История роксоланы и ее детей. Биография и история жизни роксоланы хюррем

Мнения о происхождении Роксоланы Хюррем Султан у историков расходятся. Единственное - практически никто не сомневается в ее славянском происхождении. Считается, что родилась Хюррем на западной Украине, в семье православного священника. Через 15 лет молодая славянка была уведена в плен крымскими татарами и продана на невольничьем рынке.

Биография

Жизнь Хюррем Султан на родине для историков остается по большей мере загадкой. Однако основные вехи ее биографии как наложницы Сулеймана и его жены исследователям, конечно же, все же известны:

1502 г. (по другим данным 1505 г) - дата рождения Хюррем;

1517 г. (или же 1522 г) - захват в плен крымскими татарами;

1520 г. - шехзаде Сулейман становится султаном;

1521 г. - рождение первого сына Хюррем Мехмеда;

1522 г. - рождение Михримах, единственной дочери Роксоланы;

1523 г. - рождение Абдуллы, второго сына Хюррем (умер в возрасте 3 лет);

1524 г. - рождение шехзаде Селима.

1525 г - рождение шехзаде Баязида;

1534 г. - свадьба Сулеймана Великолепного и Хюррем Султан;

1536 г - казнь злейшего врага Роксоланы Ибранима-паши;

Биография великой хасеки, жены султана Сулеймана, прозванного на родине Законодателем, а в Европе Великолепным, была, конечно же, насыщена и другими важными событиями. Однако узнать о них по вполне понятным причинам не представляется возможным. Практически никаких точных исторических сведений о Роксолане не сохранилось.

Анастасия Лисовская: правда и вымысел

Считается, что на родине Хюррем Султан, история которой вот уже много веков волнует умы жителей как Европы, так и Азии, ее звали Анастасией Лисовской. Возможно, так оно и было. Однако историки все же склоняются к мысли о том, что Анастасия или Александра Лисовская - имя вымышленное. Дело в том, что именно так звали героиню популярного романа об украинке Роксалане из города Рогатина, вышедшего в Европе в позапрошлом столетии. Точных же исторических сведений об имени легендарной хасеки не сохранилось. Видимо, имя Анастасия Лисовская выдумал все же сам автор романа. Выяснить исследователям удалось лишь то, что родилась Хюррем Султан, скорее всего, в 1502 году. Захватили ее крымские татары, согласно преданию, в возарсте 14-17 лет.

Своего имени славянская рабыня не назвала ни татарам, ни купившим ее у них хозяевам. В гареме в последующем также никому практически ничего не удалось узнать о ее прошлом. Поэтому новая рабыня Сулеймана и получила имя Роксолана. Дело в том, что так турки традиционно называли сарматов - предков современных славян.

Как Роксолана попала в гарем султана

Как именно Хюррем Султан попала во дворец Сулеймана доподлинно также неизвестно. Известно лишь то, что выбрал славянскую рабыню для султана его друг и визирь Ибрагим-паша. Большинство историков считает, что Роксолана была куплена им на невольечьим рынке на собственные деньги в качестве подарка для Повелителя. С этого времени и началась насыщенная жизнь Хюррем Султан во дворце. Если бы она была приобретена непосредственно в гарем Сулеймана и на его личные средства, жениться на ней он смог бы вряд ли. Согласно мусульманским законам, вступать в брак в то время разрешалось лишь с подаренной одалиской.

Жизнь во дворце и дети

Титул хасеки, или любимой жены, был введен Сулейманом именно для Хюррем. Влияние на султана Роксолана оказывала действительно огромнейшее. О любви величайшего правителя того времени к своей хасеки свидетельствует хотя бы тот факт, что после женитьбы на ней он разогнал весь свой гарем. Никаких соперниц у Роксоланы, как в сериале, на самом деле никогда не было. Однако при всем при этом семья Сулеймана Великолепного внезапно возвысившуюся рабыню, скорее всего, как и в телефильме, все же недолюбливала. Мать султана, согласно историческим данным, очень чтила мусульманские традиции. И брак сына с рабыней для нее действительно мог стать настоящим ударом.

Жизнь Хюррем Султан во дворце, как и в сериале «Великолепный век», была полна опасностей. На нее на самом деле было совершено несколько покушений. Считается, что именно ее интриги привели к казни Ибрагима-паши и Мустафы, сына первой жены Сулеймана - Махидевран Султан. По преданию, изначально Роксолана стремилась сделать наследником своего любимого сына Баязида. Однако армия султана больше поддерживала другого ее сына - Селима, который после смерти Сулеймана и взошел на престол.

Как свидетельствуют современники, хасеки Роксолана была привлекательной, но при этом еще и очень умной женщиной. Жизнь Хюррем Султан заключалась не только в воспитании детей и в дворцовых интригах. Роксолана читала много книг, интересовалась политикой и экономикой. Имелся у нее, безусловно, и управленческий талант. К примеру, в отсутствие Сулеймана ей удалось залатать огромнейшую дыру в султанской казне довольно-таки хитрым способом, традиционным, скорее, для славянских правителей. Хюррем просто распорядилась открыть винные лавки в европейском квартале Стамбула.

Из-за сильного влияния, оказываемого на султана, современники считали Роксолану ведьмой. Возможно, подозрения в колдовстве были и не напрасными. Существуют даже исторические сведения (правда, не совсем достоверные) о том, что Роксолана, уже будучи любимой наложницей Сулеймана, заказывала на Украине разного рода ведовские артефакты.

Причина смерти Хюррем Султан также до сих пор остается для историков загадкой. Официально считается, что умерла великая хасеки от обычной простуды. Хотя имеются сведения и о том, что ее могли отравить. Также некоторые историки считают, что закончила свою жизнь хасеки из-за болезни, которую врачи того времени называли просто смертельной. Сегодня этот недуг известен как рак. Именно эта версия и была представлена в сериале «Великолепный век».

«грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде, не называл Роксолану красавицей.
В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин - его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки, легенда гласит, что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Как видно из потретов и подтвеждений современников, красота тут явно не причем,- я могу назвать это стечение обстоятельств только одним словом-Судьба.
В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке. Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель. «Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто - «украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии». Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом – мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.

Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.

Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Теперь вернусь к Роксолане, итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана, имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном, в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» – уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.
Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего
которую ждало жестокое наказание. Часто – смерть. Девушки новобранцы – аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема, и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.
Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака - что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана – знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного - права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.
«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.
Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.
Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны – главной (а фактически - eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».
Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.
Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.
Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа - старший сын первой жены падишаха, черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.
Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы - сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.

Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном - это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!

Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!

Интриганка хорошо знала, куда и как ударить - мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.
Отсавались только Мустафа и его братья - они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе - мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах!
Султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек - всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.
Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам – якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.
Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет - с 1566 по 1574 год - и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница!
Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться, но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню. Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города.
Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории. Настасия Лисовская, чья судьба могла бы быть похожей на сотни тысяч таких же Настей, Христин, Олесь, Марий. Но жизнь распорядилась иначе. Никто не знает, сколько горя, слёз и несчастий перенесла Настасья на пути к Роксолане. Однако для мусульманского мира она так и останется Хюррем – СМЕЮЩАЯСЯ.
Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I – в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе – один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

Источники- tunnel.ru,subscribe.ru,

Великое мужество и мудрость были в характере Хюррем Султан. Биография этой прекрасной украинской девушки насыщена как праздничными событиями, так и полными горечи страданиями. За маской неприступности скрывалась мягкая и творческая натура, которая могла поддержать беседу на любые темы. Разговор с такой женщиной приносил колоссальное удовольствие мужчинам, что и подкупило в ней турецкого султана.

В данной публикации будут рассмотрены самые важные моменты жизни Хюррем Султан. Биография, фото и другие материалы, представленные в статье, помогут поближе познакомиться с этой выдающейся личностью.

Неизвестное рождение

Место рождения и само происхождение Роксоланы является до сих пор спорным вопросом в историческом контексте. Больше всего распространена версия, что красавица родилась на Украине в Ивано-Франковской области и была дочерью православного священника.

Звали ее на тот момент воистину по-русски - Александра или Анастасия Лисовская, но после пленения турками она обрела новое имя - Хюррем Султан. Биография, годы жизни, которые в ней прописаны, также подвергаются сомнениям, но историки всё же выделили основные даты: 1505 - 1558.

Существует много споров по поводу происхождения девушки, но главные события в ее судьбе были запечатлены на пергаментах в украинских и польских летописях. Благодаря им можно вывести дальнейшую жизненную линию именитой турецкой пленницы.

Судьбоносный поворот

Биография Хюррем Хасеки Султан изменилась после одного события.

Когда ей исполнилось всего 15 лет, на маленький город Рогатин, в котором она проживала вместе с родителями, совершили набег крымские татары. Девушка попала в плен, а спустя некоторое время, после нескольких перепродаж, очутилась в гареме турецкого султана. Там она и обрела своё новое имя - Хюррем.

Отношения между другими наложницами были очень натянутыми и, можно даже сказать, «кровавыми». Виной всему стал один случай, который открыто описывается в различных исторических летописях.

После прибытия в гарем Хюррем стала явным лидером и заслужила большую благосклонность Султана. Другой наложнице Сулеймана - Махидевран, это не понравилось, и она накинулась на красавицу, расцарапав ей лицо и тело.

Этот случай стал вопиющим, повелитель был разгневан, но после этого Роксолана стала его главной любимицей.

Подчинение или влюбленность?

Благосклонность турецкого господина очаровала красавицу Хюррем Султан, биография которой поражает своими удивительными фактами.

Получив особый статус и заручившись доверием господина, она попросилась в его личную библиотеку, что очень удивило Сулеймана. После того как он вернулся из военных походов, Роксолана уже знала несколько языков и могла поддерживать беседу на любые темы, от культуры до политики.

Также она посвящала своему повелителю стихи и танцевала изящные восточные танцы.

Если приводили новых девушек в гарем на отбор, она с легкостью могла устранить любую конкурентку, выставив её в плохом свете.

Притяжение Роксоланы и Султана было видно каждому, кто хоть как-то знаком был непосредственно с их обществом. Но устоявшиеся каноны не могли позволить заключить брак между двумя влюбленными людьми.

Вопреки всему и всем

Но всё же биография Хюррем Султан пополнилась таким знаменательным событием, как свадьба. Вопреки всем правилам и осуждениям, торжество состоялось в 1530 году. Это был невиданный случай в истории царской турецкой общины. Испокон веков султан не имел права брать в жены женщину из гарема.

Свадебная церемония имела невиданный размах. Улицы были украшены яркими декорациями, повсюду играли музыканты, и местные жители находились в невероятном восторге от происходящего.

Также состоялось праздничное представление, в которое вошли номера с дикими животными, фокусниками и канатоходцами.

Их любовь была безграничной, и всё благодаря мудрости Роксоланы. Она знала, о чем можно поговорить, о чем нельзя, где нужно промолчать, а где - высказать своё мнение.

В военный период, когда Сулейман расширял свои территории, красавица Хюррем писала трогательные письма, которые передавали всю горечь расставания с любимым.

Продолжение рода

После того, как султан потерял троих детей от предыдущих наложниц, он склонил Роксолану к тому, что у них должны появиться свои дети. Хюррем Султан, биография которой и так была насыщена нелегкими событиями, согласилась на такой решительный шаг, и вскоре у них появился первенец с именем Мехмед. Его судьба была довольно таки сложной, и прожил он всего 22 года.

Второй сын, Абдулла, умер в возрасте трёх лет.

Далее появился на свет Шехзаде Селим. Он - единственный наследник, который смог пережить своих родителей и стал правителем Османской империи.

Четвертый сын, Баязид, закончил свою жизнь трагически. После смерти матери, он выступил против своего старшего брата Селима, который уже на тот момент правил империей. Это разгневало отца, и Баязид с женой и сыновьями решил бежать, но его вскоре нашли и вместе со всей семьей казнили.

Младший наследник Джанхангир, родился с врожденным пороком - он был горбат. Но не смотря на свой недостаток, он прекрасно развивался интеллектуально и увлекался поэзией. Умер в возрасте приблизительно 17-22 лет.

Единственной дочерью Роксоланы и Сулеймана была турецкая красавица Михримах. Родители девочку обожали, и в её распоряжении была вся роскошь царских угодий отца.

Михримах получила образование и занималась благотворительностью. Именно благодаря ее деятельности в Стамбуле были построены две мечети, архитектором которых был Сианом.

Когда по естественным причинам Михримах скончалась, она была похоронена в склепе вместе со своим отцом. Из всех детей только она была удостоена такой чести.

Роль Роксоланы в культуре

Биография Хюррем Султан была насыщена просветительской деятельностью. Она заботилась о своем народе, которым повелевал её любимый муж.

В отличии от всех остальных наложниц, она получила особые полномочия, а также имела финансовые привилегии. Это привело к тому, что в Стамбуле появились религиозные и благотворительные дома.

На протяжении всей своей деятельности вне царского двора она открыла свой собственный фонд - Külliye Hasseki Hurrem. Его деятельность развивалась активно, и уже спустя некоторое время в городе появился маленький район Аксрай, в котором жителям оказывали целый комплекс жилищных и образовательных услуг.

Исторический след

Непревзойденная и несокрушимая Хюррем Султан. Биография этой женщины являет миру дух славянской нации. Она была беспомощна и слаба сразу после своего прибытия в гарем, но жизненные неурядицы сделали её дух сильнее.

После поднятия на «пьедестал» в царской общине Хюррем все же не смогла удержать статус, даже после рождения первого сына. В её обязанности входило зарождение в ребенке воинского духа, ведь он должен был стать следующим правителем империи. Поэтому она отправилась в провинцию, для того чтобы сосредоточиться на воспитании своего первенца.

Спустя много лет, когда у неё с султаном появились другие сыновья, и они достигли совершеннолетия, Хюррем вернулась на трон и изредка проведывала своих детей.

Вокруг неё пускали великое множество негативных слухов, которые и создали образ женщины со стальным, жестким характером.

Пагубные симпатии

Красота и жизнь Хюррем Султан, биография которой скрывает в себе много интересных фактов, была всегда под жестоким прицелом местных верхушек общества. Сулейман не выносил каких-либо косых взглядов в сторону своей жены, и те, кто посмел ей симпатизировать, сразу приговаривались к смерти.

Также имела место и обратная сторона медали. Роксолана принимала жесточайшие меры к тому, кто симпатизирует другой стране. Заранее в её глазах этот человек становился предателем родины. Таких людей она выловила предостаточно. Одной из жертв стал государственный предприниматель Османской империи Ибрагим. Он был обвинен в излишней симпатии к Франции, и его задушили по приказу правителя.

Но всё же Хюррем Султан, биография которой стала самой загадочной за всю историю Османской Империи, старалась придерживаться созданного образа - семейной женщины и хорошей мамы.

Хюррем Султан: биография, причина смерти

Её подвиги и реформы для государства были значительными, особенно для женщин и их детей, но иногда жестокие меры наказания портили её имидж примерной и доброй женщины.

Нелегкая жизнь Хюррем Султан, биография которой содержит в себе много тайн и ленту безрадостных событий, завершилась тем, что под конец пути у нее было очень тяжело со здоровьем.

Дети и муж делали всё, что было в их силах, но красавица Роксолана угасала на глазах.

Все надеялись на скорейшее выздоровление Хюррем Султан. Причина смерти на самом деле остается спорным вопросом. Официально говорится о том, что Роксолану отравили. Вся доступная медицина была бессильна на тот момент, и 15 или 18 апреля в 1558 году она умерла. Через год тело правительницы перенесли в куполообразный мавзолей, архитектором которого был Мимара Синана. Усыпальница была декорирована керамическими изразцами с рисунками райского сада, а также вырезанными на них текстами стихов, написанных в честь обворожительной улыбки Роксоланы.

Единственной женщиной на Востоке, с которой разделял власть над страной султан Сулейман и которая смогла взойти на трон с открытым лицом, была османская султанша Хасеки. Но в европейских странах эта легендарная женщина стала известна под другим именем – Роксолана.

Она была супругой султана Османской империи Сулеймана Великолепного и матерью их общих детей, один из которых, Сулим II, стал впоследствии османским правителем. Необыкновенной красотой обладала наложница Сулеймана, украинка Роксолана. И султан, полюбив девушку всем сердцем и душой, не только взял ее в жены, но и предложил ей править вместе с ним империей.

Подробности ее жизни интересуют многих ученых и простых людей до сих пор, но не только потому, что эта простая девушка смогла пройти путь от любовницы султана до императрицы. Какие тайны и загадки Роксоланы, знаменитой фаворитки султана Сулеймана, таит ее биография, читайте далее.

Что известно о детстве и юности будущей султанши

Роксолана – девушка-украинка, прославившаяся тем, что она стала женой османского императора и имела все полномочия падишаха, позволяющие ей править страной. Но, несмотря на то, что Роксолана Хасеки Хюррем Султан была легендарной женщиной, ранние годы ее жизни до сих пор не известны истории. Ну а те сведения, которые предлагают исторические и литературные источники, являются настолько противоречивыми, что правда о том, кем и какой на самом деле была Роксолана, остается нераскрытой.

О происхождении девушки, прославившейся на всю Европу, нам известно только из древних легенд и рассказов. Кроме них о судьбе знаменитой Роксоланы могут поведать те немногочисленные исторические факты, которые были собраны учеными на основании переписки и донесений дипломатов, проживавших во дворце Сулеймана в XVI веке.

И если большинство материалов можно подвергнуть сомнению, то единственной неоспоримой деталью, которая стала достоверным фактом из жизни Роксоланы, является ее славянское происхождение. Практически все литературные и исторические источники настаивают на том, что Роксолана Хюррем была украинкой.

Скорее всего, родилась эта выдающаяся персона и будущая османская султанша XV века на территории, принадлежавшей Речи Посполитой. Ныне это Ивано-Франковская область, расположенная на западе Украины.

Настоящая дата ее рождения неизвестна, как и то, где именно родилась Роксолана. Судя по всему, она появилась на свет в семье священника примерно в 1505—1506 году. Если верить литературным источникам, при рождении девочка получила имя Александра Лисовская. Что касается другой версии, согласно которой малышка была названа Анастасией и проживала в Рогатине, то ее очень красочно описал украинский писатель П. Загребельный в своем романе с одноименным названием – «Роксолана».

О ранних годах жизни девочки ничего не известно, но жизненную линию ее можно выстроить, основываясь на украинских и польских летописях, уже с 15 лет. Именно в этом возрасте на городок, в котором жила знаменитая турецкая наложница Роксолана со своей семьей, напали татары. И 15-летняя девчонка попадает к ним в плен. В дальнейшем ее будет ждать судьбоносная встреча с султаном Сулейманом, но перед этим ей придется пережить несколько перепродаж.

Попавшая на стамбульский невольничий рынок Роксолана привлекла внимание приближенных османского императора. Они выкупили украинскую красавицу и доставили ее во дворец султана, где девушка получила новое имя – Хюррем. Это персидское имя в точности подходило девушке и отражало ее характер, ведь Хюррем в переводе – «смеющаяся девушка», «дарящая радость» или «милая сердцу».

Попав в султанский гарем, где правила выживания были весьма жестокими, она сразу же сумела выделиться. Роксолана и Сулейман встретились на одном из представлений рабынь, когда каждая из новых наложниц должна была продемонстрировать хозяину свой талант. И хрупкая девушка Роксолана смогла удивить, заинтриговать и привлечь внимание султана не только своим пением, но и загадочной улыбкой.

Вечером того же дня султан Сулейман велел послать платок своей новой фаворитке. Это означало лишь одно: ей придется провести ночь с молодым императором.

Путь от наложницы до султанши

Молчаливая и скромная, она была всегда услужливой и податливой, что подкупило юного правителя Османской империи. Через несколько проведенных вместе ночей она попросила у него разрешения посещать придворную библиотеку. Эта просьба, мягко говоря, удивила султана, но он позволил ей ходить в личную султанскую читальню. Через некоторое время, когда молодой султан Сулейман вернулся из очередного военного похода, Роксолана его шокировала. За время его отсутствия она выучила несколько иностранных языков.

Свою ученость Роксолана Хюррем применяла, сочиняя в честь своего повелителя стихи. Пленница даже писала книги, посвященные Сулейману. Но, учитывая, что на дворе было XV столетие, подобные действия девушки не вызывали уважения к ней со стороны придворных особ и других жен из султанского гарема. Более того, тот факт, что она владела разными языками и, будучи любимой девушкой Сулеймана, проводила с ним почти каждую ночь, сыграл с ней злую шутку.

Люди в округе стали поговаривать, что Хюррем – ведьма. Некоторые даже винили ее в том, что она приворожила к себе Сулеймана. Среди других наложниц из гарема османского правителя возникла зависть. Одна из любовниц Сулеймана даже расцарапала юной Роксолане лицо и тело, что вызвало со стороны султана сильное негодование. С тех пор украинская пленница стала самой любимой женой османского императора Сулеймана.

Пользуясь особыми привилегиями, главная любимица султана стала внимать всему, чему ее учили придворные слуги. Ее жизнь и судьба были нелегкими, а потому Хюррем была настроена брать от жизни все. Проводя час за часом в библиотеке, она также училась восточным танцам. Роксолана отлично освоила технику восточных танцев и своими движениями могла затмить любую другую наложницу.

Притяжение, которое было между Роксоланой и Сулейманом, не осталось незамеченным. Все, кто пребывал в их обществе, видели страсть и симпатию, которую они испытывали друг к другу. Однако каноны и традиции Османской империи не позволяли Сулейману узаконить свои отношения с Хюррем и взять ее в жены.

И тем не менее это произошло. Биография Роксоланы, будущей королевы Востока, содержит свидетельства о ее свадьбе с османским принцем. Бракосочетание состоялось в 1530 году. Роксолана Хасеки Хюррем Султан стала первой женщиной из гарема, которую взял в жены представитель царской династии, хотя это и противоречило правилам турецкой общины.

Свадебное торжество имело невиданный до тех пор размах. Улицы города в канун бракосочетания султана и его наложницы были украшены праздничными декорациями, а в день самого торжества было проведено настоящее представление, где выступали дикие животные, канатоходцы и даже иллюзионисты.

Супружеская жизнь Хасеки

В замужестве Роксолана была счастливой. Благодаря своей покорности и женской мудрости она смогла завоевать сердце османского императора и получить то, чего хотела.

Став женой Сулеймана, она родила ему наследника. Но их первенец, названный Мехмедом, прожил нелегкую жизнь и скончался в возрасте 22 лет. Второй сын Сулеймана, Абдулла, которого родила султану Роксолана, тоже умер. Но Абдулла скончался в раннем детстве, в возрасте 3 лет. Позже Хюррем осчастливила своего супруга-султана рождением еще одного сына – Селима Шехзаде. Именно он станет наследником Сулеймана, когда тот скончается, и будет правителем всей Османской империи.

Четвертым ребенком Роксоланы и Сулеймана стал еще один сын, названный при рождении Баязидом. Но он не доживет до своей естественной смерти в старости, так как в погоне за властью над Османской империей выступит против своего брата Селима и будет казнен за это вместе со своей семьей.

Пятым ребенком в семье стал тоже сын, которого назвали Джанхангир. При рождении у него был обнаружен порок – растущий на спине горб. Но, несмотря на этот физический недостаток, Джанхангир проживет хорошую жизнь, хотя и скончается в юном возрасте, примерно 17-22 лет.

Но у Роксоланы Хюррем и Сулеймана были не только сыновья. Турецкая султанша родила османскому императору единственную дочь, Михримах. Она была любимым ребенком в семье, получила достойное образование, была окружена вниманием обоих родителей, жила в роскоши и ни в чем не знала отказа. Повзрослевшая Михримах осваивала разные науки и всю жизнь занималась благотворительностью. Дабы увековечить память о ее добрых делах, в Стамбуле были возведены две мечети.

Стоит заметить, что образованнейшая женщина того времени, восточная королева Роксолана сыграла немалую роль в жизни страны. Если верить данным, которые предоставляет Википедия, Хюррем Хасеки была инициатором возведения социально значимых построек:

  • Нескольких мечетей (ныне действующих на территории Стамбула).
  • Медресе́ (учебных заведений, в которых занимались подготовкой и обучением мусульман-служителей культа, а также педагогов начальных классов).
  • Хамама Роксоланы (бань, которые в настоящее время являются одной из главнейших достопримечательностей Турции).

Вклад в развитие государства и причина смерти наложницы-султанши

Как показывает нам история, Роксолана Хасеки Хюррем Султан была невероятно мудрой, решительной и сильной духом женщиной. Она прожила достойную жизнь, пройдя сложный путь от наложницы до повелительницы, управляющей целой империей.

Реформы, учрежденные по приказу Роксоланы, как и многие другие ее достижения, имели большое значение для всего государства. Но в первую очередь она была заботливой мамой, доброй женщиной и мудрой, примерной супругой.

Однако мягкость и чадолюбие сочетались в ней с непреклонностью и бескомпромиссностью. Хюррем Хасеки не щадила предателей и изменников, применяя к ним жесткие меры в назидание остальным. Так, например, по приказу султанши был задушен один из государственных сановников, по имени Ибрагим. Уличенный в чрезмерной симпатии к Франции, он стал жертвой жестокой расправы правительницы.

Ее вклад в развитие Османской империи был поистине великим. В то время как ее супруг, султан Сулейман, занимался завоеванием новых земель, Роксолана вела дипломатическую переписку и устраивала приемы для иноземных послов, занималась делами государственной важности. Помимо этого она ввела множество реформ, благодаря которым упростилась жизнь мусульманских женщин и их детей. Именно потому ее кончина стала трагедией для всего народа Османской империи.

Умерла образованнейшая и мудрейшая женщина XV столетия, прекрасная Роксолана, в 1558 году. Согласно историческим источникам, причиной смерти османской правительницы, наделенной полномочиями падишаха, стало отравление. Впрочем, это до сих пор не подтвержденная официально версия. Если учесть, что медицина в то время была не сильно развитой, Хюррем Хасеки могла скончаться от неизлечимого заболевания. Угасала королева Востока Роксолана буквально на глазах. Все попытки мужа и детей спасти жизнь султанши были тщетны, и в апреле 1558 года (то ли 15, то ли 18 апреля) Роксолана умирает.

Через год после трагедии тело восточной королевы будет перемещено в усыпальницу, расположенную в мавзолее куполообразной формы. Ее гробница была украшена роскошным декором, узорами и керамическими пластинами с изображениями райского сада. На надгробии также были вырезаны тексты стихов, которые посвящались Роксолане и ее обворожительной улыбке. Автор: Елена Суворова

Так, Михалон Литвин , бывший в середине XVI века послом Великого княжества Литовского в Крымском ханстве , в своём сочинении 1548-1551 годов «О нравах татар, литовцев и москвитян» (лат. De moribus tartarorum, lituanorum et moscorum ) при описании торговли рабами указывает, что «и любимейшая жена нынешнего турецкого императора мать перворожденного [сына] его, который будет править после него, похищена была из земли нашей» .

Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621-1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области , Украина) . Галина Ермоленко отмечает, что сообщение Твардовского подтверждается старой буковинской народной песней, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька , похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем .

Некоторые подробности о жизни Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке. Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией , эту версию приняли советские историки . По версии Михаила Орловского , изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1880 год) , она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области) .

Жена султана

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать шехзаде Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Наваджеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» . В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворце. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Султан . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед . В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдалла, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша , ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .
Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне , 15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана . Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hurrem Sultan Turbesi ) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада , а также с нанесенными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера . Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб Ханым Султан , дочери Хатидже Султан , сестры Сулеймана.

Дети

Хюррем родила султану шесть детей :

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуил Твардовский , 1633)
  • поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (Нестор Кукольник , 1835)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Михаил Орловский , 1880)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Тень Стервятника » (Роберт Говард , 1934); в рассказе Роксолана лишь упоминается, однако главным действующим лицом является вымышленный персонаж, Рыжая Соня , по сюжету являющаяся сестрой Роксоланы
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов , 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский , 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко , 1968)
  • поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта , 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер , 2003)
  • роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа, 2013; богато иллюстрированное издание)
  • роман «Гарем» (Бертрис Смолл, 1978)

Кино

  • телесериал «Роксолана » (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • документальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2014), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли , с 103 серии - Вахиде Гёрдюм (Перчин)

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксоляна» (Денис Сичинский , 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодалли , хореогр. Ойтун Турфанда , 1976)
  • песня «Роксолана» (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко , испол. Алла Кудлай , 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» (Александр Костин , либр. Борис Чип , 1995)
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (реж.-хореогр. Дмитрий Акимов , 2009)

См. также

Напишите отзыв о статье "Роксолана"

Примечания

  1. Смирнов Н. А. Россия и Турция в XVI-XVII вв. (в двух томах). - Т. 1. - М .: МГУ, 1946. - С. 60.
  2. Гавришков Б. М. // Советское славяноведение. - 1982. - № 6, ноябрь-декабрь. - С. 93. - ISSN 0132-1366
  3. Bonnie G. Smith. . - Oxford University Press, 2008. - Т. 4. - P. 517. - 2752 p. - ISBN 0195148908 , 9780195148909.
  4. Roxolana in European Literature… - P. 1.
  5. Yermolenko G. Roxolana: «The Greatest Empresse of the East». - P. 234.
  6. Михалон Литвин . / Пер. А. Л. Хорошевич . - М., 1994. - С. 72.
  7. Abbott E. A history of mistresses. - HarperFlamingoCanada, 2003. - 510 p. - P. 53.
  8. Roxolana in European Literature… - P. 49.
  9. Український радянський енциклопедичний словник: В 3-х т. Т. III. / За ред. М. Бажана. - 1-е вид. - К. : Головна редакція Української радянської енциклопедії. - 1968. - С. 162.
  10. Примітки. До стор. 425 // Кримський А. Ю. / Ред. тому О. І. Ганусець. - К. : Наукова думка, 1974. - 640 с. - С. 636.
  11. Орловский М. Я. Роксолана или Анастасия Лисовская: Ист. повесть. - Каменец-Подольский: Тип. Подол. губерн. правления, 1883.
  12. Василевский М. // День: Ежедневная всеукраинская газета. - № 124, четверг, 14 июля 2005.
  13. Roxolana in European Literature… - P. 272.
  14. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 58.
  15. Quinn R. S. . - Trafford Publishing, 2005. - P. 276. - ISBN 1-4120-7054-6 .
  16. Yermolenko G. Roxolana: «The Greatest Empresse of the East». - P. 233.
  17. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 55.
  18. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 59-60.
  19. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 60.
  20. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 61.
  21. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 62.
  22. Будучи поэтом, султан посвящал Роксолане любовные стихи на персидском и арабском языках. Некоторые из них сохранились. См. Roxolana in European Literature… - P. 5.
  23. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 63-64.
  24. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 59.
  25. Öztuna Y. Şehzade Mustafa. - İstanbul: Ötüken Yayınevi, 1978. - ISBN 9-7543-7141-5 .
  26. (тур.) . www.devletialiyyei.com. Проверено 29 апреля 2013. .
  27. Öztuna, Yılmaz. Kanuni Sultan Süleyman. Babıali Kültür Yayınları, 2006. s. 174-189
  28. Uzunçarşılı, İsmail Hakkı (1951, yeni ed. 1998), Osmanlı Tarihi: İstanbul’un Fethinden Kanunî Sultan Süleyman"ın Ölümüne Kadar , Ankara:Türk Tarih Kurumu Yayınları
  29. Терещенко А. В. Быть русскаго народа. - Ч. II. - СПб. : Тип. Министерства внутренних дѣл, 1848. - с.5.
  30. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 88-89.
  31. Peirce L. P. The Imperial Harem… - P. 63.
  32. Yermolenko G. Roxolana: «The Greatest Empresse of the East». - P. 237.

Литература

  • Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - 374 p.
  • Roxolana in European Literature, History and Culture / ed. by Galina I. Yermolenko. - New York: Ashgate Publishing, 2010. - 318 p.
  • Yermolenko G. // The Muslim World. - 95. - 2. - 2005. - P. 231-248.

Отрывок, характеризующий Роксолана

– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
– Mon cher, voue m"avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его.
Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.
– C"est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь.
– Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором.
– C"est bien, c"est bien… [Хорошо, хорошо…]
Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся.
– Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда.
Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на нее, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного.
– Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
Борис еще раз учтиво поклонился.
– Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
– Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
– Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
– Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
– Вы живете с матушкой?
– Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
– Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
– Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
– Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.



Просмотров