книгу почитать
И маме сказку рассказать.

Учитель – Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит человеческие жизни, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. В России в пожарах ежегодно гибнут 14 тысяч человек и почти столько же получают травмы.

Учитель: прослушайте ещё одно стихотворение

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

–О чем предупреждает это стихотворение? Что вы можете сказать о поведении охотника?

Лесные пожары – страшное бедствие. Ежегодно они наносят огромный ущерб нашему народу.

Как же поступит ответственный человек, любящий и берегущий природу?

Не оставляй в лесу непотушенный костер.

1.Беседа о роли леса в жизни человека .
Вместе с детьми обсудить роль леса в жизни людей.
Выяснить вместе с детьми, что произойдет, если в нашем районе исчезнут леса.
Обобщить ответы детей о роли леса в жизни людей.
2. Причины и последствия лесных пожаров
Если где-то задымится,
Если где-то загорится,
По тревоге как один
Позвоним мы «01».
Мы ближайшему району
Сообщим по телефону -
Где горит и что горит
И кто об этом говорит!

Ребята, оказывается, пожары бывают разными. Кто из вас знает, какие именно? Получите новую газету. Узнайте какие бывают пожары.

После прочтения газеты заполняем колонку таблицы узнал

Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки. Что же необходимо знать, если вам все же придется столкнуться в лесу с огненной стихией? Как не допустить лесного пожара? Что делать, если все-таки пожар уже возник?
Как постараться не допустить пожара в лесу.
При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще. Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте. Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни. Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать попавшееся старое кострище.
Подготовка места для будущего костра.
Хитрого и сложного в этой процедуре ничего нет. Необходимо выбрать место на некотором удалении от деревьев. Площадку под кострище расчистить от травы, лопатой выкопать небольшое углубление. Вокруг кострища оборвать траву в радиусе полуметра-метра. Углубление можно сделать и снятием дерна, при этом вы не повредите верхний, плодородный слой земли. Снимаясь со стоянки и затушив костер, этими же кусками дерна нужно прикрыть место бывшего костра.
Во время стоянки.
Золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра! Не разводите очень высокий костер, если того не требует какая-либо особая необходимость (сигнальный костер, например). Следите за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду. Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев. Старайтесь не использовать в виде топлива ветки с сухой листвой (горит, как порох), потому что от костра будут разлетаться не просто искры, а целые тлеющие листья. Запаситесь водой, если поблизости есть водоем, а у вас есть подходящая емкость.
Уходя со стоянки, костер нужно тщательно затушить, залить водой и присыпать землей. Если снимали дерн, то прикройте кострище кусками дерна. Снимаясь окончательно, убедитесь, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода. За собой оставьте порядок.
Встреча с лесным пожаром.
В случае если вы вовремя заметили зарождающийся пожар, и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не переоценивайте свои силы. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб. Таковыми могут быть службы МЧС (телефон «01»), егеря, лесничие.
Осторожно, горит торфяник!
Явление очень страшное и очень опасное. Едкий дым врезается в глаза, очень трудно дышать. Уходить из зоны бедствия нужно по направлению ветра, чтобы дым и огонь оставались позади вас. Горячая земля под ногами означает только одно: вы в большой опасности. Во время горения торфа, огонь часто уходит под землю, где выжигает целые участки, образуя пустоты. Провалиться в такое пекло проще простого, последствия обычно плачевные. Двигаясь в таких условиях, прощупывайте перед собой дорогу длинным шестом. Это будет выглядеть почти так же, как при перемещении по болоту.
Выйдя из зоны пожара.
Выйдя из зоны пожара, необходимо в максимально короткие сроки сообщить о бедствии. Во время передачи тревожного сообщения расскажите об известных координатах пожара, времени, когда вы его заметили, и предполагаемой причине возникновения (даже если этой причиной были вы сами).
3. Игра "Представь себя деревом".
Игру разработал американский эколог и педагог Джозеф Корнелл. Смысл игры в ощущении чувства сопричастности со всем живым в природе и представлении каждым ребенком себя деревом. Дети, расположившись поудобнее, закрывают глаза, а учитель медленно произносит текст.
"Закройте глаза... Деревья играют очень важную роль в жизни Земли. Они создают половину кислорода, содержащегося в нашей атмосфере. Они закрепляют почву и предотвращают эрозию почв. Они дают пищу и убежище бесчисленному множеству животных. Зимой они нагревают воздух вокруг себя, а летом охлаждают его. Деревья пробуждают в нас мысли о красоте, благородстве, силе и спокойствии.
Представьте себе, не открывая глаз, что вы идете через лес и вышли на лесную полянку. Остановитесь, повернитесь лицом к солнцу и почувствуйте, как вы превращаетесь в лесное дерево - кто-то в небольшую пушистую елочку, кто-то в красивую сосну, кто-то в могучий кедр. Представьте, что от вас вниз уходит прочный стержневой корень. Он прорастает сквозь мягкий верхний слой почвы и уходит все дальше вниз, глубоко в землю.
Теперь направьте во всех подземных направлениях свои боковые корни. Пусть они протянутся влево... вправо... вперед... назад. Они простираются все дальше и дальше от ствола на несколько метров. Осторожно покачайтесь вперед и назад. Почувствуйте, как прочно вы вросли в землю (Пауза). Окиньте мысленным взором свой ствол и убедитесь, какой он прочный и круглый (Пауза). Ваша кора гладкая или шершавая? Она темная или светлая? (Пауза).
Теперь окиньте взглядом свой ствол до самых верхних ветвей. Пройдите мысленно вдоль них, наблюдая, как они становятся все тоньше и тоньше, как они тянутся к небу. Жизнь прекрасна. Солнышко пригревает. Легкий ветерок покачивает ваши ветви. Почувствуйте, как ваши корни удерживают вас. Какие у вас иголочки? Как они качаются на ветру?
Впитывайте энергию теплых солнечных лучей, посылая ее в хвоинки, вырабатывайте пищу, используя для этого солнечный свет, воздух и воду, которую вы добываете из земли. Теперь отправьте пищу вниз по веткам к стволу. Почувствуйте, как она движется вниз к корням. Запасите ее здесь. Глубоко под землей в корнях питательные вещества запасаются до следующей весны.
Зима только начинается. Налетает ветер, его порывы подхватывают ветви и грубо раскачивают их. Словно корабль в штормовом море вас бросает вперед и назад, но мощный стержневой корень и многочисленные боковые отростки удерживают вас и не дают упасть.
Ветер стихает. И снова в лесу покой. Ваш застывший силуэт выделяется на фоне хмурого серого зимнего неба. Температура падает, и, наконец, летит снег. Почувствуйте холод снега накапливающегося на ваших ветвях. Многие животные покинули лес, но часть осталась зимовать. Птицы садятся на ваши ветви. Белочки прыгают с ветки на ветку. Вверх и вниз по стволу бегает полосатый проворный бурундучок. Возле вас прыгают зайцы, пасутся олени. Иногда пробегает лиса.
Животные находят для себя корм на ваших ветвях и стволе. Вы даете им убежище. Протяните ваши ветви ко всем живым существам в лесу, словно защищая их и даря свою любовь. Почувствуйте, что все вы живете одной общей жизнью, полной красоты и гармонии!"
Обобщить полученный детьми опыт сопереживания с деревом, как с живым существом. Еще раз напомнить, сколько деревьев уничтожают лесные пожары.
- Ребята, существует целая наука, изучающая лесные пожары. Она называется ПИРОЛОГИЯ

Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится он до наступления осенней дождливой погоды.
Приведу пример 1990 года. В тот год первый пожар был обнаружен в январе на юге страны, а последний удалось потушить в конце ноября в Новосибирской области. Всего за тот год произошло около 32 тысяч лесных пожаров. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляют зоной бедствия.

Заполняем колонку Хочу узнать



Просмотров