Анализ и оценка деятельности общественной палаты рф. Совет федерации предложит закон об общественных палатах Совет федерации проект об общественой палате

Совет федерации (СФ) готов внести в Госдуму законопроект об общественных палатах регионов. В проекте закреплены их контрольные функции за деятельностью местных, региональных властей и территориальных управлений федеральных органов. Сенаторы уверены, что проект обеспечит эффективность и независимость в работе ОП. Эксперты считают, что общественные палаты (ОП) не смогут влиять на региональные власти, поскольку их решения будут носить рекомендательный характер.


СФ на сегодняшнем заседании примет постановление о внесении в Госдуму законопроекта «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ». Как пояснил глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас, документ «направлен на выработку единообразия в подходах к формированию и деятельности ОП субъектов, которые различны». По его мнению, регулирование их деятельности федеральным законом «позволит обеспечить должную эффективность и независимость в работе, а также равный правовой статус». При этом глава комитета уточнил, что «проект носит базовый характер, предоставляя возможность субъектам самостоятельно уточнять отдельные его положения».

Напомним, что Общественная палата РФ в 2014 году подготовила модельный закон об общественных палатах регионов, согласно которому предполагалось, что треть членов палат будут назначать главы субъектов, треть - избираться из представителей местных общественных организаций, а остальные - из кандидатов региональных отделений федеральных организаций интернет-голосованием. ОП регионов давалось право законодательной инициативы, их заключения были обязательны к рассмотрению исполнительной властью. Расходы на обеспечение ОП предлагалось предусмотреть в региональных бюджетах «отдельной строкой в размере не менее 5% средств на деятельность законодательных собраний» (см. “Ъ” от 14 ноября 2014 года).

В подготовленном СФ проекте треть ОП утверждается губернатором по представлению структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных организаций, треть - утверждается парламентом региона по представлению региональных организаций. И уже утвержденные члены ОП «определяют состав последней трети палаты из числа кандидатов местных общественных организаций».

ОП дается право контролировать работу власти, проводить общественную экспертизу региональных и муниципальных законодательных актов. Но заключения и предложения ОП, согласно документу, будут носить рекомендательный характер. В поправках к закону «Об общих принципах организации органов госвласти в субъектах РФ», также подготовленных сенаторами, предусмотрено финансирование палат из региональных бюджетов, но его размер остается на усмотрение субъектов РФ. Работу палат будут обеспечивать аппараты ОП, которые станут казенными учреждениями.

Глава ОП Владимирской области Наталья Юдина рассчитывает, что Госдума быстро примет закон, который «даст ОП возможность высказывать свое мнение, влиять на региональные власти». «Там хорошая система формирования палат, предусмотрены аппараты - у нас аппарата нет, и это усложняет работу»,- сказала она “Ъ”

«Совет федерации отражает позицию губернаторов и законодательных собраний,- считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.- Им не нужны общественные палаты, принимающие решения, с которыми надо считаться. Рекомендации можно учесть, но не следовать им. Баланс власти в регионах сложился, а деятельные палаты будут мешать медведю спать». Господин Журавлев считает, что власти постараются минимизировать влияние ОП. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов полагает, что проект призван «повысить статус ОП, которые так и не зазвучали и теперь их нишу занимают региональные отделения ОНФ». «ОП все больше становятся источником аппаратного статуса для членов палат, а не полюсом общественных ожиданий»,- заключил политолог.

Наталья Городецкая

Общественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с . Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.

Согласно федеральному закону №235-ФЗ от 23 июля 2013 года Общественная палата должна состоять из 168 (ранее — из 126) членов, представляющих 3 равнозначные группы. Это 40 граждан, которых указом утверждает Президент РФ; 85 представителей региональных общественных палат; 43 представителя общероссийских общественных объединений.

10 июня 2008 г. был принят Федеральный закон №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Во исполнение Закона, Общественная палата стала координатором работы по формированию , образуемых в субъектах Российской Федерации.

В целях проведения общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. В 2009 г., благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят Общественной палаты.

Палата использует разнообразные формы своей работы: общественные слушания, круглые столы, выездные заседания и др. Ежегодно проводится несколько сотен публичных мероприятий. Пленарные заседания собирают всех членов Палаты. На них рассматриваются наиболее значимые вопросы развития страны и гражданского общества. В среднем проводится 3-4 пленарных заседаний в год. На первом, организационном пленарном заседании очередного состава члены Палаты принимают решения об избрании Секретаря Общественной палаты и его заместителей, о формировании рабочих органов — и . Ежегодно на декабрьском пленарном заседании заслушивается и принимается .

Общественная палата Российской Федерации содействует формированию региональных общественных палат . Члены Палаты входят в общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах.

Палата активно развивает международное сотрудничество. С момента создания Общественной палаты подписано более двадцати пяти меморандумов и соглашений о сотрудничестве с аналогичными институтами гражданского общества в различных странах. С 2011 года ОП РФ входит в Президиум Международной Ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ). В 2013-2015 гг. ОП РФ была председателем МАЭСССИ.

В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «О модельном законе субъекта Российской Федерации «Об общественной палате субъекта Российской Федерации».







1 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

2 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

3 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

4 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

5 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

6 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

7 из 7

В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «О модельном законе субъекта Российской Федерации «Об общественной палате субъекта Российской Федерации».

Как отметила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова , проект этого документа вобрал в себя лучшие практики формирования региональных общественных палат, его разработчики постарались учесть все законодательные новации, касающиеся организации деятельности Общественной палаты Российской Федерации.

«Предлагаемая форма – модельный закон – носит рекомендательный характер и принятие субъектом Российской Федерации на его основе своего закона не носит безусловный характер. В зависимости от местных традиций, экономических и иных условий каждый регион сможет самостоятельно разработать такой нормативный акт, который максимально учтет его потребности», - отметила законодатель.

По ее мнению, успешное использование норм модельного закона может стать стимулом и основой для принятия в дальнейшем Федерального закона об основах организации деятельностиобщественных палат субъектов.

Парламентарий подчеркнула, что на сегодняшний день необходимо решить вопрос финансового, организационного и материально-технического обеспечения деятельности региональных общественных палат. «Есть и другие важные вопросы – порядок формирования, полномочия, формы деятельности общественных палат и другие, которые требуют обязательного нормативного регулирования».

«Считаю, что принятие модельного закона в форме рекомендации позволит решить большинство проблем, с которыми сталкиваются сегодня регионы», - сказала Людмила Бокова .

В ходе заседания выступили председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева , председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Иосиф Дискин , начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции России Александр Карманов , - заместитель председателя Комитета Законодательного Собрания Пермского края по государственной политике и развитию территорий Владимир Алистратов , заместитель председателя Общественной палаты Вологодской области Николай Шохин , заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий , президент некоммерческой организации «Межрегиональный фонд помощи заключенным» Мария Каннабих и другие.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат, органов власти и некоммерческих организаций, научного сообщества.

В рамках пленарного заседания Общественной палаты России, в котором принимает участие председатель ОП области Александр Ландо и член ОПРФ от Саратовской области Галина Полянская, состоялась встреча с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентиной Матвиенко.

Открывая встречу, Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Александр Бречалов сказал: «Один из ключевых вопросов нашей встречи - это проект закона об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации».

Он также напомнил об истории обсуждения законопроекта: «В этом году в Санкт-Петербурге мы эту тему публично обсуждали, и тогда решили, что от модельного закона, который будет носить рекомендательный характер, возможно, есть смысл перейти к федеральному, который изменит порядок формирования и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации. Мы этот законопроект разработали с участием коллег из Совета Федерации, Государственной Думы, из Администрации Президента».

В своем выступлении Валентина Матвиенко поздравила Общественную палату РФ с десятилетним юбилеем и подчеркнула общественную значимость как федеральной общественной палаты, так и региональных: «Есть все основания сказать, что Общественная палата стала полноценным, признанным, базовым институтом взаимодействия граждан нашей страны с органами власти. Это особенно ценно, потому что растет не только политическая, но и общественная конкуренция», - подчеркнула она.

А затем продолжила: «Мне кажется, что сегодня очень важно обеспечить надежный эффективный механизм участия общественных палат субъектов РФ в экспертизе законопроектов, государственных решений».

Александр Бречалов напомнил, что для решения этой задачи важно добиться определенной логики, прозрачности и открытости, в первую очередь, в формировании региональных общественных палат и напомнил, что больше всего споров развернулось именно вокруг этого аспекта.

«Что касается законопроекта о принципах формирования и деятельности региональных общественных палат, напомню о главном элементе этого законопроекта - порядок формирования общественной палаты субъекта. После долгих споров мы пришли к такой формуле - треть кандидатов утверждается высшим должностным лицом субъекта по представлению общероссийских и межрегиональных организаций. Вторая треть утверждается органом субъекта из числа региональных общественных объединений и иных некоммерческих организаций. И состав остальных членов утверждается уже выбранными членами общественной палаты субъекта из числа местных некоммерческих организаций».

Затем Александр Бречалов обратился к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентине Матвиенко с просьбой: «В этой связи просим Вас, Валентина Ивановна, поддержать концепцию данного законопроекта и рассмотреть возможность Совета Федераций выступить с законодательной инициативой по данному законопроекту».

Валентина Матвиенко согласилась, и отметила, что это можно сделать уже в осеннюю сессию: «Я уже сказала в своем выступлении - мы готовы. И давайте не затягивать, давайте на осенней сессии - не позже - внесем законопроект в Государственную Думу. А тем скептикам из регионов, которые сомневаются в целесообразности принятия федерального закона, я хочу привести еще один аргумент - многие просят, чтобы их деятельность была узаконена в государстве, и принятие специального федерального закона об общих принципах организации работы общественных палат регионов - сам этот факт уже повышает статус, значимость и признание этого общественного института в субъектах Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации" рабочая группа вправе:

Рекомендовать Общественной палате направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы;

Предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы;

Предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.



Просмотров