Новые акцизы на бензин: будет ли расти стоимость топлива

В пятницу Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, повышающие ставку акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 апреля. Вслед за этим документ одобрил Совет Федерации. С начала года это уже второе повышение — с 1 января ставки акцизов также ощутимо выросли на все виды топлива.

На бензин 5-го класса ставку акциза предлагается увеличить сразу на треть — с 7,53 тыс. до 10,13 тыс. рублей за тонну,

а в 2017 году с запланированных сейчас 5,83 тыс. до 7,43 тыс. рублей за тонну.

На дизельное топливо и средние дистилляты с 1 апреля акцизы вырастут с 4,15 тыс. до 5,293 тыс. рублей за тонну, а в 2017 году — до 5,093 тыс. рублей (на данный момент запланировано 3,95 тыс. рублей).

Подобный шаг позволит правительству России только в 2016 году получить дополнительно 89,3 млрд рублей.

Примечательно, что авторы поправок уверены, что рост акцизов, скорее всего, не приведет к повышению стоимости топлива на АЗС. «По экспертной оценке, повышение ставок акцизов в условиях снижения мировых цен на нефть не должно оказать существенного влияния на цены на топливо на внутреннем рынке», — говорится в пояснительной записке к принятому законопроекту.

Об этом же в начале февраля заявлял и министр финансов России Антон Силуанов.

«Это не должно привести к росту цен.

Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», — заявил министр. Впрочем, у самих нефтяников на этот счет несколько иное мнение. Представитель «ЛУКойла» еще 16 февраля рассказал, что случится в случае роста акцизов.

Вице-президент компании Владимир Некрасов заявил, что для сохранения рентабельности розничной сети цены на топливо нужно повысить «хотя бы на 2 рубля». И это при том, что стоимость топлива на АЗС «ЛУКойл» в Москве на данный момент и без того одна их самых высоких.

«Мы продаем на внутреннем рынке 15 млн тонн нефтепродуктов. В связи с повышением акциза с 1 января мы уже потеряли 30 млрд руб. При повышении акцизов с 1 апреля мы потеряем еще 30 млрд руб. В текущем году мы ожидаем экономику розницы, близкой к нулю», — сказал он. Очевидно, что обновить ценники своих АЗС наверняка захотят и другие крупные игроки розничного рынка, стоимость бензина у которых сейчас на 1-2 рубля ниже, чем у «ЛУКойла».

Между тем на этой неделе замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов заявил, что общий рост розничных цен на топливо в 2016 году не должен превысить 10%.

В пятницу замминистра финансов России Максим Орешкин спрогнозировал рост цен по итогам года всего на 5%. Правда, чиновник сделал важную оговорку: этот прогноз действует при цене $30 за баррель.

Между тем ряд депутатов Госдумы выступили категорически против принятого закона, а «Справедливая Россия» предложила отменить для водителей транспортный налог, так как он, по мнению партии, дублирует акциз на топливо. Соответствующий законопроект уже внесен в парламент.

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша уверен, что повышение акцизов автоматически приведет к повышению цен на бензин. «Минфину нужны деньги, чтобы пополнить бюджет, — говорит Аркуша «Газете.Ru». — Как всегда, берут с тех, кто может заплатить. Вот ты ездишь на машине, значит, можешь. Логика простая. На бензин уже выросли цены в прошлом году на 5-6%, поднимутся они и в этом — чуть ниже уровня инфляции. Инфляция и налоговая нагрузка — вот что в первую очередь толкает цены на всю продукцию.

То, что нефть дешевеет, никак не может влиять на наши цены. В цене литра нефти всего около 7% стоимости нефти, все остальное — это сборы, налоги.

В цене 35 рублей за литр более 22 рублей — это налоги. Налоги растут, растут и цены. Сейчас у нас самая низкая цена на бензин, но если вы хотите, чтобы она падала, то снижайте налоги. Но это вопрос уже не к участникам рынка, а к тем, кто устанавливает правила, — к правительству».

Людмила Дуканич, профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, считает, что увеличение акцизов на бензин и солярку приведет не только к удорожанию этих видов топлива, но и к подорожанию всех товаров, поскольку их потребление связано с доставкой.

«Увеличение акцизов негативно скажется на объеме грузоперевозок, — сказала Дуканич «Газете.Ru». — На его изменение помимо акцизов влияют еще более существенные факторы — динамика объемов производства в промышленном секторе экономики и потребление населением. Под воздействием этих факторов, думаю, объем грузоперевозок, который и так упал в России за последние два года, снизится еще сильнее».

Госдума одобрила в первом, втором и третьем (окончательном) чтении закон о повышении акцизов на бензин разных классов, дизельное топливо и средние дистилляты, сообщает «Интерфакс» в пятницу, 26 февраля.

Соответствующий законопроект вносит поправки в Налоговый кодекс. Таким образом, с 1 апреля 2016 года акцизы на бензин 5-го класса поднимутся с 7530 рублей за т до 10 130 рублей за т, а в 2017 году с запланированных сейчас 5830 рублей за т до 7430 рублей за т.

Акцизы на бензин, не соответствующий 5-му классу, и прямогонный бензин будут повышены с 1 апреля с 10 500 рублей за т до 13 100 рублей за т, с 2017 года акциз составит вместо запланированных 9700 рублей за т 12 300 рублей за т.

Акцизы на дизельное топливо и средние дистилляты с 1 апреля поднимутся до 5293 рубля (сейчас — 4150 рублей), в 2017 году — до 5093 рубля (сейчас запланировано снижение до 3950 рублей).

Правительство оценило дополнительные доходы от роста акцизов в 2016 году в 89,3 млрд рублей, говорится в финансово-экономическом обосновании к документу. «Эта мера вынужденная. Предлагаемое дополнительное повышение акцизов — одно из решений в числе прочих по мобилизации доходов федерального бюджета», — пояснил на заседании Госдумы заместитель министра финансов Юрий Зубарев.

Он отметил, что при повышении акцизов цены на бензин могут вырасти на 6,5-7%. Таким образом, с учетом НДС (18%) литр бензина может подорожать на 2,36 рубля. «При розничной цене на бензин 34-35 рублей за литр рост цены будет на 6,5-7%. Максимальный возможный рост цены из-за акциза будет находиться в пределах прогнозируемого уровня инфляции, а именно 7-8%», — поделился чиновник. 24 февраля Зубарев возможный рост цен на бензин в результате повышения акцизов в 5%.

Минфин повысить акцизы на топливо на 2 рубля на литр бензина и на 1 рубль на литр дизельного топлива с 1 апреля 2016 года в начале февраля. Инициатива была оформлена в законопроект, который в середине февраля поступил в Госдуму. Согласно оценке Минэнерго, подорожание бензина в 2016 году окажется в пределах 10% или ниже этого уровня. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев подтвердил, что акцизы «прямо транслируются в цену», но подчеркнул, что не ожидает серьезного подорожания бензина. «Эти акцизы добавят к соответствующей (розничной) цене процента два-три. То есть, речь идет о том, что это будет не так ощутимо», — предположил глава ФАС.

26 февраля заместитель министра финансов Максим Орешкин , что цены на бензин в России в 2016 году вырастут на 5%, даже, если среднегодовая цена нефти составит $30 за баррель. «При цене $30 за баррель — рост цен на бензин будет меньше, чем общий рост инфляции в стране», — отмечал Орешкин.

МОСКВА, 26 фев — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении и в целом закон о повышении с 1 апреля 2016 года ставок акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и средние дистилляты.

Документ был внесен правительством на прошлой неделе. Нижняя палата парламента оперативно рассмотрела законопроект за кратчайшие сроки. Сегодня же, в пятницу, документ будет рассмотрен в Совете федерации.

"Дополнительные доходы от этой меры в 2016 году составят 75,4 миллиарда рублей, а с учетом возмещения по прямогонному бензину предприятиям нефтехимии — 70 миллиардов рублей. Это мера вынужденная", — сказал на пленарном заседании замминистра финансов Юрий Зубарев.

Предлагаемое дополнительное повышение акцизов — это одно из решений в числе прочих по мобилизации доходов в федеральный бюджет, добавил также замминистра. "По предварительным оценкам, при сохранении текущих мировых цен на энергоносители и текущем курсе рубля до конца года, объем выпадающих доходов может превысить 2,6 триллиона рублей при бюджете 13,7 триллиона рублей — это 20% расходной части бюджета. Это более, чем серьезно", — отметил Зубарев.

Рост розничных цен из-за повышения ставки акцизов на бензин, по словам Зубарева, при текущей ситуации в экономике будет в пределах инфляции.

Ранее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев говорил, что при повышении акцизов розничные цены на бензин и дизельное топливо в РФ вырастут на 2-3%.

Одновременно замминистра финансов Максим Орешкин прогнозирует рост цен на бензин в России на 5% в 2016 году при повышении акцизов, если среднегодовая цена нефти составит 30 долларов за баррель.

Смысл закона

Согласно принятому закону, с 1 апреля ставка акциза на автомобильный бензин повышается на два рубля за литр, на дизельное топливо — на один рубль за литр. В целях предотвращения заинтересованности в нелегальном производстве автобензина повышаются ставки акцизов и на прямогонный бензин.

Чтобы пресечь создание схем по уклонению от уплаты акцизов путем реализации дизтоплива под видом средних дистиллятов ставки акцизов на средние дистилляты и дизтопливо устанавливаются в одинаковом размере. При этом для минимизации возможного негативного влияния принимаемых мер на агропромышленный комплекс ставка акциза на дизтопливо повышается на 50% от уровня повышения ставки акциза на автомобильный бензин.

Ставка акциза на бензин пятого класса с 1 апреля по 31 декабря 2016 года составит 10,13 тысячи рублей за тонну, а в 2017 году — 7,43 тысячи рублей. Ставки акцизов на бензин, не соответствующий пятому классу, а также на прямогонный бензин с 1 апреля по 31 декабря 2016 года составят 13,1 тысячи рублей за тонну, с 2017 года — 12,3 тысячи рублей.

Ставки акцизов на дизтопливо и средние дистилляты с 1 апреля по 31 декабря 2016 года составят 5,293 тысячи рублей, в 2017 году — 5,093 тысячи рублей за тонну.

Оппозиция против

Представители трех оппозиционных фракций выступили против рассмотрения этого законопроекта. В итоге большинство депутатов отклонило это предложение.

"Цена на топливо растет, а правительство предлагает латать дыры, повышая акцизы. Обещали раньше отменить транспортный налог — не отменили, еще и акцизы хотят повышать, и с "Платоном" вопрос не решают. Поэтому это тройное налогообложение беспокоит наших граждан. Мы считаем, что нужно внимательно посмотреть этот законопроект (о росте ставки акцизов на бензин ред.), и в таком авральном режиме его не надо рассматривать", — сказал на заседании Госдумы замглавы фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

В свою очередь, зампред фракции КПРФ Николай Коломейцев поддержал это предложение.

"Мы поддерживаем снятие второго пункта (повестки — законопроект об акцизах на бензин - ред.) как антирыночного и антиконституционного. Сколько можно эти поборы увеличивать?" — сказал он.

Зампред фракции "Справедливая Россия" Олег Нилов также завил, что эсеры считают недопустимым и невозможным принятие этого закона, так как он раскрутит новый виток инфляции.

Единороссы за

Депутат от "Единой России", глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что "Единая Россия" считает нужным этот закон принять.

"Сегодня мы говорим по этому закону об ответственности правительства, об ответственности министерства финансов, которое предложило эти меры, мы говорим о том, что эта ответственность неминуемо должна наступить, мы говорим о том, что дороги надо строить, и деньги на это надо дать. Мы говорим о том, что надо поддержать село, как не допустить переложения налоговой нагрузки на плечи граждан, мы говорим о том, что нельзя в очередной раз пойти на поводу у нефтяных компаний, слушая их "плач Ярославны". Это ответственная позиция, ее всегда занимала "Единая Россия", займет она ее и по этому закону", — сказал Макаров.

Президент РФ Владимир Путин определился с акцизами на топливо на ближайшие три года. И, на первый взгляд, не так все и страшно. Например, на бензин ниже класса «Евро-5» вплоть до 2019 года налоговая нагрузка вообще увеличиваться не будет. Да и на топливо высокого экологического класса весь следующий год – тоже.

Итак, президент подписал закон о повышении акцизных ставок в конце ноября. Учитывая, что в 2016 году налог на автомобильное топливо корректировался дважды (в начале года, а также внепланово – с 1 апреля), новость об их неизменности на протяжении всего 2017 года должна порадовать автомобилистов.

Повышение акцизов в 2016 году: в январе – увеличены на бензин четвертого класса – на 2,4 руб./литр до 7,9 руб./литр; акциз на дизтопливо составил 3,3 руб./литр; в апреле – увеличен на 2 руб./л для бензина и на 1 руб./л для дизельного топлива.

Так, например, для топлива низкого экологического класса «заморозка» акцизов продлится до 2019 года. На бензин класса «Евро-5» акцизы начнут повышаться только в 2018 году, а именно – вырастут на 405 рублей.

Рост акцизов на бензин с 2016 по 2019 год (руб. за тонну)

Не останутся без изменения акцизы на дизельное топливо. Сообщается, что в ближайшие три года они вырастут почти на 40% по сравнению с сегодняшними ставками.

Рост акцизов на дизельное топливо с 2016 по 2019 год (руб. за тонну)

Напомним, еще осенью стало известно, что за счет увеличения налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в 2017 году в бюджет планировали набрать 200 миллиардов рублей. Несколько вариантов для решения поставленной задачи предложили три участника обсуждения – Минфин, Минэнерго и сами нефтяники. По сути, каждый из них представлял собой компиляцию повышений и понижений различных налоговых нагрузок на отрасль – акцизов на топливо, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин. Например, нефтяники предлагали либо «повесить» все на автомобилистов, выручив все 200 млрд рублей за счет роста акцизов, либо разделить нагрузку пополам и вторую часть заложить в повышение экспортной пошлины на 300 рублей за тонну нефти. При втором варианте бензин подорожал бы на 1,5 рубля за литр.

Минфин предлагал основную нагрузку возложить на нефтяные компании, увеличив НДПИ на 473 рубля, до 1392 рублей за тонну, но при этом немного урезать акцизы и снизить экспортную пошлину с сегодняшних 42% до 30%. При этом литр бензина подешевел бы на 80 копеек.

Сценарий Минэнерго предлагал добрать 136 млрд рублей из акцизов, а остальное за счет небольшого повышения НДПИ – на 128 рублей. При таком развитии событий ценник на бензин увеличился бы на 1,6 руб. за литр, на дизель – на 1,9 руб. за литр.

Как мы видим сегодня, итогом стала некая компиляция из всех этих предложений: акцизы растут, но гораздо более «безболезненно» – с заморозкой на год для «Евро-5» и на три года – для бензина низкого экологического класса. При этом повышается НДПИ для газодобывающих компаний – на 413 рублей за тысячу кубометров. Об изменениях экспортных пошлин пока не говорится.

В законе о повышении акцизов, подписанном Путиным, также есть информация о том, как будут меняться акцизы на легковые автомобили.

Рост акцизов на легковые автомобили с 2016 по 2019 год (руб. за л.с.)

Как менялись цены на топливо в 2016 году

МОСКВА, 26 фев — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении и в целом закон о повышении с 1 апреля 2016 года ставок акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и средние дистилляты.

Документ был внесен правительством на прошлой неделе. Нижняя палата парламента оперативно рассмотрела законопроект за кратчайшие сроки. Сегодня же, в пятницу, документ будет рассмотрен в Совете федерации.

"Дополнительные доходы от этой меры в 2016 году составят 75,4 миллиарда рублей, а с учетом возмещения по прямогонному бензину предприятиям нефтехимии — 70 миллиардов рублей. Это мера вынужденная", — сказал на пленарном заседании замминистра финансов Юрий Зубарев.

Предлагаемое дополнительное повышение акцизов — это одно из решений в числе прочих по мобилизации доходов в федеральный бюджет, добавил также замминистра. "По предварительным оценкам, при сохранении текущих мировых цен на энергоносители и текущем курсе рубля до конца года, объем выпадающих доходов может превысить 2,6 триллиона рублей при бюджете 13,7 триллиона рублей — это 20% расходной части бюджета. Это более, чем серьезно", — отметил Зубарев.

Рост розничных цен из-за повышения ставки акцизов на бензин, по словам Зубарева, при текущей ситуации в экономике будет в пределах инфляции.

Ранее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев говорил, что при повышении акцизов розничные цены на бензин и дизельное топливо в РФ вырастут на 2-3%.

Одновременно замминистра финансов Максим Орешкин прогнозирует рост цен на бензин в России на 5% в 2016 году при повышении акцизов, если среднегодовая цена нефти составит 30 долларов за баррель.

Смысл закона

Согласно принятому закону, с 1 апреля ставка акциза на автомобильный бензин повышается на два рубля за литр, на дизельное топливо — на один рубль за литр. В целях предотвращения заинтересованности в нелегальном производстве автобензина повышаются ставки акцизов и на прямогонный бензин.

Чтобы пресечь создание схем по уклонению от уплаты акцизов путем реализации дизтоплива под видом средних дистиллятов ставки акцизов на средние дистилляты и дизтопливо устанавливаются в одинаковом размере. При этом для минимизации возможного негативного влияния принимаемых мер на агропромышленный комплекс ставка акциза на дизтопливо повышается на 50% от уровня повышения ставки акциза на автомобильный бензин.

Ставка акциза на бензин пятого класса с 1 апреля по 31 декабря 2016 года составит 10,13 тысячи рублей за тонну, а в 2017 году — 7,43 тысячи рублей. Ставки акцизов на бензин, не соответствующий пятому классу, а также на прямогонный бензин с 1 апреля по 31 декабря 2016 года составят 13,1 тысячи рублей за тонну, с 2017 года — 12,3 тысячи рублей.

Ставки акцизов на дизтопливо и средние дистилляты с 1 апреля по 31 декабря 2016 года составят 5,293 тысячи рублей, в 2017 году — 5,093 тысячи рублей за тонну.

Оппозиция против

Представители трех оппозиционных фракций выступили против рассмотрения этого законопроекта. В итоге большинство депутатов отклонило это предложение.

"Цена на топливо растет, а правительство предлагает латать дыры, повышая акцизы. Обещали раньше отменить транспортный налог — не отменили, еще и акцизы хотят повышать, и с "Платоном" вопрос не решают. Поэтому это тройное налогообложение беспокоит наших граждан. Мы считаем, что нужно внимательно посмотреть этот законопроект (о росте ставки акцизов на бензин ред.), и в таком авральном режиме его не надо рассматривать", — сказал на заседании Госдумы замглавы фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

В свою очередь, зампред фракции КПРФ Николай Коломейцев поддержал это предложение.

"Мы поддерживаем снятие второго пункта (повестки — законопроект об акцизах на бензин - ред.) как антирыночного и антиконституционного. Сколько можно эти поборы увеличивать?" — сказал он.

Зампред фракции "Справедливая Россия" Олег Нилов также завил, что эсеры считают недопустимым и невозможным принятие этого закона, так как он раскрутит новый виток инфляции.

Единороссы за

Депутат от "Единой России", глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что "Единая Россия" считает нужным этот закон принять.

"Сегодня мы говорим по этому закону об ответственности правительства, об ответственности министерства финансов, которое предложило эти меры, мы говорим о том, что эта ответственность неминуемо должна наступить, мы говорим о том, что дороги надо строить, и деньги на это надо дать. Мы говорим о том, что надо поддержать село, как не допустить переложения налоговой нагрузки на плечи граждан, мы говорим о том, что нельзя в очередной раз пойти на поводу у нефтяных компаний, слушая их "плач Ярославны". Это ответственная позиция, ее всегда занимала "Единая Россия", займет она ее и по этому закону", — сказал Макаров.



Просмотров