Предмет философии. Определение философии. Философия как любовь к мудрости

Здравствуйте дорогие друзья и единомышленники. На первом курсе института так мало интересных предметов, знания которых хотелось бы расширять и за пределами учебного заведения.

Но мне так понравилась философия, да и к тому же, я уже давно ей увлечена, но сама об этом не знала. В моей библиотеке есть философские книги, и произведения известных философов, таких как Бердяев, и более современные. И только глубокое понимание того, что же такое философия, дало осознание моего увлечения философскими книгами, и захотелось расширить свои познания в этой области. Так что же такое философия?

Множество поколений людей всегда считали философию необъятной в изучении. В принципе, философия и является такой сама по себе, неопознанная и привлекательная.

На самом деле любовь к тому или иному предмету во многом зависит от преподавателя, и как же мне повезло, что моему преподавателю удалось донести до меня частичку своей любви, интереса и мудрости. Я помню, как готовила доклад о происхождении философии, ее развитии и ярких представителях. Я и не представляла, что эта наука была основой всех наук, которые сейчас существуют в мире. Поэтому не возможно изучать какую-то науку отдельно от другой, они все взаимосвязаны и переплетены между собой, и дают более полное представление о событии или явлении, если смотреть на них через более расширенное понимание.

Да, именно философия стала основой всего. Она существовала еще в первобытных общинах, когда люди пытались объяснить существование простых природных явлений, и наделяли их качествами, присущими человеку. Так появлялись первые приметы, ритуалы и обряды. Даже сейчас у нас осталось упоминание о таких явлениях, как небо плачет, степь ревет и т.д. Это так интересно, на мой взгляд… Люди даже в то время пытались осознавать происходящие вокруг них события и давать им описание, классификацию, прогнозировать события, познавать мудрость.

И все мы знаем, что человечество не останавливается в своем развитии, поэтому и философия развивалась и преображалась вместе с цивилизацией. То, что люди пытались объяснить природные явления с помощью образов, положило начало развитию религии и веры. И уже от местности зависело то, во что верили люди.

А человечество продолжило развиваться. Усложнялся быт, стала развиваться наука, появлялись технические приспособления. И уже самой философии и религии было не достаточно, что бы описать новые знания. Так появилась математика, геометрия, физика, химия и т.д.

Но первые понятия философии, как отдельной науки, появились в Китае, Индии, Израиле, а позже и в Греции. Известные нам философы рассуждали по-разному, что вводило в заблуждение многих людей, которые хотели изучать философию.

Каждый философ представлял свое направление философии, носившее гордое название философа, которого придерживались его последователи. Так стали появляться целые философские школы и направления учения. Большинство людей называли философию — «любовью к софии», но сейчас это понятие часто и неточно переводят, как — «любовь к мудрости».

Но мудрость – не вся философия. Философия – больше, чем просто любовь к мудрости, и если бы такие столпы науки, как Аристотель, Конфуций услышали сегодняшний перевод понятия «любовь к софии», то с легкостью опровергли бы это.

Если бы каждый философ мог бы просто назвать себя «мудрецом», то не пользовались бы словом «мудрость», ведь это понятие всего, лишь одно из составляющих науки философии. Сейчас философия определяется на три основные части: Истина, Добро и Красота.

«Любовь к мудрости», сложная и тяжелая наука, но ведь множество людей благодарят первых философов, которые принесли в наш мир такое понятие, как «софия». Это больше, чем любовь к чему либо, чем сама мудрость, или наука о разуме. Иногда философию путают с психологией. Ведь она тоже пытается понять человека, разузнать его суть. Но психология – не философия! Психология, может быть, всего лишь часть «любви к софии».

Итак, мудрость – не философия, а только часть. Психология не может быть философией, но очень близка. Философию, как и психологию можно учить всю жизнь, и все равно не понять, потому что это настолько необъятная наука, что не хватит вечности, чтобы поглотить её полностью. За всю жизнь изучая «любовь к софии», можно только взять верхушку всей философии.

Но даже эта «верхушка» может дать глоток мудрости, понимания и осмысления. Поэтому, я с удовольствием взяла учебник в университетской библиотеке по философии и проглотила его за одну ночь. Это отличная мотивация для изучения и понимания «всемирной» мудрости, поэтому мне захотелось изучать не только современных философов, но и более ранних, а так же «отцов основателей» этой необъятной науки.

В истории есть много интересных, загадочных личностей, которые сделали вклад не только в науку философии, но и в математику, геометрию, историю, своими открытиями и изобретениями. Меня всегда привлекали для более глубокого изучения такие личности как Леонардо да Винчи, Аристотель, Платон, и другие. Надеюсь, что в скором времени я вас порадую рассказами о них.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. И именно ф-фия может это ему дать. Ф-фия не обладает таким же предметом как другие науки, так как ее предмет не локализован в пределах какой-то конкретной области знания.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Эта система распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Взаимоотношения между этими сторонами имееют 4 аспекта: онтологический (учение об основных принципах бытия), познавательный (гносеология – общие принципы человеческого познания окружающего мира), аксиологический (учение о ценностях), духовно-практический. Большая многоплановая проблема «мир-человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. вопросом философии.

Предмет фил-и предст.с. отн-е чел-ка к миру, мира – к чел-ку. Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения. Фил-я – система взглядов на мир в целом и на отн-е чел-ка к этому миру.

Предмет философии – не одна какая-то сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Ф-фия помогает понять связи и согласованность между разнообразными областями знания и опыта (чтобы понять произведение искусства, нужно смотреть на всю картину в целом, а не сосредоточиваться на фрагменте). Ф-фия формирует мировоззрение, т.к. ответы на фундаментальные вопросы бытия и формируют его в своей совокупности.

Основные функции философии:

Познавательные – сообщает ряд знаний о закономерностях в данной сфере познания.

Методологические – учит как можно и как нужно подходить к изучению окружающего мира (методы, возм-ти позн-я, принципы).

Идеологические – фил-я выступает как идеология, выр-ет интересы опр. класса.

Аксиологические – с позиции фил-ии определяется, что добро, а что зло и др. ценности (разр-ка предст-й о ценностях).

Воспитательная – формирует наше мировоззрение, важные кач-ва.

По своему опр-ю ф – универсальная, предельная наука. Значение ее огромно, т.к. любой ч-к сталкивается с вопросами, поставленными в ней, т.к. эти вопросы поставлены жизнью и актуальны для каждого. Буаст: «Без истинной философии мы беспрерывно, словно белки в колесе, мечемся в замкнутом пространстве и не можем выйти из заключения». Ф-фия помогает нам выйти за рамки, расширить границы нашего сознания и увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле, а не в нашем представлении.

Знач-е ф-фии особенно возрастает в кризисные моменты. Сейчас именно такой момент, т.к. люди лишились идеологии. Ч-к отказался от религии, но почувствовал себя одиноким и бессильным в мире. Ф-фия может стать целью жизни, путеводной звездой в жизни каждого ч-ка.

“Философи я” (φιλοσοφια) – это прежде всего слово , происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости , стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, “фило”, происходит от “филе о”, “люблю”, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. “Софи я” – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. “Фило софос”, соответственно, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей.

Согласно сообщениям древних писателей, первым человеком, который назвал себя философом , был Пифагор. Он создал религиозно-философский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному. И когда тиран Леонт назвал его мудрецом, он ответил: мудры только боги, я же – человек, который может лишь стремиться к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его.

Тиран, вероятно, связывал понятие мудрости с такими людьми, которые наделялись особым статусом посвящённых в некое тайное, эзотерическое знание, полученное от богов или от единого Бога, и дающее им особую силу и власть над другими людьми. Этой мудростью и силой человек сам по себе обладать не может. Он может лишь получить их от более совершенных и могущественных существ и получает их в силу своей избранности ими и причастности к таинственному миру сверхъестественного, чудесного, божественного . Такими людьми считались тогда, например, египетские жрецы или древнееврейские пророки . Называя себя “философом”, Пифагор, не желая, видимо, становиться объектом своеобразного идолослужения, слепого обожания и подражания, давал понять, что его знание о мире – обыкновенное, естественное, т. е. такое, которое человек может создать сам, своими собственными силами, опираясь на присущую всем людям способность чувственного восприятия – зрение, слух и т. д., – на свой жизненный опыт , на свою естественную и присущую всем людям способность мыслить , думать, размышлять. “Философия” – лишь то знание , которое человек добывает своими собственными силами , опираясь на свои собственные самостоятельные размышления . Но поскольку “мудрость” – это далеко не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, поэтому то и философия – это не все размышления вообще, а самостоятельное размышление над наиболее важнымидля всехлюдей вопросами. Философия – размышления над такими вопросами, которые одинаково важны и равно интересны для всех разумных существ, обладающих способностью свободного самоопределения.

Слово “мудрость” означает также совершенство человека и обладание совершенным знанием, т. е. обладание истиной . Мудр тот, кто знает тайну – тайну строения мира, тайну смысла и назначения человеческой жизни. Пифагор же сказал, что он лишь стремится к истине, ищет её, что он не считает свои познания совершенными. “Философия” – не обладание истиной, а жажда истины , неустанный поиск истины , и пока человек остаётся философом, он не останавливается в этом поиске и не считает себя “мудрецом”.

Поэтому “философствовать” начинает лишь тот, кто понял, что не обладает полнотой истины. “Философом” становится тот, кто начинает осознавать несовершенство своего знания , не может более ограничиваться обычным кругом принятых в обществе “мнений” и повседневного, практически полезного знания. Тот, кто стремится усовершенствовать свои познания и найти истину , тот и “философствует”. Платон и Аристотель писали, что причина появления философии – удивление. Удивляется и спрашивает тот, кто осознал своё незнание . Привычное и обычное вдруг становится непонятным, сомнительным, ставится под вопрос. Для того, чтобы преодолеть сомнение и незнание, человек и начинает “философствовать”.

Платон, опираясь на мысль Пифагора, даёт такое замечательное определение: философия –этоуподобление Богу в меру человеческих сил . Бог – не философ, он не “философствует”. Бог просто знает . Бог, согласно одному из классических, традиционных определений, есть существо бесконечное и абсолютно совершенное , а потому, в частности, – всеведущее . Его знание о себе, о мире и человеке абсолютно истинно, совершенно. Собственно, лишь один Бог мудр в точном и полном смысле этого слова. Человек – не Бог, он – конечен, несовершенен. Его знание несовершенно. Именно поэтому он “философствует”. Философия – это то, что отличает человека от Бога и от животного. Животные, как и Бог, не философствуют. Они, как и человек, конечны, и их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности.Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”. Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность , свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, ипостичь абсолютное , “божественное”, совершенное, вечное и бесконечное.

Если как “любознательность” вообще, как жажда знания, философия родственна всем наукам, то в своём стремлении к абсолютному она сходна с религией, которая по своей сути и есть сфера личного отношения к абсолютному. Однако в религии само абсолютное представляется как личность и отношения с абсолютной личностью опираются прежде всего наверу , традицию , авторитет , чувство и воображение . Целью религии является не познание абсолютного, а “спасение”. В философии приобщение души к абсолютному осуществляется исключительно посредством самостоятельного размышления и познания . В религии же, главным образом, – посредством культа: отношение личности к Богу опосредствуется духовенством и церковью, авторитетом и традицией.

Факультета искусств, социальных и гуманитарных наук

Определение философии. Философия как любовь к мудрости.

Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.

Слово философия переводится с древнегреческого как любовь к мудрости. Философия- дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Фундаментальные проблемы философии - это уникальность и смысл бытия человека в мире. Отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, идея души и ее смерть, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. Объект философии – мир как единое целое. Предмет – законы бытия, которые действуют во всех областях материального мира. Существуют специальные термины, выражающие тот или иной оттенок, смысл любви: эрос – чувственная любовь-страсть, агапе – рассудочная любовь, любовь-долг; сторге – любовь общего характера, но обладает более выраженной личной склонностью, симпатией, нежели агапе; элеос- любовь-сострадание, жалость; филия- любовь-дружба.

2. Сократовский метод исследования человеческой мудрости (по работе Платона «Апология Сократа»).

Сократический" метод – это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.

Сократовский метод заключается в обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии.

Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.

Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно по его мнению, приличествует Богу. Если человек самодовольно полагает, что на всё он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли.

« Я знаю, что ничего не знаю». Это излюбленное выражение Сократа. «Я ничего не знаю»-это значит, что как далеко я не продвинулся в одиссеях мысли, я не успокоюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины».

Основные составные части сократовского метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония».

Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» - «повивальное искусство» (искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.).

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» - это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».

В круге интересов философии находятся вопросы и проблемы, предполагающие мудрое отношение человека к миру и знанию, добру и злу, справедливости и лжи, смыслу человеческого существования и истории. Не случайно древние- греки называли философию любовью к мудрости и любовью к истине. Прошедшие тысячелетия мало, что изменили в этом метафорическом определении одной из древнейших отраслей человеческого знания. Даже тогда, когда мудрое отношение к миру и мудрое мышление заменяется критическим отношением к действительности и разумным, критическим мышлением, смысл философии остается прежним: мудрость в сочетании с безмятежностью (атараксией), скептицизмом, сомнением и бесстрастием в широком смысле слова. Примечательно и то, что все эти качества философской мудрости дают о себе знать в решении всех проблем философии, включая определение последней. Недаром один из крупнейших мыслителей XXвека М. Хайдеггер как-то сказал: "Вот уже шестьдесят лет я пытаюсь понять, что такое философия, а не предлагать свою". Думается, что это необходимо учитывать хотя бы ради бесплодных попыток дать однозначное определение философии, как в процессе ее преподавания, так и изучения. Специфика философии в том и заключается, что она не поддается точному логическому определению. Но, в этом не столько слабость, сколько сила философского знания, ибо каждый вопрос и каждая проблема, входящие в его круг, требуют многообразных подходов и решений в зависимости от эпохи, уровня научного знания, потребностей и умонастроений общества, социально-психологических, эмоциональных и волевых установок мыслителя.

Философия – одно из самых загадочных созданий человеческого деяния. Вот уже более двух тысячелетий не прекращаются споры о том, что же представляет собой философия. Результаты этих споров слишком разнообразны, бесконекчно далеко отсоят друг от друга и как правило, хотя и проливают свет на занятия, интересы и образ жизни философов, но очень мало дают для понимания предмета и общепринятого определния философии. Это связано с тем, что ф. Для одних философов связана с различными потребностями жизни. Ф. – сама жизнь. Для других ф. – знание ради знания, способость мыслить и рассуждать незакабаляясь материальностью. Третьи длоказывают, что ф. Это мировозрение и методология науки, а четвертые отметают эту трактовку. Пятые считают, что философия есть врожденное свойство человеческой натуры и научится ей очень трудно. Шестые же заявляют, что каждый человек может рассуждать о предметах и являениях философского порядка. Поэтому в общественном сознании сложилось устойчивое мнение, что философия это что-то без границ и определения, удел немногих, к тому же чудаковатых людей. Этому способствует сложившийся образ философа как человека не от мира сего, примером служит Диоген. Однако философ лишь стремится к мудрости и выражает это в своей философии, круг его интересов широк: мир, жизнь, человек, космос, мудрость, добро, зло, душа, бог. Однако понимание философии как любви к мудрости не стало общепринятым. Уже в том, что Платон называл философами тех кто любит усматривать истину, многи нашли недостаточность понимания философии как любомудрия. И все же идея любви к мудрости в философии сохранилась. Причем к ней обращаются философы разных направлений и судеб. Так Августин Блаженный исходил из того, что «филокалия и философия названы почти одинаково. Ведь что такое философия – любовь к мудрости. Филокалия – любовь к красоте. Философия означавеет занятие мудростью и у Декарта. По В. Соловьеву для «живой, существенной философии, а не отвлеченно-теоретической. Очевидным является название любомудрия, т.е. любовь к мудрости, так как слово философия означает стремление к духовной цельности человеческого существа – в такмо смысле оно первоначально и употреблялось» Бердяев: «Философия всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью И отказ от мудрости есть отказ отказ от философии, замена ее наукой»



Просмотров