Философы считавшие волю выше разума волюнтаризм. Что такое волюнтаризм и кто такие волюнтаристы

Многие понятия с течением времени приобретают совершенно неоднозначный смысл. Примером такого преобразования является волюнтаризм. Что это такое, станет известно из статьи.

История этого понятия связана со многими философами и политиками. Наиболее известными его представителями были Шопенгауэр, Ницше, Хрущев и другие.

Перевод и значение термина

Что же такое волюнтаризм? Значение этого понятия чаще всего связывают с произвольным решением индивида, пренебрегающего объективными законами жизни.

Само слово латинского происхождения и означает «свободу». Это философское идеалистическое направление, которое приписывает воле человека (или божественного начала) основную роль при развитии общества и природы в целом.

Проводя аллегорию, можно сказать, что волюнтаризм (что это - уже известно) является некой борьбой личности с различными обстоятельствами.

Истоки происхождения

Сам термин ввел в 1883 году социолог Ф. Теннис. Волюнтаризм – что это для немецкого социолога? Он подразумевал под понятием «произвольные решения».

В разных сферах жизни этот термин несет свою смысловую нагрузку:

  • в философии – признание первоосновой всего воли;
  • в социологии и политологии – стремление реализовать желаемые цели невзирая на причины и последствия;
  • в психологии – воля первична, а все другие психические явления вторичны;
  • в экономике – пренебрежение реальными законами природы и общества, рекомендациями экспертов.

К проявлению экономического волюнтаризма относятся изменения русел рек, сооружение станций, вызывающих климатические аномалии.

Направление в философии

Учение христианской церкви утверждало, что все предопределено свыше, поэтому не зависит от поступков человека. В своем произведении Августин Блаженный провел мысль, что человек без Бога не способен ни на один поступок, кроме греха. В этом учении, как ни странно, можно проследить зачатки волюнтаризма.

Волюнтаризм – что это в философии Шопенгауэра? Оформилось данное направление в XIX веке. Наиболее яркими представителями этого течения были Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.

Главной работой Шопенгауэра является книга «Мир как воля и представление». Он высказал мнение, что воля имеет первенство над разумом, а все существующее есть воля к жизни.

Идеи философа были очень близки Фридриху Ницше, который создал свою философию жизни. Она основывалась на биологическом волюнтаризме. Основной проблемой в его творчестве было понимание «воли к жизни», которая в обществе перерастает в «волю к власти».

Волюнтаризм Хрущева

После прихода к власти в СССР Никиты Сергеевича Хрущева, его стиль руководства получил официальное название «волюнтаризм». Что это простыми словами?

Хрущев произвольно решал все экономические вопросы, пренебрегая рекомендациями ученых и специалистов. Руководитель партии слишком переоценивал собственные силы, а все его преобразования были случайными и субъективными.

Волюнтаризм у Хрущева сводился к решению хозяйственных вопросов методами политико-административного характера. Его экономические и административные преобразования потерпели неудачу.

Современная трактовка термина

В западных странах волюнтаризм сегодня трактуют как свободу мнений, действий, выбора. Однако в социально-политической практике такое поведение не учитывает объективные законы истории, а решают все произвольные решения.

Хорошим примером в качестве негативного влияния на общество волюнтаризма является анекдот:

«Два ученика у доски решили пример и написали ответ «2+2=5». Учитель возмущен таким решением. На это учащийся отвечает: «А вы что, против волюнтаризма мнений»?»

Волюнтаризм

В Викисловаре есть статья «волюнтаризм»

Термин волюнтаризм может обозначать:

  • Стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
  • Экономический волюнтаризм - произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964-1985 для оценки деятельности Н. С. Хрущёва).
  • Волюнтаризм (философия) - идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
  • Волюнтаризм (политика) - политическая позиция, согласно которой все формы человеческого объединения должны быть добровольными настолько, насколько это возможно.

ВОЛЮНТАРИЗМ это:

ВОЛЮНТАРИЗМ ВОЛЮНТАРИЗМ [< лат. voluntas - воля] - субъективистские, произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности общественной жизни, экономики и т.п.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

Волюнтари́зм (лат. voluntas воля) 1) идеалистическое направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее её законам бытия и утверждающее её независимость от мира (шопенгауэр, ницше); 2) в психологии - ошибочное признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни; 3) политика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса, с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.

Волюнтаризм волюнтаризма, мн. нет, м. [от латин. voluntarius – волевой]. 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

Волюнтаризм а, мн. нет, м. (нем. Voluntarismus лат. voluntārius поступающий по собственной воле).
1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
Волюнтаристический - характеризующийся волюнтаризмом.
2. В политике и общественной жизни: произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.
Волюнтарист -
1) последователь волюнтаризма 1 (Шопенгауэр - один из видных философов-волюнтаристов );
2) тот, кто склонен к волюнтаризму 2, к произвольным решениям (Политический деятель не должен быть волюнтаристом ).
Волюнтаристский - характеризующийся волюнтаризмом 2.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

ВОЛЮНТАРИЗМ это:

ВОЛЮНТАРИЗМ ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели.
В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883) , идеалистич. направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) - идеалистич. филос. системам, которые считают основой сущего интеллект, разум. Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellec-tu - воля выше мышления) . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше. Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; К n a u e г В., Der Voluntarismus, В., 1907; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dusseldorf, 1918.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas воля)
одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. жизнь человека, отрицают причинную обусловленность явлений и возможность науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых бог наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму. В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, оно доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как теория В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и представление" (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив "культ силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками субъективный метод в социологии (Лавров, Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что развитие общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу". В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу сам термин "В."), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др. Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что "необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. , 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902. М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

Что означает слово"волюнтаризм"?

Миледи

Волюнтари́зм (лат. voluntas - воля) - направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
Термин «волюнтаризм» был введён в конце 19 века социологом Ф. Тённисом. однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном.
Другие значения:
Волюнтаризм - стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Экономический волюнтаризм - произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964-1985 применительно к Н. С. Хрущёву) .
Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.
В то же время под волюнтаризмом в экономике и политике на Западе часто подразумевают прямо противоположный принцип: организация социального и экономического устройства непосредственно из волеизъявления всех людей, без какого-либо внешнего принуждения (это близко многим школам анархизма).

Что такое волюнтаризм? (внутри)

Кузьмич

Так тов. Саахов в то время тоже в доме был, о чем и шепнул хозяин дома Никулину. Фильм был снят не так давно после снятия с поста генсека Хрущева и в то время многие советские партработники побаивались обвинения в волюнтаризме, чем обычно пользовались те, кто подсиживал руководителя. Обвиненный по горячим следам в волюнтаризме, мог запросто полететь с поста.

Волюнтаризм - стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Это не энциклопедия говорит, а это общепринятое определение.
По сути любой волюнтаризм будь то бытовой, экономический и какой-то ещё есть достижение собственных целей или причинение себе благости не смотря на то, что этот процесс может негативно сказаться на окружающих. Коротко говоря - "Идти по головам".

То есть персонаж Никулина по сути обозвал хозяина дома беспринципным, циничным человеком, который во общем-то таковым и являлся)))


ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели.
В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas - воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883) , идеалистич. направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) - идеалистич. филос. системам, которые считают основой сущего интеллект, разум.
Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellec-tu - воля выше мышления) . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.
Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; К n a u e г В., Der Voluntarismus, В., 1907 ; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dusseldorf, 1918.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas воля)
одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. жизнь человека, отрицают причинную обусловленность явлений и возможность науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых бог наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму.
В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, оно доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как теория В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и представление" (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив "культ силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками субъективный метод в социологии (Лавров, Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что развитие общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу".
В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу сам термин "В."), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др.
Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что "необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля).
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. , 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902.
М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Волюнтаризм (лат. - воля) - одно из субъективно-идеалистических направлений в философии, отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе и приписывающее человеческой воле решающее, первичное значение. Представители волюнтаризма - (см.), (см.), Гартман и др. Это направление своими корнями уходит в глубокое средневековье.

Мы находим его ещё в писаниях «отцов церкви»: у Августина Блаженного (354-430), придававшего воле решающее значение и сочетавшего волюнтаризм с учением о божественном предопределении, у известного философа средневековья Дунса Скота, признававшего примат воли над разумом, случая - над необходимостью и зависимость человека от воли божьей. Реакционный характер волюнтаризма выявил себя, таким образом, у самых истоков его возникновения. Волюнтаризм уживался с фаталистическими учениями о божественном предопределении и воле божьей. В новой философии направление волюнтаризма связано, как показал Ленин в « » (см.), с линией (см.), (см.), с кантианской формулой рассудок диктует законы природе. Ярким примером такого «волюнтаристического идеализма» является махизм (см.), отрицающий объективные законы природы и признающий мир творением воли. У народников, у анархистов, у эсеров волюнтаризм философски обосновывает лженаучные субъективистские теории о «сильных личностях», якобы направляющих общественный процесс.

У неокантианцев волюнтаризм служит целям затушёвывания неизбежности гибели капитализма. У Ницше волюнтаризм означает оправдание насилия господствующих классов, порабощения, угнетения масс. Волюнтаризм - философия воинствующих мракобесов, стремящихся любой ценой задержать ход истории и спасти капитализм от - неминуемой гибели. Волюнтаризм - спутник политического авантюризма. Так, немецкая фашистская философия считала волю (особенно волю фюрера) определяющей силой общественных событий. Современная философия американо-английских империалистов использует волюнтаризм для «обоснования» политических авантюр новых претендентов на мировое господство. Представители так называемого (см.)пропагандируют реакционную идейку о том, что всё зависит от «воли» человека: фашизм, говорят они, становится «истиной», если люди решают жить при фашизме.

Марксистский философский материализм борется против волюнтаризма как реакционной идеалистической выдумки. Не «воля», не выдающаяся личность определяет ход истории, а объективные общественные законы. Подлинная свобода воли людей, свобода их деятельности возможна лишь при том условии, если они опираются на знание объективных законов развития и действуют не вопреки им, а в полном соответствии С ними. Положение марксизма об объективном, характере законов Общественного развития, существующих и действующих независимо от воли людей, целиком. относится и к социалистическому Обществу. Поэтому глубоко ошибочными, волюнтаристическими По своему существу были взгляды ряда советских экономистов, философов, юристов, полагавших, будто Советское государство может по своей воле уничтожать одни экономические законы и создавать другие, отменять и преобразовывать их по своему усмотрению.

Они отождествляли объективные экономические законы с юридическими законами, издаваемыми Государством или отменяемыми им. Вся деятельность Советского государства, всё развитие советского общества определяются объективными законами, отражающими процессы экономического развития, совершающиеся независимо от воли людей. Волюнтаристская трактовка законов опасна тем, что она лишает всякой возможности предвидеть ход событий в экономической жизни страны и наладить хотя бы самое элементарное экономическое руководство. Политика Коммунистической партии является могучим рычагом строительства коммунизма именно потому, что она исходит из объективных экономических законов социализма, базируется на использовании этих законов и мобилизует массы на решение тех задач, которые выдвигаются всем объективным ходом исторического развития. (См. также

направление, признающее волю человека первоосновой всего существующего. Главный его предводитель - Шопенгауэр, а продолжатели - Штирнер и Ницше. Волюнтаризм считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, так он духовное, а не природное существо и не подчиняется объективным законам природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЛЮНТАРИЗМ

лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей". В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир "по воле своей", т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная "воля к жизни", действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление" у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной "мировой воли" (Э. Гартман), "воля к власти" как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется - вне рефлексивной экспликации его содержания - для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса.

Отличное определение

Неполное определение ↓

) - течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму (интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья - от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его «воля выше мышления», оформление В. в философское учение произошло в XIXв. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля - слепое, иррациональное начало.

  1. Идеалистическая философская концепция, рассматривающая волю как основу «душевной жизни» и поведения человека, высший принцип бытия. При этом речь идет о воле не как о сознательном проявлении целенаправленной психической деятельности человека, а как о божественно предопределенном явлении. В законченном виде философский В. сформулирован в работах А. Шопенгауэра.
  2. Деятельность человека, игнорирующая реальные обстоятельства и объективные законы природы, вытекающая из произвольных решений осуществляющих ее лиц.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.



Просмотров