Четыре всадника апокалипсиса. Мифология: Четыре всадника Апокалипсиса

В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, - самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие.

О десяти наиболее известных из них «Фома» попросил рассказать Антона Небольсина, профессора ПСТГУ, уже много лет занимающегося изучением текста Апокалипсиса.

24 старца

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр 4:4).

На сегодняшний день в библеистике существует два основных подхода к истолкованию этого образа. Одни понимают старцев как представителей всей полноты Церкви - ветхозаветной и новозаветной. Другие же настаивают на том, что эти старцы представляют только ветхозаветное человечество.

Первые толкователи опираются на то, что в Апокалипсисе говорится и о двенадцати коленах Израилевых, и о двенадцати апостолах (например, Откр 21:12–14), и таким образом число 24 можно понимать как двенадцать, помноженное на два (таково толкование святителя Андрея Кесарийского - автора классического для византийской традиции толкования на Апокалипсис (VI–VII вв.)).

Представители же второй группы настаивают на том, что 24 старца символизируют ветхозаветное человечество, будучи образами авторов священных книг Израиля, которых, согласно одной из иудейских традиций, было как раз 24. Это толкование представлено у автора древнейшего дошедшего до нас полностью толкования на Апокалипсис Викторина Петавийского (умер в нач. IV в.). Кроме того, некоторые комментаторы усматривают в образе 24 старцев 24 чреды священников и храмовых музыкантов, установленных царем Давидом (1 Пар 24, 25), и, соответственно, 24 старца символизируют Израиль в его богослужебном предстоянии перед Богом в ожидании прихода Мессии.

Четыре животных

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).

Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов - шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу.

Книга, запечатанная семью печатями

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1)

Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной.

В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.

Понимание запечатанной книги в смысле Библии представлено, в частности, у Викторина Петавийского. Суть этого толкования заключается в том, что Христос - Единственный, Кто может снять печати с Божественного Писания, то есть открыть его подлинный смысл, тогда как без обращения к Нему смысл священных книг остается скрытым и непознанным. Понимание книги как замысла Бога о мире подчеркивает, что без жертвенного служения Христа этот замысел не может быть реализован. В толковании же Андрея Кесарийского совмещаются оба этих взгляда. По его словам, «книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о сем (этом) божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб», а также «под книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию исполнились в Евангелии (Лк 24:44), но совершенно исполнятся в последние дни».

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6)

Агнец - основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5:9).

С этим связано и неоднократное подчёркивание значения пролитой Агнцем крови (Откр 5:9; 7:14; 12:11). Разные мнения высказываются лишь о том, каковы истоки самого образа Агнца. Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного, подлежащего закланию, указывают на пасхального агнца из книги Исход (гл. 12), кровь которого, будучи нанесенной на косяки дверей, избавляла евреев от гибели во время десятой казни египетской (в Евангелии от Иоанна пасхальный агнец напрямую сопоставляется с распятым Христом - Ин 19:36), а также на сравнение с агнцем невинно страдающего и несущего на себе грехи человечества Раба-Отрока Господня (образ, однозначно относимый в христианской традиции к Иисусу) из книги пророка Исайи (Ис 53:7).

Продолжение в следующем номере

«Четыре всадника Апокалипсиса» — персонажи шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Ученые до сих пор расходятся во мнениях, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь, Мор), Война, Голод и Смерть (Мор). Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырех из семи печатей книги Откровения.

Всадники

Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри» — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

Всадник на белом коне

"И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить" (Откр.6:1-2)

Белый цвет коня обычно рассматривается как олицетворение или зла, или праведности:

Зло

Исходя из того, что остальные всадники явно олицетворяют зло и разрушительные силы природы, и принимая во внимание тот общий стиль появления и описания всадников, можно сделать вывод, что первый всадник тоже олицетворяет зло. Немецкая Stuttgarter Erklärungsbibel называет его гражданской войной и внутренним раздором. Евангелист Билли Грамма интерпретирует Всадника на Белом коне как Антихрист, олицетворение лжепророчеств, основываясь на различиях всадника из шестой главы Откровения и Иисуса на белом коне из девятнадцатой главы. Так, например, в Откровении, 19 Иисус имеет множество венцов, в то время как всадник из Откровения, 6 — только один.

Праведность

Ириней Лионский, влиятельный Христианский богослов второго века, был одним из первых, кто назвал всадника — самим Иисусом Христом, а белого коня трактовал как успех распространения Евангелия. Многие богословы впоследствии поддержали эту точку зрения, ссылаясь на последующее появление Христа на белом коне как Слово Божие в Откровении, 19. Кроме того, ранее в Новом Завете, в Евангелие от Марка сказано, что распространение Евангелие действительно может предварять и предвещать приближение апокалипсиса. Белый цвет так же олицетворяет праведность в Библии, а Иисус в ряде появлений описывается как завоеватель. Однако, противники этой точки зрения говорят, что скорее всего первый всадник из 6 главы — не тот же самый, что появляется в 19 главе, ибо описаны они очень по-разному. Кроме того Христос, будучи Агнецем, что открывает семь печатей, вряд ли одновременно будет и одной из сил, создаваемой печатью.
Всадник может так же олицетворять Святой Дух. Святой Дух приходил к апостолам в Троицын день после ухода Христа. Появление же Агнеца в 5 главе Откровения олицетворяет триумфальное появление Иисуса на небесах, а Белый всадник, в таком случае, может быть посланным Иисусом Святым Духом и распространением учения Иисуса Христа.
Под снятием первой печати можно подразумевать сонм апостолов, которые подобно луку направив против демонов Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвленных спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления, ибо победили истиною князя тьмы и претерпели насильственную смерть за исповедание Владычнего имени ради второй победы.

Васнецов. Четыре всадника Апокалипсиса

Всадник на рыжем коне

"И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч." (Откр.6:3-4)

Второго всадника обычно именуют Войной («Бранью»), и вершит он суд именем самого Бога. Часто он олицетворяет войну. Конь его красного цвета, в некоторых переводах — «пламенно» красного или рыжего. Этот цвет, как и большой меч в руках всадника, означают кровь, пролитую на поле боя. Второй всадник также может олицетворять гражданскую войну, как бы в противоположность завоевательной, которую может олицетворять первый всадник.
По мнению Святого Андрея, архиепископа Кесарийского, здесь разумеется апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал «не мир пришел Я принести, но меч». Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «сидящему на нем дано взять мир с земли» указывают на премудрую волю Божия, в напастях посылающую испытания для верных.


Всадник на вороном коне

"И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай." (Откр.6:5-6)

Третий всадник скачет на черном коне, и в основном считается, что он олицетворяет голод. Чёрный цвет коня может рассматриваться как цвет смерти. Всадник несет в руке меру или весы, означая способ деления хлеба во время голода.
Из всех четырех всадников, черный — единственный, чье появление сопровождается произнесенной фразой. Иоанн слышит голос, идущий от одного из четырех животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина. Подразумевается, что в связи с голодом, несущимся черным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится. Это можно объяснить естественно тем, что зерновые хуже переносят засухи, чем оливковые деревья и виноградные кустарники, пускающие глубокие корни. Это высказывание может так же означать изобилие предметов роскоши при почти полном исчерпывании товаров первой необходимости, таких как хлеб. С другой же стороны, сохранение вина и елея может символизировать сохранение верующих христиан, использующих вино и елей для причащения.
Чёрный конь может так же означать плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Весы есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарь, быть может, означает чувственный голод. В переносном смысле мера пшеницы, оцениваемая динарием, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Три меры ячменя могут быть теми, кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, но потом принесшим покаяние.

Всадник на бледном коне

"И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными."(Откр.6:7-8)

Четвертый и последний всадник именуется Смертью. Среди всех всадников, этот — единственный, чье имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор», основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличие от остальных всадников, не описывается, несет ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу, или меч.
Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς) в Койне, что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зеленый» и «изжелта зеленый». Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Под этот цвет могут так же подходить и другие реальные масти, как соловая, изабелловая.
В некоторых переводах значится не дана ему власть, а дана им власть, что можно интерпретировать двояко: либо дана им — это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; ученые здесь расходятся во мнениях.

Трактовки

Претеристская точка зрения

Многие современные ученые и богословы рассматривают Откровение Иоанна Богослова с претеристской точки зрения, рассуждая, что его пророчества и видения относятся только к первому веку в Христианской истории. В этих суждениях, Завоеватель, всадник на белом коне, иногда рассматривается как символ парфянских войск: Всадник несет лук, а парфянскиая империя в те времена как раз славилась своими конными лучниками. Парфянцев же в свою очередь часто ассоциировали с белыми всадниками. Некоторые ученые даже указывают конкретно на Вологеза I, Парфянского шаха, который вступал в схватки с Римской Империей, и даже выиграл одну значимую битву в 62 Н. Э.
Исторический контекст мог также повлиять и на образ Голода, черного всадника. В 92 Н. Э. Римский император Домициан пытался обуздать чересчур активное распространение виноградника, при этом стимулируя распространение зерновых, на что последовала бурная реакция протеста со стороны населения, в связи с чем он отказался от задуманного. Цель Голода истощить запасы ячменя и пшена, не трогая вино и елей, вполне может быть иллюстрацией вышеописанного события. Красный всадник, призванный забрать мир с земли, мог олицетворять внутригосударственные раздоры, бушевавшие во времена написания Откровения. Междоусобные конфликты бушевали в Римской империи в 1 веке Н. Э. и за небольшое время до него.


Другие точки зрения

Согласно теории церкви Святых последних дней (Мормоны), каждая из открываемых в Откровении семи печатей символизирует конкретный тысячелетний промежуток времени. Появление первого всадника, Завоевателя, появляющегося после снятия первой печати, ассоциируется с периодом 4000-3000 годов до Н. Э. Он олицетворяет пророчество Еноха, который, по мнению Мормонов, основал праведный город Зион примерно в тот период времени. В этой интерпретации, однако, белый всадник есть добро, а его «завоевание» рассматривается как победа морали, нежели победа в войне. Второй всадник представляет времена самого Ноя (3000-2000 гг. до Н. Э.). Третий всадник — эра Абраама (2000—1000 гг. до Н. Э.). Четвертый всадник — с 1000 г до Н. Э. и до рождения Иисуса Христа. Как и во многих других трактовках, последние три всадники олицетворяют Войну, Голод и Смерть соответственно. Мормонские богословы утверждают, что соответствующие катастрофы как раз бушевали в приписанные всадникам периоды истории.
Есть еще одна трактовка, сопоставляющая всадникам конкретные исторические события и даты. Так, в первые века христианства, в первом всаднике, сидящем на белом коне, толкователи признавали парфянского короля Вологеза, который в 62-ом году Н. Э. принудил римскую армию к капитуляции. Второй всадник был связан с британским восстанием 61-го года, в котором погибло до 150000 человек, или с войнами того же времени в Германии, или со смутами в Палестине. Третьему всаднику соответствовал голод 62-го года в Армении и в Палестине; четвертому — эпидемии 61-го года в Азии и Ефесе; пятой печати — Нероновы гонения на христиан.
В каждом веке Христианские богословы видят новые трактовки как всадников, так и Откровения в целом. Те, кто считает, что Откровение описывает современность, трактуют всадников по их цветам, используемым в современной истории. Красный, к примеру, часто приписывают Коммунизму, черный -символ Капитализма, зеленый же относят к появлению Ислама. Пастырь Ирвин Бакстер Мл., основатель Пастырства Конца времен, поддерживает такую трактовку.
Некоторые приравнивают четырех всадников к ангелам четырех ветров. (См. Михаил, Гавриил, Рафаил, и Уриил, эти архангелы часто ассоциируются с четырьмя сторонами света)
Еще одна интерпретация белого коня говорит, что он — Святой Дух, посланный в наш мир после смерти Христовой. Огненно красный конь — кровь, пролитая Христианскими мучениками. Черный конь олицетворяет разрозненность Еврейского народа во времена Римской Империи в 70 гг. Н. Э. Бледный конь олицетворяет Исламские народы (с прямой связью с Смертью и Адом, оставляемыми им)
Общее видение св. Андрея дает следующую трактовку всадникам: снятие первой печати — это посольство в мире св. Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы — вот что символизирует собою «конь бел» и «седяй на нем» с луком в руках. Снятие второй печати и появление рыжего коня, сидящему на котором «дано бысть взяти мир от земли», обозначает возбуждение неверных против верующих, когда Евангельской проповедью нарушился мир во исполнение слов Христовых: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Матф. 10:34), и когда кровью исповедников и мучеников за Христа обильно была долита земля. «Рыжий конь» — есть знак или пролития крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа. Снятие третьей печати и появление вслед за тем вороного коня со всадником, имевшим «мерило в руке своей», обозначает отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него. Черный цвет коня символизирует «плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений». «Мера пшеницы за динар» означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им Божественный образ; «три меры ячменя» — это те, которые, подобно скотам, по недостатку мужества, покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли оскверненный образ; «и елея и вина не вреди» означает, что не следует из-за страха отвергать Христово врачевание, оставлять без него уязвленных и «впадших» в разбойники, но приносить им «вино утешения» и «елей сострадания». Снятие четвертой печати и появление бледного коня со всадником, имя которому смерть, означает проявление гнева Божия в отмщение за грешников — это различные бедствия последних времен, предсказанные Христом Спасителем (Матф. 24:6-7).
Согласно Свидетелям Иеговы, видение о четырех апокалиптических всадниках исполняется с 1914 года до уничтожения этой системы вещей. Это согласуется с Откр.1:1,10, где говорится, что события, описываемые в книге Откровение, происходят во «дне Господа». Первый всадник — Иисус Христос, которому был дан венец, символизирующий, что он начал править на небе как Царь (Даниил 7:13,14). Остальные три всадника символизируют войны (красный или рыжый), голод (вороной), болезни, эпидении и другие причины преждевременной смерти (бледный). В подтверждение этому Свидетели Иеговы приводят параллель между видением о четырех всадниках и признаками присутствия Христа и последних дней, о которых говорится в Евангелии от Луки (глава 21) и от Матфея (глава 24).

Мор, Война, Голод и Смерть

В данной интерпретации образ первого всадника меняется с Завоевателя на Мор (чума/болезнь), отделяемый, в свою очередь, от Смерти. Итак, первым из всадников появляется Мор, скачущий на белом коне. За Мором следует Война на кровавом коне и с огромным мечом. С Войной, в связи с массовыми разрушениями и мором, приходит Голод. Голод жирный, но скачет на дряхлом черном коне, олицетворяя обжорство и голод соответственно. И с голодом грядет Смерть. Её конь бледен. За ней следует Ад, поглощающий все оставшиеся души.
На этой интерпретации чаще всего базируются образы четырех всадников апокалипсиса в популярной культуре.

Другие упоминания

Захария так же видел четырех коней (Захария 1:8-17, 6:1-8). В его видение первым пришел Красный, затем Черный, Белый и Бледный. Их он называет «четырьмя духами небес, которые когда-то стояли перед самим Владыкой всей земли.» Отличия коней Захарии от тех из Откровения в том, что их цвета, похоже, ничего не обозначают и не символизируют; кроме того, кони у Захарии исполняют роль, скорее, часовых, чем сил разрушения и страшного суда.
Видения Захарии, скорее всего, были навеяны Иоанном и тем, как тот описывал четырех всадников. Кроме того, летающие божественные всадники в мифологиях, как Иудейской, так и языческой.

Как известно, церковники отвергают астрологию, считая ее суеверием, лженаукой или же, признавая, что она отражает Божественные закономерности, считают ее находящейся под властью демонических сил, которые якобы подсовывают человеку украденное (с Древа Познания добра и зла) Божественное знание, которое Творец укрыл от человека.
А между тем, в самом удивительном и завораживающем произведении Нового Завета – Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе, не только используется астрологическая символика, но даже пред взором пророка возникает… гороскоп, указывающий на время наступления некоего события. Какого? – увидим из анализа интересующих нас мест Откровения.

Откровение это не столько Иоанна Богослова, сколько Самого Иисуса Христа, ибо начинается последняя книга Нового завета словами:
“Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре” (1, 1).

Начало получаемого откровения Иоанн описывает так: “Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…” (1, 9-11).
Не будем касаться обращения к семи асийским церквам и откроем сразу 4-ю главу.
“После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; … И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды, и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, который суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему” (4, 1-2, 4-7).

Вот такая космическая картина предстала пред очами Иоанна. Интересно заметить, что созвездие Кассиопея имеет старинное название Трон (изображалось как трон, а позднее как женщина на троне). “Престол – это трон в данном контексте” (А.Мень). Семь светильников – это, похоже, семь ярких звезд Большой или Малой Медведиц. Но это так, между прочим. Что касается 24-х старцев, то астрономы до сих пор делят небесную сферу на 24 часа (время суточного оборота Земли вокруг своей оси). А согласно нумерологии, 24 – это число полноты физической и духовной.

“Море стеклянное” – это обычный в Библии образ неба, небесного свода, так трактуют и богословы.

Четыре животных, что очевидно для астролога, соответствуют четырем зодиакальным созвездиям (и знакам) так называемого фиксированного креста, или креста существования – Льву, Тельцу, Водолею и Скорпиону. Некоторые, например Н.Морозов, трактовавший Апокалипсис как астроном, под орлом понимает созвездие Орла. Но созвездие это, во-первых, находится несколько в стороне и не образует креста. А во-вторых, орел – это символ высших проявлений архетипа знака Скорпион, три уровня которого в астрологии носят образные названия “черный паук”, “серая ящерица” и “орел”. Лев, Телец, Водолей и Скорпион – это четыре “опоры” неба, а говоря богословским языком – четыре херувима, и они не случайно перечислены в очередности сакральной развертки зодиакального круга (обратной направлению движения планет).

Пропустим пятую главу, где Сидящий на престоле передает книгу за семью печатями Агнцу – Иисусу Христу (“ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу”), единому, Кто достоин снять с книги печати. И перейдем к чрезвычайно для нас интересной 6-й главе Откровения.

“И я видел, что Агнец снял первую печать из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящих как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить” (6, 1-2).

“Конь белый, и на нем всадник”. Как очевидно для астролога, символика достаточно прозрачна: конь – планета, всадник – зодиакальное созвездие, в котором эта планета находится. Речь идет именно о созвездии, а не об астрологическом знаке (30-градусном отрезке эклиптики), в чем мы позже убедимся, ибо провозвещаемое грядущее имеет космический, вселенский, метафизический смысл, а не сугубо земной.
С древних времен было принято изображать планеты в виде коней, очевидно, из-за их видимого скачкоподобного и петлеобразного движения на фоне звезд, ведь скорость планеты сначала возрастает, потом спадает, планета как бы останавливается и затем движется назад, а потом цикл повторяется.

Белый конь – это планета Юпитер. Как убедимся в дальнейшем, в тексте Откровения используются цвета, соответствующие физическому характеру (или условиям) видимости планет. “Всадник, имеющий лук”, – это, безусловно, созвездие Стрельца. Дальнейший текст подтверждает нахождение Юпитера в Стрельце: “и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить”. Юпитер находится в “своем” созвездии (Стрельца), где он считается особенно сильным.

Протоиерей Александр Мень в своих комментариях считает образ всадника на белом коне символом империи. Вряд ли с этим можно согласиться. Юпитер в Стрельце, по астрологическому символизму, имеет отношение не только к успеху и победе, но и к вере, религии, духовности, Богу, наконец. И данный символ означает призыв всех верных под знамена Божественной рати на битву с воинством Сатаны. Действительно, всадник на белом коне вышел не просто “как победоносный, а чтобы победить” (курсив мой – А.П.). И он таки побеждает, что и возвещает Откровение. И в подтверждение нашего понимания – то, что в 19-й главе Апокалипсиса на белом коне – Сам Сын Божий: “И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”. (19, 12-13).

Продолжим чтение 6-й главы: “И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И выше другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч” (6, 3-4).
Используем и тут найденный ключ: конь – планета, всадник – созвездие, сопровождающий текст дополнительно раскрывает смысл планеты и созвездия в их взаимодействии.
Рыжий конь – Марс. Всадник с мечом – созвездие Овна, ибо Овен, как и Марс, – символы войны, агрессии. Ему “дано взять мир с земли” – Овен находится в оппозиции (противостоянии) к Весам, “отвечающим” за мир. Марс в Овне – это указание на мощную силу и агрессию, на кровопролитную жестокую войну. А также на соответствующую причину – агрессивность человечества.

“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий; елея же и вина не повреждай” (6, 5-6).

Какую планету представляет вороной (или, дословно, темный) конь? Это – Меркурий, который из-за близости к Солнцу часто невидим, а если видим, то слабой звездочкой. Это предположение подтверждает и указание что можно купить за динарий, ибо Меркурий “отвечает” за торговлю. Всадник держит в руке меру, а именно весы. В греческом тексте употреблено слово;;;;;, что означает и “весы”, и название одноименного созвездия. В украинском переводе Откровения: “мав вагу в своїй руці”.

Мизерные меры зерна злаков за динарий – тогдашнюю дневную плату работнику – это указание и на несправедливую торговлю, и на голод (хиникс пшеницы в день – более чем скудная пайка). Что касается указания не портить, или не тратить елея и вина, то вот как это объясняет о. А.Мень: “Между тем виноградники давали огромный урожай, кладовые были полны сосудов с вином, повальное пьянство буйствовало в странах, где голод терзал людей… Нет самого важного – хлеба, ячменя и пшеницы, а вино и елей есть”.

Но есть и другой смысл. Пшеница символизирует материальную пищу, а елей и вино – духовную. Следовательно, грядущие катаклизмы, Страшный Суд не принесут вреда людям, жаждущим прежде всего пищи духовной. Такое понимание вытекает из книг ветхозаветных пророков.

Добавим, что Меркурий в Весах указывает и на суетность человеческую, на чрезмерную озабоченность людей общением друг с другом, а не с Богом.

Читаем далее: “И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”, и ад следовал за ним. И дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными” (6, 7-8).

Конь бледный, варианты перевода: чалый, буланый, желтоватый, – это планета Сатурн, которая имеет бледно-желтоватую светимость. А “всадник, которому имя “смерть” – это, без сомнения, созвездие Скорпиона, имеющее, согласно астрологии, отношение к смерти и преисподней. Да и сам Сатурн имеет отношение к смерти. На средневековых гравюрах его изображали в виде скелета с косой.

Далее в 6-й главе после снятия пятой и последующих печатей кони-планеты уже не фигурируют. И хотя там есть астрологические символы и астрологическая информация, мы отложим пока их анализ. Обратимся теперь к 12-й главе, где имеется еще одно важное указание:

“И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца” (12, 1-4).

“Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна”, – да это ведь созвездие Девы, на фоне которого – Солнце и Луна! (Заметим, что в астрологии Дева не плодовита в земном плане, в отличие от плана духовного). А рядом дракон. Значит, здесь показано не просто новолуние, а затмение, причем рядом с Солнцем и Луной – Голова Дракона, т.е. восходящий драконический узел лунной орбиты.

Итак, в тексте Откровения Иоанна Богослова найдены следующие астрономические указания:
Солнце и Луна – в созвездии Девы, рядом с Головой Дракона;
Меркурий – в созвездии Весов;
Марс – в созвездии Овна;
Юпитер – в созвездии Стрельца;
Сатурн – в созвездии Скорпиона.

Когда возникла такая конфигурация? Астрономия дает на это точный ответ: таковая произошла 30 сентября 395 года н.э. А этот год – не рядовой в истории, это год распада Римской империи – на Восточную и Западную. И начало всеобщего краха последней. Причем именно с 395 года “в западной половине империи власть императоров становилась все слабее, они всецело зависели от германских войск и их командиров, фактически управлявших всеми делами государства” (История Европы. Т. 1. – М., 1981. – с. 646). А в последующие годы Рим несколько раз падал под ударами “варваров”.

Заметим, что мы употребляем более строгий термин космограмма, а не гороскоп, так как не осуществляем привязку момента времени затмения к какой-либо точке земной поверхности (т.е. не расчерчиваем так называемые дома). Но если спроецировать эту космограмму на географические координаты Рима, то полученный гороскоп имеет выразительно катастрофический характер, ибо планеты займут угловые (1 – 7-й) и кризисные 6, 8 и 12-й дома.

Заметим также, что на космограмме Солнце и Луна находятся в астрологическом знаке Весов (эклиптическая долгота: 8° Весов) , но – на фоне зодиакального созвездия Девы. Эклиптическая долгота главной звезды созвездия – Спики (“колос”), находящейся в опущенной руке воображаемой фигуры Девы: 2°Весов, а долгота границы созвездия Девы – около 18°Весов. Таким образом, Солнце и Луна в момент затмения находятся “у ног” Девы.
Вы спросите, неужели за две тысячи лет никто из людей, знакомых с астрологией, не увидел в Откровении всю эту яркую астрологическую символику и не построил соответствующую космограмму? Думаю, что такие люди были, не могли не быть. Может, оставили свои догадки при себе, а может, кто-то за такую “дерзость” даже угодил на костер. Во всяком случае, письменных свидетельств не осталось, или же автор этих строк о них не знает.
За исключением одного. Это труд уже упоминавшегося астронома Николая Морозова “Апокалипсис с астрономической и исторической точек зрения”, опубликованный в начале ХХ века. Именно Н.Морозов и раскрыл автору этих строк астрологический смысл пророчества, хотя не со всеми его аргументами можно согласиться.

Н.Морозов, будучи узником Петропавловской крепости за свою социал-демократическую деятельность, вынужден был (кроме Библии, других книг заключенным не выдавали) прочесть Апокалипсис, увидел эти астрономические и астрологические знамения и нашел вышеприведенную дату (30.9.395). Искал он ее, правда, достаточно долго, ибо не понял, что Дракон указывает на затмение.

Но какие выводы сделал астроном? Как большевик и атеист, он пришел к выводу, что писался Апокалипсис… после 395 года, приписав его авторство Иоанну Златоусту. Да и весь его труд служил, к сожалению, развенчанию Нового Завета в частности и христианства вообще.
Да, большевик Морозов не мог поверить (или упрямо не хотел) ни в Божественный Промысел, ни в саму возможность пророчества. И невдомек ему сведения о том, что Апокалипсис упоминался и обсуждался еще в І – ІІІ вв. нашей эры (назовем тут имена Юстина мученика, Тертуллиана, Иринея Лионского, Ипполита Римского, пресвитера Гая, Дионисия Александрийского).

Астрологам бессмысленно спорить с вульгарными материалистами, не то что со священнослужителями. Хотя и здесь найти общий язык нелегко. Данная статья, надеемся, это облегчит.

Но вернемся к тексту Откровения Иоанна. Из планет септенера вроде бы не упомянута Венера. Но она все-таки присутствует… При снятии первых четырех печатей выходили кони-планеты. А что за пятой печатью?

“И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, дополнят число” (6, 9-11).
Венера, которую мы видим на космограмме в созвездии и знаке Скорпиона, находится именно под созвездием Жертвенника, располагающегося на небосводе под созвездием Скорпиона (т.е. к югу небесной сферы). Венера – в знаке смерти, причем в соединении со зловещей звездой Антарес, но ведь Венера – планета Любви, и поэтому олицетворяет “души убиенных за слово Божие”. Они в белых одеждах и жаждут мщения (Венера светится ярко-белым цветом, а Скорпион – знак мести, возмездия).

Однако Венера олицетворяет не только любящих Бога, но и – в низших своих обличьях – Великую Блудницу. О ней и ее гибельной участи повествуется в главах 17 и 18.
Интересны также слова Христа: “Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, … дам ему звезду утреннюю” (2, 26-28), “Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя” (22, 16). Утренней звездой (греч. Эосфор) всегда называлась Венера. Конечно, ни в коей мере нельзя отождествлять Сына Божия и планету Венеру, но некий параллелизм определенно наличествует и, очевидно, не случаен. Венера в астрологии – планета благодетельная.
Все Откровение в целом по сути раскрывает космограмму, со всей совокупностью показателей и с учетом транссатурновых планет.

“И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь” (6, 12).

Планета Уран (главный “ответственный” за землетрясения) в Стрельце в соединении с Юпитером (грандиозность катаклизма); а Солнце и Луна – в оппозиции к Марсу с Нептуном (“кровь” и “мрачная власяница” соответственно). Марс в Овне символизирует также и “гнев Агнца”. Кстати, Марс находится в соединении с главной звездой созвездия Овна – Хамаль, которая в астрологии считается довольно зловещей.

При открытии седьмой печати играет весь “оркестр” планет при солирующей партии Плутона – планеты трансформаций, катастроф, жертвы, приведения в исполнение судебного приговора, преображения.

Кстати, вернемся к цитированному стиху (6, 8) Откровения. В некоторых переводах Библии ад пишется с большой буквы (Ад) и далее “дана им власть”. А.Мень так комментирует это место: “В ханаанском пантеоне было два страшных божества, имена которых по-русски значат Преисподняя и Смерть. Впоследствии в ветхозаветной терминологии так называли демонов смерти, и здесь апостол снова возвращает нас к этим образам: всадник на бледном коне, бледном, подобно умершему человеку. Его имя Мот, по-гречески смерть, и ад следовал за ним; за ним следовал Шивон, и они пришли получить власть над четвертой частью земли”.
Посмотрите на космограмму: Плутон находится в точной оппозиции к Сатурну, т.е. они в паре, Плутон как бы следует за Сатурном. А ведь согласно астрологической символике Сатурн – это смерть, Мот, а Плутон – ад, Преисподняя, Шивон. Следует заметить, что последняя оппозиция этих планет была совсем недавно – в 2001 г., когда обрушились башни ВТЦ и США начали “крестовый поход” против терроризма.

В проекции же на зодиак Меркурий, находясь в созвездии Весов, попал в знак Скорпиона. Это положение символизирует и приверженность человечества к (чужим) материальным богатствам, направленность умов к этому (Скорпион – знак совокупных ресурсов), а также злопамятность, подозрительность, коварство человечества, что ведет к погибели, и его, человечества, погибельный рационализм; а в хорошем смысле – выразительно говорит о суде над земным человечеством. Аспект же секстиля (угла около 60°) между Меркурием и Юпитером говорит о необходимости познания Божественного, а также иллюстрирует защищенность людей Божьих (“елея же и вина не повреждай”).

Интересны упоминаемые в Апокалипсисе числовые значения.

Саранча мучит 5 месяцев (9, 3-10). А от Венеры до Сатурна – 5 градусов (обе планеты в Скорпионе, и сказано, что “вышла саранча на землю, и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы”). В 11-й и 12-й главах говорится о сроках в 42 месяца или 1260 дней (что есть те же 42 месяца) – это срок попирания язычниками святого города, срок пророчества двух свидетелей Господа, срок пребывания Жены в пустыне. Интересно, что в космограмме числа 42, как расстояния в градусах до точных аспектов (дуг, кратных 30;), многократно повторяются:

От Венеры до Юпитера (соединение);
от Солнца до Урана (секстиль);
от Юпитера до Плутона (квадратура);
от Урана до Лунных Узлов (квадратура).

Тут, очевидно, следует пояснить, что по астрологическим законам угловые соотношения между планетами (так называемые символические дирекции) показывают сроки наступления или длительности тех или иных событий, при этом мера в 1 градус дуги соотносится с какой-либо единицей времени (в зависимости от контекста, обстоятельств и характера события – минутой, часом, сутками, месяцем, годом).

Что же означает космограмма на время солнечного затмения 30 сентября 395 года? По нашему мнению, это – начало Армагеддона и Страшного Суда. И эта вселенская битва продолжается и поныне, и будет длиться далее. Ибо срок 42 месяца, как и 1000 лет царства Господа, – это срок не земной. А как его привязать к земным срокам – эта тайна еще требует раскрытия.
Вот что пишет о.А.Мень, и с этими его словами можно полностью согласиться: “здесь совершенно ясное указание, что наступит момент в истории, который можно будет обозначить годом и, может быть, даже месяцем, и, может быть, и числом, когда зло начнет рушиться”, но вот со следующим предположением, конечно, позвольте не согласиться: “Я думаю, что это произойдет еще не скоро, может быть, через десятки, сотни лет”.

“Битва при Армагеддоне” уже началась, началась – в проекции на земную историю – с раскола империи Рима. И она, эта битва, идет, продолжается. Вавилон – древний Рим – был разрушен, но в истории возникали новые вавилоны, часть из которых пала (например, Берлин в 1945 г., а недавно – сам исторический Вавилон – Багдад), часть еще нет. Ведь Вавилон – это образ бездуховного города, погрязшей в грехе цивилизации. Ныне и Нью-Йорк с Вашингтоном, и Москва, да и нынешний Киев, каждый по-своему – вавилоны. И нынешняя дилемма: либо устранить духовными усилиями самих горожан их “вавилонство”, либо оно будет катастрофически разрушено.

Не следует ли каждому внимательно перечесть Откровение Иоанна Богослова? И раскрыть многие другие смыслы этого пророчества (а ведь широко распространено мнение, что книга эта “темная”!), что, конечно же, не является невыполнимым. Ибо сказано было Иоанну Ангелом: “не запечатывай слов пророчества книги сей”.

и как мне раньше в голову не приходило про них написать?! моя же любимая тематика.

Учёные до сих пор расходятся во мнениях, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь), Война, Голод и Смерть (Мор) . Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения.

Книга откровений Иона Богослова является последней книгой Нового завета в Библии. В шестой главе этой книги упоминается о четырех всадниках апокалипсиса. Всадники апокалипсиса появятся на земле поочередно и принесут за собой войну, голод, чуму и смерть. Появлению всадников должно поспособствовать снятия Агнцем (Иисус) первых четырех печатей из семи в Книге Жизни.

Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни . После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри » — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

  • Всадник на белом коне.

После открытия первой печати, на белом коне появиться всадник, с луком в руке.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. (Откр 6:1 — 2).

Всадник на белом коне принесет за собой природные катаклизмы, гражданские войны и раздоры между людьми. Американский евангелист и духовный советник президента США, Билли Грэм интерпретировал Всадника на Белом коне как Антихриста, который будет нести лжепророчества.

Святой Ириней Лионский, богослов живший во 2 веке, назвал Всадника на Белом коне самим Иисусом Христом. Позже, спустя века многие богословы поддержали эту точку зрения.

Существует еще предположение, что Всадник на Белом коне это Святой Дух, присланный с небес, чтобы нести учения Иисуса Христа.

В традиционной трактовке нарицательное имя всадника — «Чума» («Мор»).

Белый цвет коня обычно рассматривается как олицетворение праведности или лжеправедности

  • Всадник на рыжем коне.

Когда отроется вторая печать в Книге Жизни, появится всадник на рыжем коне с мечом в руках.

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. (Откр 6:3 — 4).»

Всадник на рыжем коне принесет за собой насилие, кровопролитные войны и будет вершить суд именем Бога.Второго всадника ассоциируют с войной, из-за цвета его коня и меча. Нарицательное имя всадника — «Война» («Брань»).

Часто он олицетворяет войну. Конь его красного цвета, в некоторых переводах — «пламенно» красного или рыжего. Этот цвет, как и большой меч в руках всадника, означают кровь, пролитую на поле боя. Второй всадник также может олицетворять гражданскую войну, как бы в противоположность завоевательной, которую может олицетворять первый всадник.Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово.

  • Всадник на черном коне .

После открытия третьей печати, появиться Всадник на черном коне с весами в руках.

“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Откр 6:5 — 6)”

Всадник на вороном коне принесет за собой голод, весы в его руках означают способ деления хлеба во время голода на земле.Цвет коня третьего всадника намекает на цвет падшего [от голода] скота, а весы (мера) указывают на «безжалостное правосудие». И хотя современному человеку данные цены ничего не говорят, во времена Иоанна Богослова это было чрезвычайно высокой ценой. Нарицательное имя всадника — «Голод» («Глад»).

Третий всадник скачет на чёрном коне, и в основном считается, что он олицетворяет голод . Чёрный цвет коня может рассматриваться как цвет смерти.Из всех четырёх всадников чёрный — единственный, чьё появление сопровождается произнесённой фразой. Иоанн слышит голос, идущий от одного из четырёх животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина. Подразумевается, что в связи с голодом, несущимся чёрным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится. Это можно объяснить естественно тем, что зерновые хуже переносят засухи, чем оливковые деревья и виноградные кустарники, пускающие глубокие корни. Это высказывание может также означать изобилие предметов роскоши при почти полном исчерпывании товаров первой необходимости, таких как хлеб.

  • Всадник на бледном коне.

После открытия четвертой печати в Книге жизни, появиться всадник на бледном коне, имя его Смерть.

“И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.(Откр 6:7 — 8).”

Последний из всадников апокалипсиса именуется Смертью. Четвертый всадник не несет в руках ничего, его предназначение открыть врата ада. Однако в некоторых древних иллюстрациях у него в руках коса. Цвет лошади бледный, олицетворяя бледность трупа.

Единственный всадник чьё имя напрямую упоминается в Библии. Несмотря на то, что в русском синоидальном переводе конь обозначается как «бледный», в греческом было использовано специальное слово для обозначения нездорового зеленоватого оттенка. В некоторых сказаниях масть этого коня называют - "изабелловой".

Среди всех всадников, этот — единственный, чье имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор» , основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличие от остальных всадников, не описывается, несёт ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад . Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу, или меч.

Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς) в Койне , что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зелёный» и «изжелта-зелёный». Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Под этот цвет могут также подходить и другие реальные масти, как мышастая, пегая.

В некоторых переводах значится не дана ему власть , а дана им власть , что можно интерпретировать двояко: либо дана им — это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; ученые здесь расходятся во мнениях.

Почти все пророки, начиная с «Апокалипсиса» святого Иоанна Богослова, среди характерных признаков апокалиптического времени указали не только социальные и , но и духовно-нравственное падение человечества, повсеместную вражду и взаимное отчуждение людей. Многие из известных пророков говорили о невероятно быстрой моральной деградации множества людей в предапокалиптические времена.

Ванга

1971 год – еще тогда Ванга говорила о резких и драматичных переменах, которые в скором времени станут происходить в жизни общества:

«В скором будущем в жизни людей произойдут большие перемены. Люди изменятся до неузнаваемости. Новые времена отмечены множеством знамений… Города и села станут рушиться от землетрясений и наводнений, от природных катаклизмов будет сотрясаться земля, плохие люди станут одерживать верх, а воров, доносчиков и блудниц будет не счесть» - сказала Ванга.

Вуди Сепп

«…Люди будут становиться все более низменными и безбожными. В конце Европа станет такой, как была 100 лет назад. Я даже вижу больше, но не могу понять это и не могу сказать это. С упадком веры все катится под гору и все становится спутанным. Никто ясно не видит. Элита уже ни во что не верит, массы сделаются безумными. В церкви они играют танцевальную музыку, и весь приход будет петь под нее. Затем они также танцуют, но снаружи будет небесный знак, который возвестит о приходе великой беды. На севере будет видно сияние, подобное никогда никто не видел, и затем огненный подымется круг…»

Григорий Распутин

«Когда время приблизится к бездне, любовь к человеку превратится в сухое растение. В пустыне того времени будут расти только два растения - растение выгоды и растение себялюбия. Но цветы этих растений возможно будет принять за цветы любви. Все человечество будет поглощено равнодушием… »

«Родятся чудовища, которые будут ни людьми, ни животными. А многие из людей, которые не будут иметь отметины на теле, будут иметь отметины в душе. А после наступит время, когда вы найдете в колыбели чудовище из чудовищ - человека без души…»

«…С созреванием времени человек станет богат языком, но не сердцем…»

Святой Мефодий Патарский

«В последние дни мира христиане не будут ценить великую благодать Божию, которая предоставлена людям, это длительный мир, великолепное плодородие земли. Они будут очень неблагодарны. Тягость греховной жизни, гордыня, тщеславие, блуд, легкомыслие, ненависть, алчность, чревоугодие и многие другие пороки будут вонючими язвами перед Богом. Многие будут сомневаться в том, что католическая вера является истинно, возможно, евреи правы, потому что они ждут Мессию. У многих из них будут ложные учения, и как следствие, непонимание. В результате Бог допустит Люцифера, и все его черты власти придут на Землю и соблазнят ее безбожных существ…»

Пророк Малахия

Малахия (около 400 года до н. э.) – Малый библейский пророк, последний из ветхозаветных пророков. «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Кн. Малах. 4,1).

Пророк Осия

Осия (IV столетие до н. э.) – библейский пророк. Жил и пророчествовал в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II. «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространилось, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все живущие на ней со зверями полевыми и птицами небесными, даже рыбы морские погибнут» (Ос. 4:2,3).

В Евангелие

Признаки апокалипсиса есть и в Евангелие от апостолов, которые предсказывают надвигающийся апокалипсис по изменившимся нравам людей. Так, у Петра описывается, как в «последние времена» люди отказываются принимать «здравый смысл», «отвращают слух» от истинных учений, становятся горды, надменны и самолюбивы. Дети перестают слушаться родителей, появляется много неблагодарных, льстецов и клеветников. В послании к Тимофею возросшее по всему миру недружелюбие, несдержанность, жестокость, похоть, потерянная «любовь к господу» предшествует грядущему концу света и Второму пришествию Христа.

Иеромонах Порфирий, старец Глинской пустыни (1868)

«Со временем падет вера в России, блеск земной (западной) славы ослепит разум, слово Истины будет в поношении. Но за Веру восстанут из Народа неизвестные миру - и восстановят попранное».

Многие православные священнослужители России, имевшие дар пророчества, уже в дореволюционные времена отметили нравственную деградацию современников и появление негативных тенденций в духовной и интеллектуальной сферах жизни общества.

Святитель Феофан Затворник (1894)

«Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Серьезные отношения к мысли исчезли, всякий живой источник вдохновения иссяк… Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения…

Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а мы все в толк не возьмем. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня…

Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство…».

Предсказания Митара Тарабича

«…Видите ли, крестный, мир и изобилие, в которых все станут жить после второй большой войны, будут не более чем горькой иллюзией, потому что многие забудут о Боге и станут поклоняться лишь собственному человеческому разуму… А знаете, крестный, что такое человеческий разум по сравнению с Божьей волей и Божьим знанием? Меньше капли воды в океане…».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн

«Отечество наше, народ переживают сегодня лютые, тяжелейшие времена смуты и безначалия. Святыни попраны и оплеваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестных и алчных стяжателей, жрецов новой, официальной религии - культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы - любой ценой. Процесс апостасии, разложения живого и цельного христианского мироощущения, предсказанный Иисусом Христом два тысячелетия назад, близок к завершению. По всему видно, Бог судил нам стать современниками «последних времен». как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнений».

Видение Пия X

«Я видел одного из моих преемников, с тем же именем, который будет убегать по трупам своих братьев. Он будет искать убежище в некоторых тайных местах, но после короткой передышки он умрет жестокой смертью. Уважение к Богу исчезнет из человеческих сердец. Люди захотят, чтобы стерлась даже память о Боге. Это извращение не что иное, как начало последних дней мира».

Видение Вероники Люкен

Предупреждение Иисуса Христа: «Я уверяю вас, мои дети, работы на небесах прибавится, когда сотрясения начнутся на земле. Предупреждаю вас, что удар снесет дома словно ветер. При ударе кожа забудет, что была на костях человека, и слетит, словно ее никогда не было! Многие увидят это, дети мои, и не поверят, что это рука Бога поднялась на человека, потому что сердца людей затвердели в грехе, потому что грех стал образом жизни среди вас» (1977 год).

Пророчества Космы:

1. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать».
2. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».
3. «Беда придет к вам от образованных».
4. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».
5. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».
6. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».
7. «Наступит время, когда брат поднимется на брата».
8. «Придет время, когда брат будет убивать своего брата, а сын отца».
9. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».
10. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».
11. «Чтобы спастись, вы пойдете жить в другое место, а другие придут на ваше».
12. «Многие погибнут от голода; горсть золота за горсть муки; богатые станут бедными, а бедные умрут; животных не останется, съедите».
13. «Желтая раса будет править миром».

Св. Иоанн Кронштадтский (1906-1908)

«Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до сих пор, то лишь благодаря Царице Небесной. А теперь какие тяжелые времена мы переживаем!…

Интеллигенция наша - попросту глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу, забыла все Его благодеяния, отпала от него, сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного, дикого произвола. (…)

Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказывает и ведет к возрождению. Судьбы Божие праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Не напрасно Тот, кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на Свою наковальню подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами перед твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!.. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле..

Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники-сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и погибель их не дремлет (…). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем потому предаваться унынию, видя все ныне происходящее в мире…

Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верой во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

«Не мир, но меч»

Авторы Агни Йоги полагали, что в наши времена в мире происходит особенная, духовная фаза мировой , названной в Библии Армагеддоном. Согласно учению Живой Этики, Армагеддон происходит не только «на небесах», то есть на высших, духовных планах бытия, между высшими силами Добра и зла, но и в душах всего человечества.

В письмах Е.Рерих об этом явлении написано:

«Приведу полезную по времени Беседу: «Вы знаете, что могут быть времена хуже войны. Достаточно знаете, что мы считаем войну позором человечества. Как же тогда назвать время, которое будет хуже войны? Разве (что) назвать его гниением человечества… Некоторые считают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие! Они не замечают, что горшая война у них в недрах дома». (Из письма РерихЕ.И.)

«Армагеддон нельзя понимать как лишь физическую войну. Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди потеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, научатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате». (Из письма Рерих Е.И.)

Такого рода явления, конечно, происходят отнюдь не только в России, но и во всем мире. Просто в России, в силу исторических, политических и культурных особенностей, моральное расслоение общества происходит с особенной силой и яркостью.

В чем же причина такого явления - не только в России, но и по всему миру?

Апокалипсис начнется с процесса морального расслоения всего человеческого общества. Точней, это будет разделение людей по полюсам Света и тьмы, Добра и зла. Зачем надо такое разделение и в силу каких причин оно будет происходить?

Приход на нашу планету новых пространственных энергий, окажет мощное воздействие на духовное, психическое и физическое состояние всех людей.

Первый этап изменения биоэнергетики выразится в усиленном выявлении истинных духовно-нравственных качеств всех людей.

Под влиянием мощных космических лучей энергетическая напряженность биополя (ауры) каждого человека резко усилится. А это, в свою очередь, заставит моральную сущность человека проявиться с особенной силой в его поведении. Говоря по другому, весь духовно-этический потенциал человека отразится в его образе жизни и в его конкретных делах по отношению к другим людям.

Высший Суд над человечеством, который «обещают» все религии, фактически представляет собой разделение общества по полюсам Света и тьмы.

Как уже было сказано, во время воздействия на нашу планету новых космических энергий напряженность биополя-ауры каждого человека усилится, а вместе с тем усилятся в своих проявлениях и все моральные человеческие качества. И если негативных мыслей и чувств (а как следствие - и энергий!) в его ауре окажется больше, чем позитивных, биополе человека окажется буквально заполненным разрушительными энергиями. Оно не выдержит переизбытка негативной энергетики и «перегорит», разрушив тем самым и физическое тело.

Таким образом, «апокалиптическое» проявление, которое произойдет под влиянием новых природных условий, станет временем своеобразного морального» экзамена, предложенного Космосом человечеству. А в конечном счете - и «естественного отбора», производимого природой среди человечества. Как результат такого отбора люди, избравшие путь добра, использующие в своей жизнедеятельности позитивную энергию, при наступлении новой эпохи получат творческий импульс из Космоса - поддержку самой природы. Они смогут не только продолжать свое существование в изменившихся природных условиях, но и развить, усилить свой творческий потенциал. Но та часть человечества, избравшая своей моральной ориентацией путь эгоизма и зла, наработавшая на протяжении своей жизни только отрицательную карму, не смогут продолжить своего существования в условиях изменившейся энергетики.

Такое явление выявит истинную моральную сущность каждого человека и силы зла будут обречены на самоуничтожение.

Об этом драматическом эпизоде апокалиптических перемен говорят и евангелия:

«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов…»(От Матфея 25: 32)

«Когда тьма будет таким образом выявлена и соберется на полюсе тьмы и тем будет отделена от Света, силы разрушения превратятся в силы саморазрушения, и тьма начнет пожирать сама себя и своих отпрысков. Именно самопожирание тьмы приведет ее к своему конечному уничтожению. Она еще существует, пока питается за счет других, за чужой счет. Но конечное разделение прекратит это беззаконие, и тогда тьма пожрет сама себя. Прошло время господства тьмы. Все ближе и ближе ее конец. Усмотрите в событиях мира грозные знаки ускоряющегося разложения тьмы» («Грани Агни Йоги»).



Просмотров