Работы по ликвидации последствий катастроф. Ликвидация чс и их последствий Содержание понятия ликвидация чрезвычайных ситуаций

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС ДНР) представляют собой совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения людей.

Запомните!

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают в себя:

  • разведку маршрутов движения и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов и блокированных помещений;

Работы по извлечению пострадавших из завалов. Сахалин. Нефтегорск. 1995 г.

  • оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т. п.).

    Неотложные работы включают в себя:

    • прокладывание колонных путей и устройств проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
    • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
    • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
    • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
    • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
    • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
    • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
    • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам формированиями.

    К основным видам обеспечения относятся:

    • разведка;
    • радиационная и химическая защита;
    • инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение;
    • комендантская служба и охрана общественного порядка.

    В заключение отметим, что аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах аварийно-спасательных и других неотложных работ и в сложных условиях их проведения работы организуются в две-три смены. При этом тяжелая инженерная техника обычно не вывозится, а передается подразделению, прибывшему на смену, непосредственно на месте работы.

    Запомните!

    Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения.

    Решение о завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или комиссия по чрезвычайным ситуациям, осуществляющие руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.

    Вопросы

    1. С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС ДНР) в очагах чрезвычайных ситуаций?
    2. Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения?
    3. Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?
    4. В каком режиме ведутся АС ДНР?
    5. При каких условиях и кем определяется завершение АС ДНР?

    Задание

    Приведите известные вам примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации, имевшей место в нашей стране.

  • Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские форми­рования в соответствии с законодательством Российской Федерации. |

    Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных

    Спасательные работы. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают:

    Разведку очага поражения, в результате которой получают истинные данные о сложившейся обстановке;

    Локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;

    Розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;

    Оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуация по­раженных в медицинские учреждения, эвакуация населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления, радиацион­ного н другого заражения);

    Санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, тех­нических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;

    Неотложные аварийно-восстановительные работы на промыш­ленных объектах.

    Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и грани­цы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события. В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, поста­новка средств, препятствующих распространению опасности по тер­ритории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

    Устройство при необходимости проездов в завалах и на загряз­ненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

    Локализация аварий на сетях коммунально-энергетических си­стем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетиче­ских и водопроводных сетей и сооружений;

    Укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

    В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформи­рованные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.

    В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-са­мосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматиче­ский инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).

    Особое место в организации и ведении спасательных работ зани­мает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестнич­ных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранив­шимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

    Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обру­шению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах про­делывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находя­щимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

    Значительная часть работ в очаге поражения приходится на лока­лизацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирова­ния пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части террито­риального подчинения во взаимодействии со спасательными форми­рованиями.

    Очень важно как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной по­лосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).

    Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:

    Пожар в здании распространяется преимущественно по лифто­вым шахтам» лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

    Целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

    Сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

    Сильное задымление без пламени -признак быстрого распро­странения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кисло­рода.

    Работам по ликвидации очагов поражения СДЯВ, как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направлен­ные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

    Ограничению и приостановлению выброса СДЯВ путем пере­крытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

    Обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

    Сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

    Постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распростране­ния);

    Изоляция зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.

    После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

    Определение степени поражения объекта и числа жертв. Степень поражения объекта определяется, исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. Поскольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычай­ного события на объекте невозможно, то применяют стохастическую основу для определения степени поражения объекта. Для площадного объекта (отношение фасадной ширины объекта к его глубине не превышает 2:1) она является математическим ожиданием случайной величины, которая может принимать различные значения при соот­ветствующих вероятностях: средняя величина D = Di Pi

    Так, для нахождения степени поражения (разрушения) объекта от взрывов при авариях нужно рассматривать зоны всех степеней разру­шения, пользуясь упрощенной формулой

    где D -степень поражения промышленного объекта;

    Sпор= S круг - площадь объекта, подвергнувшаяся разрушению, км 3 ;

    Sобщ-общая площадь объекта, км 2 ;

    N пор -число пораженных элементов объекта (зданий, цехов, сооружений, систем);

    Nобщ -общее число элементов объекта.

    Для определения числа жертв можно использовать следующее выражение:

    где Sпор - число жертв при внезапном взрыве;

    Lс -численность работающих данной смены (всего предприятия).

    Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

    План ремонтно-восстановительных работ . Готовность предприятия к выполнению восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обес­печенностью рабочей силой и материальными ресурсами.

    Планирование восстановления работоспособности предприятия может предусматривать как первоочередное восстановление, так и капитальное. Первое может быть выполнено силами самого объекта, создающего для этих целей восстановительные бригады. В проекте восстановления освещаются следующие вопросы:

    Объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, дета­лях, инструменте;

    Оптимальные инженерные решения по восстановлению рабо­тоспособности предприятия;

    Календарный план или сетевой график восстановительных ра­бот, очередность восстановления цехов, исходя из важности их в выпуске основной продукции;

    Состав восстановительных бригад и др. Методика определения сроков проведения восстановительных ра­бот изложена в СН 440-72.

    Ликвидация чрезвычайной ситуации заключается в проведении в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах соответствующими силами и средствами разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе регионального формирования.

    Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации включают в себя работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в загородные зоны.

    Неотложными работами в чрезвычайной ситуации являются первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по устранению или снижению степени опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпиде­мических мероприятий и обеспечению охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.

    Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

    Спасательные и другие неотложные работы - это комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения противника.

    Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное время или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и после нападения противника или после возникновения чрезвычайной ситуации.

    В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения чрезвычайной ситуации проводятся:

    1. Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

    2. Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечение ее постоянной готовности.

    3. Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

    4. Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных ситуаций мирного времени.


    5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов, окружающей среды.

    6. Организацию взаимодействия с органами военного командования.

    При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) проводятся:

    1. Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.

    2. Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

    3. Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.

    4. Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

    После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) осуществляются:

    1. Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.

    2. Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были уничтожены, и их защита.

    3. Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.

    4. Организация и управление СДНР.

    Спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на работы с целью спасения людей и на работы другие - по неотложности в данной обстановке.

    Спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и врачебной помощи, эвакуацию из очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.

    Спасательные работы включают:

    Разведку маршрутов движения и участков работ;

    Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

    Розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

    Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

    Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

    Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

    Вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

    Санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельско-хозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

    Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.

    Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий (катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

    Другие неотложные работы включают:

    Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах заражения;

    Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

    Укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

    Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

    Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

    Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника;

    СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.

    К силам и средствам для проведения СДНР относятся:

    Военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;

    Учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России, а также других министерств и ведомств РФ;

    Формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхоза России;

    Военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и оборудования Минэкологии России;

    Части и подразделения служб МВД России;

    Воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО РФ;

    Соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

    Силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Минтранса России;

    Восстановительные и пожарные поезда МПС России;

    Аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и ведомств РФ;

    Отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

    Наиболее многочисленными по численности являются различные невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного времени.

    Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:

    На объекте промышленности используются формирования объекта, а также могут использоваться формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы;

    В городе без районного деления - группировки сил объектовых и территориальных формирований города, области, войсковые части ГО, подразделения и части военного гарнизона;

    В городе с районным делением - группировки сил городских районов и резервы города;

    В области - группировки сил категорированных и некатегорированных городов, населенных пунктов с категорированными объектами промышленности, группировка сил районов и резервы.

    По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

    Возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;

    Своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;

    Сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;

    Развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных работ в предельно сжатые сроки;

    Возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах поражения и осуществление маневра ими;

    Устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия.

    Группировки сил и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% - формирования общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% - специальные и специализированные формирования.

    Специальные и специализированные формирования состоят из:

    50% - медицинские формирования;

    25% - противопожарные формирования;

    10% - формирования радиационной и химической защиты;

    10% - службы охраны общественного порядка;

    5% - прочие аварийно-спасательные формирования.

    К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные по производительности и другим показателям основные и вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной ситуации.

    Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные, вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

    Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным, т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть выше готовности сил ГО.

    В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или) радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную обработку и проведение других мероприятий.

    Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает основную задачу.

    Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих условий успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения возлагаются на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров формирований и выполняются с учетом необходимости одновременного обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите населения и повышению устойчивости работы отраслей и ОНХ в военное время.

    Успешное проведение СДНР достигается:

    Своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

    Быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

    Высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;

    Знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при выполнении работ;

    Заблаговременным изучением командирами формирований особенностей выполнения работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест расположения и характеристики ЗС;

    Непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.

    Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в готовности различной степени, отличающиеся в основном временем, отводимым на готовность к действиям.

    Группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг поражения (район стихийного бедствия) делится на эшелоны: первый, второй и резерв.

    Первый эшелон (до 50%) предназначается для немедленного развертывания спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в высоком темпе.

    Второй эшелон (до 30%) предназначен для наращивания усилий и расширения фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной) замены первого эшелона.

    Резерв (до 20%) предназначен для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их проведения.

    В состав первого эшелона включаются формирования ГО объекта промышленности, продолжающих работу в категорированных городах, части (подразделения) ГО и ВС, выделенные в соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости и формирования ГО повышенной готовности близко расположенных некатегорированных городов и сельских районов.

    Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов промышленности, продолжающих производственную деятельность в городе, не вошедших в первый эшелон, формирования объектов, прекративших работу и перенесших ее в загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов и сельских районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в первый эшелон.

    Для обеспечения непрерывного СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены. Первый эшелон группировки сил может состоять из 2-3 смен, второй - из 1-2 смен. Первая смена по численности личного состава составляет примерно 30%, вторая - 50%, третья - 20% численности эшелона.

    Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10-12 часов:

    Первой смены - не менее 2-х часов;

    Второй смены - от 3-х до 4-х часов;

    Третьей смены - от 5 до 6 часов.

    В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные формирования ГО, служб ГО города и взаимодействующих сельских районов. Резервы восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага поражения после выполнения задач.

    В условиях мирного времени всестороннее обеспечение действий сил ГО заключается в организации и проведении разведки, транспортного и дорожного, материального, технического, гидрометеорологического и инженерного, химического и медицинского обеспечения.

    Разведка в интересах ГО - комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обобщению и изучению данных о состоянии окружающей среды, обстановки в зоне аварий, катастроф, стихийных бедствий и очагах поражения, а также на объектах и участках СДНР.

    Основные задачи разведки заключаются в:

    Выявлении источников потенциальной опасности и осуществления за ними постоянного контроля;

    Выявлении (установлении) угрозы возникновения стихийных бедствий;

    Усилении наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый период;

    Контроле за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах развертывания сил ГО и эвакуации;

    Уточнении состояния маршрутов;

    Усиленном контроле и наблюдении за изменением степени зараженности при возникновении ЧС;

    Выявлении общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий;

    Установлении мест нахождения людей, пострадавших в ЧС;

    Определении состояния маршрутов после ЧС;

    Контроле за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия сил ГО;

    Выявлении обстановки на потенциально опасных объектах после возникновения ЧС.

    Разведка в интересах ГО включает следующие виды: общая, инженерная, радиационная, химическая, медицинская, пожарная, санитарно-эпидемиологическая, биологическая (бактериологическая), ветеринарная, фитопатологическая.

    Организация спасательных и других неотложных работ включает:

    Принятие решения на проведение работ;

    Постановку задач силами ГО;

    Планирование проведения работ;

    Организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления.

    Штаб ГО ЧС на основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил ГО разрабатывает предложения по решению для НГО на проведение СДНР.

    Проведение спасательных и других неотложных работ условно можно разделить на 3 этапа:

    1 этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР.

    2 этап - проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, районах ЧС.

    3 этап - ликвидация последствий применения противником средств поражения, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

    На первом этапе СДНР решаются две основные задачи:

    1. Задачи по экстренной защите и спасению населения:

    Оповещение об опасности;

    Использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;

    Эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения;

    Применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской помощи пострадавшим.

    2. Задачи по подготовке сил и средств к выполнению СДНР:

    Приведение в готовность органов управления;

    Организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки;

    Приведение в готовность к действиям сил и средств ГО.

    Второй этап - этап проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения характерен прежде всего тем, что на этом этапе вырабатывается решение на проведение СДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам ГО, организуется взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение действий, проводятся СДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами ГО.

    Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, бедствий, последствий воздействия средств поражения противника.

    На этом этапе начинается восстановление работы по функционированию отраслей и объектов промышленности, проводятся мероприятия по восстановлению энерго-, водоснабжения, организуется медицинское обслуживание населения; восстановление жилья и т.д.

    Разработка и внедрение мер по повышению устойчивости работы объектов и предотвращению аварий должны осуществляться комплексно с учетом конкретных особенностей каждого предприятия.

    Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аварий являются: оповещение об опасности рабочих и служащих, формирований ГО и населения, проживающего вблизи объекта; комплексная разведка объекта, на котором произошла авария; спасение людей из-под завалов, из разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение пожаров; локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению спасательных работ; устройство проездов и проходов к местам аварий; обрушивание неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской службы.

    Быстрое проведение спасательных работ и оперативная ликвидация последствий аварий требуют значительных сил и средств, для этих целей привлекаются специальные (объектовые) и территориальные формирования общего назначения и служб.

    Любое предприятие имеет свои особенности, которые могут быть неизвестны спасателям, но должны быть учтены. Поэтому перед началом работ с каждым формированием соответствующими специалистами предприятий и служб ГО проводится инструктаж, на котором указываются способы действий при выполнении поставленной задачи и правила безопасности, соблюдение которых строго обязательно.

    На каждом участке аварийных работ выставляются охрана и наблюдатели, а у опасных мест устанавливаются ограждения и вывешиваются плакаты с предупреждением об опасности. Действия по ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях согласовываются с представителями соответствующих служб и организаций, ведающих этим хозяйством.

    В зависимости от характера и масштаба аварии руководство ликвидацией последствий осуществляет либо руководитель данного предприятия, являющийся одновременно и начальником ГО, либо председатель специально создаваемой чрезвычайной комиссии. На каждый участок назначается руководитель из числа ответственных должностных лиц объекта или руководящих работников ГО и специалистов служб ГО, который должен поставить задачи формированиям, указать сроки и способы их выполнения, определить порядок материального, технического и других видов обеспечения, организовать работы, своевременную смену, отдых и питание личного состава.

    К месту производственной аварии первыми должны прибывать пожарные команды, подразделения милиции, машины скорой медицинской помощи, технической помощи.

    С прибытием формирований и воинских частей их командиры знакомятся с обстановкой и получают задачи, которые доводят до исполнителей.

    Ликвидация последствий аварии может осуществляться одновременно на всем объекте или по отдельным участкам. В тех случаях когда имеется достаточное количество сил и средств, работы проводятся сразу на всей площади. Если сил недостаточно, работы приходится проводить последовательно. При этом в первую очередь их начинают там, где необходимо оказать помощь людям, и на участках, представляющих наибольшую опасность.

    На предприятиях, имеющих штатную газоспасательную службу, ликвидация последствий аварии организуется силами этой службы во взаимодействии с формированиями ГО. При этом личный состав газоспасательной службы выполняет наиболее сложные специальные работы в газоопасных местах. А формирования общего назначения совместно с противопожарными формированиями тушат пожары, извлекают пострадавших из-под завалов и обломков, оказывают им первую медицинскую помощь, расчищают проезды и устраняют повреждения на коммунально-энергетических сетях.

    Производственным авариям обычно сопутствуют пожары, представляющие в некоторых случаях основную опасность. Борьба с огнем часто бывает связана и со спасением людей, когда часть персонала предприятия оказалась в охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве взрывоопасных и быстровоспламеняющихся материалов может еще более усугубить положение.

    Основной задачей в начальной стадии пожаротушения является локализация отдельных пожаров, чтобы не допустить их слияний в сплошной пожар. С этой целью на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м.

    Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно организуя и проводя их спасение с верхних этажей зданий; некоторая часть пожарных машин может использоваться для перекачки воды из удаленных источников.

    Для усиления сводных отрядов и команд общего назначения, а также для самостоятельного выполнения некоторых специальных работ используются формирования служб ГО, создаваемые на базе эксплуатационных и строительно-монтажных организаций.

    К тушению пожаров, конечно же, привлекаются и штатные пожарные команды и противопожарные формирования, а для разборки сложных завалов и обрушенных конструкций - специальные строительно-монтажные организации.

    В очаге поражения при авариях, катастрофах, землетрясениях, когда разрушаются здания и сооружения, люди могут оказаться под завалами, в поврежденных зданиях, в заваленных защитных сооружениях. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Важным этапом является установление связи с пораженными - голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск людей начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД - изолирующие или фильтрующие - и дополнительными патронами; людей разыскивают путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя специальные приспособления.

    Спасению людей, попавших в завалы, предшествует тщательный их осмотр, при этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Чтобы спасти людей, находящихся в верхних частях завалов, применяется осторожная разборка завала сверху, при этом необходимо следить, чтобы не было перемещения и осадки обрушенных элементов конструкций. Если структура завала такова, что крупномерные железобетонные элементы (балки, перекрытия, колонны, ригели и т.д.) переплелись своей арматурой, то разборка завала чрезвычайно затруднительна и может занять много времени. В этом случае рекомендовано применять мощные краны (грузоподъемностью 100 и более тонн) - по опыту Спитакского землетрясения. Для извлечения пораженного необходимо освободить его от мелких обломков и мусора вручную, не причиняя ему дополнительных повреждений, затем оказать первую медицинскую помощь.

    Для извлечения людей, находящихся в пристенных пространствах разрушенных зданий, целесообразно проделывать проем в стене размером 0,8 х 0,8 м.

    Для ликвидации последствий производственных аварий применяется инженерная и другая специальная техника: краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные станции, самосвалы, тяжелые тягачи с тросами для растаскивания и разведения крупных железобетонных конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и металлорежущие установки. Используются также средства малой механизации: домкраты, лебедки, мотопилы, керосинорезы, электронасосы и др.

    Спасательные работы в местах аварий, как правило, проводятся в условиях загазованности, а при пожарах - задымленности и высоких температур; чтобы обеспечить непрерывность работы с нарастающим темпом, силы ГО делят на смены и выделяют резервы.

    Первая медицинская и врачебная помощь оказывается пострадавшим, находящимся в состоянии шока, а также извлеченным из-под небольших завалов и обломков. Извлечение людей из-под крупных завалов производится с соблюдением мер предосторожности, им оказывается медицинская помощь с последующей эвакуацией в лечебные учреждения.

    Оказание первой медицинской помощи пораженным, эвакуация их в медицинские учреждения организуется медицинской службой (района, города, области, системы ГО и др.); это - один из главных видов спасательных работ, которые необходимо проводить своевременно. Первая медицинская помощь пораженным оказывается на месте их обнаружения, в первую очередь в наиболее доступных местах и там, где им угрожает опасность (пожары, затопления, обрушения зданий). Объем оказания медицинской помощи определяется в зависимости от обстановки и состояния пораженных. В первую очередь она оказывается пораженным с кровотечением, удушьем, проникающими ранениями живота и груди. Обнаружив пораженного, необходимо в первый же момент освободить, если необходимо, голову, грудь, плечи, ноги, расстегнуть одежду на животе и груди. Опыт проведения спасательных работ после Спитакского землетрясения в Армении показал, что весьма часты ситуации, когда у людей, оказавшихся в завалах среди хаотического нагромождения обломков, руки и ноги прижимаются так, что невозможно их высвободить и даже пошевелить ими; эта опасная ситуация, названная "эффектом сдавливания" чревата летальными последствиями: прекращается кровообращение в сдавливаемых конечностях, они немеют, происходят необратимые изменения состава крови; после высвобождения человека необходима немедленная оперативная помощь , промедление вызывает общий сепсис организма с летальным исходом; фактор времени в этих случаях является доминирующим.

    Команда на приведение в готовность НФ поступает из штаба ГО и последовательно через соответствующих руководителей доводится до командира формирования.

    Получив сигнал (распоряжение), командир обязан:

    В кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;

    Оповестить личный состав НФ и осуществить его сбор;

    Организовать выдачу табельного имущества и произвести подготовку средств индивидуальной защиты;

    Организовать рассредоточение и укрепление спецтехники, автотранспорта и имущества в месте сбора;

    Проверить наличие средств связи и определить порядок связи внутри НФ ГО;

    Проинструктировать личный состав НФ и доложить о готовности старшему начальнику.

    Приведение в готовность НФ ГО в мирное время осуществляется, как правило, в пунктах постоянного размещения без вывода в загородную зону. Распоряжение на приведение в готовность поступает от председателя КЧС через соответствующие штабы ГО ЧС или руководителей администраций, министерств и ведомств, организаций.

    Сводная команда объекта (предприятия, учреждения, организации) - основной тип формирования ГО, перед проведением СДНР командиры формирований обязаны разъяснить характерные особенности предстоящих действий, ознакомить личный состав с порядком проведения работ и правилами безопасности и строго следить за их соблюдением всеми подчиненными. Конкретные меры безопасности на участке (объекте) работ указываются одновременно с постановкой задач. Защита личного состава формирований при выполнении СДНР может быть достигнута проведением комплекса мероприятий, основными из которых являются:

    Сменность работы и строгое соблюдение установленной для каждой смены длительности пребывания на зараженной местности;

    Обеспечение необходимых защитных свойств сооружений для отдыха в районах расположения;

    Использование изолирующей одежды и СИЗ;

    Соблюдение правил поведения в зоне радиоактивного заражения.

    Продолжительность работы каждой смены зависит от уровня заражения местности и заданной допустимой дозы облучения. Для укрытия отдыхающих смен в районах расположения и действий используются здания и сооружения, обладающие наибольшими защитными свойствами.

    В результате происшедших ЧС, особенно на РОО, ХОО или в военное время, люди, здания, сооружения, техника, вода, почва, продовольствие, сырье могут быть зараженными радиоактивными, отравляющими, биологическими средствами, СДЯВ и т.д. Для уменьшения в этих условиях вероятности поражения людей проводится специальная обработка.

    Специальная обработка - комплекс мероприятий, проводимых для восстановления готовности транспортных средств, техники и личного состава формирований к выполнению задач по проведению СДНР в очагах поражения и подготовки объектов к продолжению производственной деятельности; может быть частичной или полной. Частичная специальная обработка проводится самим личным составом в ходе выполнения задачи, а при заражении ОВ - немедленно. Она должна обеспечить возможность действовать без средств защиты кожи при соприкосновении с обеззараженными частями транспортных средств, техники и с другими поверхностями. Полная специальная обработка должна обеспечить возможность выполнять работы и без средств защиты кожи, и без средств защиты органов дыхания. Проводится, как правило, после выполнения задачи и включает обеззараживание различных поверхностей и санитарную обработку.

    Санитарная обработка (санобработка) - это механическая очистка и обеззараживание одежды и обуви, а также кожных покровов и слизистых оболочек людей, пораженных в результате заражения и загрязнения бактериальными (биологическими) средствами, радиоактивными и опасными химическими веществами.

    Санитарная обработка территории в зоне чрезвычайной ситуации заключается в действиях специальных подразделений сил ликвидации чрезвычайных ситуаций по поиску и сбору образовавшихся в результате чрезвычайной ситуации предметов и продуктов органического и неорганического происхождения, обеззараживанию мест их нахождения, захоронению в специально отведенных местах.

    Обеззараживание - это процесс уменьшения загрязнения и заражения территории, объектов народного хозяйства и другого назначения, воды, продовольствия, пищевого сырья, упаковки и кормов радиоактивными и опасными химическими веществами до предельно допустимых норм путем дезактивации и дегазации, а патогенными биологическими (бактериальными) средствами - путем дезинфекции и детоксикации.

    Дезактивация заключается в удалении радиоактивных веществ физико-химическими или механическими способами с загрязненных поверхностей с целью исключения радиоактивного облучения людей.

    Дегазация представляет собой нейтрализацию и удаление опасных химических веществ с территории, объектов народного хозяйства и другого назначения, вооружения, техники, имущества, воды и продовольствия.

    Демеркуризация - это удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

    Дезинфекция - это процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.

    Детоксикация представляет собой разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.

    Дератизация - это профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экологического ущерба от них.

    Дезинсекция представляет собой процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.

    Все эти работы выполняют специальные подразделения с использованием специального оборудования и средств.

    В настоящее время установлен один, основной сигнал -"Внимание всем" , который заключается в включении сирен, заводских гудков, других средств подачи сигнала.

    Услышав этот сигнал, необходимо немедленно прослушать экстренное сообщение штаба гражданской обороны, которое будет передаваться по радио, телевидению, телефону и другим средствам связи.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основная

    1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов /С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. М.: Высшая школа, 2000.

    2. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: в 2-х частях /Е.А. Резчиков и др.; под общ. ред. Е.А. Резчикова. М.: Издательство МГИУ, 2001.

    3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов /П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др. М.: Высшая школа, 1999.

    4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона. Под ред. М.А. Шевандина.-М.:Маршрут, 2004 .-364с

    Дополнительная

    1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. В 2-х частях /Под ред. проф. Э.А. Арустамова. М.: Маркетинг, 1998.

    2. Белов П.Г. Моделирование опасных процессов в техносфере. Учебное пособие. Киев: издательство КМУГА, 1999.

    3. Щербаков С.Д. Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности.- М.: РИЦ МГИУ, 2001.

    Контрольные тесты

    ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (ликвидация ЧС)
    аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (ГОСТ Р 22.0.02-94 .)

    EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь , 2010

    Ликвидация чрезвычайной ситуации

    (ликвидация ЧС) - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (ГОСТ Р 22.0.02-94).

    EdwART. Словарь экологических терминов и определений , 2010


    Смотреть что такое "ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ" в других словарях:

      Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… …

      ликвидация чрезвычайной ситуации - ликвидация ЧС Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных… …

      Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь бизнес-терминов

      Ликвидация чрезвычайной ситуации Словарь юридических понятий

      ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

      Ликвидация чрезвычайной ситуации - АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение V здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных… …

      ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС - 3.1.13 ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС: По ГОСТ Р 22.0.02. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - Аварийно спасительные и другие неотложные мероприятия, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

      Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации - действия по проведению аварийно спасательных, аварийно восстановительных и др. неотложных работ в зоне ЧС по устранению непосредственной опасности. Восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате ЧС, в компетенцию… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

      аварийно-восстановительные работы в чрезвычайной ситуации - аварийно восстановительные работы в ЧС Первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных… … Справочник технического переводчика

    1. Обязанность защиты населения и территорий при ЧС возложена на:

    A: на полицию

    C: на скорую помощь

    2. Плановый вывоз людей, материальных и духовных ценностей из зоны ЧС называется:

    A: мобилизация

    B: эвакуация

    C: дестабилизация

    3. Установите правильную последовательность действия человека, попавшего под завал при взрыве.

    A: отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене

    B: обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы

    C: закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится

    D: стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой

    4. Эвакуация – это:

    A: вывод (вывоз) населения из очага поражения или из зоны чрезвычайной ситуации

    B: вывод населения из очага бактериологического заражения

    C: организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в производстве (в том числе учащихся), из городов в загородную зону

    D: вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации

    5. РСЧС создана с целью…

    A: прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно- спасательных работ

    B: объединение усилий органов центральной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организации, их сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    C: обеспечение организованного вывоза (вывода) неработающего населения в загородную зону

    D: обеспечение первоочередного жизнеобеспечения жизни населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях

    6. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было создано:

    7. Выход из строя людей при ЧС из-за гибели, травм и болезней называется:

    B: потери

    8. Восстановление здания, сооружения возможно после капитального ремонта при ______ степени разрушения.

    A: полной

    B: сильной

    C: средней

    D: слабой

    9. Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимают:

    A: аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводящиеся при возникновении чрезвычайной ситуации

    B: заблаговременную подготовку сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации

    C: создание материально-технических и финансовых резервов для жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации

    10. Совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций называется:

    A: гражданскими организациями ГО

    B: аварийно-спасательными формированиями

    C: аварийно-спасательной службой

    11. К ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются государственные материальные и финансовые ресурсы в случае:

    A: локальной чрезвычайной ситуации

    B: чрезвычайной ситуации местного значения

    C: крупномасштабной или уникальной по своим характеристикам чрезвычайной ситуации

    12. Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной:

    A: когда снижена до приемлемого уровня угроза жизни и здоровью людей

    B: когда устранена непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение людей

    C: когда подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение людей

    13. Разведка при чрезвычайной ситуации:

    A: проводится перед началом аварийно-спасательных и других неотложных работ для выявления обстановки в ходе чрезвычайной ситуации

    B: организуется и ведётся непрерывно, вплоть до полного завершения работ

    14. Установление характера разрушения дорог, зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей входит в задачи ________ разведки:

    B: пожарной

    C: инженерной

    15. В начале второй половины суточного перехода пешей колонны назначается…

    A: большой привал

    B: медосмотр

    C: ночлег

    D: малый привал

    16. Покрытие затрат общественных ресурсов на предупреждение и ликвидацию чрезвычайной ситуации называется:

    A: материальным обеспечением

    B: жизнеобеспечением

    C: техническим обеспечением

    D: финансовым обеспечением

    17. Эвакуационные пункты, служащие для отправки населения различными видами транспорта в безопасную зону, называются пунктами…

    A: посадки

    B: промежуточными

    C: высадки

    D: сборными

    18. В случае внезапного наводнения в первую очередь необходимо…

    A: позвонить в аварийно-спасательную службу

    B: перенести ценные вещи на верхние этажи

    C: начать срочную эвакуацию

    D: выслушать информацию по телевизору или радио

    19. При выводе населения пешим порядком вблизи сборных эвакуационных пунктов формируются…

    A: колонны

    B: отряды

    C: бригады

    D: коллективы

    20. Штаб и службы гражданской обороны в организациях и на предприятиях предназначены для…

    A: организации работы приёмного эвакуационного пункта

    B: обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны

    C: проведения призыва на военную службу

    D: организации работы промежуточного эвакуационного пункта

    21. Основными документами для учёта, размещения и обеспечения в загородной зоне эвакуированного населения являются…

    A: трудовые книжки и школьные аттестаты

    B: эвакуационные списки и паспорта

    C: приписные свидетельства и паспорта

    D: военные билеты и ордера на квартиру

    22. Через каждый час движения колонны назначается…

    A: малый привал

    B: медосмотр

    C: ночлег

    D: большой привал

    23. Руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет…

    A: Министерство по чрезвычайным ситуациям России

    B: Правительство РФ

    C: премьер-министр РФ

    D: Президент РФ

    24. Эвакуация населения организуется через _______ пункты, которые размещаются в общественных зданиях (школах, клубах, театрах) обеспечивают сбор, регистрацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн.

    A: сборные эвакуационные

    B: приёмные эвакуационные

    C: промежуточные эвакуационные

    D: контрольно-пропускные

    25. Заблаговременный, организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве населения (студентов, учащихся, пенсионеров и др.) в загородную зону называется:

    A: общей эвакуацией

    B: рассредоточением

    C: частичной эвакуацией

    D: миграцией населения

    26. Если сигнал «Воздушная тревога» застал на улице, то необходимо…

    A: быстро направиться домой

    B: направиться в ближайшее убежище

    C: сообщить по телефону родственникам

    D: постараться выехать из города

    27. В загородной зоне для приёма эвакуированного населения создаются…

    A: сборные эвакуационные пункты

    B: контрольно пропускные пункты

    C: промежуточные эвакуационные пункты

    D: приёмные эвакуационные пункты

    28. Начальником эвакуационной комиссии объекта гражданской обороны общеобразовательного учреждения является…

    A: представитель департамента образования

    B: руководитель образовательного учреждения

    C: один из заместителей руководителя учреждения

    D: представитель органов местного самоуправления

    29. Запас продуктов питания при эвакуации берётся на _____ суток.

    30. При эвакуации на транспортных средствах максимальный вес личных вещей не должен составлять не более _______ килограммов на одного взрослого человека.

    31. Установите правильную последовательность действий населения при получении распоряжения на эвакуацию после аварии на атомной электростанции…

    A: провести йодную профилактику; выключить газ, электричество, воду; надеть средства индивидуальной защиты; взять вещи, документы, еду и следовать на сборный эвакопункт



    Просмотров