Пробное огэ по литературе онлайн. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Дарья Ульянова:

ГОВОРЯТ, ЧТО СЛОЖНО, НО ЭТО НЕ ТАК

Я начала готовиться к экзамену за полгода. Основное, что надо знать – термины, например, что такое рассказ, сказка, роман. Если уж вы совсем не готовитесь, то запомните, что в ОГЭ по литературе, в основном, восьмой-девятый класс.

Если хочется получить максимальный балл, надо начинать готовиться за год хотя бы. Я очень переживала, что плохо напишу, потому что сдавала в другой школе, но, когда села, была удивлена, как все легко. Справилась за 40-50 минут и ушла.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Самое главное – знать писателей, и о чем они говорили. Экзамен состоит из трех частей: сравнить два стихотворения, найти в нем эпитеты, олицетворение и другие средства выразительности речи и сочинение.
На мой взгляд, надо правильно выражать свои мысли в сочинении – это большой плюс. В школах всегда пугают насчет экзаменов, говорят, что все очень сложно, но это не так.

Алена Гроссман:

В СОЧИНЕНИИ НЕ НАДО «ЛИТЬ ВОДУ»

Я начала подготовку к экзамену с того, что прочитала весь список рекомендуемой литературы и анализ этих произведений, ознакомилась с биографией поэтов и писателей. Выучила все термины. После я посмотрела на сами кимы. Все задания брала с сайта ФИПИ.

Готовиться я начала с сентября. Сначала занималась с репетитором, чтобы понять, что и как писать, а после этого все делала сама. Очень важно – уметь видеть проблематику произведения и анализировать. Сложно с таким объемом информации запомнить что-то и не перепутать ничего.

Для меня экзамен прошел спокойно. Надо сосредоточиться и не паниковать в случае, если чего-то не знаете. Начать следует с задания, которое кажется проще остальных. В сочинении не нужно «лить воду». Говорите строго по делу и употребляйте литературную терминологию. Конечно, важна грамотность.

Времени дается достаточно для того, чтобы все написать, проверить и перенести на бланк ответов.

Екатерина Шуклина:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Я начала готовиться с ноября. Сначала я определилась, какой вариант буду писать из первой части. Передо мной стоял выбор между лирикой и прозой. Я выбрала первое, потому что она мне ближе. Помогал мне учитель по литературе, мы разбирали все возможные варианты из первой части, а сочинение я писала самостоятельно дома, после чего преподаватель проверяла.

Я учила все литературные термины, читала биографию писателей. Перед экзаменом я прочитала краткое содержание произведений, которые мы проходили в школе, смотрела пересказы на YouTube.

На экзамене я очень сильно волновалась, из-за чего были трудности с внимательностью. Я ответила даже неправильно на вопрос из-за того, что что-то не дочитала в задании.

Во время написания сочинения мне понравилось то, что у смотрящего можно было попросить любое произведение.

Самый главный совет – быть внимательными и не волноваться. Это к хорошему не приведет.

Пример разработки заданий для ОГЭ, литература, 9 класс

Пилипенко Надежда Анатольевна,

учитель МБОУ "СОШ №12 с УИОП" г. Старый Оскол,

Белгородской области

Часть 2.

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Часть 2 содержит задание высокого уровня сложности (предложен

выбор из четырех заданий: 2.1–2.4), которое нацеливает экзаменуемого на

написание самостоятельного полноформатного сочинения на литературную

Выполнение задания требует от выпускника высокого уровня освоения

учебного материала, творческого подхода к созданию самостоятельного

письменного текста, способности осознанно применять умения и навыки: по-

новому интерпретировать фактический материал, находить оригинальный

способ решения проблемных задач.

Эта часть экзаменационной работы позволяет в полной мере оценить

степень овладения выпускниками жанром связного содержательного

высказывания, степень сформированности умения интерпретировать

художественный текст, последовательно излагать свою точку зрения и

аргументировать её.

Выполнение задания части 2 оценивается по следующим

универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания

конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 2.1–2.4,

требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий

первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим

критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного

менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая

работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого

балльного уровня не меняется.

Критерии Баллы

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

формулирует свою точку зрения,

не все тезисы убедительно обосновывает;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне,

и (или) не обосновывает свои тезисы;

и (или) допускает 3–4 фактические ошибки.

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;

и (или) допускает более 4-х фактических ошибок

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа

произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,

не использует их для анализа произведения,

и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;

или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.

3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и

обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их

б) текст привлекается,

не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)

в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0

4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части

высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет

необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части

высказывания логически связаны между собой,

мысль повторяется;

и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри

смысловых частей высказывания);

и (или) есть отступления от темы сочинения

в) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;

и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;

и (или) нет связи между частями и внутри частей

5. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок 3

б) допущены 3 речевые ошибки 2

в) допущены 4 речевые ошибки 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет

понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).

Максимальный балл 12

Задание 2.2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?

Примерный ответ

Тема одиночества характерна для всего творчества М.Ю. Лермонтова. Поэт считал, что постичь смысл жизни можно, только абстрагируясь от внешнего мира. Вероятно, поэтому в большинстве стихотворений этого автора перед нами встает лирический герой, размышляющий и ищущий истину на фоне различных картин природы.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» пейзаж дополняет состояние лирического героя. Мрачные картины природы помогают глубже проникнуть в мысли и идеи героя, лучше осознать его внутренний мир:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу

И звезда с звездою говорит.

Нереализованность – вот основной девиз этого стихотворения. Герой понимает, что в этой жизни ему удалось сделать много. В отчаянной фразе («Я ищу свободы и покоя…») отчетливо прослеживается символ: невостребованный и непонятный обществом поэт оставляет надежду на то, что рано или поздно его стихи покорят сердца многих:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и уснуть.

Тема одиночества наиболее полно раскрыта Лермонтовым в стихотворении «Узник». Лирический герой пытается выбраться на волю. Но эта свобода своеобразна: автор хочет найти такое место на земле, где он будет понят другими, обретет покой и надежду:

Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло свети луч лампады

Умирающим огнем.

Мотивы одиночества пронизывают все творчество Лермонтова. Поэт пытался определить свое место в жизни, вкладывая мысли в уста лирических героев.

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как отражена тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что одиночество является одной из основных в творчестве поэта. При анализе стихотворений учитывался авторский замысел. Экзаменуемый формулирует свою точку зрения, привлекая текст; но не все тезисы убедительно обосновывает; фактические ошибки и неточности отсутствуют .

Оценка по критерию К1: 2 балла.

2.2 В чем смысл пушкинского определения: «Цель поэзии – поэзия?»

Примерный ответ

Поэзия - не игра, не забава, это главное, что определяет все самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель – это прежде всего само искусство.

Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия». С искусством и творчеством поэт связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуациях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточенья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почувствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений («Поэт», «Поэт и толпа») мрачные размышления о непонимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, кажется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться на самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному глаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, если «ты сам свой высший суд», а главная награда – это и есть творчество, но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии искусства, высказанные в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в ней самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?

Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворение, написанное задолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества, - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Вот здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира, это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувства добрые». Вот ее цель и смысл. Эта основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный величественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использование большого количества славянизмов (воздвиг, главою пиит, доколь), соответствуют образу музы, послушной «веленью Божию».

Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению, а значит, действительно, «цель поэзии – поэзия».

Комментарий. Оценка по критерию К1.

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, объясняя смысл пушкинского определения. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что поэзия определяет все в человеческой жизни. При анализе стихотворений экзаменуемый учитывает авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.

2.2. Как раскрывается образ родины в лирике С.А. Есенина?

Примерный ответ

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Тема родины раскрывалась им сочными, определенными красками:

Я покинул родимый дом,

Голубую покинул Русь...

Стихи С.Есенина - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: «капустные грядки красной водой поливает восход», «березы стоят, как большие свечки». Даже «крапива обрядилась ярким перламутром» в стихотворении «С добрым утром».

Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви «до радости и боли». Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без «озерной тоски», без капли горечи... «Не отдам я эти цепи», - говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. «Цепи» привычны лирическому герою, и в их тяжести - сладость.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

Комментарий

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как изображена Россия в творчестве С. Есенина. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что чувство родины является основным в творчестве поэта, при анализе стихотворений учитывал авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.

Оценка по критерию К1: 3 балла.

2.2. Как раскрывается тема войны в лирике А.А. Ахматовой?

Примерный ответ

Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим судьбам России. Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса пишет "Молитву":

... молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Но идея "Мужества" не сводится только к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, – вот ради чего народ совершает свой подвиг.

И здесь вновь личное у Ахматовой соединяется с общенациональной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль.

Комментарий. Оценки по критерию К1.

Экзаменуемый недостаточно глубоко и полно раскрывает проблему сочинения, поверхностно и односторонне отражает авторский замысел. При анализе стихотворений ограничивается изложением своей точки зрения, отчасти подменяет анализ цитированием, не обосновывая свои тезисы.

Оценка по критерию К1: 1 балл.

2.2 Как в лирике А. Блока передается мир чистоты и красоты?

Примерный ответ

В лирике А. Блока лейтмотивом звучит мечта о всеобщем объединении мира, из глубин которого вырастает мир чистоты и красоты. Современная жизнь, по мнению Блока, погрязла в хаосе. Душа поэта стремится к объединению, слиянию сил добра, победе их над миром, пораженном пороком.

Главным достоинством предметов и явлений является их чистота, приобщенность к общей Мировой Душе, гармоничное сочетание со всеми реалиями жизни. Мировая Гармония или Душа предстает в стихотворениях Блока в образе женщины, Прекрасной Дамы.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю тайный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Именно это объединение, появление спасительной красоты предчувствует поэт. Предчувствие в лирике Блока так же важно, как и само чувство, и всегда опережает мысль. Мир Блока – мир полутонов и тонких ощущений, царство интуиций и тайн.

Ожидание чуда или повторение прекрасного мгновения из прошлого постоянно присутствуют в лирике Блока. Такое мироощущение придает силы лирическому герою, который верит, что сейчас вот-вот что-нибудь случится, что-нибудь, что сделает жизнь прекраснее, лучше или вернет былое счастье.

Напряжение ожидания настраивает читателя на чуткое прочтение стихотворений, на ожидание явления, которое у Блока непременно должно быть прекрасно.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду,– тоскуя и любя.

Блок разговаривает с нами через палитру цветов и гамму звуков. Звук и цвет – важнейшие выразительные элементы в его поэзии. Контраст и полутона создают неповторимые образы, таинственную атмосферу близости прекрасного, которая всегда присутствует у Блока.

Мелодичность его стихотворений настраивает нас на лирический лад, ведет по пути, который прошел в своих грезах и мечтах сам герой.

Мир страданий, реальный, погрязший в суете и лжи, угнетает, поэтому герой стремится к той жизни, которая должна утвердиться на земле, но время её ещё не пришло. Постоянный поиск царства истины проводит поэта через невзгоды и трудности жизни, оставляя душу молодой и верящей в светлые чувства и идеалы, ищущей, неспокойной. Герой Блока открывает читателю мир, недоступный обычному взгляду, делится тем, что смог он увидеть благодаря поэтическому таланту и особому настрою души.

Я вам поведал неземное.

Я всё сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор. В мечте – герои.

Так я причаливал к земле.

Герой Блока – это не одинокий человек среди пустынного мира, не лирик, оставшийся наедине с природой. Его герой находится среди толпы, средь шумного города, вокзалов, площадей. Лирика Блока прорывается к нам сквозь шум толпы, она близка и нашей сегодняшней жизни. И в многолюдных городах Поэт умеет слушать тишину, находить островок спокойствия и чувствовать связь с высшим миром:

В ночи, когда тревога,

И город скроется во мгле –

О, сколько музыки у бога,

Какие звуки на земле!

Образ родины у Блока предстает в виде бескрайней равнины, дорог,вьюг, метелей. Любовь к родине даёт герою надежду и утешение. Это самая чистая и верная любовь. Родина для Блока – это мир, где родились и куда уйдут все мечты, мир, тесно переплетающийся невидимыми нитями с судьбой самого поэта. Он ищет в родине спасенья, отрады, веры. Сам поэт говорил, что его лирика – о России, о её судьбе. Истинно русский дух, все прощающий, верящий в свет будущего, ищущий идеалы, помнящий о них в любой беде – это родина у Блока. Россия окутана тайной, полна сил и спокойна, как мать.

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне ты почиешь, Русь.

Александр Блок всем своим творчеством доказал: красота, гармония, внутренняя и внешняя чистота, любовь к Родине, женщине, бережное отношение к природе – делает человека Человеком.

Варианты ОГЭ 2018. Литература. Типовые экзаменационные задания: 20 вариантов / Е.А. Зинина, Л.В. Новикова

Учебное пособие "ОГЭ 2018. Литература. Типовые экзаменационные задания: 20 вариантов" Зининой В.А. содержит:

  • 20 вариантов заданий ОГЭ 2018 по литературе;
  • Инструкция по выполнению работы;
  • Особенности экзаменационной модели ОГЭ по литературе 2018 года;
  • Система оценивания экзаменационной работы ОГЭ по литературе.

Для учащихся 9 классов, учителей общеобразовательных организаций всех типов, специалистов методических служб, родителей.

Пособие позволяет учащимся 9 классов самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации по литературе.

В пособии подробно охарактеризована модель основного государственного экзамена (ОГЭ) по литературе, приведены инструкция по выполнению экзаменационной работы, инструкции к заданиям, а также критерии оценивания ответов.

Тренировочные варианты экзаменационных заданий составлены в соответствии с документами, определяющими структуру и содержание контрольно-измерительных материалов ОГЭ по литературе в 2018 году.

Пособие получило положительную научно-методическую оценку ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

УВАЖАЕМЫЕ ДЕВЯТИКЛАССНИКИ!

Совсем скоро вам предстоит сдавать первый в своей жизни государственный экзамен, который является ещё одной ступенью к дальнейшему образованию! А к любому экзамену необходимо готовиться, понимать специфику экзамена, владеть техникой выполнения заданий. Лишние волнения будут сняты, если вы знакомы с экзаменационной моделью, знаете технологию выполнения заданий, потренировались в их выполнении.

Структура и содержание основного государственного экзамена по литературе позволяют определить уровень образовательной подготовки выпускника по предмету. При этом в тексте экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы общеобразовательного минимума, обозначенного в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования и в школьных программах.

Для успешной сдачи ОГЭ вам не понадобятся какие-то «сверхзнания» или умения, выходящие за рамки той работы, которую вы выполняли на уроках литературы в школе. Сдающий экзамен по литературе должен знать содержание изученных литературных произведений и основные теоретико-литературные понятия. Кроме того, есть ряд умений, которые проверяются всеми заданиями ОГЭ по литературе: умения анализировать и интерпретировать литературное произведение, выявлять авторскую позицию и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному, создавать связный текст. Одно из заданий требует умения сопоставлять литературные произведения.

Книга содержит 20 типовых экзаменационных вариантов, соответствующих демонстрационной версии ОГЭ по литературе в 2018 году. Специфика и особенности работы, инструкция по её выполнению, общая для всех вариантов, даются в начале книги. В конце пособия подробна описана модель ОГЭ по литературе, представлена система оценивания всех заданий, даны критерии их оценивания.

Данное пособие поможет вам обобщить и систематизировать знания и качественно подготовиться к экзамену.

Желаем успехов!

Обращение к учащимся................................................... 3

Инструкция по выполнению работы....................................... 4

Тренировочный вариант 1 ................................................. 5
Тренировочный вариант 2 ................................................ 12
Тренировочный вариант 3 ................................................ 18
Тренировочный вариант 4 ................................................ 24
Тренировочный вариант 5 ................................................ 30
Тренировочный вариант 6 ................................................ 36
Тренировочный вариант 7 ................................................ 42
Тренировочный вариант 8 ................................................ 47
Тренировочный вариант 9 ................................................ 53
Тренировочный вариант 10 .............................................. 59
Тренировочный вариант 11 .............................................. 65
Тренировочный вариант 12 .............................................. 72
Тренировочный вариант 13 .............................................. 79
Тренировочный вариант 14 .............................................. 85
Тренировочный вариант 15 .............................................. 93
Тренировочный вариант 16 ............................................. 101
Тренировочный вариант 17 ............................................. 108
Тренировочный вариант 18 ............................................. 118
Тренировочный вариант 19 ............................................. 126
Тренировочный вариант 20 ............................................. 133

Приложение 1. Особенности экзаменационной модели ОГЭ
по литературе 2018 года............................................ 140

Приложение 2. Система оценивания экзаменационной
работы ОГЭ по литературе.......................................... 152

Приложение 3. Список произведений, по которым
могут формулироваться задания КИМ по литературе
основного государственного экзамена (ОГЭ) .......................... 157

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.

Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения; второй - на анализ лирического стихотворения (или басни).

Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя два первых задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3-5 предложений с опорой на текст.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа - 5-8 предложений).

Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегайте пространных вступлений и характеристик, соблюдайте нормы речи.

Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.

Часть 2 содержит четыре темы сочинения, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения меньше 150 слов, то за него выставляется 0 баллов).

При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Все ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания , суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

Максимальный балл

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближаю т эти стихотворения?
  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Выделите в формулировке главные слова.
  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  4. Найдите в текстах основания для сравнения.
  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?



Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 6

«3» – от 7 до 13

«4» – от 14 до 18

«5» – от 19 до 23

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.



Просмотров