Категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Перечень льготных категорий граждан — порядок оформления соцподдержки Федеральный закон о льготных категориях граждан

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Именно этот конституционный принцип во многом предопределяет содержание статей гл. 7 Кодекса и многих других его положений.

Разъясняя указанную норму Конституции РФ, специалисты отмечают, что она закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья.

В новой системе государство и муниципальные органы тотально не аккумулируют средства населения для последующего жилищного строительства и распределения квартир.

Теперь каждый должен самостоятельно вкладывать средства в покупку или строительство жилья, не рассчитывая на решение своей жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов.

Время новоселья будет определяться не многими годами ожидания в очереди на получение жилья, не решением органов управления и профкомов, как было ранее, а доходами гражданина, материальной возможностью купить, построить или нанять жилье. Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, указанные в законах, будут

обеспечиваться жильем исходя из традиционных для отечественного законодательства принципов: сохраняется режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными нормами из государственного или муниципального жилищного фонда. Эмоциональная оценка приведенных рассуждений может быть различной, однако необходимо признать, что они объективно отражают существующую в современной России экономико-правовую реальность.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 Кодекса. Согласно ч. 3 ст. 49 Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Отметим, что положения Кодекса о правовом регулировании оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления им жилья (ч. 3 ст. 49) следует толковать ограничительно: поскольку здесь говорится о федеральных и региональных законах и указах Президента РФ, постольку органы исполнительной власти федерального и регионального уровня не наделены правом определять основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 49 Кодекса нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Например, особенности обеспечения жильем такой категории граждан, как инвалиды, предусмотрены ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(14). Обеспечение жильем инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 14-21 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ", который применяется в редакции ФЗ от 02.01.2000 г. N 40-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями*(15). Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (см. ч. 2 ст. 49 Кодекса).

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. п. 3 ст. 13 Кодекса). Ориентиром здесь могут служить, например, положения ФЗ от 05.04.2003 г. N "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"*(16). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи был утвержден постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. N 512.

При признании гражданина малоимущим должны учитываться не только размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим. Однако Кодекс в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами семьи. Это – существенный недостаток указанной нормы, поскольку в результате создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия "члены семьи" на региональном уровне: порядок признания гражданина малоимущим должен определяться законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 49 Кодекса). Представляется, что поскольку в данном случае мы имеем дело с очевидным "пробелом" в правовом регулировании, во избежание неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона (см. ч. 1 ст. 7 Кодекса) применять правила ч. 1 ст. 69 Кодекса, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 г. N 17*(18) при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина- заявителя рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные гражданином- заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином- заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе: а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством: в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: – , компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров: – ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

Стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно- исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; – пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; – пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Ежемесячное пособие на ребенка; – ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; – ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; – ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства:

Ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; е) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в подпункте "д", и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями; ж) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину-заявителю, к которым относятся: – доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества ( , домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств; – доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); з) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, в которые включаются: – денежное довольствие военнослужащих (за исключением доходов военнослужащих, указанных в п. 3.6 данных Методических рекомендаций), сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации; – единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы; – оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; – материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования; – доходы от занятий ской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства: – доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций; – , получаемые членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином заявителем; – проценты по банковским вкладам; – наследуемые и подаренные денежные средства: – денежные эквиваленты полученных членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. При принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать следующие виды доходов, не указанные в Постановлении Правительства РФ от 20.08.2003 г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи": а) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты (то есть денежные эквиваленты льгот и компенсаций по оплате транспортных услуг, денежные эквиваленты льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг); б) денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг); в) компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;

г) денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного; д) денежные средства из любых источников (за исключением собственных средств гражданина-заявителя или членов его семьи), направленные на оплату обучения гражданина-заявителя или членов его семьи в образовательных учреждениях; е) доходы, полученные от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования; ж) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных; з) суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(19); – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "*(20); – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(21); – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"*(22); – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; и) суммы предоставленной государственной социальной помощи. При принятии закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан не рекомендуется включать:

Единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; – компенсации материальных затрат, выплачиваемые безработным гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"*(23); – пособия на погребение, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"*(24): ежегодные компенсации и разовые (единовременные) пособия, предоставляемые различным категориям граждан в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской

АЭС"; – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "; – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Из дохода семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется исключать суммы уплачиваемых алиментов. Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с ч. 9 ст. 156 Кодекса граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, проживающие по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем). Таким образом, указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в пользование фактически бесплатно. Однако полезно обратить внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 Кодекса. Нельзя не обратить внимание на то, что согласно ст. 49 Кодекса основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут устанавливаться не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что все такие основания было целесообразно исчерпывающим образом определить именно в Кодексе, ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе (см. ст. 51), могут быть "оттеснены" в очереди на получение жилья теми категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы на федеральном и региональном уровнях.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 49 Кодекса жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Напомним, что по общему правилу участниками жилищных отношений могут быть как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства

(см. ст. 4 Кодекса). Однако применительно к социальному найму введено исключение из этого правила: по договорам социального найма жилые помещения предоставляются только гражданам России, если международным договором не предусмотрено иное (нормы международного права приоритетны по отношению к национальному законодательству). Следует полагать, что эта правовая новелла имеет целью обеспечить бесплатным или предоставляемым за более или менее доступную плату жильем прежде всего российских граждан.

Тихомиров М.Ю. Жилищный учет: очередность и порядок предоставления жилых помещений – "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2011 г. – 65 с.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

В Российской федерации действует единый закон об оказании социальной поддержки отдельным категориям граждан. Кроме этого в каждом субъекте существуют определенные программы помощи населению. В связи с этим социальные категории граждан делятся на две группы: федеральные льготники и областные.

Кто к ним относится

Кто такие льготники? Федеральная поддержка предоставляется следующим категориям:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • ветераны и инвалиды ВОВ и блокадники;
  • , принимавших участие в боевых действиях;
  • , дети с инвалидностью;
  • герои труда;
  • пострадавшие на ЧАЭС;

Рассмотрим подробнее, какие привилегий имеют граждане, получающие федеральную поддержку по закону.

Участники войн, блокадники

  1. Возможность одновременного оформления нескольких пенсионных пособий одновременно: по старости или инвалидности. Это регламентировано законом РФ No166. Кроме этого существует возможность получать дополнительное денежное обеспечение и ЕДВ.
  2. Право на получение жилья бесплатно из расчета 36 м2 на ветерана. В случае проживания с ним членов семьи, то на каждого человека приходится еще по 18 м2.
  3. Разнообразная поддержка в социальном плане, при этом можно выбрать соцпакет или деньги.

Ветераны войны освобождаются от налога на 1 квартиру или дом, в случае если он является собственностью ветерана. Есть регионы, освобождающие эту категорию лиц от транспортного и земельного налогов.

Инвалиды, дети-инвалиды

Закон РФ No181 определяет помощь гражданам этой категории, под него попадают: инвалиды с детства, инвалиды 1 и 2 группы, в определенных случаях даже 3 гр, дети-инвалиды.

  1. Инвалиды 1, 2, 3 групп получают денежные выплаты , и имеют .
  2. В натуральном виде, например, получение бесплатно : продуктов, лекарств, из федерального перечня, проезд на транспорте бесплатно.
  3. Право на услуги в любого учреждения вне очереди.

Так же эти льготы подразделяются на виды, по временному предоставлению:

  • единовременное пособие;
  • ежемесячные льготы, например, скидка на оплату коммуналки в размере 50%;
  • ежегодная помощь – проезд на транспорте.

Пострадавшие на ЧАЭС

Как оформить преференцию

  1. Согласно , нужно посетить поликлинику и проконсультироваться с лечащим врачом о возможном получении помощи от государства, будь то региональные или федеральные льготы.
  2. Если у вас есть право на получение помощи от государства, то вам следует отправиться в отделение ПФ в вашем городе. Следует написать по образцу, который вам предоставит сотрудник ПФ и собрать пакет документов.
  3. Пенсионный фонд выдаст справку, в которой будет указано, что с такого-то числа вы обладаете правом на получение лекарств.
  4. Затем каждый месяц с этой справкой нужно ходить к своему доктору, и он будет выписывать рецепт на льготные медикаменты или на приборы медицинского назначения. В амбулаторной карте появится соответствующая запись.
  5. Если вы имеете право на региональные льготы, то документы следует сдать в поликлинику для оформления преференции.

Льготные категории граждан достаточно разнообразны. Однако не все люди в России пользуются положенными им льготами, причем чаще всего они просто об их наличии не знают. У других же не всегда есть время, чтобы посетить все инстанции и получить необходимую информацию.

Сейчас не так много людей, которые пользуются своими привилегиями, положенными по закону. Чтобы получить льготы от государства, нужно только собрать комплект документов и предоставить в государственные органы, которые занимаются этим вопросом.

Список льготных категорий граждан и необходимые документы

Перечень категорий граждан, имеющих право на льготы, заключается в следующем. Во-первых, такое право предоставляется всем инвалидам, которые участвовали в Великой Отечественной войне или в других масштабных боевых действиях. Документом, который необходимо предоставлять для того, чтобы участвовать в тех или иных мероприятиях, является удостоверение инвалида с правом на льготы.

Во-вторых, отдельную группу составляют люди, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, но при этом получили инвалидность не из-за участия в боевых действиях, а из-за общих болезней либо увечий из-за трудовой деятельности. Учитываются и другие факторы, но при этом исключаются люди, которые стали инвалидами из-за действий противоправного характера. Документом, подтверждающим право на получение льгот, является свидетельство участника войны.

В-третьих, льготы получают и военные люди Великой Отечественной войны, причем учитываются и те, которые были в отставке или в запасе, воевавшие или временно отстраненные (при этом находились в штабах или других учреждениях, относившихся к армии). Документом тоже является удостоверение участника военных действий.

Обязательно получают льготы люди, которые во время Великой Отечественной войны служили в органах внутренних дел или обеспечивали государственную безопасность. Документы будут теми же. Причем участие в военных действиях засчитывается в счет выслуги лет для того, чтобы выйти на пенсию.

Обязательно учитывается категория граждан, которые в военное время работали на предприятиях и различных военных объектах и ведомствах. Выделяется категория лиц, которые входили в состав партизанских батальонов, выступавших против фашистов.

Отдельную группу составляют лица, которые работали в Ленинграде на предприятиях в период блокады и были награждены медалью с отметкой за оборону города. Еще одну группу формируют лица, награжденные знаком жителя Ленинграда в период блокады, при этом они признаны инвалидами из-за общих болезней, увечий по трудовым причинам или из-за прочих факторов, за исключением неправомерных действий.

Еще список пополняют лица, которые являются нетрудоспособными, при этом в их семье есть умерший инвалид военных лет. Родители человека, который погиб на войне, тоже имеют право на помощь от государства. Это же касается и членов семей, в которых военный погиб, попав в плен. Государственную помощь должны получать люди, которые проживают на территории России на данный момент, но в военные годы были несовершеннолетними и находились в гетто, концлагерях и пр.

Право на субсидии имеют люди, которые стали инвалидами из-за участия в боевых действиях в Алжире, Египте, Йемене, Вьетнаме, Сирии, Анголе, Мозамбике, Афганистане, Эфиопии, Камбодже, Лаосе, Ливане, Чечне (в том числе и на Северном Кавказе). Если военный погиб при вооруженном конфликте во время выполнения своих задач, то его семья тоже получает государственную помощь.

Отдельную группу составляют граждане страны, которые перенесли лучевое заболевание и прочие болезни из-за радиации после аварии на Чернобыльской АЭС. Это касается и тех, кто участвовал в ликвидации последствий этой катастрофы. Военные, которые были привлечены к этим работам, тоже получают льготы.

Граждане, которые были эвакуированы из области распространения радиации либо оставили эту территорию добровольно, должны получать помощь от государства. Это относится и к тем, кто подвергся радиационному облучению из-за аварии в 1957 году на заводе «Маяк», а также из-за сбросов вредных веществ в реку Теча.

Многодетные семьи тоже получают помощь от государства. Ветераны труда, военной и государственной службы входят в список тех, кому выплачиваются льготы.

Вернуться к оглавлению

Какие льготы от государства можно получить

Льгота — это преимущество, предоставляемое определенным лицам.

Сейчас существует такой перечень льгот, которые помогают улучшить условия жизни граждан:

  1. Получение жилья — предполагается для семей с большим количеством детей и матерям-одиночкам. Льгота предоставляется пенсионерам, военнослужащим, реабилитированным, ветеранам.
  2. Оплата коммунальных услуг. Этот вариант предназначен для людей некоторых профессий, работающих в селах. То же касается тех, кто пострадал при чернобыльской аварии, военнослужащих, ветеранов, инвалидов и реабилитированных.
  3. Кредитование. Такая льгота предоставляется судьям, прокурорам, милиционерам, реабилитированным, переселенцам, многодетным семьям и пострадавшим из-за чернобыльской аварии.

Под субсидией понимают выплаты, которые предоставляются из бюджета на местном или государственном уровне, из специальных фондов. Выделяют несколько видов субсидий:

  1. Безвозмездная. Такая выплата осуществляется 1 раз с определенной целью, причем средства возврату не подлежат.
  2. Целевая. Предоставляемые средства использовать можно только для достижения определенной цели.
  3. Долевая. Такой вариант считается совместным финансированием, причем необходимо выполнять требования.

Еще выделяют такие льготы, как выплаты. К примеру, они осуществляются при рождении малыша, для ухода за ним, для ухода за инвалидами и военными. Суммы выплат меняются каждый год.

Еще есть выплаты, которые являются государственной компенсацией различного вреда — нанесения ущерба или нарушения прав человека. Выделяют также пенсии. Они выплачиваются по определенным условиям, к примеру, из-за инвалидности, потери кормильца в семье, а также гражданам в определенном возрасте, которые уже прекращают трудовую деятельность. Есть специальные скидки, которые предназначены для лиц, проходящих обучение, и семей с большим количеством детей, инвалидов, ветеранов, людей, ликвидировавших последствия чернобыльской катастрофы.

В настоящее время приблизительно 26 процентов россиян имеют права на те или иные льготы и компенсации. Однако практика показывает: очень много граждан не знают точно, какие именно преференции им предоставлены в законодательном порядке, а между тем знание позволило бы им существенным образом экономить средства.

Впрочем, в реальности помощь такого рода бывает двух типов:

  • предоставляемая конкретным социальным категориям;
  • субсидии для семей малообеспеченных.

Между тем в России существуют льготы федеральные и региональные.

Какая между региональными и федеральными регистрами льготников разница

Различие в данном случае одно – финансирование. То есть если существующий регистр льготников обеспечивается за счет госбюджета, то он федеральный, когда же деньги привлекаются из казны субъекта, то речь идет о региональном.

В частности, федеральные льготы перечислены в нормативных актах, изданных высшим руководством страны. Они, по сути, закрыты для редактирования, и изменения туда вносят только по распоряжению центра.

В то же время привилегии, предоставляемые на уровне регионов, устанавливаются властями субъектов федерации без обязательного согласования с Москвой. Таким образом, в ситуации, когда определенная помощь гражданину поступает непосредственно из местного бюджета, он лишается возможности получать льготу аналогичного порядка за счет федеральной казны.

Законодательство указывает, что если та или иная поддержка есть в обоих перечнях, то гражданину необходимо будет определиться, какое финансирование предпочесть.

Льготники федерального уровня

  • лица, имеющие звание Героя РФ или Советского Союза;
  • награжденные всеми степенями ордена Славы (или же Трудовой Славы);
  • Герои Соцтруда;
  • инвалиды ВОВ;
  • участники войны;
  • ветераны военных действий.

В случае если гражданин, имевший один из вышеприведенных статусов умирает, его привилегиями разрешено пользоваться нетрудоспособным ближайшим родственникам.

Среди прочих льготы также предоставлены гражданам России:

  • проживавшим в блокадном Ленинграде;
  • узникам немецко-фашистских концентрационных лагерей;
  • чернобыльцам;
  • пострадавшим в результате аварии, произошедшей в 1957-м на производственном объединении «Маяк»;
  • получившим заболевания в результате воздействия радиации на полигоне в Семипалатинске;
  • входящих в семьи погибших при исполнении долга военных.

В федеральный перечень также включены инвалиды, и в том числе дети и семьи, где они воспитываются. Следует подчеркнуть, что предоставление льгот указанным выше категориям граждан никак не зависит от жилищных условий и определенных норм потребления газа, света, воды и пр.

Помимо этого, они также могут бесплатно:

  • получать некоторые лекарства из утвержденного правительством списка;
  • ездить в городском транспорте;
  • брать билеты на проезд в любую точку РФ и пр.

В то же время уровень помощи инвалидам прямо зависит от того, сколько с ними совместно проживает людей. Таким образом, одиноким гражданам, причисленным к этой категории, государство полностью компенсирует и квартплату, и траты на коммуналку. В ситуации когда инвалид проживает с родными, то сумма взносов разделяется на всех членов его семьи, и компенсация выдается только в виде одной доли, приходящейся конкретно на льготника.

Вообще же граждане категорий, приведенных в федеральном списке, все без исключения могут рассчитывать на получение компенсации как минимум в размере 50 процентов от общих расходов на коммунальные услуги. При этом такая помощь выдается только на одну квартиру. В частности, лицам со второй группой инвалидности предоставляется возможность получить скидку по ЖКХ только на одно жилое помещение.

При наличии прав на льготу сразу по нескольким основаниям, она будет предоставляться только по одному из них. Таковы требования российского законодательства.

Региональные льготники

  • ветеранов труда;
  • несовершеннолетних сирот;
  • детей, лишенных родительской опеки;
  • многодетные семьи;
  • лиц, имеющих звание почетного донора;
  • служащих в системе образования;
  • медицинских работников;

Причем в отношении последних двух групп, льготы предоставляются только в том случае, если они проживают и трудятся на селе.

Кроме всего вышеперечисленного, определенные льготы на уровне субъектов нередко предоставляют:

  • одиноким гражданам, возраст которых перевалил за 80 лет;
  • детям до 18 месяцев.

Список может быть в значительной мере расширен, но только после соответствующего решения местных органов власти. Они же определяют величину выплачиваемых каждой группе льготников компенсаций.

Соцподдержка в регионах предоставляется в различных формах:

  • бесплатные дрова для обогрева дома;
  • скидки на коммунальные услуги;
  • денежные компенсации тех или иных расходов.

Кому предоставляют субсидии на оплату услуг ЖКХ

Такое право приобретают те россияне, которые вынуждены тратить на коммуналку не менее 22 процентов от совокупных семейных доходов. При этом региональные власти могут снизить этот показатель по своему усмотрению.

К примеру, для обитателей Москвы субсидия назначается, если из общего заработка всех членов семьи приходится отдавать от 11 процентов на оплату коммунальных счетов. То есть когда доход составляет, к примеру, 40 тысяч, то за квартиру нельзя платить больше 4,4. В противном случае необходимо обратиться в органы социальной защиты по месту жительства с соответствующей просьбой.

В то же время в Челябинске практикуют фиксированные денежные выплаты, размеры которых зависят от принадлежности к той или иной категории. К примеру, ветеран труда в этом городе получает компенсацию в размере до 1 027 рублей каждый месяц.

Другие нюансы

Стоит знать, что всем социально уязвимым категориям из федерального списка необходимо только раз подтвердить свой статус. От них требуется представить документ, свидетельствующий о наличии у них права на затребованные привилегии.

В то же время большинству региональных льготников понадобится выяснить по месту проживания, какие именно им необходимо собрать документы, чтобы получить преференции. Все дело в том, что в разных субъектах правила отличаются.

В случае если, к примеру, причиной получения льготы стали невысокие доходы, то право на нее придется подтвердить в судебном порядке. При этом процедуру необходимо будет проходить ежегодно. В числе прочего понадобится также предъявить:

  • справку о доходах каждого проживающего в квартире;
  • выписки из домовой книги.

Документы для оформления льгот по ЖКХ

Если речь идет о получении субсидии, то понадобятся следующие документы:

  • светокопии паспортов всех людей, проживающих в квартире;
  • бумаги, подтверждающие право на жилье;
  • справку из инвентаризационного бюро;
  • свидетельства о заключении брака, рождении ребенка и пр.
  • справка об отсутствии долгов по ЖКХ;
  • документ формы 2-НДФЛ на каждого, получающего доход.


Просмотров