Из каких составных элементов состоят эвакуационные органы. Эвакуационные органы гражданской обороны. Методические рекомендации и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных


Организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагается на эвакуационные органы и органы управления по делам ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Эвакуационная комиссия – это основной орган, создаваемый во всех субъектах РФ, органах местного самоуправления и объектах экономики.

Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования (области, района, города). Он является заместителем председателя комиссии по ЧС. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников военных гарнизонов и военных комиссариатов.

Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, организации, учреждения. В состав объектовой эвакуационной комиссии входят начальники основных отделов (служб), начальники цехов или их заместители.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

организация и планирование эвакуации на своем уровне и в под­ведомственных звеньях;

организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

организация и контроль за своевременным комплектованием, подго­товкой и поддержанием готовности эвакуационных органов.

Эвакоприемные комиссии создаются для организации непосредственного приема, размещения и обеспечения населения, эвакуированного из зон ЧС. Комиссии формируются при органах исполнительной власти (местного самоуправления). В их состав включаются представители местной администрации, а также предприятий, учреждений, сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от форм собственности.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном взаимодействии с органами управления по делам ГОЧС.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначены для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуированного населения. СЭП размещаются вблизи железнодорожных и автобусных станций, морских и речных портов (пристаней), маршрутов пешей эвакуации и других мест, обеспечивающих сбор людей.

Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения, а для временного размещения населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один эшелон, судно, колонну.

СЭП обеспечивается прямой связью с городскими, районными и объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

При экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из зон ЧС сборные эвакуационные пункты могут не развертываться. Их задачу в этих случаях выполняют оперативные группы (ОГ), за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы (район, поселок, ЖЭК, ДЭЗ и др.).

На оперативные группы возлагаются задачи:

· оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (жительства или работы);

· распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

· контроль за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов;

· организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуированного населения и предназначены для его встречи и отправки в места последующего размещения. Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы, другие административные и общественные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время – возможность обогрева. В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжение питьевой водой.

При эвакуации в случае аварии на радиационно и химически опасном объекте создаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

Промежуточные пункты эвакуации создаются на внешней границе зоны возможного радиоактивного загрязнения (химического заражения) и должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, медицинскую помощь, санитарную обработку и отправку населения к местам временного размещения. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви.

На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

При эвакуации населения в пешем порядке для организации движения пеших колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями органов исполнительной власти из числа, как правило, ответственных работников дорожных организаций. Для вывода (вывоза) населения назначаются маршруты эвакуации, которые нумеруются. При возможности маршруты эвакуации не должны совпадать с маршрутами движения формирований РСЧС и подвоза материально-технических средств.

Основной обязанностью начальника маршрута эвакуации является обеспечение беспрепятственного прохождения колонн, поддержание организованности и установленного порядка. Начальник маршрута обеспечивается средствами связи. Также в его распоряжение могут передаваться средства инженерного обеспечения движения (бульдозеры, экскаваторы и др.). На маршрутах эвакуации организуется комендантская служба и служба регулирования движения. К решению данной задачи широко привлекаются органы МВД РФ.

Занятие 2. Планирование и обеспечение эвакуации

Планирование эвакуации

Планирование эвакуации проводится в период заблаговременной подготовки на основе прогноза возможных ЧС, их масштабов и последствий. За основу берется наиболее неблагоприятный вариант развития ситуации применительно к каждому потенциально опасному объекту и ЧС природного характера.

Планирование эвакуационных мероприятий осуществляет эвакокомиссия.

Эвакуационные комиссии в ходе заблаговременной подготовки разрабатывают План эвакуации, который является составной частью (разделом) Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При этом он разрабатывается на правах самостоятельного документа. План эвакуации разрабатывается на всех уровнях и является основным планирующим документом, определяющим порядок, последовательность и сроки эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.

К разработке Плана эвакуации привлекаются должностные лица управлений (отделов) ГОЧС, органов исполнительной власти, организаций и предприятий.

Планирование эвакуации осуществляется на основе тщательного прогноза и оценки возможной обстановки. В ходе оценки обстановки опреде­ляются:

источники (потенциально опасные объекты) ЧС техногенного характера в регионе (районе) и мас­штабы возможных ЧС, вызванных этими источниками, прогноз возможного развития обстановки (по вариантам) в результате конкретных ЧС;

виды стихийных бедствий, которые могут возникнуть на территории региона, их мас­штабы, последствия и прогноз возможного развития обстановки (по вариантам) в результате конкрет­ных ЧС природного характера;

численность населения, проживающего в опасных зонах и подлежащее эвакуации;

расчет сил и средств, необходимых для проведения эвакомероприятий при всех возможных вариантах развития чрезвычайных ситуаций;

порядок организации и проведения эвакомероприятий;

районы (места) для временного размещения, а при необходимости и для дли­тельного проживания эвакуируемого населения;

порядок обеспечения эвакомероприятий.

При разработке плана эвакуации члены комиссии руководствуются принципом необходимой достаточности и максимально возможного использования всех имеющихся сил и средств. При недостаточности собственных сил и средств по проведению и обеспечению эвакуации населения предусматривается привлечение в установленном порядке сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти, органов военного командования и других структур.

Для планирования эвакомероприятий из зон возможных чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера необходимо знать основные показатели:

удаление и потенциальную вместимость населенных пунктов, других учреждений и организаций по приему и размещению эвакуируемого населения;

наличие и возможности транспортных средств (по видам) и состояние дорожно-транспортной сети (маршрутов эвакуации);

наличие эвакоорганов и их готовность к проведению эвакуационных мероприя­тий;

возможности имеющихся сил и средств по всестороннему обеспечению эвакуации и организации жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

порядок взаимодействия с органами военного командования и другими органами исполнительной власти при подготовке и про­ведении эвакомероприятий.

Основу общего замысла Плана эвакуации составляют вопросы: численность эвакуируемых и последовательность их эвакуации, вид и количество транспортных средств, районы размещения людей и маршруты эвакуации, эвакуационные органы, их состав и места расположения.

План эвакуации разрабатывается текстуально. В нем отражаются следующие основные вопросы:

порядок оповещения населения о начале эвакуации;

численность эваконаселения с разбивкой по категориям;

виды, порядок и сроки эвакуации населения;

количество населенных пунктов, предприятий, организаций, подлежащих эвакуации;

районы размещения населения и их возможности по размещению эвакуируемого населения;

расчет количества транспортных средств и их распределение;

маршруты эвакуации, организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движе­ния на маршрутах эвакуации;

расчет количества и места расположения сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки;

мероприятия по подготовке районов эвакуации, пунктов посадки;

порядок вывоза материальных и культурных ценностей;

организация размещения эвакуированных в местах эвакуации и первоочередного жизне­обеспечения;

порядок проведения санитарно-противоэпидемических и медицинских мероприятий;

организация управления эвакуацией, другие вопросы.

В целях детализации ряда положений к Плану эвакуации разрабатывается ряд приложений в виде карт, схем, графиков и расчётов. Основным из них является расчёт на проведение мероприятий по эвакуации. В данном документе излагается расчет населения, подлежащего эвакуации; распределение эвакуируемых по способам эвакуации; расчёт транспорта и его распределение по организациями, учреждениям, населенным пунктам для эвакуации населения.

В безопасных районах эвакуационные комиссии при участии органов управления по делам ГОЧС, а также органов исполнительной власти (местного самоуправления), руководства организаций и учреждений разрабатывают план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, который также оформляется в виде раздела Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.

Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:

· эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);

· эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны

· сборные эвакуационные пункты (СЭП);

· приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

· промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

· группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

· оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;

· администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС. Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.

СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.

СЭП размещаются в местах, обеспечивающих условия для сбора людей.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.

Задачи оперативных групп:

· оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;

· распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

· осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

· организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.

На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

· организация и отправка пеших колонн;

· поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

· подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

· ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

· оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;

· организация охраны общественного порядка.

Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.

Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.

Заблаговременно проводимые мероприятия включают:

· планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;

· подготовку личного состава эвакуационных органов;

· подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;

· контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;

· оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;

· контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;

· подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.

Планирование эвакомероприятий

Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии органов исполнительной власти административно-территориальных образований Российской Федерации, отраслей (объектов) экономики совместного соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО. Планы эвакуации оформляются в виде разделов Планов гражданской обороны. В районах загородной зоны эвакоприемные комиссий органов местного самоуправления при участии соответствующих органов управления ГОЧС и служб ГО разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. Все документы планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне должны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию, разработанными преимущественно графически на картах, планах (схемах) городов (объектов) и удобными для практического использования в любых условиях. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

· выделения транспортных средств, для обеспечения перевозок эваконаселения;

· совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения);

· выделения сил и средств, для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;

· обеспечения ведения всех видов разведки;

· выделения сил и средств, для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно- противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

· возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;

· согласования районов размещения эваконаселения в загородной зоне.

Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности. Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам :

1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;

2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:

3-я группа - остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.
В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, указываются:

· порядок оповещения населения о начале эвакуации: численность эваконаселения с разбивкой по категориям; районы размещения эваконаселения в загородной зоне; сроки выполнения эвакуационных мероприятий; порядок вывоза (вывода) населения из кятегорированных городов;

· организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;

· организация обеспечения эваконаселения средствами индивидуальной защиты;

· организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуация;

· порядок размещения эваконаселения в загородной зоне и его первоочередного жизнеобеспечения;

· санитарно-противоэпидемиологические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

· руководство проведением эвакуации населения;

· организация информации и инструктирования населения в ходе эвакуации.

Основные задачи эвакокомиссии объекта:
1. В мирное время:

  • разработка совместно со штабом ГО объекта, службами ГО, органами управления ГОЧС и ежегодное уточнение плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей, обеспечение эвакомероприятий;
  • разработка и осуществление мероприятий по освоению закрепленного района размещения в загородной зоне, подготовка поквартирной схемы размещения рабочих, служащих и членов их семей;
  • подготовка предложений начальнику ГО объекта о составе администрации СЭП, назначении начальников эвакуационных эшелонов, старших автомобильных и пеших колонн;
  • подготовка личного состава СЭП, начальников эвакоэшелонов, старших автомобильных и пеших колонн к работе по предназначению.

2. При переводе ГО с мирного на военное положение:


Похожая информация.


Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями руководителей ГО территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управлениями ГОЧС и службами гражданской обороны.

Заблаговременно (в мирное время) создаются следующие эвакоорганы :

эвакуационные комиссии (ЭК) - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые; эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

сборные эвакуационные пункты (СЭП);

эвакоприемные комиссии (ЭПК) - при органах местного самоуправления;

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

оперативные группы (ОГ) по организации вывоза эваконаселения;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Территориальные, объектовые эвакуационные комиссии , ЭК министерств (ведомств) осуществляют общее руководство проведением эвакомероприятий из категорированных городов, подведомственных организаций и учреждений, эвакоприемные комиссии - приемом, размещением и организацией первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения.

ЭК и ЭПК возглавляются заместителями соответствующих начальников гражданской обороны. Они же (руководители ГО) определяют численность и состав комиссий в зависимости от объема возлагаемых задач.

В состав ЭК и ЭПК назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС.

Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

организация разработки и корректировки планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях;

организация и контроль за:

своевременным комплектованием, качественной подготовкой эвакуационных органов;

подготовкой, проведением и всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в загородную зону.

Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в загородной зоне. Ему присваивается номер и за ним закрепляются автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей и остальное население будет эвакуироваться через данный СЭП.

Приписка населения к СЭП производится из расчета не более 4000-5000 человек на один пункт, количество транспортных средств, подаваемых на СЭП, определяется в соответствии с численностью приписанного населения.

На каждом СЭП в состав групп регистрации и формирования колонн включаются представители эвакокомиссий объектов, приписанные к данному пункту.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) создаются при проведении эвакуации в два этапа и предназначаются для кратковременного размещения эваконаселения за пределами опасных зон и отправки его в места постоянного размещения в загородной зоне.

ППЭ размещаются вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. На них производится перерегистрация эваконаселения, а при необходимости - дозиметрический и химический контроль, санитарная обработка, а также обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления . Кроме того, на них возлагаются обязанности по подготовке и поддержанию маршрутов в исправном состоянии, ведению радиационной, химической и инженерной разведки, оказанию медицинской помощи заболевшим.

В состав группы управления входят представители основных предприятий и организаций, персонал которых выводится по данному маршруту, представители органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территориям которых проходят маршруты.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на подвижных средствах.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего эваконаселения. Они располагаются вблизи пунктов высадки. Под ПЭП отводятся общественные и административные здания. Местным транспортом или пешими колоннами эваконаселение вывозится (выводится) с ПЭП в места постоянного размещения.

В случае локальных военных конфликтов с целью ускорения вывоза гражданского населения из населенных пунктов приграничной зоны задачи организации эвакомероприятий возлагаются на оперативные группы (ОГ).

ОГ формируются из представителей органов местного самоуправления, соответствующих эвакоорганов, офицеров органов управления ГОЧС и органов военного управления.

При комплектовании оперативных групп необходимо учитывать, что они могут приступить к работе еще до начала массовой эвакуации из категорированных городов, по планам военного командования. Таким образом, оперативные группы будут выполнять комплексную задачу - оповещение, транспортное обеспечение, распределение эваконаселения по транспортным средствам и организация его посадки, сопровождение эвакоколонн по маршрутам эвакуации, организация размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированных.

Администрация пунктов посадки (высадки ) формируется из представителей соответствующих транспортных органов. Ее основной обязанностью является обеспечение своевременной подачи транспортных средств и организация посадки (высадки) эваконаселения на них.

Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку (переподготовку) в учебно-методических центрах Гражданской обороны и совершенствует свои практические навыки на учениях и штабных тренировках по тематике гражданской обороны.

1.Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения.

2.Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры), штабы ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся:

Эвакуационные комиссии;

Эвакоприемные комиссии;

Сборные эвакуационные пункты (СЭП):

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

Оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

3. Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах РФ, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.

Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.

Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций территориальных органов управления. Рабочий аппарат эвакуационных комиссий комплектуется по направлениям работы и может состоять с учетом местных условий из нескольких групп: по учету вывозимого и выводимого населения, эвакотранспортной, по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечения эвакомероприятий и др.

Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Примерная организационная структура и основные задачи эвакуационных комиссий при выполнении эвакуационных мероприятий из зон ЧС мирного времени приведены в приложениях 6-10.

4. Для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах создаются эвакоприемные комиссии.

В состав эвакоприемных комиссий, формируемых при органах местного самоуправления, включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы (далее - объектов экономики).

Примерная организационная структура и основные задачи эвакоприемных комиссий при проведении эвакуации в ЧС приведены в приложениях 11-14.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим начальникам гражданской обороны и работают в тесном взаимодействии со штабами ГОЧС.

5. Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения. формирования эвакуационных, колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяется с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения подготавливаются имеющиеся защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные помещения), оборудуются простейшие укрытия.

СЭП создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну).

Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-эксплуатационные организации, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Примерная организационная структура СЭП и основные задачи его администрации приведены в приложениях 15 и 16.

6. Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.

Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие, общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжение питьевой водой.

Для этого могут быть использованы стационарные пункты общественного питания - столовые, кафе и др., а при их отсутствии - подвижные пункты питания.

Численность персонала ПЭП определяется с учетом численности прибывающего по эвакуации населения и объема мероприятий по его обеспечению.

Примерная организационная структура ПЭП и основные задачи его администрации при проведении эвакуации в ЧС приведены в приложениях 17 и 18.

7. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

В городах, районах и на объектах народного хозяйства (предприятиях, организациях и учебных заведениях) создаются эвакуационные комиссии, а в сельской местности – эвакоприёмные комиссии.

Объектная эвакуационная комиссия создаётся по решению начальника ГЗ объекта. В состав включаются представители профкома, отдела кадров, штаба и служб ГЗ объекта, начальники цехов; главой назначается один из заместителей руководителя объекта. Комиссия занимается:

· Учётом работников, служащих и членов их семей, которые подлежат эвакуации;

· Определением состава пеших колон и уточнением маршрутов их движения;

· Решением вопросов транспортного обеспечения;

· Подготовкой ППЭ, районов рассредоточения и эвакуации, пунктов посадки и высадки;

· Организацией связи и взаимодействия с районной (городской) эвакуационной комиссией и сборным эвакуационным пунктом;

· Установлением связи с эвакоприёмной комиссией и приёмным эвакопунктом сельской местности и решению вместе с ними вопросов размещения, материального обеспечения, медицинского и бытового обслуживания эвакуированного населения.

Рассредоточение и эвакуация проводятся через сборные эвакуационные пункты (СЭП), создаваемые городскими эвакуационными комиссиями. Эти пункты назначаются для сбора, регистрации эвакуированного и рассредоточиваемого населения, и отправление его на пункты (станции, платформы, пристани) посадки или на пункты выдвижения пешеходных маршрутов. На СЭП также возлагается: организация посадки людей на транспорт или формирование пеших колон и отправление их в загородную зону, организация укрытия людей в районе СЭП по сигналу «Воздушная тревога»; представление данных в эвакуационную комиссию о количестве людей, отправленных в загородную зону.

СЭП разворачиваются в гражданских зданиях (школах, клубах и т.п.), вблизи железнодорожных станций, платформ, пристаней, т.е. вблизи мест посадки на соответствующий транспорт. Также на предприятиях, которые имеют подъездные колеи или речные (морские) причалы, и на тех, на которых рассредоточение работников и служащих и эвакуация членов их семей предусмотрены автомобильным транспортом.

Для сбора, регистрации и отправления населения пешком СЭП разворачиваются на окраинах города возле конечных пунктов городского транспорта и пунктов выдвижения пешеходных маршрутов.

На территории СЭП и вблизи его должны быть подготовленные хранилища и укрытия из расчёта размещения в них всех людей, которые находятся на СЭП одновременно.

Каждому СЭП присваивается порядковый номер и к нему приписываются ближайшие объекты народного хозяйства, учреждения, организации, ЖЭКи района (микрорайона), население которого будет эвакуироваться через этот СЭП. Образец состава СЭП: начальник, заместитель начальника, группа оповещения, группа регистрации и учёта, стол справок, группа охраны гражданского порядка, медпункт, начальники автоколонн или железнодорожных эшелонов, комендант и дежурные.

Начальник СЭП утверждается решением главы районной (городской) администрации из числа управляющего состава учреждений и организаций, приписанных к данному СЭП, по представлению главы эвакуационной комиссии. Заместитель начальника подбирается также из управляющих работников, а весь другой состав комплектуется из работников и служащих предприятий, учреждений, на базе которых разворачивается СЭП.

Администрация СЭП должна обеспечить: своевременный учёт прибывающего населения; организованное отправление его на станции (пункты) посадки; формирование пеших колон и отправление их на пункты выдвижения маршрута; приём, загрузку и отправление вещей населения, которое эвакуируется пешком; предоставление медицинской помощи больным; поддержку общественного порядка и выполнение других заданий, связанных с эвакуационными мероприятиями. Время прибытия людей на СЭП определяется и назначается в зависимости от плана подачи транспорта на пункты посадки или времени отправления пеших колон.

В сельских районах проведение мероприятий по приёму и размещению эвакуированных возлагается на начальников и штабы ГЗ сельских районов, колхозов, совхозов. На помощь штабу ГЗ сельского района при администрации местного самоуправления создаются приёмные комиссии, в состав которых включаются ответственные работники районных организаций и служб; возглавляет их заместитель главы администрации.

Приёмная комиссия ведёт подготовку по приёму и размещению эвакуированного населения, предприятий и учреждений, организовывает снабжение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинское и другое обслуживание и обеспечение. Для непосредственного приёма эвакуированных районные комиссии создают приёмные эвакопункты (ПЭП) вблизи станций (пунктов) высадки. Помещение под ПЭП подбирается районной эвакоприёмной комиссией и утверждается решением главы администрации района.

Задачи ПЭП: организация встречи прибывших, их учёт и отправление на конечные пункты размещения транспортом района или пешком.

Состав ПЭП и его численность определяются с расчётом количества пребывающего населения. Состав его может быть таким: начальник ПЭП, заместитель начальника, группа встречи и приёма эвакуированных, группа учёта и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуированных в место расселения, группа питания и снабжения, стол справок, комната матери и ребёнка, медпункт, пост охраны общественного порядка, комендант.

На промежуточных пунктах эвакуации (ППЭ) создаётся администрация. Она формируется из постоянного состава ответственных работников, органов местного самоуправления территории расположения ППЭ; из представителей штаба ГЗ городского района, с территории которого проводится эвакуация; ответственных работников ОНХ, ЖЭКов и других организаций, принимающих участие в проведении эвакуации.

ППЭ совершает приём, отправление эвакуируемых, поэтому штатный состав пункта зависит от числа людей, проходящих через него. Образец состава ППЭ: начальник, его заместитель, группа по приёму, учёту и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа (организует дальнейшую эвакуацию), группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребёнка, стол справок, группа охраны гражданского порядка.

Для обеспечения бесперебойного движения на путях рассредоточения и эвакуации, на каждый маршрут назначается начальник маршрута с группой управления. В её состав включаются представители предприятий и организаций, которые движутся данным маршрутом; представители сельских районов, по территории которых проходит маршрут; службы охраны общественного порядка и другие службы ГЗ.

Группы управления обеспечиваются необходимыми средствами связи и оповещения, им подчиняются силы и средства для ведения радиационной, химической и медицинской разведки.

Из состава группы управления создаются посты регулирования движения, которые информируют начальника маршрута о движении колон и докладывают обстановку на маршруте, передают необходимые распоряжения, поддерживают связь с органами ГЗ сельских районов и начальниками ППЭ. Должности для постов регулирования создаются заранее с таким расчётом, чтобы до момента выхода на маршруты колон они были на своих местах.

Проведение эвакуации

Эвакуация проводится по решению Кабинета Министров Украины и совершается органами исполнительной власти. Решение на проведение экстренной эвакуации могут принять начальники ГЗ объекта, района, города. Подготовительная и организационная работа по проведению эвакуации возлагается на штабы ГЗ и эвакуационные органы.

Получив распоряжение о проведении эвакуации, штабы ГЗ объектов народного хозяйства вместе с эвакуационными комиссиями:

· уточняют численность работников, служащих и членов их семей, которые подлежат рассредоточению и эвакуации, номера железнодорожных эшелонов, автомобильных колон и пешеходных маршрутов, выделенных объекту по плану;

· оповещают и организовывают сбор работников, служащих и членов их семей;

· предоставляют помощь СЭП относительно регистрации и посадки тех, кого эвакуируют на транспорт, а также в формировании и отправлении пеших колон;

· помогают местным органам в районах рассредоточения и эвакуации размещать прибывающее население.

Начальники СЭП с получением распоряжения о начале проведения эвакуационных мероприятий:

· приводят СЭП в готовность для приёма эвакуированных;

· устанавливают связь с начальниками станций, портов, пристаней и пунктов посадки, а также со штабами ГЗ объектов, приписанных к данному СЭП;

· уточняют порядок отправления работников и служащих предприятий, учреждений и организаций, номера выделенных железнодорожных эшелонов (автоколонн, суден), время их подачи и отправления, номера пешеходных маршрутов, состав пеших колон и пунктов выдвижения.

По мере прибытия населения, начальники СЭП вместе с представителями штабов ГЗ объектов и ЖЭКов совершают его приём и регистрацию, распределяют по вагонам (автомобилям, кораблям), формируют пешие колонны, информируют штаб ГЗ и эвакуационную комиссию города о ходе эвакуации.

О начале эвакуации население оповещается через предприятия, учебные заведения, домоуправления и органы милиции.

Собираясь на СЭП, каждый должен взять с собой паспорт, военный билет, документы об образовании, трудовую книжку или пенсионное удостоверение; свидетельство о рождении детей, необходимый запас продуктов (на 2-3 дня), бельё, постель и другие необходимые вещи с учётом продолжительности пребывания в загородной зоне.

Детям дошкольного возраста необходимо положить в карманы или пришить к одежде записки с указанием фамилии, имени, отчества и места проживания или работы родителей.

Перед выходом из квартиры необходимо отключить электричество, закрыть окна, перекрыть вентили в системе отопления и водоснабжения, отключить газ, закрыть квартиру, сдать ключи представителю домоуправления.

На СЭП эвакуируемые проходят регистрацию, группируются по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам автоколонны и в указанное время выводятся в пункты посадки на транспорт.

На пунктах посадки администрация станции (платформы, пристани) вместе с представителями объектов организовывает посадку людей в вагоны (автомашины, корабли) и поддерживает необходимый порядок. Посадку проводят старшие по вагонам (автомашинам, кораблям). После посадки, а потом в дороге, эвакуированным не разрешается без особой необходимости выходить из транспорта.

После прибытия эшелона (автоколонны) на пункт высадки, эвакуируемые по распоряжению начальника эшелона (автоколонны) выгружаются и направляются на приёмный пункт, где проходят регистрацию, распределяются по населённым пунктам и идут к ним. Дети, инвалиды и старики, а также вещи эвакуируемых людей, перевозятся местным транспортом.

Эвакуируемые пешим порядком также проходят регистрацию на СЭП, после которой строятся в пешие колонны (по 500-1000 чел.). Колоны формируются предприятиями (учреждениями, организациями, ЖЭКами). Начальники пеших колонн назначаются руководителями этих предприятий.

Начальнику колонны выдаётся схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим движение. Для удобства управления колона разбивается на группы по 50-100 человек. В них назначаются старшие, которые проверяют составы своих групп, не допускают в колонну посторонних и следят, чтобы не было отстающих.

В назначенное время колонны выводятся на пункты выдвижения и направляются указанными маршрутами. Расчётная скорость движения 3-4 км/час. Между колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Через каждые 1-1,5 часа движения предусматривается малый привал, продолжительностью 15 мин., а в начале второй половины суточного перехода – большой привал на 1-2 часа.

Суточный переход заканчивается с приходом в ППЭ. На ППЭ организовывается учёт прибывших, временное размещение их в жилых помещениях или в палатках, обеспечение едой и водой с последующим отправлением к месту расселения.

От ППЭ в зависимости от обстановки и транспортных возможностей, эвакуируемые могут перевозиться транспортом сельского района или транспортом, освободившимся от предыдущих эвакуационных перевозок. Те, кто подлежит размещению в прилегающих к ППЭ районах, к конечным пунктам могут отправляться пешком.

Тема: Организация и проведение эвакуационных мероприятий на объектах хозяйственной деятельности при чрезвычайных ситуациях

Цель: Изучить порядок эвакуации и рассредоточения работников, служащих и населения. Мероприятия по эвакуацииПланирование и организация эвакуационных мероприятий. Эвакуационные органы и их функции.

Оборудование: калькулятор, таблицы, схемы

Ход работы:

1. Расчет количества сотрудников объекта, которые подлежат эвакуации транспортом.

2. Расчет количества сотрудников объекта, которые подлежат эвакуации пешим порядком.

3. Расчет количества членов семей сотрудников, которые подлежат эвакуации транспортом.

4. Расчет количества членов семей сотрудников, которые подлежат эвакуации пешим порядком.

Исходные данные для расчета проведения эвакуации постоянного состава и членов семей ОХД (объект хозяйственной деятельности).

1. Выписка из плана эвакуации объекта.

2. Автобус – 35 мест.

3. Автобус – 60 мест.

4. Прибытие на СЭП – за 1 час до отправки.

5. Скорость автоколонны – 40 км/ч

6. Скорость пешим ходом – 4 км/ч

7. Личный автомобиль – 4 человека.

Выписка из плана эвакуации объекта

Решением облисполкома № 43 от 20 сентября 2013 года в загородной зоне объекту выделен пункт эвакуации село Рубежное, Симферопольского района (70 км от города). Эвакуацию постоянного состава объекта и членов их семей провести комбинированным способом.

Отправка транспортом. Объекту выделено 5 автобусов ЛАЗ-695 (35 мест) из АТП 21145. Колонна № 24 убывает от объекта в «ч» + 6ч.30мин. В село Рубежное прибывает в «ч» + 8ч.00мин. Для отвоза груза объекту выделено 6 машин типа ЗИЛ-130 из АТП 21130. Отправка в «д» + 1 сутки.

Отправка пешим порядком. Эвакуацию провести через СЭП № 10 (клуб объекта, ул. К.Маркса, 12). Колонна № 73, время убытия «ч» + 2 ч. 00мин. ППЭ – село Шестаково (30 км от города). С ППЭ до с. Рубежное колонна № 52 убывает на автобусах (35 - 60 мест) в «ч» + 22 ч.00 мин.

Краткая характеристика объекта. Сотрудников 165, членов семей 198. Из числа сотрудников имеют мобилизационные предписания 34 чел., инвалидов и пожилых 18 чел., имеют личные автомашины 6 чел. Члены семей: инвалиды и пожилые 44, дети 66. Владельцы личных автомашин относятся к группе эвакуации транспортом, по 4 чел. на машину.

Расчёт проведения эвакуации с указанного объекта (смотри условия задачи и свой вариант):

1. Количество людей, подлежащих эвакуации – 329 чел., из них

· сотрудников: 165-34 (имеют мобилизационные предписания) = 131чел.;

· членов семей – 198 чел.;

131 чел. + 198 чел. = 329 чел.

2. Подлежит эвакуации в первую очередь – 128 чел., из них:

· инвалиды из числа сотрудников – 18 чел.;

· члены семьи - 110 (инвалиды и пожилые люди – 44, дети – 66),

44 + 66=110 чел.;

18 чел.+110 чел. =128 чел. (инвалиды, пожилые люди, дети).

3.Количество людей, эвакуируемых на автомобильном транспорте – 199;

5 (автобусов) х 35 чел. = 175 чел.,

6 (личные автомашины) х 4 чел. = 24 чел.,

175 чел. + 24 чел. = 199 чел.,

4.Оставшиеся места на автомобильном транспорте - 71

199 – 128 (инвалиды, пожилые люди, дети) = 71, эти места предоставляются сотрудникам рабочих смен, следовательно количество сотрудников, подлежащих эвакуации автомобильным транспортом – 89 чел.

18 чел. (инвалиды) + 71 чел. = 89 чел.,

остальные лица будут эвакуированы пешим порядком.

5. Вычисляем количество людей, подлежащих эвакуации пешим порядком - 130 человек.

329 чел. – 199 чел.(эвакуация автомоб.транспорт) = 130 чел., из них:

сотрудники – (131 – 89) = 42 чел.,

члены семьи - (198 – 110) = 88 чел.

Приложение 1

Вариант Количество постоянного состава Члены семьи Кол-во детей Кол-во автобусов (по 35 мест) Кол-во личных автомо-билей
Всего Мобилизационное предписание Пожилые и инвалиды Всего Из них пожилые и инвалиды
-


Просмотров