Я в любом обществе белая ворона. "белые вороны" в современном обществе

Как назвать человека, который не похож на большинство? Один из вариантов - «белая ворона». Значение фразеологизма будет рассмотрено на понятных примерах.

Определение

Начнем с очевидного. Вороны обычно черные, иногда черные с серым, но ни в коем случае не белые. Альбиносы - это вообще редко встречающееся явление.

Отсюда белая ворона (значение фразеологизма см. далее) - это объект, сильно выделяющийся из общего ряда. Это не просто количественное отличие, а природная внутренняя черта чего-то, что создает совершенно иное представление о положении вещей. Туманная формулировка. Примеры помогут нам ее прояснить.

Примеры

Представьте себе обычную школьную среду. С привычным разделением на «хулиганов» и «ботаников». Хулиганы не учатся, любят скандалить в самом широком смысле этого слова. Ботаники же, наоборот, - прилежные ученики, не употребляют спиртных напитков, читают книги. Читатель знает наверняка и тех, и тех. Так вот, белая ворона (значение фразеологизма исследуется со всей тщательностью) - это хулиган, до дрожи в руках любящий книги, причем совершенно любые: исторические, художественные, научные.

Его считают человеком «не от мира сего» как коллеги-хулиганы, так и ботаники. Люди склонны к максимализму, поэтому надо быть хулиганом или ботаником, но до самого конца, «до донца», как говорил В. В. Маяковский. Человек же, воспринимающий реальность как мозаику, в которой можно свободно тасовать элементы, производит на окружающих впечатление странное и чудное. Они говорят о таком: «О! Вон белая ворона». Значение фразеологизма теперь не вызывает затруднений.

Это не приговор

На самом деле сильно отличаться от своего окружения не так уж и плохо, ведь оно может быть так себе. Но надо понимать, что эта характеристика ничего не значит. Среди хулиганов человек, читающий книги, - белая ворона. Потом в силу разных причин компания может смениться, и человек попадет в среду, где стыдно не читать, не интересоваться чем-то, не развиваться.

Есть замечательная литературная аналогия человека, которому подойдет определение «белая ворона» (значение фразеологизма, пример с ним были чуть раньше, но мы все-таки решили конкретизировать наши рассуждения). Речь, конечно, об Алексе из произведения Берджесса «Заводной апельсин». Главный герой произведения, без сомнения, человек ужасный, но при этом у него есть развитое (или врожденное) чувство прекрасного и какой-никакой ум. Это и выделяет его из общего ряда.

«Белыми воронами» называют тех людей, которые не соответствуют общепринятым требованиям той социальной среды, в которой вращаются. Внешне они могут ничем не выделяться, но на эмоциональном уровне это очень хорошо чувствуется. Такая личность воспринимает действительность чисто субъективно, а её внутреннее состояние напоминает натянутую струну. Она не умеет приспосабливаться к обстоятельствам и получает ярлык, который и формирует дальнейшее отношение к ней.

Выпавший из общего ряда человек может казаться окружающим высокомерным и отстранённым, скованным и напряжённым. У других это вызывает чувство дискомфорта рядом с ним. Но внешние проявления являются только маской, которая ни в коей мере не отражает подлинный внутренний мир. По сути, «белая ворона» является глубоко одиноким человеком, а его поведение становится серьёзным препятствием на пути к успеху и достижению каких-то целей.

Люди предрасположены выбирать друзей и любимых среди тех, кто схож с ними по складу своего мышления. В этом случае конфликты сводятся к минимуму. Наиболее же крепкая дружба всегда возникает между теми личностями, которые не скупятся на похвалы друг другу.

К примеру, девушка разговаривает с двумя молодыми людьми. Тема разговора может касаться и политики, и религии, и личных симпатий или антипатий, но при этом один мужчина во всём соглашается с собеседницей, а второй допускает такое лишь изредка. После разговора девушка придёт к мнению, что ни в чём не противоречащий ей собеседник очень мил. У неё даже появится желание встретиться с ним ещё раз.

Это не фантазия, а эксперимент, который в своё время провели американские психологи среди студентов. Они лишний раз убедились, что чем больше взгляды людей совпадают, тем большую симпатию они испытывают друг к другу. И такое наблюдается не только у молодых людей, но и у убелённых сединами профессоров, и у политиков, и у детей, играющих в песочнице.

В своём эксперименте психологи пошли дальше. Они предложили студентам охарактеризовать друг друга по 8-бальной шкале. При этом выяснилось, что к тем, кто во всех 8 случаях дал положительную оценку своим товарищам, отношение стало самым позитивным. А вот те, кто проявил большую объективность и указал отрицательные черты, потеряли уважение, а отношение к ним стало более прохладным.

Отсюда можно сделать вывод, что человек чрезвычайно чувствителен к критике в свой адрес . Поэтому многие предпочитают молчать или говорить ложные комплименты в чей-то адрес. Следовательно, отношение к себе каждый индивид формирует сам посредством той социальной роли, которую он выбирает.

Один из главный основателей теоретической социологии Толкотт Парсонс утверждал, что социализации любого индивида базируется на 3-х основных принципах:

Познавательный механизм , который подразумевает постоянную потребность в новой информации.

Защитный психологический механизм . Именно с его помощью принимается решение, когда между личностными потребностями происходит конфликт.

Механизм приспособления . Он является производной от защитного механизма и играет основополагающую роль в социализации личности.

В том случае, когда все 3 механизма работают нормально, человек прекрасно вписывается в окружающую среду. Если же один из механизмов выходит из строя, то личность теряет возможность комфортно устроиться среди людей. Это провоцирует конфликты и трения с окружающими. Со временем они начинают считать непохожего на них человека «белой вороной».

Одним из основных признаков «изгоя общества» является длительный внешний и внутренний конфликт. При этом ничего не делается для того, чтобы переломить ситуацию. Как правило, у такой личности появляется психологическая защита. Она сглаживает постоянное напряжение путём искажения сути происходящего. То есть человек никак не стремится изменить себя, а винит во всём окружающий жестокий мир.

Всё это можно охарактеризовать как личностный кризис . В то же время нельзя понимать его слишком однобоко. Иногда сама социальная среда оказывается неприемлемой для индивида. Здесь в пример можно привести Авраама Линкольна. В молодые годы ему пришлось работать среди грубых и малообразованных людей. Для юноши, стремящегося к знаниям, такая среда была неприемлемой. Поэтому он выглядел «белой вороной» среди работяг, зарабатывающих на хлеб тяжёлым трудом. Но Линкольн прекрасно вписался в другую среду, в которой вращались журналисты, предприниматели и политики.

В целом же надо отметить, что любая личность всегда сама провоцирует то или иное отношение к себе. Иными словами, как посмотришь, так и отразится. Поэтому оптимальный вариант - это в любой ситуации оставаться самим собой. Только в этом случае можно наконец-то расстаться с психологическим дискомфортом.

Конечно, кому-то подлинный образ может не понравиться. Но найдётся немало и единомышленников. То есть человек уже не будет одиноким. Он станет частью группы людей. И уже никто не посмеет назвать его «изгоем общества» или «белой вороной».

В мире всё относительно, а капризная судьба каждому из нас время от времени подбрасывает какие-то испытания. Делается это не просто так. Преодолевая жизненные препятствия, мы приобретаем мудрость и начинаем более тонко чувствовать окружающую нас действительность. Благодаря этому, узнаём лучше самих себя и становимся более социально адаптированными. Поэтому «белые вороны» - явление временное. Через это проходят миллионы людей и приобретают бесценный опыт, который впоследствии может сослужить хорошую службу .

Еще Бальзак говорил: «Там, где все горбаты, стройность становится уродством». Так кого же можно считать «горбатыми»? Нас, обычных серых, или тех самых, не вписывающихся в наши рамки жизнепонимания? Конечно же, не будем так категоричны, ведь, и те, и другие, все мы, имеем право на существование выражения своей индивидуальной сущности.

Не потому ли все, что не укладывается в рамки общепринятых норм и правил, привычных для определенного общества, времени, национальных устоев и традиций, выпадает из обычного восприятия и становится чем-то особенным, по-иному существующим. А индивидуумов, так непохожих на других, называют «белыми воронами». Чем же они так отличаются от нас, обычных?

Люди, выделяющиеся из общей массы людей, обладают зачастую редкими способностями и даже талантами, которые под их чутким руководством становятся реальным воплощением чего-то немыслимого, удивляющего и порой восторгающего окружающих. Существует несколько видов реакций на нечто необычное со стороны наблюдателей странностей, изумляющих всякое нормальное понимание вещей.
Что значит «нормальное»? Это все то, к чему мы привыкли? Наверное, это все то, что нас не удивляет и не вызывает эмоций со знаком вопроса.

Как было сказано выше, есть среди нас такие, кто, замечая нечто отличительное в реальной жизни, начинает удивляться или даже восхищаться этими «необыкновенностями». Но есть и другие люди, которые, замечая странности «белых ворон», не могут скрыть своего раздражения. Такая реакция говорит о неприятии иного, привычного общепринятого стандартного устройства всего сущего вокруг них.

Но какая реакция не случалась бы на предмет возникновения странностей в поведении, в результатах творчества или еще чего-нибудь, «белых ворон» не становится меньше. Они всегда были, есть и будут. Так уж устроена природа, что в любом обществе всегда находится человек, который способен удивить цветом выражения своего мышления, соответственно, и поведения.

Кто они, «белые вороны»?

Можно ли назвать «белыми воронами» некоторых выдающихся ученых, музыкантов, художников и поэтов? В большинстве случаев все-таки можно ответить положительно. Да, практически всех выдающихся деятелей науки и искусства природа одарила богатыми талантами, яркость которых находит свое отражение не только в их уникальных достижениях, но и нередко в поведении и образе жизни. А это как раз может служить убедительным подтверждением того, что талантливых людей можно считать «белыми воронами». Ведь их незаурядность выходит далеко за рамки ординарных норм.

Вспомним великих: Леонардо до Винчи, Никола Паганини, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Сальвадор Дали… Какие ассоциации возникают в памяти при чтении этих и многих других имен? Скромное человеческое сознание впечатляют шедевры, созданные великими гениями, а также истории из их жизни, долетевшие до наших времен.

Иногда гениальность граничит с безумством и настолько неожиданно поражает сложившееся понимание вещей, что расценивается как отклонение от нормы. Людей, проявляющих неадекватность в поведении в некоторых случаях, психиатры считают психически нездоровыми. Но история показывает, что многим из великих гениальностей их странности в поведении и даже образе жизни совсем не мешали создавать прекрасные творения ума и души. Может быть, безумные, ничем не объяснимые поступки — это и есть расплата за гениальность?

Но всегда ли «белые вороны» талантливы?

Люди, отмеченные знаком гениальности, обладают даром передавать свое мироощущение, свое видение мира каким-то очень глубоким, тонким способом, недосягаемым для окружающих.

Всегда ли «белые вороны» являются «белыми»?
В настоящее время, в частности, среди молодого поколения, появляются люди, стремящиеся выделиться из толпы окружающих, которые для этого прибегают к самым необычным способам. Не умея выражать свою индивидуальность через создание чего-то нового, креативного в творчестве или науке, они выделяются через необычное изменение своей внешности. Для этого молодые люди одеваются так, чтобы резко отличаться от всех остальных. А в некоторых случаях выражение их внешнего облика противостоит принятым общественным нормам и это вызывает, по меньшей мере, легкое замешательство со стороны старшего поколения.

Люди, пытающиеся выразить свою индивидуальность, непохожесть, выражают ее в меру своих интеллектуальных и творческих способностей. Если человек просто не знает, как по-другому показать свое «я», кроме как выкрасив волосы в сине-зеленый цвет или надев одежду давно минувших веков, то значит, это его собственное решение, его выбор и его личный способ показать свою отличительную черту от рядом живущих. Это значит, что человек по-другому выражать свою уникальность не может, просто не умеет.

Люди все разные, и каждый чем-то отличается от других, кто-то проявляет себя по-особенному в математике и добивается в жизни особенных успехов. Кого-то увлекает конструирование, и он с легкостью изобретает немыслимо сложную технику. А кто-то выделяется из общей массы современников невероятными способностями в музыке.

Существует такая шутка, что если у человека нет никаких , то тогда он просто придумывает себе хобби. Но, наверное, на то это и шутка, потому что не бывает людей без задатков способностей. Есть люди, которые просто не развили эти спящие

    Еще Бальзак говорил: «Там, где все горбаты, стройность становится уродством». Так кого же можно считать «горбатыми»?

    и те, и другие, все мы, имеем право на существование выражения своей индивидуальной сущности.
    вот именно, что СВОЕЙ, те. горбатости. Но почему люди не могут оставаться людьми, а должны делать то, что им говорят горбатые?
    Это я к тому, что в истории трудно найти не горбатых "отцов народов", особенно духовных.

    • Юрий, спасибо за комментарий.
      А, знаете, наверное, вот, эта самая так называемая "горбатость" является отличительной особенностью всех нас друг от друга. ) Просто само слово не очень-то благозвучное. А так, если подумать, эта самая "непохожесть" и делает наш людской мир таким разнообразным и интересным друг для друга.

      • Эвелина Ахматова, наверное, вот, эта самая так называемая "горбатость" является отличительной особенностью всех нас друг от друга.
        А зачем людям отличаться "горбатостью"? Если уж отличаться, то лучшим и более совершенным.

        эта самая "непохожесть" и делает наш людской мир таким разнообразным и интересным друг для друга.

        Вот я и говорю, что доразнообразились так, что однополые браки стали заключать...

На вопрос Существуют ли в природе белые вороны? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это Белые вороны в прямом смысле слова, т. е. вороны с белым оперением, конечно же встречаются. Но увидеть их можно очень редко. Полные альбиносы обычно отторгаются нормально окрашенными особями того же вида и долго не могут существовать в естественных условиях. Среди животных (в том числе и птиц) , изредка встречаются альбиносы (от латинского albus – белый) , которые отличаются от нормальных особей только тем, что меланин у них вовсе не синтезируется из-за отсутствия активной формы тирозиназы. У человека частота рождения альбиносов - один на 20 - 40 тыс. человек. У птиц, особенно, если они живут в городе, аберрантные формы окраски оперения встречаются чаще. Иногда их частота достигает 1-2%. Альбиносы встречаются среди самых различных видов птиц – среди ворон, сизых голубей, домовых воробьев, павлинов и даже свиристелей. Так, в апреле 2005 г. в Академгородке г. Красноярска в течение нескольких дней отмечалась одна особь в стае с обычно окрашенными птицами (А. Н. Байкалов) .
С генетической точки зрения, альбиносы – это особи, гомозиготные по рецессивному аллелю, у которых блокирован синтез красящего пигмента меланина. Чистые линии лабораторных животных-альбиносов используют для генетических экспериментов.
Меланин – не отдельное вещество, а аморфная смесь полимерных соединений, а само слово происходит от греческого melas – черный. Меланинами окрашены ткани животных, растений, грибов и даже микроорганизмов. У животных ими окрашены радужная оболочка глаз, шерсть и перья.
Строение меланина сложное, если вывести его усредненную брутто-формулу, то состав получится таким: C77H98O33N14S. Необычным оказалось наличие в меланине неспаренных электронов, что придает этому веществу свойства стабильных свободных радикалов. Неспаренные электроны способствуют более эффективному поглощению солнечной радиации. Кроме того, они легко захватывают и обезвреживают опасные для клеток высокоактивные свободные радикалы, которые могут образоваться, например, при действии радиоактивного излучения. Таким образом, меланин выполняет сразу две защитные функции – ультрафиолетового фильтра и антиоксиданта.
Образование меланина начинается с окисления аминокислоты тирозина. Эта реакция катализируется специальным ферментом – тирозиназой. После ряда сложных превращений образуется меланин. Весь процесс регулируется особыми гормонами, которые вырабатываются в гипофизе и называются меланоцитстимулирующими.
Изображения и чучела животных-альбиносов можно увидеть в Дарвинском музее.

Ответ от роскошь [гуру]
В природе существуют,но видеть наверно мало кто видел.Редкость.В зоопарках и то редко бывает


Ответ от Невролог [мастер]
Конечно существуют, но редки, иначе бы не было выражения "белая ворона". Кстати, "белая ворона" - это
скорее положительный образ существа, отличающегося от других и потому гонимого, обиженного. Белый цвет олицетворяет скорее добро чем зло.
И людям и животным одинаково свойственно преследовать того, кто выделяется среди "толпы".
А вот символ отрицательный - это все-таки не "белая ворона", а "паршивая овца".

«Белая ворона» - не цвет, а состояние души. Белой вороной (другим, чужим) часто называют людей, отличных от общей массы. Это может быть непонятый гений или наоборот личность, отстающая в развитии. Или же просто человек, которого не понимают, либо ему сложно соответствовать окружающему его миру. Как появляются «белые вороны», почему общество их не принимает, как им помочь - на эти вопросы попробуем ответить в данной статье.

Часто в компании встречается такой себе хороший парень или симпатичная девушка, которые явно выделяются в ней. Внешне это может быть необъяснимо, а на эмоциональном уровне это чувствуют почти все. Да и вряд ли вообще есть компании, в которых они бы чувствовали себя «своими». Они, скорее, наблюдатели «со стороны» некоего действа под названием «общение» или «дружба». Даже любовные отношения для них - сложнейшая схема. Дело не в том, что общество не то или они какие-то не такие. Просто их восприятие всего происходящего иное. Внутреннее состояние такого человека - натянутая струна.

Странно, но такие люди не умеют приспосабливаться к окружающему миру. Причем настолько, что любое их поведение воспринимается всеми специфически. Прикрепленный ярлык диктует отношение к человеку еще до того, как он что-то сказал. Так, например, для «белых ворон» умение держать удар в конфликте и играть в безразличие больно и неприятно. Хотя окружающие уверены, что им попросту наплевать на мнение других. Эта способность могла развиться еще в детстве, когда ребенок был отвергнут сверстниками и замыкался от обиды. И чтобы не показать чувств, «переворачивал» ситуацию: «мне никто не нужен и неинтересны подобные игры».

С возрастом такую реакцию могут воспринимать по-разному: как высокомерие и отстраненность (отсюда отсутствие друзей). Либо наоборот - скованность и напряжение. У многих присутствие настолько напряженного человека вызывает дискомфорт.
Наигранность в отношениях возникает из-за маски, которую надел человек. Особо одаренные скрывают напряжение настолько умело, что даже их довольствие одиночеством многих раздражает. И никому в голову не прийдет их жалеть. На самом деле, «белая ворона» - это глубоко одинокий человек. Он не может принять того, что у него есть, и чего нет. Такое поведение - это препятствия, которые люди создают себе сами. Человек не достигает успеха, так как внутренне делает все для провала.
Личная самооценка существенно влияют на выбор друзей и любимых. Люди склонны выбирать себе друзей и вступать в брак с теми, кто соответствует им не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности.

Эксперименты подтверждают так называемый «феномен ровни». Чаще всего люди заводят знакомства с теми, чья привлекательность примерно соответствует их собственной. Существуют, конечно, еще и пары, чья внешность очень отличается. В таких случаях человек, как правило, имеет качества, которые компенсируют его недостаточную внешнюю привлекательность. Таким образом, психологически эти партнеры уравновешивают друг друга.

Почему же люди воспринимают и любят одних и практически не видят других?
Так или иначе, «скажие, кто твои друзья - и я скажу, кто ты». Ведь у каждого бывает, когда знакомством с одним человеком гордишься, а факт каких-либо связей с другим индивидом не афишируется и даже скрывается. Мы тянемся к привлекательным людям, чтобы повысить свой статус в глазах окружающих. Но когда люди знакомятся ближе, внешностью личность не скроешь. Люди одного склада мышления всегда будут притягивать друг друга. Если у других сходная точка зрения, личность чувствует себя вознагражденной. Это как символ симпатии и принятия людьми. Более того, единомышленники помогают человеку усилить и развить свое мировозрение.

Самая крепкая дружба возникает между людьми, которые взаимно восхищаются друг другом.
Например, на студенческой вечеринке девушка долго беседует с двумя молодыми парнями на самые разные темы: о политике, религии, личных симпатиях и антипатиях. Один из них соглашается с ней почти во всем, второй — лишь иногда. О первом позже девушка рассуждает: «Он по-настоящему умен. И он такой милый. Надеюсь, мы встретимся с ним снова». Чем ближе чьи-либо установки к нашим собственным, тем привлекательнее мы находим этого человека. Это в равной степени относится и к пожилым людям, к представителям различных профессий и самых разных культур.

Как показывали исследования, человек относится лучше к товарищу, который отметил в нем восемь положительных черт, чем к тому, кто назвал семь положительных черт и одну отрицательную. Человек чувствителен к малейшим намекам на критическое отношение к собственной персоне. Поэтому так часто мы предпочитаем промолчать либо сделать ложный комплимент. Негативная информация имеет больший вес и всегда привлекает к себе больше внимания.

Принятие личности обществом происходит с помощью трех основных механизмов:
1) Познавательные механизмы - открытость новому опыту, постоянная потребность в новой информации.
2) Защитные психические механизмы - способность решать конфликтные ситуации.
3) Механизмы приспособления к новым условиям - тесно связаны с защитными механизмами.

Если каждый из этих механизмов работает, личность учится взаимодействовать с окружающими. В случае же нарушения хотя бы одного из механизмов, процесс социализации усложняется и теряется способность личности к развитию: «Если так было - значит так правильно и должно быть впредь». Такой человек сильно переживает внутренние и внешние конфликты, но при этом не пытается даже что-то изменить в себе.

Отчуждение от большинства начинается с обычных жизненных ситуаций. Так, например, «работа - дом» - естественный привычный маршрут. Каждый день одни и те же люди, беседы, действия и реакции. Для некоторых людей это является еще большей нагрузкой для психики, чем постоянные изменения. Но психика человека устроена таким образом, что постоянно нуждается в новой информации, впечатлениях. Если личность замыкается на одних и тех же людях, занятиях, есть риск, что через некоторое время она будет эмоционально пустой и неинтересной окружающим.

В таких ситуациях, в первую очередь, срабатывает психологическая защита, которая позволяет хотя бы временно снять напряжение. Правда, в конкретных переживаниях она может также исказить смысл происходящего: «это не я такой - это мир жесток». Некоторые люди способны обходиться без внешнего окружения за счет общения с самим собой, в отдельных случаях, за счет медитации. Но если такой отшельник попадет в современный мир с его социальными ролями, он просто потеряется в нем. В этом случае может наступить личностный кризис.

Важно помнить: даже если ситуации складываются против личности, она сама сознательно или неосознанно провоцирует тот образ, который виден другим. Человек постоянно адаптируется к изменяющейся среде, делает выбор: «прыгнуть с парашютом» или остаться в собственной зоне комфорта. Это не значит, что нужно всегда совершать безумные поступки, чтобы вырваться из психологического дискомфорта. Важно, что когда личность перестает оглядываться на рамки, она начинает действительно жить полной жизнью.

Эллина КАРЕПОВА, психолог,



Просмотров