Салическая правда таблица. Салическая правда франков. Салическая правда» и её значение

Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.

Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. - в последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.

Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.

Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст. 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону». Статья 60 «О желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.

Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля (примером может служить ст.

45 «О переселенцах»).

В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.

Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд - за убийство и пеня - за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Судебный процесс. Он осуществлялся в одинаковых формах для уголовных и гражданских дел и носил состязательный характер. Суд возбуждал дело только по инициативе истца. Стороны были равны в правах. Процесс носил состязательный характер, был устным, гласным и отличался формализмом. Применялись три вида доказательств. Первый - соприсяжники - это родственники, соседи и друзья подсудимого. Второй - свидетельства очевидцев. Третий - ордалии («суд Божий»}. Судья и заседатели выбирались на собрании свободных людей. Позже выборный суд постепенно заменяется королевской администрацией.

Еще по теме 30. Салическая Правда (история составления, структура, основные черты, историческое значение).:

  1. 30. Салическая Правда (история составления, структура, основные черты, историческое значение).
  2. § 1. Юридическая техника правотворчества: определение институционально-правового статуса и элементный состав

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

В «Салической Правде» в большом числе титулов упоминается о рабах. Сопоставим эти титулы по «Paris 4404» и по «Emendata»:
X титул - о продаже рабов;
XII титул - о кражах или взломах, произведенных рабами;
XIII титул - о похищении свободных;
XXV титул - о прелюбодеянии рабынь;
XXXV титул - об убийствах или ограблении рабов;
XXXIX титул - о похитителях рабов;
XL титул - о том случае, если раб будет обвинен в воровстве.
XLVII титул - о розыске.
В восьми титулах из 65 говорится о рабах (больше, чем о знатных и служащих при королевском дворе).

О чем говорят эти титулы? По заголовкам видно, что в них упоминается о кражах рабов и о кражах, производимых рабами, о нравственности рабынь, об убийстве рабов или об убийстве, совершенном рабами, о розыске рабов, об отпущении рабов на волю и т. д. Помимо этого, «Салическая Правда» дает еще и титулы, в которых упоминается о рабах, хотя в названии титулов и нет о них упоминания 350 . Можно путем анализа текстов и их сравнения установить, каковы были положение рабов, отношения между рабами и их хозяевами, их место в обществе. Сличая тексты различных более ранних и более поздних рукописей, можно установить, какие изменения произошли в положении рабов за период с VI по IX век.

Сравнив титулы «Правд» о рабах с главами «Германии» Тацита о рабах, мы пришли к выводу, что «Правды» рисуют несколько иную картину положения рабов, чем Тацит.
В титуле X по рукописи «Paris 4404» читаем:
«Если кто украдет раба или лошадь или упряжное животное 351 , платит 1200 дин., или 30 солидов» 352 .

Из этого титула ясно видно, что в эпоху составления древнейшего (из дошедших до нас) списка «Салической Правды» раб как объект покражи, как вещь приравнивался к стоимости лошади или другого упряжного животного, и эта стоимость была равна 30 солидам. Этот" титул дает материал сразу для целого ряда наблюдений и сравнений.

По данным «Германии» Тацита, раб, посаженный на землю, не имел прав в общине (т. е. не мог влиять на дела в общине, высказывать свое мнение и т. д.). Но Тацит подчеркивает, что раб независим от хозяина в своем экономическом положении, отдавая хозяину то, что ему полагалось из продуктов, а остальным распоряжаясь сам.

Указанный титул «Салической Правды» отражает более ущемленное имущественное и правовое положение раба по сравнению с тем, что было, например, показано Тацитом.

Происходит и резкая дифференциация в уплате, например, за покражу раба и свободного (30 и 200 солидов) 353 , что раньше у франков, до прихода в Галлию, не наблюдалось. У Тацита, Например, отмечено, что в детстве раба не отличишь от свободного 354 .

Почему изменилось имущественное и правовое положение раба в раннефеодальном государстве франков? Нам кажется, что двумя причинами можно объяснить это явление.

Первая причина: рабы, бывшие у «варваров», смешались с римскими рабами, которых франки получили в период завоевания ими Галлии и которые попали как рабочая сила в их хозяйство.
Вторая причина: в первых «варварских» законах - «Правдах», отразивших многие особенности раннефеодального государства, пункты, касающиеся рабов, отразили по традиции многие из тех норм, которые характерны были для римских законов.

Данное явление можно рассматривать как отражение черт старой юридической надстройки, которая возвышалась в свое время над старым рабовладельческим базисом. Новая растущая феодализирующаяся знать приняла эти нормы, так как они отвечали ее стремлениям эксплуатировать рабов как рабочую силу.

Эти нормы о рабах, к которым относятся: разница в сумме штрафа за раба, бесправие рабов, лишение их имущества, приравнивание к живому и мертвому инвентарю, запрещение браков между рабами и свободными, битье плетьми рабов в растяжку и другие тяжелые и унизительные наказания - по римской традиции закреплялись в законах, именуемых «варварскими».

Итак, суровость и жестокость пунктов салического закона, где речь идет о рабах, мы склонны объяснить влиянием римской рабовладельческой традиции, которая вместе с латинским языком и монетной системой проникла в «варварские» законы.

Судя по тем пунктам законов «Салической Правды», которые касаются рабов, в корне меняется принцип использования рабской силы в обществе. Пункты о рабах в «Салической Правде» констатируют их использование главным образом в большом землевладельческом хозяйстве у отдельных землевладельцев, что характерно было для римского мира, а не для «варварского». Тацит, говоря о рабах у «варваров», отмечал совсем другое. Он подчеркивал, что они не используются в домашнем хозяйстве, а посажены на землю, т. е. платят хозяину ренту продуктами.

350 Например, титулы «Салической Правды»: XIII, 4, XXVII, 26, XXXVI и др.
351 Лошадь, по-видимому, еще не была упряжным животным у франков в тот период.
352 «Салическая Правда», «Paris 4404», X.
353 За покражу свободного назначалась вира в 200 солидов, за покражу раба -: штраф в 30 солидов.
354 См.: Тацит. Германия, гл. XX.

Страница 1 из 2

ТЕМА VI. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

§ 6.1. Общая характеристика Салической правды
§ 6.2. Преступления, наказания и судебный процесс по Салической правде
Список рекомендуемой литературы

§ 6.1. Общая характеристика Салической правды

Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V - начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник.
По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.
Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.
Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.
Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков.
В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.
К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.
Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».
По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.
Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди.
Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.
О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.
Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.
В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.
О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.
Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.
Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фикса-ция древнегерманских обычаев - запись обычного права германских пле-мен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига , и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она де-лится на титутлы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи-ческой судебной процедуры.

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, част-ной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо-дило в строго установленной форме.

Постепенно отходят в прошлое старинные формы удостоверения сделок. Все большее значение приобретают письменные документы.

В крестьянской среде, впрочем еще очень живучи старинные обычаи: при переходе земли по сделкам продолжают призывать 12 свидетелей и 12 мальчиков. Каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, надирают уши и дают пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем.

Брачно-семейные отношения. Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де-вушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом.

Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель-ства :

Существование законного брака;

Объявление лица вне закона;

Наличие близкого кровного родства;

Несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завеща-нию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого иму-щества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на-следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.


Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомий), совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен-ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя-зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму-щество указанному лицу.

Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста-тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю-чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение коро-левского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

Преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

Преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

Преступления против порядка отправления Правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;

Нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Наказание различалось в зависимости от положения человека. Штраф исчислялся в солидах и денариях.

Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализ-мом. Стороны имели равные права. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

Судебный процесс мог начаться только по инициативе потерпевшего. Он же был обязан предоставить суду доказательства, привести соприсяжников, которые могли бы подтвердить его хорошую репутацию.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

Соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

Свидетельства очевидцев;

Ордалии.

Ордалии - суд Божий, состоящий в испытании соответствующей стороны в процессе.

Большое распространение имел судебный поединок. Он назначался во всех случаях, когда ответчик обвинял истца в намеренной лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежащими к разным классам стали практически невозможны.

Судебный процесс мог начаться только по инициативе потерпевшего. Он же был обязан предоставить суду доказательства, привести соприсяжников, которые могли бы подтвердить его хорошую репутацию. Для проверки истиности показаний обвиняемого разрешалось применять суд Божий, ордалии - испытание раскаленным железом или кипятком.

Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздроблённости (IX - XIII вв.)

Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского ко-ролевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.

История средневекового государства во Франции может быть разделе-на на следующие периоды:

· период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;

· период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв.;

· период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.

В период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное еди-ное королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Складывание двух основных классов феодального общества - сеньоров и зависимого крестьянства - в целом завершилось к X в. К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бене-фиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность - феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета . Отноше-ния вассалитета покоились на иерархической структуре земельной соб-ственности: номинально верховным собственником всей земли в госу-дарстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, кото-рым жаловали земельные владения.

Эта лестница состояла из следую-щих ступеней:

На ее верху стоял король - сюзерен;

Вассалы и подвассалы разных ступеней - арьер-вассалы;

В самом низу - простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие.

Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы . Первоначально положение сервов было еще близко к позднеантичному рабству - часть сервов использовалась в качестве безземельных дво-ровых работников, часть была посажена на мелкие земельные наделы. Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах:

Право перехода из сеньории в сеньорию;

Право отчуждения земельного держания;

Право свободы наследования;

Право выбора брачной партии.

Для вилланов , которые считались лично свободными держателями зем-ли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земель-ного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город. Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали начиная с X в. возникновению новых и возрож-дению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения ос-тальных феодально-зависимых людей.

В период феодальной раздробленности - король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях:

Дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

Управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях круп-ных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры, при-чем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархичес-кой лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось Народное ополчение.

Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.)

Развитие городов и расширение межобластных экономических связей, а также установление прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления феодальной раздробленности, для формирования единого общенационального рын-ка и дальнейшего экономического и социального развития страны. Возникает специализация сельскохозяйственного и ремесленного про-изводства в отдельных районах и городах, что приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих усло-виях увеличилась численность населения городов и усилилось их влия-ние на положение дел в стране.

С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии.

Это стало возможным ввиду того, что:

Укрепились социально-экономические основы союза королевской вла-сти и городов, благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь;

Вокруг королевской власти сплотились - основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде защитить свое привилегированное поло-жение силами королевской армий, а также ради получения доходных должностей;

Страна нуждалась в сильной королевской власти для борьбы с внешним врагом.

В XIV - XV вв. формирование наследственных сословий завершилось. Французское общество разделилось на три сословия:

Сословие духовенства;

Сословие дворянства;

Третье сословие, к которому относились купцы, ремесленники, сво-бодные крестьяне.

Первые два сословия были привилегированными, освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заме-няют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского землепользования - серваж вытесняется цензивой.

Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз - твердо фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цен-зитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, заклады-вать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.)

1. Органы государственного управления.

2. Судебное устройство

Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV - XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов - высшего органа сословного представительства.

Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили на-чало провинциальным штатам. Генеральные штаты являлись совеща-тельным, органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов.

Каждое сословие заседало от-дельно от других:

В первой палате - высшее духовенство;

Во второй - депутаты от дворянства;

В третьей - выборные депутаты от верхушки горожан, "третьего сосло-вия".

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны , когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Центральными органами управления в этот период были:

Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руковод-ство и контроль за отдельными звеньями управления;

Счетная палата, ведавшая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

1) канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;

2) коннетабль - командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии;

3) камерарий - казначей;

4) палатины - королевские советники, выполнявшие отдельные поруче-ния короля.

В системе судебных учреждений произошли следующие изменения:

Королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значи-тельно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пере-смотреть любое решение сеньориального суда;

Хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделены от административных, наметилось их обособление и соответственно формирова-ние судебной системы.

При Людовике IX был создан специальный судебный орган - Парла-мент, в дальнейшем ставший высшим апелляционным судом королев-ства, важнейшей апелляционной инстанцией. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ра-нее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуще-ствляя таким образом контроль над местными судами. Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел.

Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой пред-метной и персональной подсудности и образовал инстанционную сис-тему:

Низшая инстанция - суд официалов, специальных уполномоченных епископа;

Вторая инстанция - суд архиепископа;

Следующая инстанция - суд кардинала;

Высшая инстанция - суд римской курии, который рассматривал наибо-лее важные дела.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затраги-вавшим интересы монархии ("интересы короны").

В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численнос-ти, с централизованным руководством и четкой системой. К этому вре-мени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вер-бовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотланд-цев и т. д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворян-ство.

Общественный строй Франции в период Абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия . Возникно-вение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промыш-ленности и сельском хозяйстве:

В промышленности появилась мануфактура , а с ней - наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмас-терьев и крестьян;

Выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Вос-током, а через Испанию - и с Америкой;

Капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.

Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало ее:

В городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники и тор-говцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

Сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как следствие, феодальные платежи, церковная десятина и т.д.

К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохрани-ли свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI - XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. чело-век, а к дворянству - около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав ко-торого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церк-ви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государ-ственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги" разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии". Дворянский статус предостав-лялся также в результате пожалования специальным королевским ак-том.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация :

На нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно-рабочие, безработные;

На верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи-нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в пери-од самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - на-следный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, испол-нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизо-ванный государственный механизм, административно-финансовый ап-парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко-роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться.

С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль:

Вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприят-ные условия для ее последующего социально-экономического развития;

Нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строитель-ство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино-странные товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в. , когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты.

Дальнейшему развитию производитель-ных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

Привилегии духовенства и дворянства;

Феодальные порядки в деревне;

Высокие вывозные пошлины на товары и т.д.

С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось.

Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

Унаследованные от сословно-представителъной монархии учреждения, дол-жности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

Учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дворянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т.д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государствен-ных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским де-лам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики косвенных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:

Утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в про-шлое и замещались знатью;

Фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномо-ченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч-но назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое, дело любого суда.

В судопроизводстве сосуществовали:

Королевские суды;

Сеньориальные суды;

Городские суды;

Церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.

Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В об-ласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.

Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.

Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплек-тации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и уголовных элементов. Офи-церские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что при-давало армии ярко выраженный сословный характер.

Право средневековой Франции К XI в. наиболее характерной формой земельной собственности во Франции становится феод.

Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян - для феодала земля представляла цен-ность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделываю-щим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и после-дний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется - серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личных повинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С со-гласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно.

При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преиму-щественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.

В X - XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сдел-ку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограниче-ний на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в . начинают составляться в письменном виде, а в последующем - утверждаться нотариусами. С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи воз-никал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли высту-пать вещи, которые еще не были изготовлены.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (арен-ды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обыча-ем и мог повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сдан-ная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряже-ние сеньора.

Брак и семья во Франции до XVI в . регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI -.XVII вв. королевская власть, стре-мясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отно-шения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право об-ращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заклю-чившего брак без их согласия.

Личные отношения супругов определялись каноническим правом - главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

При наследовании по закону наиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству земельного имуще-ства умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления фео-дальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер.

Наследование по завещанию получило распространение сначала на юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.

В начале периода феодальной раздробленности , в IX - XI вв., преступление во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интере-сы отдельных лиц. Наказания сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI - XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося фео-дального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказа-ний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии, в XIII - XV вв., с централизацией государства и усилением королевской власти сеньориаль-ная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства коро-лей в развитии уголовного права.

В королевском законодательстве наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устраше-ние. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем чтобы стра-дания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.

Видами наказания были:

Смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д.);

Членовредительские и телесные наказания;

Широко применялось тюремное заключение;

Конфискация имущества - в качестве основного и дополнительного наказания.

Судебный процесс до конца XII в . носил обвинительный характер. Большое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса.

Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь соби-рал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки.

Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решаю-щее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного при-знания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, со-ставленные на месте преступления, и т.д. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ФРАНЦИИ

Источники права: в 1Х-Х1 вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - "страна писаного права", так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался "страной обычного права", так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы.

Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на "Юге" оно выступало в качестве основного источника права, то на "Севере" оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник "писаного разума".

Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держания.

Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья. "

С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х веке феодом, леном, фьефом. В Х-Х1 вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.

Феод - благородное (дворянское) держание земли , полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины -рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания -цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщиком и именовался вилланом,

Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, выплачивать определенные повинности в пользу сеньора -ценз, сеньор имел право на 1/10 дохода от земельного участка, барщину в течение 3-12 дней в году, право на ренту, т.е. определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д.

При смене владельца все повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу.

Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в их пользовании. Семейное и наследственное право

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами.

Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.

Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей жениха, способного нести службу. У нее было право потребовать на выбор трех кандидатов.

Для сервов действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору - формарьяж, которая компенсировала отказ от права "первой ночи".

Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освещения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался недействительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, некрещенными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства.

Развод, по каноническому праву, не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним.

Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. На юге Франции, где действовало римское право, - общности имущества не возникало. Тем не менее во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарение и обмен, заключать договора и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать договора лишь для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа.

Муж управлял приданым жены, пока длился брак. После смерти мужа приданое переходило жене, после смерти жены - ее наследникам.

Наследование происходило по нисходящей линии, ближайшими родственниками и лишь при их отсутствии по восходящей. Причем имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, имущество матерей - по материнской. Уголовное право и процесс

В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали постановления обычного права.

Согласно "Кутюмам Бовези " различались:

1) преступления, караемые смертью,

2) преступления, караемые долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества,

3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения.

При этом подчеркивалось, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний.

Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода можно разделить на три категории:

1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.д.:

2) преступления против государства: посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;

3) преступления против частных лиц.

Наказания в этот период преследуют выраженную цель устранения и носят чрезвычайно жестокий характер.

Виды наказания подразделялись на:

1) тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга и т.п.;

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, носа и т.д., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы;

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, не сопровождаемые выставлением у позорного столба и прочие.

В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжает оставаться обвинительным, дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, которые обладают равными процессуальными правами. Представительство первоначально не допускалось, но с XIII в. начинают появляться адвокаты.

Наилучшим видом доказательств считалось признание. До XIII века активно использовалось пытки водой или железом (ордалии). При свидетельских показаниях требовалось наличие 2-х свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица.

Своеобразным видом доказательств был судебный поединок. Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, простолюдины - палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов.

С установлением абсолютизма право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ведут следствие и разыскивают преступника. Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск преступника и его изобличение и затем публичное и открытое судоговорение, которое впрочем вскоре тоже становится тайным. Устанавливается система формальных доказательств, где законом определены вес и значение каждого доказательства. Используется пытка как средство признания обвиняемого. В XVII веке происходит разделение уголовного и гражданского процессов.

Салическая правда - судебник салических франков, составленный в нач. VI в. при Хлодвиге I после походов франков в Галлию. Особенностью этого документа является множественность его вариантов и разночтений. Практически до IX в. Правда постоянно переписывалась, в результате чего дополнялась и изменялась. Сохранилось до 356 различных списков. Первоначальный текст Салической правды не сохранился. Самой точной копией считается Пражская рукопись.

1. Салическая правда представляет собой разрозненную и бессистемную запись обычаев. В ней отсутствуют общие понятия правонарушений и соответствующих им наказаний. Записи носят казуистичный характер, т.е. предусматривают конкретные случаи правонарушений и наказаний. Например, в документе отсутствует общее понятие телесного повреждения, а перечисляются отдельные виды: «Если кто вырвет другому глаз....... оторвет палец» и т.д.

2. Характерной чертой Правды является ее формализм, когда все правовые действия совершались в строго установленной форме. Например, ст. L VIII “ О горсти земли ”.

3. Сохранялись пережитки первобытнообщинного строя: участие сородичей в наследовании; в уплате штрафа за убийство; в судебной защите сородича в виде соприсяжничества. Однако в Салической правде уже было отражено разложение этих отношений. Об этом свидетельствовали, во-первых, статьи, регулирующие частно­собственнические отношения, которые распространялись на рабов, скот, домашние постройки, сады, луга, пашни и т.д. За покушение на эту частную собственность взимался штраф в размере от 15 до 45 солидов (солид - золотая монета, равная по весу 1 части фунта золота, около 5,5 г. золота).

Во-вторых, разложение первобытнообщинных отношений отражено в процессе распада кровнородственных связей. Отказ от родства считался отказом от соприсяжничества, от наследования и т.д. Статья гласит: «Тот, кто пожелает отказаться от родства, должен явиться в судебное заседание перед лицом тунгина и там сломать над своей головой три палки мерой в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать там, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с ними».

4. Обязательственные отношения по Салической правде не были развиты, т.к. существовали такие простые формы сделок, как купля-продажа, заем, мена и дарение. Передача частной собственности осуществлялась публично, путем простой передачи вещи. В случае отказа в уплате долга, кредитор мог вернуть его в судебном порядке.

5. Большая часть норм Правды посвящается преступлениям и наказаниям, которые характеризуются следующими чертами:

а) принцип талиона заменяется системой штрафов (принципом композиции), однако, частично сохранились пережитки кровнородственных отношений :



В случае неуплаты штрафа за убийство, убийца расплачивался своей жизнью;

Родственники участвовали в уплате и получении вергельда;

Если человек был объявлен вне закона, он подлежал изгнанию из общины;

б) социальное и правовое положение преступника и пострадавшего влияли на размер штрафа. Там, где для раба предусматривалась смертная казнь, свободный человек платил штраф.

Уплата вергельда за убийство по Салической правде в солидах

в) по Салической правде не устанавливались общие принципы для квалификации преступлений и назначения наказаний за некоторым исключением:

Субъектами преступлений являлись не только свободные, но и зависимые люди;

Ответственность перед королем за нарушение королевского мира наступала с 12 лет;

Наказание в основном не зависело от вины и назначалось за результат действия;

г) характерной была чрезмерная тяжесть наказания.

Самый низкий штраф за кражу составлял 3 солида, а за убийство - 200 солидов. Стоимость быка составляла 2 солида, а коровы - 3 солида.

По Салической правде можно выделить следующие виды преступлений:

1) против личности (убийство, клевета, оскорбление, посягательства на честь, достоинство и свободу);

2) против собственности (кража, подлог, нанесение вреда имуществу);

3) против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

4) нарушение предписаний короля.

Основным видом наказания для свободных людей был штраф, который делился на две части: одна направлялась потерпевшему или его родственникам, другая часть направлялась королю. К свободным людям смертная казнь и телесные наказания не применялись. Это касалось только рабов.

Таким образом, краткий анализ Салической правды позволяет сделать вывод о разлагающихся первобытнообщинных отношениях и зарождении новых феодальных отношений у франков, что проявлялось в частнособственническом характере землевладения, социальных отношениях франкского общества, в котором преобладали свободные общинники, еще самостоятельно распоряжавшиеся в марке своей землей.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит значение реформы Карла Мартелла?

2. Что представляла собой франкская община?

3. Как Салическая правда характеризовала аллод?

4. Какие изменения произошли в государственном строе в период правления Меровингов и Каролингов?

5. Что собой представляли «майские поля»?

6. Что такое вергельд?

7. Чем отличается бенефиций от аллода?

Государство и право Франции (IX-XVIII вв.)

1. Возникновение раннефеодального государства Франции. Период феодальной раздробленности (ІХ-ХІІІ вв.)

Со средины VI в. территория Франции входила в состав Франкского государства, которое не раз подвергалось разделу. Еще в тот период начали складываться феодальные отношения на основе синтеза позднеантичных отношений, характерных для галло-римлян, и общинных, принесенных франками. Происходила имущественная дифференциация среди свободных германцев. Галло-римские рабы, колоны и разорившиеся свободные германцы превращались в зависимых крестьян. К IX в. укрепилась феодальная вотчина.

Огромные земельные владения принадлежали королю, его знати и церкви. В 843 г., в результате распада империи Каролингов, выделилось Западно-франкское королевство. С этого времени Франция существовала как самостоятельное государство. В 987 г. королем был избран Гуго Капет, что положило начало династии Капетингов. Тогда Франция была поделена на многочисленные независимые феодальные владения, а в XI в. происходил дальнейший процесс раздробленности, который затронул герцогства и графства.

Развитие экономических отношений было различным, что объяснялось разным плодородием земель Севера и Юга Франции. Так, на Севере (с высокоплодородной землей) утвердилось трехполье, на Юге (с малоплодородной землей) развивалось двуполье. Стабильных экономических связей между отдельными частями страны еще не было. С развитием городов в XI - XII вв. натуральный оброк вытеснил барщину, что способствовало сокращению барской запашки, а в ХШ в. уже широко распространялась денежная рента. В Х - XI вв. во Франции завершилось образование двух категорий феодального общества: сеньоров-феодалов и зависимого крестьянства. Широкое распространение получила личная зависимость крестьян. Складывалась феодальная иерархия во главе с королем, и действовала система сюзеренитета - вассалитета. Начиная с Х в. развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали возникновению новых и возрождению старых городов, которые становились центрами ремесла и торговли. Высокого развития достигли ремесла - гончарное, кузнечное, а особенно сукноделие. Устанавливались прямые торговые связи южных городов с Востоком, большинство из которых освободилось из-под власти крупных феодалов путем выкупа (например, Марсель и др.), путем вооруженной борьбы (Лион). Большинство городов добились статуса коммуны. Короли оказывали поддержку городам, получая их поддержку в борьбе против феодалов-оппозиционеров. Однако городам своего домена (Парижу и Орлеану) короли давали лишь ограниченное самоуправление. К ХШ в. характерной особенностью развития городов было то, что северные города достигли значительно большего развития, чем южные, которые пострадали в результате Альбигойских войн и не смогли восстановить свое прежнее значение. Развитие городов и расширение экономических связей между северными частями государства создали предпосылки для усиливающихся процессов централизации на севере государства. Со средины XII в. началась борьба Капетингов с Плантагенетами (английскими королями).В нач. XIII в. Филипп II отвоевал у Англии значительную территорию Франции и, присоединив земли к королевскому домену, стал государем Северной Франции. В это время к королевскому домену были присоединены новые земли. Все это также способствовало проведению централизации государства, которую осуществлял Людовик IX. Усилению королевской власти оказывала сопротивление феодальная знать. Расширение иммунитетных прав сеньоров, которые достигли своего максимального развития, также мешало этому процессу. Более всего феодальные поземельные отношения оказывали определяющее значение на процесс формирования власти короля. Формально король был верховным собственником земли, но фактически она находилась в руках крупных феодалов. Отношения между феодалами и королем строились по принципу вассальной зависимости. Действовал принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», что характеризовало период феодальной раздробленности.

Иерархическая структура феодальных поземельных отношений обусловливала иерархическую структуру политической организации Франции.

Органы государственного управления можно представить следующей схемой:


Королевская власть была выборной. Его выбирали вассалы и высшие иерархи церкви. Власть короля была сравнительно слабой. Единственным общегосударственным органом была королевская курия, состоявшая из королевских вассалов и высших церковных иерархов. Королевская курия, которая созывалась нерегулярно, и председательствовал в ней король, решала важнейшие внутриполитические и внешнеполитические вопросы, не всегда считаясь с волей короля.

Дворцовые управляющие королевским доменом были одновременно и должностными лицами (министериалами). Весь домен был разделен на округа во главе с прево (управляющим). Король назначал министериалов (в центре) и прево (на местах), которые должны были выполнять все его распоряжения. Каждый свободный человек должен был судиться «судом равных» - это особенность средневекового суда. В этом также проявлялся сословный характер отношений. Вассалы короля могли быть судимы только равными им вассалами. Таким судом стала Королевская курия. Эта система распространялась на всю иерархическую подчиненность общества. Однако «суд равных» не действовал на непривилегированные группы населения (например, крестьян, горожан). Зависимое население судилось их сеньорами, т.е. господствовала сеньориальная юстиция. Кроме того, сеньоры высших рангов имели большую судебную власть, чем нижестоящие, что привело к разделению на «высшую» и «низшую» юстиции. К «высшей» относились преступления, наказываемые смертной казнью, к «низшей» - все остальные. Определенное значение в суде имело применение силы. В средневековой Франции судебная власть еще не была отделена от административной. Обособленной системы судебных органов еще не было. Королевская курия была не только «судом равных» для вассалов короля, но и общегосударственным органом для решения важнейших вопросов. Все должностные лица в центре и на местах совмещали административные и судебные функции. Кроме того, существовала церковная юрисдикция, которой подлежали уголовные и гражданские дела духовенства, дела всех, посягнувших на догматы религии и церкви (например, ересь, магия, колдовство).

К XIII в. во Франции наметилась тенденция к усилению королевской власти и централизации государства. Этому способствовали следующие предпосылки:

1. Союз монархии и городов достиг своего решающего значения. Росту городской промышленности мешала феодальная раздробленность, а горожанам - притеснения феодалов. Города должны были платить многочисленные повинности в пользу феодалов, поэтому они стремились освободиться от них и добиться городского самоуправления. В сильной королевской власти горожане усматривали заинтересованность в преодолении феодальной раздробленности и были заинтересованы в городах, которые давали им деньги и предоставляли при необходимости городские ополчения.

2. Отмена выборности короля, согласно которой престол с нач. ХIII в. переходил по праву наследования к его старшему сыну, также способствовала усилению власти монарха.

3. Изменились принципы вассальной зависимости феодалов. С ХШ в. действовал принцип «вассал моего вассала - мой вассал» , что ставило всех нижестоящих в иерархической лестнице феодалов в прямую зависимость и подчиненность перед королем.

4. Проведенные в сер. XII в. реформы Людовика XI были направлены против феодального сепаратизма. Судебная реформа запрещала частные войны между феодалами. В королевском домене все споры разрешались только королевским судом. В остальных феодальных сеньориях вводились «40 дней короля» , в течение которых феодалы не могли начинать частную войну. Если королевский суд не смог разрешить их проблемы, тогда феодалы начинали войну. Активное вмешательство королевских судей в юрисдикцию феодалов объяснялось их заинтересованностью в судебных штрафах и пошлинах. Королевские судьи подчинили себе и «высшую юстицию», что требовало обособления Верховного суда. Для осуществления судебных функций из Королевской курии выделен Парижский парламент .

Финансовая реформа заключалась, во-первых, во введении в королевском домене золотой монеты, которая постепенно вытеснила местные деньги из обращения. Во-вторых, в роли высшего органа финансового управления выступала Счетная палата , которая была выделена из Королевской курии.

Таким образом, во Франции в ХШ в. сложились все предпосылки к объединению государства.



Просмотров