Мнение о капитальном ремонте многоквартирных домов. Народное мнение: капитальный ремонт – это обязанность государства. Что включает в себя капитальный ремонт

Осень, кризис, все дорожает, а тут еще и взнос за капремонт бьет по карману . Вот уже появились на дверях подъездов непонятные листовки, в которых жителей домов обещают научить, «как законно не платить за капремонт». Мы спросили у экспертов: а что будет, если действительно игнорировать этот взнос? И что он вообще из себя представляет?

Взнос за капремонт многие считают несправедливым. Объясняют это тем, что в квартплату уже включен пункт «содержание и ремонт жилого помещения». Почему же тогда нужно оплачивать еще один ремонт?

Такие возражения вроде бы резонны. Однако юристы считают иначе. Как объясняет адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), законодатель разграничивает категории «взнос на капитальный ремонт» и «плату за содержание и ремонт жилого помещения». В Жилищном кодексе РФ (п. 2 ст. 154) сказано, что квартплата включает в себя:

  • плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • взнос на капитальный ремонт;
  • плату за коммунальные услуги.

То есть собственники многоквартирного дома обязаны платить и за текущий, и за капитальный ремонт. Тем более что первый не заменяет второй.

«Принципиальное различие в том, что текущий ремонт направлен на проведение работ по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также по устранению мелких повреждений и неисправностей, — говорит Никита Чулочников, член правления ассоциации «АКОН». — В свою очередь, к капитальному ремонту относятся различные работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования из-за их физического износа и разрушения на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные свойства. Также капитальным ремонтом наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства признаются работы по поддержанию в исправном состоянии сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, по озеленению дворовых территорий».

Таким образом, работы различаются масштабом и, соответственно, стоимостью, частотой проведения и спецификой. Например, если потрескалась краска на стенах или отвалилась облицовочная плитка — достаточно текущего ремонта. А вот если выщерблены ступени лестницы, разрушена плитка на полу и эти повреждения препятствуют проходу, создают угрозу безопасности, чреваты травмами — тогда нужен капитальный ремонт.

Что будет, если не платить?

В некоторых регионах люди массово не платят за капремонт — то ли надеются, что отменят, то ли просто не думают о последствиях. Однако игнорировать взнос юристы не советуют.

«Учитывая, что платеж за капитальный ремонт является обязательным в соответствии с законом, то с нарушителями будут бороться в обычном порядке, то есть в судебном, наравне со всеми неплательщиками коммунальных платежей», — предупреждает адвокат Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры». Долг придется вернуть с процентами (в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты), кроме того нужно будет оплатить судебные расходы и исполнительский сбор.

Неоплаченный долг за капремонт повиснет на квартире обременением и может помешать ее продаже или любой другой сделке. «При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме (купля-продажа, наследование, дарение) к новому собственнику переходит и обязательство по оплате расходов на капитальный ремонт дома», — отмечает О. Сухов.

Пока законодательная база о капремонте несовершенна и практики массового применения санкций еще нет, признает Н. Чулочников. Но неплательщики рискуют: возможно, их ждут штрафы, ограничения гражданских прав и т. д. Поэтому эксперт советует подстраховаться. Если собственники не провели общее собрание с выбором специального счета для перечисления средств на капремонт дома, значит, по умолчанию им достался «котловой способ», то есть деньги поступают региональному оператору. Ему можно направить письменный отказ. «Однако это скорее повод втянуться в юридическое противоборство и попытка повлиять на условия и порядок взимания платежа, чем возможность его избежать, — преду-преждает Н. Чулочников. — При этом необходимо помнить, что, внеся первый взнос, вы автоматически признали свои обязательства по оплате капремонта».

Не платить, но по закону

Сейчас законом не предусмотрены какие-то льготы по взносам за капремонт даже для пенсионеров (хотя такой проект был направлен в Госдуму). Возможно, послабления и будут, а пока Жилищный кодекс освобождает от платежей только собственников квартир, живущих в аварийных и подлежащих сносу домах. Или если органы власти приняли решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, где расположен многоквартирный дом.

А вот снизить бремя платы за капремонт можно законным способом. В случае если общая сумма платы за услуги жилищно-коммунального хозяйства превышает величину предельного показателя в вашем регионе, нужно обратиться за субсидией.

Вместо послесловия

«Платить за капремонт надо, но данный взнос, хотя и предусмотрен законом, с точки зрения права весьма сомнителен, — считает О. Сухов. — Действующее гражданское и жилищное законодательство устанавливает, что собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого. А когда общие средства используются согласно утвержденному графику на капитальный ремонт разных объектов, а не конкретного дома, то собственник фактически платит за содержание чужого имущества. Проще говоря, если ваш дом стоит в очереди на ремонт, который ожидается лишь через десять лет, то все ваши деньги в течение этого десятка лет тратятся на капитальный ремонт чужих домов».

Если мы спросим у московских старожилов, когда у них в последний раз проходил капитальный ремонт дома, они ответят: даст бог памяти, лет 30 тому назад. Из серии «помню, я еще молодушкой была». Да, действительно, в советское время капитальный ремонт жилых домов проводился примерно каждые 15 лет и был бесплатным для жителей. Ведь жилье было государственным, государство за него и отвечало.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.

Потом в нашей стране началось сами знаете что. С 1991 года была разрешена приватизация жилья, и бывшие квартиросъемщики стали превращаться в собственников недвижимости. Помимо всяких приятностей, которые сулил гордый статус «домовладельца», выяснилось, что придется выполнять и весьма хлопотные обязанности, например, как написано в Гражданском кодексе, нести «бремя содержания имущества». То есть ремонтировать его за свой счет.

Впрочем, не все так однозначно, иначе – откуда споры в нашем обществе о том, кто будет платить за капитальный ремонт – государство или собственник? Что касается новостроек, то тут все ясно. Если вы купили квартиру в новом доме, то и вся ответственность за эту – на вас. А вот относительно старого жилого фонда, которое бывший хозяин – государство – передавало новым хозяевам – гражданам, - в законе о приватизации есть маленькая интересная статья № 16, которая гласит о том, что власти обязуются передаваемое ими имущество привести в порядок, то есть сделать ремонт. Капитальный.

Государство наше любит давать обещания, но не любит их сдерживать. От капитального ремонта ветхого жилого фонда властям очень хотелось отвертеться. И в коммунально-жилищной сфере появилось два идеологических течения. Первое, назовем его условно «федеральное». Оно ратует за то, чтобы собственники принимали финансовое участие в капитальном ремонте своего дома на уровне от 5% стоимости ремонта. Для этого был специально сформирован Фонд содействия реформе жилищно-коммунального хозяйства (фонд ЖКХ), написан специальный закон о его деятельности. Тем домам, жители которых выражали готовность собрать деньги, выделялись деньги из фонда ЖКХ. По данным самого фонда, с 2008 года по России было капитально отремонтировано почти 115 тысяч домов (в некоторых ремонт в настоящий момент еще идет).

Второе «идеологическое» течение можно назвать «московским», вернее «лужковским». Юрий Михайлович и слышать не хотел о платном ремонте для москвичей. Он отказался от участия Москвы в федеральных проектах и в тучные предкризисные годы разработал собственную суперпрограмму капитального ремонта, в соответствии с которой предполагалось привести в порядок около 14 тысяч домов. Столичные власти рьяно приступили к работе, но, увы, грянул кризис, и выяснилось, что такую программу городу все-таки не потянуть.

Что случилось потом, вы тоже знаете. В Москве появился новый мэр, который исповедует совсем другие принципы. Программа капитального ремонта претерпела изменения, и их очень доступно для понимания озвучил префект Центрального округа Сергей Байдаков.

В интервью газете «Известия» Байдаков заявил: «Москва в соответствии с федеральной моделью предлагает механизм бюджетной субсидии собственнику, который принял решение о проведении капремонта в своем доме. В столице это будет впервые. Сегодня уже 64 дома выразили готовность долевого участия в капремонте. То, что люди берут на себя ответственность за свои дома, говорит о зрелости общества. Собственники заплатят от 5 до 25 процентов от стоимости работ. Остальное - за счет городского бюджета. Это "первая ласточка" практической реализации реформы ЖКХ».

По примерным прикидкам, которые привел префект, капремонт небольшого дома может обойтись в 15-20 миллионов рублей. 5 процентов от этой суммы - 750 тысяч. Если в доме 30 квартир, то получается по 25 тысяч рублей с квартиры.

Еще один нюанс, о котором стоит сказать. Плату за капитальный ремонт логично было бы включить в ежемесячные жировки, которые мы все получаем от управляющих компаний. Но возникает вопрос – эти деньги должны как-то накапливаться и не съедаться инфляцией. Как это сделать – не очень ясно. В качестве эксперимента такой подход применяется в некоторых регионах, например, в Татарстане (но не в Москве), где собственники платят по 5 рублей с квадратного метра. Деньги аккумулируются на счетах специального фонда и направляются на ремонт конкретного дома.

Кстати, собственников жилья у нас в стране большинство – около 80%. И все идет к тому, что с идеей бесплатного капитального ремонта нужно расстаться навсегда. Не будет его, и нечего строить иллюзии, иначе все дома придут в упадок. Но это наше мнение. А вот что по этому поводу думают москвичи, узнавал с помощью социологического опроса.

«Слышали ли Вы о том, что власти хотят, чтобы жильцы частично оплачивали капитальный ремонт? » -
задали мы первый вопрос жителям города.

По результатам ответов получилось, что:
- 62% участников опроса не знают об этом;
- 38% - слышали.

Задавая следующий вопрос, мы поинтересовались, кто, с точки зрения жителей, должен оплачивать капитальный ремонт – государство или собственники?

Оказалось, что:
- 67% участников опроса считают, что ремонт должно делать государство;
- 3% уверены в том, что это дело собственников;
- 4% сказали, что эту обязанность нужно поделить пополам между собственниками и государством;
- 26% респондентов затруднились с ответом.

Участники исследования рассказали нам, почему они так считают. Группа, которая выступила за «государственный» капремонт (67%), привела следующие аргументы. Во-первых, люди искренне уверены, что капитальный ремонт они уже оплачивают , внося ежемесячную квартплату и налоги. Заметим, что они заблуждаются, такое неведение говорит о том, что люди вообще не знают, куда идут их деньги и на что они расходуются. Вот их комментарии: «дому 40 лет, все эти годы платим коммунальные платежи, с этих денег и надо ремонт делать»; «деньги должны брать с квартплаты, иначе за что мы платим?»; «налоги платим - из этих денег и надо на ремонт брать»; «платим 35 лет за содержание домов жилому фонду, ремонт не делался ни разу»; «платим огромные деньги, даже за то, чем не пользуемся».

Люди также считают, что названная префектом Байдаковым сумма – 25 тысяч рублей с квартиры – это много : «дорого людям оплатить капремонт дома, особенно если ему уже много лет»; «у нас старые пятиэтажки, откуда пенсионерам взять деньги на ремонт? У них и на собственный косметический ремонт квартир денег нету!»; «суммы крупные на ремонт, сами жильцы не соберут».

В этой группе народ также утверждал, что капремонт – это обязанность государства : «для этого государство и существует - помогать людям»; «с чего это должно быть за наш счет»; «а что тогда должно государство делать?»

Москвичи подчеркивали, что квартиры в собственность передавались уже в изношенных домах , да и до приватизации государство не спешило ремонтировать жилье: «приватизировали старые дома, несправедливо»; «43 года тут живем - не было ни одного ремонта. Пусть хоть раз сделают, прежде чем на нас это перекладывать»; «вселились в дом, где 50-60 лет не делали ремонт. Потом нам навязали приватизацию. И теперь изношенный дом нам нужно еще и за свой счет ремонтировать»; «очень старый жилой фонд достался после приватизации».

Среди опрошенных встречались и счастливчики, которым ремонт уже сделало правительство Москвы, поэтому они знают не понаслышке, что оплатить такие работы было бы очень тяжело: «уже сделали ремонт, с нас не собирали. Мы бы и не потянули такую сумму»; «нам уже сделали, бесплатно. Если бы с жильцов деньги собирали, то ремонт не скоро еще состоялся бы».

Следующая, весьма скромная по численности, группа считает, что капремонт – это обязанность собственников (3%). Люди высказали следующие соображения: «раз квартиры приватизировали - платить сами должны », но, что интересно, признали, что на практике это нереально из-за низкого уровня доходов. Следующий аргумент – качество ремонта и его своевременность : «лучше сами, но зато качественно сделать. А от государства годами надо ждать, да еще и не дождешься». Наконец, люди уже делали капремонт своими силами : «у нас кооперативный дом, мы и так сами за все платим».

Третья группа, немного больше предыдущей (4%), считает, что капремонт надо делать вместе с государством : «разумную сумму можно и с собственников взять. Но львиную долю должно оплатить государство»; «государство, плюс люди часть оплатят»; «50% на 50% - это справедливо. И людям не так дорого, и ремонта годами бесплатного не ждать».

Очень похожее мнение – о совместном ремонте было высказано в группе затруднившихся с ответами (26%): «если хорошее состояние, то можно и собственникам оплатить. А если уже разваливается - нужна помощь государства»; «надо совместно, в зависимости от сложности ремонта»; «можно посильное участие жильцов, но не 100% за наш счет».

В этой группе люди также уверены в том, что жители уже вносят деньги за капремонт , оплачивая квитанции из ДЕЗа. И вновь нам встретились респонденты, которым государство уже отремонтировало дома, но им это не понравилось, поэтому они против государственного ремонта, но как быть – не знают: «что толку в бесплатном ремонте? У нас уже через полтора года все сыпаться начало, балконы обрушаются. А за свои деньги ремонт вообще невозможно сделать, это очень дорого»; «у нас сделали бесплатно, а через год все отваливаться начало».

Вывод из нашего исследования. Наши люди пока не готовы в полной мере нести «бремя содержания имущества». Большинство москвичей считают, что капитальный ремонт – это обязанность государства, поскольку оно передавало в собственность гражданам уже порядком изношенное жилье. В этом они абсолютно правы, то же самое говорит и закон. При этом у наших собственников просто нет денег, чтобы оплачивать работы по приведению домов в порядок. Удручает, что огромное количество горожан уверено в том, что за капремонт уже заплатило. Это говорит о том, что люди не знают, из чего формируются их жилищно-коммунальные платежи и как эти деньги тратятся. Но при этом данный посыл понять можно – о мошенничествах в жилищно-коммунальной сфере и о сказочных доходах коммунальных бонз мы уже столько знаем, что предположение о том, что наши деньги идут куда-то не туда, вполне естественно.

Данные журнал получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в . В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста. Подробнее о социологических исследованиях на рынке недвижимости.

По сообщению пресс-службы Кремля Президент Путин поручил Генеральному прокурору Юрию Чайке провести проверку законодательства при разработке программ капитального ремонта в регионах РФ. Генпрокурор должен отчитаться о результатах проверки в срок до 1 октября 2017 года.

Политическая составляющая в коммунальной сфере

В связи с этим сразу возникает вопрос, что именно послужило причиной для принятия такого решения. Понятно, что закон не популярный. Также понятно, что большинство населения страны считает взносы на капремонт несправедливыми поборами. Известно, что при осуществлении капремонтов используются откатные схемы, но такие практики у нас осуществляются повсеместно и в других отраслях, а проверять исполнение законности так масштабно будут только в этой сфере.

Здесь стоит напомнить, что еще в начале прошлого года премьер Дмитрий Медведев на форуме с представителями первичных организаций партии «Единая России», высказал предположение о том, что возможно, от региональных операторов (Фондов капремонтов) придется отказаться.

Мол, слишком много скандалов связано с их деятельностью на местах. Правда, обязанности населения оплачивать проведение капремонтов, никто отменять не собирается, просто изменится схема, которая по его словам будет более справедливой и эффективной.

Честно говоря, Дмитрию Анатольевичу веры мало, но после того как Путин поручил Юрию Чайке проверить программы капремонтов, в этом плане наметилась некая последовательность в принятии решений представителями верховной власти.

То есть можно предположить, что ревизоры Чайки, будут исследовать не только исполнение федеральных законов при формировании программ капитальных ремонтов, но состоятельность и эффективность самой законодательной базы в этой сфере.

А итоги проверки как раз и дадут повод для отказа от услуг фондов капитальных ремонтов на местах, и подготовки новых условий для осуществления капитальных ремонтов.

То есть получается, что поручение Путина можно трактовать как «заботу о качестве жизни населения». Поручение должно быть выполнено, напомним, 1 октября, а через два месяца начнется официальная избирательная кампания по выборам Президента РФ.

Наверное, авторы идеи предполагают, что «благодарное население», проникнувшись теплыми чувствами к главе государства за неусыпную заботу о благосостоянии граждан, в случае, если несправедливые поборы будут отменены, единодушно проголосует «за» Путина.

Правда потом, когда будут разработаны и приняты к «эксплуатации» новые правила проведения капремонтов, неизвестно, будет ли это лучше, но станет уже поздно.

Если обратиться к практике и начать подробный разбор ситуации на местах, то стоит обратить внимание на следующее - в постановке задач Генпрокурору есть существенный нюанс - он заключается в разнице между понятиями «законность при формировании программ капитального ремонта» и «законность при их реализации».

Впрочем, то и другое, как показывает практика, сопровождается существенными нарушениями. Причем, зачастую именно нарушения региональными министерствами условий первого понятия, влекут за собой нарушения исполнения проведения капитальных ремонтов в практическом применении.

Разница только в том, что при нарушениях в случае реализации программы капремонта можно нарваться на уголовную статью (это на уровне исполнителей, если будут доказаны факты хищений, мошенничества, или взяточничества), а в первом случае, скорее всего, чиновники отделаются так называемым представлением прокурора с требованием «привести в соответствие».

Нарушаем, граждане?

Понятно, что исполняя поручения Президента Генеральный прокурор не станет носиться с высунутым языком по просторам нашей необъятной Родины, а спустит соответствующее распоряжение заместителям генерального прокурора в федеральные округа, которые в свою очередь дадут распоряжения областным прокурорам.

Вот интересно, обратят ли они внимание на то, о чем неоднократно писал Устав. ком, неоднократно говорили общественники, политики и юристы в РФ, и даже председатель комитета Госдумы по вопросам ЖКХ Галина Хованская.

Речь идет о противоречиях в самом Российском законодательстве. Согласно статье 170 Федерального закона № 271 «О проведении капитальных ремонтов» (принят в 2012 году) граждане обязаны выплачивать взносы. Но другие Федеральные законы, принятые ранее, говорят совершенно о другом: известно, что Фонд содействия проведению капитальных ремонтов является по своему статусу (исходя из названия) общественной организацией, а стало быть, не имеет права требовать от граждан РФ оплаты взносов, поскольку они в различного рода фонды осуществляются только на добровольной основе.

Скорее всего, прокурорские, работающие в сфере гражданского права, по крайней мере, все это прекрасно понимают, и возникает вопрос – а как же они будут выкручиваться? Впрочем, если не обращать внимание на это существенное обстоятельство, то для выявления нарушений работы фондов капремонтов на местах, как в плане их организации изначально, так и в текущем режиме вполне достаточно.

Например в Свердловской области до сих пор не получили дотации значительная (если не бОльшая) часть граждан старшего поколения, которые им положены согласно статьям 17 – 20 все того же 271 ФЗ. Сознательно или умышленно это произошло сказать трудно, но если отследить историю вопроса, то можно говорить, как минимум о некомпетентности депутатов Законодательного собрания прошлого созыва.

После того, как были подписаны соответствующие поправки в конце позапрошлого года в качестве «новогоднего подарка» старикам, их должны были в течение 2016 года рассмотреть и внести в Областной Закон «О проведении капитальных ремонтов».

Первоначально поправки внесли на рассмотрение комитета по инфраструктуре и жилищной политике, потом выяснилось, что рассматривать его должны депутаты из комитета по социальной политике, потом началась избирательная кампания в Законодательное собрание и Государственную Думу, затем дележка портфелей в новом составе Заксобрания. В общем, поправки о дотациях старикам «замотали» и забыли надолго.

По сообщениям общественников, некоторые ветераны начали получать дотации на сберкнижки только сейчас, в конце года. А целый год исправно платили взносы. Но это еще не все.

Изначально при формировании кадрового состава фонда капремонтов в Свердловской области были нарушены квалификационные требования. Прежде всего, как известно, они касались генерального директора фонда Александра Караваева, как известно, это специалист со средне-специальным музыкальным образованием. Кстати, где он сейчас, никто не знает, кроме, пожалуй, однопартийцев («Справедливая Россия»), и родственников.

Но самое «знойное» в череде нарушений законодательных норм в Свердловской области это то, что местным законодателям с подачи чиновников областного правительства удалось утвердить собственный порядок проведения конкурсных процедур который противоречит установкам Министерства строительства и ЖКХ РФ.

Минстрой настаивает на создании специального реестра квалифицированных и добросовестных подрядчиков, которые в конечном итоге подлежат рассмотрению на конкурсной основе членам специальных комиссий независимых экспертов.

Но вся интрига в том, что этот порядок у нас успели принять до того, как рекомендации были доведены до исполнительных властей в регионах.

Теперь местные правила формирования конкурсов закрепили это право за генеральным директором фонда и его юристам. Что и породило впоследствии многочисленные нарушения при проведении конкурсных процедур, в которых, как правило, выигрывали малоквалифицированные, но «свои да наши» подрядчики и фирмы-однодневки. С этим мы живем уже третий год.

«Тайная жизнь» Фонда капремонтов

Ну и самое главное, что еще раз ставит под сомнение легитимность самого существования фондов капремонтов в стране, и в Свердловской области в частности, это то, что фонд, как организационно-правовая форма, что прописано в Жилищном Кодексе РФ, не подпадает при проведении конкурсных процедур при отборе подрядчиков, под требования ФЗ № 44, поскольку не является государственным учреждением. Хотя выполняет задачи, по сути, государственные.

Еще один нюанс, который существенно влияет на качество организации процессов проведения капитальных ремонтов, заключается в том, что фонд, не являясь опять же государственным учреждением, не подпадает и под Федеральный Закон о раскрытии информации. То есть текущая деятельность его неподотчетна ни государственным надзорным органам, ни общественности.

Поскольку руководители фондов не обязаны размещать информацию о своей деятельности в публичном пространстве, не обязаны публиковать информацию о расходах, зарплатах сотрудников и т.д.

И, наконец, последнее – в уставе фонда не прописана ответственность генерального директора за нарушения норм законодательства, срыв сроков проведения капитальных ремонтов, проведение тендерных схем и т.д. и т.п.

То есть мы имеем сегодня абсолютно закрытую организацию, которая ворочает, выполняя государственные задачи, огромными деньгами, собранными с населения, само существование которой вступает в противоречие с основными законами РФ, и при этом еще и не несет ни за что ответственности

Сейчас не известно кто и как именно будет проводить проверку в Свердловской области, но общественники, учитывая все вышесказанное, уже обратились с письмом к Генеральному прокурору РФ, где предложили включить в состав рабочей группы, проверяющей исполнение законов при подготовке программ капремонтов, представителей общественного совета при министерстве энергетики и ЖКХ в качестве экспертов.

В жилищной сфере до декабря 2012 года действовала настоящая неразбериха. Многие граждане привыкли, что капремонт осуществляет государство , другие же вовсе давно сами из собственных средств оплачивали модернизацию своего многоквартирного дома.

В декабре 2012 года Правительством нашей страны был принят закон № 271 — ФЗ о капитальном ремонте, — и подписан президентом страны. Данный нормативный акт не только внес зерно разума в запутанный до этого момента Жилищный кодекс, но и содержал в себе некие нововведения.

Данный нормативный акт получил название Федеральный закон о внесении изменений в Жилищный кодекс страны, а также некоторые другие нормативные акты № 271 от 25 декабря 2012 года. Федеральный закон об оплате капитального ремонта, доносит информацию о том, что граждане обязаны сами платить за взносы на капремонт . До этого еще ни один закон не регламентировал данный пункт.

Кроме того, теперь Федеральный закон об освобождении платы за капремонт обзавелся и перечнем лиц , которые в той или иной степени освобождаются полностью или частично от выплат . До момента выхода 271 закона о капитальном ремонте, категории льготников четко определены не были, и данный вопрос оставался не в федеральном, а в региональном ведении.

Новый нормативно правовой акт стал своеобразным сводом, который содержат в себе все нюансы осуществления и подготовки к проведению капитального ремонта. Любопытно, что Федеральный закон об оплате взносов за капремонт, на официальном уровне позволил регионам самостоятельно устанавливать стоимость взноса за каждый квадратный метр недвижимости.

Справка: города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) должны выплачивать суммы несколько выше, нежели чем иные населенные пункты областного или районного значения.

Реакция граждан на данный нормативный акт была неоднозначной. Кто-то был рад, что наконец-то закончится пора произвола со стороны недобросовестных собственников и сотрудников управляющих организаций и ремонт будет выполнен не только в соответствии со сроками, но и в соответствии с регламентом. Кого-то, напротив, возмутило законодательно закрепленная обязанность платить взносы в обязательном порядке .

Некоторым не понравились завышенные цены по тарифам в сравнении с другими регионами, а кто-то пришел в ужас от закрепленных санкций за неуплату (статья ). Так или иначе, но Федеральный закон 271 — ФЗ о капитальном ремонте, никого не оставил равнодушным, однако, пристального внимания заслуживают его отдельные статьи.

Однако этот нормативный акт не может объять все вопросы, относящиеся к капремонту. Так, вопросы, связанные с формированием фонда, относятся к закону о капитальном ремонте. Нюансы осуществления капремонта, подбор персонала для проведения работ ни относится к ведению данных актов. Однако, для этого можно обратиться к Федеральному закону и путем размещения тендера выбрать наиболее выгодного поставщика услуг и материалов.

Что говорит закон?

ФЗ о капремонте многоквартирных домов 271

Принятие Государственной Думой данного Федерального закона стало началом для создания правовой основы для осуществления во всех субъектах нашей страны механизмов проведения капремонта.

Основным нововведением в данном акте стало возложение обязанностей по финансированию данных работ на собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, статья 170 данного закона говорит о том, что фонд капремонта образуют взносы от собственников , соразмерные размеру недвижимости. К сожалению, закон не предусматривает поправок, касающихся ответственности за не произведение капремонта для собственников и для государственных органов. А ведь более половины жилого фонда нашей страны нуждается в проведении работ.

Немаловажно, что внесенные поправки в статью теперь наконец то прояснили ситуацию в плане того, какие конкретно работы входят в капремонт . Жильцы могут ознакомиться с перечнем и самостоятельно проверить, насколько качественно проведены ремонтные работы. А если не платить за капитальный ремонт по 271 закону? Несмотря на все вышеперечисленное, ответственность за содержание жилья многоквартирного дома лежит на собственниках в соответствии со статьей Жилищного кодекса.

Капремонт по ФЗ 185

ФЗ 185 о капитальном ремонте многоквартирных домов от 21 июля 2007 года рассказывает о том, как именно формируется фонд капитального ремонта, каким образом он открывается, а также каким структурам можно доверить данное действие.

Данный нормативный акт – своеобразное пособие для собственников жилья в многоквартирном доме, которое подскажет, как действовать после сдачи дома при открытии фонда на капремонт. Жильцам полезно знать не только как образуется данный фонд, но и каким конкретным образом проводятся проверки и отчетность по потраченным средствам (статья , 13 закона).

Статья 13. Аудит Фонда

  1. Ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке.
  2. Ежегодно для проведения обязательного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда наблюдательный совет Фонда утверждает отобранную на конкурсной основе аудиторскую организацию и размер ее вознаграждения.
  3. Наблюдательный совет Фонда вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторских проверок ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда.

Кроме того, жильцам важно знать, что если они стоят в очереди на получение капремонта в своем доме, то они могут рассчитывать на дотации со стороны государства. Действует ряд государственных и региональных программ, которые помогают гражданам получить дополнительные средства для модернизации помещений. В данном нормативном акте, а именно, статьях – 20 рассказывается о характере дотаций, а также о способе их получения.

Капитальный ремонт по 44 ФЗ

Федеральный закон под номером 44 от 5 апреля 2013 года считается главным нормативным актом в сфере государственных контрактов и закупок.

Именно там назначаются тендеры и предлагают свои услуги поставщики различных материалов и услуг.

Многие государственные организации, в том числе администрации и управляющие компании, сформированные товариществом собственников жилья, прибегают к данному закону с целью проведения работ по капремонту наиболее выгодным образом.

Данный нормативный акт рассказывает о том, как стать участником закупок, как формировать тендеры, выбирать поставщиков и каким требованиям должны отвечать ваши заказы. Также данный закон рассказывает нюансах осуществления различных видов закупок (статья закона).

Важно! Если вы новичок в сфере закупок, то можете для начала ознакомиться с общими положениями , которые раскроют вам смысл данного процесса.

Вносились ли изменения?

Данные нормативные акты постоянно подвергаются внесениям изменений и дополнений. Так, Федеральный закон № 44 о государственных закупках ежегодно подвергается изменениям. На сегодняшний день действует редакция от 2июня 2016 года под номером 21. Готовиться для вступления в силу реакция 22 от 2 июня с изменениями, которые еще не вступили в законную силу.

Что касается федерального закона № 185, то данный акт подвергался внесению поправок больше 30 раз. На сегодняшний день, для 185 ФЗ- капитальный ремонт, действующая редакция 32 от 2 июня 2016 года . 271 ФЗ о капитальном ремонте многоквартирных домов с изменениями имеет всего две редакции, так как является весьма новым и пока что устраивает государственную думу. Сегодня действует вторая редакция от 29 июня 2015 года .

Для того, чтобы требовать законного проведения капремонта самим жильцам в первую очередь необходимо быть знакомым с нормами права и знать, где начинаются и заканчиваются их права и интересы. Только осведомленность гарантирует вам соблюдение интересов.

В 2015-2016 годах резко увеличилась расходная часть бюджета каждой московской семьи. Это произошло по многим причинам, но самым высоким оказался рост квартплаты. По словам депутата Госдумы РФ Галины Хованской, в Москве средний платеж вырос на 40,9 % из-за необоснованного взноса на капремонт в сумме 15 руб.
Состояние многих многоквартирных домов Москвы, в том числе и района Восточное Измайлово доведено до крайне неудовлетворительного состояния.
Что же можно сказать о причинах такого состояния наших домов? Более 15 лет являясь то старшей по дому, то председателем Совета пятиэтажной кирпичной «сталинки» по адресу: 13-я Парковая дом 4, я сталкиваюсь с одной и той же проблемой - никогда нашим домом не управляла такая управляющая организация (УО), которая бы честно исполняла свои обязанности.

Могу вспомнить добрым словом только РЭУ-18, которое пусть и под нажимом, но хоть что-то делало для нашего дома. За счет только текущих платежей мы заменили окна на лестничных клетках и входные двери в подъезд. Вместе с тогдашним директором РЭУ-18, спокойным и очень милым человеком, Александром Панкратовым была разработана шестилетняя программа 2006-2011 замены стояков ХВС, отопления и канализации в квартирах.

Вы спросите, а почему шестилетняя программа? Ответ очень простой. В нашем доме три подъезда, в каждом подъезде по 2 блока стояков отопления, холодного водоснабжения и канализации. Закон позволяет включать в текущую смету расходов работы капитального характера в размере 15% затрат по каждой позиции, а по крыше - даже до 50%!

Поэтому, меняя по одному блоку стояков в одном подъезде в год, за 6 лет мы заменили бы все стояки. Но в связи с приходом ДЭЗ Восточное Измайлово, РЭУ-18 был уничтожен, и мы успели заменить только один блок стояков. Если замену стояков можно произвести в течение 6 лет за счет текущих платежей, то зачем собирать на это дополнительные деньги?

Дополнительные деньги - это дополнительный объем работ для различных фирм, подрядчиков и субподрядчиков строительного комплекса, только уже не в рамках строительства «элитки», а попросту - в рамках организованных дополнительных финансовых потоков из кошельков граждан в рамках (ох, уж эти рамки!) программы капремонта. Сейчас созданы и действуют два безотказных механизма осваивания денег граждан как из средств на текущий ремонт (это сумма по строке в едином платежном документе «за сод. и рем. ж/п), так и из средств, оказавшихся в «общем котле» фонда капремонта.

О РОЛИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Программа капремонта в 2015 г. начала реализовываться без должной подготовки со стороны властей, без проведения широкого общественного обсуждения, без механизмов вовлечения управляющей организации, граждан и депутатов района в процесс подготовки многоквартирных домов (МКД) к капремонту, еще и без основательного просвещения населения.

Управляющая организация - единственный профессиональный участник и находящийся ближе всего к объекту капремонта, - но по непонятной причине, она оказалась сторонним наблюдателем на всех этапах его подготовки и проведении.

В руках УО находится техническая документация на дом, а в договоре управления МКД описано общее имущество дома и его состояние на дату принятия МКД к управлению. И каждый раз перед принятием общим собранием сметы расходов на следующий год описание состава и состояния общего имущества должно актуализироваться.

Если техническая документация утрачена, то в обязанность УО входит работа по ее восстановлению. Управляющая организация должна включить в смету и представить к утверждению на общее собрание размер средств, необходимых для восстановления техдокументации.

При обслуживании и эксплуатации дома, а также в рамках подготовки к осенне-зимнему и весенне-летнему сезонам проводятся обследования, технические осмотры, мониторинг, регламентные работы, результаты которых тоже должны отражаться в документации МКД.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КАПРЕМОНТА - ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО КАЖДОЙ КВАРТИРЕ И ТЕХЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Таким образом, УО обладает наиболее полной информацией о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем МКД уже в первый год начала управления домом.

С какого же документа и когда собственники жилья вместе с УО должны начинать подготовку к капремонту? Мы должны начать готовиться минимум за два года до даты начала его проведения - а именно со стадии составления дефектной ведомости (или акта обследования) каждой квартиры дома, ведь в квартирах находится значительная часть общего имущества, начиная от несущих конструкций - стен и перекрытий - до элементов инженерных систем - трубы, запорная арматура.

В этих актах нужно отразить факты протечек, наличия грибка и промерзания стен, техническое состояние внутриквартирных труб холодного и горячего водоснабжения, отопления и канализации (ржавчина, протекание, наличие хомутов и т.п.), необходимость замены унитаза и/или полотенцесушителя, электро- и водо- счетчиков, а также зафиксировать случаи перепланировок, которые способны негативно сказываться на состоянии конструкций и/или инженерных систем дома в целом.

С этой работой вполне можно справиться в течение года, организовав обход квартир совместно с представителями УО, инженерной службы района и, при необходимости, жилинспекции. Уже есть примеры в Москве, когда эта работа успешно проведена. При помощи и содействии муниципальных депутатов обход проводили в течение двух-трех месяцев поподъездно, заранее оповещая о дате. Некоторые граждане даже ключи от своих квартир оставляли соседям в целях успешного составления дефектной ведомости.

Именно эти дефектные ведомости должны быть готовы, чтобы лечь в основу технического задания для подготовки проекта работ по капремонту, наряду со сведениями о составе и состоянии общего имущества (их описание должно содержаться в приложении к договору управления).

ПЕРВЫЙ ЭТАП КАПРЕМОНТА - ПОДПИСАНИЕ АКТА О ПРИЕМКЕ ГОТОВОЙ ПРОЕКТНО - СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Дорогие жители района Восточное Измайлово, имейте ввиду, что за каждым домом для контроля капремонта должен быть закреплен муниципальный депутат. Информацию о закреплении можно узнать в аппарате Совета депутатов округа Восточное Измайлово по адресу 15-я Парковая, дом 23а, в комнате 104.

Итак, когда полный комплект дефектных ведомостей собран, то можно проводить первое общее собрание собственников по утверждению технического задания на разработку проектно-сметной документации и, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, - по выбору уполномоченного общим собранием собственников представителя (представителей) от МКД на подписание документов по капремонту от имени собственников.

После проведения общего собрания техзадание, комплект дефектных ведомостей и Протокол общего собрания передаются Фонду капремонта (с сопроводительным письмом) для подготовки и проведения конкурса по разработке проектно-сметной документации (ПСД).

Следующий шаг - уполномоченный представитель от собственников МКД и закрепленный депутат после утверждения победителя конкурса ждут от разработчиков комплект документов для проверки и затем подписания акта приемки ПСД.

Итак, первый этап завершается подписанием уполномоченным представителем собственников и депутатом Акта о приемке ПСД. Последнюю подпись на акте ставит закрепленный депутат.

ВНИМАНИЕ! подпись на Акте приемки работ может повлечь за собой административную ответственность в случае некачественного выполнения работ по капремонту или замене лифтового оборудования. (см. статью «Контроль за капремонтом» на стр. 32-33 июньского номера за 2016 год журнала «Председатель ТСЖ»).

Это так, как должно быть в соответствии с законом!

НЕОЖИДАННОЕ ИЗВЕСТИЕ О КАПРЕМОНТЕ ДОМА СИРЕНЕВЫЙ 58

А как капремонт МКД происходит в нашей с вами реальной жизни?

В середине июня мне позвонили из фирмы «Олимпия» с просьбой встретиться и подписать Акт о приемке проектно-сметной документации на проведение капремонта в МКД по адресу: Сиреневый бульвар, дом 58.

Как всегда, это было неожиданно и срочно. Хотя уже три года подряд депутаты принимают решения о своевременном информировании как со стороны Управы, так и со стороны УО о начале любых работ по закрепленным за депутатами объектам. А воз и ныне там - депутатов о начале работ на объекте не уведомляют, и в известность их ставят подрядчики, работающие на объекте: о том, что все работы завершены, и требуется только подписать Акт приемки.

Итак, ознакомимся с датами обсуждаемого капремонта, они сейчас будут очень важны.

Закрепление депутатов по объектам благоустройства, текущего ремонта подъездов и капитального ремонта МКД района Восточное Измайлово состоялось 03 марта 2016 г.

Конкурс на разработку проектно-сметной документации был проведен Фондом капремонта в сентябре 2015 г.

20 июня 2016 г. строительный городок уже был размещен во дворе дома, и, как оказалось, со слов жителей, к тому времени альпинисты в течение месяца проводили работы на фасаде.

Налицо два параллельных процесса - капремонт идет сам по себе, а документы по нему оформляются «задним» числом.

Почему я подписала Акт о приемке документации по капремонту? Да потому, что иначе эти документы мне не отдавали, и к тому же любые документы можно откорректировать перед тем, как они станут основанием для проведения конкурса по выбору подрядчика для капремонтных работ!

При подписании Акта приемки документации я еще не знала, что работы на этом доме идут уже целый месяц! Мне о работах на доме сообщила моя помощница по этому микрорайону Ольга Хорина, когда я попросила ее подойти к жителям данного дома, познакомиться как с уполномоченной, уже до меня подписавшей Акт приемки ПСД, так и с другими собственниками жилья для совместного ознакомления с документацией.

Каково же было наше удивление, когда 21 июня 2016 г. Ольга Хорина сфотографировала и строительный городок, и стенд с информацией о проведении капитального ремонта и альпинистов, работающих на фасаде...

ВОПРОСЫ ГЛАВЕ УПРАВЫ РАЙОНА ВОСТОЧНОЕ ИЗМАЙЛОВО

При подписании Акта о приемке ПСД мне и в голову не могло прийти, что без утвержденных муниципальным депутатом документов можно проводить конкурс по выбору подрядчика на проведение работ, не говоря уже о начале самих работ, которые не могут начинаться без подписанного Акта открытия объекта! А для обустройства строительного городка нужен еще и документ от ОАТИ, чтобы, к примеру, бытовки и склады не оказались на коммуникациях и в ходе работ не навредили им.

Итак, вопросы к Главе управы района Восточное Измайлово:
Когда и на основании каких документов состоялся конкурс по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта МКД по адресу: Сиреневый бульвар, дом 58?
Кто является победителем конкурса?
На каком основании обустроен строительный городок и начаты работы по капитальному ремонту данного МКД?

Ввиду того, что настоящая статья публикуется в средстве массовой информации, прошу рассматривать ее как официальное обращение к Главе управы района Восточное Измайлово и дать официальное разъяснение на бумажном носителе о сложившейся ситуации по капитальному ремонту в МКД по адресу: Сиреневый бульвар, дом 58, а также предоставить мне как муниципальному депутату следующие документы в заверенных надлежащим образом копиях:

Дефектные поквартирные ведомости;
- дефектная ведомость состояния общего имущества - описание состава и состояния общего имущества упомянутого дома по состоянию на 2015 г.;
- уведомление и протокол общего собрания собственников помещений МКД по адресу: Сиреневый бульвар, дом 58, которым утверждено лицо, уполномоченное на представление интересов собственников при проведении капремонта и все связанные с этим действия;- тендерную документацию открытого конкурса или открытых торгов по выбору исполнителя на разработку ПСД;
- акт приемки готовой ПСД (в настоящее время у меня на руках не заверенная копия);
- протокол общего собрания по утверждению ПСД;
- конкурсную документацию по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта;
- подписанный сторонами Государственный контракт или Договор на проведение капитального ремонта данного МКД;
- Акт об открытии объекта по адресу: Сиреневый бульвар, д. 58, к производству работ по капитальному ремонту;
- разрешение (ордер) ОАТИ на размещение строительного городка, установку лесов, а также колористический паспорт объекта.

В случае отсутствия любого из перечисленных документов следует останавливать работы и переносить их сроки. Стоял этот дом столько лет без капремонта, думаю, продержится и еще.


Следующее нарушение - альпинисты. Не могут альпинисты капитально ремонтировать швы. Для проведения таких работ нужны либо подвесные люльки, либо устройство лесов. Сейчас проводится ремонт «высотки» на Котельнической набережной - там установлены леса. Вероятно, это дороже, но и качество работ будет на порядок выше, чем у болтающегося на веревочке гастарбайтера…

Проектно-сметной документацией предусмотрены работы по заделыванию швов на фасаде исключительно на люльках

О СМЕТЕ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДОМА СИРЕНЕВЫЙ 58

Не ясным остается еще один вопрос - в техзадании на проектирование написано, что капитальный ремонт будет осуществляться за счет средств собственников. Жители вносят на капремонт по 15 руб. «чистыми»: из пенсий, пособий, после уплаты всех налогов с зарплаты. Сметная стоимость капремонта определена в 26 млн. рублей, однако около 6 млн. рублей из них будут возвращены в казну в виде налогов (НДС и взносы с фонда оплаты труда).

На фоне трех миллиардов рублей на капремонт дома на Котельнической набережной - это копейки. Но, если исходить из соотношения площадей, то дому по Сиреневому-58 полагается гораздо большая сумма, чем предусматривает имеющаяся смета.

Итак, 26 млн. руб., выделяемых Фондом капремонта для дома по Сиреневому-58, предусматривают оплату расходов на капремонт по 16 статьям работ и затрат:

4 млн. руб. будут возвращены государству в виде налога - 18% НДС;
4 млн. 613 тыс. рублей составят средства на оплату труда;
3 млн.173 тыс. пойдут на ремонт фасада, в том числе:
- 44 тыс. рублей на передвижку подвесных электролюлек по горизонтали на плоской кровле

841 тыс. руб. - на ремонт подвала;
1 млн. 483 руб. - на кровлю и чердак;
11 млн. 346 тыс. руб. - на ремонт стояков и магистралей инженерных систем, в том числе:
- 1 млн. 379 тыс. руб. холодного водоснабжения;
- 3 млн. 202 тыс. руб. горячего водоснабжения;
- 1 млн. 340 тыс. руб.- водоотведения (по - старому - канализации);
- 5 млн.425 тыс. руб. - теплоснабжения;
1 млн.295 тыс. руб. - это стоимость монтажных и строительных работ по ремонту внутридомовых систем электроснабжения;
207 тыс. руб. пойдут на замену вводно-распределительных устройств;
780 тыс. руб. - на замену поэтажных щитков системы электроснабжения;
1 млн. 270 тыс. руб. составят расходы на ремонт мусоропровода;
63 тыс. руб. - устройство строительного городка;
304 тыс. руб. - средства на оплату проведения экспертизы;
988 тыс. руб. - стоимость проектных и изыскательских работ;
417 тыс. руб. - непредвиденные работы и затраты.

А вот на благоустройство и озеленение территории, а также на СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ будет потрачено НОЛЬ руб. НОЛЬ коп. Поэтому, уважаемые жители района Восточное Измайлово, кроме ВАС, некому защитить свои дома от проведения некачественного капитального ремонта.

Сейчас это называется общественным контролем, а депутат - это только ваш помощник в таком контроле. Ни у жителей, ни у большинства депутатов нет специальных знаний в области строительства и проведения капремонта. Нас, как слепых котят, бросают в это море документов, смет и т.д. Уверена, что, если в доме есть ответственные и неравнодушные собственники, то и результаты капремонта будут намного лучше, чем в доме с безразличными и отстраненными от общественных интересов жителями.

Посмотрим внимательно на смету: львиная доля работ - 11 млн. из 26 млн. руб. - это замена стояков и магистралей инженерных систем. В начале статьи мы выяснили, что замену стояков вполне можно проводить за счет средств текущего ремонта.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Домам необходим капремонт, но за чей счет и какого качества он будет? Так, может быть, не на словах, а на деле государство позаботится о своих гражданах? Например, освободит работы по капремонту от НДС, и тогда в данном доме 4 млн. руб. можно будет потратить на утепление и восстановление эстетического вида входных групп подъездов. Посмотрите, как дома, построенные по аналогичным проектам в Германии (http://varlamov.ru/1810009.html), выглядят там после санации - энергосберегающего капитального ремонта.

А если и замену стояков проводить в рамках текущих ремонтов (как планово-предупредительные работы) в течении даже 10-15 лет, еще и деньги от размещения рекламы на стендах (а это 6 руб. в день за один листочек на одном стенде) направлять в фонд капремонта, как и платежи провайдеров, которые уходят неизвестно куда, то «жировка за коммуналку» вполне сможет «похудеть» на 20-30 % и даже более.

Депутат Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово,
руководитель просветительского проекта НАРОДНАЯ ШКОЛА ЖКХ

Маргарита Чуканова



Просмотров